Земли промышленности

Новая редакция Ст. 88 ЗК РФ

1. Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов.

3. Утратил силу с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

4. Утратил силу с 1 марта 2015 г.

Комментарий к Статье 88 ЗК РФ

В п. 1 комментируемой статьи установлено понятие земель промышленности. Земли промышленности, являясь составной частью категории «земли промышленности и иного социального назначения», предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель промышленности.

<687> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1915.

В соответствии с положениями названных Законов границы таких зон должны быть обозначены специальными межевыми знаками. Земельные участки в пределах таких зон не изымаются у собственников, владельцев, пользователей, арендаторов, но на них вводится ограниченный режим землепользования.

Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель.

В соответствии со ст. 7 Закона N 2395-1 под горным отводом понимается участок недр (геометризованный блок недр), предоставляемый пользователю в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья.

На основе проектов рекультивации устанавливаются условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода.

Другой комментарий к Ст. 88 Земельного кодекса Российской Федерации

1. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов. И кроме того, могут также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Земли промышленности как отдельный вид рассматриваемой категории земель находятся только вне границ населенных пунктов. Земли, занятые промышленными предприятиями в городах и других поселениях, включаются в состав земель населенных пунктов. К землям промышленности относятся земельные участки, которые предоставлены для размещения и эксплуатации предприятий металлургической, химической, обрабатывающей, горнодобывающей и других отраслей промышленности. Это земли, занятые фабриками, заводами, шахтами, рудниками, карьерами, приисками и другими горнодобывающими предприятиями.

Размеры земельных участков для размещения и эксплуатации промышленных предприятий определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией. Земельные участки предоставляются промышленным предприятиям для осуществления их производственной деятельности и используются для размещения производственных объектов, цехов, складов, прокладки коммуникаций и других целей.

В законодательстве установлены специальные требования к выбору земельных участков для размещения промышленных предприятий. Такие требования предусмотрены прежде всего в законодательстве об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Статья 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что размещение зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление или прекращение в полном объеме по решению суда размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Согласно ст. 35 названного Закона при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Действует также довольно большое число санитарно-эпидемиологических правил и норм, которые дополнительно к экологическим требованиям определяют возможность размещения промышленных объектов с учетом экологических и иных факторов. Например, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.3.1385-03 «Гигиенические требования к предприятиям производства строительных материалов», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11 июня 2003 г. N 142, не допускают размещение предприятий по производству строительных материалов и конструкций в селитебных зонах, в зонах питания подземных рек, на нижних речных террасах, в водозаборных зонах источников централизованного хозяйственно-бытового водоснабжения и источников минеральных вод, в рекреационных зонах.

Действует большое число правил и норм, которые определяют права и обязанности промышленных предприятий по использованию земель, требования к внутрихозяйственной организации своих земельных участков, размещению на них производственных и иных объектов.

Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий», введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 88, регулируют порядок размещения производственных объектов на уже выбранном земельном участке. Согласно этим Правилам территория производственного объекта должна иметь функциональное зонирование. Зонирование определяется с учетом примыкания территорий иного функционального назначения. Выделяются административно-хозяйственная и вспомогательные зоны, производственная и транспортно-складская зоны. Они отделяются друг от друга разрывами определенных размеров.

Правила промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 29 мая 2003 г. N 44, определяют требования к устройству и содержанию территории указанных предприятий, зданий и сооружений. Территория предприятия и размещение на ней зданий и сооружений должны соответствовать требованиям нормативных документов по промышленной безопасности, строительных норм и правил, правил пожарной безопасности. Территория проектируемых предприятий и производств должна быть разделена на производственные зоны, зоны складов товарно-сырьевых, химических реагентов, баллонов и т.п., зоны административно-бытовых и вспомогательных объектов.

Производственная деятельность промышленного предприятия представляет собой источник повышенной опасности для населения и состояния окружающей среды, поэтому вокруг таких предприятий устанавливаются санитарно-защитные зоны. Эти зоны устанавливаются для обеспечения санитарной защиты местности от промышленных выбросов. Установление таких зон является особенностью правового режима земель промышленности.

Порядок установления санитарно-защитных зон определен в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74.

Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.

В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий 1 и 11 классов опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны по классификации должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух.

Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

Размер расчетной санитарно-защитной зоны для предприятий 1 и 11 классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом РФ или его заместителем в установленном порядке. Размер расчетной санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем.

Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

В проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.

Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке (промышленная площадка), до ее внешней границы в заданном направлении.

Для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I класса — 1000 м; II класса — 500 м; III класса — 300 м; IV класса — 100 м; V класса — 50 м.

