П а сорокин

.

Содержание

1. Жизненный путь и общая характеристика творчества

2. Основные идеи работы «Социология революций»

3. Концепция социальной стратификации и социальной мобильности

4.Концепция социокультурной динамики

5. Идеи интегрализма в социологии П. Сорокина

6. Список литературы

1. Жизненный путь и общая характеристика творчества

Питирим Сорокин, русско-американский социолог (1889—1968), переехал в США из Чехословакии осенью 1923 г. по приглашению американских социологов.

П.А. Сорокин – крупный социолог XX века (стр. 1 из 5)

Первые годы Американского периода деятельности он работал в Университетах штатов Минессота, Иллинойс, Висконсин, с осени 1930 г. — в Гавардском университете, где возглавил новый социологический факультет

Все творчество в США выдающегося социолога XX в. рассмотрено в рамках двух: периодов — Миннесотского и Гарвардского. В годы миннесотского периода (1923—1930) им было написано две крупные работы «Социология, революций» (1925) и «Социальная мобильность» (1927). А так же работы «Социокультурная динамика»(1937-1941), «Общество, культура и личность»(1947), « Причуды и слабости современной социологии»(1956), « Современные социологические теории»(1966).В 1964 году Сорокина избирают президентом Американской социологической ассоциации.

Последние два десятилетия своей жизни социолог занимается не только научным творчеством, но и практической работой: изучение возможностей альтруистического поведения. Умер ученый 11февраля 1968 года в своем доме на Клифф-стрит, в городе Винчестере, пригороде Кембриджа, где прожил большую часть жизни в США.

2. Основные идеи работы «Социология революций»

В своей книге «Социология революций» он доказал, что революции и сопутствующие им войны усиливают и усиливают дезинтеграцию общества. Ценности и идеалы, воспроизводимые в революционный период, чаще всего иллюзорны. Их анализ позволил социологу сформулировать закон «Социального иллюзионизма». Для доказательства действительности и жизненности этого закона он сравнивает ряд лозунгов, выдвинутых Февральской и Октябрьской революциями в России 1917 года, с действительностью, наступившей через два — три года. К примеру, ставилась задача ликвидировать, разрушить пирамиду социального неравенства, но вместо одного неравенства появилось другое – у людей не стало даже формальных прав, включая право на жизнь. Обещали всем хлеб — получили голод и вымирание. Хотели и обещали всем уничтожить капитализм – разрушили средства производства и обращения.

Как только теперь выясняется, закон «Социального иллюзионизма» активно работает в странах, оторванных от достижений мировой цивилизации в области свободы и демократии.

Социолог отмечает, что революции, несмотря на побуждения самих революционеров, изменяют поведение людей не в лучшую сторону, культивируя вражду, ненависть, злобу, обман, разрушение. Освободиться от этих явлений никому не дано, они неизбежны, ибо революции биологизируют и даже криминализируют поведение людей. Они приводят к установлению авторитарного режима, который держится на культивировании образа врага и поддержании дефицита. Сорокин прогнозировал падение власти коммунистов России в связи с прекращением войны и ростом «сытости» населения, однако ошибся в сроках, полагая, что это произойдет достаточно быстро.

Еще один закон, сформулированный Сорокиным для общества кризисного периода, был назван им законом позитивной и негативной полеризации. В соответствии с этим законом люди во время кризисов ведут себя неоднозначно: одна часть общества становится более склонной к социальной аномии (негативный полюс), другая — к моральному совершенствованию и религиозности (позитивный полюс).

Реформы общества в условиях его кризиса должны исходить, по мнению Сорокина, из интегральной сущности человека и ни в коем случае не препятствовать его базовым инстинктам.Для этого, как минимум, необходимо, чтобы: а) сущности человека соответствовала форма производства и распределения благ; б) государство, в конечном счете, стимулировало творческую активность населения; в) утвердился морально-правовой порядок, единый как для власти, так и для населения.

Социолог утвердил, что в форме производства должна быть заложена постоянно действующая пружина, именуемая «личным интересом» работника.

3. Концепция социальной стратификации и социальной мобильности

Важнейшая социологическая концепция, раскрытая Сорокиным в книге «Социальная мобильность» (1927), посвящена анализу и изложению основы социальной стратификации и социальной мобильности. В книге предлагается следующее определение социальной стратификации: «это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличие или отсутствии социальных ценностей власти и влияния среди членов того или иного общества». Многообразие стратификацииСорокин сводит к трем се основным формам: экономической, политической и профессиональной.

Социолог доказывает, что социальная стратификация — это постоянная характеристика любого организованного общества.

