Изменение срока обращения долговых обязательств государства называется

Управление государственным долгом – совокупность финансовых мероприятий государства и центрального банка, связанные с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии государственных займов и консолидациизаймов, а тж. размещению новых долговых обязательств. Рефинансирование, т.е. выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств, государство обычно использует при недостаточности средств централизованного денежного фонда (бюджета). Конверсия займа выражается в изменении размера доходности займа. Изменение доходности может заключаться как в снижении, так и в повышении процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. Государство правомочно сократить либо увеличить сроки обращения долговых обязательств. Функции государства по изменению сроков действия ранее выпущенных займов называются консолидацией. Мероприятия государства по унифицированию займов означают обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый. Аннулирование государственного внутреннего долга, т.е. полный отказ от долговых обязательств – это, как правило, крайняя мера по управлению внутренним долгом. Принятие такой меры обусловлено обычно сменой политической власти. Так, в 1918 г. правительством Советской России было принято решение аннулировать долги Российской Империи, в т.ч. и внутренние.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СОСТАВ И СТРУКТУРА

Управление государственным долгом это совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга. Цель управления госдолгом заключается в том, чтобы найти оптимальное соотношение между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Принципы управления государственным долгом:

1. Безусловности (обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий)

2.

Принцип единства учета (учет в процессе управления госдолгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федорганами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.)

3. Единство долговой политики (обеспечение единого подхода в политике управления госдолга со стороны фед центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям)

4. Принцип согласованности (согласование интересов кредиторов и заемщика, в лице государства)

5. Снижение рисков (выполнение всех необходимых действий позволяющих уменьшить риск как кредитора так и инвестора)

6. Оптимальности (создание такой структуры гос займов, при которой выполнение обязательств по ним было бы сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало бы наименьшее отрицательное влияние на экономику страны)

7. Принцип гласности (предоставление достоверной и своевременной информации о параметрах займов всем заинтересованным пользователям)

В широком понимании управление госдолгом предполагает:

1. Формирование политики в отношении госдолга.

2. Определение основных показателей и предельных значений гос задолженности.

3. Установление основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели.

4. Выделение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов.

Методы, обеспечивающие управление госдолгом:

1. Метод рефинансирования — погашение части госдолга за счет вновь привлеченных средств.

2. Конверсия — изменение доходности займа.

3. Консолидация — превращение части имеющийся задолженности в новую с более длительным сроком погашения.

4. Новация — соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора.

5. Унификация — решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов.

6. Метод отсрочки — консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам.

7. Метод дефолта — отказ государства от выплаты государственного долга.

В управлении госдолгом должны быть учтены следующие параметры:

1. Общий объем госдолга РФ.

2. Соотношение расходов на обслуживание госдолга и доходов госбюджета.

Для управления госдолгом необходимо усиливать госвлияние и контроль за госдолгом и стремиться к снижению зависимости госбюджета от складывающейся с заимствованиями ситуаций.

Кроме того, при управлении госдолгом необходимо разграничивать полномочия различных органов госвласти, управляющих госдолгом, и разработать порядок их взаимодействия.


Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 717; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:



Под управлением государственным долгомпонимается вся совокупность действий государства (в лице его уполномоченных органов) по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга, которые могут осуществляться как на стратегическом, так и на тактическом уровне.

Управление государственным долгом на стратегическом уровнепредполагает:

■формирование политики в отношении государственного долга;

■установление основных показателей и предельных значений государственной задолженности;

■определение основных направлений воздействия на микро-и макроэкономические показатели;

■обоснование приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.

Управление государственным долгом на тактическом уровне (текущее управление) подразумевает определение:

¾ условий выпуска,

¾ условий обращения,

¾ условий погашения государственных долговых ценных бумаг.

Все полномочия по управлению государственным долгом страны юридически возлагаются на высший орган исполнительной власти (Правительство). Однако, как правило, та их часть, которая связана с решением тактических задач, затем делегируется финансовому органу (Минфину). В результате на практике основной функцией Правительства является утверждение стратегических направлений долговой политики.

В соответствии с БК РФ (Ст. 101) в Российской Федерации:

1. Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ.

2.

Государственное долговое обязательство

Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ либо финансовым органом субъекта РФ в соответствии с законом субъекта РФ.

3. Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

В ст. 165 БК РФ перечисляются бюджетные Полномочия Минфина РФ, в том числе — полномочия по управлению государственным долгом РФ:

■разработка по поручению Правительства РФ программы государственных внутренних заимствований РФ, условий выпуска и размещения государственных займов РФ, эмиссия государственных ценных бумаг РФ, проведение государственной регистрации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;

■осуществление по решению Правительства РФ сотрудничества с международными финансовыми организациями;

■разработка по поручению Правительства РФ программы государственных внешних заимствований РФ и осуществление государственных внутренних и внешних заимствований,

разработка программы государственных гарантий РФ в иностранной валюте и программы государственных гарантий РФ в валюте Российской Федерации;

■представление РФ в договорах о предоставлении государственных гарантий РФ;

■представление Правительства Российской Федерации на переговорах о предоставлении государственных гарантий РФ и предоставление от имени Российской Федерации государственных гарантий РФ;

■ведение Государственной долговой книги РФ (В Государственную долговую книгу РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) РФ, о дате возникновения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация);

■учет представляемой органами, ведущими государственные долговые книги субъектов РФ, информации о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих государственных долговых книгах субъектов РФ и муниципальных долговых книгах муниципальных образований;

■управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации на основании полномочий, предоставленных Правительством РФ;

■осуществление проверки финансового состояния принципала и ликвидности (надежности) предоставляемого обеспечения исполнения обязательств принципала, которые могут возникнуть в будущем в связи с предъявлением гарантом, исполнившим в полном объеме или в какой-либо части обязательства по гарантии, регрессных требований к принципалу;

■установление порядка размещения, обращения, обслуживания, выкупа, обмена и погашения государственных займов РФ, если иное не установлено Правительством РФ.

Реализацию перечисленных полномочий осуществляет сформированный в составе Минфина РФ — Департамент государственного долга и государственных финансовых активов.

Управление государственным долгом является целенаправленной деятельностью. В самом обобщенном виде его целью является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Однако каждое государство конкретизирует данную цель исходя из приоритетов национальной финансовой политики.

Принципы управления государственным долгом:

принцип безусловности — обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

единства учета — учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

единства долговой политики — обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам РФ и муниципальным образованиям;

согласованности — обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

снижения рисков — выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

оптимальности — создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

гласности — предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Основные подходыпри управлении государственным долгом.

1.Административный подход, когдавсе операции с долговыми обязательствами государства осуществляются на основании прямых директив уполномоченных органов государственной власти и управления. Как правило, в этом случае оценка экономической эффективности и результативности действий по управлению государственным долгом не производится.

2.Финансовый подходбазируется, в первую очередь, на анализе финансовых показателей и нацелен на получение максимально возможного эффекта от привлекаемых займов при минимизации связанных с ними издержек.

Методы управления государственным долгом:

рефинансирование— погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;

конверсия— изменение условий государственных займов в интересах должника, состоящее: в понижении процента, новом способе погашения долга, переносе срока погашения, изменении валюты займа;

консолидация— превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Консолидация задолженности, как правило, предполагает изменение сроков обращения выпущенных займов путем перевода текущих обязательств и краткосрочных займов в долгосрочные. Обычно консолидация носит принудительный характер и осуществляется путем добавления процентных купонов к облигациям старых займов, срок действия которых продлевается, или путем замены облигаций старых займов на облигации нового займа. Часто консолидацию займов объединяют с конверсией;

реструктуризация – пересмотр первоначального графика погашения и обслуживания государственного долга. В соответствии с новым графиком должнику предоставляется льготный период, в течение которого уплачиваются только проценты, и увеличивается срок погашения суммы основного долга. (Реструктуризация задолженности может сопровождаться списанием части суммы основного долга и (или) консолидацией). Используется преимущественно в период долгового кризиса.

В БК РФ (ст. 105. Реструктуризация долга)

1. Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

2. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга;

новация— соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;

унификация— решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

отсрочка— консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам в ранее установленные сроки;

дефолт— отказ государства от уплаты государственного долга.


⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 212 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

Управление государственным долгом

Возникновение и рост государственного долга вызвали к жизни необходимость управления им. Управление государственным долгом—это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.
Конверсия государственных займов предполагает изменение первоначальных их условий (процента, срока и других условий погашения). Различают несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец облигации имеет право выбора: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить облигацию. При принудительной конверсии владелец облигации обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий займа. Конверсия, как правило, осуществляется при избытке ссудного капитала и снижении процентной ставки.
Консолидация государственного долга происходит путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем объединения (унификации) ранее выпущенных средне- и краткосрочных займов в один долгосрочный заем. Таким образом, формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов.

Процесс погашения старой государственной задолженности путем выпуска новых займов называется рефинансированием.

Поэтому можно сказать, что консолидированный государственный долг есть результат рефинансирования. Однако результатом далеко не любого рефинансирования является консолидированный долг, так как под последним понимается такое рефинансирование, которое ведет к долгосрочной задолженности.

