Понятие трудовой миграции

Международно-правовое регулирование трудовой миграции, в первую очередь, включает нормы, касающиеся общего правового статуса лица в сфере международных трудовых отношений: Всеобщую декларацию прав человека (10 декабря 1948 г.); Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.); Декларацию о правах человека, принадлежащих индивидам, которые не являются гражданами страны проживания (1985 г.); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (16 декабря 1966 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (16 декабря 1966 г.); а также иные международные документы, формирующие основы сотрудничества государств и народов в смежных с трудовой сферой областях: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (21 декабря 1965 г.); Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (18 декабря 1979 г.); Конвенция о статусе апатридов (Нью-Йорк, 28 сентября 1954 г.); Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.) и др. Эти международные соглашения не имеют характера специального регулирования международных частноправовых трудовых отношений, они закрепляют общий режим труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

Непосредственное регулирование особенностей труда работников-мигрантов осуществляется с помощью многосторонних соглашений, двусторонних соглашений, а также конвенций МОТ.

Многосторонние соглашения. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. вступила в силу 1 июля 2003 г. Уместно будет сказать, что в качестве признания общемировой значимости проблемы миграции в 2001 г. ГА ООН провозгласила 18 декабря Международным днем мигранта.

Конвенция, за исключением случаев, предусматривающих иное, применяется ко всем трудящимся-мигрантам и членам их семей, без какого бы то ни было различия, как-то: по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии или убеждений, политических или иных взглядов, национального, этического или социального происхождения, гражданства, возраста, экономического, имущественного, семейного и сословного положения или по любому другому признаку. Конвенция применяется в течение всего процесса миграции трудящихся – мигрантов и членов их семей, который включает подготовку к миграции, выезд, транзит и весь период пребывания и оплачиваемой деятельности в государстве работы по найму, а также возвращение в государство происхождения или государство обычного проживания.

• Под «трудящимися-мигрантами» понимаются лица, которые будут заниматься, уже занимаются или занимались оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются.

Конвенция устанавливает для трудящихся-мигрантов такой режим пребывания, который предусматривает обращение с ними не менее благоприятное, чем то, которое применяется к гражданам государства работы по найму. Предоставленный трудящимся-мигрантам национальный режим уравнивает их с гражданами государства пребывания в отношении: а) защиты против увольнения; б) пособий по безработице; в) доступа к программам общественных работ, производимых в целях борьбы с безработицей; г) доступа к другой работе по найму в случае потери работы или прекращения другого вознаграждаемого вида деятельности при соблюдении иных положений Конвенции.

В соответствии с Конвенцией мигрант вправе свободно избирать вид трудовой деятельности в государстве работы по найму с учетом ограничений, касающихся признания квалификации, полученной за рубежом, функций, рода занятий или деятельности, обусловленных интересами государства и его безопасности, предусмотренных национальным законодательством. Члены семей мигрантов и они сами наделяются правом создавать профсоюзы и ассоциации в государстве работы по найму с целью обеспечения и защиты своих экономических, социальных, культурных и иных интересов; переводить заработанные средства и сбережения, в том числе суммы, необходимые для содержания семей, из государства работы по найму на родину или в любое другое государство.

В рамках Совета Европы были приняты: Европейская социальная хартия (Турин, 18 октября 1961 г.); Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов (Страсбург, 24 ноября 1977 г.); Европейская конвенция об устройстве на работу на условиях полного пансиона за услуги по дому (1969 г.); Европейская конвенция о социальном обеспечении (Париж, 14 декабря 1972 г.).

Статья 18 Европейской социальной хартии закрепляет право трудящихся-мигрантов заниматься приносящей доход деятельностью на территории других стран – участниц настоящего Соглашения. Договаривающиеся стороны обязываются: применять действующее законодательство в либеральном духе; упростить существующие формальности и сократить или упразднить гербовые и другие сборы с иностранных рабочих или их работодателей; сделать на индивидуальной или коллективной основе менее жестким законодательство, регулирующее найм иностранных трудящихся, и признать право своих граждан выезжать из своей страны для того, чтобы заняться приносящей доход деятельностью на территории других договаривающихся сторон.

Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся- мигрантов 1977 г. регламентирует следующие вопросы: получение разрешений на работу, проживание, набор рабочей силы и ее переезд, воссоединение с семьей, социальное обеспечение.

Европейское соглашение об устройстве на работу на условиях полного пансиона за услуги по дому («au pair») 1969 г. регулирует труд молодых людей за границей в семье в обмен на выполнение ими определенной работы по дому.

Европейская конвенция о социальном обеспечении 1972 г. распространяется на иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев. Им предоставляется национальный режим. Создатели Конвенции руководствовались принципом, чтобы никакая часть трудовой жизни работника-мигранта не оказалась неучтенной в связи с его трансграничными перемещениями. Поэтому предусматривается выплата социальных пособий, в том числе за пределами компетентности государства. Конвенция регулирует также выплату пособий по материнству, болезни, инвалидности, старости, по случаю трудового увечья, профессионального заболевания, смерти, по безработице, семейных пособий.

Коллизионные аспекты выплаты социальных пособий Конвенции регулируются с помощью привязки, указывающей на применимость законодательства договаривающейся стороны, на территории которой осуществляется оплачиваемая трудовая деятельность.

Страны СНГ заключили Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудя- щихся-мигрантов (Москва, 15 апреля 1994 г.); Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (Москва, 9 сентября 1994 г.); Соглашение о сотрудничестве в области охраны труда (Москва, 9 декабря 1994 г.); Соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания (Москва, 9 декабря 1994 г.); Соглашение о гарантиях прав граждан – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Москва, 13 марта 1992 г.).

Межправительственная ассамблея государств – участников СНГ в 1995 г. приняла региональную конвенцию «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ», которая имеет рекомендательный характер. Целями этого документа являются: урегулировать процесс трудовой миграции в рамках СНГ; обеспечить права трудящихся-мигрантов независимо от того, на чьей территории они находятся; способствовать разработке и сближению национального законодательства в странах СНГ, межгосударственных соглашений в данной области.

В Конвенции устанавливаются базовые принципы согласованной законодательной политики в области миграции трудовых ресурсов СНГ и регулируются следующие вопросы: полномочия органов, занимающихся направлением и привлечением рабочей силы; порядок выезда и въезда трудящихся-мигрантов; групповое перемещение трудящихся-мигрантов; участие организаций предпринимателей и профсоюзов в регулировании трудовой миграции; запрет ограничения на выезд и въезд трудящихся-мигрантов; принцип равенства мигрантов и местных работников; порядок заключения трудового договора; взаимное признание документов об образовании, профессиональной квалификации и трудовом стаже; право на вступление в профессиональный союз; доступ к образованию; социальное обеспечение. Данный региональный документ инкорпорирует в российское законодательство нормы международных конвенций по трудовой миграции, принятых в рамках ООН и МОТ.

Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (Москва, 15 апреля 1994 г.) регулирует основные направления сотрудничества сторон в сфере трудовой деятельности и социальной защиты работников и членов их семей, которые постоянно проживают на территории одного из государств сторон и осуществляют свою трудовую деятельность на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности на территории другого государства сторон в соответствии с законодательством стороны трудоустройства. Соглашение не распространяется: на беженцев и вынужденных переселенцев; выехавших на короткий срок лиц свободных профессий и артистов; лиц, приезжающих специально с целью получения образования.

Согласно Соглашению о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, стороны могут потребовать досрочного прекращения трудовых отношений и возвращения трудящегося-мигранта в страну выезда в случаях нарушения им законов страны трудоустройства и правил пребывания иностранных граждан. Налогообложение трудовых доходов работников страны выезда осуществляется в порядке и размерах, установленных законодательством страны трудоустройства. Стороны не допускают двойного налогообложения заработанных работниками средств.

