1 процедурные правоотношения

Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению

Правоотношения в сфере социального обеспечения — это урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат, услуг, льгот, которые возникают между государственными органами (учреждениями и иными уполномоченными государством лицами) и физическими лицами, имеющими на них право.

Основой системы правоотношений в сфере социального обеспечения составляют материальные правоотношения, потому что именно в них удовлетворяются потребности лиц, пострадавших от социального риска, в денежных средствах, в охране здоровья, в содержании нетрудоспособных членов общества. Указанные правоотношения являются относительными, т.к. правами и обязанностями наделяются оба их субъекта(См.Приложение 1).

Материальные правоотношения по социальному обеспечению являются имущественными, поскольку они возникают по поводу предоставления физическим лицам материальных благ в виде пенсий, пособий и услуг. Эти правоотношения складываются в рамках трех организационно-правовых форм: обязательного социального страхования, государственного социального обеспечения и государственной социальной помощи.

Внутри указанных форм материальные правоотношения можно классифицировать по объектам (т.е. видам обеспечения) на:

  • — пенсионные;
  • — по поводу пособий и иных социальных выплат;
  • — по оказанию бесплатной медицинской помощи, бесплатному и льготному лекарственному обеспечению;
  • — по бесплатному и льготному социальному обслуживанию.

Единого правоотношения по социальному обеспечению, позволяющего физическому лицу реализовать свое субъективное право сразу на все виды выплат и услуг нет. Но при наступлении определенных юридических фактов физическое лицо может быть субъектом нескольких правоотношений, существующих в одно и то же время.

Материальные правоотношения различаются по юридическим фактам, срокам действия, субъектам, объектам, содержанию.

Большинство правоотношений по социальному обеспечению возникают, изменяются или прекращаются при наличии сложного юридического состава, Прекращаться правоотношения могут и при наступлении единичного юридического факта (например, смерти получателя).

По срокам действия правоотношения по социальному обеспечению принято делить на три группы:

  • — правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей;
  • — правоотношения с известным сроком существования во времени;
  • — правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени.

В рассматриваемых правоотношениях стороны равноправны. Элемент власти-подчинения в них отсутствует, хотя одним из субъектов выступает государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо).

Таким образом, понятие правоотношения в сфере социального обеспечения и все группы данных правоотношений определены четкой правовой регламентацией, требуют практического правоприменения, потому что такие правоотношения является имущественными, чтобы удовлетворить потребности граждан.

Субъекты и объекты правоотношений по социальному обеспечению.

Прежде чем перейти к изучению субъекта и объекта правоотношений по социальному обеспечению, необходимо в целом понять, что представляет из себя субъект и объект в правовой сфере, какие он имеет права и какие несет обязанности.

Субъектом правоотношения признаются физические лица и организации, наделенные правосубъектностью и вследствие этого обладающие способностью (возможностью) выступать участниками правоотношений. Независимо от отраслевой принадлежности в праве выделяют три группы субъектов:

индивиды (физические лица) — граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства;

организации (государство, его органы, предприятия и учреждения, общественные объединения и др.);

юридические лица.

К числу граждан, которые являются субъектами в сфере социального обеспечения, относятся: достигшие пенсионного возраста, временно нетрудоспособные, инвалиды, семьи с детьми; семьи, потерявшие кормильца, безработные, вынужденные переселенцы и беженцы и другие.

К других числу органов, осуществляющих социальное обеспечение и выступающих в качестве субъектов правоотношений, следует относить: органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, предоставляющие гражданам медико-социальную помощь и лечение; органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения; органы министерств и ведомств (министерств обороны, внутренних дел, службы занятости, органы муниципальной власти; органы профессиональных союзов либо конкретное предприятие, учреждение, организация, предоставляющие работающим социальную помощь на основании локальных норм права. К ним относятся:

территориальные отделения ПФР и территориальные отделения ФСС РФ;

органы министерства и ведомств(обороны, внутренних дел и др.);

органы Министерства здравоохранения и социального развития;

учреждения здравоохранения и социального обслуживания

работодатели и др.

Объектом рассматриваемых правоотношений выступает определенное материальное благо, адресованное гражданину в виде пенсии, пособия, компенсационной выплаты, либо определенного рода социальной услуги. В процедурных правоотношениях объектом выступают действия — решения государственных органов (учреждений или иных уполномоченных государством лиц) об установлении юридических фактов, о назначении конкретного вида социального обеспечения и т.п.

