Земельный кодекс РБ 2013

КОДЕКС О ЗЕМЛЕ РБ
Статья 70.Обязанности землепользователей
Землепользователи обязаны: использовать земельные участки, в соответствии с их целевым назначением, своевременно вносить плату за пользование земельными участками; осуществлять благоустройство земельных участков; соблюдать установленные в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами сроки занятия земельных участков, не нарушать права иных землепользователей;
Статья 60. Прекращение права частной собственности на земельные участки
Право частной собственности на земельные участки прекращается по решению областного, Минского городского, городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета в соответствии с его компетенцией либо по постановлению суда: если гражданин в течение одного года со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него либо в течение иного срока, установленного решением государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, принятым в соответствии с законодательными актами, не приступил к занятию данного участка; при использовании земельного участка не по целевому назначению; при неиспользовании в течение одного года земельного участка, предоставленного для ведения сельского хозяйства, и двух лет – для несельскохозяйственных целей; при неуплате земельного налога по истечении двух налоговых периодов.
Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50 О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ.
п.9. Местным исполнительным комитетам обеспечить постоянное информирование граждан о свободных (незанятых) земельных участках, в том числе с расположенными на них неиспользуемыми объектами недвижимости, подлежащими сносу, находящихся на территории садоводческих товариществ, путем размещения перечней таких участков на информационных стендах и официальных сайтах местных исполнительных комитетов в глобальной компьютерной сети Интернет, а также иными доступными способами, в том числе через средства массовой информации.
Закон о земле
Согласно ст.10 кодекса Республики Беларусь о земле земельные участки могут быть делимыми и неделимыми. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует новый земельный участок, и это не приведет к нарушению градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил. В иных случаях земельный участок признается неделимым.
Не допускается раздел земельных участков, предоставленных для строительства и (или) обслуживания одноквартирных жилых домов.
Слияние земельных участков может быть произведено, если они являются смежными, имеют одинаковое целевое назначение и при этом не превышаются предельные размеры земельных участков, установленные статьей 36 настоящего Кодекса, а также не нарушаются другие требования законодательства об охране и использовании земель.
В соотвествии со ст.36 Кодекса Республики Беларусь о земле размер земельного участка, предоставляемого в частную собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование или аренду для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, устанавливается:
в городах — от 0,05 до 0,15 гектара включительно;
в сельских населенных пунктах, поселках городского типа — от 0,15 до 0,25 гектара включительно.
Размер земельного участка, предоставляемого в сельском населенном пункте, поселке городского типа гражданину Республики Беларусь, зарегистрированному по месту жительства в этом населенном пункте, для ведения личного подсобного хозяйства в частную собственность или пожизненное наследуемое владение, не может превышать 1 гектара с учетом размера земельного участка, предоставленного для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме в этом населенном пункте. Для ведения личного подсобного хозяйства в таком населенном пункте дополнительно могут предоставляться в аренду земельные участки в размере до3 гектароввключительно.
Размер земельного участка, предоставляемого в сельском населенном пункте, поселке городского типа иностранному гражданину, лицу без гражданства, зарегистрированному по месту жительства в этом населенном пункте, для ведения личного подсобного хозяйства в аренду, не может превышать4 гектаровс учетом размера земельного участка, предоставленного в этом населенном пункте для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме.
Размер земельного участка, предоставляемого в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду для коллективного садоводства, дачного строительства, не может превышать 0,15 гектара на одного члена садоводческого товарищества, дачного кооператива.
Размер земельного участка, предоставляемого гражданину Республики Беларусь для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения, не может превышать100 гектаровсельскохозяйственных земель.
Размер земельного участка, предоставляемого крестьянскому (фермерскому) хозяйству для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на праве постоянного пользования или аренды, определяется проектом отвода земельного участка.
Конкретный размер земельного участка, предоставляемого для целей, указанных в частях первой — четвертой настоящей статьи, устанавливается государственным органом, предоставляющим земельный участок, в соответствии с его компетенцией, предусмотренной настоящим Кодексом и иными актами законодательства, в зависимости от местных условий и особенностей, волеизъявления лица, которому он предоставляется, а также с соблюдением градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил.
Предоставление земельного участка меньше минимального размера, установленного настоящей статьей, может осуществляться только с согласия лица, которому он предоставляется.
Размер земельного участка, предоставляемого для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, традиционных народных промыслов (ремесел), устанавливается государственным органом, предоставляющим земельный участок в соответствии с его компетенцией, в зависимости от местных условий и особенностей, волеизъявления лица, которому он предоставляется.
Кодекс о земле
Статья 72. Возврат самовольно занятого земельного участка
Самовольным занятием земельного участка является использование земельного участка без документа, удостоверяющего право на него, за исключением случаев использования по целевому назначению гражданами земельных участков, предоставленных им до 1 января 1999 года для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, строительства и эксплуатации индивидуального гаража для хранения транспортного средства, сведения о которых внесены в земельно-кадастровую документацию, случая, предусмотренного частью первой статьи 44 настоящего Кодекса, а также иных случаев использования по целевому назначению земельных участков гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, предусмотренных актами Президента Республики Беларусь, решениями иных государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной настоящим Кодексом и иными актами законодательства, либо по постановлению суда.
Самовольно занятый земельный участок возвращается по его принадлежности в порядке, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, без возмещения лицу затрат, произведенных им за время незаконного использования. Приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние, а также снос возведенных на нем строений производятся за счет лица, самовольно занявшего земельный участок.
Возврат самовольно занятого земельного участка производится на основании решения Минского городского, городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета, принятого в соответствии с его компетенцией, о возврате самовольно занятого земельного участка, сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние с определением сроков выполнения этих действий.
В случае отказа лица, самовольно занявшего земельный участок, выполнить решение соответствующего исполнительного комитета, указанное в части третьей настоящей статьи, снос самовольной постройки и приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние осуществляются исполнительным комитетом.
Взыскание затрат на осуществление возврата самовольно занятого земельного участка, сноса самовольной постройки и приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние производится в судебном порядке.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях
Статья 23.41. Самовольное занятие земельного участка
Самовольное занятие земельного участка –
влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо – от пятидесяти до трехсот базовых величин.
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях
Статья 3.30. Лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
1. Протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица:

2) сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах (по статьям … 23.41, 23.43, 23.78 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)…

Е.В. Шаршун,
главный специалист отдела аграрного, природоресурсного и экологического законодательства Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь
«БНПИ. Юридический мир», № 11, 2008, с. 30-33

1 января 2009 года вступает в силу Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 года (далее – КоЗ 2008 г. или новый кодекс). Это шестой кодекс в истории белорусского государства, регулирующий земельные отношения (первый был принят в 1923 году). Новый кодекс воспринял ряд положений Кодекса Республики Беларусь о земле от 4 января 1999 года (далее – КоЗ 1999 г.), а также Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2008 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее – Указ № 667). С принятием КоЗ 2008 г. сделан существенный шаг вперед по закреплению более эффективных организационно-правовых и экономических механизмов использования земли, устранены пробелы, несоответствия и противоречия в законодательстве об охране и использовании земель. Новый кодекс содержит большое количество новелл, направленных на существенное расширение и защиту прав землепользователей.

По сравнению с КоЗ 1999 г. структура нового кодекса подверглась существенной трансформации. КоЗ 2008 г. состоит из преамбулы, включает 12 глав и 100 статей. В новом кодексе определены основные термины и понятия, закреплены принципы земельных отношений, уточнен вопрос о применении норм гражданского законодательства к регулированию земельных отношений, уточнены вопросы, связанные с категориями земель, определены виды земель, уточнены объекты и субъекты земельных отношений, четко разграничена компетенция государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также перехода (прекращения) прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки, урегулированы вопросы землеустройства, мониторинга земель, ведения Государственного земельного кадастра, определены основные мероприятия по охране земель.

Правовые формы использования земель не претерпели существенных изменений. По-прежнему основными правами, на которых могут использоваться земельные участки, являются: право собственности; право пожизненного наследуемого владения; право постоянного пользования; право временного пользования и право аренды. В то же время скорректированы условия предоставления земельных участков.

