Санкцию нормы административного права представляют

Понятие и виды административно-правовых норм

В юридической литературе имеются различные подходы к определению понятия административно-правовых норм.

Общим в различных трактовках является то, что административно-правовая норма учеными понимается как установленное государством или лицами, уполномоченными от его имени, правило поведения в целях регулирования общественных отношений в сфере государственного управления.

Выделяют следующие две особенности, присущие административно-правовым нормам: предмет их регулирования и специфика регулируемых общественных отношений складываются в сфере государственного управления; они содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различным субъектам, действующим в сфере государственного управления, но главным образом это относится к органам управления (органам исполнительной власти и местного самоуправления).

Виды административно-правовых норм. Следует отметить, что действие норм административного права в силу их комплексного характера позволяет оказывать регулирующее воздействие на различные отраслевые правоотношения. Основным критерием классификации административно-правовых норм (как и других норм права) является их юридическое содержание. В соответствии с этим нормы могут быть подразделены:

а) на обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме;

б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме;

в) уполномочивающие, т.е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы, т.е. предоставляют возможность участникам управленческой деятельности совершить определенные действия или воздержаться от них.

В зависимости от субъектов, которым адресованы административно-правовые нормы, последние подразделяются:

  • на нормы, регулирующие правовое положение органов исполнительной власти (местного самоуправления), формы и методы их деятельности, организацию работы;
  • нормы, закрепляющие административно-правовой статус государственных служащих;
  • нормы, закрепляющие административно-правовое положение предприятий и некоммерческих организаций;
  • нормы, закрепляющие административную правосубъектность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

По своей служебной роли нормы административного права подразделяются на материальные и процессуальные. Нормы материального административного права определяют содержание прав и обязанностей сторон общественных отношений. Нормы процессуального права определяют порядок реализации этих обязанностей и прав (например, процедуру рассмотрения жалобы, заявления).

По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Бессрочных абсолютное большинство, и они действуют до их отмены. Некоторые авторы выделяют временные административно-правовые нормы.

По кругу лиц, на которых распространяется их действие, административно-правовые нормы делятся на общие, которые относятся ко всем лицам на данной территории; специальные, которые действуют лишь в отношении конкретных субъектов (военнослужащих, сотрудников милиции, работников торговли, лиц, ответственных за соблюдение правил пожарной безопасности, и других).

По пределу действия в пространстве (классификация проф. А.П. Коренева) административно-правовые нормы делятся:

а) на общероссийские (федеральные);

б) действующие в пределах субъектов РФ;

в) распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы (например при объявлении режима чрезвычайной ситуации или особого правового режима чрезвычайного положения);

г) межтерриториальные (или специальные), действующие в пределах нескольких административно-территориальных единиц (районов, округов, краев, областей и др.);

д) локальные.

К этой классификации дополнительно следует добавить: действующие в пределах федеральных округов (всего их семь).

По объему регулирования (классификация проф. Ю.М. Козлова) административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. В соответствии с таким критерием административно-правовые нормы могут иметь внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья исполнительной власти) либо общеобязательный характер.

С точки зрения внутренней структуры административно-правовая норма (как и нормы права других отраслей) может состоять из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза представляет собой часть нормы, содержащей указание на фактические условия, при наличии которых необходимо руководствоваться данной нормой, исполнять или применять ее. Фактически указанные в ней условия являются основанием возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений.

Гипотеза административно-правовой нормы может быть: абсолютно определенной, т.е. точно указывающей факты, наличие которых дает основание руководствоваться данной нормой; относительно определенной, т.е. дающей лишь общую характеристику фактов, позволяющих руководствоваться данной нормой.

Диспозиция — часть административно-правовой нормы, определяющая само правило должного поведения, предписываемое нормой права (в запрещающей норме — то, что запрещено).

Санкция — это часть административно-правовой нормы, предусматривающей меру государственного воздействия принудительного характера к лицам, нарушающим установленные в диспозиции правила должного поведения. Наибольшее распространение получили следующие санкции административных норм.

1. Меры дисциплинарной ответственности, к которым относятся замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности и др.

2. Меры финансового воздействия (различные финансовые, в том числе кредитные, и налоговые санкции — прекращение кредитования (полностью или частично).

