Закон признаки

Органический закон, в некоторых странах именуется фундаментальный закон или конституционный закон — термин юриспруденции, возникший во Франции и существующий в основном в странах, испытавших влияние французской правовой системы. Органическим называется законодательство, регулирующее основы государственного строя. Собственно термин «органический закон» чаще всего применяется к законодательным актам, принимаемым по прямому предписанию конституции и либо равным конституции по юридической силе, либо находящимся между обычными законами и конституцией.

Как правило, порядок принятия органических законов и порядок внесения изменений в них отличаются от аналогичного порядка для обычных законов в сторону повышенных требований к голосованию. Такой порядок делает органические законы более стабильными и менее подверженными изменениям по сравнению с обычными законами.

Органические законы США

Органические законы США включены в Кодекс США. Указанные законы включают следующие:

  • Декларация независимости США,
  • Статьи Конфедерации и вечного союза,
  • en:Northwest Ordinance — Северо-западный ордонанс
  • Конституция США.

Все перечисленные документы в совокупности образуют первую часть Кодекса США, где описываются основы государственного устройства Соединённых штатов Америки.

Органические законы во Франции

Согласно действующей Конституции Франции, «органические законы» — это краткий фиксированный перечень законов, существование которых предусмотрено в самом тексте Конституции. Указанные специальные уставы определены рамками конституционных положений, в особенности в связи с преамбулой, касающейся соблюдения прав личности, и наряду с Конституцией имеют конституционную силу, то есть имеют приоритет перед обычными законами и постановлениями, хотя они принимаются, как и обычные законы, не на референдуме, а Парламентом Франции, с тем отличием, что на принятие органического закона требуется согласие Конституционного совета Франции.

Данный механизм обеспечивает Французской конституции необходимую гибкость. Такие положения, как процесс принятия бюджета и социальное страхование, отнесены к сфере органических законов, и для их изменения нет необходимости в той же сложной процедуре, что требуется для изменения Конституции.

Важной категорией органических законов являются законы о бюджетной системе.

Органические законы в России

Основная статья: Федеральный конституционный закон России

Законодательство России не использует термин «органический закон», вместо него используются термин конституционное право, охватывающий Конституцию России и федеральные конституционные законы. Действующая Конституция России предусматривает существование больше десяти конституционных законов. Законы о бюджете в России не относятся к категории конституционных.

Для принятия федерального конституционного закона требуется одобрение не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. В отличие от обыкновенных законов, Президент России не может налагать вето на принятый федеральный конституционный закон.

Органические законы в Грузии

Конституция Грузии предписывает принятие органических законов об устройстве и порядке работы парламента страны, о государственной символике, о гражданстве, о политических партиях, о полномочиях и порядке работы органов местного самоуправления, и по некоторым другим вопросам. Важным органическим законом Грузии, прямо не предусмотренным конституцией, является Акт об экономической свободе, принятый во время реформ Саакашвили — Бендукидзе.

Проект органического закона Грузии считается принятым, если он поддержан более чем половиной списочного состава парламента Грузии. Для сравнения — обычный закон Грузии считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих депутатов, но не менее чем одной трети полного состава парламента.

Латинская Америка

Органические законы также предусмотрены законодательством ряда латиноамериканских стран (например, Перу).

См. также

  • Основной закон
  • Бюджетное законодательство
  • Государственное право
  • Административное право
  • Федеральный конституционный закон

Закон как ветер. Слабого он опрокидывает, а сильному дает возможность скользить по волнам жизни. Но многие, в силу стереотипов, не хотят этого признать. Для них закон — правило жизни. Причем данное внутреннее убеждение не мешает другому внутреннему убеждению игнорировать обязательность закона: «Да, закон это правило жизни, но из правил всегда есть исключения, это как раз тот случай, а я тот самый человек».

«Тоталитарное прошлое» оставило свой отпечаток на наших душах. Что изменилось с тех пор? Ничего, те же педагоги учат нас тому же – ходить строем и подчинятся, уступать и «быть хорошими». Этот шаблон с детства вбивают в граждан. Ну а потом удивляются – где российское гражданское общество? Где частная инициатива – двигатель прогресса? Откуда серая масса пассивных людей?

Все знают о правовом нигилизме, свойственном россиянам. Почему для нас исполнять требования нормативного акт не является разумным и необходимым, как для основной части цивилизованных народов? В цивилизованных обществах законы пишут представители этого общества, у нас группа товарищей, далеких от бизнеса и жизни народа вообще. Теперь вы понимаете, почему эти законы не устраивают бизнес. Те, кто едет с мигалками, меньше всего озабочен правилами дорожного движения. Любой закон, это ограничение прав, по этому любая власть старается написать их как можно больше. Закон удавка на теле общества и гражданина, позволяющая властям управлять народом (сувереном). В цивилизованных обществах закон ограничивает сильных его членов, в пользу слабых – это называется социальная политика. В нашем — в пользу государства. Каждый чиновник мечтает о своем законе, который бы позволял ограничивать граждан и требовать от них всего что пожелается. С этим связан беспрецедентный уровень коррупции.

Когда мне задают вопрос — законно ли то, или иное действие, это у меня вызывает улыбку. Заботится о законности в стране, где в прошлом году на пешеходных переходах сбили 16.5 тыс. человек, или где из года в год делают плохие дороги, причем чем дальше тем хуже — как-то не разумно. Важнее позаботится о собственной безопасности.

Правовая безопасность для любого гражданина, в том числе предпринимателя, заключается в минимизации рисков возникновения неблагоприятных последствий. И, здесь, лучше уйти от формального подхода, например, когда юрисконсульта спрашивают, в чем цель его работы, он отвечает, что целью его работы является юридическое сопровождение организации и …. По факту целью работы любого юриста является как в популярном тосте: «что бы все у нас было, и ничего нам за это не было». Все иное от лукавого.

