Земли транспорта

Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Земли транспорта

Земли транспорта – это земли, главное предназначение которых организация, использование и эксплуатация для обеспечения объектов различных видов транспорта, а также возникающих в связи с их использованием земельных отношений.

В земельном законодательстве достаточно четко прописано, для каких целей и как именно должны использоваться те или иные земли, в том числе и земли, отведенные для транспорта.

Понятие транспортных земель

Земли транспорта, согласно статье 87 Земельного кодекса РФ, представляют собой отдельную категорию земель, использование которых контролируется государством. Более подробное определение и правовой режим транспорта описан в статье 90 Земельного кодекса России.

Земли транспорта – это земли, главное предназначение которых организация, использование и эксплуатация для обеспечения объектов различных видов транспорта, а также возникающих в связи с их использованием земельных отношений.

Регулируются вопросы не только Земельным кодексом России, но и различными предметными федеральными законами, а также соответствующими законами субъектов федерации, которые имеют отношение к вопросам землепользования.

Виды транспорта, их характеристики

Понятие земель транспорта подразумевают использование земель для следующих разновидностей транспорта:

  • для сообщения железнодорожным путем;
  • морские пути и прилегающие к государству морские просторы;
  • для внутренних водных путей;
  • для автомобильного сообщения;
  • воздушный транспорт;
  • иные виды транспорта.

Правовой режим земель транспорта подразумевает использование земельных участков, которые находятся за пределами населенных пунктов, однако входят или могут входить в территории, которые ими обслуживаются. Согласно действующему законодательству земли, если это не препятствует их использованию по прямому назначению, могут быть сданы в аренду для сельскохозяйственных или иных нужд.

Земли железнодорожного транспорта подразумевают использование со следующими целями:

  • для размещения и прокладывания железнодорожных путей;
  • для того чтобы были установлены земли отвода, а также охранные участки железнодорожных путей;
  • для размещения всех зданий и объектов, имеющих отношение к железнодорожному сообщению. Это вокзалы, станции, переходы (наземные и надземные), прочие объекты.

Земли железнодорожного транспорта, согласно действующему законодательству, должны быть использованы с учетом следующих нормативно-правовых актов:

  • градостроительного назначения;
  • земельных норм;
  • санитарных;
  • противопожарных;
  • экологических;
  • прочих актов, предусматривающих эксплуатацию земель транспорта.

Правовой режим земель железнодорожного транспорта подразумевает факт использования земель около проложенных путей и объектов железнодорожного назначения для аренды физическим или юридическим лицам. На усмотрение муниципалитета, к которому относятся земли транспорта, земля около них может быть сдана в аренду для строительства жилого массива или для любых других нужд.

При этом использование арендованных земель не должно препятствовать нормальной эксплуатации транспортных земель и всего, что на них расположено.

Земли автомобильного транспорта могут быть использованы для следующих целей:

  • для строительства и эксплуатации автомобильного дорожного полотна;
  • для размещения и использования объектов автомобильного и дорожного сервиса, а также для размещения дорожных постов, находящихся в ведомстве Управления Министерства внутренних дел;
  • для установления и использования автомобильных земель отвода. Последние могут быть выделены в аренду под сельскохозяйственные нужды.

Земли морского транспорта, а также внутреннего водного транспорта могут быть использованы со следующими целями:

  • для выделения полосы берега, а также ее эксплуатации;
  • для размещения объектов, необходимых для обслуживания и использования морского транспорта. К таким объектам относятся морские порты, причалы, пирсы, технические сооружения и здания, а также прочие объекты;
  • для размещения водных путей, созданных искусственным путем.

Береговая полоса, согласно действующему законодательству, используется для обслуживания морского транспорта, однако это не исключает факта сдачи в аренду некоторых ее участков физическим или юридическим лицам для осуществления их деятельности.

Правовой режим земель воздушного транспорта подразумевает выделение земельных участков для нормальной эксплуатации воздушного транспорта, его обслуживания, размещения объектов и сооружений, которые для этого необходимы.

Например, для постройки аэровокзалов, аэропортов, линий посадки и взлета самолетов, вертолетов и иных транспортных средств, попадающих под категорию воздушных.

