Земское либеральное движение

ЗЕМСКОЕ ДВИЖЕНИЕ — в Российской им­пе­рии ли­бе­раль­но-оп­по­зи­ци­он­ная об­щественная и по­ли­тическая дея­тель­ность глас­ных (чле­нов) зем­ских со­бра­ний и чле­нов зем­ских уп­рав, на­прав­лен­ная на рас­ши­ре­ние прав земств и де­мо­кра­тическое пре­об­ра­зо­ва­ние государственного уст­рой­ст­ва.

Боль­шин­ст­во ли­де­ров земского движения со­став­ля­ли дво­ря­не, вла­дев­шие круп­ны­ми и круп­ней­ши­ми по­ме­сть­я­ми. Уча­ст­ни­ки земского движения вы­сту­па­ли за урав­не­ние в из­би­рательных пра­вах всех групп на­се­ле­ния при вы­бо­рах глас­ных земств, соз­да­ние мел­кой (во­ло­ст­ной) зем­ской еди­ни­цы (свя­зую­ще­го зве­на ме­ж­ду кре­сть­ян­ской об­щи­ной, с од­ной сто­ро­ны, и уезд­ным и гу­берн­ским зем­ст­ва­ми — с дру­гой); за ос­во­бо­ж­де­ние земств от пра­ви­тельственной рег­ла­мен­та­ции, вве­де­ние все­об­ще­го на­чаль­но­го обу­че­ния, пе­ре­да­чу зем­ст­вам пра­ва за­ве­до­ва­ния не толь­ко хо­зяй­ст­вен­ны­ми, но и учеб­но-вос­пи­тательными во­про­са­ми в сфе­ре народного об­ра­зо­ва­ния; вы­сту­па­ли в под­держ­ку об­щин­но­го зем­ле­вла­де­ния как сред­ст­ва про­тив обез­зе­ме­ли­ва­ния кре­сть­ян, за от­ме­ну кру­го­вой по­ру­ки в об­щи­нах, за­ме­ну по­душ­ной по­да­ти про­грес­сив­ным на­ло­го­об­ло­же­ни­ем, раз­ви­тие по­зе­мель­но­го кре­ди­та, ор­га­ни­за­цию ши­ро­ко­го пе­ре­се­ле­ния кре­сть­ян из внутренних гу­бер­ний на «ок­раи­ны» стра­ны, сво­бо­ду пе­ча­ти, рас­ши­ре­ние ком­пе­тен­ции су­да при­сяж­ных. В сфе­ре государственного управ­ле­ния боль­шин­ст­во зем­цев от­стаи­ва­ло идею ор­га­ни­за­ции по­сто­ян­но­го со­ве­щательного ор­га­на при им­пе­ра­то­ре из пред­ста­ви­телей земств (Зем­ско­го со­бо­ра, или Со­ве­та), бо­лее ра­ди­каль­ное мень­шин­ст­во (И. И. Пет­рун­ке­вич, В. И. Вер­над­ский, Па­вел Д. Дол­го­ру­ков, Пётр Д. Дол­го­ру­ков, Ф. И. Ро­ди­чев, Д. И. Ша­хов­ской) вы­сту­па­ло за соз­да­ние за­ко­но­дательного пред­ста­вительного ор­га­на, вве­де­ние основных де­мо­кра­тических прав и сво­бод.

Земское движение на­ча­лось с по­да­чи ад­ре­сов и хо­да­тайств с прось­ба­ми, вы­хо­див­ши­ми за пре­де­лы ком­пе­тен­ции ор­га­нов са­мо­уп­рав­ле­ния. В 1878-1879 годах Пол­тав­ское, Са­мар­ское, Твер­ское, Харь­ков­ское и Чер­ни­гов­ское гу­берн­ские зем­ские со­б­ра­ния на­пра­ви­ли императору Алек­сан­д­ру II ад­ре­са с прось­бой со­звать Зем­ский со­бор, пре­до­с­та­вить сво­бо­ду пе­ча­ти, обес­пе­чить не­при­кос­но­вен­ность прав лич­но­сти и не­за­ви­си­мость су­да. В ад­ре­сах, по­дан­ных в 1894-1895 годах Кур­ским, Ор­лов­ским, Са­ра­тов­ским, Пол­тав­ским, Там­бов­ским, Туль­ским, Уфим­ским и Чер­ни­гов­ским гу­берн­ски­ми зем­ски­ми со­б­ра­ния­ми по слу­чаю всту­п­ле­ния на пре­стол императора Ни­ко­лая II, вы­ра­жа­лись по­же­ла­ния «при­зы­ва об­ще­ст­вен­ных сил к со­вме­ст­ной ра­бо­те с пра­ви­тель­ст­вом», пре­дос­тав­ле­ния «дос­ту­па го­ло­са земств к пре­сто­лу» (на­зва­ны им­пе­ра­то­ром «бес­смыс­лен­ны­ми меч­та­ния­ми»).