Я уже приводил примеры, когда законы не только не работали, но и вредили гражданам. По этому первое юридическое правило, которое должен знать любой человек – закон не норма поведения, закон это инструмент воздействия на оппонента. Для добропорядочности закон не нужен, для этого необходимо хорошее воспитание. Страшен не закон, страшна возможность, что кто-то воспользуется этим инструментом против тебя. Что делать в такой ситуации, как защитить себя. Участие юриста в данном процессе не всегда оправдано с экономической точки зрения. Не всякий юрист полезен, не всякий юрист – юрист. Как самому не попасть в безвыходную ситуацию. Этому я хочу посветить несколько записей на данном сайте. Общая схема этих записей еще не родилась, по этому буду только рад, если вы будете задавать интересующие вас вопросы, а я постараюсь на них ответить.

Внимание! Информация, содержащаяся на сайте, не может служить заменой консультации юриста. Перед совершением любых юридически значимых действий необходимо проконсультироваться со специалистом. Для получения юридической помощи позвоните по телефону +7(980) 72-52-001 или воспользуйтесь чатом. Я Вам отвечу. С уважением, Сергей Шарыгин.

Закон в системе источников конституционного права

Система действующих в национальной правовой системе законов отличается предметом регулирования, формой, юридической силой и др. Виды законов в Российской Федерации — по юридической силе, особенностям принятия различают: 1) Конституцию РФ; 2) законы РФ о поправках к федеральной Конституции; 3) федеральные конституционные законы; 4) федеральные законы; 5) законы, принимаемые представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральная Конституция закрепляет основополагающие принципы правового регулирования в Российской Федерации, является правовой основой текущего законодательства, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется без каких-либо изъятий (оговорок) на всей территории Российской Федерации. Законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Федеральными законами регулируются наиболее важные стороны общественной жизни, основные права, свободы и обязанности граждан, правовое положение партий и иных общественных объединений, федеральные налоги и сборы, принципы организации, формирования и деятельности органов государственной власти, уголовная и административная ответственность и др. Основания, порядок принятия законов о поправках к Конституции РФ определены главой 9 Конституции РФ. По сфере действия все законы в РФ подразделяются на законы РФ и законы субъектов РФ.

Федеральный конституционный закон. В зарубежной конституционной практике конституционным признается закон, который вносит изменения и дополнения в действующую конституцию страны. Однозначного понятия конституционного закона в конституционной практике нет. Общепризнанно, что по своему юридическому значению конституционным является закон, отличающийся особой «близостью» (юридическим родством) с конституцией страны либо заменяющий конституцию. В этом случае один или несколько конституционных законов есть то, что принято именовать юридической конституцией. Иногда поэтому (как это характерно для Австрии) конституция именуется федеральным конституционным законом. В иных случаях конституционными именуют законы, которые радикально изменяют основной закон страны, к примеру территориальное устройство государства, форму правления и т.д. Конституционный закон в этом случае признается составной частью конституции (так, конституционным законом 1968 г. ранее унитарная Чехословакия была преобразована в федеративное государство. Соответствующий конституционный закон стал составной частью Конституции ЧССР). Чаще же в зарубежной конституционной практике под конституционными законами принято понимать те законы, которые вносят изменения и дополнения в действующую конституцию страны, т.е. уточняют ее содержание. В РФ — конституционными являются законы, принятие которых прямо предусмотрено действующей Конституцией РФ.

Близким (но не тождественным) понятию конституционного закона выступает употребляемое в зарубежной конституционной практике понятие органического закона. Часто органическими считают те законы, которые «органически» вытекают из конституции, т.е. принятие таких законов либо предусмотрено конституцией, либо они конкретизируют положения конституции. Достаточно распространенным является понимание органического закона как акта, определяющего правовой статус органов государства или органов местного самоуправления.

В РФ конституционным является закон, дополняющий и развивающий действующую Конституцию РФ, принимаемый в особом порядке, по вопросам, специально указанным в Конституции, и обладающий наивысшей (после Конституции) юридической силой. К федеральным конституционным законам Конституция РФ относит законы, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ (ч. 1 ст. 108) и в порядке, который предусмотрен Конституцией. Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством голосов, т.е. не менее чем тремя четвертями от общего числа депутатов Совета Федерации и не менее чем двумя третями от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 1 ст. 108). Ввиду того, что федеральные конституционные законы приняты квалифицированным большинством, в отношении их не предусмотрена возможность возвращения на новое рассмотрение, т.е. Президент не вправе применить к ним право отлагательного вето. Юридическая сила федерального конституционного закона предусмотрена в ч. 3 ст. 76 Конституции, в которой говорится о том, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Федеральные конституционные законы принимаются по предметам ведения Российской Федерации (ч.1 ст. 76 Конституции РФ). В настоящее время действуют федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде» (1994 г.), «Об арбитражных судах в РФ» (1995 г.), «О референдуме» (1996 г.), «О судебной системе РФ» (1997 г.), «Об уполномоченном по правам человека» (1997 г.), «О Правительстве РФ» (1997 г.); «О Государственном гербе» (2000 г.), «О Государственном гимне» (2000 г.), «О Государственном флаге» (2000 г.), «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (2001 г.); «О чрезвычайном положении» (2001 г.); «О военном положении» (2002 г.).

Конституцией России предусмотрено принятие следующих федеральных конституционных законов: по вопросам федеративного устройства (ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 66); о полномочиях, порядке образования и деятельности Верховного Суда РФ (ч. 3 ст. 128); о пересмотре Конституции и Конституционном Собрании (ч. 2 ст. 135).

Федеральные законы как источники права. Это нормативные правовые акты высшей юридической силы, принятые исключительно законодательным (представительным) органом государственной власти РФ (Федеральным Собранием РФ) по предметам ведения Федерации и ее субъектов либо принятые непосредственно народом путем всероссийского референдума. Федеральные законы (обычные, или текущие) кроме традиционной формы могут быть приняты в виде основных принципов регулирования (например, принятый в 1995 г. Федеральный закон «Об основных принципах регулирования местного самоуправления в РФ»), основ законодательства (к примеру, «Основы государственной службы в РФ» — Федеральный закон, принятый в 1995 г.), кодекса.