3. Меры административного наказания. Согласно ст. 3.2 КоАП РФ, к ним относятся: предупреждение (ст. 3.4); административный штраф (ст. 3.5); возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6); конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7); лишение специального права (ст. 3.8); административный арест (ст. 3.9); административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10); дисквалификация (ст. 3.11); административное приостановление деятельности (ст. 3.12).

Санкциям норм административного права присущ и такой элемент, как поощрение за добросовестное выполнение функциональных или общественных обязанностей. Нередко структурные элементы административно-правовой нормы находятся в различных статьях или частях акта управления. Например, гипотеза и диспозиция содержатся в одном правовом акте, в то время как санкция предусматривается в другом. Такие нормы в теории права получили название отсылочные, или бланкетные.

Реализация норм административного права представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования общественных отношений в сфере государственного управления. Она осуществляется в следующих формах.

Соблюдение характеризуется добровольным подчинением требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами.

Исполнение заключается в активных правомерных действиях по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах.

Использование состоит в добровольном совершении правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере государственного управления.

Применение состоит в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов. Основными требованиями правильного применения норм административного права являются: законность; обоснованность; целесообразность; научная организация правоприменительной деятельности.

Карательная мера

Cтраница 1

Карательная мера, наказание, применяемые государственными органами.  [1]

Сообщения о карательных мерах ВЧК почти всегда отрывочны и ненадежны.  [2]

Обо всех этих карательных мерах, в том числе о судебных решениях по вышеуказанным преступлениям, политические отделы должны доводить до широких колхозных масс и работников совхозов, развертывая вокруг и на основе подобных фактов широкую массово-разъяснительную и воспитательную работу среди колхозников и рабочих совхозов.  [3]

На многие мысли и сопоставления наводит эта новая карательная мера, новая своей попыткой воскресить давным-давно отжившее старое.

Поколения три тому назад, во времена николаевские, отдача в солдаты была естественным наказанием, вполне соответствовавшим всему строю русского крепостного общества.  [4]

Этот путь, разумеется, является чересчур длинным для весьма нетерпеливого в своих карательных мерах г-на Мати. Так же как ему казалось слишком скучным сначала добиться приказа об аресте или, по крайней мере, своего назначения специальным констеблем, когда он именем жандарма, которого он носит в своей груди, арестовал государственного изменника Фиклера, — точно так же и сейчас он считает всякий судебный, законный путь столь же достойным презрения и непрактичным.  [5]

Политические отделы МТС и совхозов должны обеспечить настойчивое, правильное и своевременное применение законов советского правительства об административных и карательных мерах в отношении организаторов расхищения общественной собственности и саботажа мероприятий партии и правительства в области сельского хозяйства.  [6]

Временные правила 29-го июля 1899 г. — эта угроза студенчеству и обществу — приводятся в исполнение менее, чем через полтора года после их издания, и правительство точно спешит оправдаться за применение невиданной карательной меры, выступая с целым обвинительным актом, не жалея красок на изображение студенческих злодейств.  [7]

В штатах Калифорния, Дел авар, Флорида, Кентукки, Массачусетс, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Орегон и Вашингтон существует законодательство, предусматривающее контроль ад загрязнением атмосферного воздуха, Изданные здесь законы направлены прежде всего на эффективное использование топлива, с тем чтобы избежать образования дыма и копоти, и на предупреждение выброса пыли, газов, жидкостей и ларов не только карательными мерами или наложением штрафов, но и требованием эффективной эксплуатации соответствующего оборудования. Целью современного законодательства является, по-видимому, скорее устранение причин загрязнения атмосферы, чем борьба с создающимися неудобствами или неприятностями. Согласно этому закону, на главного медицинского инспектора Службы здравоохранения возложена разработка основных направлений и координация работ по уменьшению и ликвидации атмосферных загрязнений в сотрудничестве с федеральными агентствами, правительствами штатов, местными властями, отделами по контролю над загрязнением атмосферного воздуха и другими общественными и частными организациями.  [8]

Под конфискацией понимается принудительное безвозмездное изъятие имущества в собственность государства в качестве санкции за правонарушение. Конфискация — карательная мера, применяемая в случаях, предусмотренных законом. Решение о конфискации выносится судом. Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.  [9]

