Виды социального обеспечения военнослужащих

Общие понятия

Военнослужащие относятся к отдельной социальной группе в обществе. Они, выполняя свою основную функцию – защищая государство, подвергают свою жизнь и здоровье опасности в большей степени, нежели рядовые граждане государства. Данный фактор влечет за собой обязанность государства гарантировать достойное социальное обеспечение и социальную защиту, которая будет соответствовать статусу военнослужащих.

Социальное обеспечение военнослужащих считается особой отраслью военного права. В основе регулирования прав военнослужащих лежат такие законодательные акты РФ, как Законы «О воинской службе и обязанности» и «О статусе военнослужащих».

Особенности социальной защиты военнослужащих

Государство обязуется осуществлять особую социальную защиту военнослужащих, как в момент службы, так и после отставки или увольнения. Финансирование производится исключительно из федерального бюджета. Средства Пенсионного и других фондов РФ в данных мероприятиях не участвуют.

Военнослужащие, которые вышли в отставку, имеют право:

  1. На особые виды льгот, материальные пособия, выплаты по инвалидности и другие виды социального обеспечения, которые не предусмотрены для иных категорий граждан.
  2. На особый размер пенсионных выплат.

На основании вышеперечисленных прав отставных военнослужащих, можно утверждать об их особом статусе. В соответствии с внутренними законодательными актами РФ, военнослужащие, а вместе с ними их семьи относятся к отдельным субъектам социального обеспечения.

Виды социального обеспечения

Социальное обеспечение военнослужащих включает в себя несколько видов обеспечения:

  • денежное вознаграждение;
  • вещевое обеспечение;
  • продовольственное довольствие.

Сумма денежного вознаграждения напрямую зависит от ранга военнослужащего, срока службы, особых заслуг перед Отечеством и т.д. Суммарное денежное вознаграждение за месяц состоит из двух видов окладов, первый из них зависит от должности, а второй от звания. Соответственно, чем выше воинская должность и звание, тем выше размер надбавок к окладу. Подобная система денежных вознаграждений стимулирует военнослужащего к совершенствованию своей квалификации и воинских навыков.

Вещевое обеспечение военнослужащих подразделяется:

  • на текущее обеспечение;
  • на постоянное обеспечение;
  • на мобилизационное обеспечение.

К предметам вещевого обеспечения относят: одежду, постельные и хозяйственно-бытовые принадлежности, предметы военного и полевого снаряжения и другое.

Продовольственное довольствие военнослужащих осуществляется на основании Положения РФ «О продовольственном обеспечении в мирное время», включает в себя выдачу продуктовых пайков. Выдача пайков личному военному составу выдается на основании аттестата на продовольствие.

В последнее время часто применяется практика перевода продовольственных пайков в денежную форму.

Категории военнослужащих, которым могут получить денежный эквивалент продовольственного пайка:

  • служащие по контракту;
  • служащие по призыву.

Выдача пайков или денежных компенсаций производится на основании приказа по воинской части.

В соответствии с главным законодательным документом РФ – Конституцией, военнослужащие пользуются особыми льготами и правами. Установленное социальное обеспечение военнослужащих должно в полной мере компенсировать лишения, тяжелые физические нагрузки военных.

Понятие и особенности социальной защиты военнослужащих

Социальная защита — есть система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих представление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп.

Под системой социальной защиты в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

В самом общем виде социально-правовая защита представляет собой функционирующую систему нормативных правовых актов и органов государственной власти, обеспечивающих нормальное материально-бытовое, правовое и моральное положение военнослужащих и членов их семей в обществе. Само понятие «защита» подразумевает, во-первых, действия, направленные на охрану, ограждение от посягательств, враждебных действий, опасности, на предохранение и безопасность кого-либо и чего-либо (активная защита); во-вторых, это то, что защищает и служит обороне (пассивная защита).

Социально-правовая защита предполагает предотвращение от нарушений и восстановление прав, свобод, льгот, чести и достоинства военнослужащих, компенсацию им за ущерб, причиненный этими нарушениями. Она выступает как одно из средств, гарантирующих военнослужащим реализацию их правового статуса, как необходимое условие действенности социального обеспечения, предоставляемого государством своим защитникам. По своей сути социально-правовая защита представляет собой социально-правовой механизм разрешения противоречия между законодательно определенным статусом военнослужащих и реальным их положением в обществе, т.е. социальным статусом.

