Землеустройство это мероприятия

Новая редакция Ст. 68 ЗК РФ

1. Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

2. Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель.

Комментарий к Статье 68 ЗК РФ

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи землеустройство представляет собой мероприятия по:

а) изучению состояния земель;

б) планированию и организации рационального использования земель и их охраны;

в) описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства;

г) организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;

д) организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

ЗК содержит общие положения о землеустройстве, организации и порядке проведения землеустройства. Однако специальным законом, регулирующим землеустроительные отношения, является Федеральный закон от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее — Закон N 78-ФЗ).

Принятие Закона N 78-ФЗ было продиктовано земельной реформой в России, возвращением земли в гражданский оборот, реализацией других крупных мероприятий, связанных с землей. Поэтому и появилась острая необходимость в проведении землеустроительных мероприятий.

Землеустройство — ключевая категория Закона о землеустройстве. Под землеустройством понимаются мероприятия по изучению состояния земель, их планированию, охране и организации рационального использования. Реализация землеустройства предполагает описание местоположения и (или) установление на местности границ объектов землеустройства, а также организацию рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.

Особенностью ее осуществления является также реализация мероприятий по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов (лицами, к ним относящимися) Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

Таким образом, содержащееся в Законе о землеустройстве определение землеустройства включает особую разновидность землеустройства, именуемую «внутрихозяйственным».

Перечисленные в определении мероприятия имеют разнообразную природу (правовые, организационно-хозяйственные, экономические, технологические, технические мероприятия) и осуществляются государством, землевладельцами, землепользователями и собственниками земель по наведению порядка в использовании и охране земель.

Целью любых землеустроительных работ является обеспечение рационального использования земель и их охрана, создание благоприятной окружающей среды и улучшение ландшафтов.

Цели же проведения внутрихозяйственного землеустройства закреплены и конкретизированы в ст. 18 Закона N 78-ФЗ. В ней же перечислены и основные виды работ, выполняемые при проведении внутрихозяйственного землеустройства:

— организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни;

— разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Согласно п. 2 комментируемой статьи документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель.

В ст. 19 Закона N 78-ФЗ приведены все виды землеустроительной документации.

К видам землеустроительной документации относятся:

генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель;

карты (планы) объектов землеустройства;

проекты внутрихозяйственного землеустройства;

проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;

материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;

тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации.

Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.

Другой комментарий к Ст. 68 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Землеустройство как особый вид деятельности, связанный с организацией использования и охраны земель, представляет собой довольно сложную систему технических мероприятий. Землеустройство — один из главных инструментов решения государственной задачи организации рационального использования и охраны земель.

Общие положения, касающиеся проведения землеустройства, определены в комментируемой статье и ст. 69 ЗК РФ. Более детально порядок проведения землеустроительных работ урегулирован в Федеральном законе «О землеустройстве», в ст. 1 которого закреплено определение понятия «землеустройство». Землеустройство — это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

Исходя из содержания определения землеустройства, можно выделить основные виды землеустроительных работ. Во-первых, изучение состояния земель. Во-вторых, планирование и организация рационального использования земель и их охраны. В-третьих, описание и установление на местности границ объектов землеустройства. И в-четвертых, внутрихозяйственное землеустройство.

Изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ: почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания; оценка качества земель; инвентаризация земель (ст. 9 названного Закона).

Материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризации земель, оценки качества земель, планирования и рационального использования земель, описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства. Геодезические и картографические работы выполняются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ «О геодезии и картографии». Геодезические и картографические работы — процесс создания геодезических и картографических продукции, материалов и данных (ст. 1 Закона).

Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель, в том числе почвы, а также выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям. Действуют Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель, утвержденные письмом Роскомзема от 27 марта 1995 г. N 315/582, и Методическое положение и руководство по составлению карт, оценке затопления и подтопления земель, утвержденное письмом Роскомзема от 18 января 1996 г. N 3-15/104.

Оценка качества земель согласно ст. 12 Федерального закона «О землеустройстве» проводится в целях получения информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве. Оценка качества земель, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, проводится в целях установления продуктивности оленьих пастбищ и наличия биологических ресурсов, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель. Положение о порядке проведения инвентаризации земель утверждено постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 12 июля 1993 г. N 659. Инвентаризации подлежат земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве. С учетом местных условий органы исполнительной власти субъектов РФ конкретизируют содержание работ по инвентаризации земель и устанавливают очередность их проведения. При инвентаризации выявляются соответствие документов, удостоверяющих права юридических лиц на землю, фактически используемым земельным участкам; неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению земельные участки; нарушенные и отработанные земли, подлежащие рекультивации; земли лесного фонда, не покрытые лесом, а также покрытые кустарником, малоценными лесными породами, расположенные за пределами особо охраняемых территорий. В ходе инвентаризации земель устанавливаются их местоположение, площадь, качественное состояние, а также причины, приведшие к выявленным изменениям состояния земель.

По результатам инвентаризации земель на каждое землепользование заводится самостоятельное дело с обосновывающими расчетами, графическим материалом, данными по вычислению площадей и подписанным всеми членами комиссии актом проведения инвентаризации земель.

Утвержденные материалы инвентаризации земель служат основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны как вид землеустроительных работ проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в стране, субъектах РФ и муниципальных образованиях.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны включают в себя разработку предложений о рациональном использовании земель и об их охране и природно-сельскохозяйственное районирование земель. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией (ст. 14 Федерального закона «О землеустройстве»).

Описание и установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется согласно ст. 15 и 17 Федерального закона «О землеустройстве» в порядке, который должен быть определен Правительством РФ. Объектами землеустройства ст. 1 названного Закона признает территории субъектов РФ, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

В настоящее время продолжает действовать Положение о проведении территориального землеустройства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 396. При этом следует иметь в виду, что территориальное землеустройство более не рассматривается в качестве одного из видов землеустроительных работ.

Статья 18 Федерального закона «О землеустройстве» регулирует порядок проведения внутрихозяйственного землеустройства, которое проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых коренными малочисленными народами.