Основные принципы регулирования и основы законодательства — это законы, принимаемые по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Основы законодательства содержат принципы законодательного регулирования соответствующей сферы общественных отношений (в приведенном выше примере — сферы деятельности местного самоуправления), нормативные общие положения, которые в последующем подлежат конкретизации в нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Основы законодательства — это своего рода модельный закон, содержащий нормы как конкретного регулирования, так и модельные нормы, рекомендуемые к конкретизации в нормативных правовых актах субъектов Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации. К ним относят нормативные правовые акты высшей юридической силы, принятые представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъекта Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов либо непосредственно населением (избирателями), проживающим на территории субъекта РФ, путем референдума. К основным разновидностям законов субъектов РФ относятся: конституции республик; уставы краев, областей, городов федерального значения; текущие (обычные) законы, принимаемые по предметам ведения субъектов РФ.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» законом субъекта Российской Федерации: а) утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении; б) устанавливаются основы организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, определяется порядок деятельности органов местного самоуправления; г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ; д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания; е) устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта Российской Федерации, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов; ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе его долями (паями, акциями) в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм; з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ; и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума; к) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти РФ, а также выборов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ; л) устанавливается административно-территориальное устройство; м) утверждается схема управления субъектом РФ, определяется структура его высшего исполнительного органа государственной власти.

К источникам конституционного права относятся законы, содержащие конституционно-правовые нормы.
Система местного самоуправления. согласно Конституции РФ, не входит в систему государственной власти.

Незавершенность к настоящему времени процесса формирования на основе новой Конституции системы права России объясняет такуо особенность источников конституционного права, как включение в их число некоторых законов бывшего Союза ССР, действующих в той части.

Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли.
Источником данного института является сама Конституция, а также Федеральный закон «О порядке
Система конституционного законодательства определяется системой.

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права
  • Структура права
  • Частное и публичное право

Юридическая сила закона субъекта рф

Слово «закон» в специальной и популярной литературе, в бытовой речи зачастую обозначает общеобязательное правило, обеспеченное принудительной силой государства. В таком понимании закон отождествляется, по существу, с правом. Но в строгом юридическом смысле закон — это правовой акт, обладающий специфическими, только ему присущими признаками. Во-первых, закон — акт высших представительных органов Российской Федерации. Законы, принимаемые

представителями всего населения, в наибольшей степени выражают интересы народа (должны, по крайней мере, выражать), являются актами первичного характера, формулируя и закрепляя отправные начала для всей системы законодательства.

Во-вторых, законы регулируют наиболее важные общественные отношения. Посредством законов и прежде всего основного из них — конституции — закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, структура, функции государственной власти и управления и тд. Законами определяются формы и виды собственности, основы налоговой политики, предпринимательской деятельности, приватизации, образования и другие важные направления жизнедеятельности общества и государства. По мере стабилизации и развития общества роль закона в нашей жизни будет постепенно возрастать. В государстве, стремящемся быть правовым, наряду с общегосударственными, наиболее значимыми проблемами законом и только законом должны регулироваться все вопросы, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина.

В-третьих, законы — это акты, принятые в особом порядке и обладающие высшей юридической силой. Порядок принятия законов определяется конституцией и регламентами высших представительных органов власти.

Высшая юридическая сила законов выражается в том, что все иные нормативные правовые акты в государстве издаются на основе законов, в соответствии с ними и им противоречить не могут. Таким образом, закон — это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Законы, как и другие нормативно-правовые акты, представляют собой результат правотворчества. Но их разработка и принятие имеют свои особенности, обусловленные местом и ролью закона в правовой системе общества. Создается закон в процессе законотворчества — важнейшей составной части нормотворческой деятельности.

Законотворческий (законодательный) процесс включает в себя ряд последовательных стадий.

Законодательная инициатива — право определенных органов, негосударственных организаций и должностных лиц ставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение законодательного органа. В соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации право законодательной инициативы в органах законодательной власти России принадлежит народным депутатам, палатам высшего представительного органа, Президенту Российской Федерации, Конституционному Суду, Совету Министров — Правительству, представительным органам субъектов Российской Федерации и др.

Право законодательной инициативы предполагает обязанность законодательного органа рассмотреть в определенный срок предложение об издании закона или внесенный на его рассмотрение законопроект.

Готовят законопроекты различные органы и даже отдельные лица. Чаще всего в законотворческой практике применяется отраслевой, ведомственный принцип, в соответствии с которым проекты законодательных актов готовятся теми органами, профилю которых они соответствуют. Так, Министерство внутренних дел разработало проекты законов «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»; Министерство обороны — проект Закона «Об обороне»; Прокуратура — проект Закона «О прокуратуре Российской Федерации» и т.д. Такой порядок подготовки законопроектов далеко не безупречен, ибо здесь могут отчетливо просматриваться ведомственный интерес, кабинетное голосование вопросов, а иногда и некомпетентное вмешательство некоторых государственных .структур и должностных лиц. Закономерно поэтому, что превращение Верховного Совета в постоянно действующий законодательный орган привело к подготовке законопроектов в его комитетах и комиссиях, причем нередко на альтернативной основе. Однако полное отстранение министерств и ведомств, организаций от подготовки проектов законов, которые будут регулировать их деятельность, было бы тоже неправильным.

Обсуждение законопроекта. Оно происходит на сессии или заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, вынесшего законопроект на обсуждение. Принимающие участие в работе законодательного органа депутаты затем обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки.

Принятие закона. Оно происходит путем открытого голосования депутатов. Российский закон считается принятым, если в каждой из палат (если речь идет о раздельном голосовании — по палатам) за него проголосовало большинство членов палаты. Для принятия конституционного закона необходимо квалифицированное большинство — голоса не менее двух третей от общего числа народных депутатов высшего представительного органа. Иногда по законопроектам проводят поименное голосование.

Опубликование (промульгация) закона. Официальная публикация — необходимое условие вступления в силу всякого закона. Но «Декларация прав и свобод человека и гражданина» 1991 г. особо подчеркивает, что закон, предусматривающий наказание граждан или ограничение их прав, вступает в силу только после его опубликования в официальном порядке. Вошло это положение и в Конституцию РФ. Публикуются законы высших представительных органов России в «Ведомостях высших представительных органов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» и в «Российской газете» не позднее семидневного срока после их принятия . Закон о Президенте

Российской Федерации 1991 г. устанавливает четырнадцатидневный срок для подписания и обнародования российских законов с момента их принятия. Это положение противоречит предыдущему. Срок опубликования законов должен быть единым и не превышать семи дней со дня их принятия.