Она есть всюду — и экономике, и в политике, науке, культуре и образовании, менеджменте и. Нестратифицированного общества не бывает.

Столь же нормальным и естественным состоянием общества является социальная мобильность. Под ней Сорокин понимал «любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую» [Там же. С. 373]. В соответствии с его концепцией мобильность различается по направленности (горизонтальная и вертикальная). Вертикальную рассмотрел в двух плоскостях — (как восходящая и нисходящая), по форме — (коллективная и индивидуальная). По интенсивности и масштабности горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, но на том же уровне социальной стратификации. Вертикальная мобильность означает перемещения индивида (группы) из одного пласта в другой (если вверх, го это восходящая мобильность, если вниз — то нисходящая).Вертикальная мобильность рассматривается социологом в трех аспектах, соответствующих трем формам социальной стратификации, — политическом, экономическом, профессиональном. Он определяет основные механизмы мобильности, с помощью которых преодолеваются «сита», как бы просеивающие индивидов. Это семья, школа, церковь, армия, всевозможные профессиональные, экономические и политические организации.

При рассмотрении названных Структур в русле вертикальной мобильности Сорокин анализирует их в качестве «каналов социальной циркуляции». Так, характеризуя в этом плане школу, он пишет: «В обществе, где школы доступны всем его членам, школьная система представляет собой «социальный лифт», движущийся с самого низа общества до самых верхов. В обществах, где привилегированные школы доступны только высшим слоям населения, школьная система представляет собой лифт, движущийся только по верхним этажам социального здания, перевозящий вверх и вниз только жильцов верхних этажей. Однако даже в таких обществах некоторым индивидам из низших слоев все-таки удавалось проникнуть в этот школьный лифт и благодаря ему возвыситься» [Там же. С. 396].

На базе богатого эмпирического материала Сорокин, делает вывод, что в любом обществе социальная циркуляция индивидов них распределение осуществляется не по воле случая, а по необходимости, и при этом строго контролируется разнообразными институтами. При этом он докапывает, что «церковь, семья и школа, а также профессиональные организации выступают не только средствами образования и перемещения людей, но помимо этой функции они наполняют функции социальной лекции и распределения индивидов внутри социального здания» [Сорокин. Человек, цивилизация… 1992. С. 423].

4. Концепция социокультурной динамики

Основные теоретические концепции Сорокина были направлены на объяснение изменений в мире. Среди них центральное место занимает теория социокультурной динамики. В ней заменю стремление социолога проанализировать источники и движущие силы социальных изменений и их диалектику в обществе. Признавая большую роль теорий, в которых подчеркивается значение географического, биологического, психологического факторов в социокультурном изменении, он считает, что «основные достижения и основной взгляд принадлежат социологическим теориям, которые рассмотрели различные социальные и культурные факторы как главные движущие силы социокультурного изменения» [Сорокин. Социокультурная динамика….1996.С.386].

Анализируя общественную реальности в историческом срезе, Сорокин характеризовал ее как иерархию различных социальных и культурных систем, начиная с мелких и кончая самыми крупными и объемными — суперсистемами. Последние существуют на протяжении, столетий, охватывают все виды социальных взаимодействий, все формы материальной и духовной жизни людей, включая науку, искусство, религию, язык и т.д. В процессе анализа суперсистем Сорокин особое внимание уделяет характеристике культурных суперсистем, где главную роль играют ценности. Эта категория занимает в концепции социокультурной динамики одно из центральных мест.

В каждую историческую эпоху, согласно трактовке социолога, доминирует и господствует одна из культурных суперсистем, в структуре которой можно обнаружить как остатки ее «предшественницы», так и ростки «наследницы».

Сорокин рассмотрел исторический процесс через призму типов культур, каждый из которых выступает как определенная ценность. Таких основных типов социолог выделяет три: чувственный, рациональный (умозрительный), идеациональный. Первый характеризуется преобладанием непосредственного чувственного восприятия действительности, второй — господством рационального мышления, третий — доминантой интуиции. Каждый из этих типов культуры находится в развитии и присущ человеческому обществу на различных этапах его процесса.


П.А. Сорокин – крупный социолог XX века

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Возникновение социологии.

2. Жизнь и творчество П. Сорокина в России

2.1 Юность

2.2 Революционная деятельность, студенческие годы

2.3 Научная и преподавательская деятельность,

«Система социологии»

3. Последние годы жизни в России

4. Жизнь П. Сорокина в Америке

5. Социология культуры П. Сорокина по книге: “Кризис нашего времени”.

5.1 Типологизация культур

5.2 Теория волнообразной социодинамики культур

6. Заключение

7. Литература

Cорокин П. — “Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом с одной стороны, и явления, возникающие изэтого процесса взаимодействия, с другой”.