Правовой режим земель трубопроводного транспорта

Земли, которые отведены для газоснабжения, находятся под особой защитой государства. Поэтому и категорически запрещено расположение, строительство и внеплановая реконструкция каких-либо объектов, которые не предусмотрены нормами действующего законодательства.

Земли трубопроводного транспорта могут быть использованы, согласно статье 90 Земельного кодекса России, исключительно для следующих целей:

  • Для того чтобы на них были размещены (подразумевается наземное строительство) сооружения или здания, а также любые другие объекты, необходимые для использования или прокладывания нефтепровода, газопровода, а также прочих видов трубопроводных объектов;
  • Для того чтобы на них были размещены (подразумевается исключительно наземное строительство и эксплуатация) сооружения и здания, которые нужны для корректной эксплуатации любого вида трубопровода.

Земли, которые предназначены для транспорта такого вида не могут быть сданы в аренду или бессрочное пользование кому-либо (как физическим, так и юридическим лицам), а также для нужд государства или муниципалитета, которые не подразумевают использование трубопроводного транспорта.

Порядок, регулирующий резервирование земель под строительство и реконструкцию объектов транспорта

Согласно статье 70.1 Земельного кодекса РФ земли, находящиеся в пользовании физических лиц, юридических лиц, муниципалитета и государства, могут быть зарезервированы под строительство или реконструкцию объектов транспорта по основаниям, которые прописаны в статье 49 Земельного кодекса России. Земли могут быть изъяты у собственников во временное пользование с компенсацией или соответствующей заменой в натуре (вместо одного участка, который подлежит резервированию, предлагают равноценный во временное пользование).

Резервирование имеет свой «срок годности». Законодательством предусмотрено, что земли могут быть временно использованы под строительство или реконструкцию не более чем на три года, а если эти земли ранее находились в собственности государства, но использовались для других целей, то на срок не более двух лет.

Кроме того, земли, которые принадлежат государству, но не использовались с какой-то целью, не были сданы в аренду или бессрочное пользование физическим и юридическим лицам для эксплуатации, могут быть зарезервированы для реконструкции или строительства транспортных объектов на срок до 20 лет.

При этом изменение правового статуса земель на время резервации не предусматривается. Порядок резервации устанавливается Правительством РФ.

Запрет на изменение категории земель, предоставленных под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта

Согласно пункту 8 статьи 90 Земельного кодекса РФ запрещается перевод земель в другую категорию, если они были предоставлены для строительства/реконструкции или капитального ремонта тех объектов, которые предназначены для трубопроводного транспорта.

Если все остальные транспортные земли со временем могут приобрести другой статус (например, быть переведены из земель транспорта в земли сельскохозяйственного назначения), то трубопроводные земли лишены этой возможности.

Связано это со сложной технически и опасной практически эксплуатацией такого вида земель. Земли, которые находятся в частной собственности у физических или юридических лиц, могут быть изъяты в принудительном порядке, если это требуется для эксплуатации трубопроводного транспорта (к примеру, прокладки таких сетей).

Те земли, на которых на подземном уровне находятся трубопроводы, не требуют оформления в собственность со стороны компаний, которые их обслуживают и используют. Однако право на использование земли становится ограниченным: землю нельзя продать, сдать в аренду или использовать без соответствующего разрешения органов исполнительной власти, органов государственной власти или органов муниципальной власти.

Земли железнодорожного транспорта являются одними из основных видов земель транспорта, правовой режим которых достаточно полно урегулирован законодательством. Основной нормативной базой такого регулирования являются Федеральный закон от 10 января 2003 г.

N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ», Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденное Приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г.

В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами землями железнодорожного транспорта считаются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.

К полосе отвода железных дорог относятся земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

К охранным зонам железнодорожного транспорта относятся территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям.

В целях обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожных путей и других объектов железнодорожного транспорта, а также безопасности населения, работников железнодорожного транспорта и пассажиров в местах, подверженных оползням, обвалам, размывам, селям и другим негативным воздействиям, и в местах движения скоростных поездов устанавливаются охранные зоны.

