2 часа
-
Понятие земельных правовых норм и их виды. Механизм реализации земельных правовых норм.
-
Понятие земельных правоотношений и их виды.
-
Объекты земельных правоотношений.
-
Субъекты земельных правоотношений.
-
Содержание земельных правоотношений.
-
Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений.
Содержание
Задача 1
Арендодатель обратился в арбитражный суд с иском к арендатору о признании незаключенным договора аренды земельного участка. В обоснование своих требований арендодатель указал на то, что договор аренды земельного участка, заключенный сроком на 11 месяцев не прошел государственную регистрацию, а согласно закону субъекта федерации на территории которого находится земельный участок, все договоры аренды недвижимого имущества подлежат государственной регистрации независимо от сроков аренды.
Решите дело.
В каких случаях осуществляется государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними?
Какие субъекты наделены правом издавать нормативные акты по вопросам определения круга прав на недвижимое имущество и видов сделок с ним, подлежащих обязательной государственной регистрации? Какие нормативные акты устанавливают это право?
Задача 2
Законом субъекта Российской Федерации «Об основаниях (случаях) бесплатного предоставления и предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» установлено, что «земельный участок для обслуживания жилого дома — земельный участок, предназначенный для обслуживания (эксплуатации) существующего жилого дома (квартиры в жилом доме), включающий в себя земельный участок, находящийся непосредственно под жилым домом (квартирой в жилом доме), и прилегающую к нему территорию с хозяйственными постройками, и земельный участок, используемый для огородничества (приусадебный участок)»
Соответствует ли приведенное в законе субъекта Российской Федерации определение земельного участка нормам Земельного кодекса РФ? Обоснуйте ответ
Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности
Земельно-правовая норма — это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения.
Институты Общей и Особенной части земельного права состоят из правовых норм, являющихся первичными «клетками», ячейками земельного права.
Занимая центральное место в правовом механизме земельного права и обеспечивая связь и взаимодействие всех его элементов, правовые нормы выступают средством правового регулирования земельных отношений, ориентируя деятельность их участников на обеспечение рационального использования земель и санкционированные государством правила поведения субъектов земельных правоотношений. Земельно-правовые нормы характеризуются следующими признаками: общеобязательность, формальная определенность, системность и государственная природа.
Выделяются различные виды земельно-правовых норм.
В зависимости от характера предписания и способа воздействия на участников правоотношений выделяются процессуальные и регулятивные нормы.
Регулятивные нормы бывают: запретительными (запрещающими совершать те или иные действия), уполномочивающими на совершение определенных действий и обязывающими совершить какие-либо действия.
Процессуальные земельно-правовые нормы делятся на:
-правонаделительные (определяющие порядок предоставления земель),
— правообеспечительные (устанавливающие порядок проведения землеустройства),
— правоохранительные (регламентирующие порядок разрешения земельных споров) и
— правопрекращающие (определяющие порядок прекращения прав на земельный участок). Возможны и иные классификации земельно-правовых норм, например по институтам земельного права.
Административный механизм реализации земельно-правовых норм имеет в своей основе императивный подход к поведению участников земельных отношений. Одной из мер административного воздействия, имеющего целью обеспечить рациональное использование и охрану земель, является установление твердого порядка изъятия и предоставления земельных участков. Среди мер административно-правового воздействия большое значение имеет государственный контроль за использованием земли.
Существует также экономический механизм правового регулирования земельных правоотношений. Он складывается из мер двойственного характера позитивного (экономическое стимулирование пользователей земельных участков действовать в соответствии с земельно-правовыми нормами) и негативного (оказывают влияние на экономический интерес пользователя через изъятие у него части получаемого от земли дохода — взимание платы за пользование землей, а также взимание платы за загрязнение земель).
Земельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т. е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием.
Структура земельно-правовой нормы
Земельно-правовая норма имеет обязательные элементы, без которых нормы права как таковой быть не может.
Обязательными элементами земельно-правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция. Рассмотрим их по отдельности.
1. Гипотеза земельно-правовой нормы определяет условия, при которых возможно ее применение. Эти условия выражаются, как правило, в наличии фактов, имеющих юридическое значение. Например, для изъятия земель сельхозпредприятий для государственных или общественных нужд необходим такой юридически-фактический состав, как решение на то компетентного государственного органа; осуществление процедуры предварительного согласования мест размещения объекта на изымаемом участке, возмещение сельхозпредприятию убытков, причиненных изъятием земельного участка, и т.п.
