Кабальный холоп

КАБАЛЬНЫЕ ХОЛОПЫ — кабальные люди, — одна из разновидностей холопов, возникшая около середины 15 века. Основой возникновения кабальных холопов было широкое распространение сделок «с серебром», которыми феодалы опутывали как своих крестьян, так и холопов. Обязательство должника отрабатывать проценты на взятую в долг сумму личным трудом в хозяйстве кредитора и создавало временную (до уплаты долга) холопскую зависимость. Юридическое положение кабальных холопов до конца 16 века регулировалось общехолопскими нормами и указами: они продавались, передавались по наследству, могли быть отданы в приданое и т. д. Дети кабальных холопов, родившиеся в период неволи, оставались кабальными людьми. Единственное отличие кабальных холопов от холопства других разрядов заключалось (до указа 1 февраля 1597 года) в возможности прекращения кабальной зависимости путем выплаты долга, что на практике означало переход по инициативе кабальных холопов от одного феодала к другому (который и предоставлял необходимую для уплаты долга сумму). Во 2-й половине 16 века право выплаты долга часто использовалось для покупки кабальных холопов, который не принимал участия в самой сделке купли-продажи. Эта специфика положения кабальных холопов соответствовала процессу усиления борьбы за рабочие руки внутри господствующего класса и вызвала настолько бурный рост кабальных холопов, что правительство вынуждено было ограничить источники пополнения кабальных холопов. Судебник 1550 года запрещал брать кабалу на полных, старинных и докладных холопов (ст. 78) и кабалить детей боярских до 15 лет (ст. 81). Существовали группы деловых и служилых кабальных холопов. Первые — дворовая челядь и страдники, обрабатывавшие господскую пашню; вторые — приказные люди или военные слуги феодалов, которые наделялись землей и вели свое хозяйство. Указ 1 февраля 1597 года ввел пожизненность службы кабальных холопов (до смерти господина), тем самым ликвидировав возможность прекращения службы путем выплаты долга. После смерти господина кабальный холоп и члены его семьи становились свободными без уплаты долга. Тем же указом 1597 года холоповладельцам разрешалось переводить добровольных холопов, прослуживших во дворе господина не менее полугода, в кабальных холопов. Бурно развивавшееся в 16 веке кабальное холопство стало преобладающим видом холопства в 17 веке. Соборное уложение 1649 года подтвердило принцип службы кабальных холопов по смерть господина, запретило прием в кабальные холопы «служилых людей», тягловых крестьян и лиц, уже состоявших в какой-либо крепости. Срок службы добровольного холопа без оформления служилой кабалы был сокращен до 3 месяцев. Широкое применение труда кабальных холопов в сельском хозяйстве в 17 веке постепенно приводило к фактическому слиянию экономического положения кабальных холопов и крепостных крестьян. Перевод кабальных холопов на пашню, наделение их землей и другими средствами производства, выполнение ими оброка и барщины стимулировалось тем, что холопы (в том числе и кабальные) до податной реформы 1679-1681 годов не несли государственных повинностей. Введение подворного обложения в 1679-1681 годы юридически оформило слияние холопов, ведших самостоятельное хозяйство, с крепостным крестьянством. Окончательное слияние всех разрядов холопства с крепостным крестьянством произошло в результате введения подушной подати Петром I.

В. Д. Назаров. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 6. ИНДРА — КАРАКАС. 1965.

Литература:

В период сословно-представительной монархии Московским правительством был предпринят ряд новых законодательных мер по ограничению источников холопства. Уже не имела всеобщего характера норма: «по робе и холоп». Женившийся на холопке служилый человек уже не разделял ее участи, а переводил жену в свое состояние. Источником холопства переставало быть преступление. Лицо, совершившее кражу, теперь отдавалось потерпевшему не «на продажу», а «головой до искупа» т. е. до возмещения ущерба работой. Для отработки долга, а не в собственность, как прежде, передавался кредитору несостоятельный должник. Так прекращает свое существование жестокий институт долгового рабства, сложившийся еще в догосударственном состоянии общества.

В XVII и даже в XVI веке плен уже не фигурировал в числе основных источников холопства. Пленники далеко не всегда становились холопами. Более того, указом 1556 года запрещалось распространение холопства на их детей.