В конце 19 — нач. 20 вв. в научных исследованиях общества стал выделяться на ряду с экономическим,демографическим, правовым и другими аспектами также и социальный. Предмет социологии в этой связи зауживается и начинает сводиться к изучению социальныхсторон общественного развития.

Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм (1858 -1917 ) — французский социолог и философ, создатель так называемой “ французской социологической школы “ С его именем связан переход социология отнауки тождественной обществознанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной,стоящей в ряду других общественных наук.

Институализация социология в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. “О социалистической академииобщественных наук“, где специальным пунктом было записано “…одной из первоочередных задач поставить рядсоциальных исследований в Петорградском и Ярославском Университетах”. В 1919 г. был учрежден Социобиологическийинститут. В 1920 г. в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук ссоциологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным.

В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основноенаправление ее — выявить соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в развитии социологии России наблюдаются различныесоциологические школы. На дискуссию представителей немарксистской социологической мысли (М. Ковалевский, П. Михаиловский, П. Сорокин и др. ) исоциологии марксизма решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина (Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии М. –1923. ), в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии. А после выхода в свет краткого курса “История ВКПб“ И. В.Сталина в административно-приказном порядке была упразднена социология, на конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайшийзапрет. социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладныеисследования были прекращены. Само слово ”социология” оказалось вне закона и было изъято из научного обихода, ушли в небытие соц. профессионалы.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — крупнейший ученый социолог 20 века, профессор Петроградскогоуниверситета, в 1922 г. был выслан из России. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира. Егоучениками были многие выдающиеся американские социологи, он сделал огромный вклад в теоретическую социологию.

Сорокин развивал учение об «интегральной» социологии, охватывающей все социологические аспекты культуры.Социальную действительность он рассматривал как сверхиндивидуальную социокультурную реальность, не сводимую к материальной реальности и наделеннуюсистемой: ценностей — норм — символов. Культура как система символов, мотиваторов, образцов действий, задает индивидам предельно общую ориентацию,освобождая от внутренних противоречий. Различаются системы социокультурных феноменов многих уровней. Самые высокие системы из них (суперсистемы)базируются на самых фундаментальных предпосылках реальности — мировоззрениях. Из суперсистем Сорокин выделял «чувственную суперсистему» (реальностьвоспринимается чувствами), «умозрительную» (реальность познается при помощи интуиции), «идеалистическую» (комбинация двух первых). В разные периоды историиэти суперсистемы находятся на разных фазах развития. В то же время в любой период истории наряду с суперсистемами культуры в обществе сосуществуют 5основных культурных систем более низкого уровня: язык, этика, религия, искусство, наука.

Родился П.А. Сорокин в январе1889 года в деревне Турье, Ярсенского уезда, Вологодской губернии. Отец был ремесленником, мать — крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святогоПитирима, чей праздник приходится на январь. Детство он провел, работая с отцом и старшим братом на реставрации церквей, и выполнял крестьянскую работу. Самнаучился грамоте. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился во второклассной школе. По окончании ее поступил в церковно-учительскую школу. Позимам учился, а летом занимался крестьянской работой, помогая своей тетке, крестьянке, в деревне. В партию социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствиион вспоминал: «Я познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, служители культа, официальные лица, доктора, писатели… представители разныхполитических течений — эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики), монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря контактус этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных условиях. …Мое интенсивное чтение доселе неизвестныхмне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор»

В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме в п. Кинешме и был выслан оттуда послеосвобождения. Четыре месяца после освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907г. «зайцем» проехал в Петроград. В 1909г. сдал экстерномэкзамен на аттестат зрелости и поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься внаучных журналах, таких, как «Вестник Знания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма». В 1910г. Сорокину было сделанопредложение стать по совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и Институте Лесгафта. Это был беспрецедентныйслучай в истории высшей школы, когда студент был лектором.

За всё это время Сорокин не покидал революционной работы среди студенчества, рабочих и крестьян. В 1911г.он вынужден был, в избежание ареста, бежать из Петрограда сначала в Подолию, потом за границу. В 1913 г. Был арестован снова. За всё это время Сорокиным былиздан ряд научных работ, из которых многие, в частности книга «Преступление и кара, подвиг и награда», обратили на себя внимание, как русской, так иевропейской науки. В 1917г. им была написана целая серия политических очерков, среди них такие, как «Анатомия национальностей и единство государства», «Формыправления», «Проблемы социального равенства», «Основы будущего мира» и др.

