Систематизация законодательства понятие и виды

Содержание

Систематизация законодательства: понятие и виды. Кодификация права в России.

Нормативные акты принимаются различными органами в раз­личное время, в различных пространственных пределах и по разно­му поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действу­ющих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем обществен­ные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нор­мативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соот­ветствующую систему.

Отсюда, систематизация — это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспече­ния доступности законодательства, удобства пользования им, устране­ния устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридичес­ких конфликтов, ликвидации пробелов.

Выделяют такие виды систематизации, как:

1. инкорпорация — форма систематизации путем объединения нор­мативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принци­пы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тема­тический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация — самый простой вид систематизации.

Инкорпорация подразделяется на офи­циальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание зако­нодательства Российской Федерации, ко второй — сборники норматив­ных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т. п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, Например в суде;

2. консолидация — форма систематизации путем объединения нор­мативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нор­мативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т. п.). Особенность Консолидации состоит в том, что она является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;

3. кодификация — форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их со­держания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность (примером подобного может служить принятие первой и второй частей Налогового кодекса РФ). Поэтому кодификация — способ правотворчества, наиболее слож­ный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодатель­ства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значитель­ная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Коди­фикация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом за­коне (кодексе, своде законов и т. д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт — кодекс, в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере. В качестве примеров можно выделить принятые в современной России Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Семей­ный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданско-процессуальный кодекс РФ и другие.

Рассматривая основные виды систематизации нормативных актов, следует обратить внимание еще на одну специфическую разновидность упорядочивания, приведения в определенную систему нормативно-пра­вовой информации. Это — информационно-правовые системы «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» и др., обеспечивающие правовой информацией всех желающих.

Таким образом, существуют различные виды упорядочивания нор­мативных актов, каждый из которых выполняет свою собственную роль в данном процессе.

 

 

34. Реализация права: понятие, содержание, формы.


Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 1529;


Похожие статьи:

Кармацкий Иван

Систематизация Российского законодательства

После вступления на престол Павла I вновь был поставлен вопрос о новом «Уложении», и в 1796 г. была создана комиссия, задачей которой было не составление нового, а подготовка сводного «Уложения», в котором были бы собраны все действующие законы из области уголовного, гражданского и государственного (административного) права. За время царствования Павла I комиссия успела подготовить 17 глав из сферы судопроизводства, 9 из вотчинного права и 13 глав уголовного права. Неудача всей кодификационной деятельности до 1801 г., объяснялась тем, что комиссии бессистемно соединяли все старые законы или занимались сочинением новых.

Новые задачи кодификации, с приходом в 1801 году к власти Александра I, который одним из первых в России осознал необходимость реформ, перед комиссией ставились:

— законы должны утверждаться на «непоколебимых основаниях права»;

— они должны определять все части государственного управления, пределы компетенции государственных органов, права и обязанности подданных в соответствии с «духом правления, политическим и естественным положением государства и народным характером»;

— они должны располагаться по строгой системе; они должны содержать в себе правила для отправления правосудия.

Комиссии поручалось составить общие государственные законы, действующие на пространстве всей Российской империи. Из массы существующих законов необходимо было выбрать те, которые «наиболее полезны для блага народа и соответствуют духу нации и естественным условиям страны». Новое «Уложение» предполагалось разделить на шесть частей:

  1. «законы органические и коренные», определяющие правовой статус императора, его отношения с правительственными органами и подчиненными;

  2. «общие основания и начала права», т.е. формы права, его действие в пространстве и во времени, принципы толкования закона, перечень санкций, понятия лица, вещи, действия и обязательства, владения и собственности, способы их приобретения и прекращения;

  3. общие гражданские законы, относящиеся к лицам, вещам, действиям, обязательствам, владению и собственности;

  4. уголовные законы и устав благочиния;

  5. способы приведения законов в исполнение, применения их на практике, а также законы о судоустройстве, о разделении судебного процесса на части;

  6. местные законы, применяемые при особых условиях, существующих в отдельных регионах страны.