Двусторонние соглашения. Такие договоры заключены Российской Федерацией с Арменией, Белоруссией, Кыргызстаном, Республикой Молдова, Украиной. В них закреплены принципы национального режима, подлежащие обязательному применению к трудящимся-мигрантам. Въезд, пребывание и трудовая деятельность работника регламентируются в соответствии с нормами законодательства страны трудоустройства. Установлено, что работодатель страны трудоустройства регистрирует трудовые договоры в ее учреждениях, определенных компетентными органами, и что при изменении ситуации на национальном рынке труда каждая сторона на основе взаимности может вводить ограничения на прием работников другой стороны. Трудовой стаж по специальности, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории обеих стран, взаимно признается. В случаях расторжения трудового договора по причине ликвидации предприятия, сокращения численности или штата работающих уполномоченный орган страны трудоустройства предпринимает усилия к тому, чтобы включить работника в другие равноценные трудовые отношения на срок действия трудового договора. При невозможности трудоустройства на высвобождаемых работников распространяются порядок и льготы, предусмотренные законодательством страны трудоустройства. По месту постоянного жительства работнику предоставляется право на трудоустройство на общих основаниях.

Значимое место в регулировании трудовых прав и обязанностей граждан стран СНГ занимают вопросы возмещения вреда, полученного в результате трудового увечья или профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья в связи с исполнением трудовых обязанностей. В соглашениях предусмотрен следующий порядок: возмещение ущерба вследствие трудового увечья или иного повреждения здоровья, а также смерти потерпевшего производится стороной, законодательство которой распространялось на работника в момент увечья; возмещение ущерба вследствие профзаболевания либо последовавшей в связи с профзаболеванием смерти потерпевшего производится стороной, законодательство которой распространялось на работника во время его трудовой деятельности, которая вызвала профессиональное заболевание. Это правило действует и тогда, когда указанное заболевание впервые выявлено на территории другой стороны.

Еще один вариант возмещения ущерба, причиненного работнику профессиональным заболеванием при усложненных обстоятельствах, – когда он работал в обоих государствах в условиях, которые могли быть причиной профессионального заболевания. В этом случае возмещение ущерба осуществляется той стороной, на территории которой в последний раз выполнялась работа, которая вызвала данное профессиональное заболевание.

В случае переселения работника с территории страны трудоустройства на территорию страны выезда работодатель страны трудоустройства обязан перечислить потерпевшему средства, возмещающие причиненный ему вред в размерах, предусмотренных законодательством страны трудоустройства.

Двусторонние соглашения по вопросам трудовой миграции были заключены между Российской Федерацией и странами Балтии (Латвией, Эстонией и Литвой) в 1991 г. В трех договорах предусматривается, что стороны будут регулировать возникающие в этой области разногласия согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, путем заключения отдельных договоренностей, в том числе по вопросам трудовой миграции. Это рамочные договоры нуждаются в принятии конкретных международно-правовых норм для их практической реализации.

Для обеспечения своих потребностей в иностранной рабочей силе Российской Федерацией были подписаны соглашения с рядом зарубежных стран, в частности, Болгарией, Китаем и Вьетнамом.

Положения о трудовой миграции, о правах трудящихся- мигрантов содержатся в конвенциях МОТ № 97, 118, 143, а также в Рекомендациях МОТ № 86 и 151.

Конвенция МОТ № 97 – о трудящихся-мигрантах (пересмотренная в 1949 г.) (Женева, 1 июля 1949 г.) обязывает государства:

  • • воздерживаться от высылки из страны приема членов семьи и самого работника-мигранта, имеющего право на постоянное жительство, если такой работник не в состоянии продолжать свою работу из-за болезни или увечья. Государство, однако, вправе предусмотреть, что эта норма применяется к мигрантам, только если они проработали в стране приема свыше пяти лет со дня выдачи разрешения на постоянное проживание;
  • • оказывать бесплатную помощь работникам-мигрантам через государственные службы трудоустройства. Административные расходы по вербовке, оформлению выезда и определению места работы не должны ложиться на мигрантов;
  • • обеспечивать извещение работников в письменной форме до отъезда об общих условиях жизни и работы, ожидающих их в стране трудоустройства;
  • • предоставлять возможность вручения работнику-мигранту экземпляра трудового договора до его отъезда или в момент прибытия в страну работы по найму;
  • • принимать меры против вводящей в заблуждение пропаганды по вопросам эмиграции и иммиграции.