Земельные участки могут находиться в частной собственности граждан Республики Беларусь и негосударственных юридических лиц Республики Беларусь. Причем исключено требование о необходимости постоянного проживания граждан на территории Республики Беларусь для получения земельного участка в собственность.

Важно отметить, что впервые предусмотрена возможность нахождения земельных участков в частной собственности (пожизненном наследуемом владении) иностранных граждан и лиц без гражданства, при условии, что они являются родственниками наследодателя.

В соответствии с КоЗ 2008 г. земельные участки предоставляются в частную собственность гражданам Республики Беларусь для:

строительства и (или) обслуживания жилого дома;

обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартиры в блокированном жилом доме;

ведения личного подсобного хозяйства;

коллективного садоводства;

дачного строительства.

Еще одна новелла закреплена частью пятой ст. 12 КоЗ 2008 г., которая предусматривает предоставление земельных участков в частную собственность негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь по результатам аукциона. Напомним, что в соответствии с КоЗ 1999 г. юридические лица Республики Беларусь могли приобретать право собственности на земельные участки лишь в случае приватизации объектов государственной собственности и осуществления инвестиционных проектов.

Кроме того, новый кодекс предусматривает возможность предоставления негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь земельных участков без проведения аукциона, в частности, для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на приобретаемых ими в частную собственность земельных участках, а также в иных случаях, определенных Президентом Республики Беларусь.

Весьма важной новацией КоЗ 2008 г. является введение института приобретательной давности в отношении земельных участков, что, в первую очередь, направлено на защиту интересов граждан. В частности, предусмотрено, что граждане Республики Беларусь, у которых отсутствуют документ о предоставлении земельного участка либо документ, удостоверяющий право на земельный участок, или которые используют земельный участок, граница и (или) размер которого не совпадают с границей и (или) размером, указанными в документе о предоставлении земельного участка либо документе, удостоверяющем право на земельный участок, но которые добросовестно, открыто и непрерывно владеют земельным участком как своим собственным в течение пятнадцати и более лет, имеют право в соответствии с законодательством приобрести этот земельный участок в частную собственность или получить его в пожизненное наследуемое владение, аренду в сложившейся границе и (или) размере, не превышающем размера, установленного законодательством Республики Беларусь. Добросовестность, открытость и непрерывность владения земельным участком подтверждаются сведениями, внесенными в земельно-кадастровую документацию, либо строительным паспортом и (или) паспортом домовладения и (или) документами об уплате земельного налога.

Согласно нормам КоЗ 2008 г. на праве пожизненного наследуемого владения могут находиться земельные участки, которые были предоставлены гражданам Республики Беларусь до 1 января 2009 года. Кроме того, предусматривается предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение гражданам Республики Беларусь:

для строительства и обслуживания жилого дома ? в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь, когда земельные участки предоставляются без проведения аукциона;

для обслуживания принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании жилого дома, зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме;

для ведения личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах, поселках городского типа ? зарегистрированным по месту жительства в этих населенных пунктах;

для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

для коллективного садоводства;

для дачного строительства;

для традиционных народных промыслов (ремесел);

в случае наследования земельного участка, ранее предоставленного наследодателю в пожизненное наследуемое владение.

Законодательными актами могут устанавливаться и иные случаи предоставления земельных участков в пожизненное наследуемое владение.

В отличие от КоЗ 1999 г. новый кодекс устанавливает перечень субъектов, имеющих право использовать земельные участки на праве постоянного пользования. К ним, в частности, относятся: государственные органы, иные государственные организации; негосударственные юридические лица Республики Беларусь; сельскохозяйственные организации, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства; научные организации, учреждения образования; государственные лесохозяйственные учреждения; религиозные организации; гаражные (гаражно-строительные) кооперативы и кооперативы, осуществляющие эксплуатацию автомобильных стоянок; организации граждан-застройщиков; садоводческие товарищества и дачные кооперативы.

Необходимо подчеркнуть, что в КоЗ 2008 г. предусмотрена также возможность предоставления земельных участков указанным субъектам во временное пользование на срок до 10 лет.

Земельные участки для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, а также для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей в населенных пунктах могут предоставляться гражданам Республики Беларусь во временное пользование на срок до десяти лет.