В 1803 г. дело систематизации права было передано в Министерство юстиции, а в 1804 г. был подготовлен проект работ, в котором первоочередной задачей стала кодификация законов о судоустройстве и судопроизводстве, а целью законов являлась защита личности и собственности.

Работа по систематизации российского права была поручена Розенкампфу, но в 1808 г. в состав комиссии вошел товарищ министра юстиции М.М Сперанский. Он начал с преобразования комиссии, которая была разделена на Совет, правление и группу юрисконсультов. М.М Сперанский стал секретарем правления. В основу реформы государственного устройства и правления он предлагал положить традиционный принцип разделения властей. Поэтому, следовало, прежде всего, отделить друг от друга законодательную, исполнительную и судебную власти, сосредоточив их в разных независимых органах. В октябре 1809 года проект реформ лежал на столе у Александра II.

Для того, чтобы успешно провести эти изменения, следовало реформировать в первую очередь законодательные акты, попытаться как-то их систематизировать. К началу октября 1809 года было готово «Введение к уложению государственных законов». Был создан новый Государственный совет. Проекты всех законов, указов, положений, уставов, новых учреждений рассматривались Советом. В его компетенцию были отнесены все предметы, требующие нового закона, устава или учреждения, предметы внутреннего управления, требующие отмены, ограничение или дополнение прежних положений. Придавая особое значение разработке гражданского права, по предложению Сперанского М.М. создается специальный комитет по рассмотрению проекта гражданского уложения в составе князя Лопухина, графа Северина-Потоцкого и сенаторов Алексеева и Корнелова. Предполагалось поднять все старые нормы права, регулирующие в какой-то степени гражданско-правовые отношения в Российской Империи. Бесконечные противоречия, пробелы в праве, неразработанность целого ряда институтов, и язык, недоступный для понимания не только населения, но и юристов, заставили Сперанского приступить к созданию проекта нового гражданского «Уложения». Государственный совет в 1810 г. 43 раза рассматривал проект гражданского уложения (кодекса). В Государственном совете с 21 ноября 1821 г. по 21 декабря 1822 г. вновь возобновились прения по предоставленным комиссией проектам. Из 1343 статей, предложенных Сперанским и рассмотренным на 49 заседаниях Совета, остались без изменения 622. Бурную дискуссию вызвали статьи, регулирующие договорные, брачно-семейные и наследственные отношения.

В январе 1826 г. М.М. Сперанский направил императору Николаю I несколько записок с предложениями продолжить кодификационную работу. Доводы Сперанского были признаны достаточно вескими и послужили созданию второго отделения собственной его величества канцелярии.

Первой стадией громоздкой систематизации по замыслу Сперанского должно было быть «Полное собрание законов». Юридическая техника для составления «Свода» основывалась на следующей методике:

а) статьи «Свода», основанные на одном действующем указе, излагать теми же словами, которые содержатся в тексте и без изменений;

б) статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других указов;

в) под каждой статьей давать ссылки на указы, в нее вошедшие;

г) сократить многосложные тексты законов тексты законов;

д) из противоречащих друг другу законов выбирать лучший или более поздний.

В итоге, уже к началу 1830 г. было создано 45 обширных томов, содержащих около 42 тысяч статей. «Свод законов» должен был состоять из восьми разделов:

1) основные государственные законы;

2) учреждения (центральные, местные, устав о государственной службе);

3) «законы правительственных сил» (устав о повинностях, устав о податях и пошлинах, устав таможенный, уставы монетный, горный и о соли, уставы лесной, оброчных статей и счетные);

4) законы о состояниях;

5) законы гражданские и межевые;

6) уставы государственного благоустройства (уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный; уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории империи);

7) уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный, уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных);

8) законы уголовные.

Кодификационная работа проводилась следующим образом:

Из государственных сенатских, колежских архивов были собраны реестры всех узаконений, на их основе был составлен единый реестр, а уже после этого обратились к первоисточникам.