56. Управление государственным долгом

Управление государственным долгом включает также следующие меры:

— эффективное использование средств заимствования;

— поиск средств для выплаты долга;

— нейтрализация негативных последствий государственного долга.

Эффективное использование средств заимствования предполагает направление их в проектах, позволяющих за отведенный срок получить доход, превышающий не только сумму долга, но и выплат по нему процента. Величина процента становится минимальным критерием эффективности использования заемных средств. Их доходность должна превышать эту величину. В таком случае государство не только выплатит процент, но и получит дополнительный доход. Невыполнение данного условия создает проблемы поиска средств из других источников для выплаты долга. Задержка выплаты долга чревата нарастанием убытков, связанных с увеличением процентных ставок в качестве штрафных санкций. Обременительность государственного долга и навязывание условий при его формировании приводят к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика находит выражение прежде всего в изменениях в доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности национальной экономики.

Методы управления государственным долгом:

1) реструктуризация – погашение долговых обязательств, равное одновременному заимствованию в том же объеме других долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания государственного долга (выплата процентов, сумма долга, срок погашения);

2) получение технического кредита — предоставление кредитором нового кредита, используемого на погашение старой задолженности;

3) пролонгация кредитного договора — продление срока кредитного договора;

4) консолидация — объединение различных долговых обязательств и замена их иным долговым обязательством;

5) конвенция — сохранение уровня доходности долговых обязательств;

6) определение предельных размеров ежегодных заимствований.

 


Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 879;


Похожие статьи:

К государственному долгу РФ относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.

Структура государственного долга РФ представляет собой группировку долговых обязательств РФ по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.

Долговые обязательства РФ могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственным гарантиям Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

Существование государственного долга автоматически подразуме­вает наличие обязанности государства по управлению им.

Под управ­лением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Цель управления государственным долгом — нахождение оптималь­ного соотношения между потребностями государства в дополнитель­ных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслужи­ванию и погашению.

В основу управления государственным долгом положены следую­щие принципы:

безусловность — обеспечение точного и своевременного выпол­нения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

единство учета — учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными орга­нами власти, органами власти субъектов федерации и органами мест­ного самоуправления;

единство долговой политики — обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федераль­ного центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

согласованность — обеспечение максимально возможной гармо­низации интересов кредиторов и государства-заемщика;

снижение рисков — выполнение всех необходимых действий, по­зволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

оптимальность — создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказыва­ло наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

гласность — предоставление достоверной, своевременной и пол­ной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Управление государственным долгом, как и всякое управление, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль. Однако эти функции управления могут быть конкретизи­рованы применительно к государственному долгу. Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и уз­ком смысле.

Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:

формирование политики в отношении государственного долга;

определение основных показателей и предельных значений го­сударственной задолженности;

определение основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

определение приоритетных направлений использования привле­ченных ресурсов и т.д.

Политика в отношении государственного долга и его верхний пре­дел определяются законодательными органами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.

Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг. Еще более узкая трактовка управле­ния государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине.

Правовое регулирование государственного и муниципального кредита

В зарубежной экономической литературе она получила на­звание «debt management». Объекты регулирования в рамках debt management:

структура сроков обращения различных долговых обязательств;

структура кредиторов (путем выпуска нерыночных, предназна­ченных для определенных групп кредиторов займов).

Управление государственным долгом осуществляется посредством следующих методов:

рефинансирование — погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;

конверсия — изменение доходности займа;

консолидация — превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использо­вание этого приема связано с желанием государства устранить опас­ность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

новация — соглашение между государством-заемщиком и креди­торами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;

унификация — решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

отсрочка — консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам;

дефолт — отказ государства от уплаты государственного долга.

13. Государственные ценные бумаги: понятие, цели выпуска, виды


⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 270 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

• Недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.

• Поиск средств для выплаты долга.

• Нейтрализация негативных последствий государственного долга.

• Эфективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.

В России использовалась особая финансовая политика, направленная на формирование бюджетного излишка (профицита). Профицит, построенный на сдерживании государственных расходов, сокращал совокупный спрос, что тормозило экономический рост. При растущей экономике от профицита можно отказаться, так как темпы роста обеспечат прирост налоговых поступлений, а значит, и источники погашения государственного долга.

 

Образец задания

B5.Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В 1993 г. Россия приняла на себя почти весь долг СССР. (2) По мнению экспертов, это был политический шаг. (3) Представляется, если бы Россия тогда объявила дефолт (отказалась от признания долга), то для нее был бы перекрыт доступ к мировому капиталу и никто не дал бы ей кредитов. (4) Россия нуждалась в иностранном капитале и поэтому подтвердила долг бывшего СССР.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

 

 

Ответ: АББА.

