Монетаризм в экономике

.

Монетаризм

Монетаризм (англ. monetarism) — макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Несмотря на то, что основоположником монетаризма является М. Фридман.

Сущность монетаризма

В центре внимания представителей этой школы находится проблема связей между денежной массой и объемом производства. По их мнению, банки — ведущий инструмент регулирования экономических процессов. Вызываемые ими изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг. Следовательно, монетаризм — это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства.

Монетаризм возник еще в 50-х гг. ХХ в., однако роль монетаристской теории усилилась в последней четверти ХХ в., когда обнаружилось, что кейнсианские методы регулирования экономики дают сбои. Если у Кейнса в центре внимания была безработица, обеспечение занятости и экономического роста, то с середины 70-х гг. ситуация изменилась. Теперь на первый план выдвинулась задача регулирования инфляции. Быстрая инфляция вызвала расстройство экономики, падение объема производства и значительную безработицу. Возникла стагфляция, т.е. падение и застой производства при одновременном росте инфляции. Началась переоценка методов регулирования и теоретических концепций. Среди экономистов стал популярен лозунг «назад к Смиту», что означало отказ от методов активного вмешательства и регулирования, поспешную разработку новой доктрины — монетаризма и «экономики предложения».

В науке стали говорить о «монетаристской контрреволюции», имея в виду восстание против «кейнсианской революции». В политике победил неоконсерватизм. Основоположником монетаризма является Милтон Фридмен (1912 год рождения). Его важнейшими трудами являются: «Количественная теория денег»,«Капитализм и свобода».

Исходные положения (постулаты) монетаризма следующие.

  1. Рыночная экономика обладает устойчивостью, саморегуляцией и стремлением к стабильности. Система рыночной конкуренции обеспечивает высокую стабильность. Цены выполняют роль главного инструмента, обеспечивающего корректировку в случае нарушения равновесия. Диспропорции появляются в результате внешнего вмешательства, ошибок государственного регулирования. Следовательно, монетаристы отвергли утверждение Кейнса о необходимости государственного вмешательства в экономику.
  2. Приоритетность денежных факторов. В моделях кейнсианства деньги выполняют чисто пассивную роль и либо не задействованы вовсе, либо общая масса их задана извне. Монетаристы полагают, что среди различных инструментов, воздействующих на экономику, предпочтение следует отдавать денежным инструментам. Именно они (а не административные, не налоговые, не ценовые методы) способны наилучшим образом обеспечить экономическую стабильность.
  3. Регулирование должно опираться не на текущие, а на долговременные задачи, поскольку последствия колебаний денежной массы сказываются на основных экономических параметрах не сразу, а с некоторым разрывом во времени.
  4. Необходимость изучения мотивов поведения людей. «Рынок есть взаимозаинтересованность, — говорит Фридмен. — Суть рынка в том, что люди собираются и достигают соглашения». Важны личная инициатива, активные действия людей. Изучив мотивы поведения людей, можно строить экономические прогнозы.

Теория монетаризма

Концепция Фридмена опирается на количественную теорию денег, хотя его интерпретация отличается от традиционной.

  • Во-первых, если раньше скорости обращения денег не придавалось особого значения, то монетаристы разрабатывают эту теорию специально.
  • Во-вторых, у неоклассиков спрос на деньги не учитывал скорость обращения денег, у монетаристов оба параметра были связаны функционально.
  • В-третьих, к спросу на деньги применяется обычная теория цен (равновесие спроса и предложения).

В кейнсианской теории деньгам отводится второстепенная роль. Деньги в ней вставлены в довольно длинный передаточный механизм: изменение в кредитной политике > изменение резервов коммерческих банков > изменение денежного предложения > изменение процентной ставки > изменение инвестиций > изменение номинального чистого национального продукта (ЧНП).

По мнению кейнсианцев, в этой цепи кредитно-денежная политика оказывается ненадежным средством стабилизации. Монетаристы, напротив, убеждены в высокой эффективности кредитно-денежной политики. Они предлагают отличную от кейнсианцев цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем экономической активности: изменение кредитной политики > изменение резервов коммерческих банков > изменение денежного предложения > изменение совокупного спроса > изменение номинального ЧНП.

Монетаристы подчеркивают, что богатство, которым обладают люди, существует в различных формах: в виде денег, ценных бумаг, недвижимости и т.д. Ценность одних видов богатства увеличивается, других — падает. Каждый стремится увеличить свое богатство и решает, в какой форме его целесообразнее хранить. Потребность в деньгах объясняется их высокой ликвидностью, но обладание деньгами как таковыми дохода не приносит.

Зачем в обществе нужны деньги? Они служат средством обращения благ, другой мотив — желание иметь резерв.

Сколько денег желают иметь люди? Фридмен говорит, что вопрос может быть поставлен иначе: «какую часть своих портфелей люди хотят сохранить в ликвидной форме, а не в других видах активов»? Очевидно, ту часть, которая необходима для обеспечения покупок (оплаты товаров) и для кассовых резервов (минимум).