В 1914г. Сорокин окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. После сдачиэкзаменов в конце 1915г., с начала 1917г. он становится «приват-доцентом». Защита магистерской диссертации была назначена на март 1917г., но ее пришлосьотложить в связи с Февральской революцией 1917г.

Сорокин оказался в водовороте политических событий в стране.

Сорокин, Питирим Александрович

1918г. — самый бурный год в жизни П. Сорокина.После ареста в январе 1918г. он провел около трех месяцев в Петропавловской крепости вместе с бывшими министрами Временного правительства. Послеосвобождения он прибыл в Москву, а затем, как член Учредительного собрания и Союза возрождения России, в конце мая отправился с антибольшевистской миссией вВеликий Устюг, Вологду и Архангельск. Его миссия не увенчалась успехом, и он вынужден был 2 месяца скрываться в Северодвинских лесах. Здесь, вдали отцивилизации он много размышлял о политике, революции и самом себе и избавился от многих «соблазнительных иллюзий». Именно тогда, вероятно, им было написаноего «отречение» — открытое письмо, в котором он признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе из партии эсеров.

После этого Сорокин сдалсявластям. В тюрьме, приговоренный к расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918 г. 12 декабря его вызвали на допрос и ознакомили со статьей Ленина «Ценныепризнания Питирима Сорокина». По личному распоряжению Ленина Сорокина был доставлен в тюрьму Московской ЧК и здесь освобожден. На этом политическаядеятельность Сорокина закончилась. Через несколько дней после освобождения он вернулся в Петроград и приступил к чтению лекций в университете. Только в конце1920г., на специальном засе­дании факультета общественных наук, Сорокина возвели в звание профессора без магистерской защиты. В 1922г. опубликованаработа Сорокина «Система социологии», которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации.

В «Системе социологии» П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создатьсоциологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.

«Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, ирезультаты такой совместной деятельности». «Социология изучает общество с трех главных точек зрения:

1) его строения и состава

2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности

3) происхождения и развития общества и общественной жизни — таковы основные задачи изучениясоциологии»


Министерство образования Российской Федерации

Ярославский государственный университет

им. П.Г. Демидова

Факультет социально-политических наук

Кафедра политологии и культурологии

Реферат по философии

на тему:

Взгляды на общество Питирима Сорокина”

выполнила:

студентка,I- го курса, группы Ср-11

Володина Е.Н.

Научный руководитель:

Томашов В. В.

Ярославль

2000г.

Содержание:

Введение

“Русский” период жизни и творчества П. Сорокина……….…..3

Юность………..……………………………………….……….3

Революционная деятельность, студенческие годы.…………3

Научная и преподавательская деятельность…………….…..5

Взгляд на общество……………………………….…….5

Последние годы жизни в России…………………….…..…..10

“Американский” период жизни П.Сорокина……………….…12

Литература………………………………………………………….14

1. Введение

Социальное поведение, взаимодействие, сотрудничество общества направлены на приспособление, достижения стабильности, что соответствует и законам, действующим в сфере природы, хотя социальные явления и закономерности общественного развития обладают спецификой. Задача социологии – определить, в каком соотношении друг с другом находятся социальные явления и дают ли они необходимое равновесие обществу; Социология должна стать объективной, «чистой» наукой эмпирического характера, реализовать идеал «описательной науки».

Российская социология, хотя и прошла те же этапы развития, что и социологи на Западе, не ориентировалась исключительно на формализованные модели, эмпирические исследования и количественные методы изучения социальных явлений. В концепциях отечественных социологов всегда присутствовали оценочные суждения, знания о ценностях, духовно-нравственные ориентации. Это касается и российского позитивизма, и неокантианства, и неопозитивизма. Поэтому «чистого» позитивизма в западном варианте в России не было. Этико-нравственная, духовная направленность стала традицией российской социологической мысли.

В отличие от Запада социология в России долгое время не имела своих собственных учреждений, лабораторий, учебных курсов, изданий, журналов. Она испытывала враждебность как со стороны самодержавно-государственного аппарата, так и со стороны учёных – историков, философов, юристов. И несмотря на это в России постоянно росло число публикаций по социологии, появлялось всё больше переводов, обобщений, комментариев работ западных социологов. После Февральской революции в России вводятся учёные степени по социологии, в университетах создаются кафедры, секции, ассоциации, появляются учебники, появляются новые имена, среди которых Питирим Сорокин.

2.

«Русский» период жизни и творчества П. Сорокина

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — крупнейший ученый социолог 20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже около сорока лет был “американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой “десятке” ведущих социологов мира.

Родился П.А.

Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Яр­сенского уезда, Вологодской губернии. Отец был русским, ремеслен­ником, мать — коми, крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святого Питирима, чей праздник приходится на январь. Детство он провел, работая с отцом и старшим братом на реставрации церквей, и выполнял крестьянскую работу. Сам научился грамоте. Окончил сель­скую школу в селе Палевицы. Потом учился в Гамской второклассной школе. По окончании ее поступил в Хреновскую церковно-учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской работой, помогая своей тетке, крестьянке, в деревне Римье, Яреского уезда. В партию социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствии он вспоминал: “Я познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, служители культа, официальные лица, доктора, писате­ли…представители разных политических течений — эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики), монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных условиях. …Мое интенсивное чтение доселе неизвест­ных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор”

3. Юность

В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме в п. Кинешме и был выслан оттуда после освобождения. Четыре месяца после освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье.

Сорокин Питирим Александрович

В 1907г. “зайцем” проехал в Петроград. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься в научных журналах, таких, как “Вестник Знания”, “Вест­ник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма”. В 1910г. Сорокину было сделано предложение стать по совместительству лекто­ром по социологии в Психоневрологическом институте и Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории высшей школы, когда студент был лектором.

4. Революционная деятельность, студенческие годы

За всё это время Сорокин не покидал революционной работы сре­ди студенчества, рабочих и крестьян. В 1911г. он вынужден был, в избежание ареста, бежать из Петрограда сначала в Подолию, потом за границу. В 1913 г. был арестован снова. За всё это время Сорокиным был издан ряд научных работ, из которых многие, в частности книга “Преступление и кара, подвиг и награда”, обратили на себя внима­ние, как русской, так и европейской науки. В 1917г. им была напи­сана целая серия политических очерков, среди них такие, как “Ана­томия национальностей и единство государства”, “Формы правления”, “Проблемы социального равенства”, “Основы будущего мира” и др.

5. Научная и преподавательская деятельность

В 1914г. Сорокин окончил университет и был оставлен для под­готовки к профессорскому званию. После сдачи экзаменов в конце 1915г., с начала 1917г. он становится “приват-доцентом”. Защита магистерской диссертации была назначена на март 1917г., но ее пришлось отложить в связи с Февральской революцией 1917г. Сорокин оказался в водовороте политических событий в стране. 1918г. — са­мый бурный год в жизни П. Сорокина. После ареста в январе 1918г. он провел около трех месяцев в Петропавловской крепости вместе с быв­шими министрами Временного правительства. После освобождения он прибыл в Москву, а затем, как член Учредительного собрания и Союза возрождения России, в конце мая отправился с антибольшевистской миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск. Его миссия не увенчалась успехом, и он вынужден был 2 месяца скрываться в Северо-Двинских лесах. Здесь, вдали от цивилизации он много размышлял о политике, революции и самом себе и избавился от многих “соблаз­нительных иллюзий”. Именно тогда, вероятно, им было написано его “отречение” — открытое письмо, в котором он признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе из партии эсеров.

После этого Сорокин сдался властям. В тюрьме, приговоренный к расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918 г. 12 декабря его вызвали на допрос и ознакомили со статьей Ленина “Ценные признания Питирима Сорокина”. По личному распоряжению Ленина Сорокина был доставлен в тюрьму Московской ЧК и здесь освобожден. На этом поли­тическая деятельность Сорокина закончилась. Через несколько дней после освобождения он вернулся в Петроград и приступил к чтению лекций в университете. Только в конце 1920г., на специальном засе­дании факультета общественных наук, Сорокина возвели в звание про­фессора без магистерской защиты. В 1922г. опубликована работа Со­рокина “Система социологии”, которая была представлена на публич­ный диспут в качестве докторской диссертации.

В “Системе социологии” П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он раз­работал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.

“Социология представляет науку, которая изучает жизнь и дея­тельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности”. “Социология изучает общество с трех главных точек зрения:

1) его строения и состава

2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности

3) происхождения и развития общества и общественной жизни — таковы ос­новные задачи изучения социологии”

П.А. Сорокин писал: “Наша потребность в социологических познаниях огромна. В ряду многих причин, вызывающих наши настроения и плохую общественную жизнь, немалую роль играет наше социологическое неве­жество… Голод и холод, разврат и преступление, несправедливость и эксплуатация продолжают быть спутниками человеческого общества. Только тогда, когда мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями… Только знание здесь может указать…как нужно устроить совместную жизнь, чтобы все были и сыты и счастливы… Вот с этой практической точки зрения социология приобретает громадное значение”.

6. Взгляд на общество

Безусловно, как социолог Сорокин изучал общества, процессы и взаимоотношения в нем. Для этого он использовал свои методы.

Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодейс­твия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяет­ся на:

  1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.