Применять уголовную репрессию за нарушение налогового законодательства следует с большой осмотрительностью и только тогда, когда это действительно необходимо: например, когда сумма уклонения особенно велика или когда лицо ранее привлекалось к финансовой ответственности за налоговые нарушения. Государство должно бороться с неплатежами налогов не карательными мерами, а совершенствованием системы налогообложения.  [10]

Петербургской земской управы Крузо сослан п Оренбург, граф Шувалов — в Париж, сенатору Любощинскому велено подавать в отставку. Орган министерства внутренних дел, Северная Почта so, выступает с; статьей, в которой такая строгая карательная мера Пыла объяснена тем, что и земские собрания с самого открытия своих заседаний действовали несогласно с законом ( с каким законом.  [11]

В январе 1933 г. создается особый репрессивный орган — политотделы МТС и совхозов.

5. Административные наказания (санкции)

В решениях январского ( 1933 г.) пленума ЦК ВКП ( б) говорилось, что они необходимы для обеспечения правильного и своевременного применения законов Советского правительства об административных и карательных мерах в отношении организаторов расхищения общественной собственности, саботажа мероприятий партии и правительства в области сельского хозяйства.  [12]

Четвертым непременным условием прочного и длительного мира является создание настоящей, работоспособной и могущественной международной власти, располагающей правом решать все внешние конфликты между государствами и силой, необходимой для проведения решений в жизнь. Этот международный организм один должен обладать суверенным правом в вопросах войны и мира, причем его решения должны быть окончательны ( они могут быть пересмотрены только им самим); в основе их должны лежать вышеуказанные нормы. Война должна быть либо вовсе уничтожена, либо сведена к карательной мере против насильников в редких случаях и в ограниченных размерах с упразднением наиболее разрушительных и бесчеловечных орудий войны.  [13]

Установление зависимости между размером штрафа и перечисленной суммой, а также суммой задолженности налогоплательщика или налогового агента, для взыскания которой к нему была применена соответствующая обеспечительная мера, свидетельствует о намерении законодателя придать данной санкции компенсационный характер. Впрочем о компенсационной роли данного штрафа можно говорить лишь в случае, когда неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента повлекло невозможность взыскания с него суммы задолженности. В других случаях штраф, предусмотренный комментируемой статьей, будет являться исключительно карательной мерой.  [14]

Закона суд или арбитражный суд помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10 % суммы, присужденной судом в пользу истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты. Как видим, указанная санкция, имеющая административно-правовую природу, является дополнительной карательной мерой воздействия на правонарушителей, действиями которых нарушены имущественные интересы обладателей авторских или смежных прав.  [15]

Страницы:      1    2

1. По основаниям возникновения права применять санкции они подразделяются на предусмотренные законом и (или) договором. В договорных обязательствах применяются все эти разновидности санкций, в хозяйственно-управленческих отношениях — только санкции, указанные в законах.

2. По своему содержанию и направленности санкции могут быть восстановительными, обеспечительными, пресекательными.

Восстановительные санкции способствуют восстановлению положения, которое существовало до нарушения права, устранению последствий нарушения, оценке предмета исполнения в соответствии с его реальными потребительскими свойствами. Например, хозяйственное общество получило товар — мебель для своего офиса с недостатками (небольшие сколы фасадов). В силу ст. 475 ГК РФ общество-покупатель вправе, в частности, потребовать от продавца безвозмездно устранить недостатки (заменить фасады) или соразмерного уменьшения покупной цены. Безвозмездное устранение недостатков товара, скидка в цене с учетом действительного качества вещей влекут определенные потери для продавца. Это и означает применение санкции к продавцу, не связанной со взысканием ущерба (убытков) в пользу покупателя.

Обеспечительные санкции способствуют реальному исполнению обязанности перед государством, обязательства должника перед кредитором.

Например, в случае непредставления налогоплательщиками (индивидуальными предпринимателями и организациями) налоговых деклараций в налоговые органы в течение двух недель со дня истечения установленного срока их представления, а также при отказе представить эти документы налоговые органы в лице их руководителей или их заместителей могут принять решение о приостановлении операций налогоплательщиков по их счетам в банках. Такие решения подлежат безусловному исполнению банками. Приостановление операций по счетам в банках означает прекращение по ним банком всех расходных операций. Таким образом, обеспечивается сохранение и накопление средств для исполнения обязательств по уплате налогов.