Потребность в деньгах — это спрос на деньги. Он относительно стабилен.

Discovered

На него влияют три фактора: объем производства; абсолютный уровень цен; скорость обращения денег, зависящая от их привлекательности (уровня процентной ставки).

Предложение — то количество денег, которое находится в обращении. Оно довольно изменчиво, задается извне, а не определяется экономическими факторами, хотя они и оказывают влияние на принимаемые решения. Предложение денег регулируется центральным банком.

Спрос на деньги и предложение денег — исходные параметры, под влиянием которых складывается монетарное равновесие. Оно связано с процессами, протекающими на товарном рынке.

Взаимосвязь денежного и товарного рынков рассматривается монетаристами и кейнсианцами по-разному: Кейнс не очень ценил процентную ставку как фактор, воздействующий на совокупный спрос; монетаристы придают денежному фактору и процентной ставке существенное значение — спрос на товары и инвестиции они связывают с денежным потоком. Изменение количества денег и скорости обращения денег влияет на совокупный спрос. Больше объем денежной массы — выше спрос на товары. С увеличением денежной массы происходит рост цен, а это стимулирует производителей к расширению объема производства, увеличению выпуска продукции.

Таким образом, монетаристы исходят из того, что главная функция денег — служить финансовой основой и важнейшим стимулятором экономического развития. Увеличение денежной массы через систему банков воздействует на распределение ресурсов между отраслями, «помогает» техническому прогрессу, способствует поддержанию экономической активности.

Монетаристы тщательно проанализировали инфляцию. Они определяют ее как чисто денежное явление. Причина инфляции — избыток денежной массы: «много денег — мало товаров».

Инфляция связана с ожиданиями того, как сложатся дела в будущем. Монетаристы различают две разновидности инфляции: ожидаемая (нормальная) и непредвиденная (не соответствующая прогнозам). При ожидаемой инфляции достигается равновесие на товарном рынке: темп роста цен соответствует ожиданиям и расчетам людей. При непредвиденной инфляции возникают различные нарушения, увеличивается безработица. Делается вывод: необходимо перекрыть каналы, порождающие непредвиденную инфляцию. Нужно устранить дефицит государственного бюджета, ограничить давление профсоюзов, сократить государственные расходы.

По мнению монетаристов, регулирование процентных ставок с целью стабилизации инвестиций — ошибочная цель, так как может раздуть пожар инфляции и сделать экономику менее устойчивой. Монетаристы считают, что руководящие кредитно-денежные учреждения должны стабилизировать не процентную ставку, а темп роста денежного предложения.

Фридмен выводит правило, согласно которому денежное предложение должно расширяться ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп потенциального роста валового национального продукта, т.е. денежное предложение должно устойчиво возрастать на 3-5% в год. Это, по мнению монетаристов, устраняет главную причину нестабильности экономики — изменчивое и непредсказуемое воздействие антициклической кредитно-денежной политики.

Теоретические споры между монетаристами и кейнсианцами не разрешились окончательной победой одного направления над другим. Между ними нельзя проводить резкую грань. Обе теории построены применительно к рыночным условиям, хотя имеют разные подходы и рекомендации.

Поделиться

Добавить в закладки

Добавить комментарии

Монетаризм представляет собой одно из наиболее влиятельных течений в современной экономической науке, относящееся к неоклассическому направлению.

Он рассматривает явления хозяйственной жизни преимущественно под углом зрения процессов, протекающих в сфере денежного обращения. Лидер монетаристов Милтон Фридман (род. 1912) и его сторонники разработали монетарную теорию определения уровня национального дохода и теорию цикла.

За более чем три десятилетия существования монетаризм расширил свое влияние, претерпел определенные изменения. Он стал претендовать на роль универсальной общеэкономической доктрины, способной решить такие экономические проблемы, как эффективность экономического регулирования, роль государства в экономической жизни и т.п. Монетаризм широко пропагандируется его представителями как кредитно-денежная политика, специально направленная на контроль роста денежной массы.

В основе монетаризма лежит ряд теоретических и методологических предпосылок: количественная теория денег, теория относительной цены А. Маршала, теория рыночного равновесия Л. Вальраса, краткосрочный вариант концепции кривых Филипса, кейнсианские модели ИСТД (инвестиции – сбереженья – труд — деньги), неопозитивизм как основа методологии исследования экономических процессов.

В конце 60-х годов М. Фридман реформировал количественную теорию денег, основываясь на существующих разработках (трансакционном варианте и. Фишера, кембриджской версии наличных остатков, доходном варианте И.Фишере и К. Снайдера). Ее основная идея состоит в признании непосредственного влияния изменений денежной массы на уровень цен. По мнению Фридмана, «деньги имеют значение для динамики цен», и, что важно, «именно количество денег, а не процентные ставки, влияют на состояние денежного рынка или условия выдачи кредитов».

Монетаристский вариант количественной теории можно свести к следующим положениям:

1. количественная теория есть прежде всего теория спроса на деньги, она не является теорией производства, денежного дохода или уровня цен;

2. для экономических агентов и владельцев собственности деньги являются одним из видов активов, формой владения богатством;

3. анализ спроса на деньги со стороны экономических агентов формально идентичен анализу спроса на потребительские услуги.