В новом кодексе впервые закрепляется возможность предоставления земельных участков во временное пользование национальным и иностранным инвесторам на основании концессионных договоров на срок до 99 лет.

КоЗ 2008 г. не предусматривает предоставление земельных участков под служебный надел. Вместе с тем, право на служебный земельный надел, предоставленный до 1 января 2009 года, сохраняется за работником, вышедшим на пенсию по возрасту или инвалидности, ? пожизненно; за членами семьи работника, перешедшего на выборную должность, проходящего военную службу по призыву, обучающегося в учреждениях образования, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, – на время соответственно работы на выборной должности, военной службы, обучения; за членами семьи умершего работника – в течение 10 лет со дня смерти работника. После истечения указанного срока право пользования служебным земельным наделом прекращается. Работник, прекративший трудовые отношения с юридическим лицом, предоставившим ему служебный земельный надел, за исключением указанных случаев, имеет право использовать этот надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для уборки выращенного урожая. После истечения срока, необходимого для уборки урожая, право пользования служебным земельным наделом прекращается.

Наиболее существенные изменения претерпело правовое регулирование аренды земель. Развитие института аренды земель является наиболее перспективным способом вовлечения в гражданский оборот земель, которые не подлежат передаче в частную собственность. В частности, к таким землям относятся:

земли сельскохозяйственного назначения;

земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения;

земли лесного фонда;

земли водного фонда;

земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями;

земли общего пользования.

Кроме того, не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки:

на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в государственной собственности;

на землях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых;

которые в соответствии с утвержденными генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования и землеустроительной документацией предусмотрены для целевого использования, исключающего их предоставление в собственность.

Арендодателями земельных участков, находящихся в государственной собственности, являются местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии с их компетенцией, а также администрации свободных экономических зон, если право на заключение договоров аренды делегировано им соответствующими исполнительными комитетами. Граждане и негосударственные юридические лица Республики Беларусь, имеющие земельные участки в частной собственности, могут являться арендодателями этих земельных участков при условии соблюдения их целевого назначения.

Арендаторами земельных участков могут быть граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, индивидуальные предприниматели, юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и их представительства, иностранные государства, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, международные организации и их представительства.

В КоЗ 2008 г. нашел отражение принцип возмездной передачи права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности. Новый кодекс, также как и Указ № 667, устанавливает, что плата за право заключения договоров аренды земельных участков определяется по кадастровой стоимости данных участков либо по результатам аукциона. Предусмотрена возможность предоставления местным исполнительным комитетом рассрочки внесения платы (ее части) за право заключения договоров аренды земельных участков по обоснованной просьбе граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в том числе по результатам аукциона.

Новый кодекс предусматривает освобождение от внесения платы за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, ряда субъектов (государственные организации; религиозные организации; сельскохозяйственные организации, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, которым земельные участки предоставляются для ведения сельского хозяйства; научные организации, учреждения образования, использующие землю для исследовательских или учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства; граждане Республики Беларусь – для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных и др.). Причем, если указанные субъекты намерены предоставить арендуемые земельные участки в субаренду либо передать свои права и обязанности по договорам аренды земельных участков другим лицам, они обязаны будут внести плату за право заключения договора аренды земельного участка, а также получить согласие арендодателя.

КоЗ 2008 г. существенно расширяет круг прав арендаторов земельных участков, за право заключения договоров аренды которых взималась плата. В частности, такие арендаторы имеют право:

предоставлять арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды;

передавать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка другому лицу;

использовать право аренды земельного участка в качестве предмета залога и вклада в уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ в пределах срока договора аренды.

Кроме того, арендаторы земельных участков, за исключением иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц и их представительств, надлежащим образом исполняющие условия договора аренды земельного участка, имеют преимущественное перед иными лицами право при прочих равных условиях на приобретение используемого земельного участка в частную собственность.

В отличие от КоЗ 1999 г. в новом кодексе предусмотрена возможность строительства арендаторами капитальных строений (зданий, сооружений) или размещения иных объектов недвижимого имущества на арендуемых земельных участках, находящихся в частной собственности, в случаях, когда строительство капитальных строений (зданий, сооружений), создание древесно-кустарниковой растительности (насаждений) или иное освоение земельных участков соответствуют целевому назначению этих земельных участков и условиям, указанным в договорах аренды земельных участков.