Применяются такие санкции и в оперативно-хозяйственных обязательствах. Например, перевозчику за доставку груза в адрес получателя и хранение груза на товарной железнодорожной станции причитаются платежи. Перевозчик имеет право удерживать эти грузы и не выдавать грузополучателю, пока тот не рассчитается с ним (п.

Тема 2. Административно-правовые нормы и отношения. Старший преподаватель Бисерова А.Г

4 ст. 790 ГК РФ). Аналогичное право на удержание имеет подрядчик: если заказчик не выполняет обязанность по оплате выполненной подрядчиком работы, тот в свою очередь вправе удерживать и не передавать заказчику результат работы, а также принадлежащие заказчику оборудование, остатки неиспользованного материала заказчика до уплаты заказчиком соответствующих сумм (ст. 712 ГК РФ).

Пресекательные санкции применяются по факту совершенного правонарушения, когда необходимо прекратить (пресечь) продолжение противоправной деятельности и предотвратить вредные последствия этой деятельности. Например, по решению суда может быть применена такая санкция, как административное приостановление (на срок до 90 дней) деятельности филиалов, других структурных подразделений юридического лица, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, используемых с нарушением установленных требований. Санкция применяется в целях предотвращения вреда состоянию окружающей среды, жизни или здоровью людей*(641). В целях обеспечения производства по делу может быть применена такая мера, как временный запрет деятельности указанных подразделений юридического лица, эксплуатации опасного объекта. Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности.

Временный запрет деятельности (на срок не более пяти суток) применяется в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, техногенной катастрофы, угрозы возникновения эпидемии, эпизоотии и иных указанных в законе чрезвычайных обстоятельств (ст. 27.16 КоАП РФ) (в ред. Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 45).

В результате пресекается правонарушение и предотвращается возможное причинение вреда. Пресекательные санкции, таким образом, одновременно являются и предупредительными.

Федеральный антимонопольный орган неоднократно пресекал распространение ненадлежащей рекламы (например, неэтичной рекламы).

В оперативно-хозяйственных обязательствах подобные санкции обычно направлены на пресечение, прекращение отдельного нарушения в рамках долгосрочного сотрудничества сторон по договору.

Например, поставщик ежемесячно отгружает покупателю различные товары на основе договора, заключенного на год. При поступлении впервые в адрес покупателя партии новых изделий они оказались без сопроводительной документации, обычной для такого рода товаров (руководство по эксплуатации, гарантийные талоны, технический паспорт, сертификат качества) В силу ст. 464 ГК РФ, если продавец не передает покупателю документы в установленный срок, покупатель вправе отказаться от конкретного товара (если иное не предусмотрено договором) и от оплаты за него, что, однако, не влечет прекращения обязательства в целом и не приостанавливает дальнейшее исполнение обязательства по поставке других товаров, в том числе товаров, не относящихся к категории новых. Выше мы говорили также о расторжении договора по требованию потерпевшей от нарушения обязательства стороны, одностороннем отказе от исполнения обязательства как санкции за нарушение договорного обязательства.


⇐ Предыдущая86878889909192939495Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 515 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Санкции правовых норм классифицируются по следующим основаниям:

1. По характеру последствий различают позитивные и негативные санкции.

Позитивные санкции предусматривают меры поощрения (сти­мулирующие санкции) и меры восстановления субъективных прав (правовосстановительные санкции).

Негативные санкции предусматривают виды и меры наказания (карательные санкции) и возможность признания деяний недей­ствительными (санкции ничтожности).

Карательные меры в литературе иногда называют полными санк­циями, а санкции ничтожности именуются неполными, так как они не сопровождаются наказанием нарушителя.

2. По степени определенности и вариантности выделяют несколько видов санкций: абсолютно-определенные, от­носительно определенные, альтернативные, кумулятивные и ком­бинированные:

— абсолютно-определенная санкция содержит указание на точно зафиксированное последствие, например, смертная казнь;

— относительно-определенная санкция содержит указание на ниж­ний и верхний пределы наказания, например, в случае лишения свободы — от 2 до 5 лет, от 8 до 15 лет;

— альтернативная санкция содержит указание на несколько видов возможных наказаний и тем самым предоставляет пра­воохранительным органам право выбора, например, за ряд пре­ступлений могут быть применены лишение свободы или испра­вительные работы;

— кумулятивная санкция предусматривает возможность сложе­ния нескольких видов наказаний. К примеру, смертная казнь мо­жет сочетаться с конфискацией имущества, а лишение свободы — с лишением определенного права;

— комбинированная санкция представляет собой комбинацию относительно-определенных, альтернативных и кумулятивных санкций.