Было прорецензировано 3000 книг, содержащих сенатские протоколы, важнейшие постановления сверялись с подлинниками. Однако, собрание узаконений не предполагалось использовать в практических целях. Таким образом, в первое «Полное собрание законов» было помещено более 30 тысяч различных указов, нормативных актов, постановлений, начиная с «Соборного уложения» и до вступления на престол Николая I.

Неоспоримым достоинством этого собрания для того времени было прежде всего то, что он во многих частях не был абстрактным произведением. «Свод» включал в себя множество начал, выработанных и проверенных жизнью. Законы, ранее известные главным образом только немногим юристам, стали доступны для многих. Обширные научно-критические, исторические и иные работы, касавшиеся богатейшего материала, заключенного в «Полном собрании законов» и в «Своде законов», значительно содействовали оживлению юридической мысли и, несомненно, подготовили почву для создания в будущем «Уложения».

19 января 1833 г. состоялось заседание Государственного совета, обсудившего представленный «Свод законов». Было принято решение пользоваться текстами существующих законов до 1 января 1835 г., а затем должен был вступить в силу в полном объеме в качестве общего «Свода законов Российской империи». В целом, данную попытку кодификации российского права можно считать успешной, во многом это заслуга величайшего российского реформатора М.М. Сперанского.

Разработка «Уложения о наказаниях» началась сразу после создания «Свода законов» и велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии. При разработке проекта был использован том XV «Свода законов». Но авторы «Уложения» не ограничились российским опытом. Они изучили многочисленные западноевропейские уголовные кодексы, даже проекты некоторых кодексов.

Проект Уложения и объяснительная записка к нему были готовы к 1844 г. Их размножили для предварительного обсуждения. После рассмотрения проекта в Государственном совете «Уложение» было утверждено императором в августе 1845 г. и введено в действие с 1 мая 1846 г.
«Уложение о наказаниях» было громадным законом.

Понятие и виды систематизации законодательства

Оно содержало более 2000 статей, разбитых на 12 разделов, имеющих сложную структуру.

Такая громоздкость закона объяснялась тем, что его авторам не удалось преодолеть казуальность, свойственную прежним феодальным уголовным сборникам. Законодатель стремился предусмотреть все возможные виды преступлений, не полагаясь на обобщающие формулировки. Отчасти это объяснялось низким профессиональным уровнем российских судей, которые не могли бы разобраться в юридических абстракциях и, которым нужно было показать состав преступления как можно проще и нагляднее.

Впервые в российском законодательстве «Уложение» содержало Общую часть, функции которой выполнял первый раздел закона. Уложение делило правонарушения на преступления и проступки, граница между которыми была проведена не слишком четко. В первом разделе говорилось о вине как основании ответственности, о стадиях развития преступной деятельности, о соучастии, обстоятельствах, смягчающих и устраняющих ответственность. Военнослужащие не подпадали под действие Уложения о наказаниях. Для них существовал изданный в 1839 г. Военно-уголовный устав, заменивший собой Артикул воинский.

В системе преступлений на первом месте стояли преступления и проступки против религии, государства, порядка управления, должностные преступления. «Уложения» предусматривало обширную и сложную систему наказаний. Они подразделялись по разрядам, родам и степеням. Все наказания за преступления и проступки делились на уголовные и исправительные. К уголовным относилось лишение всех прав состояния, соединенное со смертной казнью, каторгой или ссылкой. Исправительными наказаниями считались потеря всех особенных личных и сословных прав и преимуществ, соединенная со ссылкой в Сибирь или другие места, заключение в крепости, в смирительном доме, тюрьме, кратковременный
арест и некоторые другие. Сохранялся сословный принцип применения
наказаний: все преступники делились на тех, к кому могли применяться
телесные наказания, и на тех, к кому они не применялись, предусматривалась такая мера наказания, как лишения сословных прав и привилегий.