В КоЗ 2008 г. усилены гарантии защиты прав арендатора. В частности, срок аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и предоставляемого для целей, связанных со строительством и обслуживанием капитальных строений (зданий, сооружений), должен быть не менее нормативного срока строительства и эксплуатации этих капитальных строений (зданий, сооружений). Предоставление земельного участка на более короткий срок может осуществляться только с согласия лиц, которым предоставляется этот земельный участок. Увеличен срок аренды земельных участков для ведения сельского хозяйства – он не может быть менее 10 лет.

Еще одной важной новеллой нового кодекса является регулирование вопросов предоставления земельных участков в субаренду. Арендатор земельного участка, за право заключения договора аренды которого взималась плата, вправе с согласия арендодателя предоставить арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды при условии сохранения его целевого назначения, а также при наличии документов, удостоверяющих права на этот участок. КоЗ 2008 г. также предусматривает право субарендаторов земельных участков, надлежащим образом исполнявших условия договора субаренды земельного участка, в случае досрочного прекращения договора аренды земельного участка заключить договор аренды этого земельного участка на оставшийся срок субаренды на условиях, соответствующих условиям прекращенного договора аренды.

Депутаты парламента приняли в первом чтении проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о земле». Законопроект разработан с учетом нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, и практики применения Кодекса.

В Госкомимуществе отмечают основные новации законопроекта:

— переход к определению кадастровой стоимости земельных участков, являющейся основой для определения платежей за землю, в белорусских рублях;

— новые основания не взимания платы за право заключения договоров аренды земельных участков;

— одним из оснований прекращения прав на земельные участки станет признание судом бесхозяйными не только пустующих, но и ветхих жилых домов;

— расширение прав ИП и юридических лиц по использованию земельных участков в случае задействования для ведения бизнеса расположенных на них строений, зарегистрированных по иному назначению, без принятия исполкомами решений об изменении целевого назначения участков;

— возможность использовать предоставленные земельные участки для установки зарядных станций;

— осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель не структурными подразделениями исполкомов по землеустройству, а непосредственно исполкомами. На территории сельских населенных пунктов, поселков городского типа и городов районного подчинения такой контроль возлагается на районные исполкомы. Госконтроль за использованием и охраной земель на предмет выявления их деградации будут осуществлять Минприроды и его территориальные органы;

— срок аренды земельного участка, предназначенного для строительства и обслуживания капитальных строений, предлагается определять по инициативе арендатора либо с его согласия;

— размер долей землепользователей в праве на неделимый участок предлагается определять исходя из площади застройки находящихся на нем капитальных строений;

— предлагается разрешить иностранным гражданам и лицам без гражданства оформлять в собственность либо пожизненное наследуемое владение земельные участки, доли в прав на них в следующих случаях:

  • наследования участков и получения по наследству жилых домов, квартир в блокированных домах, дач и садовых домиков независимо от степени родства с наследодателем;
  • приобретения зарегистрированных долей в праве собственности на земельный участок и расположенные на нем названные объекты недвижимого имущества;
  • раздела бывшими супругами совместно нажитого имущества или выдела из него долей;

— нормы, позволяющие гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, реализовывать при наличии уважительных причин земельные участки до истечения установленных законодательством сроков, предлагается распространить на граждан, получивших участки для коллективного садоводства в пригородных зонах г. Минска и областных центров;

— возможность продажи незастроенных земельных участков в процессе принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов;

— возможность передачи в ипотеку жилых домов, построенных гражданами как нуждающимися в улучшении жилищных условий, до истечения восьми лет со дня их регистрации только в качестве обеспечения возврата кредитов, выданных банками на строительство домов.

— уточняется порядок рассмотрения земельных споров: если исполкомами образована комиссия по его разрешению, то предоставленное Кодексом о земле право каждой из сторон присутствовать при рассмотрении земельного спора будет реализовываться путем участия в работе этой комиссии.

Добавить комментарий