1 механизм административно правового регулирования

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 6

1. Понятие и элементы механизма АПР.

Механизм административно-правового регулирования – это совокупность административно-правовых средств, которые воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.

Элементы механизма АПР:

1. Принципы административного права

2. Административно-правовые нормы

3. Акты официального толкования норм административного права

4. Применение (реализация) административно-правовых норм

5. Административно-правовые отношения

I. Принципы административного права – основополагающие идеи и требования, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность:

1. Демократизм нормотворчества и реализация права – проявляется в участии населения в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые ими органы власти) формирование норм административного права, а также проявляется в степени подконтрольности и открытости правоприменительных органов к гражданам.

2. Равенство граждан перед законом и правоприменителем – все граждане независимо от пола, расы, национальности, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также от иных обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности.

3. Взаимная ответственность государства и личности – юридическую ответственность должна нести не только личность за нарушение норм административного права, но и государства в лице его органов и должностных лиц за нарушение, либо за ненадлежащее исполнение своих обязанностей перед личностью.

4. Принцип федерализма – разграничение компетенции органов власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

5. Гуманизм – соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан, а также юридическое признание приоритетов, ценностей личности.

6. Законность .

7. Принцип справедливости – требование соответствия поведения субъекта юридическим последствиям за его результат.

В законодательстве существует 2 способа закрепления принципов административного права:

1. Текстуальный – когда принцип закреплен в конкретной статье закона.

2. Смысловой – принцип вытекает из анализа содержания нормативного акта.

II. Административно-правовые нормы.

Любая отрасль российского права состоит из юридических норм, представляя собой их организованную совокупность.

Нормы административного права определяют границы должного, допустимого или рекомендуемого поведения участников управленческих отношений.

Административно-правовые нормы (АПН) – это санкционированные субъектами публичной власти правила поведения, регулирующие отношения, возникающие в сфере деятельности публичной исполнительной власти и осуществление административного судопроизводства.

По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на:

1. Регулятивные – связанные с регулированием деятельности как негос. коммерческих организаций, так и общ.объединений с разрешением возникающих коллективных споров между гражданами и государственными органами; органами местного самоуправления и предпринимателями и прочее. Регулятивные нормы предполагают использование таких правовых средств как уведомление о начале деятельности, регистрационный и лицензионный порядок, заключение административных договоров и прочее.

2. Охранительные – т.е. направленные на поддержание обороноспособности страны, общественного порядка, общественной безопасности, охрану окружающей природной среды, сбор налогов и других обязательных платежей, и прочее. Охранительные нормы устанавливают обязательные правила поведения, запреты и ограничения на те, или иные действия.

По предмету регулирования АПН делятся на:

1. Материальные– юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников, регулируемых управленческих отношений. Материальные АПН предусматривают как правило запреты и ограничения на ту или иную деятельность, а также административные санкции за их нарушение; компетенцию соответствующих органов по применению санкций, содержащихся в материальных АПН. По методу воздействия на поведение субъекта материальные АПН делятся на: 1. Обязывающие нормы (предписывают совершение определенных действий). 2. Запрещающие нормы (предусматривают запреты на ту или иную деятельность в определенных условиях). 3. Разрешительные или дозволительные нормы. 4. Стимулирующие или поощрительные нормы. 5. Регистрационные или уведомительные нормы. 6. Рекомендательные нормы.

2. Процессуальные – определяют общие правила, порядок, процедуру нормотворческой правоприменительной и юрисдикционной деятельности органов государственного управления, а также других субъектов административного права. Процессуальные нормы регулируют отношения по реальному исполнению положений, содержащихся в материальных АПН (в институте государственной службы к процессуальным нормам относятся: порядок поступления на службу; перемещение служащего на должность; проведение аттестации и прочее).

По критерию предела действия норм они делятся на:

1. Общеобязательные нормы (федеральные нормы, субъектов РФ и муниципальных образований).