Порядок использования охранных зон устанавливается Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 г.

N 611.

Приказом Министерства транспорта РФ от 6 августа 2008 г. N 126 утверждены нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранной зоны железных дорог. При определении ширины полосы отвода учитываются следующие условия и факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия (участки пути, расположенные на болотах, на слабых основаниях, с подтоплением от временных водотоков и водохранилищ, в зоне оврагообразования, на оползнях, на вечномерзлых грунтах и т.д.), необходимость создания защиты путей от снежных или песчаных заносов, залесенность местности, зона риска (дальность «отлета» с насыпи подвижного состава и груза при аварии).

Размеры полос отвода и охранных зон устанавливаются в соответствии с настоящими нормами, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций, а также с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.

Размеры земельных участков охранных зон определяются исходя из рельефа и природных условий местности, необходимости создания защиты жилой застройки населенных пунктов от сверхнормативных шумов проходящих поездов, от возможных катастроф с перевозимыми пожаровзрывоопасными и опасными грузами, иных факторов, а также необходимости поэтапного развития объектов железнодорожного транспорта.

Земельные участки, за исключением земельных участков, предоставленных для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте, а также земельных участков, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, вносятся в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта (ОАО «РЖД»).

Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Внесение указанных земельных участков в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта не допускается.

Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время действуют Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «РЖД», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. N 264.

Пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги».

Арендная плата за пользование земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, не должна превышать установленную законодательством Российской Федерации ставку земельного налога на земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог.

Что это такое?

Это земельные участки (ЗУ), которые предназначены для организации и эксплуатации земельных объектов и которые могут использоваться с целью формирования транспортных коммуникаций следующих видов:

  • автомобильных трасс;
  • морских путей;
  • внутренних водных (речной транспорт);
  • железнодорожных путей;
  • воздушных трасс;
  • других видов транспорта.

Относятся к таковым, если права на них возникли у законных участников земельных отношений на основаниях, предусмотренных Земельным Кодексом, в частности – статьями 87 и 90, федеральными и муниципальными законами и распоряжениями.

Понятие и общая характеристика

Земли транспорта – это особый состав земель, который вправе использоваться только для развития транспортной инфраструктуры муниципального и федерального значения. В этом качестве они внесены в Государственный земельный кадастр (ГКН), под соответствующим шифром. Это специфический земельный объект, на основании его целевого использования возникают земельные и гражданские отношения правовых субъектов.

На транспортных массивах могут прокладываться только непосредственно пути транспортного сообщения. Строительство капитальных объектов и сооружений допускается только в контексте тех задач, которые соответствуют целям их использования.

Использование этих участков под нужды, не связанные с транспортом считается нарушением и влечёт административную ответственность.

Какие участки относятся к этой категории?

Землям транспорта признаются территории, выделенные из состава категории земель промышленности и иного специального назначения, в том числе:

  • энергетики;
  • связи, радиовещания, телевидения, информатики;
  • обеспечения космической деятельности;
  • обороны, безопасности;
  • иного специального назначения.

Земли могут располагаться только за пределом массивов населенных пунктов и использоваться согласно целевому назначению на основании норм статьи 87 ЗК РФ. В классификаторе видов разрешённого использования, вступившем в силу 01.09.14 г. и утверждённым приказом Минэкономразвития под № 540, они закодированы под шифром 7.1-7.5. Являются видом целевого назначения.

К ним относятся следующий состав земель:

  • автомобильного транспорта;
  • железнодорожного транспорта;
  • водного транспорта;
  • аэровоздушного транспорта;
  • трубопроводов.

Особенности и разновидности их использования следующие:

  1. Полосы отвода автомобильных дорог, с прилегающими участками, которые могут использоваться для автомобильного сервиса и обеспечения транспортной инфраструктуры.
  2. Полосы отвода железнодорожных путей с прилегающими участками (массивами), которые могут использоваться для обслуживания путей железнодорожного сообщения, эксплуатации, сервиса и обеспечения железнодорожной инфраструктуры. Так же – для насаждения лесозащитной полосы.
  3. Береговая зона, искусственные водные сообщения, объекты и сооружения для их эксплуатации.
  4. Земли под аэропорты, аэродромы, вокзалы и взлетно-посадочные полосы, также под объекты и сооружения для обеспечения эксплуатации воздушного транспорта.
  5. Массивы, где предусмотрена прокладка трубопровода.