Итоги:

Взаимосвязанность гипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой «если-то-иначе». «Если» – это условие действия нормы права, «то» – само правило поведения, «иначе» – это те неблагоприятные последствия, которые возникают у правонарушителя.

Норма права не тождественна статье закона, а структура последней не совпадает со структурой правовой нормы. Это определяется рядом обстоятельств. В одной статье нормативного акта (и даже — в одном нормативном акте) не могут быть выражены в полном объеме все элементы, из которых состоит правовая норма. При подготовке, принятии и издании нормативного акта правовой материал по правилам законодательной техники группируется таким образом, чтобы акт был компактен, а его предписания легко воспринимаемы. Поэтому существуют варианты способов изложения юридических норм в статьях нормативных актов, позволяющие оптимально реализовать требования законодательной техники:

1. одна статья нормативного акта соответствует одной норме- статья и норма совпадают (часто это нормы гражданского права).

2.

Административное право Российской Федерации

одна статья нормативного акта содержит только одну часть нормы права, например диспозицию.

3. одна статья содержит несколько норм права.

4.

одна статья содержит две части юр нормы, например, гипотезу и диспозицию или гипотезу и санкцию.


⇐ Предыдущая44454647484950515253Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 3034 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

З.Ф. Коврига разделяет санкции на четыре группы: 1) поощрительные, 2) правовосстановительные; 3) карательные; 4) имущественные (компенсационные) санкции. Санкции ничтожности, по ее мнению, полностью поглощаются понятием «правовосстановительные санкции».

В целом соглашаясь с приведенными выше классификациями, ставшими уже классическими, считаем необходимым сделать ряд замечаний.

Во-первых, полагаем, что следует поддерживать позицию ученых, признающих существование такого способа охраны норм, каким является санкция ничтожности.

Во-вторых, вряд ли можно говорить о наличии в законе поощрительных санкций (к ним, например, З.Ф. Коврига относит частное определение поощрительного характера), поскольку это противоречит правовой природе санкций. Санкция — это прежде всего реакция правовой системы на совершенное правонарушение, это реализация правовой ответственности в виде наступления неблагоприятных последствий для нарушителя правовой нормы. Поощрение является стимулирующим фактором к соблюдению правовых требований, но рассматривать его следует в качестве одного из средств обеспечения процессуальных норм. Уже сами авторы — сторонники выделения «поощрительных» санкций указывают на условность термина «поощрительная» применительно к слову «санкция». Впрочем, одним из значений термина «санкция» является «одобрение», «разрешение». От этимологии слова и стало возможным вывести понятие «поощрительные санкции».

В-третьих, нецелесообразно так, как это делает З.Ф. Коврига, выделять в качестве отдельного вида имущественные санкции. Эти санкции — разновидность правовосстановительных.

По своей отраслевой принадлежности процессуальные санкции делятся по отраслям процессуального права, или, иными словами, по отраслям, содержащим процессуальные нормы.

Выделим следующие виды санкций: гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные, арбитражно-процессуальные, административно-процессуальные, конституционно-процессуальные.

Критерием классификации санкций может служить степень их определенности. Данный вид классификации является производным от классификации по способу охраны правопорядка, поскольку предполагает их различие по объему и размерам неблагоприятных последствий. Процессуальные нормы можно разделить на абсолютно определенные и относительно определенные.

К относительно определенным санкциям отнесем те, применение которых к лицу зависит во многом от мнения правоприменителя.

Например, нарушение дисциплины в зале судебного заседания в уголовном, гражданском, арбитражном, конституционном процессе будет прекращено удалением нарушителя из зала суда или применением к нему штрафных санкций по субъективному усмотрению председательствующего в процессе или судебного пристава (в конституционном процессе).

Абсолютно определенная санкция точно и однозначно устанавливает вид и меру ответственности (например, штраф).