Женщина, вышедшая замуж за холопа, по общему правилу, становилась холопкой, но существовали из него исключения. Покинувшая посад и вышедшая замуж за сельского холопа свободная жительница города могла быть возвращена вместе с мужем и детьми на ее прежнее место жительства. При этом вся семья получала свободу, включаясь, естественно, в тягло. Возмещение ущерба владельцу холопа не предусматривалось, тем самым он наказывался за то, что, удерживая у себя в качестве рабы жительницу посада, чинил вред государству, заинтересованному в росте городского населения.

Наряду с полным (обельным) шло на убыль и докладное холопство. В этот разряд бесправных людей, видимо, входили холопы по ключу и тиунству, чья личная зависимость скреплялась «докладной грамотой». Их холопство также было наследственным. Сокращение численности этой группы связано с отменой еще Судебником 1497 года холопства по городскому ключу и тиунству. Довольно распространенным явлением в XVII веке было освобождение хозяевами холопов по отпускным грамотам на свободу, что встречало одобрение со стороны правительства.

Но в XVI-XVII вв. значительное распространение получает связанное со снижением жизненного уровня населения кабальное холопство. Его источник — личный наем в услужение. В отличие от полного и докладного кабальное холопство было не наследственным, а пожизненным, т. е. прекращалось со смертью хозяина и самого кабального человека, не распространяясь на его детей. Но так же, как и другие категории холопов, кабальные люди не были объектом государственного налогообложения. С возрастанием их числа уменьшалось число налогоплательщиков. Поэтому государство запрещало кабалить посадских тяглых людей и крестьян. Царский Судебник 1550 года (ст. 78) запрещал давать на себя кабалы на суммы свыше 15 рублей. Законодательно ограждались от кабалы служилые люди, уже по другим, но опять-таки государственным соображениям, чтобы не чинилось вреда государевой службе. Статья 81 того же Судебника гласила: «А детей боярских служилых и их детей, которые не служивали, в холопи не принимать никому, опричь тех, которых государь от службы отставит». Сугубо государственный подход к этому вопросу вполне очевиден. Дети боярские и дворяне ценность для государства представляли исключительно только как военные слуги, к судьбе непригодных к ее несению оно проявляло полное безразличие.

Дворяне и дети боярские верстанные, записавшиеся в кабальную службу или женившиеся на крепостных, возвращались в служилое состояние, неверстанным (непригодным для службы) дозволялось остаться в холопстве. Если же кто из детей боярских, будучи вызволенным из холопства и определенным на службу, проявит полную неспособность к ее несению и явное нежелание служить (снова «затоскует по холопству»), то надлежало его возвратить в прежнее холопское состояние.

Поскольку интересы государства продолжали нарушаться, чинился урон служилому сословию, указом 1558 года было однозначно предписано уничтожить все служилые кабалы, выданные на себя детьми боярскими, не достигнувшими пятнадцатилетнего возраста. С этого возраста начиналась государева службу и к моменту его достижения окончательно определялась пригодность служилого контингента к ее несению.

Государство, проявляя первоочередную заботу о торжестве собственных интересов, неуклонно наращивало законодательные рычаги воздействия на процесс формирования кабальных отношений.

Важное место в ряду мер по законодательному определению и регламентации возникшего вне воли государства института кабального холопства принадлежит указу 1597 года. Этим актом введено обязательные юридическое оформление служилых кабал путем внесения соответствующей записи в холопьи крепостные книги. Личное услужение, длившееся более полугода, указом было определено как кабальное холопство, носившее пожизненный характер. Проживание в услужении без соответствующего оформления не порождало кабальной зависимости. Собственно, и до выхода указа 1597 г. принятие в услужение без «крепости» влекло для нанимателя вольных людей невыгодные последствия, оставление без защиты закона. С 1555 года действовало законоположение, лишавшее таких нанимателей права обращаться в суд в случае обвинения ими находившихся в услужении людей в краже хозяйского имущества. Дело в том, что хозяева часто прибегали к такого рода обвинениям в целях возвращения их покинувших вольных слуг, требуя «выдачи головой до искупа». Но государство, уразумев подлинную подоплеку этих требований, издало указ «О недаче суда за кражу хозяйского имущества на тех людей, которые жили добровольно без крепости». Основная мысль законоположения сводится к следующему: там, где служебные отношения строятся на полном доверии, подобно отношениям членов семьи, обвинения в краже неуместны.

Соборное Уложение распространило освобождение от холопства на холопов, совершивших побег из любого, а не только из татарского плена (ст. 34 гл. XX). В соответствии со ст. 71 той же главы принявший христианство холоп некрещеного господина обретал свободу. Измена государю вела к прекращению холопского состояния людей изменника (ст. 33 гл. XX).

Добавить комментарий