Каждый вид социального обеспечения (пенсия, пособие, компенсация, услуга) имеет ряд характерных особенностей, которые позволяют отграничивать их от выплат и услуг, имеющих иную правовую природу(См.Приложение 2). Отличительные признаки пенсий достаточно подробно изучены отечественными специалистами.

Пенсия — это ежемесячная выплата, назначаемая лицам, достигшим установленного возраста, инвалидам, потерявшим кормильца в качестве основного источника средств существования с учетом или без учета трудового и страхового стажа и уплаченных страховых взносов.

Важное место в системе социального обеспечения принадлежит пособиям. Пособия имеют строго целевое назначение. Одни пособия назначаются с целью частичного возмещения заработка, утраченного по уважительной причине (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице), другие — с целью социальной поддержки (единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие на погребение и др.)

Удовлетворение потребностей физических лиц, пострадавших в результате наступления социального риска, осуществляется не только с помощью назначения различных видов выплат, но и путем оказания услуг. Услуга — это полезное действие по удовлетворению потребностей населения в медицинской или социальной помощи бесплатно или на условиях частичной оплаты.

Льготы также являются объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению. В научной и учебной литературе нет единого подхода к определению понятия льгот. Обобщение различных высказываний позволяет предложить следующую формулировку. Льгота — это предоставление дополнительных прав или освобождение субъектов социального обеспечения (физических лиц) от исполнения части обязанностей. В качестве примеров можно привести: бесплатный проезд на транспорте, снижение или освобождение от оплаты жилья и коммунальных услуг и др.

Таким образом, выплата пенсий, пособий и предоставление услуг гражданам, пострадавшим вследствие социального риска, производится по строго определенной процедуре уполномоченными на то органами. Пенсии и пособии назначаются гражданам, которые в силу своего состояния здоровья, возраста, уровня доходов, наличия детей не имеют достаточно средств для поддержания жизнедеятельности. Льготы считаются дополнительными услугами, предоставляемым гражданам. Также потребности граждан могут удовлетвориться через предоставление социальных услуг, например бесплатная медицинская помощь.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 31

В общей системе материальных правоотношений можно выделить две относительно самостоятельных группы правоотношений:

1) правоотношения, возникающие в связи с предоставлением гражданам денежных выплат по системе социального обеспечения

2) правоотношения, возникающие по поводу натуральных видов социального обеспечения

Дальнейшую классификацию материальных правоотношений можно провести в зависимости от вида денежной выплаты или натурального вида обеспечения:

а) пенсионные правоотношения; правоотношения по поводу пособий; правоотношения по поводу компенсационных выплат, субсидий и др.

б) правоотношения по медицинской помощи, правоотношения по санаторно-курортному лечению, правоотношения по предоставлению социальных услуг и др.

Процедурные правоотношения

Процедурные правоотношения в зависимости от конкретной цели, для достижения которой они возникли, классифицируются на следующие группы:

1) по поводу установления юридических фактов, необходимых для возникновения материального правоотношения по социальному обеспечению

2) по поводу реализации права на тот или иной вид социального обеспечения

2 . Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению

Основные элементы правоотношения: субъект, объект и содержание правоотношения

Одним из участников правоотношений по социальному обеспечению всегда является физическое лицо (гражданин, лицо без гражданства, иностранный гражданин), а другим — государственный орган или по поручению государства иной орган (уполномоченное лицо).

Непременным условием для того, чтобы стать участником правоотношения, является обладание таким юридическим качеством, как правосубъектность.


Главным аргументом при определении вида правосубъектности граждан в праве социального обеспечения является такой основополагающий принцип, как гарантированность социального обеспечения каждому как члену общества и как работнику в силу обязательного социального страхования.

Предоставление социального обеспечения каждому члену общества вне всякой связи с его трудом влечет за собой возникновение соответствующего правоотношения, субъектом которого может стать любое лицо.

В данном случае имеет место общегражданская правоспособность, возникающая с момента рождения человека. Дееспособность, как и в гражданском праве, может быть отъединена от правоспособности, и право на социальное обеспечение может быть реализовано законным представителем управомоченного лица.

Субъектами правоотношений, возникающих в связи с предоставлением конкретного вида обеспечения в порядке обязательного социального страхования, могут быть застрахованные лица (т.е. лица, подлежащие или ранее подлежавшие обязательному социальному страхованию) либо члены семьи застрахованного лица.