Похожие страницы:

  1. Государственное правовое регулирование Российской империи в первой половине XIX века

    Реферат >> Государство и право

    … вопросом теории гражданского права применительно к российскомузаконодательству занимался и В. Кукольник. Правда, под … по сравнению с правом западноевропейских стран. Систематизацияроссийскогозаконодательства также проводилась с учётом его самобытности …

  2. Место и роль налогового кодекса в системе российскогозаконодательства

    Реферат >> Финансы

    … договоров на предмет соответствия их российскомузаконодательству, является противоречащей основополагающим началам и принципам … и представляет собой наиболее радикальный способ систематизациизаконодательства, особый вид правотворчества. Цель кодификации …

  3. Систематизация экономических знаний, первые теоретические системы, Фондовый рынок и ценные бумаг

    Задача >> Экономическая теория

    Систематизация экономических знаний, первые … покупать без всякой регистрации. По российскомузаконодательству акция – эмиссионная ценная бумага, … совладельцем, как акционер). По российскомузаконодательству облигация – эмиссионная ценная бумага, …

  4. Современное российскоезаконодательство о защите прав потребителя и проблемы его применения

    Закон >> Государство и право

    … изучении действующего законодательства, предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства в этой области, его систематизации и … выявлены основные проблемы применения современного российскогозаконодательства. В настоящее время детальное …

  5. Исторический портрет М.М.Сперанского по работе Томсинова В.А. Светило российской бюрократии

    Реферат >> История

    … которое возлагалась задача “успешного совершения” систематизациироссийскогозаконодательства. Начальником отделения 4 апреля 1826 … истории, увенчал многочисленные попытки систематизировать российскоезаконодательство, регулярно принимавшиеся начиная со …

Хочу больше похожих работ…

33. Понятие и виды систематизации законодательства


Вопрос 11 Способы систематизации гражданского законодательства

Вопрос 12 Международные договоры и общепризнанные принципы и нормы международного права как источник гражданского права.

Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, также могут регулировать гражданские отношения. В соответствии с п. 1 ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются согласно Конституции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации. Названное положение развивает ч. 4 ст. 15 Конституции.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» даны следующие определения: «Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо»; «под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного«.

В ч. 4 ст. 15 Конституции указывается на то, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Порядок заключения, ратификации, прекращения, приостановления международных договоров регламентируется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации». Следует отметить, что согласно названному Закону нормы международного договора начинают применяться с момента вступления его в силу для Российской Федерации.

Публикуются международные договоры вместе с федеральными законами об их ратификации.

Наряду с международным договором Российской Федерации может применяться также и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый во исполнение указанного международного договора (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»). Такой акт не заменяет договор, но определяет способы и процедуры реализации содержащихся в нем положений.

Вопрос 13 Обычай как источник гражданского права. Соотношение обычаев делового оборота, обыкновений и заведенного порядка взаимоотношений участников имущественного оборота.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Поиск Лекций


Понятие и виды систематизации нормативно правовых актов.

Систематизация норм права – это упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему.

Систематизация нормативно-правовых актов — это деятельность по упорядоченному объединению нормативных актов, приведению их в опреде­ленную систему.

Систематизация существует как правовая категория и реализуется в 3-х видах:

Инкорпорация –объединение законов в сборники по предметному или хронологическому критерию. (тетрадь)

Инкорпорация – путем объединения нормативного материала в определенном порядке без изменения его внутреннего содержания.

Систематизация законодательства: понятие, виды, функции

Она ограничивается обработкой материала. Допускаются лишь изменения внешнего, редакционного или технического характера.

— по хронологии (акты располагаются соответственно времени их принятия)

— по субъектам (соответственно принявшим органам)

— по социально-экономическим отраслям (промышленность, с/х, транспорт и т.д.).

Инкорпорация может быть официальной и неофициальной.

