Уровни развития способностей в психологии

Первый подход:

два уровня развития способностей:

1. репродуктивный. Человек обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу.

2. творческий. Человек создает новое, оригинальное.

Второй подход:

Можно выявить градацию их развития от слабо развитых или еще не развитых способностей до их высшего развития:

Задатки

Врожденные анатомо-физиологические особенности строения организма в целом и его нервной системы, составляющие индивидуальные предпосылки формирования и развития способностей

Склонности

Первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении человека к занятиям определенным видом деятельности

Одаренность

Сочетание различных развитых способностей, обусловливающее особенно успешную деятельность человека в определенной области или в нескольких областях деятельности

Талант

Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности

Гениальность

Высшая ступень талантливости. Способность создавать что-то принципиально новое в общественной жизни, в науке, литературе, искусстве и т. п. Продукты творчества гениального человека являются важным этапом в развитии той или иной отрасли деятельности

 

Развитие способностей

Морфо-физиологической базой для развития способностей являются задатки. Так, задатками музыкальных способностей будет соответствующее строение улитки и височной коры больших полушарий, для развития актерских способностей нужно наличие достаточно развитого голосового аппарата и эмоциональных зон мозга, а также хорошая мышечная координация и т. д.

Развитие способностей начинается с первых дней жизни и может продолжаться всю жизнь:

1 этап. От рождения до 6-7 лет. Созревание необходимых органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно охватывает период от рождения ребенка до 6-7 лет.

2 этап. Дошкольники – средние классы. Становление специальных способностей. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность, особенно если они имеют творческий характер. Оценить, насколько развиты способности у ребенка, мы можем по динамике их развития — то есть по скорости освоения той или иной деятельности.

Для развития способностей ребенка нужны определенные условия:

 

 

Условия развития у человека социальных способностей

1. Наличие общества, социально-культурной среды, которая включает предметы материальной и духовной культуры.

2. Наличие в ближайшем социальном окружении человека людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и могут передать ему нужные знания, умения и навыки располагая при этом соответствующими средствами обучения и воспитания.

3. Необходимость участия в тех видах человеческой деятельности, которые имеютотношение к его способностям.

49,. Темперамент как свойство личности. Основные учения о темпераментах. Физиологическая основа темперамента.

Темперамент — психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

Выделяют следующие основные особенности темперамента человека:

*темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность;

*свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными;

*согласно современным данным темперамент обусловлен свойствами нервной системы конкретного человека.

Основные учения:

В истории психологии известны разные теории темперамента. В частности, одна из первых попыток объяснения этой характеристики личности принадлежит греческому врачу Гиппократу, который считал, что состояние организма зависит от соотношения жидкостей организма (кровь, лимфа и желчь).

Древнеримский ученый Гален уточнил классификацию Гиппократа и выделил четыре главных темперамента.

Сангвиник «Сангвис» — кровь. Легкая возбудимость чувств и их малая продолжительность. Склонности его непостоянны

Флегматик «Флегма» — слизь. Чувства медленно овладевают таким человеком; он легко сохраняет хладнокровие в экстремальных ситуациях. Он терпеливо переносит невзгоды и редко жалуется

Холерик «Холе» — желтая желчь. Такой человек находится под влиянием страстей. Он размышляет мало, но действует быстро. Холерики вспыльчивы, но отходчивы

Меланхолик «Мелайна холе» — черная желчь. Склонен к печали; преувеличивает свои страдания. Чувствителен и легко раним

Немецкий психолог Эрнст Кречмер попытался увязать темперамент со строением тела (конституционная теория темперамента).

По мнению русского физиолога И. П. Павлова, темперамент человека всецело зависит от свойств нервной системы организма. Он выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность. В зависимости от сочетания данных свойств он выделил несколько типов высшей нервной деятельности человека.