Принимаемые в Российской Федерации законы можно разделить на следующие виды.

По значимости и юридической силе — законы конституционные и текущие. Конституционные законы — это прежде всего сами конституции и законы, которыми вносятся изменения и дополнения в действующую Конституцию.

Принимаются такие законы высшими органами государственной власти не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов представительного органа. Все иные законы — текущие. Они считаются принятыми, если за них подано не менее половины голосов депутатов.

По органу, принимающему закон, в Российской Федерации различают законы федеральных представительных органов и законы представительных органов субъектов Российской Федерации.

По объему и объекту регулирования — общие и специальные законы. Общие законы посвящены целой сфере общественных отношений — Основы законодательства, кодексы. Специальные законы регулируют более узкие области общественных отношений (например, Закон РФ «О залоге» 1992 г., «Патентный закон Российской Федерации» 1992 г. и др.).

См.: ст.ст. 1, 2 Закона РСФСР «О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами», принятого Верховным Советом РСФСР 13 июля 1990 г. К сожалению, это принципиально важное положение Закона далеко не всегда выполняется. С момента принятия нормативно-правового акта до его опубликования проходят недели, а то и месяцы. Так, Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» был принят 27 декабря 1991 г., а опубликован в «Российской газете» лишь 10 марта 1992 г., Закон РФ «О государственной пошлине» был принят 9 декабря 1991 г., а опубликован там же 12 марта 1992 г., причем введен этот Закон в действие с 1 января 1992 г., т.е. почти на два с половиной месяца раньше, чем опубликован.

Виды подзаконных актов

Существуют различные виды подзаконных актов.

  • Основными из них являются Указы Президента Российской Федерации, которые обязательно должны быть исполнены на территории России, но не должны противоречить Конституции Российской Федерации и ее федеральным законам (на основании 90 статьи Конституции Российской Федерации); Они должны быть подготовлены в пределах полномочий президента и быть предусмотрены на основании конституционных и законодательных норм. Президентом в качестве главы государства принимаются акты, занимающие место сразу после законов.Важная роль отдается указам, и в подавляющем большинстве с их помощью главой государства реализуются его полномочия и элементы правового статуса. На сегодняшний день сфера регулирования, которую охватывают указы, достаточно широка. Издание нормативных указов обусловлено пробелами в праве. Определенные, немногочисленные указы, к примеру о введении военного или чрезвычайного положения, должны быть утверждены в лице Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Акты Президента РФ можно найти в качестве публикаций в официальных изданиях. Конституционный Суд Российской Федерации может проверить конституционность актов Президента. Ежегодные полсания Президента Российской Федерации Федеральном Собранию являются официальным документом и имеют большую политическую значимость, при этом в них не содержатся нормы права, на основании чего они не носят нормативный характер.
  • Нормативные акты, принятые муниципальными (негосударственными) органами. Данные акты могут приниматься в пределах компетенции данных структур и действовать на территории определенных районов, городов, сел и т.д.
  • На втором месте по значимости среди подзаконных актов находятся постановления Правительства Российской Федерации, которые обязательны к исполнению на территории РФ. Особенность актов Правительства заключается в том, что их могут принять исключительно на основании и во исполнение законов Российской Федерации. Данные постановления должны быть подписаны в лице Председателя Правительства Российской Федерации и опубликованы не позже, чем спустя 15 дней после того, как были приняты.
  • Локальные нормативные акты, которые являются нормативными предписаниями, принятыми на уровне конкретных предприятий, учреждений и организаций. Данные акты регулируют внутреннюю жизнь, например правила внутреннего трудового распорядка.
  • Решения, распоряжения, постановления местных органов гос. управления (областные главы администраций, губернаторы и т.д.).
  • Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти являются актам, которые принимаются на основании законов Российской Федерации, указов Президента, постановлений Правительства и регулируют общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данных исполнительных структур. Среди них можно обнаружить те, которые имеют общее значение и могут выходить за рамки определенных министерств и ведомств, распространяясь на широкий перечень субъектов. К примеру, акты, принятые Министерством финансов Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Центральным банком, Государственным таможенным комитетом, Федеральным надзором РФ оп ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службой лесного хозяйства РФ и другими.
  • Решения и постановления, принятые местными органами государственной власти, например областными представительными законодательными структурами – Саратовской областной Думой, Астраханским областным Представительным Собранием и другими.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 5

Формирование правового государства связано с повышением роли закона в государственной и общественной жизни. Отражая в концентрированном виде социальные интересы, закон выступает главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно1 способствует стабилизации устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов. Занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов.

Закон является главной разновидностью нормативно – правовых актов, а также основной категорией законодательной системы страны. Закон – это нормативно – правовой акт высшей2 юридической силы ( по отношению к иным нормативно – правовым актам), принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, регулирующий наиболее важные общественные отношения и являющийся ( наряду с Конституцией РФ) основным источником права.

Теория закона сформулировала следующие основные и важнейшие признаки закона.

1Малько А.В. Суменков С.Ю. Правовой иммунитет теоритические и практические аспекты. Журнал российского права 2002. С.473

2 Маврин, С. П., Филиппова, М. В. Хохлов, Е. Б. Трудовое право России: учебник. СПб., 2011.С.643.