При внутрихозяйственном землеустройстве выполняются следующие виды работ: организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых коренными малочисленными народами; разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

2. Глава 4 Федерального закона «О землеустройстве» посвящена вопросам разработки и утверждения землеустроительной документации. Землеустроительная документация — это документы, полученные в результате проведения землеустройства. В ст. 19 Закона перечислены виды землеустроительной документации, к которым относятся генеральная схема землеустройства территории РФ, схема землеустройства территорий субъектов РФ, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий; материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации. Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.

Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.

Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы. Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.

В результате проведения землеустройства формируется государственный фонд данных, полученных на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства. Порядок создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок их использования определяется Правительством РФ.

Землеустроительная документация, включенная в этот фонд, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации. Лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Действуют Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 514, и Положение о государственной экспертизе землеустроительной документации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 214.

В соответствии с п. 1 ст. 68 ЗК РФ землеустройство представляет собой мероприятия по: § 3. Землеустроительные мероприятия и порядок их реализации  изучению состояния земель;  планированию и организации рационального использования земель и их охраны;  описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства;  организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;  организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Земельный кодекс РФ содержит общие положения о землеустройстве, организации и порядке проведения землеустройства.

Однако специальным законом, регулирующим землеустроительные отношения, является Федеральный закон № 78-ФЗ. Принятие Федерального закона № 78-ФЗ было продиктовано земельной реформой в России, возвращением земли в гражданский оборот, реализацией других крупных мероприятий, связанных с землей. Поэтому и появилась острая необходимость в проведении землеустроительных мероприятий. Землеустройство — ключевая категория Федерального закона № 78-ФЗ.

Под землеустройством понимаются мероприятия по изучению состояния земель, их планированию, охраны и организации рационального использования. Реализация землеустройства предполагает описание местоположения и (или) установление на местности границ объектов землеустройства, а также организацию рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.

Особенностью его осуществления является также реализация мероприятий по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов (лицами к ним относящимися) Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство). Таким образом, содержащееся в Федеральном законе № 78-ФЗ определение землеустройства включает особую разновидность землеустройства, именуемую внутрихозяйственной.

Перечисленные в определении мероприятия имеют разнообразную природу (правовые, организационно-хозяйственные, экономические, технологические, технические мероприятия) и осуществляются государством, землевладельцами, землепользователями и собственниками земель по наведению порядка в использовании и охране земель. Целью любых землеустроительных работ является обеспечение рационального использования земель и их охрана, создание благоприятной окружающей среды и улучшение ландшафтов. Цели же проведения внутрихозяйственного землеустройства закреплены и конкретизированы в ст. 18 Федерального закона № 78-ФЗ. В ней же перечислены и основные виды работ, выполняемые при проведении внутрихозяйственного землеустройства:  организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни;  разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий. Консервация — временное исключение земель из хозяйственного оборота, осуществляемое для предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации территорий, подвергшихся загрязнению.

Рекультивация земель — искусственное воссоздание плодородия почвы и растительного покрова, нарушенное вследствие горных разработок, строительства дорог и каналов, плотин и т.д. Рекультивация земель включает восстановление рельефа (засыпку оврагов, карьеров, уничтожение отвалов горных пород и т.д.), восстановление почв и растительности, лесовосстановление, создание новых ландшафтов.

Согласно п. 2 ст. 68 ЗК РФ документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель. В ст. 19 Федерального закона № 78-ФЗ приведены все виды землеустроительной документации. К видам землеустроительной документации относятся:  генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов РФ, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель;  карты (планы) объектов землеустройства;  проекты внутрихозяйственного землеустройства;  проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;  материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;  тематические карты и атласы состояния и использования земель. Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации.

Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства. В соответствии с п. 1 ст. 69 ЗК РФ землеустройство может осуществляться в инициативном порядке. Землеустройство может проводиться по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. Уточняющими процедуру инициирования землеустроительных мероприятий являются положения ст. 4 Федерального закона № 78-ФЗ, согласно которым основаниями проведения землеустройства являются:  решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;

 договоры о проведении землеустройства;  судебные решения. Особое значение, на наш взгляд, имеет закрепление в Федеральном законе № 78-ФЗ полномочий Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства. К полномочиям Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства относятся: установление порядка проведения землеустройства; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления при проведении землеустройства; проведение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности; принятие нормативных правовых актов о землеустройстве; установление порядка государственной экспертизы землеустроительной документации; организация и осуществление федерального государственного надзора в области землеустройства; разработка, согласование и реализация генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации; управление государственным фондом данных, полученных в результате проведения землеустройства, и др. (их перечень остается открытым).

Российская Федерация через принятие законодательных актов определяет основные параметры землеустройства (цели, принципы, организация землеустроительного процесса, статус (права, обязанности и ответственность) участников землеустроительной деятельности), реализует установленный порядок через деятельность органов исполнительной власти и через деятельность правоохранительных органов, в том числе органов правосудия, охраняет установленный порядок проведения землеустройства. Субъекты РФ, имея наряду с самой Российской Федерацией полномочия по природопользованию и охране окружающей среды (п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ), регулированию земельных отношений (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституция РФ), должны вписаться в порядок, установленный Российской Федерацией: нормативные правовые акты, принимаемые на региональном уровне, а также деятельность органов государственной власти субъекта РФ не должны противоречить федеральным нормам. Российская Федерация координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления при проведении землеустройства. Органы власти, в свою очередь, обязаны защищать интересы физических лиц, собственников земельных участков, землепользователей и землевладельцев.

Федеративное устройство Российского государства, а также существование в России местного самоуправления обусловили особое значение координационной функции при производстве землеустройства. Роль координатора и организатора взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов отводится, очевидно, федеральному центру, который реализует соответствующие полномочия через деятельность компетентных органов исполнительной власти. В п. 2 ст. 69 ЗК РФ закреплено, что землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных ЗК РФ (ст. 30, 34 и др.) и иными федеральными законами, к числу которых относится Федеральный закон № 78-ФЗ. В ст. 3 этого закона содержится перечень случаев, когда проведение землеустройства является обязательным. В обязательном порядке землеустройство проводится при изменении границ объектов землеустройства, т.е. при изменении границ территории субъектов РФ, границ территории муниципальных образований, границ территории населенных пунктов, границ территориальных зон, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также части вышеуказанных территорий и зон.