  2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия лю­дей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.

  3. социальную генетику; “Задача генетической социологии — дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей”

Социологияпрактическая изучает явления человеческого взаимо­действия с точки зрения должного.

Социология практическая, по Сорокину, включает в себя соци­альную политику. “Задачи практической социологии ясны из самого названия” — писал Сорокин. “Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теорети­ческой социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям”.

В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: “Прежде чем перейти к описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они существуют, мы должны изучить их в простейшем виде.” Он показывает, что простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимо­действия имеются три элемента: индивиды, их акты, действия; про­водники (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.). Главными формами взаимодействия социальных групп являются

1) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих

2) взаимодействие сходных и несходных лиц

  1. взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное

Всё человеческое население распадается на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного с одним, одного с многими и одной группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли — будет ли ею семья или класс, или государство, или религи­озная секта, или партия — всё это представляет собой взаимодейс­твие двух или одного со многими или многих людей со многими. Всё бесконечное море человеческого общения составляется из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и длитель­ных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонисти­ческих, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных и волевых”.

Страницы: следующая →

12Смотреть все


Похожие страницы:

  1. Интегральная философия ПитиримаСорокина

    Реферат >> Философия

    … бехтеревского концепта «коллективной рефлексологии», взглядовна социальные механизмы в обществе. Так, к числу факторов, … общества в бедствии: «закон поляризации» религиозной и моральной жизни. Он пола- Глава 20. Интегральная социологияПитиримаСорокина

  2. Объект, предмет, задачи и функции социологии (2)

    Шпаргалка >> Социология

    … с ПитиримомСорокиным. … 20. … обществ порядка. След можно избежать произвола правителей.2. Социология Э. ДюркгеймаВлияние навзгляды Д. ( Конт (взгляднаСоциология XX века. — Ростов-на-Дону, 1996. — с. 364». Прямое воздействие на развитие социологии

  3. Социология (26)

    Лекция >> Социология

    … процессы в обществе. 17. Социология М. Вебера. М. Вебер – один из крупнейших социологов мира. На начало 20века приходится … премия имени ПитиримаСорокина за лучшую книгу по социологии. [76] Выдающимся вкладом П.А. Сорокина в социологию является …

  4. Социология (34)

    Лекция >> Социология

    … процессы в обществе. 17. Социология М. Вебера. М. Вебер – один из крупнейших социологов мира. На начало 20века приходится …

    социальная реальность. 23. Социокультурная динамика (взгляды П.Сорокина, А.Моля). 24. Социальные изменения и процессы …

  5. СоциологияПитиримаСорокина: русский период деятельности

    Реферат >> Социология

    СоциологияПитиримаСорокина: русский период деятельности Введение Сорокин Питирим Александрович один из выдающихся социологов ХХ века … движущих силах перемен в обществе, на всех его уровнях – … , евреев евреями. Взгляды и убеждения ребенка определяются …

Хочу больше похожих работ…

Российский Химико Технологический

Университет им. Д.И. Менделеева

Реферат

Тема: П.А. Сорокин – крупный социолог XX века

Выполнила студентка

группы ЭкЛ-61 Кынтикова Е.А.

Москва, 2001г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Возникновение социологии.

2. Жизнь и творчество П. Сорокина в России

2.1 Юность

2.2 Революционная деятельность, студенческие годы

2.3 Научная и преподавательская деятельность,

«Система социологии»

3. Последние годы жизни в России

4. Жизнь П. Сорокина в Америке

5. Социология культуры П. Сорокина по книге: “Кризис нашего времени”.

5.1 Типологизация культур

5.2 Теория волнообразной социодинамики культур

6. Заключение

7. Литература

Cорокин П. — “Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой”.

В конце 19 — нач. 20 вв. в научных исследованиях общества стал выделяться на ряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами также и социальный. Предмет социологии в этой связи зауживается и начинает сводиться к изучению социальных сторон общественного развития.

Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм ( 1858 -1917 ) — французский социолог и философ, создатель так называемой “ французской социологической школы “ С его именем связан переход социология от науки тождественной обществознанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук.

Институализация социология в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. “О социалистической академии общественных наук“, где специальным пунктом было записано “…одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований в Петорградском и Ярославском Университетах”. В 1919 г. был учрежден Социобиологический институт. В 1920 г. в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным.