Такая трактовка свидетельствует о том, что монетаристы не проводят различий между деньгами как капиталом и деньгами как таковыми. Капитал рассматривается как совокупность денежных активов.

В монетаристском варианте количественной теории денег важное место отводится ожидаемым изменениям уровня цен как фактора, действующего на размеры кассовых денежных резервов и других финансовых активов, находящихся в распоряжении экономических агентов.

Основываясь на собственном варианте количественной теории, монетаристы связывают ее с производством. Поскольку динамика денежной массы имеет у них первостепенное значение для объяснения колебаний процесса производства, то делается вывод о том, что кредитно-денежная политика – это наиболее эффективный инструмент регулирования экономики.

Одно из ключевых положений монетаризма, на основе которого его представители строят свой вариант объяснения экономического цикла, состоит в том, что деньги играют исключительно важную роль в изменении реального дохода, занятости и общего уровня цен. Они утверждают, что существует взаимосвязь между темпом роста количества денег, темпом роста номинального дохода, а при быстром росте денежной массы также быстро растет номинальный доход, и наоборот. Изменение денежной массы оказывает влияние как на уровень цен, так на объем производства (в рамках ограниченного периода). Отсюда следует, что монетаристкий вариант количественно теории денег выполняет функцию управления денежным спросом, а через него – хозяйственными процессами. Основываясь на положении об экстраординарной роли денег и утверждая, что капиталистическое хозяйство представляет собой стабильную систему, способную за счет саморегулирования достигать состояния равновесия, монетаристы выстраивают свою модель экономического цикла, в которой определяющую роль играют изменения денежной массы.

Основными элементами монетаристской теории экономического цикла являются следующие:

1)модернизированный вариант количественной теории денег,

2)концепция номинального дохода,

3) передаточный механизм, разработанный с целью иллюстрации воздействия денег на хозяйственные процессы.

Как отмечают Т. Майер и К. Брунер, в модели передаточного механизма превалирующую роль играют «монетарными силами» они считают деньги и цены.

Монетаристская система функционирует следующим образом. Величина спроса на деньги является результатом оптимизации различных альтернативных вложений в капитал и зависит от существующих или ожидаемых относительных цен различных активов. Когда величина предельных доходов на все из возможных объектов вложений капитала становятся равными, тогда достигается оптимум. В том случае, когда величины предельных доходов не равны, экономические агенты меняют структуру своих активов путем увеличения доли активов, способных принести большой доход, либо за счет сокращения менее доходных объектов вложения. Следовательно, колебания экономической конъюнктуры приводят к изменению относительных цен, т.е. цен на товары, рассматриваемые по отношению к ценам на другие товары, и выгодности вложений капитала в различные активы.

Важнейшим детерминантом спроса на деньги в этой схеме считается величина номинального дохода, зависящего в свою очередь от спроса и предложения денег.

Для того чтобы схема на этом не замкнулась, предлагается, что величина предложения денег определяется за рамками модели (экзогенно). Основываясь на одном из важнейших положений монетарной теории номинального дохода о «полном и мгновенном приспособлении предполагаемого количества денег к требуемому», а, также используя неоклассическую модель равновесия Л. Вальса, монетаристы делают вывод о том, величина номинального дохода зависит от скорости обращения денег; обусловленной изменениями спроса на деньги от определяемого экзогенного предложения денег. На основании этого делается еще один вывод о том, что по средствам изменения денежной массы можно добиться желаемого изменения номинального дохода. Изменения номинального количества денег, устанавливаемого Федеральной резервной системы, считает М. Фридман, оказывает значительный эффект на объем производства и занятость в краткосрочном периоде, а на цены – в долгосрочном.

В книге «Монетарная система Соединенных штатов. 1867-1960» М.

4.2 Монетаризм

Фридман и А. Шварц отмечают высокую стабильность отношения между изменениями денежной

массы и циклическими колебаниями экономической активности.

Исследователи монетаристской теории выделяют четыре основные группировки:

— ортодоксальную,

— сторонников концепции рациональных ожиданий,

— градулистов,

— прагматистов.

Основное, что позволяет производить различия между ними, состоит из трех пунктов: степень эластичности цен; сущность функционирования передаточного механизма; природа рациональных ожиданий.

К ортодоксальным монетаристам следует отнести М.Фридмена и Р. Селдена к сторонникам рациональных отношений (правым монетаристам), являющимися противниками макроэкономического регулирования, сваливающим на ошибки в экономической политики все проблемы функционирования.

Для обоснования своих выводов монетаристы широко применяют экономико-математические модели, которые существенно не отличаются от кейнсианских.

В основу монетаристкий принципов регулирования экономике наряду с концепцией экономического цикла положены разработанные ими теории инфляции и безработицы.