Санкции уголовно-процессуальных норм по их функциональному назначению в механизме правового регулирования иногда разделяют на регулятивные и охранительные. Такое деление, обоснованное применительно к уголовно-процессуальным санкциям, справедливо применить и к процессуальным санкциям в целом. К охранительным санкциям Л.Б. Зусь относит карательные и правовосстановительные санкции в виде принудительной обязанности. К регулятивным санкциям — все остальные правовосстановительные санкции. Указанный автор полагает, что санкции «ничтожности» относятся к регулятивным санкциям.

Разделение процессуальных санкций на регулятивные и охранительные условно. Нарушение процессуальной нормы порождает охранительные правоотношения, и любая правовосстановительная санкция в этом случае выполняет не только регулятивную, но и охранительную функцию.

В то же время и карательные санкции играют роль регулятора правовых отношений, оказывая сдерживающее от нарушения правовой нормы воздействие путем угрозы неблагоприятных последствий.

Общая теория права разделяет санкции в зависимости от направленности неблагоприятных последствий на личные и имущественные.

Полагаем, что такое разделение процессуальных санкций неприемлемо, поскольку за пределами данной классификации остаются санкции ничтожности и большая часть правовосстановительных санкций.

П.С. Элькинд разделяет по признаку направленности неблагоприятных последствий меры непосредственного воздействия на правонарушителя и меры восстановления законности. Безусловно, такой способ классификации более точно отражает систему средств защиты процессуальных норм от нарушений. При этом к «мерам непосредственного воздействия» можно отнести и карательные санкции, и правовосстановительные в виде принудительного исполнения обязанности, к мерам восстановления законности — правовосстановительные санкции, оставшиеся за пределами классификации, а также санкции ничтожности.

Рассматривая способы классификации процессуальных санкций как проявления различных сторон их правовой природы, можно предложить и иные основания.

Процессуальные санкции можно классифицировать и по способу их реализации. Это санкции активного и пассивного воздействия, которыми наделено то или иное лицо, осуществляющее судопроизводство и привлекающее к ответственности. К пассивным санкциям относят санкции «ничтожности», реализующиеся посредством простой констатации факта непризнания за противоправными действиями юридической силы. Активные санкции — это все карательные.

§2.2 Правовосстановительные, штрафные (карательные) и санкции ничтожности в уголовном процессе

В зависимости от способа охраны норм права от нарушений санкций выделим в процессуальном праве: 1) правовосстановительные, 2) карательные (штрафные) санкции, 3) ничтожности. Данная классификация позволяет определить место каждой санкции в механизме защиты правовых норм. Подобная точка зрения была высказана Г.Н. Ветровой.

Суть правовосстановительных процессуальных санкций — в восстановлении нарушенных правоотношений, устранении последствий процессуальных правонарушений, выражении отрицательной оценки действиям правонарушителя. Правовосстановительные санкции осуществляют охрану правопорядка путем устранения либо сведения к минимуму вреда, причиненного процессуальным правонарушением.

Процессуальные правовосстановительные санкции могут быть трех видов:

— отмена или изменение незаконного правоприменительного акта — санкция, налагаемая только на правоприменителей;

— принудительное исполнение обязанности — санкция, налагаемая на лиц, участвующих в деле, вспомогательных субъектов процесса и на иных участников;

— возмещение имущественного вреда — санкция, налагаемая только на лиц, участвующих в деле.

Правовосстановительные санкции предусматривают властное принуждение и отрицательную оценку, которые должен претерпеть субъект, допустивший неправомерное действие или решение. Но здесь принуждение направлено не на личность, а на приведение в соответствие с законом порядка отношений, нарушенного этими действиями или решениями. Таким образом, применение правовосстановительной санкции служит гарантией правильного направления дела, законного и обоснованного выполнения следственных и судебных действий, реализации процессуальных прав и обязанностей. Так, согласно п. 2 ст. 345 УПК приговор подлежит отмене если он вынесен незаконным составом суда. К числу таких санкций относится и обязанность прокурора возвратить расследованное уголовное дело для производства дополнительного дознания и следствия (ст. 214 УПК) и обязанность суда возвратить дело на доследование в случаях, указанных в ст. 232 УПК, и содержащийся в законе перечень оснований к отмене или изменению приговора в кассационном и надзорном порядке (ст.ст. 342, 347 УПК).