Меланхолик — (слабый) это слабый тип нервной системы, неспособный выдерживать сильные нагрузки. В ответ на них в центральной нервной системе развивается процесс «запредельного торможения».

Холерик — (безудержный) сильный и неуравновешенный тип, бурно реагирующий на воздействия, способный к активным действиям и сильным эмоциям.

Флегматик — (спокойный) сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы, способный выдерживать длительные и сильные нагрузки.

Сангвиник — (живой) сильный, уравновешенный, подвижный тип, с регулярно чередующимися процессами возбуждения и торможения.

Б. М. Теплов — главным компонентом темперамента являются эмоции, а точнее скорость и сила их проявления.

⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒



Критерии оценки

При выборе и оценке избирательных систем ответственная политика руководствуется не одним-двумя, а многими критериями, взвешивая все «за» и «против» относительно каждой из них. К числу главных таких критериев относят:

· демократичность (или – «политическая репрезентативность»), то есть способность избирательной системы наиболее полно и точно представить в парламенте существующий в обществе спектр интересов граждан и политических сил;

· характер влияния на политическую и, прежде всего – партийную систему общества, равно как и на электоральное поведение избирателей;

· характер связи между избирателями и их избранниками после выборов;

· технологическая простота механизма и экономичность (малозатратность) выборов и ряд других взаимосвязанных между собой показателей.

Названные критерии будут положены в основу анализа основных типов, а также наиболее известных разновидностей избирательных систем и в настоящей лекции.

2. Мажоритарная избирательная система: разновидности и их сравнительная характеристика

 

Мажоритарная система – старейшая по «возрасту» и самая простая по «технологии» распределения мандатов из всех существующих. Её родина – Великобритания. Ещё полвека назад некоторые ученые объявляли эту систему чуть ли не порождением английского консерватизма и самобытности, а ее сохранение – нежеланием идти в ногу со временем. Однако она и сегодня применяется при формировании представительных органов власти не только в Великобритании и других странах Содружества (Канада, Индия и др.), но и в США, Японии, в странах СНГ, во многих других государствах (самостоятельно или в сочетании с пропорциональной системой) – в Венгрии, Италии, ФРГ; для определения победителя на президентских выборах – в США, Исландии, Колумбии, Никарагуа, Венесуэле, Филиппинах и др. В России до последнего времени она применяется на выборах президента, а также на региональных и местных выборах.

Мажоритарная избирательная система представляет собой общее название для нескольких своих видов и их разновидностей. Общим признаком являетсяпринцип большинства независимо от того, в каких (одномандатных, многомандатных или в едином общенациональном) избирательных округах проводятся выборы.

Содержание

Уровни развития способностей, их характеристика. Развитие способностей.

Виды мажоритарной системы выделяются в зависимости отхарактера большинства голосов, требуемого для победы на выборах.

К основным видам мажоритарной избирательной системы относят системы: относительного большинства (плюральная) и абсолютного большинства (собственно мажоритарная) в их различных модификациях и сочетаниях, в том числе и с системой пропорционального представительства (см. схему 2).

Для победы на выборах по плюральной системе кандидату-победителю достаточно хотя бы на один голос опередить соперников. Для победы же на выборах, проводимых по системе абсолютного большинства (собственно мажоритарной) ему необходимо получить более 50% голосов избирателей (достаточно – 50% + 1 голос). Иными словами, в первом случае победитель определяется по простому, а во втором – по абсолютному большинству полученных голосов. Таково самое общее и наиболее фундаментальное различие между мажоритарными системами относительного и абсолютного большинства.

Схема 2

 

 
 

 

 

 

На базе этих двух основных видов мажоритарной системы строятся её многочисленные разновидности.

Кроме того, существуют так называемые «компромиссные» системы, формирующиеся в результате объединения отдельных элементов мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

Рассмотрим каждый из основных видов мажоритарной системы в отдельности и некоторые её разновидности, имея в виду, прежде всего, их положительные стороны и недостатки, сказывающиеся на проведении и характере влияния результатов выборов на демократический характер партийной и в целом – политической системы общества и государства.


