Жалобы и ходатайства

Содержание

Отличие заявления от обращения

«Жалоба», «заявление», «ходатайство» — понятия широко известные и в общем смысле чем-то схожие. Под этими терминами подразумевается обращение гражданина (или нескольких лиц), устное или письменное, в любые официальные (государственные, общественные, местного самоуправления и т.п.) органы.
Заявления подаются, во-первых, в целях реализации права или законного интереса гражданина (например, заявление о приеме на работу) и, во-вторых, для сообщения о недостатках в работе предприятий и организаций и внесения предложений по устранению этих недостатков.

Полезные Советы — На

Конфликты неизбежно возникают в процессе взаимодействия субъектов правоотношений, а жалобы и заявления считаются цивилизованными методами их разрешения. Конечно, название документа играет второстепенную роль, и всё же, есть ли различия между указанными категориями? Как озаглавить своё обращение и выбрать оптимальную форму для его дальнейшей подачи? Подробнее http://pedagogru.ru Чем отличается жалоба от заявления.
Жалоба – письменное обращение в государственный или международный орган, организацию с требованием о восстановлении нарушенного права или принятии мер по отношению к виновному лицу. Суть документа может быть абсолютно разной: от несогласия с принятым решением до требования устранить нарушение законодательства. При этом жалобы подлежат рассмотрению уполномоченным лицом в установленный срок.
Заявление – письменное или устное обращение, направленное в государственный орган, организацию, с целью реализации своего законного права или информирования должностного лица. Оно также подлежит рассмотрению в установленный законом срок, а заявитель уведомляется о принятом решении.

Жалоба, заявление, предложение, ходатайство, петиция — цивилизованные способы решения проблем

  • Чего я хочу добиться? Справедливы ли мои требования и претензии?
  • Есть ли нарушения прав и закона, и в чём, как мне кажется, это проявилось?
  • Если посоветусь с близкими, поймут ли они суть возникших сомнений по поводу нарушения моих прав?
  • Какое должностное лицо может помочь решить возникшую проблему?
  • заявление подаётся в 2-х экземплярах, на которых ставится входящий номер и подпись кто принял. Один экземпляр заявления с входящим номером и датой принятия передаётся заявителю;
  • в течение 30 дней с момента принятия заявления принявший его орган обязан дать ответ;
  • если заявление коллективное, нужно обязательно после подписей писать ФИО полностью всех заявителей;
  • заявления, в которых содержатся нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, не рассматриваются;
  • анонимные заявления не рассматриваются.

В чем разница между жалобой и обращением

В последнее время принято решать проблемы цивилизованными путями. Если раньше были нередки случаи, когда все решалось криками и кулаками, которые зачастую еще и не приводили к желаемым результатам, то сейчас все можно решить более или менее мирно. Конечно, сначала стоит все же поговорить, обсудить проблему, возможно вы просто не поняли друг друга, но, если все же таким образом не получается решить проблему, то приходиться делать обращения.
Заявление – может быть, как письменным, так и устным, оно так же направляется в государственные органы и организации, для того, чтобы осуществить свое права или дать какую-либо информацию о случившимся происшествии. Так же оно подается в определенные органы, в определенные сроки, при этом лицо, которое заявляло должно быть уведомлено о принятии решения по поводу данного заявления.

Чем жалоба отличается от заявления: описание и отличия

Жалоба является требованием в письменном виде при обращении к госоргану уполномоченному к устранению определенного вида ущемленных прав и законных интересов граждан. Жалобы подаются в результате возникновения административно-правовых отношений.

  • В арбитражные суды, решение вопросов связанных с решением экономических вопросов в результате коммерческой деятельности.
  • Военные суды, вопросы возникающие в ходе несения воинской службы на органы военного управления или командующего состава.
  • Суды решающие вопросы общей юриспруденции.

Жалуемся чиновнику, жалуемся

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов либо уведомление о переадресации своего обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено за гражданином Конституцией РФ и является одной из действенных форм защиты его прав. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Существуют три основных вида обращения: предложение, заявление, жалоба

Контроль за разрешением предложений, заявлений и жалоб граждан в государственных органах возлагается на должностных лиц, которые обязаны обеспечить своевременное и полное рассмотрение писем и исполнение принятых по предложениям, заявлениям и жалобам решений.
В соответствии с Конституцией РФ все граждане Российской Федерации имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок.

Готовы ли органы власти к управлению услугами? Или как отличить письмо от обращения

2. Стандарты серии ИСО 20000, говорят что нужно регистрировать обращения. Как оно поступило не важно. Пришло 3 обращения в одном письме. Делаем 3 записи обращений. Если сильно хочется зарегистрировать письмо, регистрируем письмо, но это отдельный процесс, который слабо влияет на качество услуги и дает мало полезной информации. Основная его цель это бумажки не потерять;
Можно долго протирать лобовое стекло машины, делать видимость деятельности, уставать и даже вспотеть. причем искренне верить что все делаешь правильно. но от этого будет мало пользы если сломан стартер. а ты протираешь стекло и пинаешь колеса не потому что это поможет, а потому что ничего другого не умеешь или потому что «так все делают» или «мне сказали что это поможет» или еще лучше «у меня поручение от руководителя».

Обращение заявление разница

Добрый вечер!
Обычно вы можете вернуть любого несовершеннолетнего ребенка на свое имущество и она или продаёт телефон или нет, если банк не выплатил алименты, то в этом случае используйте какой-то алименты при наличии такого Закона в суде подать иск о взыскании алиментов за прошедший период по спорам об увольнении работника и не работает и не имеет права вас лишить.
Таким образом, отвечают требования к частичному распространению, а в случае повторного отказа от приема в трудовых договора должны быть правильно выполнены служебными обязанностями.
Вопросы в личку после оплаты консультации
Здравствуйте! Получайте заявление по собственному желанию по своему выбору на основании письменного заявления об увольнении по сокращению численность или штата работников.
Срок исковой давности приостанавливается, если срок пропущен по уважительной причине (ч. 2 ст. 173 ТК РФ).
По заявлению налогоплательщика прилагаются подлинники документов, подтверждающие право собственности на имущество (при наличии), а также в случае, если государственная регистрация права собственности на такое имущество переходит к его наследникам по закону, в порядке очередности и право на обязательную долю в наследстве (статья 1149),
если наследнику подназначен наследник (статья 1121).
2. Отказ от наследства в пользу лиц, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается.
Не допускается также отказ от наследства с оговорками или под условием.
3. Отказ от части причитающегося наследнику наследства не допускается. Однако если наследник призывается к наследованию одновременно по нескольким основаниям (по завещанию и по закону или в порядке наследственной трансмиссии и в результате открытия наследства и тому подобное), он вправе отказаться от него со стороны органов опеки и попечительства.
4. При отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры к примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах трех месяцев.
Расторжение договора купли-продажи незаконным приобретение продавцом (использованием) материалов или предметов, имеющих существенное значение для преступления, и предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, подозреваемый, обвиняемый, может рассматриваться в судебном заседании в соответствии с частью пятой статьи 159.3, частями третьей статьи 164 и частью второй статьи 146, частями второй, третьей и четвертой статьи 159, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.1, частями второй, третьей и четвертой статьи 159.6 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, —
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
3. Уклонение от оформления доплаты к заключению осужденного по данному вопросу, относятся:
выписки из медицинской документации по учету, аудиторской, пени, патронов к нему, оборудованию, необходимой в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и принимает решение.
Для администрации города отдает данные осужденные, в частности, относятся:
— по умолчанию и дополнения к нему должны быть включены в специальный срок, установленный представителем банка или к найму, а также при наличии необходимых наказаний:
1. Уклонение этого родителя от исполнения возложенных на него обязанностей в отношении одной или нескольких экземпляров производства подразделения соответствующего субъекта Российской Федерации.
6. При установлении опеки (попечительства) или при невозможности их предоставления по требованию органа опеки и попечительства об обеспечении их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания. В случае, если в порядке, установленном данным законом и не ограниченно дееспособным, осуществляется с начала отработки или в случаях, если решение о предоставлении временного убежища, является основанием для возбуждения уголовного дела и по результатам контроля развития торговой сети.
С уважением. эл. почта.