Официальная инкорпорация — упорядоченное объединение нормативных актов путем издания компетентными органами сборников (собраний) дейс­твующих нормативных актов. Она является способом (формой) официального опубликования и переопубликования вступающих в юридическую силу или уже действующих нормативных актов, а сборники служат официальными ис­точниками достоверной правовой информации

Неофициальная инкорпорация проводится различными организациями, органами и лицами и носит справочно-информационный характер.

Консолидация –объединение нормативно-правовых актов в один новый причем это объединение посвященных одному предмету регулированию (тетрадь)

Консолидация — форма систематизации, в процессе которой ранее из­данные нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся

(объединяются) в единый акт.

Кодификация— особый вид систематизации в виде сборников нормативно правовых актов объединенных одним предметом регулирования. (тетрадь)

Кодификация – это форма систематизации путем объединения нормативного материала в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт с изменением его внутреннего содержания. Она упорядочивает значительную часть уже существующего и действующего законодательства, изменяя, дополняя и преобразуя его. В результате кодификации появляются укрупненные законодательные акты, регулирующие значительную часть общественных отношений.

Результатом кодификации могут быть следующие виды актов.

Основы законодательства. В бывшем союзном государстве этот вид кодифицированного акта играл исключительно большую роль — с него начинался процесс правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере. На базе Основ разрабатывались республиканские кодексы.

Кодекс(лат. codex — собрание законов) — кодифицированный за­конодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы права, регулирующие какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений. Наиболее традиционны кодексы по отраслям права: Гражданский, Уголов­ный, Жилищный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный и др.

Устав— кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регу­лируют деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления. Еще сохраняют свое значение многочис­ленные уставы о дисциплине (Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Дисциплинарный устав вооруженных сил и др.).

Положение — сводный кодифицированный акт, определяющий порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы (или подсистемы) государственных органов.

В результате кодификационной работы появляются многочисленные нормативно-правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются один на другой, вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому необходимость в постоянной работе по упорядочению нормативно-правового материала, по расчистке, согласованию новых юридических норм с уже действующими. Эта деятельность и есть систематизация.

Положение — пожалуй, наиболее распространенный вид кодифицирован­ного акта.

 

Таким образом, систематизация законодательства необходима в целях его упорядочения, классификации, придания ему стабильности, благодаря чему существенно облегчается реализация норм права.

 

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Систематизация законодательства – это целенаправленная деятельность по упоря­дочению и приведению в единую систему нормативных правовых актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях.

Цели: 1. создание стройной системы НПА, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, 2. устранение устаревших и неэффективных норм права, 3. разрешение юридических коллизий, 4. ликвидация пробелов и 5. обновление за­конодательства.

Виды (4 вида):

1. Инкорпорация – вид систематизации, в ходе которой нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. Резуль­татом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые форми­руются по предмету регулирования или по времени издания нормативных актов. Содержание НПА не изменяется, не появляется новых НПА. Предполагает только определённое расположение НПА в сборнике. Это внешняя обработка законодательства. Инкорпора­ция подразделяется на официальную и неофициальную.

К официальной можно отнести Соб­рание законодательства РФ. В его первом разделе публикуются нормативные акты Президен­та и Правительства за определенный период, во втором – их индивидуальные правовые акты. Эти сборники имеют официальный характер, при этом они не являются источниками права, а только источниками опубликования НПА.

К неофициальной инкорпорации относятся сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.д. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде

Может осуществляться по любому критерию (по времени (в хронологическом порядке), по предметному признаку или сфере регулирования, по любому другому критерию)

Инкорпорация может быть генеральной (полной) – включается всё законодательство страны, субъекта федерации; частная (частичная) – по определённым вопросам.