Если гипотеза правовой нормы не соответствует фактическим обстоятельствам дела, то данную земельно-правовую норму применять нельзя. Так, если гражданин, заявивший о предоставлении ему земельного участка для ведения крестьянского хозяйства, не достиг возраста 18 лет, то норму о праве граждан на ведение крестьянского хозяйства к нему применять нельзя.
2. Диспозиция земельно-правовой нормы выражает правило поведения, закрепленное в норме либо вытекающее из ее смысла. Например, в ЗК РФ закреплено правило эффективно использовать землю, однако в чем это заключается — в законе не раскрыто. Исходя из смысла законодательства, можно сделать вывод о том, что землепользователи должны, с одной стороны, максимально полно и экономно использовать площадь предоставленной земли, а с другой — повышать качество земли как средства производства.
Диспозиция правовой нормы зачастую содержится в нескольких нормативно-правовых актах. Так, обязанности агронома хозяйства предусмотрены в правилах внутреннего трудового распорядка хозяйства и других нормативно-правовых актах, предусматривающих основные правила работы на земле.
3. Санкция земельно-правовой нормы — обязательный элемент, без которого норма не может быть эффективной.
Санкцией правовая норма отличается от иных норм, не имеющих правового характера (от научно обоснованных систем земледелия; от земледельческих традиций, господствующих в данном регионе; от моральных норм и т.п.).
Санкция правовой нормы выражается в наказаниях за совершенные нарушения земельного законодательства, а также в неблагоприятных последствиях, наступающих в случае ненадлежащего поведения субъектов земельных правоотношений.
Структурные части земельно-правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) излагаются в статьях, пунктах, подпунктах того или иного нормативного акта по-разному.
Особенности земельно-правовых норм. Поскольку нормы земельного права действуют в определенной логической взаимосвязи, т. е. одни из них регулируют позитивные (положительные) действия людей, другие — правоохранительные — охраняют их от нарушений, то в законодательной практике допускается раздельное их формулирование. Во избежание нежелательных повторений в земельном законодательстве имеются также отсылочные статьи — нормы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают к другим статьям данного или иного нормативного акта. Применяется и прямой способ изложения тех или иных элементов правовой нормы — без отсылки к другим статьям нормативного акта.
Виды земельно-правовых норм:
-
обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Например, ст. 42 Земельного кодекса РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, своевременно производить платежи заземлю;
-
запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. Например, ст. 42 Земельного кодекса РФ запрещает допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих территорий;
-
управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать земельный участок в аренду и т. д.).
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Право на землю » Виды земельных правоотношений
Статья посвящена различным видам земельных правоотношений, их общим чертам и особенностям
Рассматривая виды земельных правоотношений, необходимо отметить, что само понятие «земельные отношения» закреплено в ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ), где указано, что к этому виду отношений относятся отношения по использованию и охране земель, недр, водных объектов, лесов, особо охраняемых природных территорий в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. К ним применяются: законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, об охране объектов культурного наследия народов РФ, специальные федеральные законы.
Общественные отношения в области землевладения и землепользования весьма сложны. В п. 2 ст. 3 указанного нормативного акта разграничены виды правоотношений: природоресурсные, экологические и земельные. Регулирование последних осуществляется преимущественно с использованием предписаний ЗК РФ. Применение норм других отраслей права допускается:
а) в случаях, когда земельное законодательство подходящих предписаний не содержит (ЗК РФ соответствующие отношения не регулирует);
б) при условии, что действие норм других отраслей не нарушает принципы, закрепленные в ЗК РФ.