Проведение землеустройства обязательно в случаях, связанных с его природоохранной функцией. В этом случае землеустройство выступает важной организационно-технической гарантией охраны земель — мероприятий, направленных на рациональное использование земельного фонда, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повышение плодородия почв. Охрана земель предполагает предотвращение, выявление и устранение деградации земель, т.е. процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель (п. 2.1.1 Методических рекомендаций по выявлению деградированных и загрязненных земель, содержащихся в письме Роскомзема от 27.03.1995 № 3-15/582). Производство землеустройства является обязательным в случаях, когда выявляются: 1) нарушенные земли, т.е. участки земли, на которых в результате хозяйственной деятельности человека уничтожена растительность, разрушен почвенный покров, изменены гидрологический режим и рельеф местности.

Нарушения земель — разновидность технологической (эксплуатационной) деградации, под которой понимается ухудшение свойств почв в результате избыточных технологических нагрузок при всех видах землепользования, разрушающих почвенный покров, ухудшающих его физическое состояние и агрономические характеристики почв, приводящих к потере природно-хозяйственной значимости земель. В названных методических рекомендациях нарушение земель определяется как механическое разрушение почвенного покрова, обусловленное открытыми и закрытыми разработками полезных ископаемых и торфа, строительными и геологоразведочными работами и др. К нарушенным землям относятся все земли со снятым или перекрытым гумусовым горизонтом и непригодные для использования без предварительного восстановления плодородия, т.е. земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную ценность (Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель.

Термины и определения»); 2) земли, подверженные водной и ветровой эрозии. Эрозия — один из наиболее существенных типов деградации земель, заключается в разрушении почвенного покрова под действием поверхностного стока и ветра с последующим перемещением и переотложением почвенного материала (п. 2.1.6 указанных методических рекомендаций). Эрозия почвы ведет к истощению пашни, загрязнению водоемов и рек, резкому ухудшению экологической обстановки на больших территориях. Различают водную эрозию, т.е. процесс разрушения верхних, наиболее плодородных горизонтов почвы талыми или дождевыми водами, и ветровую эрозию (дефляцию, выдувание), т.е. процесс разрушения верхних наиболее плодородных горизонтов почвы ветром; 3) земли, подверженные селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению; 4) земли, подверженные загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям. Обязательный характер землеустройства предусматривается и в случае проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Таким образом, при проведении мероприятий по охране земель землеустройство производится в обязательном порядке. Так, например, в соответствии с п. 7 Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 830, на основании принятого решения о консервации земель разрабатывается проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации земель, мероприятия по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, очередность их проведения и стоимость, а также предложения по использованию земель после завершения указанных мероприятий.

Согласно п. 3 ст. 69 ЗК РФ сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если только ограничения или запреты не содержатся в иных федеральных законах, установленные с целью защиты, например, памятников истории и культуры народов РФ.

Земельные участки: права граждан. Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.А. Ялбулганова

Метки: налог, земельный участок, аванс, проба

1. Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
2. Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель.

Комментарий к статье 68 Земельного Кодекса РФ

1. Первые землеустроительные действия стали осуществляться уже в древнем Египте, Китае, Греции за несколько тысячелетий до нашей эры. Землемеры в то время делили землю, вели учет, осуществляли различные измерения для строительства каналов и сооружений, устанавливали границы, разрешали споры.

Землемерные действия осуществлялись и во времена Древней Руси, где землемеры занимались вычислением расстояния между пунктами на местности, согласованием границ между соседями, учетом земли и ее оценкой. Но термин «землеустройство» появился в русском языке только в начале XX в. До этого при осуществлении землеустроительных действий употребляли слова «землемерие», «межевание» и иные <1>.

———————————
<1> Волков С.Н. Теоретические основы землеустройства. Т. 1. М.: Колос, 2001. С. 91.

В дореволюционной России землеустройству придавалась со стороны государства большая значимость. Особенно роль землеустройства возросла с отменой крепостного права в России и последовавшей за ней земельной реформой, которая, в свою очередь, привела к усложнению земельно-правовых отношений. Важным этапом в развитии землеустройства послужило генеральное межевание, в рамках которого проводились мероприятия по установлению точных границ земельных дач (населенных и ненаселенных единиц владения) по всей территории Российской империи. Одновременно проводились описание и оценка дворянских имений отдельных владений. Генеральное межевание было вызвано частыми земельными спорами. Многие землевладения дворян к середине XVIII в. не были оформлены законным образом. Правовой основой генерального межевания был правительственный Манифест, опубликованный 19 сентября 1765 г., а также генеральные правила, данные межевой комиссии для сочинения по оным межевой инструкции, которые были опубликованы в тот же день.

В Манифесте устанавливалось, что все границы на 19 сентября 1765 г. признавались бесспорными. Таким образом, землевладельцы были признаны собственниками всех земель, которые оказались в границах их владении на день опубликования Манифеста.

С момента проведения генерального межевания повысился статус землемеров, чья работа стала считаться делом государственной важности, а государственные землемеры принимали присягу, в которой клялись достойно выполнять порученное им дело <1>.

———————————
<1> Там же. С. 172.

Генеральное межевание оформило и укрепило дворянское землевладение и легализовало произведенные помещиками захваты земель и лесов. Итоги генерального межевания до Октябрьской революции оставались основой гражданско-правовых отношений в сфере земельного права в России.

Сформировавшаяся система землеустройства в Российской империи к началу XX в. была нарушена в связи с принятием новыми большевистскими органами власти целого ряда актов, в том числе Декрета о земле (1917 г.). Провозглашение государственной собственности и отмена частной собственности на землю кардинально изменили земельные отношения, что не могло не отразиться и на развитии землеустройства.