В этом случае необходима специальная правоспособность (связанная с уплатой страховых взносов). Одновременно с ней возникает и специальная дееспособность.

Субъект права и субъект правоотношения

Субъекты права социального обеспечения – это потенциальные участники правоотношений, т.е. те лица, которые могут быть носителями юридических прав и обязанностей.

Субъект правоотношения по социальному обеспечению — это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правоотношения по социальному обеспечению.

Юридические факты

Для того чтобы субъект права социального обеспечения превратился в субъекта правоотношения по социальному обеспечению, должны появиться определенные жизненные обстоятельства, с которыми связаны конкретные правовые последствия, — юридические факты.

Юридические факты приводят в действие нормы права, которые возлагают на данных субъектов права юридические обязанности и предоставляют им юридические права, делая их тем самым участниками правоотношения.

В зависимости от юридических последствий, связанных с ними, выделяются юридические факты:

· правообразующие;

· правоизменяющие;

· правопрекращающие

К числу правообразующих юридических фактов в праве социального обеспечения можно отнести:

· достижение соответствующего возраста;

· инвалидность;

· временную нетрудоспособность работника;

· рождение ребенка и другие обстоятельства

Правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты

Правоизменяющие юридические факты:

· изменение группы инвалидности;

· волеизъявление пенсионера о переходе на другой вид пенсионного обеспечения;

· увеличение пенсионного капитала после назначения пенсии и другие обстоятельства

Правопрекращающие юридические факты:

· восстановление трудоспособности;

· трудоустройство безработного;

· смерть обеспечиваемого;

· другие обстоятельства

В зависимости от характера связи с индивидуальной волей участников правоотношения юридические факты делятся на юридические действия и юридические события.

В праве социального обеспечения основная масса юридических фактов — это события, не связанные с волей данного человека либо других лиц (достижение определенного возраста, инвалидность, временная нетрудоспособность, смерть и другие).

В то же время это могут быть и факты-действия (например, волеизъявление гражданина; вынесение решения компетентным органом о предоставлении обеспечения).

Фактические (юридические) составы

Для возникновения правоотношения в сфере социального обеспечения необходим не один, а несколько юридических фактов.

Совокупность юридических фактов, влекущих возникновение правоотношения, именуют фактическим (юридическим) составом.

Фактические составы могут быть сравнительно простыми и довольно сложными. Простой состав охватывает два-три юридических факта, а сложный — целый комплекс таких фактов.

Объект правоотношения

То, что раскрывает смысл существования правоотношения и указывает на основную цель, ради которой оно возникает, называется объектом правоотношения.

Объекты материальных и процедурных правоотношений

Правоотношения материального характера возникают по поводу конкретного материального блага в виде пенсии, пособия, компенсации, медицинской помощи и лечения, лекарственной помощи, той или иной социальной услуги, которые предоставляются в порядке социального обеспечения.

Объектом процедурных правоотношений, которые выполняют вспомогательную роль, является не материальное благо, а определенное юридическое действие, которое обязан совершить орган, предоставляющий обеспечение.

Содержание правоотношения

Еще один элемент правоотношения — это его содержание.

Формой правоотношения являются субъективные юридические права и обязанности, а его содержанием — фактическое правомерное поведение субъектов, которые эти права и обязанности реализуют.

В правоотношениях по социальному обеспечению субъективными правами наделено всегда физическое лицо, а юридические обязанности возложены на соответствующий орган, осуществляющий социальное обеспечение.

Юридические обязанности органов, предоставляющих обеспечение, корреспондируют субъективным правам граждан. Органы обязаны производить денежные выплаты, предоставлять услуги и льготы в установленном законом объеме, в установленные сроки и в соответствующем порядке.

Наряду с субъективными правами граждане как субъекты правоотношений по социальному обеспечению несут и определенные обязанности.

В отличие от юридических обязанностей другого субъекта, которые носят преимущественно материальный характер, обязанности граждан связаны с необходимостью соблюдения определенных правил процедурного характера (представлять документы достоверные, надлежаще оформленные; своевременно сообщать об изменениях, влияющих на размер денежной выплаты или влекущих ее прекращение и т.п.).

Этим обязанностям граждан соответствуют права другого субъекта правоотношения по социальному обеспечению (применение правоограничительных санкций в виде, например, удержания из пенсии; прекращение выплаты пенсии или пособия; приостановление выплаты пособия по безработице и т.п.).