Уровень, достигнутый в решении данной задачи на конкретный момент времени, определяется как социальная защищенность, которая представляет собой понятие, отражающее степень реализации важнейших прав различных категорий военнослужащих, удовлетворения материальных и духовных потребностей и интересов личности, соответствие социального положения военнослужащих той роли, которую они действительно играют в жизни общества.

Одной из важнейших форм социально-правовой защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является система социального обеспечения.

Право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации. Оно является одним из основных социально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. В нашей стране каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Кроме того, в Российской Федерации поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Под социальным обеспечением следует понимать форму распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физиологических, социальных, интеллектуальных) лиц пожилого возраста, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, лиц, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, а также за счет средств федерального бюджета в случаях и на условиях, установленных законодательством.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях, к числу которых относятся:

а) экономическая функция — заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; в частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам;

б) политическая функция — способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения;

в) демографическая функция — призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны;

г) социально-реабилитационная функция — направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Неотъемлемой частью общей системы социального обеспечения граждан Российской Федерации является социальное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Необходимость и возможность рассмотрения социального обеспечения указанных категорий граждан в качестве относительно самостоятельной сферы общей системы права социального обеспечения обусловлены тем, что Вооруженные Силы Российской Федерации являются особой социальной системой, которая имеет ряд характерных черт. Вооруженные Силы Российской Федерации имеют особую организацию, структуру, способы решения стоящих перед ними задач. Присущие армии дисциплина, строгая централизация и соподчиненность людей, жесткая регламентация всех видов деятельности, наличие системы военного законодательства, внешняя атрибутика превращают ее в особый общественно-государственный институт, в «сложно организованный, структурно упорядоченный социальный объект, существование, функционирование и развитие которого отличаются постоянством, устойчивостью и целостностью».

Обязанности военной службы связаны с выполнением специфических задач обороны страны в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья военнослужащих, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов. Лица, избравшие своей профессиональной деятельностью военную службу, должны соответствовать ее медицинским и профессионально-психологическим требованиям, иметь необходимую физическую и профессиональную подготовку. Особый характер такой службы не только обусловливает предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод, но и предопределяет обязанность государства в силу Конституции Российской Федерации гарантировать им повышенную социальную защиту и социальное обеспечение.

Отличительными особенностями социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей являются:

Во-первых, нормы права социального обеспечения указанных категорий граждан содержатся главным образом в федеральном законодательстве — законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иные локальные акты в общем массиве военно-социального законодательства имеют весьма незначительный удельный вес и играют вспомогательную роль; Во-вторых, финансирование социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется главным образом за счет средств федерального бюджета. Средства внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации), играющие ключевую роль в социальном обеспечении населения России, в социальном обеспечении указанных категорий граждан практически не используются;

В-третьих, если социальное обеспечение населения осуществляется исключительно в целях смягчения социальных рисков и возмещения утраченного заработка и иных доходов вследствие безработицы, инвалидности, старости и т.п., то социальное обеспечение военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в значительной мере направлено на стимулирование добросовестной службы и на компенсацию законодательного ограничения ряда их общегражданских прав и свобод;

В-четвертых, социальное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей отличается повышенными по сравнению с другими категориями граждан размерами пенсий и пособий. Этим подчеркивается особый характер служебной деятельности военнослужащих, государственная значимость воинского труда;

В-пятых, социальное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей включает в себя ряд специфических видов пособий и компенсационных выплат, предназначенных только для указанных категорий граждан (например, ежемесячное пособие супругам военнослужащих, вынужденным не работать в связи с отсутствием возможности трудоустройства ввиду особенностей дислокации воинских частей; социальное пособие гражданам, уволенным с военной службы без приобретения права на пенсию за выслугу лет; компенсация за поднаем жилых помещений бесквартирным военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы др.).

Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Данная категория граждан, выполняя свои служебные обязанности, нередко ограничивается в правах, которые имеют другие. Например, военнослужащие, заключившие контракт, ограничиваются в праве свободы выбора места проживания и зачастую направляются в горячие точки вместе со своими семьями. Другое ограничение прав связано с запретом для военнослужащих заниматься определёнными видами коммерческой деятельности, а также ограничение их права на свободу перемещения.

Гарантированная социальная защищенность военнослужащих и членов их семей создает и обеспечивает престиж военной службы и, в конечном итоге, помогает решить вопросы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации профессиональными, хорошо подготовленными кадрами. От решения этой проблемы во многом зависит успех и судьба военной реформы, дальнейшее развитие Вооруженных Сил, их боеспособность и выполнение задач по защите Отечества.

Обеспечение социальной защищенности военнослужащих, в том числе пенсионное обеспечение, является многоплановой проблемой. Ее решение заключается в законодательном закреплении прав и льгот военнослужащих и создании четко функционирующего правового механизма их исполнения.

Отношение человека к выполнению своих служебных обязанностей в значительной степени определяется уровнем социальной и правовой защищенности. В армии, в силу специфики военной службы, последствия недостаточно эффективного решения этих вопросов проявляются особенно остро, воспринимаются людьми наиболее болезненно. Недостаточная социально-правовая защищенность крайне негативно отражается на морально-психологическом настрое военнослужащих, их отношении к выполнению служебных обязанностей. Это обстоятельство предъявляет повышенные требования к деятельности командиров (начальников), всех офицеров и прапорщиков, имеющих подчиненных, по обеспечению и охране прав вверенного им личного состава.

Разработка социальной политики в отношении военнослужащих и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

а) реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

б) совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

в) охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Реализации прав военнослужащих в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.

Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Контроль за исполнением законности в отношении военнослужащих осуществляется органами государственной власти, правоохранительными органами и органами военного управления. Надзор за исполнением законности осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

Одним из направлений социальной политики государства в отношении военнослужащих является их пенсионное обеспечение, порядок которого отличается от общепринятого рядом существенных моментов. Так, например, время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет. Другими словами, определённая категория военнослужащих имеет право на льготное исчисление стажа для назначения пенсии из расчёта 1 день службы за полтора, два или три дня. Нередко бывает ситуация, когда военнослужащий уже в 30 лет становится пенсионером по выслуге лет, дающих право на пенсию. Таким образом, военнослужащий получает возможность компенсировать ограничение его прав и реализовать себя как личность, получая при этом пенсионное обеспечение.

Обобщая вышесказанное можно сказать, что социальная защита военнослужащих — это государственная поддержка и защита отдельной категории граждан, выполняющих профессиональную служебную деятельность, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности страны. Их особый статус, права, гарантии и свободы определяются федеральными законами, приказами министра обороны, иными нормативно-правовыми документами, которые будут рассмотрены во втором параграфе данной главы.

Специфика социального обеспечения военнослужащих

Военнослужащие сегодня выступают в качестве отдельной социальной группы, которая выделяется в обществе. Они исполняют свою ключевую функцию, которая заключается в защите государства от нападений врага. При этом, они ежедневно на протяжении всей службы подвергают опасности свою жизнь и здоровье, что отличает их от остальных граждан государства. Это фактор ведет к тому, что государство обязано гарантировать военнослужащим достойное социальное обеспечение, страхование и, безусловно защиту, которая будет соответствовать их социальному статусу.

Социальное обеспечение военных – одна из отраслей военного права, которая сегодня выделяется в общей правовой системе. В основе регулирования и контроля прав военнослужащих лежат такие законодательные акты Российской Федерации, как:

  • Закон «О воинской службе и обязанности»;
  • Закон «О статусе военнослужащих».

Государство полностью берет на себя обязанность давать гарантии и осуществлять особую социальную защиту в отношении военнослужащих граждан. Причем, эта социальная защита будет осуществляться и в момент службы гражданина, и после его увольнения или отставки.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Социальное обеспечение военных 490 руб.
  • Реферат Социальное обеспечение военных 240 руб.
  • Контрольная работа Социальное обеспечение военных 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

Что касается финансовой составляющей, то финансирование этой сферы производится исключительно за счет федерального бюджета. Средства, которые выделяются со стороны Пенсионного Фонда или иных Фондов нашей страны, не принимают участия в социальном обеспечении военных.