Имущественные отношения, связанные с владением, использованием и распоряжением земельными участками регулирует гражданское законодательство и профильные нормативно-правовые акты (п. 3 ст. 3 ЗК РФ), например: ФЗ РФ №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Имущественные земельные отношения подпадают под действие «технических» нормативных актов. Это ряд федеральных законов РФ: №22-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Анализируя соотношение земельного и гражданского права, следует отметить, что исходя из предмета регулирования гражданского законодательства (ст. 2 Гражданского кодекса РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ) (далее – ГК РФ), определяющего правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и иных вещных прав, ГК РФ регулирует договорные обязательства, а также имущественные и личные неимущественные отношения (основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников), можно сделать вывод о том, что осуществление прав на землю, а также совершение сделок с земельными участками относится к сфере гражданского законодательства. Это находит подтверждение и в самих нормах ЗК РФ. Так, согласноп п. 4 ст. 11 ЗК РФ при объединении земельных участков, принадлежащих на праве общей собственности разным лицам, у них возникает право общей собственности на вновь образуемый земельный участник в соответствии с гражданским законодательством. Точно также положения п. 1 ст. 23 ЗК РФ свидетельствуют о том, что ЗК РФ не относит к предметам своего регулирования вопросы установления сервитута, находящегося в сфере гражданского права, ограничиваясь только публичным сервитутом.
На практике применяются положения как гражданского, так и земельного права. В соответствии с п. 1 ст. 39 ЗК РФ условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, ЗК РФ, федеральными законами. Вместе с тем следует учитывать, что согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Элементы земельных правоотношений
В юридической литературе выделяют несколько классификаций земельных правоотношений, которые зависят от внутренней структуры правоотношений: объект, субъект и содержание правоотношений (субъективные права и обязанности).
Объект правоотношений – предмет, в отношении которого возникают отношения. Объектами земельных правоотношений согласно ст. 6 ЗК РФ «Объекты земельных отношений» являются:
- земля как природный объект и природный ресурс;
- земельные участки;
- части земельных участков.
Земельный участок как объект права собственности на землю и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю признается недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Положение о том, что земля может выступать в качестве объекта земельных отношений, нашло отражение как в ЗК РФ, так и в ряде федеральных законов. К таким отношениям относятся отношения, связанные с делением земель на категории (ст. 7 ЗК РФ, ФЗ от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», с охраной земель, в том числе как компонента окружающей среды (ст. 12 ЗК РФ, ст. 1 ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), отношения с использованием земель без предоставления земельных участков и установления сервитута (ст. 39 ЗК РФ), с мониторингом земель (ст. 67 ЗК РФ), мелиорации земель (ФЗ от 10 января 1996 г. №4-ФЗ «О мелиорации земель». Порча земель и невыполнение обязанности по рекультивации земель являются противоправными деяниями, за совершение которых предусматривается административная и уголовная ответственность (ст. 8.6, 8.7 КоАП РФ, ст. 254 УК РФ). Кроме того, в гл.XIII ЗК РФ особо оговорена ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель.
Субъект правоотношений – лицо, которое вступает в правоотношения относительно определенного объекта (например, арендатор земельного участка). Субъекты земельных правоотношений определены в ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений». К ним относятся:
- граждане РФ;
- юридические лица;
- Российская Федерация;
- субъекты РФ;
- муниципальные образования.
Под «содержанием правоотношений» понимается совокупность прав и обязанностей, которые несут участники конкретного отношения. Например, права и обязанности лица, получившего землю в бессрочное пользование.
Виды земельных правоотношений
В системе права традиционно выделяют два основных вида земельных правоотношений по характеру содержания правоотношений (по функциональному назначению):
— регулятивные земельные отношения – отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанные с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.)
— охранительные (правоохранительные) земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.
Кроме того, по основному хозяйственному назначению земельные отношения могут складываться:
- в процессе сельскохозяйственного производства;
- при использовании земли в промышленности и строительстве;
- при использовании земли в лесном хозяйстве и т.д.
Земельные правоотношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, широко используемым в гражданском праве:
— по критерию содержания: имущественные и неимущественные;
— по критерию определенности состава субъектов:
— абсолютные – определена только одна сторона правоотношений, которая наделена определенным набором прав, другие стороны не конкретизированы. (Например, права собственника на землю);
относительные – четко определены стороны отношений, каждая из которых наделена правами и обязанностями по отношению друг к другу (сделки с землей).
— по характеру регулирования:
— материальные – возникают при реализации прав и обязанностей, регламентированных земельным законодательством (например, право свободного распоряжения землей, или обязанность уплачивать земельный налог в установленном порядке);
— процессуальные – регулируют порядок возникновения прав и обязанностей в отношении земли (порядок совершения сделок с землей).