Трактуя инфляцию как исключительно денежное явление, монетаристы считают, что в основе ее развития лежат изменения в соответствии между находящейся в обращении денежной массой и реальной потребностью населения в денежных средствах, т.е. соотношение между предложением денег и спросом на них.

Монетаристы повергли критическому анализу концепцию кривых Филипса, в которой обосновывается взаимосвязь краткосрочных и долгосрочных изменений уровня безработицы и темпа инфляции, необходимость краткосрочного регулирования. Они выступают против этой концепции, признавая только краткосрочную связь уровня безработицы и темпа «непредвиденной» инфляции, являющейся результатом ошибочной экономической политики. Необходимость краткосрочного регулирования категорически отрицается. Кривые Филипса, считают монетаристы, не отражают стабильное соотношение и количественную зависимость между изменением безработицы и цен в длительном периоде или в условиях высокого уровня инфляции. Следовательно, данная концепция не может быть использована государством в качестве эффективного инструмента прогнозирования и регулирования темпов инфляционного роста цен.

Монетаристы в своей концепции инфляции проводят различие между ожидаемой и непредвиденной инфляцией. Первая предполагает долгосрочный темп роста цен, соответствующий рациональным ожиданиям агентов хозяйственной системы применительно к изменению цен. Под рациональным ожиданием понимаются индивидуальные долгосрочные прогнозы динамики цен, которые используются для принятия рыночных решений о величине факторов производства. В данном случае рационализм инфляционных ожиданий состоит в их адекватности установкам рационального поведения хозяйствующего индивида на рынке.

В результате действия фактора ожидаемой инфляции, по мнению монетаристов, инфляционный процесс всегда будет значительно превышать темпы, которые должны были бы следовать из концепции Филипса. Таким образом, всякий раз, как только правительство попытается повысить уровень занятости, и уровень безработицы окажется ниже «естественной» нормы, произойдет наложение ожидаемой инфляции на реальные темпы роста цен, в результате чего инфляция резко усилится.

Монетаристы исходят из того, что занятость связана лишь с краткосрочной непредвиденной инфляцией, поскольку она отклоняет уровень безработицы от естественного. Непредвиденную инфляцию она считает следствием ошибочной деятельности правительственных органов. Содержание монетаристской концепции естественного уровня безработицы заключается в том, что условиях равновесия сохраняется стабильный и оптимальный для экономики естественный уровень безработицы. По мнению широко известных монетаристов М. Фридмена, Т. Саржента, и Р. Люкса-младшего, естественная безработица не зависит от макроэкономических факторов и определяется только микроэкономическими. Они считают, что снизить естественный уровень безработицы с помощью государственного регулирования можно только сокращением расходов на социальные программы и жесткий финансово-бюджетной политикой. Другие государственные меры по регулированию занятости – установление минимальных ставок заработной платы – неизбежно содействует росту инфляции. Монетаристская теория безработицы, отрицающая регулирующее воздействие на занятость макроэкономических факторов, ими же и опровергается. Являясь продуктом капиталистического накопления, условием развития рыночной экономики.

Монетаристское объяснение причин инфляции исключительно денежными факторами и государственным регулированием занятости слабо согласуется с действительностью. Инфляция порождается государственно-монополистической структурой, элементами механизма которой являются скрытая форма перелива капитала, рост правительственных расходов и образование в связи с этим хронических дефицитов государственных бюджетов, рост государственного долга и инфляционные по сути методы его покрытия, чрезмерная кредитная экспансия коммерческих банков, внешнеэкономическая политика. Весь этот достаточно сложный механизм современного капитализма своим функционированием порождает и углубляет инфляцию.

На основе теории инфляции и безработицы монетаристы рекомендуют государству целый комплекс регулятивных мероприятий: снижение государственных расходов за счет сокращения социальных программ, расходов на выплаты различного рода пособий; поддержание минимальных ставок заработной платы; ослабление влияния профсоюзов; проведение кредитно-денежной политики на основе денежной конституции; приспособление налоговой системы к антиинфляционной политики (снижение налогов); обеспечение Федеральной резервной системы стабильного роста денежной массы; сокращение роста дефицита федерального бюджета, в том числе и за счет расходов на оборону.

Краткий ответ:

Налоговая теория монетаризма была выдвинута в 50-х годах профессором экономики Чикагского университета Милтоном Фридманом, по мнению которого регулирование экономикой может осуществляться через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок.

При этом налогам не отводится такая важная роль, как в кейнсианских экономических концепциях. В данном случае налоги наряду с иными механизмами воздействуют на денежное обращение. В частности, через налоги изымаются излишнее количество денег. В теории монетаризма и кейнсианской теории налоги уменьшают неблагоприятные факторы развития экономики. Однако если в первом случае этим фактором являются излишние деньги, то во втором — излишние сбережения.

Вопрос 24. Дж.Стиглиц и его взгляды на проблемы налогового бремени, налогообложения капитала, оптимального налогообложения.

Практические проблемы налогообложения. Принципы налоговой системы. Проблемы оптимального налогообложения.