2. Внутри аппаратные (общие аппаратные, межведомственные, ведомственные локальные, т.е. нормы, действующие в органе публичной администрации).

По действию во времени АПН делятся на:

1. Срочные (введенные в действия на определенный срок).

2. Бессрочные (срок действия которых заранее не установлен).

Структура АПН.

Это ее внутренне строение, совокупность логически обусловленных элементов.

Элементы структуры АПН:

1. Гипотеза – характеризует условия, при наступлении которых норма начинает действовать. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения и прекращения административного правоотношения.

2. Диспозиция — содержит правило должного поведения субъектов управления. Выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения (запреты или ограничения на те, или иные действия).

3. Санкция – это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушения АПН. Чаще всего санкция предусматривает меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя норм.

В АПН, предусматривающих составы административного права, нарушенная гипотеза чаще всего сливается с диспозицией.

Вопрос 3 позже.

III. Применение (реализация) АПН.

Реализация норм административного права представляет собой сознательный процесс претворения в жизнь властной воли субъектов административных правоотношений. Это выражается в поведение субъекта в соответствии с требованиями нормы.

Существуют следующие способы реализации АПН:

1. Исполнение – заключается в активных действиях субъектов права по выполнению обязанностей (предписаний), содержащихся в норме.

2. Соблюдение – воздержание субъекта от совершения запрещенных действий – от исполнения оно отличается пассивным поведением субъектов.

3. Использование – субъект сам принимает решение воспользоваться ему или нет предоставленным правом (право на жалобу).

4. Применение – состоит в принятии компетентным органом власти индивидуального, юридически властного решения, т.е. акта, на основе действующей нормы (федеральный закон постановление правительства инструкция министерства).

Элементы административно-правового регулирования.

Административно-правовое отношение – это урегулированные нормами АПобщ.отношения, складывающиеся в сфере деятельности публичной исполнительной власти и осуществление административного судопроизводства.

АПО являются разновидностью правоотношений вообще, но имеют вои особенности:

1. Права и обязанности сторон в этих отношениях, связаны с деятельностью публичной администрации и с осуществлением административного судопроизводства.

2. В данных отношениях одной из сторон всегда выступает субъект административной власти.

3. Данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон, при чем согласие другой стороны, не требуется.

4. В случае нарушения АПН нарушитель несет ответственность перед государством.

5. Разрешение споров между сторонами, как правило осуществляется в административном порядке (во вне судебном).

По юридическому характеру АПО делятся на:

1. Материальные – общественные отношения, возникающие в сфере управления, урегулированные материальными АПН.

2. Процессуальные – общественные отношения, складывающиеся в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел, урегулируемыхпроцессуальными АПН.

АПО имеют свою структуру и представлено следующими элементами:

1. Субъект – участник АПО, обладающий административнойправосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями. Виды субъектов: 1. Физические лица. 2. Государственные органы и их структурные подразделения. 3. Государственные служащие. 4. Общественные объединения. 5. Предприятия, учреждения, организации и прочее.

2. Объект – это то, по поводу чего возникло, изменилось или было прекращено АПО. Виды объектов: 1. Предметы материального мира (земля ,леса, водные ресурсы, деньги). 2. Продукты духовного творчества (произведения искусства, литературы, кино и другое). 3. Личные неимущественные блага (жизнь, честь, достоинства). 4. Поведение участников правоотношений (действия или бездействия). 5. Результаты поведения участников правоотношений (последствия к которым привели действия или бездействия).

3. Содержание – совокупность прав и обязанностей участников АПО. Юридические факты являются основаниями возникновения, изменения или прекращения АПО. Юридические акты делятся на: 1. Действия – это юридические факты, являющиеся результатом активного волеизъявления людей (подача жалобы в орган исполнительной власти, осуществление надзорной проверки и прочее). Особой разновидностью действий являются юридические формы исполнительной деятельности, т.е. индивидуальные акты управления. 2. События – это явления на прямую, не зависящие от воли субъекта (стихийные бедствия, смерть, рождение). В условиях стихийных бедствий действуют иные соответствующие полномочия органов исполнительной власти, т.е. ограничения в их деятельности.

Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования

Эффективное функционирование механизма административно-правового регулирования общественных отношений зависит от качества законодательных предписаний.

Механизм определяется как внутреннее устройство чего-либо, приводящее его в действие, как система определяющая порядок деятельности.

Основоположником исследования вопросов механизма правового регулирования вообще является С. С. Алексеев, который одним из первых среди ученых-юристов дал его определение в своей работе «Механизм правового регулирования в социалистическом государстве». В соответствии с его точкой зрения — «механизм правового регулирования — это единая система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное воздействие на общественные отношения». По мнению данного ученого, рассматриваемая категория позволяет не только собрать вместе явления правовой действительности, связанные с решением жизненных ситуаций и обрисовать их как целостность, но и представить их в работающем, системно воздействующем виде.

Составляющими элементами механизма правового регулирования с точки зрения С. С. Алексеева, являются:

  • — правовые нормы;
  • — правоотношения;
  • — акты применения норма права;
  • — правовая культура и правосознание.

Он отмечает, что процесс правового регулирования включает в себя три основных стадии:

  • — регламентация общественных отношений;
  • — действие юридических норм;
  • — реализация субъективных прав и обязанностей.

Следует отметить, что в теории права встречаются и иные подходы к рассмотрению механизма правового регулирования. Так, профессор В. М. Горшенев рассматривает данное правовое явление с позиции правовых форм деятельности органов государства и общественных организаций, т. е. через правотворческую и правоприменительную деятельность соответствующих субъектов. А. В. Малько определяет данный механизм, как систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. В. Н. Хропа- нюк понимает его, как систему правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства. Т. Н. Радько придерживается точки зрения, что «механизм правового регулирования — это система правовых средств (элементов), осуществляющих одновременное взаимосвязанное регулирование общественных отношений определенного вида».

Подход В. М. Горшенева и других ученых существенно отличался от мнения С. С. Алексеева, однако, большинство отечественных уче- ных-юристов рассматривают указанный правовой феномен именно с позиции С. С. Алексеева.

Относительно определения содержания механизма административно- правового регулирования среди ученых также нет единого мнения. Как отмечает А. П. Шергин, «проблемы механизма регулирования не получили достойного внимания в юридической литературе, особенно в административном праве, так как усилия ученых были ориентированы на разработку отдельных его элементов».

В административно-правовой науке относительно механизма административно-правового регулирования большинство ученых придерживаются точки зрения А. П. Коренева, который данный механизм определяет, как систему административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организовывает их в соответствии с задачами государства и общества. Структурно такой механизм включает в себя следующие административно-правовые средства:

  • — нормы административного права и его принципы;
  • — акты толкования норм административного права;
  • — акты применения норм административного права;
  • — юридические факты;
  • — административно-правовые отношения (административные правоотношения).

Каждый из представленных элементов механизма административноправового регулирования выполняет определенную роль в регулировании общественных отношений в различных сферах функционирования исполнительной власти.

Административно-правовые нормы предусматривают установленное государством общеобязательное, формально определенное правило должного или возможного поведения субъектов, регулирующее общественные отношения, возникающие в административно-публичной сфере, соблюдение которых обеспечивается специальными мерами воздействия.

Нормы административного права упорядочивают и охраняют государственно-управленческие общественные отношения в сфере исполнительной власти.

Важной составляющей механизма административно-правового регулирования являются акты толкования норм административного права, под которыми понимаются правовые акты компетентных государственных органов, посредством которых осуществляется официальное разъяснение действительного содержания толкуемых норм административного права. Различают нормативное и казуальное толкование данных норм.

Нормативное толкование норм административного права рассматривается как официальное разъяснение содержания административно-правовых норм, которое обязательно для различных субъектов, реализующих данные предписания.