Землеустройство становится одним из основных инструментов политических, экономических и аграрных преобразований. Его главной целью была реализации Декрета о земле, принятого Вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г.

Первым нормативным актом советской власти, который регулировал вопрос землеустройства, стало Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию, утв. ВЦИК 14 февраля 1919 г. Однако Положение не оправдало возложенных надежд на упорядочение землепользования. В 1922 г. был принят Земельный кодекс РСФСР, который был введен в действие с 1 декабря 1922 г. Постановлением ВЦИК от 30 октября 1922 г. Земельный кодекс содержал раздел о землеустройстве, и задачей этого института признавалось упорядочение существующих и образование новых землепользований соответственно правам на землю и требованиям хозяйственно-технической целесообразности.

После образования Союза Советских Социалистических Республик в 1922 г. землеустройство стало регулироваться на основе союзного земельного законодательства.

Общими началами землепользования и землеустройства, утв. Постановлением ЦИК СССР от 15 декабря 1928 г., устанавливалось, что землеустройство, организуя земельную площадь с соблюдением прав населения на свободный выбор форм землепользования, должно способствовать общему подъему сельского хозяйства, кооперированию и его коллективизации. Этот документ стал на период коллективизации, в также в предвоенные и послевоенные годы важнейшим.

К середине 60-х годов XX в. многие сельскохозяйственные мероприятия превратились в крупные по площади хозяйства <1>. В РСФСР землеустройство в это время проводилось на основе Постановления Совета Министров РСФСР «О мерах по улучшению землеустройства, введению и освоению правильных севооборотов в колхозах и совхозах».

———————————
<1> Там же. С. 250.

Земельный кодекс РСФСР 1970 г. вводит понятие «государственное землеустройство». Согласно Земельному кодексу 1970 г. под землеустройством понималась система государственных мероприятий, направленных на осуществление решений государственных органов в области пользования землей.

Задачами государственного землеустройства назывались: организация наиболее полного, научно обоснованного, рационального и эффективного использования земель, повышение культуры земледелия и охрана земель.

К началу 1990 г. в стране сложилась система землеустройства, правовую основу которой составляли названный Земельный кодекс РСФСР 1970 г., Постановление Совета Министров «Об улучшении организации выполнения и повышения качества проектно-изыскательских работ по землеустройству», принятое 10 апреля 1975 г., и ряд иных нормативных правовых актов.

Вместе с тем использование земель не было совершенным, существовало еще много проблем, сдерживающих экономику, что привело к необходимости проведения земельной реформы.

Начиная с 1991 г. землеустроительное обеспечение осуществлялось в соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 18 января 1991 г. N 30 «О Республиканской программе проведения земельной реформы на территории РСФСР». Основное внимание было уделено созданию фонда перераспределения земель, реорганизации колхозов, совхозов, приватизации их земель и иным целям.

В последнее десятилетие значительно снизилась роль землеустройства, не уделялось внимание его научно-методическому обеспечению. Не существовало должной правовой основы для регулирований землеустройства вплоть до принятия Земельного кодекса РФ, Федерального закона «О землеустройстве», а также целого ряда подзаконных нормативных актов, которые вывели землеустройство на новый качественный уровень.

В действующем Земельном кодексе РФ землеустройству посвящены статьи в гл. XI «Мониторинг земель, землеустройство, государственный земельный кадастр и резервирование земель для государственных и муниципальных нужд».

Земельный кодекс дает определение землеустройству через перечень мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Схожее определение содержится в Федеральном законе «О землеустройстве», который добавил, что в состав землеустройства также входят мероприятия по организации территорий, используемых лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.

Из определения видно, что выделяют два вида землеустройства: территориальное (или его еще называют межхозяйственное) и внутрихозяйственное.

При помощи территориального землеустройства государство осуществляет распределение земельного фонда между различными субъектами, изучение состояния земель, планирование и организацию рационального использования земель и их охраны, а также образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства и установление их границ на местности.

Под объектами землеустройства при этом понимаются согласно ст. 1 Федерального закона «О землеустройстве» объекты территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований и других административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков. Круг объектов варьируется в зависимости от вида землеустройства. Так, объектами территориального землеустройства будут являться территории землевладений (землепользований), совокупности земельных участков или их частей, территориальные зоны. Объектами внутрихозяйственного землеустройства будут являться земли сельскохозяйственного назначения, а также земли, используемые общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Основаниями проведения землеустройства являются решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О землеустройстве» территориальное землеустройство включает такие виды работ, как образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства и межевание его объектов.

Образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся с учетом их принадлежности к той или иной категории земель по целевому назначению, разрешенного использования, осуществляемого в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства Российской Федерации, площади, местоположения границ, ограничений в использовании земель, обременений правами иных лиц (сервитуты).

Межевание объектов землеустройства представляет собой установление границ муниципальных и других административно-территориальных образований, а также земельных участков. При определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании должен обеспечиваться учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ. Однако отсутствие надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения этих работ.

Если рассмотреть более детально, то в рамках территориального землеустройства составляются проекты образования новых, упорядочения и изменения существующих землевладений с устранением неудобств в их расположении, отводятся в натуре земельные участки на основе проектов земельных участков, готовится информация для оформления документов на право собственности или иных прав на землю.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 396 «Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства» обеспечение проведения территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти, а также на землях, находящихся в федеральной собственности, осуществляют Федеральная служба кадастра объектов недвижимости (в настоящее время — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)) и ее территориальные органы. Территориальное землеустройство остальных объектов землеустройства проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании договора по инициативе органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.

Внутрихозяйственное землеустройство нацелено на решение вопросов о перспективах развития территорий, сбалансирования состава земельных угодий, уточнения границ и проектирования систем использования территории с особым природоохранным режимом, разработки противоэрозионных, природоохранных мероприятий, установления земельно-оценочных нормативов, необходимых для исчисления земельного налога и арендной платы, и др.