Те военнослужащие, которые вышли в отставку и более не осуществляют свои непосредственные обязанности, имеют право на следующие формы социального обеспечения: во-первых, это особые льготные условия, а также материальные пособия и выплаты, в том числе по инвалидности. Сюда же относятся иные виды социального обеспечения, которые при этом не предназначены для других категорий граждан, которые оказались в особой жизненной ситуации. Во-вторых, военнослужащие, которые вышли в отставку, имеют право на особый размер пенсионных выплат, в которых будут учитываться все заслуги перед государством и отечеством.

Безусловно, учитывая все вышеперечисленные права, которыми обладают отставные военнослужащие, специалисты делают вывод об их особом статусе в современном обществе. Учитывая внутреннюю законодательную систему, а также акты, которые предусмотрены правительством Российской Федерации, военнослужащие и члены их семей являются отдельными субъектами социального обеспечения, поэтому в их отношении применяются особые меры по социальному обеспечению, страхованию и помощи. Конечно же, военнослужащие рискуют своей жизнью во время ведения службы, поэтому им необходимы особые гарантии и страховые основания для того, чтобы быть уверенными в том, что государство возьмет на себя ответственность за самого военного и его семью в случае возникновения непредвиденной ситуации.

Виды социального обеспечения военнослужащих граждан

Социальное обеспечение военнослужащих в некоторой степени специфично и осуществляется в соответствии с отдельными видами и формами. Сегодня оно включает в себя такие виды, как:

  1. Предусмотренные денежные и финансовые вознаграждения военнослужащих;
  2. Вещевое обеспечение как самих военнослужащих, так и членов их семей;
  3. Продовольственное довольствие как военных, так и членов их семей.

Сумма денежных выплат является прямо пропорциональной рангу военнослужащего, а также тому, сколько лет он посвятил себя обороне страны, каковы его заслуги перед государством и обществом. Говоря об объеме суммарного вознаграждения, следует отметить, что, как правило, оно состоит из двух окладов, первый зависит от занимаемой должности военнослужащего, а второй – от того звания, которое он носит. Соответственно, если военнослужащий занимает высокую должность, то размер надбавок и самих окладов будет значительно выше. Данная система вознаграждений в большей степени стимулирует военнослужащего к тому, чтобы совершенствовать свои воинские навыки, постоянно повышать собственную квалификацию.

Еще одна форма социального обеспечения военнослужащих – вещевое обеспечение. Оно также подразделяется на несколько основных видов. Во-первых, это текущее обеспечение, во-вторых – постоянное обеспечение. Третья форма вещевого обеспечения военнослужащих – мобилизационное обеспечение, которое военнослужащие получают в различных случаях, а также за особые заслуги перед Отечеством. Предметами вещевого обеспечения является одежда первой необходимости, постельные и гигиенические, хозяйственные и бытовые принадлежности. Также, поскольку военный несет службу зачастую в довольно экстремальных условиях, то он нуждается в обеспечении военным и полевым снаряжением, чтобы вести службу в соответствии со всеми требованиями и нормами государства.

В последнее время достаточно часто используется практика перевода продовольственных пайков военнослужащих в денежную форму. Те, кто может получать денежный эквивалент продовольственного пайка – это служащие, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с контрактом (то есть, контрактники) и служащие по призыву. Схема выдачи пайков или денежных компенсаций определяется приказом со стороны воинской части.

Также сегодня военнослужащие в нашей стране пользуются особыми льготами и правами, которые в некоторой степени делают их привилегированными категориями граждан. Тем не менее, государство акцентирует внимание на том, что от качества военной службы зависит уровень обороны нашей страны, а также разрешение наиболее острых конфликтов, которые возникают в современном и достаточно нестабильном мире. Поэтому сегодня эта категория граждан действительно обладает некоторыми преимуществами. Военная служба привлекает большое количество молодых людей, которые, вместе с тем, ощущают свою ответственность за страну и за своих близких, и получают за это некоторые социальные и финансовые дивиденды.

Добавить комментарий