В Конвенции МОТ № 118 о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения (Женева, 28 июня 1962 г.) содержатся общие и отраслевые правила по технике безопасности и специальные технические правила оснащения станков и машин защитными приспособлениями.

Согласно Конвенция № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения (Женева, 24 июня 1975 г.) государства берут на себя обязанности пресекать тайные миграционные движения и незаконный найм мигрантов, обеспечивать права мигрантов-транзитников. Свободной выбор занятости в государстве работы по найму предоставляется мигранту при условии, что он законно проживал на территории этого государства в течение предписанного периода, не превышающего двух лет. Работник-мигрант, проживающий на законном основании в стране приема, не может быть лишен вида на жительство или разрешения на право работы только из-за факта потери места работы. Такой мигрант имеет равные права с местными работниками в отношении гарантий обеспечения занятости, предоставления другой работы, профессиональной переподготовки. В некоторых случаях допускается легализация незаконно въехавших работников-мигрантов.

Рекомендация МОТ № 86 о трудящихся-мигрантах призывает государства дополнить положения, установленные в актах МОТ, посвященных трудовой миграции, двусторонними государственными договорами, определяющими способы применения соответствующих международно-правовых договоренностей. В таких договорах следует предусмотреть положение о том, что индивидуальные трудовые контракты работников-мигрантов должны соответствовать типовому договору, разработанному в рамках МОТ. В его содержание должны включаться следующие сведения и условия: имя и фамилия нанимаемого, место и дата его рождения, семейное положение, гражданство и место вербовки; характер работы и место ее исполнения; профессиональная категория, в которую нанимаемый зачисляется, и его трудовые функции; размер оплаты за работу в нормальные, сверхурочные и ночные часы, в праздничные и отпускные дни, а также порядок выплаты заработной платы; премии, надбавки и пособия; условия, при которых предприниматель может производить удержания из вознаграждения нанимаемого, размер этих удержаний; условия предоставления питания – в тех случаях, когда пища отпускается предпринимателем; срок действия контракта, а также условия его возобновления или расторжения, основания, достаточные для досрочного расторжения контракта; условия въезда на территорию страны миграции и срок пребывания на ней; порядок покрытия проездных расходов мигранта и членов его семьи; порядок покрытия расходов, которые могут возникнуть по возвращении на родину. В трудовом контракте должны найти отражение определенные гарантии защищенности работника, среди которых: условия труда, жизнеобеспечения и процедуры урегулирования споров, рассмотрения жалоб. Рекомендуется вручать нанимаемому работнику один экземпляр контракта, предварительно переведенного на понятный ему язык.

Около 25% конвенций и рекомендаций МОТ направлены на регулирование условий охраны труда и социальной защиты моряков. Взятые вместе документы МОТ образуют так называемый Международный трудовой кодекс моряков.

Давно уже в нашу жизнь и речь вошли такие слова, как «мигранты», «гастарбайтеры», «трудовые мигранты». Мы раздаем эти ярлыки, не задумываясь о том, что они означают и правильно ли применяются. Давайте же разберемся, что такое трудовая миграция, и как правильно называются люди, переезжающие с целью трудоустройства. А стоит ли называть их гастарбайтерами – каждый решит сам.

Понятие миграции

Вообще, миграция – это переселение человека либо внутри страны, либо в другую страну. Переселенцы при этом называются мигрантами. Но существуют несколько видов таких перемещений – это внешняя и внутренняя миграция. Внутренняя – это переезд людей из одного региона в другой, или из города в другой, из деревни в другую. Внешняя – переселение в другую страну или на другой континент. Люди, выезжающие в другую страну, называются эмигрантами. Тех же, кто въезжает в страну, называют иммигрантами.

При этом миграция населения – это даже временный выезд на отдых – туристическая миграция. Переезд из большого города в сельскую местность принято называть рурализацией. Паломничество и кочевую жизнь также можно отнести к естественной миграции населения.

Трудовая миграция

Определенного понятия именно трудовой миграции в данный момент нет. Различные источники формулируют такой переезд по-разному. Однако общий смысл у всех источников один. Трудовая миграция – это переезд из регионов с негативной экономической ситуацией в более благополучный район или страну с целью трудоустройства.