Джозеф Юджин Стиглиц (англ. Joseph Stiglitz; 9 февраля 1943, Гэри, штат Индиана) — американский экономист-неокейнсианец. Лауреат Нобелевской премии по экономике (2001) «за анализ рынков с несимметричной информацией».

Определенный вклад в развитие теории налогообложения внес Джозеф Стиглиц (1943), лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Основные его работы, переведенные на русский язык, — «Лекции по экономической теории государственного сектора» (1995), «Экономика общественного сектора» (1997).

Исследуя налоговую систему на примере США, Дж. Стиглиц много внимания уделяет так называемым практическим проблемам налогообложения — налоговому бремени, оптимальному налогообложению, налогообложению капитала и индивидуальных доходов, путям избежания налогов, налоговым реформам.

Выделяет 5 принципов налоговой системы:

1. Экономическая эффективность: налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным распределением ресурсов.

2. Административная простота: административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении.

3. Гибкость: налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать (в некоторых случаях автоматически) на изменяющиеся экономические условия.

4. Политическая ответственность: налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей в том, что они платят налоги для того, чтобы политическая система была в состоянии более точно отражать их предпочтения.

5. Справедливость: налоговая система должна быть справедливой в соответствующем подходе к отдельным индивидуумам.

Как видно из перечня принципов налогообложения, автором сделана попытка обозначить все основные принципы, проверенные временем, выделенные в предыдущие годы исследователями налогов.

Много внимания Дж. Стиглиц уделял пробелам оптимального налогообложения.Подчеркивает, что «оптимальная структура налогов» — это та, которая максимизирует общественное благосостояние, в которой выбор между справедливостью и эффективностью наилучшим образом отражает отношение общества к этим конкурирующим целям». Различные государства могут выбирать разные налоговые системы, в зависимости от различающихся мнений относительно неравенства. При планировании налоговых структур важно выбрать между распределительными целями и эффективностью. Именно оптимальная налоговая структура призвана сбалансировать выигрыш дополнительного распределения с издержками или потерями в эффективности. Для обеспечения оптимальности налогообложения между прямыми и косвенными налогами.

Определенный интерес представляют рассуждения Дж. Стиглица о перспективах налоговых реформ в США. Проанализировав причины и результаты налоговой реформы в США в середине 80-х гг., он отмечает, что разовая реформа в сфере налогов не может раз и навсегда решить все проблемы. Следовательно, вопросы налоговой реформы постепенно возникнут вновь.

При этом отмечается, что для США наиболее важные проблемы, которые предстоит обсудить при реформе,- это налог с фиксированной ставкой, налог на потребление, налог на добавленную стоимость, всеохватывающий подоходный налог.


⇐ Предыдущая25262728293031323334Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2331 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.005 с)…

Основные положения теории монетаризма

⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 21Следующая ⇒

Монетаризм — неолиберальное направление, в рамках которого основные исследования сосредоточены на роли денег и денежно-кредитной политики в качестве ведущего (и даже единственного) инструмента регулирования экономики. В качестве центрального направления монетаризма рассматривается Чикагская школа (возникла в 1950 г.) с её основоположником — Милтоном Фридманом (1912 – 2006 гг.). Кроме Милтона Фридмана к ней относят И. Фишера, Р. Барро, А. Мельтцера, Ф. Мондильяни и др.

Экономическая теория служит целям прогнозирования динамики, а только после этого в качестве инструмента экономического анализа. Для решения данных утилитарных целей широко используются эконометрические модели. В широком понимании монетаризма его основными постулатами являются:

– рыночная экономика внутренне устойчива относительно некоего размера ресурсов. Оптимальный размер производства не исключает небольшой (естественной) институциональной безработицы и инфляции;

– деньги играют ключевую роль в механизме экономики. Следовательно, реальная денежная масса напрямую влияет на все ее параметры;

– главная цель экономической политики — поддержание стабильного уровня цен;

– объем денежной массы должен находиться под контролем центрального банка, ее объем, ставка рефинансирования (в России с 2015 г. — «ключевая ставка»), ставка резервирования — основные индикаторы экономической политики.

– основное уравнение монетаризма — уравнение обмена, показывает отношение между национальными расходами и национальным доходом:

M · V = P · Y,

где М — количество денег; V — скорость обращения денег; P — общий уровень цен; Y — реальный объем производства (ВВП).

Члены уравнения, стоящие в левой части, описывают поведение денег, использованных при совершении сделок: М — количество денег (сумма денежных агрегатов); V — скорость обращения, с которой деньги циркулируют в экономике, показывает, сколько раз за определенный промежуток времени купюра меняет владельца.

В правой части уравнения в системе национальных счетов Y — реальный ВВП (физический объем товаров и услуг, произведенных в стране), P — дефлятор ВВП (уровень цен или средняя цена, по которой продается каждая единица продукта) и P · Y— номинальный ВВП (объем производства в денежном выражении).

– стабильность скорости обращения денег — существенное теоретическое положение в монетаризме.

Из уравнения обмена вытекает, что рост M · V должен сопровождаться ростом P · Y.Вместе с тем возникает вопрос, о влиянии изменения только M на Р.