Дру­гие фор­мы земского движения — про­ве­де­ние съез­дов (1879, 1893, 1894, 1901, 1902, 1903 годы и др.) и со­б­ра­ний дея­те­лей земского движения, вы­сту­п­ле­ния в пе­ча­ти, из­да­ние и рас­про­стра­не­ние литературы, в т. ч. не­ле­галь­ной. В конце 1880-х — начале1900-х годов в Мо­ск­ве и Санкт-Пе­тер­бур­ге про­хо­ди­ли «зем­ские бе­се­ды» — со­б­ра­ния зем­ских глас­ных и пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции, на ко­то­рых об­су­ж­да­лись во­про­сы ре­ор­га­ни­за­ции зем­ской из­би­рательной сис­те­мы, зем­ско­го на­ло­го­об­ло­же­ния, зем­ских учи­лищ и ме­ди­ци­ны, а так­же пра­во­вое по­ло­же­ние кре­сть­ян, ме­ры по­мо­щи по­стра­дав­шим от го­ло­да 1891-1892 годов. Со­дер­жа­ние «бе­сед» ре­гу­ляр­но от­ра­жа­лось в журнале «Вест­ник Ев­ро­пы».

В 1899-1905 годах в Мо­ск­ве су­ще­ст­во­вал кру­жок дея­те­лей земского движения «Бе­се­да». Его чле­ны (П. А. Гей­ден, бр. Дол­го­ру­ко­вы, Ф. Ф. Ко­кош­кин, Н. Н. Львов, Ю. А. Но­во­силь­цев, Д. А. Ол­суфь­ев, Д. И. Ша­хов­ской, П. С. Ше­ре­ме­тев, Д. Н. Ши­пов и др.) дей­ст­во­ва­ли под ло­зун­гом «со­чув­ст­вие зем­ст­ву и борь­ба с про­из­во­лом бю­ро­кра­тии», ор­га­ни­зо­ва­ли издательство «Беседа», вы­пус­тив­шее сборники «Мел­кая зем­ская еди­ни­ца» (выпуск 1-2, 1903 год), «Ну­ж­ды де­рев­ни по ра­бо­там Ко­ми­те­тов о ну­ж­дах сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ной про­мыш­лен­но­сти» (т. 1-2, 1904 год), «Аг­рар­ный во­прос» (т. 1-2, 1905 год), «Кре­сть­ян­ский строй» (1905 год). С 1902 года груп­па дея­те­лей земского движения во гла­ве с И. И. Пет­рун­ке­ви­чем и Пет­ром Д. Дол­го­ру­ко­вым вы­пус­ка­ла в Штут­гар­те журнал «Ос­во­бо­ж­де­ние» (под редакцией П. Б. Стру­ве). Раз­ви­тие земского движения при­ве­ло к соз­да­нию в 1903 году не­ле­галь­ных по­ли­тических ор­га­ни­за­ций Со­юз зем­цев-кон­сти­ту­цио­на­ли­стов и Со­юз ос­во­бо­ж­де­ния, в ко­то­рых пред­ста­ви­те­ли земского движения иг­ра­ли ве­ду­щую роль. Дея­те­ли земского движения ока­зы­ва­ли под­держ­ку профессиональным ор­га­ни­за­ци­ям, в ко­то­рые вхо­ди­ли зем­ские слу­жа­щие (вра­чи, учи­те­ля и др.), а в ря­де слу­ча­ев бы­ли ини­циа­то­ра­ми их соз­да­ния.

В начале 1900-х годов про­изош­ла ра­ди­ка­ли­за­ция на­строе­ний уча­ст­ни­ков земского движения. Впер­вые боль­шин­ст­во зем­цев вы­сту­пи­ло за соз­да­ние за­ко­но­дательного пред­ста­вительного ор­га­на, вве­де­ние де­мо­кра­тических сво­бод, рав­но­пра­вие со­сло­вий на пер­вом ле­галь­ном и наи­бо­лее пред­ста­ви­тель­ном (при­сут­ст­во­ва­ли де­ле­га­ты от 33 гу­бер­ний) зем­ском съез­де в но­ябре 1904 года в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Съезд по­лу­чил ши­ро­кий об­щественный ре­зо­нанс, вы­дви­ну­тая им про­грам­ма по­слу­жи­ла ос­но­вой для по­да­чи зем­ст­ва­ми мно­го­численных ад­ре­сов и пе­ти­ций. В Ре­во­лю­цию 1905-1907 годов земское движение по­шло на убыль и фак­ти­че­ски пре­кра­ти­лось с из­да­ни­ем Ма­ни­фе­ста 17 ок­тяб­ря 1905 года; уме­рен­ные зем­цы с удов­ле­тво­ре­ни­ем встре­ти­ли этот акт и во­шли в со­став пар­тии «Со­юз 17 ок­тяб­ря», боль­шин­ст­во пред­ста­ви­те­лей земского движения примк­ну­ло к Кон­сти­ту­ци­он­но-де­мо­кра­ти­че­ской пар­тии.