Правовосстановительные санкции могут суммироваться со штрафными. Так, в случаях существенного нарушения уголовно-процессуального закона при производстве дознания и предварительного следствия суд наряду с возвращением дела на дополнительное расследование вправе частным определением обратить внимание соответствующих должностных лиц на эти нарушения (п. 2 ст. 232, ч. 3 ст.

2. Вопрос. Понятие, структура и виды административно-правовых норм

321 УПК). Такое определение может быть реализовано посредством применения к нарушителям мер дисциплинарного взыскания в порядке подчиненности.

Для некоторых наиболее опасных уголовно-процессуальных правонарушений законодатель считает недостаточными меры процессуального принуждения и устанавливает санкции соответствующих норм уголовного права, обеспечивающих явку свидетелей, потерпевших, экспертов по вызову органов дознания, следствия, прокурора, суда и дачи ими правдивых показаний (заключений).

А.М. Ларин обращает внимание на то, что представляя собой элемент правовой нормы, санкция, в свою очередь, также может рассматриваться как системный объект с собственными элементами, с собственной внутренней структурой. По его мнению, элементами санкции в уголовно-процессуальной норме являются указания: а) о содержании меры принуждения; б) о субъекте, применяющем эту меру; в) о форме, процессуальном порядке ее применения.

Санкции в виде отмены или изменения незаконного правоприменительного акта занимают особое место среди процессуальных, они обеспечивают выполнение властными субъектами процессуальных правоотношений своих обязанностей, непосредственно охраняют интересы законности в процессе. Также реализация данных санкций обеспечивает восстановление правопорядка и охрану субъективных прав участников процесса путем аннулирования созданных незаконным актом правоотношений и вытекающих из них прав и обязанностей.


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций?
Это очень просто – нужна только регистрация на сайте.

Вид работы: Курсовая работа

Тема: Сущность и виды санкций

Дисциплина: Институциональная Экономика

Скачивание: Бесплатно

Дата размещения: 29.09.15 в 21:22

Содержание

Введение    3

1. Теоретические основы понятия санкция    5

1.1    Понятие, сущность и различные трактовки понятия «санкция»    5

1.2 Основные виды санкций    8

1.3    Виды санкций в законодательстве РФ    10

2.Особенности проявления санкций в современных условиях    15

2.1 Экономические санкции США против СССР    15

2.2 Экономический анализ санкций против Ирана    18

2.3 Анализ санкций против России в 2014 году    22

3.    Возможные методы совершенствования различных видов санкций    27

3.1 Направления совершенствования института ответственности в гражданском праве    27

3.2 Совершенствование механизма применения финансовых санкций в России    30

3.3 Анализ необходимости разработки новых мер пресечения альтернативных заключению под стражу    33

Заключение    38

Список литературы    40

 

Введение

Санкция — составляющий элемент правовой нормы, предусматривающий негативные последствия для лица, нарушившего находящееся в данной норме правило.  Кроме того санкцию можно толковать как меру воздействия, используемую к правонарушителю и влекущую для него неблагоприятные результаты.

Для поддержания правопорядка и обеспечения серьезного соблюдения законности огромное значение на современной стадии развития русского государства и общества приобретает правовая санкция. Ведь именно санкции повторяющие вид конкретных мер правового принуждения, воздействующих на сознание и волю преступника, считаются мерами, которые восстанавливают и гарантируют правопорядок.  Но не только лишь принуждение, внешне обусловленное негативными санкциями, но и поощрение, представленное санкциями позитивными, побуждают субъектов права действовать согласно общепризнанным меркам законодательства.

Проблема юридической природы правовых наказаний считается очень острой и актуальной, так как они призваны обеспечить поддержание должного правопорядка, строгое и неуклонное соблюдение правовых предписаний, эффективность правового регулирования финансовых  либо социальных взаимоотношений.

Объектом исследования является теоретическое осмысление категории «санкция», а также правовые отношения, складывающиеся в ходе внедрения санкций органами государственной власти Российской Федерации.

Предметом исследования выступает состояние и степень разработанности в юридической науке понятия и значения правовой санкции как составляющей юридической ответственности.

Целью настоящего исследования считается комплексное изучение теоретических и практических проблем применения понятия санкция и разработка научно обоснованных рекомендаций, имеющих цель  улучшенияправового регулирования деятельности, образующийся в связи с их внедрением.