Признаки закона:

1) принимается специально уполномоченными органами;

2) принимается при строгом соблюдении процессуального порядка;

3) регулирует наиболее значимые, важнейшие отношения;

4) общеобязательная трактовка, их отмены, общественные отношения;

5) стабилен;

6) обладает высшей юридической силой;

7) выражает волю и интересы народа;

Все эти признаки закона существуют не изолированно, а в единстве. Их нельзя разрывать. Они позволяют лучше понять природу и особенности закона, смысл законотворчества. Помогают избежать законодательных ошибок. Способствуют правильному толкованию и применению закона. Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество1 верховенства. Органами, уполномоченными принимать законы, являются:

— Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) – федеральные и федеральные конституционные законы России;

— законодательные (представительные) органы субъектов РФ- законы субъектов федерации;

Иные органы не обладают правомочиями принимать законы. Особый

процессуальный порядок принятия1 закона (включающий ряд последовательных стадий) указан в Конституции РФ, конституциях, уставах субъектов РФ и регламентах органов, в компетенцию которых входит принятие законов.

Наиболее значимыми общественными отношениями, регулируемыми законом (на уровне государства), являются:

— вопросы конституционного характера;

— порядок образования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— права, свободы и обязанности человека и гражданина;

— порядок создания и деятельности общественных организаций;

— ключевые вопросы в области экономики;

— вопросы обороны и безопасности;

— международные отношения;

— принятие и изменение бюджета;

— установление налогов.

Общеобязательность закона2 подразумевает, что его нормы должны исполнять (соблюдаться и т.д.) всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями, юридическими лицами без исключения.

1Муратова С. А. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 2011. С. 31.

2Мами К.А. Правовое государство социальный идеал и реальность. 2003. С.436.

Стабильность закона обеспечивается1 особым порядком принятия закона (изменения, отмены). Закон может быть изменен или отменен, минуя сложную юридическую процедуру, органом, принявшим его, в редких случаях и в силу большой общественной необходимости.

Высшая юридическая сила закона в том, что:

-он занимает главное (после Конституции РФ) место в иерархии нормативно правовых актов;

-положения данных2 актов должны соответствовать закону и не противоречить ему. народа в результате согласования различных социальных интересов. Закон представляет собой нормативное выражение воли.

1Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов М., Норма – инфра Москва. 2000. С. 448

2Пиголкин А. С. Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах. 2007. С. 623

Виды законов

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

— их юридической1 силе (Конституция РФ, федеральный закон, федеральный конституционный закон, закон субъектов Федерации);

— субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

— предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д.);

— сроку действия (постоянные законы и временные);

— характеру (текущие и чрезвычайные);

— сфера действия (общефедеральные и региональные);

— содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.д.);

— степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические – ГР РФ, УК РФ и т.д.);

— значимости содержащихся в них норм ( конституционные и обыкновенные);

— объем регулирования ( общие и специальные) и т.д.

Основными видами законов ( в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации являются:

1Пучков О.А. Теории государства и права: учебник для вузов М., Норма, 2006. С. 202.

— федеральные законы;

— законы субъектов федерации;

В свою очередь федеральные законы подразделяются на:

— федеральные конституционные законы (разновидность федеральных законов);

— федеральные законы;

Федеральный конституционный закон – закон, непосредственно регулирующий1 важнейшие конституционные институты государства, принимаемые для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ2. Среди них вопросы:

— о военном положении;

— о чрезвычайном положении;

— о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;

— об изменении статуса субъекта РФ;

— о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;

— о референдуме;

— о судебной системе;

— о судах основного звена;

1Панкратов В.О. дисциплинарной ответственности к дисциплинарному судопроизводству. 2004. С.295.

2Певцова Е.А. Правовое образование в России. Формирование правовой культуры современного общества. М., АПКиПРО, 2002. С. 472.

— о Конституционном Суде РФ;

— о Верховном Суде РФ;

— о Высшем арбитражном суде РФ;

— о Конституционном собрании РФ;

Точно определено иерархическое место федерального конституционного закона ему не могут противоречить федеральные законы (п. 3 ст. 76 Конституции Российской Федерации. Специфичен порядок принятия федерального конституционного закона. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 2/4 от общего числа членов Совета Федерации (134 и более) и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы ( 301 и более) Принятый федеральный конституционный закон в течении 14 дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президента РФ не имеет. Федеральный1 конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федерального конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное Положение между нормами федерального закона и конституционными нормами. Федеральный закон – закон, принимаемый Федеральным Собранием от имени Российской Федерации по предметам ее ведения. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50 % + 1 голос от общего числа депутатов Государственной Думы ( то есть 226 и более депутатов ); а так же

1Певцов Е.А. Теория и методика обучения праву. М., Владос. 2003. С.375.

50%+1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписывает федеральный закон.

Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют:

— Государственной Думой не ограничены;

— Советом Федерации – 14 дней (в случае не рассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой в окончательном варианте проекта федерального закона в течении 14 дней со временем его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации) ;

— Президентом РФ – 14 дней;

Сроки передачи принятого Государственной Думой законопроекта в Совет Федерации и принятого1 Совета Федерации законопроекта на подпись Президенту РФ обязан рассматривать принятые Государственной Думой проекта федеральных законов по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы; войны и мира. В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думой проекта федерального закона (наложения вето Советом Федерации) данный2 законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное45 рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2федерального закона (наложения вето Советом

1Поляков А.В. общая теория права. 2001. С.445.

2Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права. М., Юридический вестник. 2003. С. 654.

Федерации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством ( свыше 2/3 голосов) от общего1 числа депутатов Государственной Думы (301 и более) преодоление вето Совета Федерации и передан на подпись Президенту РФ, минуя Совет Федерации. Президент РФ рассматривает в течении 14 дней проект федерального закона, принятого либо простым большинством ( 50%+1) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицированным большинством ( свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и обнародует его либо отклоняет ( налагает вето) Вето Президента РФ считается отклоненным, если и Государственная Дума, и Совет Федерации вновь примут данный законопроект квалифицированным большинством (2/3) от их общего числа то есть соответственно 301 голос и более и 119 голосов и более, после чего2 Президент РФ обязан подписать и обнародовать данный федеральным законом в течении 7 дней. Законы субъектов федерации принимаются законодательными ( представительными) органамисубъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а так же конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов Российской Федерации.

1Перевалова В.Д. Теория государства и права. М., Норма 2003. С. 374.

2Пешин, Н. Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М., 2011. С.41.