Зземское движение вновь про­яви­ло се­бя по­сле во­енных не­удач российской ар­мии в Первой ми­ро­вой вой­не. Зем­ские съез­ды под­дер­жа­ли «Про­грес­сив­ный блок», вы­дви­нув тре­бо­ва­ние соз­дать «пра­ви­тель­ст­во до­ве­рия» (сентябрь 1915 года), а за­тем — пра­ви­тель­ст­во, от­вет­ст­вен­ное пе­ред Государственной ду­мой (декабрь 1916 года).

Про­грам­ма земского движения, ка­сав­шая­ся рас­ши­ре­ния прав земств, ос­во­бо­ж­де­ния их от пра­ви­тельственной рег­ла­мен­та­ции и соз­да­ния мел­кой зем­ской еди­ни­цы, реа­ли­зо­ва­на Временным пра­ви­тель­ст­вом в 1917 году.

ЗЕ́МСКОЕ ДВИЖЕ́НИЕ, в Рос. им­пе­рии ли­бе­раль­но-оп­по­зи­ци­он­ная об­ществ. и по­ли­тич. дея­тель­ность глас­ных (чле­нов) зем­ских со­бра­ний и чле­нов зем­ских уп­рав, на­прав­лен­ная на рас­ши­ре­ние прав земств и де­мо­кра­тич. пре­об­ра­зо­ва­ние гос. уст­рой­ст­ва. Боль­шин­ст­во ли­де­ров З. д. со­став­ля­ли дво­ря­не, вла­дев­шие круп­ны­ми и круп­ней­ши­ми по­ме­сть­я­ми. Уча­ст­ни­ки З. д. вы­сту­па­ли за урав­не­ние в из­би­рат. пра­вах всех групп на­се­ле­ния при вы­бо­рах глас­ных земств, соз­да­ние мел­кой (во­ло­ст­ной) зем­ской еди­ни­цы (свя­зую­ще­го зве­на ме­ж­ду кре­сть­ян­ской об­щи­ной, с од­ной сто­ро­ны, и уезд­ным и гу­берн­ским зем­ст­ва­ми – с дру­гой); за ос­во­бо­ж­де­ние земств от пра­ви­тельств. рег­ла­мен­та­ции, вве­де­ние все­об­ще­го на­чаль­но­го обу­че­ния, пе­ре­да­чу зем­ст­вам пра­ва за­ве­до­ва­ния не толь­ко хо­зяй­ст­вен­ны­ми, но и учеб­но-вос­пи­тат. во­про­са­ми в сфе­ре нар. об­ра­зо­ва­ния; вы­сту­па­ли в под­держ­ку об­щин­но­го зем­ле­вла­де­ния как сред­ст­ва про­тив обез­зе­ме­ли­ва­ния кре­сть­ян, за от­ме­ну кру­го­вой по­ру­ки в об­щи­нах, за­ме­ну по­душ­ной по­да­ти про­грес­сив­ным на­ло­го­об­ло­же­ни­ем, раз­ви­тие по­зе­мель­но­го кре­ди­та, ор­га­ни­за­цию ши­ро­ко­го пе­ре­се­ле­ния кре­сть­ян из внутр. гу­бер­ний на «ок­раи­ны» стра­ны, сво­бо­ду пе­ча­ти, рас­ши­ре­ние ком­пе­тен­ции су­да при­сяж­ных. В сфе­ре гос. управ­ле­ния боль­шин­ст­во зем­цев от­стаи­ва­ло идею ор­га­ни­за­ции по­сто­ян­но­го со­ве­щат. ор­га­на при им­пе­ра­то­ре из пред­ста­ви­телей земств (Зем­ско­го со­бо­ра, или Со­ве­та), бо­лее ра­ди­каль­ное мень­шин­ст­во (И. И. Пет­рун­ке­вич, В. И. Вер­над­ский, Па­вел Д. Дол­го­ру­ков, Пётр Д. Дол­го­ру­ков, Ф. И. Ро­ди­чев, Д. И. Ша­хов­ской) вы­сту­па­ло за соз­да­ние за­ко­но­дат. пред­ста­вит. ор­га­на, вве­де­ние осн. де­мо­кра­тич. прав и сво­бод.