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 204; Нарушение авторских прав?;




Читайте также:

Утверждение о том, что у человека нет готовых биологических задатков к развитию социальных способностей, не означает отсутствия у этих способностей анатомо-физиологической основы тогда, когда они становятся полностью развитыми. Эта основа есть, но также не является врожденной. Она представлена так называемыми функциональными органами, представляющими собой прижизненно складывающиеся нервно-мышечные системы, анатомически и физиологически обеспечивающие функционирование и совершенствование соответствующих способностей. Формирование функциональных органов у человека становится важнейшим принципом его онтогенетического морфо — физиологического развития, связанного со способностями

5.Развитие способностей.

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, что бы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне.

Способности носят индивидуальный характер.

Это означает, что у каждого человека имеются свои способности, отличающиеся по качеству и уровню развития от способностей других людей. Качественные различия в способностях людей проявляются в том, что один человек проявляет способности в технике, другой — в сельском хозяйстве, третий — в музыке, четвертый — в педагогической деятельности. Встречаются и такие люди, которые проявляют способности в различных видах деятельности. Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, определяет одаренность. Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях.

Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности.

Талантливый человек может решать сложные теоретические и практические задачи, создавать ценности, отличающиеся новизной и имеющие прогрессивное значение.

Гениальность — самый высокий уровень развития способностей, выражающийся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности. Гениальность предполагает способности создавать принципиально новое, прокладывать новые пути в различных видах человеческой деятельности. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в своей деятельности. Гениальными были ученый М.В. Ломоносов, поэт А.С. Пушкин, физиолог И.П. Павлов, химик Д.И. Менделеев и другие.

Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при всестороннем развитии личности.

Для того чтобы задатки превратились в ярко выраженные способности, необходимо с детства создавать условия для их формирования: занятие детей техническим, научным и художественным творчеством, многоплановость деятельности ребенка, широта и разнообразие сфер его общения.

В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность.

Первичный этап в развитии любой такой способности связан с, созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития y ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития: специальных способностей.

Организуя детскую деятельность, формирующую и развивающую способность детей, необходимо соблюдать психологические требования: создание положительного эмоционального настроения, поддерживающего интерес ребёнка к данному виду деятельности; творческий характер деятельности; оптимальный уровень трудности выполняемой деятельности.

Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. Требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной потенциального развития.

Таким образом, для многих человеческих способностей развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца.

Заключение

Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления.

Способности тесно связаны с обшей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные способности, в то же время одна и та же способность может быть условием успешности различных видов деятельности.

Это обеспечивает возможности широкой компенсации способностей.

Способности не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.

Литература

Немов Р.С. Психология. В трёх книгах.- М., 1995-2001.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-С.-П., 2000.

Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н.Дружинин — СПб: Издательство «Питер», 2002.

Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность

— 368 с.

Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. — М.: ЧеРо, 2000. — 776 с.

Теплов Б. М. Избранные труды: в 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций?
Это очень просто – нужна только регистрация на сайте.

55.

Уровни развития способностей

Способности

Способности, равно как и характер, являются определенным сочетанием различных личностных качеств. Но, в отличие от характера, способности проявляются в каком-либо одном виде деятельности (как правило, творческой), а характер обусловливает все поведение человека и все виды его деятельности. Существуют различные классификации способностей. Их принято делить на элементарные и сложные, а также на общие и частные.

К элементарным частным способностям можно отнести, например, музыкальный слух, моторную память (это способность развита у танцоров, гимнастов, фигуристов), способность к эмпатии. Их называют частными, поскольку они не могут быть в равной степени присущи разным людям. Элементарными же они называются, поскольку определяют успешность какого-либо одного, определенного вида деятельности.