В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основное направление ее — выявить соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в развитии социологии России наблюдаются различные социологические школы. На дискуссию представителей немарксистской социологической мысли (М. Ковалевский, П. Михаиловский, П. Сорокин и др. ) и социологии марксизма решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина (Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии М. – 1923. ), в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии. А после выхода в свет краткого курса “История ВКПб“ И. В. Сталина в административно-приказном порядке была упразднена социология, на конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Само слово ”социология” оказалось вне закона и было изъято из научного обихода, ушли в небытие соц. профессионалы.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — крупнейший ученый социолог 20 века, профессор Петроградского университета, в 1922 г. был выслан из России. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира. Его учениками были многие выдающиеся американские социологи, он сделал огромный вклад в теоретическую социологию.

Сорокин развивал учение об «интегральной» социологии, охватывающей все социологические аспекты культуры. Социальную действительность он рассматривал как сверхиндивидуальную социокультурную реальность, не сводимую к материальной реальности и наделенную системой: ценностей — норм — символов. Культура как система символов, мотиваторов, образцов действий, задает индивидам предельно общую ориентацию, освобождая от внутренних противоречий. Различаются системы социокультурных феноменов многих уровней. Самые высокие системы из них (суперсистемы) базируются на самых фундаментальных предпосылках реальности — мировоззрениях. Из суперсистем Сорокин выделял «чувственную суперсистему» (реальность воспринимается чувствами), «умозрительную» (реальность познается при помощи интуиции), «идеалистическую» (комбинация двух первых). В разные периоды истории эти суперсистемы находятся на разных фазах развития. В то же время в любой период истории наряду с суперсистемами культуры в обществе сосуществуют 5 основных культурных систем более низкого уровня: язык, этика, религия, искусство, наука.

Родился П.А. Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Ярсенского уезда, Вологодской губернии. Отец был ремесленником, мать — крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святого Питирима, чей праздник приходится на январь. Детство он провел, работая с отцом и старшим братом на реставрации церквей, и выполнял крестьянскую работу. Сам научился грамоте.

СОРОКИН, ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился во второклассной школе. По окончании ее поступил в церковно-учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской работой, помогая своей тетке, крестьянке, в деревне. В партию социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствии он вспоминал: «Я познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, служители культа, официальные лица, доктора, писатели… представители разных политических течений — эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики), монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных условиях. …Мое интенсивное чтение доселе неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор»

В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме в п. Кинешме и был выслан оттуда после освобождения. Четыре месяца после освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907г. «зайцем» проехал в Петроград. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься в научных журналах, таких, как «Вестник Знания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма». В 1910г. Сорокину было сделано предложение стать по совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории высшей школы, когда студент был лектором.

За всё это время Сорокин не покидал революционной работы среди студенчества, рабочих и крестьян. В 1911г. он вынужден был, в избежание ареста, бежать из Петрограда сначала в Подолию, потом за границу. В 1913 г. Был арестован снова. За всё это время Сорокиным был издан ряд научных работ, из которых многие, в частности книга «Преступление и кара, подвиг и награда», обратили на себя внимание, как русской, так и европейской науки. В 1917г. им была написана целая серия политических очерков, среди них такие, как «Анатомия национальностей и единство государства», «Формы правления», «Проблемы социального равенства», «Основы будущего мира» и др.

В 1914г. Сорокин окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. После сдачи экзаменов в конце 1915г., с начала 1917г. он становится «приват-доцентом». Защита магистерской диссертации была назначена на март 1917г., но ее пришлось отложить в связи с Февральской революцией 1917г. Сорокин оказался в водовороте политических событий в стране. 1918г. — самый бурный год в жизни П. Сорокина. После ареста в январе 1918г. он провел около трех месяцев в Петропавловской крепости вместе с бывшими министрами Временного правительства. После освобождения он прибыл в Москву, а затем, как член Учредительного собрания и Союза возрождения России, в конце мая отправился с антибольшевистской миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск. Его миссия не увенчалась успехом, и он вынужден был 2 месяца скрываться в Северодвинских лесах. Здесь, вдали от цивилизации он много размышлял о политике, революции и самом себе и избавился от многих «соблазнительных иллюзий». Именно тогда, вероятно, им было написано его «отречение» — открытое письмо, в котором он признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе из партии эсеров.

После этого Сорокин сдался властям. В тюрьме, приговоренный к расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918 г. 12 декабря его вызвали на допрос и ознакомили со статьей Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина». По личному распоряжению Ленина Сорокина был доставлен в тюрьму Московской ЧК и здесь освобожден. На этом политическая деятельность Сорокина закончилась. Через несколько дней после освобождения он вернулся в Петроград и приступил к чтению лекций в университете. Только в конце 1920г., на специальном засе­дании факультета общественных наук, Сорокина возвели в звание профессора без магистерской защиты. В 1922г. опубликована работа Сорокина «Система социологии», которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации.

