Земельное законодательство субъектов РФ кодексы законы

Земельное законодательство, как уже отмечалось, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ относится к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч.2 ст.76 Конституции РФ). В ч. 5 ст. 76 Конституции РФ подчеркивается, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

S РФ вправе принять свой закон, но в случае последующего принятия ФЗ субъект РФ должен привести его в соответствии с ФЗ. Некоторые положения федеральных законов требуют дальнейшего развития, детализации. Это также вправе делать в своих законах субъект РФ. Иногда в федеральных законах прямо указывается, что тот или иной вопрос решается в соответствии с законодательством субъекта РФ. Согласно ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства, устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Многие субъекты РФ приняли земельные кодексы либо земельные законы (Республика Карелия, Воронежская область, Саратовская область и др.). Наряду с крупными кодифицированными актами субъекты РФ принимают многочисленные акты по отдельным вопросам регулирования земельных отношений.

Например, 16.07.1997 принят Закон г. Москвы «Об основах платного землепользования в г. Москве». При этом в субъектах РФ принимаются не только законы, но и НПА органов исполнительной власти. Огромное количество таких актов принято правительством и мэром Москвы.

НПА не только субъектов РФ, но и муниципальных органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми организациями (в том числе вышестоящего подчинения) и гражданами. Компетенция муниципальных образований определяется ФЗ 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и законодательством субъектов РФ. В ряде случаев компетенция органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений определяется ЗК РФ. В частности, согласно ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства устанавливаются органами местного самоуправления.

Учитывая и используя свои полномочия, субъекты Федерации принимали свои земельные законы прежде всего по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством.

Субъекты Федерации на основании ст. 10 ЗК РФ наделены следующими полномочиями в области земельных отношений:

1. изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ;

2. разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ;

3. управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ;

4. иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.

Среди нпа принятых субъектами РФ в области регулирования земельных отношений в рамках указанной компетенции, можно назвать:

1. Закон Свердловской области о регулировании земельных отношений от 6 декабря 1995 г.;

2. Закон Воронежской области о регулировании земельных отношений от 25 мая 1995 г.;

3. Законы «О земле», «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Республики Дагестан;

4. Временное положение о регулировании земельных отношений в Тверской области, принятое 25 июля 1996 г. Законодательным собранием Тверской области.

В настоящее время осуществляется приведение этих и других законов субъектов Федерации в соответствии с земельным кодексом РФ от 25.10.01.

Органы местного самоуправления издают акты, содержащие нормы земельного права, на основании и во исполнение ЗК, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (п.4 ст.2 ЗК).

Органы местного самоуправления устанавливают правила землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований (п.1 ст.11 ЗК), обеспечивают выбор земельного участка для строительства (ст.31 ЗК), определяют порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, устанавливают нормы предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства (ст.33 ЗК), устанавливают ставку земельного налога для земель поселений, устанавливают правила землепользования и застройки (п.2 ст.83 ЗК, кроме городов Москвы и Санкт-Петербурга).

Конституция РФ обеспечивает гражданам самостоятельное решение вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется в городских, в сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических, географических и иных местных условий (ст. 130, 131 Конституции РФ).

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет предметом ведения местного самоуправления регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, контроль за исполнением земель на их территории, регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения (ст. 6). Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ (ст. 19).

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений ЗК РФ (ст. 11) относит:

1. изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;

2. установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;

3. разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель;

4. управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

5. иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земельного законодательства.

Им, в частности, в последние годы были приняты следующие постановления:

1. «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра»» от 3 августа 1996 г. 932;

2. «О мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений в 1997 г.»от 14 февраля 1997 г. 166;

3. «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса РФ в 1997 г.» от 26 февраля 1997 г. 224;

4. «О порядке определения нормативной цены земли» от 15 марта 1997 г. 1319.

Страница 1 из 3

Ст. 2 ЗК РФ устанавливает, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Земельное законодательство состоит из

    • настоящего Кодекса,
    • федеральных законов и
    • принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Однако некоторые авторы считают, что система современного земельного законодательства Российской Федерации включает в себя и Конституцию РФ.

Конституция как источник земельного права

Основной закон — Конституция России, предусматривающая основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления.

Конституционные положения являются отправными для других отраслей права, в том числе для земельного.

При этом «земельные» нормы Конституции РФ можно условно разбить на две большие группы:

1) непосредственно посвященные земельным отношениям:

    • ст. 9 — о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;
    • ст. З6 — о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;
    • ст. 42 — о праве каждого на благоприятную окружающую среду;
    • ст. 58 — об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;
    • ст. 72 — об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.

2) опосредованно участвующая в регулировании земельных отношений:

    • ст. 2, 17 и 18 — о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, защита которых является обязанностью государства и всех его органов;
    • ст. 1, 7 — о демократическом, правовом, социальном характере Российского государства;
    • ст. 8 — о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности;
    • ст. 19 — о равенстве всех перед законом и судом;
    • ст. 25, 40 — о праве на жилище и его неприкосновенности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище;
    • ст. 45, 46, 47 и 48 — о гарантировании государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, в частности гарантировании судебной защиты;
    • ст. 57 — об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы и др.

Аналогично строятся и конституции, уставы субъектов Российской Федерации.

Главенствующее положение Конституции среди других законов обусловлено тем, что она имеет наивысшую юридическую силу среди других высших нормативных актов — законов и обладает прямым действием на всей территории Российской Федерации. Это означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Добавить комментарий