При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются работы по организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни; разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Землеустройство тесно взаимосвязано с мониторингом земель и государственным кадастровым учетом земельных участков. Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель для своевременного выявления изменений их состояния, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. В связи с этим наиболее целесообразно осуществлять мониторинг с использованием инструментов землеустройства (съемки местности, исследования состояния территорий и т.д.). Также при мониторинге земель широко используются архивные материалы землеустроительных организаций.

Взаимосвязь с государственным кадастром земельных участков проявляется таким образом, что именно в результате землеустроительных работ осуществляется формирование земельного участка, сведения о котором потом заносятся в данные земельного кадастра. В соответствии со ст. 70 комментируемого Кодекса государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Согласно ст. 1 этого Закона государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при ведении государственного кадастра земельных участков и мониторинга земель.

В статье 19 Федерального закона «О землеустройстве» дается перечень видов землеустроительной документации: генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Федерации, схема землеустройства муниципальных и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель; проекты территориального землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий; материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.

Данной статьей также предусматривается, что федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, могут устанавливаться и другие виды землеустроительной документации.

Глава II Федерального закона «О землеустройстве» содержит нормы о государственном регулировании проведения землеустройства, определяющие полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства, а также предусматривающие проведение государственной экспертизы землеустроительной документации и контроль за проведением землеустройства.

Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 214 «Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации» экспертиза осуществляется по решению органов государственной власти, органов местного самоуправления или по инициативе заинтересованных лиц.

В настоящее время полномочия по экспертизе землеустроительной документации возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. N 273 «Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства» устанавливается, что контроль за проведением землеустройства осуществляется в целях обеспечения соблюдения юридическими лицами и гражданами при проведении землеустройства требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке технических условий и требований проведения землеустройства.

Постановлением Правительства от 29 декабря 2008 г. N 1061 «Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства» устанавливается, что контроль за проведением землеустройства осуществляется в целях обеспечения соблюдения организациями и гражданами при проведении землеустройства требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке технических условий проведения землеустройства и требований к нему.

Полномочиями по контролю за проведением землеустройства в настоящее время наделена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы, в связи с чем их должностные лица имеют право в установленном порядке:

а) получать от организаций и граждан информацию, необходимую для осуществления контроля;

б) привлекать специалистов заинтересованных органов государственной власти к осуществлению контроля.

Контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утвержденными Росреестром, а также внеплановых проверок.

Внеплановые проверки проводятся для контроля за исполнением предписаний об устранении ранее выявленных нарушений при проведении землеустройств, а также в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований законодательства Российской Федерации при проведении землеустройства, в том числе при описании местоположения и (или) установлении на местности границ объектов землеустройства на основании заявления лица, заинтересованного в проведении контроля.

Другой комментарий к статье 68 ЗК РФ

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи землеустройство представляет собой мероприятия по:

а) изучению состояния земель;

б) планированию и организации рационального использования земель и их охраны;

в) описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства;

г) организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;

д) организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

ЗК РФ содержит общие положения о землеустройстве, организации и порядке проведения землеустройства. Однако специальным законом, регулирующим землеустроительные отношения, является Федеральный закон от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее — Закон N 78-ФЗ).

Принятие Закона N 78-ФЗ было продиктовано земельной реформой в России, возвращением земли в гражданский оборот, реализацией других крупных мероприятий, связанных с землей. Поэтому и появилась острая необходимость в проведении землеустроительных мероприятий.

Землеустройство — ключевая категория Закона о землеустройстве. Под землеустройством понимаются мероприятия по изучению состояния земель, их планированию, охране и организации рационального использования. Реализация землеустройства предполагает описание местоположения и (или) установление на местности границ объектов землеустройства, а также организацию рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.

Особенностью ее осуществления является также реализация мероприятий по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов (лицами, к ним относящимися) Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

Таким образом, содержащееся в Законе о землеустройстве определение землеустройства включает особую разновидность землеустройства, именуемую «внутрихозяйственным».

Перечисленные в определении мероприятия имеют разнообразную природу (правовые, организационно-хозяйственные, экономические, технологические, технические мероприятия) и осуществляются государством, землевладельцами, землепользователями и собственниками земель по наведению порядка в использовании и охране земель.

Целью любых землеустроительных работ является обеспечение рационального использования земель и их охрана, создание благоприятной окружающей среды и улучшение ландшафтов.

Цели же проведения внутрихозяйственного землеустройства закреплены и конкретизированы в ст. 18 Закона N 78-ФЗ. В ней же перечислены и основные виды работ, выполняемые при проведении внутрихозяйственного землеустройства:

— организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни;

— разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Согласно п. 2 комментируемой статьи документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель.

В ст. 19 Закона N 78-ФЗ приведены все виды землеустроительной документации.

К видам землеустроительной документации относятся:

генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель;

карты (планы) объектов землеустройства;

проекты внутрихозяйственного землеустройства;

проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;

материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;

тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации.

Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.

Методические основы землеустройства

Землеустройство — мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.

Применительно к любому земельному строю целью землеустройства является организация рационального использования и охраны земель во всех отраслях экономики, приведение организации территории и производства в соответствие с новыми земельными отношениями. Посредством землеустройства создаются оптимальные условия эффективного использования земли и решаются задачи организации землепользования

Учитывая, что эффективность землеустройства лежит в сфере общественного производства, землеустройство должно быть главным рычагом государства в осуществлении земельных преобразований и, в связи с этим, должно иметь государственный характер.

На уровне государственных функций землеустройство обеспечивает реализацию земельной реформы, определение перспектив использования земель и их перераспределение по формам собственности и субъектам права на землю, определяет основное целевое назначение использования земель и их охрану, путем разработки генеральной схемы землеустройства, схем землеустройства субъектов Российской Федерации, схем землеустройства муниципальных образований, схем использования и охраны земель, формирования рациональной системы землевладения и землепользования. На уровне государственных функций землеустройство обеспечивает подготовку необходимой землеустроительной документации для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений по управлению земельными ресурсами и проведению землеустройства.