Структура закона

Закон как нормативно1 правовой акт высшей юридической силы имеет особую структуру, которую составляю следующие элементы ( которые иногда называются реквизитами) :

— наименование органами, принявшего закона;

— название закона;

— номер и дата принятия;

— преамбула;

— нормативно – правовое содержание закона;

— последствия несоблюдения закона;

— отмена законом иных нормативно – правовых актов ( правовых норм);

— опубликованные закона и вступление его в силу;

— подписание закона.

Закон (как и любой нормативно – правовой акт) должен содержать наименование принявшего его органа. От уровня государственного органа, в компетенцию которого входит принятие2 соответствующего закона, зависит его юридическая сила. Название закона должно указывать на круг общественных отношений, для урегулирования которых он принят ( то есть

1Пешин, Н. Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М., 2011. С. 41.

2Пчелинцева, Л. М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 2010. С.281.

на предмет правового регулирования). Необходимо стремиться к тому, чтобы название закона (позволяющее индивидуализировать его из массы других законов) отражало его содержание, звучало кратко и понятно. Номер закона и дата его принятия также помогают индивидуализировать его и занять определенное место в иерархии нормативно – правовых актов. При принятии федеральных законов1 Федеральным Собранием (Государственной Думой, Советом Федерации) соответствующей датой считается день окончательного принятия данного акта Государственной Думой. Датой принятия федерального конституционного закона считается день , когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Нормативно – правовое содержание является главным элементом закона. Содержание закона обычно делится на статьи, в которых содержатся нормы права. Статьи должны иметь нормы. В объемных законах могут выделяться разделы и главы. Преамбула обычно содержит мотивы принятия закона, его цели и задачи. Как правило, в самом законе содержится санкция, применяемая к нарушителям его норм. Преамбула обычно помещается в проектах наиболее важных законов. Нормативные предписания в нее не включаются.

Обязательным элементом закона должно2 быть указание об отмене действия иных нормативно – правовых актов данным законом. Обычно данное указание содержится в конце принятого закона (указываются реквизиты отмененных актов или их отдельные статьи).

1Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений М., Правоведение 2003. С.381.

2Рассолова М.М., Лучина В.О., Эбзеева Б.С. Теория государства и права М., 2004. С.567.

После принятия закона подлежит опубликованию и вступает в законную силу непосредственно после опубликования либо со дня, указанного в законе. Закон действует, когда он известен людям и реализуется ими осознанно. Вот почему важен1 конституционный принцип: Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (п.3 ст. 15 Конституции РФ). Его реализации посвящен федеральный Закон » О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Палат Федерального Собрания (принят Государственной Думой 25 мая 1994 г., одобрен Советом Федерации 1 июля 1994., подписан Президентом 14 июня 1994 г.) Последним элементом структуры закона обязательно должна являться подпись соответствующего должностного лица ( для федеральных законов – Президента РФ)

Основные законы :

Конституция – это единственный правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. Непосредственно к конституции примыкают конституционные (органические) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например. Федеральный конституционный закон от 12 июля 1994 г. № 1 – ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации) необходимость принятия конституционных законов прямо предусматривает

1 Вишняков В.Г. Конституция России и межгосударственные объединения /Журнал российского права.№11. 2003. С. 34

Конституцией РФ. Для них установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура принятия Федеральным Собранием. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ). К разновидности конституционных законов можно отнести нормативные акты о принятии поправок к главе 3-8 Конституции РФ.

Обыкновенные законы.

Представляют собой акты действующего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической социальной жизни общества. Они издаются в строгом соответствии с предписаниями Конституции РФ, конкретизируя ее положения и по своей внутренней структуре делятся на:

— текущие;

— кодифицированные.

Типичным примером текущего законодательного акта является закон о бюджете, который1 действует только в течение определенного года. Текущие законы могут регулировать какой – либо отдельный вопрос отрасли права. Так, Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. «О федеральной фельдъегерской связи» регламентирует довольно специфический вид общественных отношений в сфере административного права.

Важное значение имеет классификация законов отраслям права: законы о труде, уголовные, финансово – кредитные законы и т.д. различного рода кодексы, уставы, положения, основы представляют собой так называемые

1Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика. Журнал российского права. №8. 2006. С.325.

кодифицированные законы. Это единственный нормативный правовой акт, систематизирующий законодательство какой – либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной и т.д.) Кодекс является результатом сложной правотворческой деятельности, в ходе логически цельный, внутренне нормативный правовой акт. Структурно кодекс, как правило, содержит общую и особенную часть. В общей части закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса.

Например положения Общей части Уголовного кодекса (УК РФ) содержат принципы и задачи уголовного права, общие понятия уголовного права, которые конкретизируются в Особенной части. Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, которые аккумулируют основные положения той или иной законодательной отрасли, иные нормативные акты данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу. Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, выделяют материальные и процессуальные кодексы. Кроме отраслевых, в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные1 законы включают нормы административного, гражданского и иных отраслей права). В федеральном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов РФ. В России развитие Конституции РФ и федеральных законов Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, комитеты также издают нормативные правовые акты. Издаваемые Президентом РФ нормативные правовые акты – указы и распоряжения – принимаются но широкому кругу вопросов. Наибольшее значение имеют указы по важнейшим вопросам ________________________

1Гаврилов В.В. Развитие концепции правовой системы в отечественной доктрине права: общетеоретический и международно-правовой подходы. Журнал россий-ского права. №1. 2004. С.32

экономики, культуры, образования, обороноспособности страны. Указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в действие на всей территории РФ одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования в «Российской газете». В отдельных случаях может устанавливаться и иной порядок вступления указов Президента РФ в силу. Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам , указам Президента РФ. Как орган федеральной исполнительной власти Правительства РФ наделено широкими полномочиями в сфере финансовой и кредитной политики, образования, науки, культуры управления федеральной собственностью, охраны правопорядка, прав и свобод граждан. Выполняя возложенные на него задачи. Правительство РФ не может не принимать нормативные правовые акты в развитии федеральных законов. Все постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны1 к исполнению на всей территории РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, подлежат отмене Президентом РФ. Важную роль в системе подзаконных федеральных актов играют нормативные2 правовые акты федеральных министров. Такие акты, как правило, регулируют отношения внутри системы министерства и принимаются в соответствии и на основе Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также нормативных правовых актов Правительства РФ. Однако отдельные министерства обладают правом издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения с гражданами, а также с органами, учреждениями, предприятиями, не входящими в систему министерства. Например,

1Пучков О.А. Теории государства и права: учебник для вузов М., 2006г. С. 202.