— по степени взаимной обязанности их участников:
— отношения равноправия (партнерские отношения) и отношения подчиненности одной стороны другой и т. д.
Это основные типы классификаций земельных правоотношений. Также в некоторых источниках виды земельных правоотношений классифицируются в зависимости от целевого назначения земель. Например, отношения по использованию земель сельхозназначения, отношения по использованию земель лесного фонда и т.д. В литературе можно встретить ряд других классификаций, которые не получили столь широкого распространения и используются ограниченным кругом специалистов.
На содержание земельных правоотношений влияют следующие факторы:
- особенности объекта земельного правоотношения;
- правовой статус субъектов земельных правоотношений;
- правовое регулирование тех видов отношений, которые составляют основу данного правоотношения.
Земельные правоотношения – общественные (фактические) отношения, урегулированные нормами права, либо сложившиеся в результате действия этих норм. Земельные правовые отношения обладают рядом специфических черт, отличающих их от других видов правоотношений: особенности объекта, субъектов, содержания, оснований возникновения, изменения и прекращения. Они непосредственно связаны с объективными закономерностями развития человеческого общества и общественного производства; являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли; являются сложными, комплексными отношениями, при этом регулирование их осуществляется нормами как земельного, так и гражданского, административного, экологического и иных отраслей законодательства.
Особенности различных видов земельных правоотношений
Все виды земельных правоотношений имеют свои особенности, которые влияют на характер их применения. В зависимости от ситуации один и тот же субъект может вступать в различные правоотношения, с различными для него последствиями. Например, гражданин обращается к органам местной власти с заявлением о выделении земельного участка. В данном случае он вступает в процессуальные, регулятивные, относительные правоотношения. Решением органов власти гражданину предоставлен в собственность земельный участок, теперь в отношении него действуют абсолютные правоотношения – право собственности на землю. Гражданин, реализуя это право, сдает участок в аренду и между землевладельцем и арендатором возникают материальные, регулятивные правоотношения по поводу договора аренды. При осуществлении всех этих действий гражданин выступает субъектом земельных правоотношений, которые различны по характеру, но между тем они тесно взаимосвязаны между собой.
Взаимосвязь между различными правоотношениями – характерная черта любых из них. Из абсолютных правоотношений возникают материальные: право собственности на землю дает возможность сдавать эту землю в аренду. В тоже время правоотношения имеют и существенные отличия. Например, регулятивные являются закреплением порядка осуществления тех или иных действий, которые носят добросовестный характер, не нарушают пределы прав других субъектов. А охранительные правоотношения, напротив, являются средством применения ответственности за противоправное поведение. Для таких правоотношений характерна эпизодичность, они не носят длительный характер и заканчиваются исполнением предписанных норм. Кстати, временные рамки правоотношений также зависят от их вида. Например, абсолютные правоотношения носят постоянный характер, например, право собственности на землю является неизменным до возникновения оснований для его прекращения. Относительные же правоотношения возникают на небольшой промежуток времени. Например, при совершении купли-продажи земли субъекты вступают в относительные правоотношения, и один выступает в качестве покупателя, а другой продавца – на каждом из них определенный объем прав и обязанностей. С завершением сделки стороны прекращают свои правоотношения.
Земельные правоотношения в России
К особенностям данных правоотношений относят не только специфику объекта данного вида отношений, правовой статус субъектов, но и комплексный характер. Земельные правоотношения могут быть как публичными, так и частноправовыми. Как уже отмечалось, земельные правоотношения – общественные отношения между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права. Одной из особенностей земельных правоотношений является то, что РФ, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в двух качествах. Во-первых, как регуляторы данного вида отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на подведомственной им территории. В этих случаях нормативные акты имеют властный характер – обязательные предписания при ведении государственного земельного кадастра, зонировании земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, сервитуты и др. Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками правоотношений: гражданами и юридическими лицами (ч. 2 ст. 9, ст. 10 и 11 ЗК РФ). Во-вторых, являясь одним из видов правоотношений, земельные правоотношения обладают общими для всех правоотношений чертами: общественный характер; основываются на законе, то есть они выступают как результат регулирования. Перечень и содержание конкретных прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений определяются: а) в сфере землепользования – в зависимости от титула права пользования. Так, титул собственника позволяет располагать самыми широкими правами не только по владению и пользованию, но и по распоряжению земельным участком. Наименьший объем прав предоставлен субъекту права на титуле земельного сервитута; б) в сфере управления правомочия находятся в зависимости от уровня и значения органа государственной власти и управления. Наибольший круг правомочий имеют федеральные органы общей компетенции и федеральные органы специальной компетенции; меньший предоставлен общим и специальным территориальным органам управления субъектов РФ; в) в зависимости от целей и видов пользования земельными ресурсам.