Монетаризм (monetarism) — это

Скорость обращения денег V в левой части формулы означает, что предложение денег Мs может влиять на ВВП только при условии, что V остается стабильной (Vconst).

По вопросу изменения денежного предложения Мsна V и Y между представителями отдельных экономических школ ведется ожесточенная полемика.

Кейнсианцы утверждают, что V стремится изменяться обратно пропорционально М (т. е. когда один показатель возрастает, другой уменьшается (М↑=>V↓). При этом рост денежного предложения:

1) приведет к падению процентных ставок и росту удержания спекулятивных балансов, а, следовательно, к уменьшению средней скорости обращения денег (V);

2) ограниченно влияет на общую сумму затрат (M · V и P · Y). Это влияние может быть как слабым, так и сильным, а также иметь непредвиденный и довольно слабый эффект на процент ставки и, следовательно, непредвиденный и слабый эффект на совокупный спрос М ↑ → V ↓ → (?) M · V.

Представители монетаризма предполагают, что в долгосрочном периоде V определяется абсолютно независимо от денежного предложения (М). Таким образом, рост М↑ не будет влиять на V и поэтому не изменится прямо пропорционально при потреблении M · V: М↑→ M · Vconst, где Vconstозначает, что скорость денежного обращения определена внешне (экзогенно), т. е. она независима от М.

Часть монетаристов считает, что изменение предложения денег влияет только на номинальные, а не на реальные экономические величины.

Независимость реальных переменных величин от монетарных изменений называется нейтральностью денег. Использование свойства нейтральности денег позволяет провести анализ реальных экономических процессов в долгосрочном периоде.

Нейтральность денег (neutrality of money)теоретическое положение, согласно которому на долгосрочных временных интервалах любое однократное изменение количества денег в обращении оказывает воздействие только на уровень цен и не затрагивает реального объема производства, уровня занятости и реального объема плановых инвестиций.

Учитывая несколько макроэкономических эффектов (инфляционных ожиданий, влияния на деловую активность) — с изложенным согласиться нельзя. Слишком «свободное» оперирование денежным предложением подорвет веру населения и инвесторов в данную валюту, как инструмента инвестиций! (см. далее — неоколониальная рента). Поэтому некритические материалы и советы по монетаризму, предлагаемые Западом нашей стране (которым сам Запад не пользуется) — можно рассматривать как сознательную диверсию (см. неомеркантилизм). Проще говоря — можно сказать, что хорошим способом укрепления национальной валюты (свободно конвертируемой) и мировой помимо грамотной национальной денежной политики может служить…содействие безграмотной денежной политике в странах-конкурентах…(тогда наша валюта будет выглядеть при прочих равных более предпочтительной). Ввиду необходимости укрепления доверия к рублю, можно применительно к ситуации начала 2016 г. в России обосновать изъятие пятитысячных купюр и введение купюр по 2500 руб. Помимо борьбы с подделками такая мера могла бы снизить инфляционные ожидания населения.

Монетаристы считают, что денежно-кредитная политика определяет уровень экономической активности в гораздо большей степени, чем считают кейнсианцы. Они выступают за законодательное установление монетарного правила, согласно которому ежегодный темп прироста денежного предложения должен соответствовать среднегодовому темпу прироста реального объема производства, тогда уровень цен в экономике будет стабилен.

Пытаясь дать ответ на вопрос, каков будет результат, если произойдет рост общего спроса (MV), мы можем получить два разных ответа:

– монетаристы утверждают, что результатом может быть повышение цен (Р);

– кейнсианцысчитают, что в результате повышения совокупного спроса рост ВВП значительно опередит рост цен (существенным условием является наличие неиспользуемых факторов производства).

Различие в данных позициях объяснимо в рамках кривой совокупного предложения (классический и кейнсианский участки). Истина, естественно, где-то посередине и зависит от процента незанятых факторов производства. Чем больше этот процент, тем ближе к кейнсианскому варианту — увеличение денежной массы в большей степени увеличит ВВП, чем цены (рис. 9.1).

 

 

 

Рис. 9.1. Участки совокупного предложения

⇐ Предыдущая12131415161718192021Следующая ⇒

Читайте также:


Все темы:История экономических учений

Монетаризм. Теория монетаризма

Монетаризм – это одно из направлений неолиберализма, согласно которому количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Возник в 1950-е годы в США в рамках Чикагской школы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Это учение отводило деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики. В центре внимания монетаристов находится проблема связей между денежной массой и объемом производства. По их мнению, банки – ведущий инструмент регулирования экономических процессов. Вызываемые ими изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг.

Основоположником монетаризма является Милтон Фридмен (1912). Фридман рекомендовал совсем отказаться от последовательной денежно-кредитной политики, всё равно приводящей к циклическим колебаниям и придерживаться тактики постоянного наращивания денежной массы.

В работе «Монетарная история Соединённых Штатов» (1963) Фридман и Анна Шварц проанализировали роль денег в экономических циклах, в частности, в период Великой депрессии.