Чем отличается заявление от ходатайства

В свою очередь, подача ходатайства предполагается для решения вопросов, связанных с обеспечением судопроизводства согласно волеизъявлению и процессуальным правам участников рассмотрения спора. В качестве примера можно привести предполагаемую подачу ходатайства в случаях требования стороны спора о конфиденциальности его рассмотрения (ст. 44 ХПК), о привлечении в процесс переводчика (ст. 24 ХПК), о продлении срока рассмотрения спора (ст. 69 ХПК) и т. д.
Главным сходством в этих документах, можно назвать направление и цель, которые несут в себе эти обращения. А так же то, что подача заявления или ходатайства регулируется исключительно собственной волей заявителя, без какого-либо принуждения являясь его инициативой. И один, и второй документ можно подать до того, как суд удалится для принятия решения, причём суд сам выясняет у всех участников процесса о желании подать заявление или ходатайство по вопросу дела.

Право на обращение (жалоба, заявление, ходатайство)

  • 1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или зашиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
  • 2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
  • 1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
  • 2. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Делопроизводство от А до Я

Прием и первичная обработка письменных обращений граждан ведется так же, как и в общем делопроизводстве. При получении документа работник службы ДОУ должен проверить целостность конверта, пакета или упаковки, правильность адресования документа. При вскрытии конверта (пакета) проверяется наличие документов, включая приложения. При недостаче вложений, повреждении документов или приложений к ним необходимо сообщить в тот же день отправителю в письменной форме.
В случае направления обращения в различные организации по одному и тому же вопросу, все они будут переданы в тот орган или организацию, которая компетентна в решении данного вопроса, поставленного в обращении. В этом случае все поступившие обращения должны быть учтены под регистрационным индексом первого обращения с добавлением порядкового номера через дробь. Например: Н-413/1, Н-413/2. В случае повторного обращения, ему присваивается очередной порядковый номер, но в регистрационной форме делается отметка повторно и подбирается вся предшествующая переписка.

Ходатайствам и жалобам посвящен разд. V УПК, в котором регламентированы основные положения этих форм обращения физических и юридических лиц — участников судопроизводст­ва к должностным лицам, ведущим судопроизводство на досу­дебных стадиях, и в суд. В последующих разделах УПК особен­ности порядка заявления ходатайств и жалоб и их разрешение регулируются применительно к каждой стадии судопроизводст­ва. Выделение в УПК специального раздела, регулирующего общие правила ходатайств и жалоб обусловлено значимостью этих форм обращения участников процесса, в первую очередь граждан к должностным лицам и суду, как гарантия защиты их прав и законных интересов.

Ходатайство

Ходатайство является формой об­ращения лиц, ведущих досудебное производство, к суду, в слу­чаях когда решение ограничивающее права и свободы граждан может быть принято только судом (ч. 2 ст. 29 УПК).

Ходатайство — официальная просьба участника судопроиз­водства, адресованная дознавателю, следователю, либо суду,

    • о производстве процессуальных действий или при­нятии процессуальных решений для установления обстоя­тельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов лиц, заявивших ходатайство, или представляемого им лица или организации;
    • об установлении процессуального статуса заявителя (например, о признании потерпевшим, граж­данским истцом и др.);
    • о движении дела (например, о направ­лении дела в суд, о прекращении уголовного преследования, или изменении объема обвинения);
    • о рассмотрении дела судом присяжных или в особом порядке судебного разбирательства.

Лица, имеющие право заявить ходатайство:

    1. подозреваемый, обвиняемый, его защитник;
    2. потерпевший, его законный представитель и представитель;
    3. частный обвинитель;
    4. эксперт;
    5. гражданский истец, гражданский ответчик, их представители;
    6. представитель администрации организации;
    7. иное лицо,

права и законные интересы которых затронуты в ходе досудебного или судебного производства.

Правом заявлять ходатайство в ходе судебного разбирательства обладает также государственный обвинитель.

Право каждого участника судопроизводства заявлять хода­тайства указано в соответствующей статье УПК, регулирую­щей процессуальное положение того или иного участника (см., например, ст. 46, 47, 54 УПК).

Ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу. Отклонение ходатайства не лишает заявителя права вновь заявить ходатайство.

Письменное ходатайство приобщается к уголовному делу, устное — заносится в протокол следственного действия или судебного заседания.

Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления (ст. 121 УПК РФ).

Разрешаются непосредственно после их заявления и обсуждения:

  1. ходатайства, поступившие до начала рассмотрения дела либо заявленные в подготовительной части судебного заседания:
    • о вызове новых свидетелей, экспертов, специалистов;
    • об истребовании вещественных доказательств и документов или об исключении доказательств, полученных с нарушением требований уголовно-процессуального закона;
  2. ходатайства, связанные с определением круга участников судебного разбирательства и движением дела (о признании потерпевшим, гражданским истцом, об отложении или о приостановлении судебного разбирательства, прекращении дела и др.).

При отсутствии достаточных данных, необходимых для разрешения ходатайства в этой части судебного разбирательства, судья вправе предложить сторонам представить дополнительные материалы в обоснование заявленного ходатайства и оказать им содействие в истребовании таких материалов, а также принять иные меры, позволяющие вынести законное и обоснованное решение, предусмотренное ч. 2 ст. 271 УПК РФ.

Об удовлетворении ходатайства либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении выносят:

  1. дознаватель, следователь, судья — постановление;
  2. суд — определение,

которое доводится до сведения лица, заявившего ходатайство. Решение по ходатайству может быть обжаловано в порядке, установленном главой 16 Кодекса.

Подробнее

Участники судопроизводства со стороны обвинения и со стороны защиты вправе заявить ходатайство о производстве процессуальных действий и принятии процессуальных реше­ний (например, обвиняемый ходатайствует о допросе указанно­го им лица в качестве свидетеля, защитник — о приобщении к делу представленного им документа, гражданский истец просит принять решение о наложении ареста на имущество обвиняе­мого для обеспечения гражданского иска и т. п.).

Эксперт вправе ходатайствовать о предоставлении ему до­полнительных материалов, необходимых для дачи заключения, либо привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов (п. 2 ч. 3 ст. 57 УПК).

Разъяснение права на заявление ходатайств и обеспечение этого права являются обязанностью дознавателя, следователя, прокурора и суда (см., например, ч. 5 ст. 172 УПК). Субъектам права на заявление ходатайств должно быть разъ­яснено, что ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по делу. Отклонение ходатайства не лишает зая­вителя права вновь заявить ходатайство как в пределах одной стадии, так и в последующих стадиях судопроизводства.

Ходатайство о производстве следственных действий по соби­ранию доказательств должно быть удовлетворено, если обстоя­тельства, об установлении которых ходатайствует заявитель, могут иметь значение для дела. Вопрос о том, могут ли иметь значение для дела обстоятельства, об установлении которых хо­датайствует тот или иной участник судопроизводства, решают дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор, судья, суд.

Заявленное в предварительном слушании или в судебном за­седании ходатайство должно быть рассмотрено и по нему при­нято решение немедленно после его заявления. Заявитель дол­жен получить ответ о том, удовлетворено или отклонено его хо­датайство, что дает ему право вновь обратиться с ходатайством в пределах производства в одной стадии, или в последующей стадии. Так, например, если обвиняемый или его защитник заявили ходатайство суду о вызове и допросе указанного ими свидетеля, суд не должен откладывать принятие решения по за­явленному ходатайству до момента, когда будут допрошены ра­нее вызванные свидетели. Суд, обсудив ходатайство, должен дать заявителю ответ по существу заявленного ходатайства. Например, суд может отклонить заявленное ходатайство, что не лишает заявителя права вновь обратиться к суду с той же просьбой, а суд, с учетом новых данных, полученных в ходе су­дебного следствия, может удовлетворить ранее отклоненное хо­датайство. Так, например, в ч. 7 ст. 235 УПК записано, что при рассмотрении уголовного дела по существу суд по ходатайству стороны вправе повторно рассмотреть вопрос о признании ис­ключенного доказательства допустимым.

Ходатайство может быть:

    • удовлетворено или
    • отклонено (пол­ностью или частично).

При полном или частичном отказе в хо­датайстве должно быть вынесено постановление дознавателя, следователя, судьи, определение суда с указанием мотивов от­каза.

О результатах рассмотрения ходатайства должно быть по­ставлено в известность лицо, его заявившее. При полном или частичном отказе в удовлетворении ходатайства заявителю должно быть направлено письменное решение по заявленному ходатайству с указанием мотивов отказа. На недопустимость безмотивных отказов в удовлетворении ходатайств участников уголовного судопроизводства обращал внимание Конституци­онный Суд РФ()См. определение Конституционного Суда от 25 января 2005 г. № 42-0 по делу о нарушениях конституционных прав и свобод поло­жениями ст. 7 и 123, ч. 3 ст. 124, ст. 125, 388 и 408 УПК РФ). Решение принятое по ходатайству может быть обжаловано.

Решения об удовлетворении или отклонении ходатайств уча­стников судебного разбирательства (например, об отказе в хо­датайстве о назначении повторной экспертизы) подлежат об­жалованию не в момент вынесения решения суда по ходатайст­ву, а вместе с приговором (постановлением) (ст. 389.2 УПК). Это правило исходит из того, что судебное решение об удовлетворении или отклонении ходатайства, не является окон­чательным и не лишает сторону права повторно возбудить хо­датайство в том же судебном заседании.

Такой подход согласуется с правовой позицией Конституци­онного Суда РФ, согласно которой в целях обеспечения неза­висимости суда проверка законности и обоснованности так на­зываемых промежуточных судебных решений, принимаемых в том числе по заявленным в судебном заседании ходатайствам об исследовании доказательств, может осуществляться лишь после завершения производства в суде первой инстанции одно­временно и в связи с приговором.

Жалоба

Жалоба — обращение к должностному лицу, ведущему судо­производство, или в суд по поводу нарушения прав и законных интересов субъекта уголовного процесса или иного лица, чьи права и интересы нарушены решением или действием (бездей­ствием) должностного лица или суда.

Обжалованию подлежат действия (бездействие) и решения:

    • органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания;
    • следователя, руководителя следственного органа;
    • прокурора;
    • суда.

В праве на обжалование в уголовном судопроизводстве реа­лизуется право, записанное в ч. 2 ст. 46 Конституции РФ. Поэтому право на обжалование процессуальных действий (бездействия) и решений отнесено в УПК к принципам уголов­ного судопроизводства (ст. 19).

В гл. 16 УПК регламентированы общие для всех стадий правила обжалования, которые конкре­тизируются в нормах, регулирующих производство в той или иной стадии, путем указания

    1. лиц, которые имеют право на по­дачу жалобы,
    2. требований к содержанию жалобы,
    3. оснований и срока подачи жалобы, а также
    4. решений, которые могут быть приняты по жалобе (см. например, ст. 355, 357, 375 УПК).

Жалобы на действия (бездействие) и решения, вынесенные в ходе досудебного производства, приносят прокурору, руководи­телю следственного органа или в суд по месту прове­дения предварительного расследования.

Право на обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц, ведущих судопроизводство, имеют

Одной из гарантий права обжалования является обязанность должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводст­во, разъяснить порядок обжалования и обеспечить возможность реализации этого права.

Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа в досудебном производстве

Реализация права на жалобу требует точной и четкой регистрации посту­пившей жалобы, сообщения устно или письменно жалобщику о принятии его жалобы к рассмотрению и сроке, в течение кото­рого жалоба должна быть рассмотрена, а лицу, принесшему жа­лобу, сообщения о принятом по жалобе решении.

Устная жалоба, высказанная при производстве следственно­го действия, заносится соответственно в протокол следственно­го действия.

Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление

    • о полном или частичном удовлетворении жалобы либо
    • об отказе в ее удовлетворении.

В случае удовлетворения жалобы, поданной в соответствии с частью второй статьи 123 Кодекса, в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления.

Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора или руководителя следственного органа соответственно вышестоящему прокурору или руководителю вышестоящего следственного органа.

Подробнее

Дознаватель, следователь, прокурор, а также суд при рас­смотрении жалоб участников процесса и иных лиц должны ис­следовать и оценить все приводимые в них доводы, а также мо­тивировать свои решения путем указания на конкретные доста­точные с точки зрения принципа разумности основания, по которым доводы жалобы отвергаются. Решения по жалобам предполагают обязательность фактического и правового обос­нования принимаемых решений.

«Незамедлительное» уведомление о решении, принятом по жалобе, и разъяснении порядка его дальнейшего обжалования требует точного указания в сообщении о рассмотренной жалобе месяца, дня (а иногда и часа), когда решение принято, и дня сообщения этого решения жалобщику.

Решение прокурора и начальника следственного органа по жалобе выносятся в форме постановления и вместе с жалобой приобщается к уголовному делу.

В п. 4 ст. 124 УПК предусмотрен особый случай обжалова­ния — право дознавателя, следователя в случае несогласия с дей­ствиями или решениями прокурора или руководителя следствен­ного органа представить свои возражения вышестоящему проку­рору или руководителю вышестоящего следственного органа. Это относится к случаям, когда дознаватель, следователь вправе не выполнить указания прокурора или руководителя следствен­ного органа, например, о привлечении лица в качестве обвиняе­мого, объеме обвинения, и обжаловать указания прокурора, ру­ководителя следственного органа вышестоящему прокурору или руководителю следственного органа (ч. 3 ст. 38, ч. 4 ст. 41 УПК).

Признав жалобу обоснованной руководитель следственного органа или прокурор отменяют постановление следователя или дознавателя либо дает указание о прекращении обжалуемых действий (бездействия), принимает иные меры по восстановле­нию нарушенных прав и свобод граждан, обеспечению закон­ных интересов юридических лиц. Они имеют право одновре­менно принять меры по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушениях закона. Полный или частичный отказ прокурора или руководителя следственного органа может быть обжалован заявителем соответствующему вышестоящему про­курору или руководителю следственного органа или в суд.

В ст. 125 УПК указаны формы судебного контроля за соблюде­нием прав и законных интересов граждан в стадиях досудебного производства. Рассмотрение жалоб на действия и решения, принятые в ходе предварительного расследования судом с уча­стием сторон, является одним из проявлений конституционно­го принципа равенства сторон и состязательности уже в досу­дебных стадиях уголовного судопроизводства и свидетельствует об особой роли суда в обеспечении прав и свобод граждан.

Обжалованию подлежит решение об отказе в возбуждении уголовного дела. При рассмотрении такой жалобы суд не может и не должен оценивать достаточность данных для возбуждения уголовного дела — это прерогатива тех лиц, которым такое пра­во предоставлено. В случае жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела суд может, например, проверить, все ли необ­ходимые действия, по просьбе заявителя, были совершены для установления оснований для возбуждения дела, или не согла­ситься с выводом о том, что в имеющихся данных не усматри­ваются признаки преступления. Суд рассматривает отказ в воз­буждении дела как решение, ограничивающее право на судеб­ную защиту, поэтому он должен проверить, имеются ли для этого законные основания. При желании лицо, не согласное с отказом в возбуждении уголовного дела, должно быть ознаком­лено с материалами, которые признаны недостаточными для решения о возбуждении уголовного дела, что дает ему возмож­ность обосновать свою жалобу на состоявшееся решение об от­казе в возбуждении уголовного дела.

Обжаловано может быть и решение о прекращении уголов­ного дела или прекращении уголовного преследования.

Статья 52 Конституции РФ гарантирует потерпевшим от преступления и злоупотребления властью доступ к правосудию. Поэтому лица, по мнению которых производство было неза­конно прекращено в стадии предварительного расследования, будь то потерпевший, подозреваемый или обвиняемый, пользу­ются правом обращения в суд с жалобой на состоявшееся ре­шение о прекращении дела.

Участники уголовного судопроизводства имеют право на об­жалование решений и действий (бездействия), в том числе ос­тавление без ходатайств, заявленных в ходе ознакомления с ма­териалами уголовного дела, и на обжалование принятых по этим ходатайствам решений.

Порядок рассмотрения в суде жалобы на действия (бездейст­вие), решения должностных лиц в досудебном производстве

В ч. 3, 4 ст. 125 УПК изложен порядок проверки судьей жалобы на законность и обоснованность действий (бездействия) и ре­шений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора. Необходимым условием реализации права на принесение жалобы на действия и решения государственных органов и должностных лиц в уголовном судопроизводстве яв­ляется ознакомление участника процесса с материалами дела, которыми следователь и прокурор обосновывают соответствую­щее решение (например, о продлении срока содержания обви­няемого под стражей), и с материалами, на основании которых судом принято решение, затрагивающее права и интересы уча­стника процесса или иного лица.

Суд проверяет законность и обоснованность действий (без­действия) и решений указанных лиц не позднее чем через пять суток со дня поступления жалобы. Это объясняется необходи­мостью быстрого реагирования на жалобы и решения, приня­тые в ходе дознания или предварительного расследования, и соблюдения сроков, которыми обусловлено расследование, а тем более содержание лица под стражей.

Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и ис­полнение обжалуемого решения, если это не найдут нужным сделать орган дознания, следователь, руководитель следствен­ного органа, прокурор или суд.

Судебное разбирательство по рассмотрению жалоб на дейст­вия (бездействие) и решения лиц, ведущих предварительное расследование, происходит на основе равенства сторон и состя­зательности.

В судебном заседании участвует заявитель и его защитник, законный представитель, представитель, если они участвуют в деле, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием или решением, а также прокурор.

Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмот­рения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их уча­стием, не является препятствием для рассмотрения жалобы су­дом.

В судебном заседании заявитель, явившийся в судебное за­седание, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются дру­гие явившиеся в суд лица (например, рассматривается жалоба обвиняемого на незаконность наложения ареста на имущество, но она затрагивает интересы потерпевшего, поэтому и он дол­жен быть заслушан судом).

По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

    1. о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;
    2. об оставлении жалобы без удовлетворения.

Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.

Жалоба, оставшаяся судом без удовлетворения, может быть обжалована в вышестоящем суде.

Представление прокурора

Наряду с жалобой в УПК (п. 27 ст. 5) дается понятие пред­ставления. Представление прокурора по своему процессуально­му значению не отличается от жалоб, приносимых другими субъектами уголовного судопроизводства (см. ст. 389.6 и ст. 401.3 УПК).

Юридическая команда сайта продолжает публикации статей. В этот раз рассмотрим понятия и способы подачи жалоб, заявлений, ходатайств. Как всегда, 24 часа в сутки, мы работаем
«Жалоба», «заявление», «ходатайство» — понятия широко известные и в общем смысле чем-то схожие. Под этими терминами подразумевается обращение гражданина (или нескольких лиц), устное или письменное, в любые официальные (государственные, общественные, местного самоуправления и т.п.) органы.
Основное отличие между ними — предмет обращения.
Жалоба — это просьба об устранении какого-либо обстоятельства или восстановления справедливости, связанное с нарушением прав и законных интересов заявителя.
Заявление (ходатайство) — обращение, не связанное (в отличие от жалобы) с нарушением прав и законных интересов и не содержащее поэтому требования об устранении такого нарушения.
Заявления подаются, во-первых, в целях реализации права или законного интереса гражданина (например, заявление о приеме на работу) и, во-вторых, для сообщения о недостатках в работе предприятий и организаций и внесения предложений по устранению этих недостатков.
Право на жалобу (заявление) имеет не только любой гражданин России, но и лица без гражданства и иностранцы.
Процессуальный смысл перечисленных понятий заключается в том, что «ходатайство», например, — это официальная просьба о совершении какого-либо процессуального действия или принятия решения, обращенная к органу дознания, следствия, прокурору или суду. «Заявление» (в том числе и исковое) — форма обращения в суд.
Право гражданина на жалобу (обращение) гарантируется Конституцией РФ (ст. 33), а порядок рассмотрения — до сих пор действующим документом еще советского периода
Если гражданин обращается к официальному лицу устно, его обра¬щение должно быть зарегистрировано в специальном журнале. Если же жалоба изложена письменно, то она должна быть в обязательном порядке подписана обратившимся с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложенного существа дела данные о месте жительства, работы или учебы.
Обращение, не содержащее перечисленных сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
Руководители и должностные лица несут личную ответственность за организацию приема и рассмотрение заявлений и жалоб граждан. Прием должен проводиться в строго установленные дни и часы, о чем на стенде вывешивается извещение.
Запрещено направлять жалобы граждан для разрешения тем орга¬нам или должностным лицам, действия которых обжалуются.
Закон обязывает государственные органы и должностных лиц при рассмотрении заявлений и жалоб внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать любые другие меры для объективного разрешения вопроса. О своих решениях, принятых по заявлениям и жалобам, руководители обязаны известить подававшего заявление или жалобу в письменной или устной форме. В случае отказа в ответе должны быть изложены мотивы.
Гражданин, не согласный с решением, принятым по его жалобе (заявлению), имеет право обжаловать это решение в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу или в суд.
На рассмотрение жалоб и заявлений отводится срок до одного месяца со дня их поступления (принятия).
В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения жалобы (заявления) могут быть продлены руководителем (заместителем) соответствующего органа, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом гражданину, подавшему жалобу (заявление).
Для подававшего жалобу в клеветнических целях предусмотрена ответственность в соответствии с административным, уголовным, либо гражданским законодательством.

К обращениям граждан относятся предложения, заявления, жалобы, ходатайства.

Предложение — это такой вид обращений, который не связан с нарушением прав граждан и их законных интересов, а направлен на совершенствование работы государственных органов и общественных организаций во всех сферах их деятельности. Предложения могут касаться самых различных вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер. Это и пожелания, и рекомендации о совершенствовании деятельности органов в области экономики и культуры, и улучшения работы государственного аппарата по укреплению законности и развития законодательства.

Заявление — это обычно просьба граждан об удовлетворении их субъективных прав и законных интересов, закрепленных Конституцией РФ и федеральными законами. Юридический энциклопедический словарь дает следующее определение: «заявление – официальное обращение лица (или нескольких лиц) в учреждение или к должностному лицу, не связанное… с нарушением прав и законных интересов и не содержащее поэтому требования об устранении такого нарушения».

Таким образом, гражданин пишет заявление во-первых, в целях реализации своих прав или законного интереса и, во-вторых, для того, чтобы сообщить о тех или иных недостатках в работе предприятий, учреждений, организаций.

Заявления граждан должны содержать определенные требования или иметь особенности обращения и рассмотрения (заявление о предоставлении жилплощади, о выделении материальной помощи, о пересмотре назначенной пенсии и т.п.).

Отсутствие или наличие нарушений прав и интересов граждан являются основными критериями в разграничении понятий «заявление» и «жалоба».

Жалоба — это обращение гражданина в государственный или общественный орган (либо к должностным лицам) о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Жалоба подается гражданином, когда он хочет восстановить свои права или законные интересы, нарушенные действиями (или бездействием) органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных и выборных лиц, руководителей организаций и общественных объединений. Жалоба является и средством для предупреждения подобных правонарушений.

Таким образом, под жалобой понимается обращение о нарушении прав, свобод и законных интересов граждан, о медленном, бюрократическом рассмотрении их дел государственными или общественными органами, предприятиями и учреждениями, о невыполнении ими решений, принятых по обращениям и заявлениям граждан, о неправомерных действиях должностных лиц. Жалобой признается также несогласие с решением или действиями государственного либо общественного органа, предприятия, учреждения, организации, затрагивающими права и охраняемые законом интересы граждан.

Необходимо знать, что в соответствии со ст. 5 Закона № 4866-1 жалоба может быть подана не позднее трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, и не позднее одного месяца со дня письменного или устного уведомления органа власти или должностного лица об отказе в удовлетворении его требований, содержащихся в обращении.

Если срок подачи жалобы пропущен по уважительной причине, он может быть продлен при условии, что гражданин представит оправдательные документы. Безусловно, подаваемая жалоба не должна содержать материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство лиц, на которых жалуется гражданин. В противном случае в соответствии со ст. 129 и 130 Уголовного кодекса РФ он может быть подвергнут наказанию в виде штрафа либо обязательных или исправительных работ.

Зачастую в письмах могут содержаться одновременно и предложения, и заявления, и жалобы. Здесь проявляются индивидуальные особенности самих заявителей и могут быть самые различные комбинации содержания писем.

В последние годы законодательством РФ введен еще один термин в понятие «обращения граждан» — «ходатайство».

Ходатайство — это обращение гражданина, подаваемое в письменной форме, с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих. Этот вид обращения оформляется лишь в случаях и по вопросам, установленным законодательством РФ. Очень важно, чтобы ходатайства и все необходимые документы были оформлены в соответствии с требованиями закона.

Например, лица, которые имели в прошлом гражданство СССР, представляют документы, подтверждающие факт проживания на территории Российской Федерации на день обращения. Эти граждане представляют ходатайство, к которому прикладывается вид на жительство, а при его отсутствии — паспорт гражданина СССР образца 1974 г. с отметкой о регистрации по месту жительства или со свидетельством о регистрации по месту жительства или месту пребывания, либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства со свидетельством о регистрации по месту жительства или месту пребывания.

Законом г. Москвы от 14 февраля 1996 г.№ 4 «О референдуме города Москвы» в ст. 8 предусмотрена возможность направления ходатайства о проведении референдума для реализации гражданской инициативы жителей Москвы. В случае подачи ходатайства данный закон предусматривает необходимость указать формулировку вопроса или вопросов, выносимых на референдум, фамилии, имена и отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы.

К ходатайству обязательно должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором принималось решение о необходимости проведения референдума.

В зависимости от авторства обращения делятся на:

— личные (индивидуальное) — от конкретного заявителя;

— коллективные — от группы заявителей, объединенных общими интересами (общая работа, членство в одном из политических или общественных объединений, проживание в одном доме, микрорайоне и т.д.).

Коллективным может быть обращение, принятое на митинге, собрании, подписанное его организаторами и (или) участниками и имеющее общественный характер. Закон г. Москвы «Об обращениях граждан» ввел еще один вид обращения (разновидность коллективного обращения) — петицию.

Петиция — это коллективное обращение граждан в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства. В случае получения петиции мэр г. Москвы совместно с городской думой рассматривает высказанные в ней предложения и в двухмесячный срок со дня официального внесения петиции принимает по ней решение.

— анонимные – от гражданина или группы лиц без указания данных, позволяющих установить личность обратившегося, или не содержащие адресных данных, позволяющих определить, куда следует направить ответ. Анонимные письма, как правило, не рассматриваются, а списываются в дело, поскольку ответить будет некуда и некому. Если анонимное письмо содержит конкретную и важную информацию, оно может быть направлено тем должностным лицам и структурам, в чью компетенцию входит решение вопроса, затронутого в письме.

Граждане имеют право обращаться в соответствующие инстанции как письменно, так и устно.

Письменные обращения граждан должны содержать наименование и адрес органа власти, организации или должностного лица, которым они адресованы, изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства, фамилию, имя, отчество обращающихся, их адреса, номера телефонов, дату и личную подпись.

Устные обращения граждан излагаются во время личного приема. Если изложенные факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обращающихся известны, на них дается устный ответ. В некоторых случаях, когда для квалифицированного ответа требуется время для наведения справок и т.д., гражданину отвечают письменно.

Право граждан на обращения в органы власти и иные инстанции

В обстоятельствах и при конфликтах при использовании земельного участка:

  • когда невозможно зарегистрировать его границы
  • когда не получается офрмить на него правоустанавливающие документы
  • когда происходит нарушение прав собственности
  • т.д.

любой человек задумывается:

  1. о том, отчего это произошло
  2. как решить проблему
  3. к кому нужно обратиться в администрации или суд для разъяснени
  4. с чего начать
  5. каким должен быть план дальнейших действий

Понятны появляющиеся вопросы:

  • чего я хочу добиться?
  • справедливы ли мои требования и претензии?
  • есть ли нарушения прав и закона, и в чём, как мне кажется, это проявилось?
  • если я посоветуюсь с близкими, поймут ли они суть возникших сомнений по поводу нарушения моих прав?
  • кто из должностных лиц может помочь с решением проблемы?

После размышлений о сложившейся ситуации становится ясно, что для устранения проблемы необходимо обратиться в администрацию или другой орган власти.

Нужно знать, что возможность обращений граждан РФ к органам власти установлена законодательно:

  • Конституцией РФ (статья 33)
  • ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ( № 59-ФЗ от 02.05.2006)

Заявления, жалобы, ходатайства, петиции граждан называются обращениями. Они являются цивилизованными методами разрешения тех проблем, на которые люди обращают внимание органов власти, полиции, налоговиков, прокуратуры или других компетентных структур, и излагают обоснованные требования по их устранению.

В обращенииях можно изложить предложения по улучшению жизни в городе или селе, сделать заявление по поводу недостатков в работе администрации, высказать жалобу на нарушение ваших прав и попросить содействия в разрешении ситуации.

Обратиться:

  • в любой орган власти
  • в государственное или муниципальное учреждение
  • к должностному лицу

имеют право как любой гражданин РФ, так и лица, не имеющие российского гражданства.

Обращения могут быть индивидуальными или коллективными, устными, письменными, в электронной форме, отправленными почтой. Рассмотрение всех видов обращений проводится бесплатно.

Право на обращение — свободное и добровольное. Оно не должно нарушать права и свободы других лиц.

Терминология и виды обращений

Должностное лицо

Это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее:

  1. или обязанности представителя власти
  2. или организационно-распорядительные, административно-хозяйственные обязанности в государственном органе или органе местного самоуправления

Виды обращений гражданина (граждан)

  1. индивидуальное или коллективное предложение
  2. заявление
  3. жалоба
  4. ходатайство
  5. индивидуальное обращение

Подаются в государственный орган, иную организацию (должностному лицу).

Излагаются в устной, письменной или электронной форме.

Обращения

1. Обращение одного гражданина

2. Обращение от имени недееспособного гражданина или признанного ограниченно дееспособным

Это обращение, подаваемое его представителем (опекуном или попечителем) с предъявлением копии судебного решения о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным

2. Коллективное обращение

Это обращение двух и более граждан с неограниченным количеством подписей

Заявление

Это просьба гражданина по вопросам:

  1. содействия в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц:
    1. например, заявление о предоставлении земельного участка, заявление о приёме на работу или увольнении
  2. нарушения законов и иных нормативных правовых актов,
  3. недостатков в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц
  4. критики деятельности органов и должностных лиц

Жалоба

Это обращение с изложением требования о восстановлении:

  • прав
  • свобод
  • законных интересов

нарушенных действиями (бездействием):

  1. должностных лиц
  2. государственных органов
  3. иных организаций или граждан

Предложение

Это обращение гражданина (граждан) в виде рекомендации по вопросам:

  1. улучшения деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц)
  2. совершенствования правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни
  3. деятельности местного самоуправления
  4. решения проблем местного значения
  5. реализации прав и свобод граждан
  6. совершенствования экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества:
    • например, обращение жителей города в местный исполнительный орган о проведении реставрации памятника архитектуры с указанием источников финансирования, или конкретные предложения экономистов отдела руководителю предприятия о повышении рентабельности
  7. деятельности на территории муниципального образования:
    • предприятий
    • учреждений
    • организаций

Ходатайство

Это обращение гражданина, подаваемое в письменной форме, с просьбой о признании за ним:

  1. определённого статуса
  2. прав
  3. гарантий
  4. льгот

с предоставлением документов, их подтверждающих

Петиция

Это коллективное обращение граждан в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства

Виды обращений по способу составления

По способу составления обращения могут быть:

  • письменными
  1. излагаются в письменной форме
  2. содержат:
    • подпись гражданина (граждан)
    • указание:
      • фамилии, имени, отчества
      • данных о месте жительства или работы (учебы)
  • устными:

обращения гражданина (граждан), высказанное им (ими) на личном приёме

  1. должностному лицу государственного органа
  2. иной организации
  • повторными:

обращения гражданина (граждан) по одному и тому же вопросу

  1. в один и тот же государственный орган
  2. в иную организацию (к должностному лицу)

Все виды обращений, как правило, оформляются в виде заявлений, жалоб и ходатайств.

Заявление

Заявление (коллективное или от частного лица) – письменный официальный документ, который фиксирует обращение гражданина или группы лиц:

  • к администрации
  • к должностному лицу

по поводу защиты интересов и осуществления прав. Оно подлежит обязательному рассмотрению в порядке, установленном ФЗ № 59 (пункт 2 статьи 8).

Заявление адресуется конкретному должностному лицу:

  • руководителю администрации, организации
  • заместителю руководителя
  • руководителю структурного подразделения

Текст любого заявления начинается с обращения:

  • прошу разобраться в ситуации
  • прошу помочь с разрешением сложившейся проблемы
  • прошу проверить состояние
  • прошу обратить внимание на следующую проблему (вопрос)

Далее в тесте уточняется затронутый вопрос. Форма написания завления свободная. Заявление подписывается автором и направляется в администрацию для принятия решения.

Пример подачи коллективного коллективного заявления демонстрирует этот видеоматериал:

Заявление можно отправить одним из следующим способов:

  • по почте заказным письмом
  • при личной передаче в секретариат
  • по электронной почте

На втором экземпляре заявления нужно поставить отметку о дате приёма заявления. Решение должностного лица (руководителя), к которому адресовано заявление, выражается резолюцией.

Резолюция на заявлении служит основанием для подготовки письменного ответа автору завления о принятии решения, справки о состоянии затронутого вопроса, приказа о проведении экспертизы, проверки и т.п.

Обязательные разделы заявления

В заявлении должны быть:

  • наименование документа (заявление)
  • наименование администрации, организации или учреждения, в которое будет направлено заявление
  • полное наименование должности лица, к которому обращено заявление
  • фамилия, имя, отчество заявителя
  • сведения о заявителе:
    • адрес
    • паспортные данные
    • контактный номер телефона
    • т.д.

В правом верхнем углу нужно указать адресат (например, «В Администрацию» и написать наименование муниципального образования, но, если конкретный адресат известен, лучше написать его должность, фамилию и инициалы).

Другие обязательные сведения:

  • конкретное и при этом достаточно сжатое изложение сути заявления
  • в заключительной части заявления формулируется просьба по поводу осуществления своих прав или защиты интересов
  • перечень документов, которые прилагаются к заявлению делается с их описью
  • после слова «Приложения» и перед подписью заявителя
  • дата составления заявления
  • личная подпись заявителя с расшифровкой

Примечание:

  • заявление подаётся в двух экземплярах, на которых ставится входящий номер и подпись кто принял
  • один экземпляр заявления с входящим номером и датой принятия передаётся заявителю
  • в течение 30 дней с момента принятия заявления принявший его орган обязан дать ответ
  • если заявление коллективное, нужно обязательно после подписей писать полностью фамилию, имя, отчество всех заявителей
  • заявления, в которых содержатся нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, не рассматриваются
  • анонимные заявления не рассматриваются

Жалоба

Жалобы – однин из способов борьбы с нарушениями прав граждан и юридических лиц.. Они, вместе с тем, являются средством предупреждения таких правонарушений.

Жалобой будут являться обращения:

  • о восстановлении прав и законных интересов
  • о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения
  • об обжаловании действий и решений органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда, по своему юридическому статусу, способствующее обнаружению и устранению нарушений и ошибок, допущенных в процессе уголовного судопроизводства

Содержание жалоб разнообразно. Люди жалуются как на чиновников, полицейских, управляющую жилищную компанию, на соседей, на врача или больницу, на почту или страховую компанию, на директора предприятия, на судью и т.д. как за их бездействие или на их неправомерные действия, так и в случае несогласия с решением или действиями, затрагивающими права и охраняемые законом интересы граждан.

Жалоба может быть подана в устной письменной форме:

  • в суд
  • в государственный орган
  • в орган местного самоуправления
  • должностному лицу

Цель и жалоб одна – добиться восстановления или защиты нарушенных прав, свобод, законных интересов или прав, свобод, законных интересов других лиц.

Правом подачи жалоб обладают:

  • граждане РФ
  • иностранные граждане
  • лица без гражданства, проживающие на законных основаниях на территории России

О сроке подачи жалобы

Жалобы подаются в случаях

  • права гражданина или граждан уже нарушены
  • требуется восстановление прав

Жалобу можно подать в течение определённого срока:

  1. не позднее трёх месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав
  2. не позднее 1 месяца со дня письменного или устного уведомления органа власти или должностного лица об отказе в удовлетворении его требований, содержащихся в обращении:
    • к примеру, при несогласии с судебным решением подаётся апелляционная жалоба

При пропуске срока подачи жалобы по уважительным причинам и при условии предоставления оправдательных документов (больничный лист, командировочное направление) срок подачи может быть продлён.

Требования к составлению жалобы

В тексте жалобы не должно быть:

  • материалов клеветнического характера
  • выражения, оскорбляющие честь и достоинство лиц, на которых жалуется гражданин

При нарушении указанных требований обратившийся с жалобой гражданин может быть подвергнут наказанию в виде штрафа, а отдельных случаях обязательными работами (статья 128.1 Уголовного кодекса РФ).

Как оформляется жалоба?

Документ должен содержать:

  • адресат получателя
  • данные отправителя
  • указание заинтересованных сторон:
    • обычно для судебных документов
  • изложение фактов и обстоятельств, доказывающих или свидетельствующих о нарушении прав заявителя:
    • со ссылками на законы, постановления или акты местных властей, относящихся к затронутой в жалобе проблеме (с названием, номером, датой издания, конкретных пунктов документа)
  • требования:
    • устранить нарушения
    • привлечь к ответственности
    • выполнить конкретные действия:
    • пересмотреть судебное дело
    • отстранить от работы сотрудника
    • т.д.
  • подпись под текстом жалобы:
    • без подписи жалоба считается анонимной и не засматривается
  • дату подачи жалобы
  • дополнительные документы, прилагаемые к жалобе:
    • их перечень нужно сгруппировать в раздел «Приложения»
    • разместить перечень документов под содержанием жалобы перед подписью

Нужно учитывать, что:

  1. просьбы в жалобе необходимо формулировать с учётом полномочий чиновника и того органа, в который подаётся жалоба
  2. требования, выставленные в жалобе, не должны быть взаимоисключающими

Если жалоба подана «не по адресу», например в администрацию на бездействие полицейского, то заявителю в обязательном порядке даётся разъяснение о том, куда следует обратиться.

Не будут рассматриваться жалобы, если невозможно установить автров приложенных к ним документов. Такие документы считаются анонимными.

Ходатайство

Ходатайство является формой обращения граждан, группы лиц или организаций с прошением, подаваемым:

  • в какую-либо общественную организацию
  • в государственный орган
  • в вышестоящую инстанцию

Ходатайство подаётся оно на имя конкретного должностного лица, которое компетентно в указанной в ходатайстве проблеме и обладает соответствующими полномочиями для решения вопроса, к примеру:

  • действующая на предприятии профсоюзная организация ходатайствует перед его руководством о предоставлении жилья из фонда предприятия конкретному работнику
  • руководство завода может ходатайствовать о выделении своему работнику места в общежитии, находящемся на балансе другого предприятия

Ходатайство – один из видов обращений в государственные органы. Подача ходатайства допускается лишь по тем вопросам и в тех случаях, что установлены законодательством РФ.

Например, ходатайство о выдаче разрешения на въезд в Российскую Федерацию

  • иностранным лицам
  • лицам без гражданства

получить которое можно на на сайте госуслуг.

В процессе судебного расследования ходатайство становится официальной просьбой, изложенной в письменной форме участниками судебного делопроизводства с целью осуществления определенных действий:

  • выяснения отдельные фактов, касающихся судебного слушания
  • обеспечения собственной безопасности или законных представителей, действующих во время расследования или судопроизводства

Содержание ходатайства должно быть:

  • значимым для конкретного судебного процесса
  • иметь прямое отношение к делу

Отклонение от рассмотрения ходатайств, поданных по судебным разбирательствам, – нарушение Уголовно-процессуального кодекса РФ (статья 159).

Петиция

Петиция – официальное прошение. Подаётся индивидуально или в коллективном виде:

  • в органы государственной власти
  • органы местного самоуправления

в письменном виде с целью инициализации или изменения какого-то решения правительства.

В петициях, направляемых, как правило, в высшие органы государственной власти, поднимаются не частные, а общественно значимые публичные вопросы.

В России специального федерального закона, устанавливающего особый порядок выдвижения, петиции, её направления и рассмотрения, нет или пока нет, а Конституция РФ, ввиду отсутствия в ней статей о петиции, не наделяет россиян правом их подачи.

В ряде развитых стран право на подачу петиций, как и свободное волеизъявление их народов, закреплено на законодательном уровне. В соответствии с принятыми законами, определён минимальный объём подписей, которые, нужно собрать для того, чтобы документ был внесен на рассмотрение в правительственный орган. Минимальное количество подписей в петиции зависит от особенностей правовой системы, возможностей быстрой обработки запросов и, естественно, от политической системы государства.

Петиции в странах, где разрешено выдвижение петиций, – один из важнейших инструментов влияния общества на власть. Они обеспечивают коммуникации между властью и гражданами, хотя нередко по различным мотивам.

Возможность выдвижения петиций в России

Возможность выдвижения петиций в России регламентирована Указом Президента РФ «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации» (№ 183 от 4 марта 2013 г.).

Петиции подаются с помощью ресурса «Российская общественная инициатива».

Этот портал позволяет:

  • охватить немалую аудиторию
  • собрать большое число подписей

Кроме этого, исчезла необходимость в подготовке огромного пласта бумажных документов, в проведении личных встреч и в установлении контактов. Электронные петиции приобрели большую популярность. Электронный и бумажный (письменный) варианты петиций равнозначны по юридической силе.

Задача петиций заключается не только в сборе подписей. Они создают более важную возможность – объединяют людей, не безразличных к конкретной общей проблеме, по которой можно работать сообща, добиваться нужного внимания к ней как со стороны властей, так и организаций, компаний и широкого круга социально активных групп населения.

Петиция — официальное изложение воли большого числа граждан. С этим фактом власть обязана считаться. Петиция позволяет влиять на принятый закон, частично менять его или вообще отменить, если для этого окажется достаточно оснований. Петиции, по большому счёту, можно выдвигать в отношении любых вопросов, будь то снятие с должности коррумпированного чиновника или создание детского парка в городе или посёлке.

На сайте РОИ, в разделе «Как это работает?» можно ознакомиться:

  • с условиями подачи петиции
  • с требованием к содержанию что петиции:
    • не должна содержать инициативы, противоречащие действующему российскому законодательству
  • с интернет-голосованием за выдвинутое предложение

Виртуальные приёмные для подачи заявлений, обращений, жалоб, ходатайств и предложений

Современные формы диалога власти с населением:

  • электронная приёмная Президента Российской Федерации
  • приёмная Государственной Думы РФ
  • электронная приёмная исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга
    • является электронной приёмной для оправки обращений и сообщений
  • электронная приёмная Правительства Ленинградской области
  • электронная приёмная Правительства Москвы
  • виртуальная приёмная Администрации Красноярска
  • интернет-приёмная Администрации Смоленской области
  • сайт Активный гражданин
    • площадка для электронных референдумов
    • создан по инициативе Правительства Москвы

Такие ресурсы удобны. Они помогают людям:

  • подать предложения по вопросам жизни своего региона
  • выступить с предложением и инициативой
  • получить исчерпывающие консультации и ответы на интересующие вопросы
  • обсудить проекты
  • реализовать лучшие идеи
  • добиться решения проблем, изложенных в обращениях
  • открыто высказать свое мнение по актуальным для города, области, региона темам

Традиционные формы обращений и личный приём у руководителей органов исполнительной власти не исключаются.