Земельно-правовые отношения – это общественные отношения, возникающие в сфере управления, использования и охраны земель, урегулированные нормами земельного права, состоящие во взаимной связи взаимных субъективных прав и юридических обязанностей участников этих отношений.
Субъект земельных отношений
Структура земельных отношений включает в себя 3 элемента:
1. субъект,
2. объект,
Субъект – это лица (в т.ч. и публичные образования), наделенные законодательством юридическим свойством, позволяющим им участвовать в земельных правоотношениях.
Три группы субъектов в зависимости от единства их правового статуса:
1. Физические и юридические лица – они являются участниками всех видов земельных отношений;
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица – эти субъекты участвуют в управленческих отношениях и правоохранительных отношениях по использованию (предоставляются на праве постоянного бессрочного пользования или аренды). К этой группе относятся суды и правоохранительные органы
3. Публичные образования: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования – в основном, являются участниками только отношений публичной (государственной и муниципальной) собственности.
Объект земельных отношений
Объект – то, по поводу чего возникают отношения.
К объектам относятся:
1. земля, как природный ресурс, как часть окружающей среды (как природный объект);
2. земельный участок;
3. части земельного участка (при установлении обременений). Напр., сервитут может быть установлен на часть участка; фактического разделения участка не происходит. «Часть земельного участка” – категория временная;
4. земельные доли или доля в праве собственности на земельный участок (в случае общедолевой собственности).
Содержание земельных отношений
Содержание земельных отношений – это совокупность субъективных прав и юридических обязанностей.
Субъективное право – предусмотренная правовой нормой мера возможного поведения уполномоченного субъекта, обеспеченная законом, которая включает в себя:
1. право на обладание земельным участком;
2. право на совершение конкретного действия или бездействия (на определенное поведение);
3. право требовать от обязанного лица определенного поведения (активного или пассивного);
4. право на защиту (спорный элемент).
Юридическая обязанность – это мера должного поведения участника правоотношения, обеспеченная нормой права.
Юридические обязанности бывают активные и пассивные.
Права и обязанности участников земельных отношений могут быть общими (все собственники должны использовать земельный участок по целевому назначению) и специальные (например, обязанность произвести осушение земельного участка).
Классификация земельных правоотношений
Классификация земельных правоотношений:
I. в зависимости от содержания:
1. отношения собственности на землю;
2. отношения землепользования (в широком смысле);
3. управленческие отношения;
4. правоохранительные отношения
II. в зависимости от характера земельных правоотношений:
1. материальные земельные отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами земельного права, устанавливающие права и обязанности участников земельных отношений (как правило, это статистические отношения);
2. процедурные земельные правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами земельного права, устанавливающие порядок положительной, позитивной деятельности уполномоченных субъектов;
3. процессуальные земельно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами права, устанавливающие порядок деятельности юрисдикционных органов (как правило, это суды) по принудительной реализации земельно-правовых норм, разрешению земельных споров и привлечению виновных лиц к ответственности. Процессуальные отношения – это отношения конфликтные.
Основания изменения земельных правовых отношений:
1. изменение качества земель;
2. изменение категории, целевого назначения, целевого использования земельного участка;
3. переоформление прав на земельный участок;
4. установление охранных зон – они предполагают некоторые ограничения на использование.
Земельными правоотношения — фактические общественные отношения, являющиеся результатом актов волевого поведения людей по поводу земли, урегулированные нормами земельного права, т.е. возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в соответствии с предписаниями земельно-правовых норм.
Земельные правоотношения имеют сложное содержание, что объясняется особенностями их объекта — земли, правового положения участников этих отношений и рядом других причин.
На содержание земельных правоотношений влияют следующие обстоятельства:
• особенности объекта земельного правоотношения;
• правовой статус субъектов земельных правоотношений;
• правовое регулирование тех видов отношений, которые составляют основу данного правоотношения.