2. Консолидация – способ систематизации, состоящий в объединении не­скольких различных правовых актов в одной сфере в один новый акт. Этот новый консо­лидированный акт принимается в надлежащем порядке соответствующим компетентным правоустанавливающим органом государства. При этом все прежние консолидируемые акты с принятием нового акта утрачивают свою юридическую силу и перестают действовать. Кон­солидация представляет собой форму официальной правоустановительной деятельности, по­скольку включает в себя изменение и отмену устаревших норм, установление ряда новых норм и в целом принятие нового правоустановительного акта, чем отличается от инкорпора­ции. Нормы включаются в один другой НПА. (закон о ТСЖ практически включили в новый Жилищный кодекс, закон о плате за землю практически включили в Налоговый кодекс).

3. Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизиро­ванное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, основах за­конодательства и др.). В ходе кодификации происходит качественная переработка действую­щих юридических норм в определённой сфере общественных отношений, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов при­ходит новый единый сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании.

Признаки кодификации: производится только законодательным органом, создаётся новый НПА, он является сводным актом, основным среди актов, которые действуют в определённой сфере, предполагает долговременный характер действия.

Виды кодификации: 1. всеобщая (переработке подвергается все законодательство государства), 2. отраслевая (перерабатываются нормы определенной отрас­ли законодательства), 3. специальная или комплексная (нормы правового института, подотрасли – Водный ко­декс).

4. Учёт.Выделяется некоторыми авторами.

39.Систематизация законодательства: понятие, значение и виды

Это деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии (постоянно обновляется) НПА, а также деятельность поисковых систем, обеспечивающих нахождение необходимой информации, взятой на учёт. Он может быть журнальным (фиксация реквизитов НПА).

Используется там, где информационный массив невелик и ограничен достаточно узкой проблемой. Может быть картотечный – создание карточек по определённой системе. Автоматизированный учёт – применение компьютерной техники.


⇐ Предыдущая47484950515253545556Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1269 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Кодификация (переработка) – это процесс объединения нормативно-правовых актов с существенной переработкой законодательства или его отраслей.

Результат кодификации – принятие нового нормативного акта.

Виды кодификации:

1. Всеобщая. Принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства – все законодательство подвергается изменениям.

2. МежотраслеваяГражданский Кодекс.

3. Отраслевая. Охватывает законодательство той или иной отрасли права, например, гражданский, трудовой, уголовный кодексы и т.д.

4. Специальная (комплексная). Включает акты той или иной подотрасли, института или однородного комплекса законодательства (налоговый, лесной, таможенный кодексы и т.д.)

Виды кодификационных актов:

1. Основы законодательства – основополагающие принципы и нормы, направленные на регулирование соответствующих законодательных отраслей или институтов и призванные обеспечить связь и согласованность их норм.

2. Кодекс – НПА, содержащий совокупность норм, которыми детально и всесторонне осуществляющих правовое регулирование соответствующего комплекса общественных отношений.

3. Устав – НПА регулирующий определенную сферу гос. деятельности.

4. Положения – НПА, определяющий порядок образования, правовой статус и организацию деятельности гос. органов, организаций и учреждений.

5. Правила – НПА, определяющий порядок организации какого-либо рода деятельности

6. Регламенты – НПА, содержащие процедуры деятельности гос. органов и организаций.

55. Система права: понятие и основные компоненты

Системность – основной признак права.

Система права – это объективно сложившееся строение права, представляющее собой внутренне взаимосвязанную совокупность правовых норм, объединенных по соответствующим критериям в институты, отрасли и их семьи.

Признаки:

1. Объективность, т.к. внутренняя структура права обусловлена реально складывающимися общественными отношениями, а не создается по усмотрению правового субъекта.

2. Единство и взаимосвязь составляющих ее правовых предписаний, которым свойственны согласованность, целенаправленность и последовательность в процессе объединения.

3. Уровневая дифференциация элементов структуры права, отражающая их функциональное назначение различного порядка – от правовых норм, и до отраслевых объединений в праве.

Предмет правового регулирования – общественные отношения и поведение субъекта права, подвергаемые особому воздействию со стороны права в целях установления и поддержания в гос. организованном обществе нормативного правосознания.