Таким образом, содержание правоотношения по социальному обеспечению может быть наиболее полно и правильно понято через корреспондирующую связь субъективных прав и обязанностей его субъектов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Наряду с рассмотренными материальными социально-обеспечительными правоотношениями нормы права социального обеспечения регулируют и иные отношения. В данном случае речь идет о процедурном и процессуальном правоотношениях.

Процедурные правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права социального обеспечения отношения гражданина (семьи) с органом, устанавливающим право гражданина (семьи) на соответствующий вид социального обеспечения, либо юридические факты, возникающие в связи с необходимостью их установления или подтверждения.

Как следует из приведенного определения, процедурные правоотношения по своему характеру неоднородны. Хотя они объединены главной целью — обслуживание материальных социально-обеспечительных правоотношений, они все же имеют разное предназначение.

Субъектами процедурного правоотношения являются, с одной стороны, гражданин (семья), а с другой — соответствующий орган. Причем граждане как субъекты данных правоотношений выступают двояко. Рассмотрим на примерах.

Гражданин знает о том, что у него скоро возникнет право на трудовую пенсию. Он заранее готовит все необходимые документы. В день, когда у него возникло право на пенсию, он обращается в пенсионный орган. Работники данного органа, принимая документы, убедились в том, что они представлены в полном объеме и оформлены в соответствии с законодательством. Это значит, что гражданин является правообладателем в полном объеме своих пенсионных прав. На основании заявления установленного образца ему назначается соответствующая пенсия. В данном случае пенсионный орган установил (подтвердив) пенсионное право обратившегося гражданина. С этого момента считается, что гражданином выполнена требуемая процедура для пенсии. (Он уже перестает быть субъектом данного процедурного правоотношения.) Он ждет ее выплаты. С первой выплаты пенсии гражданин находится непосредственно в материальном пенсионном правоотношении с пенсионным органом.

Следовательно, второй субъект — пенсионный орган — выступает в качестве органа, определяющего право на пенсию (правоопределяющего органа). Применяя соответствующие нормы права, он выступает также как правоприменительный и правоисполнительный орган.

Проанализируем другой случай в нашем примере. Этот же гражданин, зная о возникновении предстоящего права на пенсию, не собрал все нужные документы, скажем, о трудовом стаже за отдельный период. Они не сохранились из-за пожара в его доме. Не сохранился и архив организации, в которой он работал в тот период, а сама организация ликвидирована по причине банкротства. Законодательство не лишает его возможности обращения за назначением пенсии. Он обращается в пенсионный орган с заявлением об установлении пенсии. Его заявление с имеющимися документами работники этого органа принимают и оказывают ему соответствующую помощь в подтверждении данного периода. В этом случае пенсионный орган, принимая необходимые меры по установлению стажа лица, устанавливает сам юридический факт. Значит, этот орган как субъект процедурных отношений выступает в качестве правоустанавливающего юридический факт органа. Он также является одновременно правоприменительным и правоисполнительным органом. Таким образом, основанием возникновения пенсионного правоотношения любого его вида является комплекс следующих юридических фактов: 1) заявления гражданина (семьи) о назначении и выплате пенсии определенного вида. Оно доказывает его волеизъявление реализовать свое право на пенсию; 2) наличия у гражданина (семьи) всех юридических фактов для права на данный вид пенсии. Такие факты по каждому виду пенсии разные и их количество тоже различно; 3) вынесение решения о назначении пенсии соответствующего вида и размера.

Отсюда вытекает следующее — объектами процедурных правоотношений являются юридические действия обязанного субъекта по подтверждению юридических фактов и установлению права на соответствующий вид социального обеспечения, в любом случае завершающиеся принятием акта применения права.

Содержание процедурных правоотношений составляют права и обязанности их субъектов. Граждане имеют право требовать от компетентного органа совершения необходимого юридического действия, обязанность этого органа выполнить такие действия в установленные законом сроки и порядке.

Процессуальные отношения всегда возникают по поводу защиты нарушенного права в связи с обращением граждан со спором или жалобой на действия соответствующего органа (должностного лица). Особенностью таких отношений является то, что они регулируются в подавляющем большинстве случаев нормами гражданского процессуального и (или) административного права, а не нормами права социального обеспечения.

Круг субъектов из числа граждан аналогичен тому, какой существует в материальных правоотношениях. Другими субъектами являются органы, компетентные рассматривать споры и жалобы по вопросам социального обеспечения. К ним относятся вышестоящие органы социального обеспечения, судебные органы.

Добавить комментарий