Граница санитарно-защитной зоны на графических материалах (генплан города, схема территориального планирования и др.) за пределами промышленной площадки обозначается специальными информационными знаками. В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены размер и границы санитарно-защитной зоны, мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия, функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

Размер санитарно-защитной зоны для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс).

Определен режим территории санитарно-защитной зоны. В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования и др.

2. Пункт 4 комментируемой статьи закрепляет условия предоставления земельных участков для разработки полезных ископаемых. Во-первых, земельный участок может быть предоставлен только после оформления горного отвода, во-вторых, должен быть утвержден проект рекультивации земель и, в-третьих, сначала должны быть восстановлены ранее отработанные площади.

Статья 7 Закона РФ «О недрах» признает объектом права пользования недрами участок недр, индивидуализация которого производится в виде горного отвода — геометризованного блока недр, т.е. геометрически определенного пространства недр. Если участок недр предоставляется для геологического изучения, то объект права пользования оформляется как геологический отвод.

Отличие горного отвода от геологического отвода заключается в том, что пользователь, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен. Что касается геологического отвода, то в его границах могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр и их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.

Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование, и указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами согласно ч. 1 ст. 12 названного Закона. Горный или геологический отвод определяют основную сферу реализации прав недропользователя и осуществления его обязанностей.

Порядок предоставления горных отводов и определения их границ при предоставлении лицензий на пользование недрами для добычи полезных ископаемых регулируется Инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной Госгортехнадзором России 31 декабря 1997 г. N 58, и МПР России 7 февраля 1998 г. N56. Порядок предоставления горных отводов и определения их границ при предоставлении лицензии на пользование недрами для разработки месторождений нефти, газа, газоконденсата и теплоэнергетических вод, а также строительства и эксплуатации подземных хранилищ газа и продуктов переработки углеводородов установлен в Инструкции о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 11 сентября 1996 г. N 35. Инструкция по оформлению горных отводов для использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденная постановлением МПР России и Госгортехнадзора России от 25 марта 1999 г. N 18/24, устанавливает порядок предоставления горных отводов и определения их границ при предоставлении лицензий на пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории РФ, в пределах континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны РФ.

Что касается проектов рекультивации земель, то Закон РФ «О недрах» (ст. 12) предусматривает, что порядок и сроки подготовки проектов рекультивации земель должны быть в обязательном порядке указаны в лицензии на право пользования недрами. Статья 22 названного Закона обязывает недропользователей приводить участки земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

Правовой режим земельных участков для разработки полезных ископаемых весьма специфичен. Осуществление всех видов права пользования недрами непосредственно связано с использованием земли. Добыча находящихся в недрах земли полезных ископаемых невозможна без использования для этих целей поверхности земли. В связи с этим одним из важнейших прав недропользователя является его право на земельный участок.

В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-I «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» земельные участки для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.

Порядок предоставления недр в пользование связан с решением вопросов о предоставлении для этих целей земельного участка. Предоставление лицензии на пользование недрами осуществляется при наличии согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр. Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ, после утверждения проекта проведения указанных работ (ст. 11 Закона РФ «О недрах»).

Основная особенность правового режима земельных участков для разработки полезных ископаемых заключается в следующем. Поскольку основанием для получения земельного участка является право на горный отвод, поэтому право на земельный участок сохраняется до тех пор, пока сохраняется право на горный отвод. Утрата права на горный отвод прекращает и право на земельный участок. В то же время прекращение права на земельный участок не влечет за собой прекращения права недропользования. Статья 20 Закона РФ «О недрах» не предусматривает такого основания прекращения права недропользования. Таким образом, право на земельный участок подчинено праву пользования недрами.

Действующее законодательство предусматривает особые условия предоставления земельных участков для разработки полезных ископаемых и порядок их использования. Такие участки имеют два разных правовых режима. Во-первых, законодательство выделяет правовой режим земельных участков, которые предоставлены для постоянного использования недр, о чем говорилось выше. Во-вторых, допускается временное использование земельных участков для проведения геологоразведочных работ.

Порядок временного использования земельных участков для геологоразведочных работ заключается в следующем. Так, земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. Арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка (п. 7 ст. 22 ЗК РФ).

Могут устанавливаться публичные сервитуты для временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ (подп. 9 п. 3 ст. 23 ЗК РФ).

При проведении геологоразведочных работ очень часто причиняется ущерб землям, например, в результате передвижения тяжелых буровых установок. В связи с этим земельное законодательство предусматривает, что убытки, причиненные временным занятием земельных участков, в том числе упущенная выгода, подлежат возмещению в полном объеме (подп. 3 п. 1 ст. 57 ЗК РФ).

Понятие земель промышленности

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со ст. 7 ЗК РФ составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

Земли промышленности — земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 88 ЗК РФ).

В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. При этом размеры предоставляемых земельных участков определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.

Являются федеральной собственностью земли промышленности (и иного специального назначения), занятые:

    • федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии;
    • федеральным транспортом, путями сообщения;
    • объектами федеральной информатики и связи;
    • объектами, обеспечивающими космическую деятельность;
    • объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства;
    • объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
    • другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации.

Состав земель промышленности

В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель:

    • охранные;
    • санитарно-защитные;
    • иные.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

О порядоке установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особенностях использования расположенных в них участков см. Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»

Общая характеристика правового режима земель промышленности

Под правовым режимом земель промышленности и иного назначения следует понимать систему правового регулирования отношений по использованию и охране этих земель, которая характеризуется едиными принципами и специфическими приемами регулирования.

Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено ЗК РФ, определяется:

    1. Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;
    2. органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
    3. органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со ст. 24 ЗК РФ могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

В соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды необходимо учитывать, что:

    • размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);
    • нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Для нашего государства все земли имеют четкую классификацию, исходя из которой каждый участок относится к определенной категории. Существуют коммерческие наделы, на территории которых расположены заводы, фабричные производства, дороги, линии электропередач и т. п., их относят к категории земли промышленности.

Правовое регулирование и статус промышленных территорий

Территории, на которых находятся промышленные объекты, расположены в отдалении от населенных пунктов. Со стороны законодательной базы четко прописано, что земли промназначения на основании кадастровой оценки должны соответствовать минимальному уровню сельскохозяйственной пригодности. Ввиду того что эти участки обладают скудными аграрными характеристиками, они непригодны для садоводства, посадки сельскохозяйственных культур, т. к. почва не подходит для осуществления такой деятельности.

Кадастровая оценка – это процедура, устанавливающая стоимость земельного участка в конкретный период.

Основное предназначение промышленных наделов – это использование и функционирование объектов, относящихся к индустриальной сфере. Например, фабрики, заводы, производство, осуществление переработки и других промышленных операций.

Все разрешенные правила применения, права пользователя на определенный земельный участок, а также обязанности, касающиеся сохранности целостности основного природного ресурса, регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Земельный Кодекс России.
  2. Федеральный закон №7 «Об охране природы».
  3. Федеральный закон №172 «О переводе земель из одной категории в другую».

Общая характеристика правового режима для промышленных земель

Правовой режим для земель промышленности заключается в наличии системы, которая занимается регулированием отношений в контексте использования и охраны. Мероприятия, осуществляемые в этих рамках, характеризуются принципами и соответствующим государственным контролем.

Правила эксплуатации промземель устанавливаются в отношении отдельно расположенных зон и имеют особенные условия использования территорий. Наделы, относящиеся к этой категории, эксплуатируются по общим правилам, если другое не указано в законах и актах на региональном уровне. В тех случаях, когда принадлежность земель имеет статус федеральной собственности, использование участков регулируется Правительством России. Следовательно, если земля находится под контролем и надзором местного органа самоуправления, значит, наделы числятся на балансе муниципалитета.

Рассматриваемая категория земельных участков имеет право быть переданной для безвозмездного срочного пользования для нужд сельскохозяйственного производства и другого применения.

Опираясь на законодательную базу, регулирующую вопросы об охране окружающей среды, нужно учитывать следующие обстоятельства:

  1. Возведение объектов осуществляется в соответствии с существующими природоохранными требованиями. Актуально это в случаях, если здание оказывает прямое или косвенное отрицательное влияние. Помимо строительства, в этот перечень входит:
  • размещение построек;
  • создание проектов;
  • реконструкционные мероприятия;
  • ввод в эксплуатацию;
  • применение;
  • консервация сооружений;
  • снос строений.
  1. Игнорирование требований, касающихся защиты окружающей среды, чревато приостановлением (строго в судебном порядке) вышеуказанных манипуляций.

Структурирование земель промышленных и специального назначения

Земельные участки промышленного и специального назначения подразделяются на категории в зависимости от назначения и использования:

  1. Земли, относящиеся к энергетическому сектору – электростанции, линии электрических передач.
  2. Транспортные земли – комплексы железнодорожных коммуникаций, автомобильное сообщение, морские коммуникации, трубопроводы.
  3. Земли для связи и совершения информационного телевещания, а также радиовещания – конструкции и комплексы для обеспечения работы спутниковых систем и технического поддержания линий связи.
  4. Участки для осуществления космических работ – космодромы, полигоны, стартовые площадки, учебные центры и подготовительные площадки.
  5. Территории, предназначенные для обороны. Например, испытательный полигон, воинская часть, всевозможные засекреченные объекты.
  6. Земли с иным специальным назначением – кладбище, больница, санаторий, животное хозяйство и т. д.