Министерство образования и науки РФ издает нормативные правовые акты по вопросам аттестации школьников, организации учебного процесса. Такие акты являются обязательными как для работников образования учреждений, так и для других граждан. Чтобы исключить нарушения прав граждан, иных лиц, нормативные акты министерств и ведомств, имеющие общеобязательный характер, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ. В целях обеспечения развития единого правового пространства Российской Федерации Министерство юстиции РФ ведет Федеральный55 регистр нормативных правовых актов всех субъектов РФ, в который сегодня внесено уже более 200 тыс. правовых актов.

⇐ Предыдущая12345

Понятие «закона» одно из самых используемых в науке юриспруденции и нормативных правовых актах. Этот термин имеет длительную историю, и на протяжении своего существования он несколько изменил свое содержание. В научной литературе изучались примеры этого процесса . В области самых различных отраслей права делался упрек в адрес специалистов-теоретиков за недостаточное научное рвение в проработке этой дефиниции. Так, например, еще в 1948 году М.Д.Шаргородский высказался об актуальности теоретической разработки понятия закона. Он отмечал, что «общепризнанного понятия закона наша наука теории права еще не дает, а потому авторам, занимающимся исследованием отдельных отраслей права, приходится давать свои определения понятия закона».

Д.А. Керимов отмечает течение буржуазной мысли о разделении закона в формальном и материальном смыслах. «Эта разновидность буржуазных учений о законе считала, что к законодательству относятся все нормативные акты государственной власти, от каких бы органов эти правовые нормы не исходили. Все они однородны по своему содержанию, являясь абстрактными правилами, регулирующими человеческие отношения. Поскольку правовые нормы, как таковые, не создают непосредственно реальных отношений, а требуют для воплощения их в жизнь мотивированной ими деятельности, постольку последнего рода деятельность выражается в индивидуальных, конкретных актах государственной власти и именуется управлением. Таким образом, закон в материальном смысле есть нечто иное, как правовая норма.

Однако, несмотря на то, что материальная конструкция закона по мнению, например, Еллинека одна может дать разрешение вопроса о том, к какой категории актов по своему существу относится то или иное проявление государственного властвования, она вместе с тем не может дать исчерпывающей конструкции закона и нуждается поэтому в дополнении в виде формальной теории закона, так как на практике, говорит Еллинек, ни в одном государстве законодательная функция не концентрируется исключительно в руках законодателя. В связи с этим, Еллинек определяет закон в формальном смысле, как акт, который правительство или совсем не имеет права издавать, или не может издавать иначе как в согласии с определенным конституцией непосредственным органом».

Не актуальной для сегодняшнего для, но исключительно оригинальной и мудрой является мысль Трубецкого о наличии закона в обширном и тесном смысле.

«Законом в обширном смысле … должна быть признана всякая юридическая норма, установленная прямым велением того или другого авторитета.

… Под наше понятие закона в обширном смысле подойдут не только нормы, издаваемые официально признаваемыми учреждениями, обществами и союзами, но также и правила, издаваемые частными обществами, все равно легальными или нелегальными, и даже частными лицами».

Под законом в тесном смысле «следует понимать норму, установленную высшим в пределах каждой данной правовой организации правовым авторитетом… Авторитет всякого общественного союза возвышается над авторитетом лиц, входящих в его состав: среди самих общественных союзов следует различать подчиненные и самостоятельные, верховные… Законом в тесном смысле.. должна считаться правовая норма, установленная высшим авторитетом в этой лестнице, авторитетом верховным «.

Современная юриспруденция для определения законов и их видов использует понятие «юридическая сила». Против этого термина «авторитет» обладает более глубоким смыслом, характеризируя степень признания актов со стороны субъектов права, адресатов правовых предписаний.

Следует иметь в виду, что слово «закон» имеет не только специальный, но и общеупотребимый, обыденный смысл. К обыденному мы относим понятие закона в широком смысле, согласно которому законом являются » все нормативные правовые акты, любые установленные государством общеобязательные правила. В собственно юридическом смысле закон – нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (например, в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения».

В действительности, квалифицирующим признаком закона чаще всего называется его источник – народ или представительный орган демократии. Такой подход к рассматриваемой форме права сложился не так давно. Еще в начале 20 века отечественные юристы использовали слово закон для обозначения любого акта, исходящего от органов государственной власти, что подтверждается приведенными выше классификациями. Система нормативных правовых актов государства столь разнообразна, что в ней неизбежными оказались иерархические конструкции.

Монополия на создание законодательства не столь уже бесспорно принадлежит указанным субъектам. В истории нашего государства и в мировом опыте имелся и существует сегодня институт делегированного законодательства. Не останавливаясь на деталях этого феномена, приведем лишь один пример.

Все определения закона преследуют сходную цель – подчеркнуть особенность этого вида нормативного акта, выделить в этой системе, подчеркнуть его роль и значение. Источники этого особого статуса отыскиваются в разных плоскостях: процедуре возникновения, издающей силе, внутренне структуре, стиле, языке. И в каждой из этих плоскостей находятся специфические свойства закона.