Причины трудовой миграции

Самая главная причина, по которой возникает трудовая миграция – существенная разница в оплате труда. Часто случается, что после остановки предприятий, на которых изначально был основан город, население теряет работу. В таких ситуациях начинается массовый отток рабочих ресурсов, в поисках нового места переезжающих в другие города с профильными предприятиями.

Понятие международной миграции

Международная миграция – это перемещение трудовых ресурсов (работников) через границы государства, происходящее с целью вступления в трудовые отношения в другой стране. При этом трудовыми мигрантами нельзя назвать тех, кто выезжает в командировки (если работодатель не является иностранцем) и тех, кто ездить в другие страны за товаром – так называемые челноки.

Международная миграция разделяется на несколько видов:

  1. Безвозвратная. В этом случае работник едет на постоянное место жительство, не планируя возвращаться на старое место.
  2. Временно-постоянная. Это название для трудовых мигрантов, работающих в новой стране от 1 года до 6 лет.
  3. Сезонная. Выезд на работу, сроки которой ограничены сезонными изменениями – сельское хозяйство, обслуживание туристов, рыболовство и т. п. Естественная миграция в африканских странах и странах Азии тоже относится к этому виду.
  4. Маятниковая. Пересечение границы и возвращение ежедневно. Таких рабочих называют фронтальерами.
  5. «Утечка мозгов». Международная миграция населения высшего уровня, когда в поисках высокооплачиваемой работы в другую страну бегут ученые, уникальные специалисты, спортсмены и т. п.

Миграция внутри страны

Трудовая миграция в России основана на тех же причинах, что и международная. Просто в силу многих причин люди не могут или не хотят переезжать в другую страну, стремясь найти более оплачиваемую работу внутри своего государства. Собственно говоря, поскольку речь идет именно о нашей стране, основная часть мигрантов стремится попасть в Москву за большими заработками. Реже миграция в России происходит по причине достижения «потолка» карьеры в своем регионе, желания развиваться и других подобных ситуаций.

Внутри страны также наблюдаются различные виды миграции, схожие с международной:

  1. Безвозвратная, предполагающая полный переезд семьи на новое место жительства и работы.
  2. Сезонная, происходящая на время выполнения определенной работы, возникающей в определенное время года.
  3. Временно-постоянная. Такая миграция внутри страны происходит реже, так как прожив и проработав на одном месте более 5 лет, человек склонен остаться в этом месте навсегда.

Нелегальная миграция

Кроме уже упомянутых разновидностей миграции, существует еще одни вид – нелегальная миграция. Это, по большей части, относится к мигрантам из других стран, приехавшим в страну по туристической визе, но остающимся в ней на длительный срок без регистрации и оформления трудовых отношений. Чаще всего нелегалы прибывают из стран с нестабильной экономикой, отсутствием рабочих мест. Эти рабочие занимают непрестижные должности, выполняют черновую или разовую работу, радуясь любому заработку.

Впрочем, жителей нашей страны, работающих без оформления трудовых отношений, тоже можно назвать нелегалами. Собственно, любой человек, из заработка которого не вычитается налог, считается нелегалом. Если же такой работник прибыл из другого города или региона – он попадает под понятие нелегального трудового мигранта.

Ни и напоследок разберем, почему же этот вид мигрантов зачастую называют словом, имеющим негативный подтекст – гастарбайтер. И есть ли различия между ним и мигрантом. Вообще, слово гастарбайтер немецкого происхождения. Обозначает оно «работник-гость». В Германии этим словом называли всех, кто приехал в страну на заработки. На сегодняшний день этим словом называют человека, выходца из нищей, неразвитой страны. По этой причине таких мигрантов считают самой дешевой и неквалифицированной рабочей силой. Чаще всего они не имеют образования. Сегодня наша страна стоит на первом месте среди европейских стран по количеству гастарбайтеров. В мире мы «всего лишь» на втором месте – лидирует тут США, в которых практически все низкооплачиваемые работники – мексиканцы и латиноамериканцы.