Казуальное толкование указанных норм дается в связи с рассмотрением уполномоченным административным органом или судом индивидуального юридического (административного) дела. Примерами такого толкования являются постановления высших судебных инстанций относительно тех или иных вопросов административно-правового регулирования.

С учетом толкования конкретные нормы административного права реализуются субъектами административного права в рамках конкретных административных правоотношений, возникающих при наличии определенных оснований (юридических фактов). Юридические факты, влекущие возникновение административных правоотношений, являются следующим элементом механизма административно-правового регулирования1.

Юридические факты представляют собой такие фактические обстоятельства, с наступлением которых право связывает возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений в административно-публичной сфере (административных правоотношений).

Примером данных юридических фактов могут выступать:

  • — действия физических лиц и организаций, складывающихся в связи с реализацией административных процедур;
  • — издание (принятие) административными органами правовых актов, т. е. властных решений, облеченных в официально-документальную форму (решений, постановлений, приказов, распоряжений и т. п.), направленных на применение норм административного права в отношении индивидуально определенных субъектов (физических лиц и организаций) (например, приказ о приеме гражданина на государственную службу, постановление о назначении липу административного наказания и т. п.);
  • — наступление не зависящего от воли субъектов административного права события (например, смерть государственного служащего, истечение срока давности привлечения липа к административной ответственности и т. д.).

Юридические факты влекут возникновение, изменение или прекращение конкретных административных правоотношений, которые являются элементом механизма административно-правового регулирования.

Административные правоотношения представляют собой вид правовых отношений, урегулированных нормами административного права, складывающиеся и развивающиеся в административно-публичной сфере и отличающиеся от иных — по своему характеру, содержанию и кругу участников.

Следует отметить, что данные правоотношения являются результатом административно-правового воздействия на общественные отношения и круг их достаточно широк. В административно-правовом отношении индивидуализируются положения определенной нормы административного права. Например, в ходе применения органами исполнительной власти в отношении индивидуально определенных физических и юридических лиц норм КоАП РФ возникают административные правоотношения по привлечению данных лиц к административной ответственности.

Реализация административно-правовых норм в рамках возникающих правоотношений обеспечивает административный правопорядок, который представляет собой возникающее в результате реального действия норм административного права и постоянно поддерживаемое состояние нормативной упорядоченности совокупности общественных отношений, складывающихся в сфере исполнительной власти.

Таким образом, под механизмом административно-правового регулирования понимается совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения в сфере исполнительной власти, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.

Административно-правовая сущность механизма административноправового регулирования определяется совокупностью его административно-правовых средств, которые в качестве объекта воздействия имеют управленческие отношения, охраняемые принудительной силой государства от нарушения.

В процессе административно-правового регулирования необходимо отметить три стадии:

  • — формирование норм административного права;
  • — возникновение административных правоотношений (административных прав и обязанностей), а также реализация возникших в рамках административных правоотношений прав и обязанностей;
  • — реализация норм административного права.
  • 1. Формирование норм административного права заключается в выработке административно-правовых норм, их усовершенствовании, изменении или отмене, т. е. в издании нормативных правовых актов, содержащих нормы административного права. Административное правотворчество представляет собой сложную систему действий: решение органа о необходимости разработки проекта нормативного правового акта; подготовка текста проекта, его предварительное обсуждение, доработка, согласование, экспертиза (например, юридическая, общественная, антикоррупционная и др.); внесение проекта в правотворческий орган; обсуждение его правотворческим органом; принятие (утверждение) проекта; регистрация (при необходимости); официальное опубликование принятого (изданного) нормативного правового акта.

Особенностью административного правотворчества является его многосубъектность. Административно-правовые нормы вырабатываются и принимаются органами не только представительной, но и исполнительной властей.