В «Системе социологии» П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.

«Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности».

«Социология изучает общество с трех главных точек зрения:


СОРОКИН, ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1889–1968), русский социолог и культуролог. Родился 23 (4) февраля 1889 в с.Турья Вологодской губернии. В 1914 окончил юридический факультет Петербургского университета. Среди его учителей был известный социолог М.М.Ковалевский.

Питирим Сорокин биография кратко и интересные факты

В том же году Сорокин опубликовал свой первый труд Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. Решающее влияние на его воззрения оказали идеи О.Конта и Г.Спенсера (сам Сорокин называл себя «эмпирическим позитивистом»). В работе Преступление и кара… преступность рассматривается как результат принципиальной разнородности и даже «разорванности» системы социальных отношений, несоответствия «шаблонов поведения» различных социальных групп. В перспективе человечество в состоянии решить проблему преступности, перейдя на качественно иной уровень социальной интеграции и согласия.

После февральской революции Сорокин редактировал газету «Воля народа» (орган правых эсеров), был личным секретарем А.Ф.Керенского, депутатом Учредительного собрания. Преподавал в Петроградском университете, в 1920 был избран профессором по кафедре социологии. В апреле 1922 защитил диссертацию Система социологии. В сентябре 1922 был выслан из страны вместе с большой группой деятелей русской культуры. Некоторое время преподавал в Русском университете в Праге. Опубликовал труд Современное состояние России (1923). С 1924 – профессор университета Миннесоты (США). В последующие годы опубликовал ряд трудов, которые принесли ему мировое признание (Социальная мобильность, Современная социологическая теория и др.). В 1931 основал социологический факультет в Гарвардском университете, возглавлял его до 1942. В 1964 Сорокин был избран президентом Американской социологической ассоциации. Последняя значительная работа ученого посвящена России: Основные черты русской нации в двадцатом столетии (1967). Среди учеников Сорокина – крупнейшие американские социологи, такие, как Р.Мертон, Р.Миллз, Т.Парсонс и др.

Во второй половине 1920-х годов, разочаровавшись в позитивистской модели эволюции, Сорокин разрабатывает теорию социокультурных циклов, которая получает обоснование в его трудах Социальная и культурная динамика (в 4 т., 1937–1941) и Кризис нашего времени (1941). Проблеме типологии «кризисов» в истории посвящены и другие работы ученого: Социокультурная причинность, пространство, время (1943), Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии (1947), Социальная философия в эпоху кризиса (1950) и др. В конце 1940-х годов Сорокина все в большей степени привлекали проблемы нравственных отношений, в 1949 он создал в Гарварде Исследовательский центр по творческому альтруизму. Роли любви и альтруизма в человеческих отношениях посвящены его исследования-манифесты: Альтруистическая любовь: исследование американских «добрых соседей» и христианских святых (1950), Пути и власть любви (1954) и др.

Предметом социологии Сорокин всегда считал взаимодействие социальных групп, функционирующих в различных исторических и культурных обстоятельствах. Социолог решает задачу определения причин разнообразных типов социального поведения и должен учитывать самые различные мотивации, влияния, реакции («плюрализм фактов»). Согласно развитой Сорокиным теории «социальной мобильности», любое общество обладает сложной структурой, неизбежно стратифицируется по многим критериям – экономическим, профессиональным, этническим, политическим и пр., однако общественные группы и отдельные группы постоянно меняют свое социальное положение («вертикальная» и «горизонтальная» мобильность). Вертикальная мобильность (повышение социального статуса) является показателем степени «открытости» общественной системы. В «закрытом» обществе динамика социальной жизни сведена к минимуму, что неизбежно приводит «закрытые» системы к кризису. В историческом процессе, считал Сорокин, имеет место периодическая смена различных «суперсистем», каждая из которых характеризуется особым культурно-историческим «стилем», уникальной «системой ценностей». Ученый выделял три типа «суперсистем»: «идеациональный», в котором определяющую роль играют альтруизм, мистицизм и аскетизм; «чувственный», в котором преобладают урбанистические черты и интеллектуализм; наконец, «идеалистический, характеризующийся сочетанием особенностей первых двух типов. История представляет собой социокультурный процесс, нормой которого является динамика ценностных ориентиров, их смена и постоянный поиск новых «идеальных целей».

Умер Сорокин в Уинчестере (США) 11 февраля 1968.

Литература:

Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991
Сорокин П.А. Дальняя дорога. Автобиография. М., 1992
Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992
Сорокин П.А. О русской нации. Россия и Америка. М., 1992
Сорокин П.А. Система социологии, тт. 1–2. М., 1993
Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1993



Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»

Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?

Пройти тест

Добавить комментарий