Цели курсовой работы:

  • изучение теоретических организационно-правовых основ санкций в России;
  • анализ механизма применения санкций;
  • рассмотрение путей совершенствования механизма санкций.

Многие актуальные вопросы проблематики правовых санкций изучались в работах выдающихся правоведов конца XIX — начала XX веков, таких как Алексеев А.С., Еллинек Г., Елистратов А.И., Иеринг Р., Кистяковский Б.А., Коркунов Н.М., Новгородцев П.И., Лазарев Н.И., Меркель А., Палиенко Н.И., Петражицкий Л.И., Трубецкой Е.Н., Чичерин Б.Н., Шершеневич Г.Ф. и др.

Современные научные исследования существующей проблемы предпринимались в работах Алексеева С.С., Ардашкина В.Д., Базылева Б.Т., Байтина М.И., Голунского С.А., Строговича М.С., Недбайло П.Е., Лейста О.Э., Томашевского Н.П. и других исследователей, а также в работах представителей отраслевых наук: Веремеенко И.И., Бахраха Д.Н., Галагана И.А., Додина Е.В., Зинатуллина 3.3., Клюшниченко А.П., Лазарева Б.М., Лунева А.Е., Петрова Г.И., Попова Л.Л., Студеникина М.С., Юсупова В.А. и др.

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // СПС «Гарант»
  2. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г.№145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. 
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред.

    от 07.02.2011) // СПС «Консультант Плюс» -59 с.

  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // СПС «Консультант Плюс» -2 с.
  6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 (ред. от 08.03.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.
  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.05.2015) //  СПС «Консультант Плюс» -2с.
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 02.05.2015) // СПС «Консультант плюс»
  9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.03.2015)
  10. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями и дополнениями от 13 мая 2004 г.) // СПС «Гарант»
  11. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации» (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) // СПС «Консультант Плюс»
  12. Федеральный закон от 01.12.2014 N 408-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»
  13. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете»
  14. Гражданское право: Учебник: В 2-х ч. Ч. 1 / Под общ.ред. В.П.Мозолина, А.В.Масляева. М.: Юристъ, 2010. -204c.
  15. Грибанов, В.П. Ответственность за нарушение гражданских прав и обязанностей // Осуществление и защита гражданских прав / В.П. Грибанов. — М.: Статут, 2010. -286 с.
  16.   Гродских В.С. Экономическая теория / В.С. Гродских. – СПб.: Питер, 2013. – 208 с.
  17. Зыбин, С.Ф. К вопросу об институте ответственности в российском гражданском праве / С.Ф. Зыбин //Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. — 2010. — № 2 (7).
  18. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебник для вузов. 4-е изд. М.: Норма, 2010. – 356c.
  19. Колосова Н.М. К вопросу о конституционных санкциях // Журнал российского права. 2010. 15 c.
  20. Краснов А.В. К вопросу о сущности санкции правовой нормы // Трибуна молодого ученого — 2010: Сборник научно-исследовательских работ. Казань: Познание, 2010. –198 с.
  21. Краснов А.В. Правовая санкция в контексте предоставительно-обязывающего характера нормы права // Научный Татарстан. 2010. -130c.
  22. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / Под ред.

    В.А.Томсинова. М.: Зерцало, 2010. -61c.

  23. Мягких А.И. Санкция как структурный элемент правовой нормы // Правоведение (Санкт-Петербург). 2010. -110c.
  24. Руднев В.И. «О необходимости разработки новых мер пресечения альтернативных заключению под стражу»//Журнал российского права №6 2010. -63c.
  25. Сатина Э.А. Содержание и виды правовых санкций // Историко-правовой вестник: Сборник науч. статей. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2010. -25c, 28с.
  26. Ячменев, Ю.В.

    Нормы административного права

    Гражданско-правовая ответственность: учеб.пособие / Ю.В. Ячменев; СПб. ин-т внешнеэкономических связей, экономики и права. — СПб.: Изд-во ИВЭСЭП, 2010. -59c, 98с, 153с.

Не подходит Курсовая работа? Вы можете заказать у наших партнеров написание любой учебной работы на любую тему.

Заказать новую работу

0


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавить комментарий