Каждый правотворческий административный орган обладает определенными полномочиями, которые отражают пределы действия и юридическую силу издаваемых им нормативных административноправовых актов. Круг данных полномочий образует правотворческую компетенцию соответствующего органа (должностного лица).

Результатом правотворческой деятельности административного органа являются нормы права подзаконного характера, регулирующие отношения в административно-публичной сфере и содержащиеся в соответствующем издаваемом (принимаемом) им нормативном правовом акте.

  • 2. Возникновение административных правоотношений на основе введенных в действие норм административного права означает, что у участников данных отношений возникают административные права и обязанности. Например, на основе норм административного права, содержащихся в КоАП РФ, между физическим лицом, совершившим какое-либо административное правонарушение, и административным органом, уполномоченным рассмотреть дело об этом правонарушении, возникают соответствующее административное правоотношение и комплекс взаимных административных прав и административных обязанностей, связанных с привлечением правонарушителя к административной ответственности.
  • 3. Реализация норм административного права является завершающей стадией, в рамках которой административно-правовые нормы достигают своей цели, — субъективные административные права и обязанности, возникшие у участников соответствующих административных правоотношений, воплощаются в их поведении, начинают реально действовать.

Реализация норм административного права может осуществляться двумя способами:

  • — посредством использования, исполнения и соблюдения содержащихся в них предписаний участниками соответствующих административных правоотношений (административными органами и их должностными лицами, физическими лицами и организациями);
  • — посредством властного правоприменения содержащихся в этих нормах предписаний административными органами, участвующими в административных правоотношениях, а также судами путем издания (принятия) ими индивидуальных правоприменительных актов или совершения юридически значимых действий.

Примерами первого способа реализации административно-правовых норм являются: соблюдение участниками дорожного движения установленных правил во время движения по дороге; обращение гражданина в компетентный административный орган с жалобой на действия (бездействие) или решение нижестоящего административного органа1.

В качестве примеров второго способа можно назвать: административное задержание сотрудниками полиции лица, совершившего административное правонарушение; вынесение компетентным административным органом постановления о назначении физическому лицу административного наказания за совершенное им административное правонарушение.

На основании изложенного можно определить понятие механизма административно-правового регулирования, как взятую в единстве и в логическом взаимодействии систему административно-правовых средств, при помощи которых осуществляется юридическое воздействие на общественные отношения, возникающие в административнопубличной сфере, в целях их правового регулирования и правовой охраны.

Чтобы раскрыть сущность административно – правового регулирования необходимо уяснить понятие «правового регулирования» вообще.

ПР- Процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

По Тихомирову:

Административно-правовое регулирование в качестве разновидности государственного регулирования есть механизм императивно-нормативного упорядочения организации и деятельности субъектов и объектов управления и формирования устойчивого правового порядка их функционирования. Причем оно, как и собственно административное управление, распространяется на многие сферы государственной и общественной жизни (т.е. на область прежней «особенной части»). Длительность цикла последовательно совершаемых действий, побуждение субъектов права действовать самостоятельно и осуществлять свои права и выполнять обязанности в рамках установленных режимов и процедур, обеспечение стабильности в их функционировании — таковы назначение и проявления этого регулирования.

Основой правового регулирования является нормативный аспект, т.е. разработка и юридическое закрепление (установление) норм (правил) поведения людей.

Административно-правовое регулирование имеет государственный характер, поэтому исполнение, применение и соблюдение норм административного права гарантируется не только организационными, разъяснительными, стимулирующими средствами, но при необходимости и мерами государственного принуждения.

Стадии

В процессе административно-правового регулирования условно можно выделить три стадии:

  • установление норм административного права;

  • возникновение административных правоотношений (административных прав и обязанностей), а также реализация возникших в рамках административных правоотношений прав и обязанностей;

  • реализация норм административного права.

1. Установление (формирование) норм административного права. Кстати, эта деятельность заключается в выработке административно-правовых норм, их усовершенствовании, изменении или отмене, т.е. в издании нормативных правовых актов, содержащих нормы административного права. Административное правотворчество представляет собой сложную систему действий: решение органа о необходимости разработки проекта нормативного правового акта; подготовка текста проекта, его предварительное обсуждение, доработка, согласование, экспертиза (например, юридическая, общественная, антикоррупционная и др.); внесение проекта в правотворческий орган; обсуждение его правотворческим органом; принятие (утверждение) проекта; регистрация (при необходимости); официальное опубликование принятого (изданного) нормативного правового акта.

Особенностью административного правотворчества будет его многосубъектность. Административно-правовые нормы вырабатываются и принимаются органами не только представительной, но и исполнительной, муниципальной власти, а также иными многочисленными административными органами.

Стоит сказать, что каждый правотворческий административный орган наделен ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими полномочиями, кᴏᴛᴏᴩые определяют пределы действия и юридическую силу издаваемых им нормативных административно-правовых актов. Круг данных полномочий образует правотворческую компетенцию ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего органа (должностного лица).

Результатом правотворческой деятельности административного органа будут нормы права подзаконного характера, регулирующие отношения в административно-публичной сфере и содержащиеся в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующем издаваемом (принимаемом) им нормативном правовом акте.

2. Возникновение административных правоотношений на базе введенных в действие норм административного права. Это означает, что у участников таких отношений возникают административные права и обязанности К примеру, на базе норм административного права, содержащихся в Кодексе РФ об административных правонарушениях, между физическим лицом, совершившим какое-либо административное правонарушение, и административным органом, уполномоченным рассмотреть дело об ϶ᴛᴏм правонарушении, возникают ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее административное правоотношение и комплекс взаимных административных прав и административных обязанностей, связанных с привлечением правонарушителя к административной ответственности.

3. Реализация норм административного права. Кстати, эта стадия будет завершающей. В процессе реализации административно-правовые нормы достигают ϲʙᴏей цели — субъективные административные права и обязанности, возникшие у участников ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих административных правоотношений, воплощаются в их поведении, начинают реально действовать. Реализация норм административного права может осуществляться двумя способами:

  • посредством использования, исполнения и соблюдения содержащихся в них предписаний участниками ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих административных правоотношений (административными органами и их должностными лицами, физическими лицами и организациями);

  • посредством властного применения содержащихся в данных нормах предписаний административными органами, участвующими в административных правоотношениях, а также судами путем издания (принятия) ими индивидуальных правоприменительных актов или совершения юридически значимых действий.

Примерами первого способа реализации административно-правовых норм будут соблюдение участниками дорожного движения установленных правил во время движения по дороге, обращение гражданина в компетентный административный орган с жалобой на действия (бездействие) или решение нижестоящего административного органа.

В качестве примеров второго способа реализации норм административного права можно назвать административное задержание сотрудниками милиции лица, совершившего административное правонарушение, вынесение компетентным административным органом постановления о назначении физическому лицу административного наказания за совершенное им административное правонарушение.

На основании изложенного можно определить понятие механизма административно-правового регулирования.

Под механизмом административно-правового регулирования крайне важно понимать взятую в единстве и в логическом взаимодействии систему административно-правовых средств, при помощи кᴏᴛᴏᴩых осуществляется юридическое воздействие на общественные отношения, возникающие в административно-публичной сфере, в целях их правового регулирования, правовой охраны и защиты.

Выделяют: Стадии административно-правового регулирования:

• регламентация управленческих отношений (издание нормативных правовых актов, содержащих нормы административного права);

• возникновение субъективных прав и юридических обязанностей;

• конкретизация субъективных прав и юридических обязанностей;

• реализация субъективных прав и юридических обязанностей;

• защита субъективных прав и обеспечение юридических обязанностей при нарушении прав и свобод в сфере управления, при наличии спора в праве.

План

Введение

  1. Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования.

  2. Понятие, структура, виды административно-правовых норм. Реализация административно-правовых норм, ее виды.