Главной спецификой использования этих земель является не только извлечение пользы, но и соблюдения безопасности их эксплуатации. Все обозначенные массивы отводятся по определённым стандартам, которые предусмотрены для безопасного функционирования транспортных линий. К ним относятся расстояния от водной границы, размеры отводов под железнодорожное полотно и взлётные полосы.

Железнодорожное сообщение предусматривает также наличие складов, предназначенных для хранения предметов повышенной ценности и объектов с особым статусом правового регулирования.

Правовой режим и положение

Правовой режим земель транспорта опирается на положения законодательства. В соответствии со статьёй 25 Федерального закона от 8.11.07 г. № 257-ФЗ границы отвода полосы автотрассы устанавливаются документацией планировки территории – проектом планировки. Он подготавливается с учетом установленного нормирования по отводу земель. Нормы планировки размещения автодорог и объектов их эксплуатации утверждены ПП РФ от 2.09.09 г. под № 717.

Что касается железнодорожных путей, то размеры выделяемого массива включают в себя полосы отвода, которые устанавливаются проектно-сметной документацией. В целях безопасности путей и иных объектов и сооружений, также – для безопасности граждан и железнодорожных работников устанавливаются охранные зоны. В частности при опасности:

  • схода лавин, оползней и селей;
  • обвалов и размывов при паводке;
  • других опасностей природных факторов;
  • движения скоростных поездов.

Правовой режим эксплуатации полос отвода и охранных зон утверждён ПП РФ от 12.10.06 г. под №611. Правовой режим земель водного транспорта установлен ФЗ РФ от 7.03.01 г. под № 24-ФЗ, известного как КВВТ, а так же Законом «о морских портах РФ». В них указаны границы береговой территории, которые могут использоваться под земли транспорта, а так же основные правила их эксплуатации.

Воздушный транспорт требует выделения территории только для взлёта и посадки, а так же – для эксплуатационных зданий и сооружений. Но в силу повышенной ответственности за безопасность жизнедеятельности, здесь применяются многочисленные законодательные акты, нормативы и СНИП. Главные регулирующие правовой режим положения, определены в следующих актах:

  1. Воздушный Кодекс РФ.
  2. Правила использования воздушного пространства РФ, утвержденные ПП РФ от 11.03.10 г. № 138.

На их основании для каждого аэродрома выделяется при аэродромная территория. Её размеры – 30 км в радиусе от установленной контрольной точки. Так же предусматриваются иные положения режима безопасности.

Кто является собственником?

Главным собственником земель транспорта является государство, то есть они считаются федеральной земельной недвижимостью. В соответствии с региональными нормативами управления, передаются Субъектам Федерации, о чём в информационный банк ГКН внесена соответствующая информация. Несмотря на передачу земель в ответственное владение муниципалитетов, они не могут распоряжаться ими без согласия государственных органов, то есть все распоряжения должны утверждаться на Федеральном уровне.

Исключение составляет определённая часть земель, которая получена в собственность учредителей РЖД в процессе приватизации или путём её выкупа у государства внесением уставного капитала. Такие территории принадлежат РЖД.

Разрешённое и запрещённое использование

Обозначенный вид земель может использоваться только в целях, служащих развитию транспортной инфраструктуры. В число разрешённых объектов могут входить:

  • автовокзалы и автостанции;
  • железнодорожные вокзалы и станции;
  • ремонтные депо;
  • аэродромы и аэропорты;
  • морские и речные порты и причалы;
  • остановочные пункты;
  • пункты ДПС;
  • автозаправки;
  • эксплуатационные сооружения и технические помещения;
  • офисные и промышленные помещения, обслуживающие транспортные линии.

Кроме этого здесь разрешено возведение объектов для обслуживания пассажиров на время пути:

  1. придорожные и привокзальные кафе;
  2. отели и мини гостиницы;
  3. аптечные пункты и т.п.