Наглядно соотношение земель промышленного и другого назначений продемонстрировано в следующей таблице:

Связь 0,2%
Космос 0,07%
Транспорт 13,5%
Энергетика 0,9%
Промышленность 12,1%
Оборона 69,0%
Другое 4,3%

Особенности промышленных земель

Для земель данной категории существует определенный ряд правил, которые необходимо соблюдать. Такая обязанность регулируется непосредственно законодательством Российской Федерации. Итак, лица, которые совершают эксплуатацию конкретного земельного участка, в случае неблаготворного, вредного влияния на него обязаны проводить мероприятия рекультивационного, а также охранного характера. Помимо этого, при совершении эксплуатации промышленных объектов обязаны присутствовать зоны защитного, санитарного назначения.

В границах таких зон недопустимо строить жилье, обустраивать сады, дачи, размещать оздоровительные центры и профилактические учреждения.

На данных территориях могут находиться лишь индустриальные объекты. Габариты таких зон определяются исключительно с учетом величины экологической опасности производства и его вредоносности (50-1000 метров).

Режим использования транспортных земель

Земли, относящиеся к категории железнодорожного сообщения, допускается сдавать в аренду на длительный срок. Как правило, договор аренды заключается с субъектами, ведущими предпринимательскую деятельность. При этом выдвигаются следующие условия:

  • отсутствие негативного влияния на участок;
  • обеспечение безопасного движения ж/д транспорта.

На землях, относящихся к группе автодорог, разрешено возведение строений, относящихся к объектам автомобильного сервиса, заправочных комплексов и пунктов питания. Монтаж небезопасных информационных указателей категорически запрещен. А также невозможно построить в таком районе сооружения и конструкции, которые никоим образом не относятся к сопровождению автодорожных потребностей.

В районе водных земель допускается возведение причалов, пристаней и портов. Дополнительно разрешено проведение мероприятий по обустройству береговой охранной полосы, а также создание искусственных водоемов. Приватизация земель прибрежной полосы воспрещена в соответствии с действующими российскими законами.

Для земель, на которых располагаются трубопроводы, также предусмотрены определенные зоны безопасности, размер которых зависит от характера назначения объекта.

Управление землями промышленности

Земли промышленного характера могут быть переданы в право пользования на неограниченный срок предприятиям и юридическим лицам. Собственниками таких участков могут быть:

  • физическое лицо;
  • юридическая организация;
  • федеральное правительство;
  • региональный фонд или ведомство;
  • муниципалитет.

Для обеспечения безопасности страны в случае расположения на наделе военного объекта, такая территория ни в коем случае не изымается у владельца. При объявлении военного положения земля изымается с целью повышения уровня обороноспособности страны. Правильное использование промышленных территорий целиком контролирует кадастровый орган, который обязан один раз в пять лет проводить экспертную оценку на таких участках.

Соблюдение правил охраны и экологической безопасности промышленных земель также находится под государственным надзором. В случае несоблюдения предусмотренных законодателем правил полагается несение ответственности по всей строгости.

Разъяснение сложных моментов

Как же осуществляется продажа земельных участков промышленного назначения, и кому нужно их покупать? Чаще всего такие территории интересуют частных предпринимателей, занятых в области средней промышленности. Стоят такие земли относительно недорого. Цена значительно отличается от стоимости участков в черте поселений. Впоследствии после совершения ряда обязательных действий, промышленные земли можно перевести в другой статус и продать по высокому ценнику. Эта несложная манипуляция не доставит владельцу сложностей. Таким образом, купля-продажа промышленных наделов является прибыльным занятием.

Примечательно, что имущественные сделки с такими участками благоприятно сказываются на экономическом развитии страны. Обусловлено это налоговыми отчислениями в государственный бюджет. Поэтому правительство оказывает всестороннюю поддержку предпринимателей, принявших решение о приобретении промышленной земли.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что земельные территории такого характера занимают существенный процент от всех земель, расположенных в Российской Федерации. Поэтому законодательная база по этому вопросу обладает внушительным перечнем нормативно-правовых актов. Государство разными способами старается обезопасить население от воздействия предприятий и объектов промышленности, негативно влияющих на здоровье граждан. Для этого в данную отрасль привлекаются частные предприниматели и инвесторы, которые за счет собственных финансовых вложений помогают осуществить поставленные задачи.

Промышленность – важная и неотъемлемая часть современной жизни. Ввиду этого необходимо соблюдать установленный законодателем перечень правил и требований, чтобы обезопасить окружающую природу и людей. Правительство России, в свою очередь, оказывает помощь гражданам в качестве сохранения безопасной жизнедеятельности.

Добавить комментарий