В сфере земельного права выделяют в структуре земельных правоотношений следующие элементы:
» норма права, на основе которой складывается правоотношение;
» субъекты,деятельность которых регулируется соответствующей нормой права;
» объект,по поводу которого складываются земельные правоотношения. Этим объектом в земельном праве является индивидуально определенный земельный участок, в сфере государственного регулирования объектом земельных правоотношений может быть земельный фонд в целом, а также его составные части в пределах границ субъектов РФ.
» ,под которым понимаются права и обязанности участников отношений, а также их действия, направленные на реализацию этих прав и обязанностей.
Виды земельных правоотношений
В зависимости от содержания правоотношений их принято разделять по основным институтам земельного права:
— правоотношения собственности на землю;
— отношения в сфере государственного управления землями;
— правоотношения по использованию земель;
— правоотношения связанные с охраной земельных прав.
В зависимости от форм собственности земельные правоотношения подразделяются на правоотношения частной, государственной, муниципальной собственности.
По направленности правовых норм земельные правоотношения можно разделить на:
а) земельные материальные правоотношения предусмотрены нормами, устанавливающими права и обязанности субъектов права непосредственно по поводу земли, складываются по поводу реализации прав и обязанностей, предусмотренных нормами права;
б) земельные процессуальные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, правовому регулированию подвергается способ реализации прав и обязанностей;
в) регулятивные земельные правоотношения складываются в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности.
г) охранительные отношения возникают в результате нарушения земельного правопорядка и реализуются при применении к правонарушителю юридической ответственности.
Регулятивные и правоохранительные земельные правоотношения могут быть материальными и процессуальными.
Земельные правоотношения можно подразделить на:
— общие(применимые ко всем институтам земельного права) и конкретные (применимые к конкретным видам земельных правоотношений, складывающихся в каждом конкретном случае).
По определенности участников правоотношения: абсолютные и относительные.Абсолютное земельное правоотношение предполагает, когда одному управомоченному субъекту противостоит неопределенный круг обязанных лиц. В относительных земельных правоотношений четко определенный круг субъектов.
По категории субъектов права собственности правоотношения подразделяются на подвиды:
— правоотношения собственности на землю граждан и юридических лиц — право частной собственности предполагает;
— правоотношения федеральной собственности и собственности субъектов РФ — право государственной собственности;
— правоотношения с определенными земельными долями собственников или без определенных долей — право общей собственности.
В зависимости от направления деятельности по управлению землями эти правоотношения делятся на правоотношения по ведению государственного земельного кадастра,планированию использования и охраны земель, предоставлению и изъятию земель для государственных и общественных нужд, землеустройству и планированию земель населенных пунктов, ведению государственного контроля за использованием и охраной земель, ведению мониторинга земель и разрешению земельных споров.
Земельные правоотношения по использованию земли имеют производный характер от отношений земельной собственности. Они подразделяются на отношения непосредственного и производного пользования землей.
Отношения по использованию земли подразделяются на первичные и вторичные.
Правоотношения по использованию земли можно классифицироватьв зависимости от категории земель: правоотношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений,земель промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения, а также земель особо охраняемых территорий, земель запаса, земель лесного и водного фонда. Внутри каждого из указанных подвидов можно выделить иные разновидности правоотношений в зависимости от правового режима земельных участков и видов, составляющих ту или иную категорию земель.
Субъекты земельных правоотношений
В Российской Федерации вся земля находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а земельный фонд России в зависимости от основного целевого назначения делится на категории.
Субъектами земельных правоотношений являются Российская Федерация, ее субъекты, физические и юридические лица.
Российская Федерация и ее субъекты являются участниками правоотношений государственной собственности на землю.
Административно-территориальные единицы (органы МСУ) выступают субъектами правоотношений муниципальной собственности на землю, находящуюся в пределах их границ или черты соответствующих поселений.
Все остальные субъекты земельных правоотношений —органы государственной власти и местного самоуправления, физические и юридические лица — выступают участниками таких видов отношений, как управление и пользование землями, охрана земельных прав, а граждане и юридические лица, кроме того, участниками отношений частной и общей собственности на землю.
Субъектами земельных правоотношений могут лица, которые наделены законом правами и обязанностями, достаточными для участия в тех или иных правоотношениях.