Сложные частные способности – это способности профессионального характера. Они также обеспечивают успешность в каком-либо одном виде деятельности, но являются комплексными. Например, художник должен обладать развитым чувством цвета, перспективы, тонкой моторикой, художественным вкусом. Все вместе это можно назвать способностью к художественному творчеству.

В отличие от этого, сложные общие способности предполагают вероятность успеха не в каком-то конкретном виде деятельности, а скорее в целой сфере или направлении (например, способность к лидерству, способность к игре, способность к творчеству, к эстетической деятельности и т. п.).

Ну а общие элементарные способности – базис всех трех вышеописанных видов. Они включают в себя особенности восприятия, мышления, интеллекта, памяти, моторики.

Физиологической основой способностей являются задатки – врожденные морфологические и функциональные особенности мозга.

Согласно другой распространенной классификации выделяют следующие виды способностей.

1. Природные способности (базирующиеся на врожденных качествах индивида – задатках).

2. Специфические человеческие способности (основаны на освоении культурно-исторического опыта и направлены на адаптацию и развитие человека в социуме). Они, в свою очередь, делятся на следующие виды:

1) теоретические и практические (в зависимости от рода деятельности, в котором они применяются);

2) учебные (необходимые для процесса усвоения знаний);

3) творческие (применяемые в процессе создания предметов материальной и духовной культуры, открытий, изобретений);

4) коммуникативные (позволяющие активно взаимодействовать с окружающими людьми);

5) предметно-деятельностные (позволяющие человеку осуществлять предметную деятельность в сфере науки, техники, овладения информацией и взаимодействия с природой).

Высшую степень способностей личности к определенной деятельности называют талантом. Высшую степень творческих проявлений личности называют гениальностью. Человека, способного ко многим видам деятельности, называют одаренным.

Оглавление

Классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, н для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, крайне важно , чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определœенное основание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ составляют задатки.Под задатками принято понимать анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. К примеру, в качестве врожденных задатков могут выступать особенности развития различных анализаторов.

Следует подчеркнуть, что наличие определœенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности.

Способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека.

Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одаренностью принято называть своеобразное сочетание способностей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. В этом определœении крайне важно подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Какую бы феноменальную математическую одаренность ни имел человек, но если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области.

Следующий уровень развития способностей человека — талант. Сегодня под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Пробуждение таланта͵ так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным обществом. Следует отметить, что талант — это определœенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не должна быть названа талантом.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. Огениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. К примеру, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. При этом это не означает, что всœе индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой ʼʼпрофильʼʼ, какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.

Читайте также

  • — Уровни развития способностей и индивидуальные различия

    В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней раз­вития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем… [читать подробнее].

  • — Уровни развития способностей и индивидуальные различия

    Определение способностей.

    77. УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ. ЗАДАТКИ

    Классификации способностей. Характеристика общих способностей человека. Уровни развития способностей. Биосоциальная природа способностей. Теории и концепции способностей. Основные этапы развития способностей. Очень часто,… [читать подробнее].

  • — Структура и уровни развития способностей

    Классификация способностей Способности Характер и темперамент Следует отметить, что в процессе построения разнообразных психологических концепций характер нередко связывают с темпераментом, а в некоторых случаях и смешивают эти понятия. В… [читать подробнее].

  • — Уровни развития способностей. Виды способностей.

    Способности — это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения. Выделяют следующие уровни… [читать подробнее].

  • — УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ. ОДАРЕННОСТЬ, ТАЛАНТ И ГЕНИАЛЬНОСТЬ

    Следующим уровнем развития способностей является одаренность.Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение… [читать подробнее].

  • — УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ. ЗАДАТКИ

    В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем… [читать подробнее].

  • — Виды и уровни развития способностей.

    Способности можно разделить на: 1) природные (естественные) способностями — в своей основе биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками и являются общими для человека и животных, особенно высших (восприятие, память, способность к элементарной коммуникации)…. [читать подробнее].

  • — Уровни развития способностей. Склонность и одаренность.