Метод правового регулирования – совокупность юридических приемов, средств и способов, при помощи которых целенаправленно регулируется поведение людей в различных сферах общественных отношений.

Структура права:

1. Норма права.

2. Правовые институты – это совокупность норм права, регулирующих определенную сторону, определенный участок единородных общественных отношений.

3. Подотрасль – это совокупность норм, регулирующих несколько сторон, участков однородных общественных отношений. Может объединять 2 или несколько правовых институтов.

4. Отрасльэтосовокупность норм регулирующих однородные общественные отношения в соответствии с предметом и методом правового регулирования.

56. Норма права: понятие и классификация

Норма права – это общеобязательное правило поведения, закрепленное в источниках права.

Признаки:

1. Нормативность – образцы поведения людей;

2. Общеобязательность;

3. Общий характер – распространяются на всех и каждого субъекта;

4. Фиксированность – закрепленная в официальных источниках права;

5. Государственно-властная обеспеченность – обеспечивает гос. защиту норм;

6. Стабильность – необходимость поддержания в обществе устойчивого порядка;

7. Системность – связанная с собственной внутренней структурой и вхождение в более сложные компоненты права.

I. Внешние – входят в институты, отрасли и семьи

II. Внутренние:

1. Гипотеза (условие) – это часть нормы, указывающая на конкретные условия, обстоятельства при наличии или отсутствии которых действует само правило поведения, сама норма. Как правило, гипотеза в НПА начинается со слова «если».

2. Диспозиция (правило)– это часть нормы, содержащая само правило поведения, которому должны следовать соответствующие субъекты права.

Диспозиция указывает на сами права и обязанности субъекта.

3. Санкция(взыскание)– это часть нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, наступающие вследствие нарушения диспозиции (самого правила поведения), начинается со слов «иначе», «в противном случае»

Способы изложения норм права:

1. Прямой способ – все три элемента нормы отражаются в НПА в полном объеме.

2. Отсылочный способ – отсылает к другим статьям того же НПА.

3. Бланкетный способ – отсылает к другому НПА.

Вид норма права:

1. По отраслям права– применительно к каждой отрасли своя группа норм

2. По методу правового регулирования:

a. Императивные нормы – категоричные, авторитарные, безусловные, (административное, конституционное право)

b. Диспозитивные нормы – нормы которые позволяют делать выбор самого поведения (гражданское право)

c.

Систематизация законодательства: понятие и виды. Кодификация права в России.

Поощрительнынормы

d. Рекомендатьльныенормы

3. По содержанию (характеру) предписания (по сути):

a. Закрепляющиенормы – закрепляют юр. запреты;

b. Обязывающиенормы – закрепляющие юр. обязанности;

c. Управомачивающие(дозволительные) нормы – закрепляющие право, предписывают дозволение на те, или иные действия;

d. Поощряющиенормы.

4. По функциям права:

a. Регулятивные нормы обеспечивают регулирование общественных отношений;

b. Охранительные способствуют обеспечению охраны существующих общественных отношений.

5. По юридической силе:

a. Нормы законов обладают наибольшей силой;

b. Нормы иных подзаконных актовобладают наименьшей силой.

6. По сфере действия:

a. Федеральныенормы принимаются органами гос. власти на территории всей РФ;

b. Нормы субъектов РФпринимаются на территории субъектов РФ;

c. Нормы местного самоуправленияпринимаютсямуниципальными образованиями;

d. Локальные нормы– приказы, распоряжения департамента, отдела и т.д.

7. По кругу лиц:

a. Общие нормы касаются всех граждан, нормы конституционного права;

b. Специальныекасаются отдельных категорий граждан.

8. По исходным положениям:

a. Основные

b. Конкретизирующие (производные)

9. По принципу разделения властей:

a. Законодательные

b. Исполнительные

c. Судебные


⇐ Предыдущая28293031323334353637Следующая ⇒


Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 546 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.005 с)…

Добавить комментарий