Совокупность правоспособности, дееспособности и свобод субъектов правоотношений образует их правовой статус по действующему земельному законодательству, т.е. их правовое положение.
Правовой статус субъектов земельных правоотношений зависит от следующих обстоятельств:
1) вида субъекта;
2) поведения субъекта, имеющего юридическое значение;
3) особенностей объекта земельного правоотношения, имеющих юридическое значение;
4) обстановки,в которой осуществляет свои функции субъект правоотношений, если она предусмотрена в законе.
Правомочия субъектов земельных правоотношений можно подразделить на общие (присущие всем видам субъектов) и специальные (присущие отдельным категориям субъектов).
Объекты земельных правоотношений
Все земли на территории государства составляют земельный фонд России. В зависимости от качества, назначения и других особенностей земли разделены на категории:
1. Землисельскохозяйственного назначения служат главным средством производства в сельском хозяйстве, наиболее важная категория земель в земельном фонде России.
2. Землипоселений (городов, поселков городского типа — дачные, рабочие и курортные поселки и сельские поселения) — предназначаются для обслуживания городов,поселков городского типа и сельских поселений.
3. Землиспециального назначения — промышленности, транспорта, связи, радиовещания,телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и т.п., не связаны с сельскохозяйственным производством.
4. Земли особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, природно-заповедного,оздоровительного, рекреационного и историков культурного назначения — природные и биосферные заповедники,национальные и природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты).
5. Земли лесного фонда представляют собой один из элементов экологической системы лесов, участвующих в природном функционировании всей экосистемы. Земля выступает здесь в двояком значении: как пространственный базис, на котором произрастает лесная растительность, и как средство производства, питающее корневую систему лесов почвенными компонентами (влагой,питательными веществами и др.).
6. Земли водного фонда — водопокрытые земли, т.е. такие, которые покрыты водой относительно устойчиво (вечно или большую часть времени года) и которые заняты естественными водоемами.
7. Земли запаса— это резерв государства.
ЗК РФ определяет следующие объекты земельных отношений: ст 6
= земля как природный объект и природный ресурс;
= земельный участок;
= часть земельного участка.
Объектом правоотношения по использованию земли всегда является индивидуально определенный земельный участок и земельная доля.
Земельный участок представляет собой часть земли, отделенную и обозначенную на местности при помощи границ.
Земельные доли в земельном участке, находящемся в общей долевой собственности, являются самостоятельным объектом земельных прав; при этом на местности не выделяются.
Все земли в Российской Федерации подразделяются на категории, содержащие определенные группы свойств; они в свою очередь подразделяются на виды, обладающие определенным свойством.
Особенности земель как объекта земельных правоотношений делятся на особенности, свойственные:
— всем землям Российской Федерации;
— отдельным категориям земель;
— отдельным видам категорий земель.
Земельные участки по правовому режиму можно подразделить на «чисто» земельные (не имеющие на себе каких-либо природных объектов, а значит, и находящиеся в сфере»чисто» земельно-правового режима) и на земельные участки, взаимосвязанные с другими природными объектами (а значит, имеющими «смешанный» правовой режим).
По своему правовому режиму земельные участки можно подразделить на свободные от недвижимого имущества и имеющие на себе имущественную недвижимость, которая влияет на правовой режим использования данных земельных участков.
Содержание земельных правоотношений
Содержанием земельных правоотношений является совокупность корреспондирующих прав и обязанностей их участников, реализуемых ими путем совершения определенных действий или воздержания от их совершения. Субъективное право участника земельных правоотношений — это мера его возможного поведения, т.е. поведения, допустимого и гарантированного законом. Обязанностьучастника земельных правоотношений — это мера его должного поведения.
Конкретные права и обязанности участников земельных правоотношений зависят от их правового статуса, особенностей объекта, вида и подвида отношений.
1. Права субъектов земельных правоотношений можно разделить на две группы: на определенное поведение и требования.
а) Права на определенное поведение, которое выражается в действии или бездействии.
■ Право на действия можно разделить на:
а) виды действий с землей, которые собственник вправе совершать;
б) способы, реализации действий.
■ Право на бездействие может быть двух видов: полное и частичное.
б) Права требования от обязанных лиц определенного поведения, которые осуществляются:
= в судебном порядке;
= в административном (несудебном) порядке.