Основные принципы, которые должны соблюдаться при проведении землеустройства:

· обеспечение законных интересов субъектов права на землю и граждан, проживающих на территории, на которой проводиться землеустройство;

· приоритет экологических требований над экономической целесообразностью использования земель, что вызывает необходимость обоснования уровня интенсивности использования земель, защиты ценных угодий от изъятия их для несельскохозяйственных нужд, рекультивации нарушенных земель, консервации земель, загрязненных промышленными отходами и др.;

· создание равных организационных и территориальных условий для различных форм хозяйствования и развития всех отраслей экономики, что требует обеспечения пропорциональности и сбалансированности между выделяемой землей(ее количественными и качественными характеристиками) и фондовооруженностью, трудообеспеченностью, технической оснащенностью и другими параметрами предприятий, а так же создания условий для нормального функционирования объекта;

· учет перспектив и комплексного развития территории муниципальных образований и других административно-территориальных образований;

· учет экологической устойчивости и пригодности земель сельскохозяйственного и иного назначения для предусмотренного их целевого назначения при обоснованном уровне интенсивности использования земель;

· сохранение и рациональное использование земельных ресурсов и природных ландшафтов;

· обеспечение компактного размещения земельных участков при их предоставлении и образовании землепользований, оптимальности их по площади и конфигурации, удобного доступа к ним;

· обеспечение стабильности землепользования и недопущение чрезмерного дробления земельных участков, если их использование в соответствии с целевым назначением будет затруднено или невозможно;

Задачи землеустройства:

· реализация земельной политики государства путем экономически и экологически обоснованного перераспределения земель по формам собственности и субъектам права на землю, создание специальных фондов земель, образования рациональной системы землепользования;

· осуществление мероприятий по перспективному распределению земель, по организации рационального использования всех категорий земель независимо от форм собственности на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, частном), по обеспечению организационных и территориальных условий для эффективного хозяйствования в сельскохозяйственных и несельскохозяйственных сферах;

· проектирование и закрепление границ муниципальных образований, территорий с особым правовым режимом использования земель, закрепление на местности черты городов и других поселений;

· описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства;

· подготовка землеустроительной документации, необходимой для принятия органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления решений по управлению земельными ресурсами, а также для осуществления оборота земель и государственной регистрации прав на землю;

· получение информации о количественном и качественном состоянии, использовании земель и оценке их качества, необходимой для разработки землеустроительной документации, ведения государственного кадастра недвижимости, мониторинга земель, государственного контроля за использованием и охраной земель и осуществлению иных функций государственного управления земельными ресурсами;

· разработка мероприятий по сохранению и улучшению природных ландшафтов, восстановлению и повышению плодородия почв, рекультивации нарушенных земель и землеванию малопродуктивных угодий, защите земель от эрозии, опустынивания, подтопления и предотвращению других негативных явлений в состоянии земель;

· проведение внутрихозяйственной организации территории землепользований с созданием пространственных условий, обеспечивающих рациональное функционирование объекта землеустройства;

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

· изменения границ объектов землеустройства;

· выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

· проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель и др.

Основаниями проведения землеустройства являются:

· решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;

· договоры о проведении землеустройства;

· судебные решения;

Технические условия и требования проведения землеустройства разрабатываются на основании соответствующих нормативных правовых актов и являются обязательными для исполнения при проведении землеустройства и осуществлении государственной экспертизы землеустроительной документации.

Землеустройство – это комплекс мероприятий, нацеленных на управление земельными ресурсами, который регламентируется действующим законодательством. Он необходим для правильного использования, восстановления и охраны земель. Кроме того, землеустройство включает в себя изучение состояния земель, установление границ землепользования, организацию рационального использования и решение юридических вопросов. Это была общая характеристика, а теперь узнаем подробнее, что собой представляет землеустройство, какие функции оно выполняет, какими документами регламентируется и многое другое.

Понятие

Землеустройство – это совокупность связанных между собой работ, направленных на изучение состояния земельных ресурсов и их грамотное распределение. Работы могут быть картографическими, инженерно-техническими, инвентаризационными и юридическими. Сюда же входят мероприятия по организации территории и определению границ объектов на местности. Все это проводится согласно установленной процедуре. Вот таким обширным понятием является землеустройство. Ресурсы, которых всегда не хватает, должны использоваться рационально. В этом и заключается главная задача землеустройства.

В Российской Федерации, кроме мероприятий по изучению земель, их планирования, рационального использования и охраны, описания местоположения и установления границ объектов на местности, землеустройство занимается организацией рационального использования гражданами и юридическими лицами участков, принадлежащих малочисленным коренными народам Дальнего Востока, Севера и Сибири с целью обеспечения привычного образа жизни и хозяйственной деятельности.

Методы землеустройства

Землеустройство включает в себя такие процедуры:

  • кадастровая съемка;
  • аэросъемка;
  • топографо-геодезические, геоботанические и почвенные обследования;
  • межевание границ;
  • разработка предложений по рациональному использованию земель.

Все это позволяет собирать и анализировать данные о качественных и количественных параметрах земельных территорий государства. Надежность и достоверность информации, полученной в результате работы с измерительными средствами, которые используются для измерения и обследования земельных участков, контролируется с помощью сертификации этих самых средств на основе технологических и технических стандартов.

По результатам проведенных обследований составляется документация, включающая планы и схемы участков, картографические и прочие материалы землеустройства. На основе документации на все объекты землеустройства составляется землеустроительное дело.

Площадь участка, расположение инженерных систем и других объектов, в том числе природных, заносится непосредственно в план земельного участка. Дополнительно в такой план может входить информация об ограничениях или обременениях участка, указывающая на территории, имеющие право сервитута. План необходим при покупке, продаже и прочих земельных сделках.

Социальные аспекты землеустройства

При проведении работ по землеустройству в обязательном порядке учитываются социальные аспекты. К таковым относятся:

  1. Система расселения (плотность и структура населения).
  2. Количество, размер, расположение и уровень благоустройства населенных пунктов.
  3. Населенные пункты, несущие сельскохозяйственное значение (деревни, села).
  4. Наличие и расположение водных фондов.
  5. Наличие и состояние железнодорожных и автомобильных путей сообщения.
  6. Наличие коммуникационных сетей: электричество, телефонная связь, водопровод, газопровод и прочее.