Краткий обзор определений начнем с наиболее широких, абстрактных. Таковыми являются определения, пытающиеся подчеркнуть сущностное, предметное своеобразие закона, в том числе его типичность, обращенность к наиболее важным общественным отношениям. Приведем пример такого определения: «.. закон (статут) есть формальное постановление относительно какого-нибудь правила поведения, подлежащего в будущем соблюдению со стороны тех лиц, к которым оно обращено… В сравнительно редких случаях он стремится установить уже существующее право, но даже и тут весьма сомнительно, что творцы законов сами думали, что они устанавливают уже существующее право». Предложенный подход представляется нам необоснованным и противоречащим социологическому подходу к праву. Мы полагаем верным диаметрально противоположный подход: в закон должны попадать те правила, которые в отечественной практике уже сложились. Другое дело, что оболочка и детали содержания иные. Формой их чаще выступает обычай, а содержание отличается в виду своеобразия стиля выражения и существования обычных норм. Вспоминаются исключительно мудрые слова Ж.Ж. Руссо о законодателе:

Имеют место определения, сочетающие сущностные и процедурные особенности законов. Так, Иванов, отмечает, что закон – «это разновидность нормативного правового акта, принятого представительным органом государственной власти в особом порядке либо на референдуме, обладающего после Конституции высшей юридической силой по отношению ко всем иным видам нормативных правовых актов, регулирующий наиболее важные и стабильные общественные отношения и являющийся правовой основой для издания подзаконных нормативных правовых актов».

Краткостью отличается следующее определение: Закон — это основной правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом или принимаемым путем народного голосования для регулирования важнейших общественных отношений.

Мы полагаем, что законодатель не только должен понимать источник своих предписаний, но и сознательно стремиться воплотить в формальном праве идеальное.

Традиционным является подход к закону в связи с делением нормативных актов по юридической силе. При этом все остальные свойства этого акта используются только как условие или причина его высшей юридической силы. Приведем пример такого подхода: «Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по наиболее важным вопросам общественной жизни… Высшая юридическая сила законов имеет следующие проявления:

— все остальные правовые акты должны исходить из законов и соответствовать им, а в случаях противоречия законам действует последний;

— никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;

— законы не подлежат утверждению каким-либо другим органом после их принятия».

Мы полагаем, что для полноты характеристики этого акта следует более внимательно отношения его структура, язык, стиль, т.е. то, что с точки зрения законодательной техники должно внешне выделять закон. Действительно, закон имеет особенности структуры. Так, закон, как правило, имеет преамбулу, делится на главы, разделы, имеет сквозную нумерацию, делится на статьи, которые, в свою очередь, имеют другие элементы (части, пункты, абзацы).

У закона имеются специфические реквизиты и целый ряд других особенностей, способствующих внешней определенности этого акта. Было высказано мнение, что «законы должны регулировать наиболее значимые, существенные общественные отношения; они должны быть совершенными как по содержанию, так и по форме; если закон нормативно закрепляет справедливость, то есть носит правовой характер, то соблюдение его должно быть непререкаемым». Кроме того, изложенная концепция закона обращается к естественно-правовым истокам понятия закона. Мы их видим следующим образом. Все особенности закона должны служить основополагающей цели –повышению легитимности этого акта, который должен наиболее точно выражать интересы граждан государства. Не случайно в науке неоднократно предпринимались попытки установить, чью волю должны отражать законы страны.

Обобщая перечисленные подходы к определению законов, отметим их основополагающие свойства. К ним мы относим следующие:

а) представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов;

б) принимается законодательными (представительными) органами или принимается путем референдума — народного голосования;

в) регулирует наиболее важные, значимые и устойчивые общественные отношения, обеспечивает упорядоченное развитие всех сфер жизни общества;

г) обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов;

д) принимается в результате законодательного процесса в особом процессуальном порядке;

е) имеет специфическую структуру;

ж) содержит нормы права.

Перечисленные признаки важны для установления системы законов и их места в иерархии нормативных правовых актов. Наряду с перечисленными (назовем их формальными) признаками нельзя не назвать и других, которые мы хотели бы видеть у законов. Д.А.Керимов называет такие признаки: «закон непосредственно и прямо выражает волю всего советского народа, что обеспечивается как последовательно демократическим порядком выборов Верховного Совета на основе всеобщего, равного и прямого избирательного прав при тайном голосовании, так и на основе подлинно демократического построения Верховного Совета» и «носит творчески-инициативный, организационный характер». Последний признак мы хотим усилить прогностическим характером закона. Он должен не только верно отражать сложившиеся в обществе сложившиеся в обществе правила, но и направлять развитие общественных отношений на общественно-полезные цели. Закон может содержать не популярные, но объективно необходимые меры.

Судьба еще одного признака складывается в последнее десятилетие весьма неудачно. Еще 15 лет назад в числе признаков обязательно назывались стабильность, длительность действия. Сегодня этот признак из квалифицирующих перемещается в желательные, так как он реально утрачивается. Он перечеркнут законами-однодневками, теснится перманентными изменениями и дополнениями. Конечно, это не

Из 182 федеральных законов, принятых в 2001 году, 51 являются дополнениями и изменениями, 26 — изменениями и 20 — дополнения действующих актов. Таким образом, 97 закон – это несамостоятельные законы. Законы, принятые до 1995 года изменяются несравнимо реже, нежели более поздние акты. Так, например, в числе измененных и дополненных в 2001 году актов наиболее отличились 2000 и 1998 годы – 12 и 13 соответственно. Если брать персонально акты, то наиболее изменяемый документ – вторая часть Налогового кодекса (6 изменений за один год) и закон «О бюджете на 2001 год» (4 изменения).

Приведенная статистика достаточно негативно влияет на понимание длительности существования, устойчивости нормативных актов, но и не означает нашего намерения отказаться от данного признака вообще. Напротив, мы полагаем, что это один из основополагающих признаков, который позволяет закону выполнять роль фундамента правовой системы.


Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного акта. С. 9.

Шаргородский М.Д. Уголовный закон. М., 1948. С. 29.

Керимов Д.А. Источники советского социалистического права. канд. дисс. — Ленинград, 1950. С. 229.

См.: Еллинек Г. Общее учение о государстве. 1908 г. С. 449.

Керимов Д.А. Источники советского социалистического права. Канд. дисс. — Ленинград, 1950. С. 230

Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб.: Лань, 1999. С. 112.

Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб.: Лань, 1999. С. 113.

Российская юридическая энциклопедия. М., 1999. С. 988.

Дженкс Э. Английское право. М., 1947. С. 42.

Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного акта. Автореф. диссер. канд. юрид. наук. М., 2001. С. 9.

Добавить комментарий