Монетаризм

В дальнейшем Фридман и Шварц опубликовали в соавторстве монументальные исследования «Монетарная статистика Соединённых Штатов» (англ. Monetary statistics of the United States, 1970) и «Монетарные тренды в Соединённых Штатах и Соединённом Королевстве» (англ. Monetary trends in the United States and the United Kingdom, 1982).

Тем не менее, главным своим достижением в экономической теории сам Фридман считает «Теорию потребительской функции», которая утверждает, что люди в своем поведении учитывают не столько текущий доход, сколько долгосрочный.

Фридман также известен как последовательный сторонник классического либерализма. В своих книгах «Капитализм и свобода» и «Свобода выбора» он доказывает нежелательность государственного вмешательства в экономику. Несмотря на огромное влияние в американской политике, из 14 пунктов, предложенных им в «Капитализме и свободе», в США реализован только один — отмена обязательного призыва.

Исходные положения монетаризма:

  1. Рыночная экономика обладает устойчивостью, саморегуляцией и стремлением к стабильности. Цены выполняют роль главного регулятора. Отвергается утверждение о необходимости государственного вмешательства в экономику.
  2. Приоритетность денежных факторов.
  3. Регулирование должно опираться не на текущие, а на долговременные задачи, так как последствия колебаний денежной массы сказываются не сразу, а с некоторым разрывом во времени.
  4. Необходимость изучения мотивов поведения людей.

Концепция Фридмена опирается на количественную теорию денег. Потребность в деньгах объясняется их высокой ликвидностью, но обладание деньгами как таковыми дохода не приносит. Потребность в деньгах – это спрос на деньги. Он относительно стабилен. На него влияют 3 фактора:

  • объем производства;
  • абсолютный уровень цен;
  • скорость обращения денег, зависящая от их привлекательности (уровня процентной ставки).

Предложение – то количество денег, которое находится в обращении. Оно изменчиво, задается извне, регулируется Центральным банком.

Главная функция денег – служить финансовой основой и важнейшим стимулятором экономического развития. Причина инфляции – избыток денежной массы. Монетаристы выделили 2 вида инфляции: ожидаемая (нормальная) и непредвиденная (не соответствующая прогнозам).

Взгляды Фридмана (как и вообще Чикагской школы экономики) подвергаются резкой критике марксистами (в том числе западными), левыми, антиглобалистами, особенно Наоми Кляйн, которая считает его виновным в негативных явлениях в экономике Чили во время диктатуры Пиночета и в России во время президентства Ельцина.

По их мнению, полностью свободный рынок приводит к обнищанию огромного большинства людей, невиданному обогащению крупных корпораций; вывод из-под контроля государства системы образования приводит к превращению школы в бизнес, при котором полноценное образование становится недоступным для многих граждан, сходная ситуация наблюдается и в медицине.

Источник — Т.А.Фролова История экономических учений: конспект лекций Таганрог: ТРТУ, 2004
http://ru.wikipedia.org/

Все теоретические статьи

© CATBACK.RU 2010-2017

Регулирования экономики

Альтернативной кейнсианству в США стала «чикагская школа» неолиберализма, монетарные идеи которой зародились еще в 20-е г.г. ХХ в. в рамках Чикагского университета. Самостоятельное значение американский монетаризм приобретает на рубеже 50-60-х г.г. с выходом важнейших работ лидера этой школы Милтона Фридмена (1912 г.), который в 1976 г. стал Нобелевским лауреатом по экономике за публикации в области денежного обращения.

В основе концепции монетаризма лежит идея о том, что рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия. В целом она представляет собой устойчивую саморегулирующуюся систему, которой присуще состояние динамического равновесия при оптимальной занятости ресурсов. Нарушение равновесия — кризисы — не являются неизбежным следствием внутренних законов рыночной экономики, это следствие вмешательства государства в нормальный ход экономической жизни общества. Основной причиной нарушения естественного хозяйственного развития являются сдвиги в денежной сфере, т.к. в долговременном плане существенная нестабильность денег всегда сопровождается нестабильностью экономического роста.

Как утверждает Фридмен, спрос на деньги в обществе всегда стабилен, а предложение нестабильно и зависит от субъективных решений кредитных институтов. Если эти учреждения выпускают денег больше, чем требует хозяйство, следствием будет инфляция, если меньше, чем это нужно для обеспечения реальных нужд общества, следствием будет кризис. В конечном итоге, весь ход экономического процесса определяет монетарный фактор.

Таким образом, суть монетарной политики — в регулировании объема предложения денег для стабилизации национального рынка. Монетаризм считает государственное регулирование вредным для развития предприни-мательской деятельности, и изначально бюрократическим. Он призывает к минимизации вмешательства государства в экономику, допуская лишь про-ведение фискальной политики.