Во время исследования сельскохозяйственных населенных пунктов учитываются такие факторы: развитие инфраструктуры, наличие производственных фондов (фермы и прочие объекты хозяйственного значения) и их состояние, а также степень развития и автоматизации этих фондов.

Цели землеустройства

С течением времени цели землеустройства могут меняться. На сегодняшний день они таковы:

  1. Реализация государственной земельной политики с помощью экологически и экономически обоснованного перераспределения земельных фондов по субъектам права на землю и формам собственности.
  2. Образование специальных земельных фондов, формирование рентабельной системы использования этих фондов, обеспечение справедливых земельных преобразований и гарантия прав на землю, прописанных в Конституции.
  3. Организация мероприятий направленных на: перспективное распределение земель, организацию рационального использования разных категорий участков, вне зависимости от формы собственности, на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; и наконец, обеспечение условий (организационных и территориальных) для эффективной деятельности в сельскохозяйственной и других отраслях.
  4. Проектирование и установка границ административно-территориальных и муниципальных образований, территорий, имеющих особый правовой статус использования земли, а также закрепление городских черт.
  5. Создание новых участков, реорганизация имеющихся участков, оформление их границ и закрепление этих границ на местности.
  6. Подготовка документации для принятия государственными органами решений об управлении земельными ресурсами, а также для реализации оборота земель и регистрации прав владения участками.
  7. Получение информации о качественных и количественных показателях использования земли. Это необходимо для: разработки документации; ведения государственного кадастра, мониторинга территорий, контроля за использованием земель и их охраной и выполнения других государственных функций управления земельными фондами, в том числе взыскание платы за пользование землей и организация мероприятий по стимулированию рационального использования территорий, возмещение убытков, которые может понести лесо- и сельскохозяйственное производства при выкупе или предоставлении земель, и прочее.
  8. Разработка и внедрение методов, нацеленных на сохранение и совершенствование природных ландшафтов, восстановление плодородия почвы и его повышение, землевание малопродуктивных угодий, рекультивацию нарушенных земель, а также защиту территорий от опустынивания, эрозии, подтопления и прочих негативных явлений.
  9. Внутрихозяйственная организация территорий и создание условий для обеспечения рационального функционирования объектов землеустройства.

С точки зрения земельного строя задачей землеустройства является также организация рационального использования и охраны территорий в каждой отрасли экономики, а также приведение организации земель в соответствие с текущими земельными отношениями. Благодаря землеустройству соблюдаются оптимальные условия использования земельных фондов и решаются организационные задачи землепользования.

Функции

Государственные. Землеустройство относится к сфере общественного производства, а значит, оно служит основным государственным рычагом для осуществления земельных преобразований. Следовательно, оно должно иметь государственный характер. С этой целью создаются специальные комитеты. В народе говорят просто: «Комитет по земельным и землеустройству», но в действительно его название несколько длиннее. На уровне государственных функций землеустройство дает возможность:

  1. Реализовать земельную реформу.
  2. Определить перспективность использования территорий.
  3. Перераспределить земли между субъектами и по формам собственности.
  4. Определить целевое назначение земли.
  5. Организовать охрану земельных фондов.
  6. Сформировать рациональную модель землевладения и землепользования.

Государственное землеустройство включает в себя подготовку землеустроительной документации для принятия решений об управлении ресурсами и проведении непосредственно землеустройства. В обеспечении государственных функций используются такие схемы землеустройства:

  1. Генеральную.
  2. Отдельных субъектов.
  3. Муниципальных образований.
  4. Использования и охраны земельных фондов.

Отраслевые. К этим функциям относится поиск территорий для организации несельскохозяйственных производств, изъятие ценных земель и участков с природоохранным статусом.

Территориальная. Эта функция создает условия для жизнедеятельности всех отраслей экономики и формирует рациональную систему землепользования в сельскохозяйственной и другой отраслях.

Принципы

При ведении землеустройства соблюдаются такие принципы:

  1. Обеспечение законных интересов граждан, проживающих на исследуемой территории, и других субъектов права.
  2. Экологические требования имеют приоритет перед экономическими аспектами планируемой эксплуатации земель. Это свидетельствует о необходимости охраны ценных угодий от взятия их под несельскохозяйственные нужды, рекультивации нарушенных участков, консервации территорий, пострадавших от загрязнения промышленными, химическими или радиоактивными отходами.
  3. Обеспечение одинаково выгодных территориальных и организационных условий для различных форм хозяйственности и развитие всех отраслей экономики. Отсюда следует необходимость в сбалансированности между доступными производственными фондами и выделяемой землей, а также обеспечении всех условия для нормального функционирования земельных фондов.
  4. Исследование перспективных направлений развития муниципальных и прочих административно-территориальных субъектов.
  5. Исследование экологической устойчивости и дальнейшей пригодности к использованию земель хозяйственного и другого назначения при нормальной интенсивности их эксплуатации.
  6. Сохранение и рационализация использования ландшафтов.
  7. Соблюдение компактного расположения земельных участков, обеспечение их оптимальной формы и площади, а также комфортного к ним доступа.
  8. Обеспечение стабильного использования участков и предупреждение излишнего деления угодий в том случае, если их целевое применение невозможно или связано с трудностями.
  9. Регулировка оптимального размещения и соотношения участков, а также интенсивности их эксплуатации.
  10. Создание и сохранение элементов организации территории, устойчивых к изменению метеорологических условий. К таковым относятся дороги, лесополосы, мелиоративные сети и прочее.
  11. Использование агроэкологической оценки территории и принципа эколого-технологического зонирования, на основе которых реализуется проект землеустройства.
  12. Своевременное изъятие загрязненных, деградирующих или зараженных участков из сельскохозяйственного пользования с последующей консервацией и исключением варианта их перераспределения.
  13. Определение требований по экологии и обеспечение норм и нормативов, описанных в соответствующих стандартах.