Миграция – это не просто перемещение людей. Существует целая наука, занимающаяся изучением возможных причин миграций того или иного типа. Такая наука называется миграциология. С двухтысячного года, по предложению Ген. Ассамблеи ООН, в календарь международных праздников внесена новая дата – международный день мигранта. Отмечают его 18 декабря.

Миграция населения воздействует на общественное развитие посредством осуществления своих функций. Функции — это те конкретные роли, которые играют миграции населения в жизнедеятельности общества. Естественно, что функции миграции выражают ее сущность, обусловливают свойства этого явления. Функции миграции населения не однозначны. Одни из них независимы от типа социально-экономической системы и особенностей отдельных обществ, характер других определяется социально-экономическими условиями конкретных обществ. Первые — общие функции миграции, вторые — специфические функции той или иной общественно-экономической формации.

Первой функцией миграции является перераспределение населения, связанное с размещением производительных сил, между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами сельских и городских поселений. Особенность перераспределительной функции обусловлена ее межтерриториальным характером, поскольку для перераспределения необходимо взаимодействие населения по крайней мере двух регионов. Вторая функция миграции селективная. Суть ее в том, что неравномерное участие в миграции различных социально-демографических групп ведет к изменению качественного состава населения разных территорий. Опыт показывает, что мужчины и лица трудоспособных возрастов участвуют в миграции более активно, чем нетрудоспособные и женщины. Велики различия в миграционной подвижности лиц разных национальностей, а также коренных жителей того или иного района и недавно вселившихся туда из других местностей.

Миграция в различных социально-экономических условиях выполняет специфические присущие этим условиям функции, наиболее важными из которых являются экономическая и социальная. Экономическая функция миграции населения состоит в обеспечении соединения территориально распределенных средств производства с необходимой рабочей силой и их функционирования в процессе производства. Осуществление в полной мере этой задачи на основе реализации общих функций миграции: ускорительной, перераспределительной и селективной — приводит к обеспечению количественного и качественного соответствия между вещественными и личностными факторами производства. Социальная функция миграции — это стремление благодаря изменению места проживания более полно удовлетворить свои потребности.

Она способствует повышению жизненного уровня и социального развития трудящихся.

Миграционный процесс — это множество событий, влекущих за собой смену места жительства. Одни из этих событий явные, напр., переселение, другие — латентные (формирование подвижности и т.д.) Чтобы все эти события представляли процесс, они, т.е. прибытие, выбытие и т. д., должны составить статистически значимую совокупность. Миграция — это массовый в количественном отношении процесс. Стадии миграционного процесса: -исходная, или подготовительная стадия, представляющей процесс формирования территориальной подвижности населения, т.е. его определенного социально-психического состояния. О человеке, находящемся в таком состоянии в России обычно говорят «легок на подъем”. Миграционная подвижность — свойство присущее не только отдельному человеку, личности, но и всей совокупности людей, населению в целом основная стадия, или стадия переселения населения, миграционных потоков.

Степень реализации миграционной подвижности населения проявляет себя на второй стадии миграционного процесса, т.е. в переселении. С экономико-демографической точки зрения переселение — это основная стадия миграционного процесса, ибо ее главная задача состоит в обеспечении сбалансированного размещения по территории страны средств производства и личностных элементов производительных сил. Социальное значение этой стадии миграционного процесса заключается в том, что она представляет собой практическую реализацию миграционной подвижности населения, соответствующую или не соответствующую народнохозяйственным интересам заключительная или завершающая стадия, выступающая как приживаемость мигрантов на новом месте. Вселение мигрантов в новый для них район связано с целым рядом демографических, социальных и экономических изменений. Мигранты становятся жителями района вселения, участвуют в воспроизводстве его населения, в освоении природных ресурсов, в развитии экономики и т.д. Мигранты прибывают в новый для них район, обладая опытом и знаниями, приобретенными в районах выхода, имея разветвленные родственные и имущественные связи и др. В новом районе все это или многое из этого надо приобретать. Для них главным в районе вселения является пройти стадию приживаемости. Приживаемость новоселов — это антипод интенсификации миграционной подвижности населения. Это третья, так называемая заключительная стадия миграционного процесса, значение которой существенно возросло.