В широко известной книге «Капитализм и свобода» Фридмен утверждает, что современный капитализм — это устойчивая, саморегулирующаяся система, которая обеспечивает политическую свободу и экономическую эффективность и удовлетворительной альтернативы этой системе нет. Но безраздельное господство рыночной системы тоже недопустимо, т.к. для общества в целом важно, в какой мере, каждый его член имеет доступ к абсолютно необходимым на данном уровне цивилизации благам: медицинское обслуживание, образование. В этом случае, вмешательство государства необходимо, но оно должно происходить под контролем общества, а распределение средств на социальные цели следует осуществлять не через цены, а через налоги и субсидии. Главная задача государства — не корректировать рыночный механизм при помощи кейнсианских методов регулирования «эффективного спроса», а создавать условия для максимально свободного функционирования рыночного механизма, в первую очередь — путем проведения рациональной денежной политики.

В своей работе «Монетарная история США 1860-1960 г.г.», написанной совместно со Шварцем, Фридмен прослеживает существование устойчивой функциональной связи между динамикой денежной массы и динамикой конечного результата общественного производства (национального дохода). Особое внимание он обращает на борьбу с безработицей с помощью увеличения денежной массы. В реакции рынка на эти действия он выделяет краткосрочный и долгосрочный периоды.

В краткосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к понижению процентных ставок, расширению спроса и сокращению безработицы. Но если это повторяется определенное число раз, инвестиционный процесс интенсифицируется, растет производство, увеличиваются объем продаж, доходов и спрос на деньги, а это повышает процентную ставку. Долгосрочный эффект такой политики — разрыв связи между движением нормы процента, изменением спроса на деньги и их предложением. Условием долгосрочного равновесия денежного рынка по Фридмену является соблюдение основного денежного закона, который устанавливает связь между долгосрочным темпом роста предложения денег и долгосрочным темпом роста реального продукта (национального дохода):

Х = у + Z

где, Х — долгосрочный темп роста предложения денег;

у — долгосрочный темп роста реального продукта;

Z — темп ожидаемой инфляции.

 

Цель долгосрочной денежной политики — стабилизация инфляции, превращение текущей инфляции в полностью ожидаемую. Проанализировав темпы роста национального дохода США (3-4 % в год), Фридмен сделал вывод о том, что этими же темпами должна увеличиваться и денежная масса.

Такая денежная политика, ориентированная на долгосрочные тенденции, а не на краткосрочные повороты хозяйственной конъюнктуры, по его мнению, будет наилучшим образом содействовать поддержанию оптимальных темпов экономического роста.

Монетаристская концепция была опробована республиканским прави-тельством США при президенте Р.Никсоне в 1969-70-х г.г., когда Фридмен являлся советником президента. Но наибольшего успеха она достигла в Великобритании при правительстве Маргарет Тэтчер и в США в период так называемой «рейганомики». Милтон Фридмен являлся экономическим кон-сультантом правительств Индонезии, Израиля, Саудовской Аравии, Чили периода режима Пиночета.

В настоящее время новые индустриальные страны Азии — Сянган (Гонконг), Малайзия, Таиланд, Сингапур, Тайвань — наиболее эффективно используют кейнсианские метод государственного регулирования экономики. Среди промышленно-развитых стран активно проводят политику гибкого изменения налоговых ставок и государственных расходов Австрия, Великобритания, США, Япония, Швеция, Швейцария, Новая Зеландия. Россия же, где долгие годы существовала жесткая система централизованного управления и традиционными было широкое вмешательство государства в экономику, по степени эффективности фискальной политики уступает не только большинству промышленно-развитых стран, но и многим развивающимся странам. В середине 90-х г. по этому показателю Россия занимала 43 место в мире.

Интересным является то обстоятельство, что из 15 государств, имеющих наиболее высокий рейтинг по степени эффективности фискальной политики, 9 государств (США, Япония, Сингапур, Тайвань, Таиланд, Малайзия, Сянган (Гонконг), Индонезия, Индия) входят в первую десятку государств мира по такому синтетическому показателю как степень экономической свободы.

Идеологи российской экономической реформы официально провозгласили приверженность принципам монетаризма и ряд его постулатов пытались проводить на практике. Были предприняты, в частности, попытки создания механизмов регулирования объема предложения денег для стабилизации рынка. Государственная монетарная политика проводилась через Центробанк России, который осуществлял эмиссию денег, регулировал платежи и резервы коммерческих банков, начал проводить операции на открытом рынке, определять величину учетной ставки, изменять уровень резервной нормы.

Но в странах с монетаристской ориентацией доля налогов в валовом доходе фирм составляет 25-35 %, в кейнсианской — 35-45 %. В России же при проводимых в начале реформы исключительно монетаристских методах воздействия на экономику, удельный вес налогов достигает такого уровня, при которой значительная часть производств становится нерентабельной. Кроме этого, учитывая, что долларовая наличность в России в пересчете по официальному курсу чуть ли не в 2 раза превышает рублевую наличность, невозможно регулирование экономических процессов исключительно монетаристскими методами. На современном этапе страны с развитой рыночной экономикой успешно используют в экономическом регулировании как принципы кейнсианства, так и монетаризма.

 

⇐ Предыдущая27282930313233343536Следующая ⇒



Добавить комментарий