На данных землях запрещены любые виды работ, которые не соответствуют целевому назначению и не имеют отношения к тому виду транспорта, для которого осуществлён отвод участка. Здесь также недопустимо:

  • вырубать насаждения;
  • перекрывать русло искусственного водоёма;
  • проводить работы в приближении к железнодорожной насыпи;
  • выпасать и прогонять скот;
  • проводить любые работы, которые могут повредить железнодорожное полотно;
  • проводить любые работы ближе, чем за 30 км от аэропорта.

Транспортные магистрали – территория повышенной опасности, их использование требует соблюдения установленных норм.

Управление и мониторинг

Управление земельной собственностью принадлежащей государству – обязательное условие, включённое в государственную программу эффективного использования земельного ресурса. Проводится посредством мониторинга и принятия на основании выявленных данных – решений о дальнейшем проведении существующей земельной политики.

Мониторинг земель является частью госпрограммы по определению влияния использования земель под транспортные нужды на экологическое состояние окружающей среды. Проводится органом ГКН в силу положений статьи 67 ЗК РФ.

Задачи мониторинга следующие:

  • наблюдение за состоянием используемых почв;
  • получение достоверных сведений об их состоянии;
  • возможность дальнейшего их использования под нужды транспорта;
  • влияние качества земель на окружающую экологию;
  • степень эффективности их использования по назначению.

Все полученные сведения передаются в специальные федеральные комиссии, которые принимают ответственное решение по дальнейшему использованию ресурса или изменениям в его использовании. Федеральные решения передаются в регионы, а региональные органы самоуправления проводят ознакомление с ними уполномоченных должностных лиц, ответственных за использование данных земельных массивов.

Таким образом, система управления государственной земельной собственностью составляет единую сеть, и включается в комплексное использование под нужды транспортных коммуникаций.

Массивы, принадлежащие РЖД, подчиняются общим правилам эксплуатации, предусмотренным федеральными программами.

Методы государственной кадастровой оценки

Вся оценочная деятельность земель осуществляется органом ГКН путём проведения ревизии. Ревизионная переоценка в отдельных кадастровых кварталах должна проводиться не реже чем через 5 лет, но не чаще, чем один раз в 3,5 года. После проведения ревизии удельная кадастровая стоимость земли соответствующей категории может изменяться на основании проведённых расчётов.

На основании приказа Минэкономразвития РФ от 21.09.17 г. № 469 произошла отмена ранее используемых методик государственной кадастровой оценки. в настоящее время процедура регулируется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными ПП РФ от 08.04.2000 г. под № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».

Ответственными исполнителями являются независимые оценщики, которые призываются для проведения работ на местах – по распоряжению муниципалитетов. Они могут использовать методы оценки, соответствующие закону «Об оценочной деятельности».

Можно ли арендовать или перевести в собственность?

Некоторые ЗУ, относящиеся к данному виду, допускается получать в аренду путём выкупа арендных прав у муниципалитета на основании статьи 90 ЗК РФ. Это участки, на которых можно возвести капитальное нежилое строение, соответствующее целевому использованию – для услуг, предоставляемых пассажирам и сервисных центов.

Земли под автотрассами, железнодорожными путями, взлётными полосами и портами оформлять в аренду нельзя.

Оформление данных земель в собственность, недопустимо ни при каких условиях. Если на них возводятся строения, использующиеся под целевые нужды транспорта, допускается обременение сервитутом.

То же касается проведения трубопроводов – на время работы ЗУ допустимо арендовать или оформить сервитут. Выкуп или приватизация таких земель и иные формы собственности не допускаются.

Возможно, вам будет интересна информация о том, как перевести земли различных категорий в промышленные, а также о том, как перевести промышленные участки в иные категории.

Земли транспорта – целевое назначение категории промышленных земель. Могут использоваться только по целевому назначению с соблюдением установленных норм и правил эксплуатации. Принадлежат государству, могут передаваться в управление муниципалитетам. В определённых случаях допускают аренду или обременение сервитутом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий