Понятие и классификация государственных служащих

Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации.

Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

В должностной регламент включаются:

1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки;

2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;

8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.

В качестве основных критериев классификации государственных служащих государственной службы в специальной литературе обычно используют: 1) разделение органов государственной власти на федеральные и региональные (субъектов РФ); 2) реальное разделение государственной власти на президентскую, законодательную, исполнительную, судебную, контрольную; 3) вид государственной службы; 4) наличие или отсутствие у государственных служащих компетенции как комплекса властных прав и соответствующих им обязанностей; 5) срок, на который заключают служебный контракт лица, поступающие на государственную службу.

  1. В зависимости от разделения органов государственной власти на федеральные и региональные:

  • федеральные государственные служащие – несут службу в федеральных государственных органах и получают денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета,

  • региональные государственные служащие – несут службу в государственных органах субъектов РФ, получая денежное вознаграждение за счет средств их бюджетов.

  1. Реальное разделение государственной власти на президентскую, законодательную, исполнительную, судебную, контрольную указывает на то, что в системе государственной власти сложились адекватные подсистемы государственных органов с соответствующим аппаратом государственных служащих. Все федеральные органы государственной власти и лица, занимающие государственные должности, опираются при осуществлении своих полномочий на созданные при них аппараты государственной службы. Работающие в таких аппаратах государственные служащие специализируются на обеспечении реализации пяти видов государственной власти и пяти видов государственной деятельности:

    • президентской,

    • законодательно-представительной,

    • исполнительной,

    • судебной,

    • контрольной.

Служебный аппарат отдельных органов государственной власти носит вполне конкретное наименование. Деятельность Президента РФ обеспечивают Администрация Президента РФ и Управление делами Президента РФ, Правительства РФ — Аппарат Правительства РФ. Обеспечением деятельности палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, контрольных органов и лиц, замещающих в них государственные должности, заняты аппараты указанных органов и работающие в них государственные служащие.

Государственные служащие субъектов РФ также могут быть классифицированы с учетом критерия реального разделения государственной власти на отдельные ветви и соответствующие им подсистемы государственных органов.

  1. Вид государственной службы позволяет подразделить государственную службу на государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов, а государственных служащих соответственно на:

  • гражданских,

  • военных

  • иных видов ГС.

Государственные гражданские служащие осуществляют профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы. Государственные военные служащие выполняют профессиональную служебную деятельность на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, в других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

  1. Наличие или отсутствие у государственных служащих компетенции дает основание выделить среди них две основные категории:

    • должностные лица и служащие, не являющиеся должностными лицами (условно — недолжностные лица).

    • должностные лица наделены определенным объемом компетенции, т.е. властных, распорядительных прав и соответствующих им обязанностей. Должностные лица вправе давать обязательные для исполнения указания другим лицам.

  1. Срок, па который заключают контракт лица, поступающие на государственную службу государственных служащих подразделяют на:

      • поступающие на государственную должность на неопределенный срок;

      • поступающие на государственную должность па определенный срок;

      • поступающие в образовательное учреждение профессионального образования на срок обучения и на определенный срок государственной службы после его окончания.

  1. Должности государственной службы

Под «должностью государственной службы» понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица государственного органа (учреждения), определяющая функциональное предназначение, полномочия и ответственность замещающего ее лица, а также расходы его нанимателя (государства, субъекта РФ) на его содержание и создание условий для выполнения им должностных обязанностей.

Содержание: трудовые функции, предопределяющие основные направления деятельности, задачи (функции), предписанные для конкретной социальной роли и выступающие неделимой формой в организационной структуре.

Должности государственной службы подразделяются на:

должности федеральной государственной гражданской службы;

должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

воинские должности;

должности федеральной государственной службы иных видов.

В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.

Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

В соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы устанавливаются квалификационные требования к должностям гражданской службы.

Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Требования к уровню профессионального образования

Требования к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности (Указ Президента РФ от 27.09.2005№ 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы»)

Направление подготовки, профессиональным знаниям и навыкам (Устанавливаются государственным органом)

В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.

Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей, составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта, являющиеся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы субъекта. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

ПРИМЕР:

Министерства

Службы/Агентства

Территориальные органы ФОИВов

Государственный гражданский служащий – гражданин РФ, взявший на себя обязательство по прохождению гражданской службы (путем заключению служебного контракта), осуществляет свою деятельность на должности гражданской службы в соотв.с актом о назначении на должность и получает ден.содержание за счет бюджета РФ или субъекта.

Правовой статус государственного гражданского служащего (специальный административно-правовой статус) включает в себя в отличие от правового статуса обычного гражданина 4 элемента:

1. Права государственного гражданского служащего:

а. общеслужебные – права, закрепленные в ФЗ «О ГГС» — на доступ к информации, на ден.содержание, на проф.и должностной рост и т.д.

б. должностные права– права, связанные с замещением конкретной должности.

2. Обязанности государственного гражданского служащего:

а. общеслужебные – обязанности по обеспечению, соблюдению и защите прав и интересов граждан, обязанность соблюдать приказы вышестоящих, отданные в пределах должностных полномочий, обязанность соблюдать ПВТР, обязан предоставлять сведения о своих доходах и членов семьи. Обязанности, предусмотренные иными ФЗ => ФЗ «О противодействии коррупции в РФ» — обязанность уведомлять об обращениях в целях склонения к коррупционным действиям. Обязанности, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной гражданской службы – в течение 2х лет обязан уведомлять бывшего работодателя о месте трудоустройства и обязан не работать в тех организациях, деятельность которых он контролировал.

б. должностные обязанности – связанные с конкретной должностью.

3. Ограничения, представляющие собой обстоятельства, препятствующие поступлению или нахождению на государственной гражданской службе:

а. осуждение к наказанию, предусматривающее увольнение с должности государственной гражданской службы;

б. близкое родство/свойство, при наличии непосредственной подчиненности.

4. Запреты – специфическая разновидность обязанностей, которые предписывают служащему не совершать определенные действия, которые непосредственно не связаны с их служебной деятельностью.

а. запрет участвовать на платной основе в деятельности органов управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных ФЗ => когда служащий осуществляет полномочия собственника и представляет интересы государства в коммерческой организации. Нет запрета на занятие иной оплачиваемой деятельностью, если это не порождает конфликт интересов.

б. запрет на замещение должности ГГС в случае избрания в представительный орган ОМС или на иную выборную должность.

в. запрещается получать подарки в связи с исполнением служебных обязанностей

г. допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в т.ч. СМИ в отношении деятельности государственного органа, своего или вышестоящего, или их руководителей, если это не входит в должностные обязанности служащего.

Классификация государственных гражданских служащих:

В зависимости от групп занимаемых должности ГС:

· Высшие;

· Главные;

· Ведущие;

· Старшие;

· Младшие.

По способу поступления на государственную гражданскую службу:

· Избираемые;

· Назначаемые;

· Замещаемые по конкурсу;

· Зачисляемые.

По принципу разделения властей:

· в органах законодательной власти;

· в органах исполнительной власти;

· в органах судебной власти.

По объёму должностных полномочий:

· должностные лица (руководители и представители власти);

служащие, не являющиеся должностными лицами

Между государственным служащим и государством (государственным органом) на определенном этапе возникает конкретное государственно-служебное правоотношение, характеризующееся наличием взаимных прав, обязанностей, ограничений и запретов, ответственности и других атрибутов правового статуса государственного служащего.

Федеральный государственный служащий является гражданином, который осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получает денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Итак, понятие «государственный служащий» можно определить следующими признаками:

Во-первых, государственный служащий — это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям, установленным соответствующим федеральным законом. Государственный служащий является одной из сторон государственно-служебного правоотношения. Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор], согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задачи для достижения определенной цели государственного строительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д.

Во-вторых, государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о государственной службе, т. е. положениям конкретного закона о соответствующем виде государственной службы.

В-третьих, государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной службы в установленном законом порядке. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т. д. Должности государственной службы могут занимать только государственные служащие.

В-четвертых, государственному служащему присваивается в установленном законом порядке классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание.

В-пятых, государственный служащий выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (финансовая деятельность государства, развитие культуры, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, борьба с правонарушениями, внутренние дела, внешнеполитическая деятельность и т. д.).

В-шестых, государственный служащий совершает во многих случаях действия (например, принимает управленческие решения, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридические последствия.

В-седьмых, деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов.

В настоящее время при множестве действующих нормативных правовых актов о государственной службе целесообразно классифицировать государственных служащих по тем же критериям, по которым классифицируется сама государственная служба.

В зависимости от групп занимаемых должностей государственной службы можно выделить государственных служащих, занимающих высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной службы.

Если в качестве критерия классификации государственных служащих взять способ поступления на государственную службу, то можно выделить избираемых государственных служащих; назначаемых государственных служащих; служащих, замещающих государственную должность государственной службы по конкурсу.

Все государственные служащие могут быть разделены на две группы: лица, принимающие присягу (военнослужащие, сотрудники таможенных органов, прокурорские работники и др.); служащие, не принимающие присягу (например, служащие отделов и управлений областной администрации).

Добавить комментарий