Европейский Университет Финансов, Информационных систем, Менеджмента и Бизнеса.

Кафедра экономики

Реферат по предмету:

Международные экономические отношения.

На тему: Трудовая миграция — сущность и виды.

Выполнила:

студентка III курса, 137 группы

Бушмакина А.В.

Проверил:

Лунев С.И.

Киев_2002

Введение

Сущность и виды международной миграции.

Международная миграция рабочей силы — представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. Таким образом, международная миграция рабочей силы является частью широкого явления — международной миграции населения, когда данный процесс не связан прямо с трудоустройством. Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией — понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией — въезд, в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации — возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.

· межконтинентальную;

· внутриконтинентальную.

2) — В зависимости от долговременности каждого перемещения, миграция населения делится на:

· постоянную, или безвозвратную( имеет характер межконтинентальная миграция и миграция из села в город);

· временную, как правило, внутриконтинентальную;

· сезонную, связанную с ежегодными поездками на зароботки или кочевники;

· маятниковую, предусматривающую ежедневные поездки к месту роботы за пределы своего населенного пункта.

3) — В зависимости от правового статуса миграция может быть — легальной и нелегальной.

Нелегальные мигранты — это лица, которые в поисках роботы въезжают в страну нелегально или прибывают в неё на законных основаниях и нелегально трудоустраиваются.

Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:

— иммигранты и не иммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, 80 — 90-е гг. были периодом высокого уровня иммиграции; — работники-мигранты по контракту. Их к концу 90-х гг. в мире насчитывалось более 25 млн. человек. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренность о ее контактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;

— нелегальные иммигранты. Их число в конце 90-х гг. превышало 30 млн. человек. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;

— лица, просящие убежища. До 80-х гг. численность этой категории мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась — до более 1 млн. человек к концу 90-х гг. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;

— беженцы. Поданным ООН, в мире на конец 90-х гг. насчитывается более 22 млн. беженцев (из них около 4 млн. возвратившихся в места прежнего проживания, но находящиеся под патронажем ООН). Большинство сегодняшних беженцев живут в специальных лагерях. Находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.

Теория интеграции.

Теоретически миграция рабочей силы имеет место до тех пор, пока в интеграционном пространстве не выравнится предельная производительность труда и, таким образом, заработная плата. Предпосылка тому — отсутствие преград для миграции, взаимное признание уровня квалификации и условие, что культурные и языковые различия не являются решающими. Значение социально-культурной принадлежности в принятии решения о миграции слабо учитывается в этой теории, хотя, как свидетельствуют различные миграционные модели, применяющиеся к гражданам ЕС, при определении размеров и направлений миграционных потоков очень важны традиционные отношения (историческое измерение). Вопреки положениям теории интеграции движение капитала и товаров стало более важным инструментом сглаживания различий в уровне заработной платы и производительности, чем трудовая миграция. До создания общего рынка 44% иностранной рабочей силы составляли выходцы из региона, образовавшего позднее «шестерку” ЕЭС. В «девятке” ЕЭС в 1980г. около 47%всей иностранной рабочей силы были выходцами из ЕЭС. Эта доля уменьшилась в конце 80-х — начале 90-х годов. В 1995г. лишь 42% из примерно 6,5 млн. иностранных рабочих, занятых в 15 странах ЕС, были выходцами из регионов ЕС.

Степень взаимоналожения рынков труда в ЕС (доля граждан стран — членов ЕС в общей численности занятых) очень низка и составляет в настоящее время около 2% (в Германии — 1,8%; Франции — 2,4%; Великобритании — 1,6%; Австрии — 0,9%). Доля всей иностранной рабочей силы в общей численности занятых в ЕС в 1996г. составляла 5%. Подобная динамика соответствует намерениям ЕС: создание внутреннего рынка ЕС не должно увязываться с резким ростом трудовой миграции. Выравнивание межрегиональных различий в доходах и заработной плате должно в первую очередь осуществляться через потоки капитала и товаров и лишь затем через трудовую миграцию.

Добавить комментарий