Земское либеральное движение – одно из направлений общественного движения второй половины XIX – начала XX вв. В основу земской либеральной программы легли размышления либеральной оппозиции 1850х-1860х гг. о сочетании политической централизации с административной децентрализацией, признании необходимости гласности, ослаблении цензуры и др.

Корни формирования земской оппозиции связаны, во-первых, с либеральными убеждениями части дворянства, а, во-вторых с притеснениями со стороны правительства. Например, в 1866 г. было установлено предельное обложение земскими сборами торгово-промышленных заведений, в 1867 г. последовал запрет губернским земствам поддерживать контакты друг с другом, вводилась цензура земских отчетов и журналов. Эти меры вряд ли адекватны ситуации, так как земства пока стояли вне политики. Наконец, чрезвычайные меры против революционных народников в конце 1870х – начале 1880х гг., особое судопроизводство по политическим делам не соответствовали размаху действий народников, что побудило земство развернуть легальную борьбу с произволом властей. В западной литературе распространено мнение о недовольстве дворянства государственной экономической политикой, отдававшей предпочтение индустриализации, как побудительном мотиве оформления земской оппозиции .

Н.М. Пирумова выделила признаки для включения земских гласных в состав земской оппозиции: участие в полулегальных и нелегальных либеральных организациях, земских съездах или съездах различных обществ, работа в Вольном экономическом обществе или Комитете грамотности, выступления в прессе или на губернских и уездных земских собраниях . На основании этих критериев подсчитано, что к земскому либеральному движению можно отнести всего около 300 гласных, а участие в нем земских служащих, так называемого «третьего элемента» — скорее исключение, чем правило.

Программные требования земского либерализма как самостоятельного направления общественного движения были сформулированы в конце 1870х гг., когда в земских адресах монарху прозвучала просьба о конституции. Одно из самых радикальных выступлений земских деятелей конца 1870х гг. – записка И.И. Петрункевича «Очередные задачи земства» (1879), где выражались требования свободы слова и печати, а также созыва Учредительного собрания. Распространенной идеей становился созыв представительного органа при монархе, что мыслилось как «увенчание здания» земских учреждений.

Экономические требования земского либерализма заключались в снижении выкупных платежей, отмене паспортной системы и круговой поруки для крестьян, отмене подушной подати, введении прогрессивного подоходного налога, организации переселений и мелкого поземельного кредита для крестьян как способов решения проблемы малоземелья. Земские либеральные круги представляли бесспорную оппозицию индустриальной политике С.Ю.Витте.

В 1890х гг. земцы проявили повышенный интерес к проблеме введения всеобщего начального обучения. На земском съезде 1902 г. этот вопрос был тесно увязан с интересами развития сельского хозяйства и ростом благосостояния сельского населения.

На рубеже 1890х-1900х гг. также активно обсуждалось возможное введение мелкой земской единицы. Эта новая административная единица, или волостное земство, по заключению агрономического съезда февраля 1901 г., должна носить обязательный характер, быть всесословной, иметь определенную территорию, право самообложения, иметь выборные исполнительные органы, не должна обладать полицейскими и судебными функциями .

Главными легальными формами земского либерального движения стали адреса и ходатайства, обращенные к верховной власти. Они имели агитационное и организационное значения, поскольку таким путем пропагандировались идеи и вырабатывались единые требования земского либерализма. Для обсуждения волнующих их вопросов земцы активно использовали съезды, заседания, комитеты различных общественных организаций, профессиональных объединений интеллигенции и научных обществ: обществ естествоиспытателей и врачей, юристов, Вольного экономического общества и др.

Нелегальные формы земской деятельности — общеземские съезды, политические встречи представителей земств с неземской интеллигенцией. Первые такие собрания были организованы в 1878 г., а первый земский съезд относится к 1879 г. В 1899-1905 гг. действовал полулегальный кружок «Беседа», объединявший 27 человек из 10 губерний. С 1902 г. земские либеральные деятели участвовали в издании журнала «Освобождение».

В начале XX века в земском либеральном движении отчетливо выделяются два течения: более умеренное под руководством Д.Н.Шипова и течение земцев–конституционалистов, в 1903 г. оформившееся в нелегальный «Союз». Эти две группы стали базой для создания в 1905 г. партий октябристов и кадетов. После разрешения легальной деятельности политических партий в России в октябре 1905 г. земское либеральное движение как единое целое перестает существовать, поскольку центр тяжести в оппозиционной политической борьбе перемещается в создаваемые партии.

Примечания

Литература

Добавить комментарий