 

Тема 12. Денежно‑кредитная политика

 

Одним из важных факторов, который оказывает воздействие на состояние всей экономики, является предложение денег.

Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.

Существуют две концепции происхождения денег:

Рационалистическая концепция – происхождение денег – это итог соглашения между людьми, убедившимися в том, что для товарообмена необходимы специальные инструменты.

Эволюционная концепция – деньги появились в результате эволюционного процесса, который помимо воли людей привел к тому, что некоторые товары выделились из общей товарной массы и заняли особое место в товарообороте, играя роль всеобщего эквивалента.

Вся история возникновения денег служит обоснованием эволюционной концепции. Современная же практика подтверждает рационалистическую концепцию денег.

Постепенно роль всеобщего эквивалента закрепилась за золотом, чему способствовали его свойства:

делимость – способность делиться на части;

узнаваемость – легко узнаваемы, тяжелы в подделке;

портативность – малы, легки, удобны;

износостойкость – имеют продолжительность жизни;

стабильность – более или менее одинаковая стоимость денег сегодня и завтра;

однородность – равные количества денег имеют равную стоимость.

Сущность денег раскрывается через их функции.

 

 

Современные западные экономисты, как правило, выделяют три функции денег: меру стоимости, средство обращения и средство накопления.

По их мнению, функции средства обращения и средства платежа – одно и то же. Мировые деньги не выделяются в отдельную функцию, так как на мировом рынке деньги могут выполнять любую функцию.

На основе функций денег сформулирован закон денежного обращения, устанавливающий зависимость количества денег в обращении от суммы цен товаров, проданных за наличные и в кредит, взаимополагающихся платежей и скорости обращения денег. Сегодня это количество определяется по формуле:

 

 

где М – находящаяся в обращении денежная масса (количество денег); Р – средний уровень цен; Q– реальный объем валового национального продукта (ВНП); V– средняя скорость обращения одной денежной единицы.

 

 

Бумажные деньги – это денежные знаки, не имеющие стоимости и заменяющие полноценные золотые деньги в функции средства обращения.

Монета – это слиток металла особой формы и пробы.

Кредитные деньги – это долговые обязательства, появление которых связано с развитием кредитных отношений.

Чек – письменное распоряжение лица, имеющего текущий счет, о выплате банком денежной суммы или ее перечислении на другой счет.

Вексель – письменное долговое обязательство, в котором указана величина денежной суммы и сроки ее уплаты должником. Он находится в обороте в качестве денег.

Банкноты – банковские билеты – денежные знаки, выпускаемые в обращение центральными эмиссионными банками. От бумажных денег банкноты отличаются тем, что имеют двойное обеспечение – кредитное (коммерческим векселем) и металлическое (золотым запасом банка); выпускаются не государством, а центральным эмиссионным банком; выполняют функцию средства платежа.

Происходит замена банкнот, векселей, чеков кредитными карточками, которые осуществляют функцию денег как средства платежа.

Электронные деньги – это система безналичных расчетов, производимых посредством использования электронной техники, охватывающая банки, предприятия розничной торговли, бытовых услуг и т.

Управление государственным долгом

д. Появились смарт‑карточки, которые представляют собой электронную чековую книжку.

С возникновением и распространением бумажных, кредитных и электронных денег все более остро встает проблема инфляции.

Инфляция (от лат. inflatio – вздутие) – обесценивание бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их качества.

Основные источники инфляции: повышение номинальной заработной платы, например, под давлением профсоюзов, когда ее увеличение не обусловлено повышением производительности труда; увеличение цен на сырье и энергию вследствие чего нарушается механизм предложения; увеличение налогов.

Различают два типа инфляции.

Инфляция спроса – равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса. Возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыточный совокупный спрос, который толкает цены вверх.

Инфляция предложения (издержек) – увеличение издержек производства (вследствие роста заработной платы и за счет роста цен на сырье и энергию) вызывает рост цен на товары и услуги. Инфляция ведет к замедлению экономического роста. Нулевые темпы развития экономики свидетельствуют о стагнации (от лат. stagnum – стоячая вода). Если застой сопровождается инфляцией, такое состояние экономики называют стагфляцией.

В реальности сложно разделить два типа инфляции, но если во втором случае заложен механизм самоизлечения, поскольку снижение предложения ведет к сокращению производства и занятости, т. е. к спаду и дальнейшему сокращению расходов и постепенному выползанию из кризиса, то в случае с инфляцией спроса необходимо вмешательство государства.

 

 

⇐ Предыдущая66676869707172737475Следующая ⇒


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?;




Добавить комментарий