    Традиционно принято выделять уровни развития способностей: · репродуктивный · реконструктивный · творческий Однако практика (результаты эмпирических исследований) показывает, что творческие способности и репродуктивные способности имеют довольно разную природу,… [читать подробнее].

  • Как и всœе индивидуально-психологические особенности личности, способности не приобретаются человеком в готовом виде, а формируется в жизни и деятельности. Отрицание врожденности способностей не имеет абсолютного характера, ᴛ.ᴇ. , не отрицается врожденность особенностей строения мозга, которые могут оказаться условием успешного выполнения какой-либо деятельности, ᴛ.ᴇ. , задатков.

    Задатки –это морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

    Б.М.Теплов говорил, что способности — ϶ᴛᴏ задатки в развитии.

    У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способности поднялась в своем развитии на более высокий уровень, крайне важно , чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню выступает в виде своеобразного задатка. К примеру, чтобы усвоить высшую математику, нужно знать элементарную, вот эти знания и выступают в качестве задатка и являются приобретенными способностями.

    Тот факт, что задатки заключены в особенностях строения нервной системы, подсказывает предположение о возможной генетической наследуемости задатков. Вместе с тем, гипотеза возможной наследуемости задатков не должна быть отождествлена с идеей наследования способностей.

    Задатки многозначны. На базе одних и тех же задатков могут развиться различные способности.

    Уровни способностей:

    1.

    Характеристика уровней развития способностей.

    Неспособен или способность имеется (в различной степени ее развития).

    2. Репродуктивный или творческий уровень имеющейся способности.

    Репродуктивный уровень способности определяется тогда, когда человек хорошо работает с материалом, хорошо известным всœем другим людям, но делает это более ловко, более уверенно.

    Творческий уровень в свою очередь делится на следующие уровни:

    — одаренность;

    — талант;

    — гениальность.

    Одаренность –это качественно своеобразное сочетание способностей, дающих человеку возможность успешно заниматься одним или несколькими видами деятельности.

    Термин ʼʼОдаренностьʼʼ многозначен. Одаренность должна быть общая и специальная. Общую иногда называют умственной. Диапазон специальных одаренностей достаточно велик.

    Когда говорят про одаренность, чаще всœего имеют в виду детей, поскольку говорить об имеющихся возможностях применительно к деятельности взрослого человека несколько поздновато, пора превращать их в талант.

    Талант –это высокий уровень развития способностей, прежде всœего специальных в их совокупности, позволяющий создавать в деятельности человека оригинальные результаты, отличающиеся принципиальной новизной.

    Большинство талантливых людей обладали несколькими высоко развитыми способностями. Лермонтов и Пушкин рисовали, химик Бородин писал музыку и т.д.

    Гениальность –это высший уровень развития способностей, который позволил личности достичь таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры, имеют историческое значение и создают новые направления в науке, искусстве, технике.

    Гениям характерна работа в большом количестве направлений, где они и создают свои произведения (Леонардо да Винчи, М.В.Ломоносов).

    Для гения характерно:

    1) работа в разных направлениях науки и искусства и создание абсолютно новых открытий и произведений искусства;

    2) высокая производительность труда (продуктивность их колоссальна);

    3) обширные знания научного и творческого наследия, ᴛ.ᴇ. гений схватывает, выделяет суть из всœего того, что было открыто до них;

    4) гений всœегда творчески перерабатывает основные идеи, концепции предыдущих поколений и при крайне важно сти очень жестко отбрасывает устаревшие идеи и концепции. Он всœегда может доказать свою точку зрения, объяснить почему отбрасывает. Непризнанные гении не могут убедить народ в своей правоте, не признают никаких авторитетов и часто отрицают без знания глубины вопроса.

    5) результаты творчества гения должны помогать прогрессу человечества (чтобы откинуть ʼʼзлого генияʼʼ). Но данный признак не обязателœен.


    Добавить комментарий