Землеустройство обычно делится на территориальное и внутрихозяйственное. Рассмотрим каждый из видов.

Территориальное землеустройство – это комплекс работ, направленных на изучение состояния земельных фондов, организацию их грамотного использования, определение административно-территориальных границ и межевание земельных объектов.

Его целесообразно проводить в таких случаях:

  1. Изменение границ участка.
  2. Обнаружение нарушенных земель.
  3. Консервация и рекультивация угодий.
  4. Выделение земельных долей.
  5. Изъятие или предоставление участков под сельскохозяйственную деятельность.

К территориальному землеустройству также относится:

  1. Установление и изменение межи населенных пунктов.
  2. Зонирование населенных пунктов.
  3. Создание охраняемых территорий (парки, сады и прочее).
  4. Создание зон с особым режимом землепользования.
  5. Расположение предприятий.

Внутрихозяйственное землеустройство – это комплекс работ по организации рационального землепользования в пределах определенных участков, выделенных под сельскохозяйственную деятельность. Фактически предназначение этого вида землеустройства заключается в изучении и утверждении планов размещения земель, пастбищ, жилых и производственных зданий, а также сооружений инженерно-транспортной инфраструктуры в пределах определенного участка. Как правило, проведение такого землеустройства организовывается по требованию субъектов, обладающих правами на участок.

Проведение землеустройства

Землеустройство состоит из довольно обширного перечня работ:

  1. Разработка генеральных планов застройки города.
  2. Планирование развития отдельных районов города и сельских округов.
  3. Разработка схем зонирования защиты населенных пунктов от последствий чрезвычайных ситуаций.
  4. Разработка зон охраны объектов особого значения.
  5. Разработка зон охраны от воздействия промышленных предприятий.

При реорганизации территорий компании, занимающиеся землеустройством, проводят:

  1. Инвентаризацию угодий.
  2. Отделение земли, передаваемой в частную собственность.
  3. Уточнение размеров участка.

На основе такого документа, как положение о землеустройстве, определяются требования к расположению земель.

Землеустройство осуществляется по распоряжению государственных органов. Главный из них – Комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Основание для проведения таких работ служат договоры, заключенные заинтересованными лицами и землеустроительными организациями. Субъекты, законные интересы которых могут быть затронуты в процессе землеустройства, должны быть извещены о его проведении в письменном виде. В случае несогласия последних комитет по землеустройству будет рассматривать их претензии и защищать права.

По результатам зонирования составляется схема участка. В нее входят данные о расположении, площади и назначении угодий, разрешенные способы использования земли, ограничения, обременения и сервитуты.

Эта схема лежит в основе сделок на строительство объектов коммуникаций и подъездных дорог, развития торговли, общественного транспорта и прочей инфраструктуры.

Объекты землеустройства — это территории муниципальных образований, субъектов государства, населенных пунктов, а также территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования земель.

Документация

По результатам проведения землеустройства формируют специальные документы. К ним относятся:

  1. Схемы: землеустройства территорий, генеральная, охраны и использования земель, землеустройства муниципальных образований.
  2. Карта (план) исследуемого объекта.
  3. Проект внутрихозяйственного землеустройства.
  4. Проекты: улучшения сельхозугодий, освоения новых территорий, рекультивации нарушенных земель, защиты от негативных воздействий (сели, эрозия, заболачивание, подтопление, иссушение, вторичное засоление, уплотнение, загрязнение и так далее).
  5. Отчеты о почвенных, геоботанических и других изысканиях и обследованиях, в том числе инвентаризации земли и оценки ее качества.
  6. Тематические карты и атласы.

Федеральный закон о землеустройстве и прочие нормативно-правовые акты государства или его отдельных субъектов могут самостоятельно устанавливать другие виды землеустроительных документов.

В дальнейшем землеустроительные документы применяют для регистрации прав на отдельный участок наряду с документами, устанавливающими право собственности.

Подготовка кадров

Земельные ресурсы и землеустройство – весьма объемная область знаний. Поэтому в ней задействовано довольно много специалистов. Это направление государственной деятельности играет важнейшую роль в образовании поселков и городов, их дальнейшем развитии и благополучии. Существуют не только факультеты, но и целые университеты, готовящие кадры по столь обширной специальности, как землеустройство и кадастры. Это еще раз доказывает актуальность и полезность данной профессии.

Для примера коротко рассмотрим Московский университет землеустройства. Учебное заведение было основано в 1779 году для кадрового обеспечения земельных реформ, работ по распределению земель и организации их грамотного использования. Это имело как политическое, так и социально-экономическое значение в формировании территорий России, закреплении границ и установлении прав на земельную собственность. На сегодняшний день вуз является единственным в России учебным заведением, специализирующимся на подготовке специалистов по данному направлению. Землеустройство и кадастры – далеко не все, чему учат в Московском университете. Здесь также готовят геодезистов, юристов, архитекторов, оценщиков земли, экономистов и специалистов смежных отраслей. Выпускников данного вуза принимают на работу как в Комитет по ресурсам и землеустройству, так и в частные компании этой отрасли, проектные бюро и прочие организации.

В университете трудится более трехсот преподавателей, среди которых 50 профессоров, докторов и 160 кандидатов наук. Абитуриенты могут выбрать специальность среди 9 факультетов и 27 кафедр.

Сегодня мы познакомились с таким понятием, как землеустройство. Резюмируя вышесказанное, отметим, что землеустройство – это система мер, способствующих рациональной организации, эксплуатации и охране земельных фондов. Кроме того, оно отвечает за сохранение природных ландшафтов и создание благоприятной экологической среды. Для подготовки специалистов этой отрасли создаются целые университеты, а за государственное управление земельными преобразованиями отвечает комитет по землеустройству.

Главными мероприятиями землеустройства являются: освоение новых территорий, улучшение земель хозяйственного назначения, рекультивация нарушенных территорий, а также топографические, геодезические, картографические, почвенные, агротехнические и прочие работы.

Добавить комментарий