Все виды прав субъектов земельных правоотношений носят субъективный характер, полностью зависят от воли субъекта, который может и не воспользоваться этими правами, не неся при этом ответственности.
2. Обязанности субъекта — установленный законом вид и объем должного поведения лица,которому, как правило, соответствуют субъективные права другого лица.
Обязанное поведение субъектов выражается в двух основных формах:
= обязанности совершать какое-либо действие;
= обязанности не допускать совершения каких-либо действий.
В отличие от прав обязанности подлежат точному выполнению под страхом применения ответственности и наступления неблагоприятных последствий.
Права и обязанности субъектов земельных правоотношений можно подразделить на общие (универсальные для всех земельных правоотношений) и конкретные для каждого земельного правоотношения.
Общие права и обязанности — деятельность субъектов по обеспечению рационального использования и охраны земель,повышению плодородия почв, сохранению и улучшению окружающей среды, соблюдению законности в земельных правоотношениях и т.п.
Специальныеправа и обязанности зависят от конкретных земельных правоотношений, их субъектов,особенностей объекта и обстановки, в которой реализуются данные правоотношения.
Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты — конкретные, объективно выраженные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление юридических последствий.
Все юридические факты в земельном праве можно классифицировать по следующим основным видам.
1. Правоустанавливающиеюридические факты, при наличии которых возникают земельные правоотношения.Так, при заключении договора аренды земельного участка возникают правоотношения по аренде земли; при заключении договора залога возникают кредитные отношения и смешанное право на заложенный земельный участок до ликвидации кредита и т.д.
2. Правоизменяющиефакты, при наличии которых возникшее земельное правоотношение подвергается изменению, и это изменение может осуществляться:
› по объекту земельного правоотношения;
› по субъектам земельных правоотношений;
› по содержанию правоотношения.
3. Правопрекращающиефакты, с возникновением которых прекращаются земельные правоотношения.Так, в земельном законодательстве дан исчерпывающий и не подлежащий расширительному толкованию перечень юридических фактов — оснований прекращения правоотношений по использованию земель.
Каждый из правоустанавливающих, правопрекращающих и правоизменяющих фактов может быть двух видов: событие или деяние, поведение.
К числу событий относятся юридические факты, представляющие собой обстоятельства, возникающие помимо воли человека. События подразделяются на абсолютные и относительные.
Абсолютные события — явления, которые не имеют непосредственной связи с волей и деятельностью человека (природные стихийные бедствия).
Относительные события — явления, которые возникают в результате человеческой, деятельности, но протекают (развиваются) независимо от воли человека.
Поведение людей как юридический факт имеет в земельном праве множество аспектов, к числу которых можно отнести:
* действия физических или юридических лиц, а также государственных или иных органов;
* бездействие данных лиц и иных субъектов земельных правоотношений;
* юридическое состояние субъектов земельных правоотношений.
Поведение людей как юридический факт в земельном праве можно подразделить на правомерное и неправомерное.
Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.
Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:
федеральной собственности:
собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).
Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ).
Статьи 16—18 ЗК РФ указывают на три вида государственной собственности в составе: собственности РФ (федеральная собственность); собственности субъектов РФ (региональная собственность) и собственности муниципальных образований (муниципальная собственность).
Исходя из вышеуказанного, можно считать, что государственная собственность четко разграничена между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями и на нее распространяется особый правовой режим, определенный ЗК РФ и иным федеральным законодательством, кодексами.
Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации, хотя пока в большинстве случаев принцип раздельного управления не реализуется.
Виды государственной собственности.Государственной собственностью в РФ считается имущество, принадлежащее на праве собственности рФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ. В федеральной собственностинаходятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю. В собственности субъектов РФнаходятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки: – занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ; – предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ; – отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, землям фонда перераспределения земель; – занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов РФ. Права собственника от имени РФ и субъектов РФ осуществляют уполномоченные органы государственной власти в пределах их компетенции. До разграничения государственной собственности на землю распоряжение такими земельными участками осуществляют органы местного самоуправления, если ЗК рФ или законами субъекта РФ не предусмотрено иное. Участками, которые предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение и в аренду, находящимися в государственной собственности, владеют и пользуются юридические лица и граждане, которым они были предоставлены. РФ и ее субъекты осуществляют управление и распоряжение такими участками.