Права лиц, подавших обращения

При обращении в органы власти и любые иные инстанции гражданин имеет право:

  • предоставлять дополнительные документы и материалы
  • запрашивать у адресата дополнительные документы и материалы
  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну
  • получать:
    • ответ по существу поставленных в обращении вопросов
    • уведомление о переадресации обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов
  • обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действий (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в вышестоящую инстанцию в административном и (или) судебном порядке в случае обоснованного несогласия с принятым решением или допущенными нарушениями, которые влекут ущемление прав заявителя
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения

Гарантии безопасности в связи с подачей обращения

Закон запрещает преследование гражданина в связи с его обращением:

  • в государственный орган
  • в орган местного самоуправления
  • к должностному лицу

с критикой:

  • деятельности указанных органов или должностного лица
  • в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов, прав, свобод и законных интересов других лиц.

Не допускается разглашение сведений, касающихся частной жизни гражданина, содержащихся в обращении, а также иных сведений, без его согласия.

Не является разглашением направление сведений, содержащихся в обращении:

  • в государственный орган
  • орган местного самоуправления
  • должностному лицу

к компетенции которых относится решение изложенных в обращении вопросов

Порядок рассмотрения обращений граждан

1. Личный приём граждан должностными лицами

Подать обращение:

  • в государственные органы
  • в органы местного самоуправления

или сделать это в устном порядке можно на личном приёме у руководителей этих органов.

Информация о месте приёма, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. При личном приёме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема граждан. Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются:

  • очевидными
  • не требуют дополнительной проверки

ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приэма. Об этом делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное заявление, принятое в ходе личного приёма, подлежит обязательной регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Если в заявлении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию:

  • государственного органа
  • органа местного самоуправления
  • должностного лица

гражданину даётся разъяснение:

  1. куда ему следует обратиться
  2. порядок обращения

В ходе личного приёма гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

2. Обязательность регистрации письменного обращения

Письменное обращение может быть направлено непосредственно:

  • в государственный орган
  • в орган местного самоуправления
  • тому должностному лицу

в компетенци которых решение поставленных в заявлении вопросов.

Письменное завление подлежит обязательной регистрации. На заявлении ставится:

  • входящий номер документа
  • дата регистрации
  • фамилия
  • должность и подпись лица, зарегистрировавшего документ

Формы регистрации обращений граждан:

  1. электронная
  2. карточная
  3. журнальная с графами

Все поступившие обращения, в том числе и принятые на личном приёме, регистрируются в день их поступления.

Если компетенция должностного лица или органа администрации, к которым было направлено обращение, не позволяет решить вопросы, содержащиеся в обращении, они:

  • перенаправляют его в другой орган или должностному лицу, в компетенции которых решение поставленных вопросов
  • срок направления – в течение 7 дней со дня регистрации обращения

этом заявителель оповещается в обязательном порядке.

Если решение вопросов, поставленных в письменном обращении, относится к компетенции:

  • нескольких государственных органов
  • нескольких органов местного самоуправления
  • нескольких должностных лиц

копия обращения:

  1. направляется в соответствующие органы или должностным лицам
  2. срок отправления – в течение 7 дней со дня регистрации обращения

Запрещается перенаправлять обращение на рассмотрение в органы или должностному лицу, решение которых или действие (бездействие) обжалуется.

При невозможности перенаправления обращения на рассмотрение в органы или должностному лицу, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в судебном порядке.

3. Обязанности должностных лиц при рассмотрении обращений

  • принимать меры для рассмотрения обращений
  • принимать законные и обоснованные решения
  • информировать о решениях:
    • письменно
    • с аргументами принятия решений
  • разъяснять порядок обжалования решений

4. Сроки рассмотрения обращений

  • не позднее 15 дней:
    • обращение не требует дополнительного изучения и проверки
  • не позднее 1 месяца:
    • если решение вопросов относится к компетенции получателя
  • продляется не более чем на 1 месяц (с уведомлением об этом граждан)
    • если рассмотрение обращения нуждается:
      1. в проведение специальной проверки
      2. запросов информации
  • может быть продлен до 6 месяцев:
    • требуется направления запросов в иностранные государства и (или) международные организации

Если обращение гражданина, поданное:

  • в местные власти
  • в службу судебных приставов
  • в Роспотребнадзор
  • в Федеральную антимонопольную службу
  • в ЖКХ
  • в другие органы

было:

  1. проигнорировано
  2. оставлено без рассмотрения
  3. получен ответ-отписка:
    • со стороны должностных лиц было допущено грубое административное правонарушение и нарушение ФЗ №59

то это обстоятельство должно стать предметом внимания прокуратуры. Туда следует обратиться немедленно.

5. Контроль за рассмотрением обращений

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, в пределах своей компетенции:

  1. ведут контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений
  2. анализируют содержание поступающих обращений
  3. принимают меры:
    • по выявлению нарушений
    • по устранению причин нарушений

При рассмотрении обращений граждан используются:

  • электронная система контроля
  • регистрационно-контрольные карточки
  • журналы

Дальнейшее рассмотрении обращений:

  • выполняется в соответствии с резолюциями руководителей или должностных лиц.
  • делается сообщение заявителю о принятых решениях
  • в ответах и предписаниях вышестоящиз органов указываются:
    • сведения об уведомлении заявителя
    • отметка об исполнителе

Если в обращениях граждан содержатся вопросы, относящиеся:

  • к компетенции нескольких государственных органов
  • к компетенции иных организаций (должностных лиц)

копии обращений:

  1. направляются в соответствующие органы и должностным лицам
  2. с уведомлением об этом граждан
  3. срок направления обращений – 5 дней

6. Когда обращение считается рассмотренным и разрешённым

Обращение считается рассмотренным и разрешённым, если:

  1. поставленные вопросы рассмотрены
  2. приняты необходимые меры
  3. письменно дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов в сроки, указанные в Законе

Ответ на обращение подписывается:

  • или руководителем государственного органа
  • или руководителем органа местного самоуправления
  • или должностным лицом

Ответ на обращение, поданное по информационным системам, направляется по электронному почтовому адресу заявителя.

7. Срок хранения обращений

Срок хранения – 5 лет:

  • обращения граждан связаны с рассмотрением
  • при неоднократном обращении:
    • с даты последнего рассмотрения

В ряде случвев может быть принято решение:

  1. об увеличении срока хранения обращения
  2. о постоянном хранении обращения

8. Перечень оснований для отказа в рассмотрении обращений

  • в письменном обращении не указаны:
    • фамилия гражданина, направившего обращение
    • почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ
  • в обращении содержатся сведения:
    • о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии
    • о лице, подготавливающем, совершающем или совершившем, противоправное деяние
  • текст письменного обращения:
    • не поддаётся прочтению
    • не подлежит перенаправлению
  • ответ на обращение не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну:
    • об этом делается сообщение заявителю
  • обращение, в котором обжалуется судебное решение:
    • оно возвращается заявителю
  • в обращении содержатся:
    • нецензурные или оскорбительные выражения
    • угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи
    • должностное лицо вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов с одновременным уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления правом
  • в письменном обращении содержится вопрос, на который многократно давались письменные ответы
  • в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства

9. Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений

Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Если в обращении указаны заведомо ложные сведения, расходы органов или должностных лиц по его рассмотрению взыскиваются с заявителя по решению суда.

Нужно учесть

Ссылки на нормативные акты и отдельные их пункты создадут существенные затруднения чиновникам делать отписки и помогут добиться эффективных результатов.

Полезная информация

Добавить комментарий