  3. Понятие, элементы и виды административно-правовых отношений.

Заключение

Литература:

Введение

Механизм административно-правового регулирования общественных отношений в сфере государственного управления является одной из наиболее сложных тем курса. Вопросы правового регулирования общественных отношений в нашем обществе разрабатывались в рамках теории государства и права. Для изучения механизма необходимо знать существующие способы воздействия государства на общественные отношения. Основной способ воздействия – это правовое регулирование (установление прав и обязанностей участников общественных отношений и реализация субъектами своих прав и обязанностей). В таком регулировании используются различные правовые средства: правовые нормы, правоотношения, правотворчество, правоприменение, субъективные права и юридические обязанности. Все эти средства охватываются механизмом правового регулирования.

Вопрос 1. Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования.

Система административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, именуется механизмом административно-правового регулирования.

Правовое регулирование как процесс можно рассматривать в трех стадиях:

Первая: вступление в силу и действие правовой нормы, изданной в установленном порядке.

Вторая: возникновение (конкретизация) общих прав и обязанностей, предусмотренных правовой нормой в отношении строго определенных субъектов (например, обязанность гражданина явиться в качестве свидетеля – ст. 25.6 КоАП РФ).

Третья: осуществление субъектами отношений их прав и обязанностей, т.е. исполнение возложенных обязанностей или использование предоставленных прав (получение пенсии, уплата штрафа).

Исходя из этого, по мнению профессора Коренева А.П., в структуру механизма административно-правового регулирования входят следующие элементы:

    • нормы административного права и его принципы, объективированные в законах, указах Президента РФ и других нормативных актах;

    • акты толкования норм административного права, издаваемые уполномоченными на то органами государственной власти, как правило, судебными;

    • акты применения норм административного права;

    • административно-правовые отношения в сфере исполнительной власти, государственного управления.

Каждый элемент механизма выполняет специфическую роль в регулировании поведения людей и возникающих на его основе общественных отношений. Следовательно, эти элементы механизма одновременно выступают в качестве юридических средств административно-правового регулирования, причем включающихся в процесс регулирования в определенной последовательности.

Таким образом, административно-правовое регулирование представляет собой процесс последовательного использования административно-правовых средств для достижения целей регулирования поведения участников общественных отношений.

Важнейшими средствами механизма административно-правового регулирования являются нормативные и индивидуальные акты, которые соответствуют двум уровням административно-правового регулирования.Первый уровеньсоставляютобщие правила поведения людей, авторой уровень образуютиндивидуальные акты,определяющиена основе административно-правовой нормыправа и обязанности конкретных участников правоотношений.

Говоря об актах толкования норм права, следует помнить, чтотолкование означает:

а) уяснение государственной воли, выражений в тексте правовой нормы, уяснение того смысла, который законодатель вкладывает в ее содержание;

б) разъяснение содержания нормы другим лицам.

Существуют несколько видов толкования: грамматическое, логическое, систематическое, историко-политическое, а также официальное, которое выражается в актах, издаваемых полномочными органами государства (эти акты называются актами толкования или интерпретационными актами), инеофициальное,которое дается учеными, работниками государственного аппарата в виде печатных трудов, устных выступлений.

Акт применения норм административного права включается в механизм как средство индивидуальных прав, обязанностей и мер юридической ответственности.

В административно-правовом отношении как элементе правового регулирования индивидуализируется положение той или иной нормы административного права, определяются характер, права и обязанности участников отношений.

В число правовых средств механизма административно-правового регулирования, играющих немаловажную роль в совершенствовании системы, следует включить:

  • методическое руководство Минюста РФ над подразделениями юстиции в федеральных органах исполнительной власти по подготовке проектов нормативных актов;

  • укрепление контроля над органами юстиции в субъектах РФ;

  • централизованную систему прокурорского надзора за законностью в деятельности исполнительной власти;

  • обеспечение условий формирования правосознания граждан и должностных лиц.

Добавить комментарий