Административно правовой статус предприятий

Административно-правовой статус предприятий, учреждений определяется комплексом их прав и обязанностей и правосубъектностью.

Различаются комплексы прав и обязанностей для всех видов предприятий, учреждений; для государственных предприятий и учреждений; для негосударственных предприятий, учреждений.

К правам и обязанностям, характерным для всех предприятий и учреждений, относятся: запрет на вмешательство государства в деятельность предприятий; государственная регистрация предприятий; обязанность ведения и предоставления бухгалтерской, статистической отчетности и иной информации, необходимой для налогообложения уполномоченным на то государственным органам; обязанность соблюдать законодательство РФ и т. д.

Особенность административно-правового статуса государственных предприятий заключается в том, что государство является собственником таких предприятий. К ведению государственных органов относится создание предприятий; определение предмета и цели их деятельности; утверждение устава, управление предприятием, назначение на должность и освобождение от должности руководства; реорганизация и ликвидация предприятий и т. д. Некоторые виды деятельности (производство оружия, боеприпасов и т. д.) разрешаются только государственным предприятиям.

Особенность административно-правового статуса негосударственных предприятий заключается в том, что они практически действуют в пределах административно-правового режима, характерного для всех предприятий. Роль государства по отношению к этим предприятиям проявляется лишь в установлении правовых норм и контроле за их соблюдением.

Существуют также предприятия, учреждения смешанной формы собственности. Отнесение их к государственным или негосударственным предприятиям в административном праве решается следующим образом: административно-правовой статус государственных предприятий или учреждений имеют те из них, в которых при наличии смешанной формы собственности свыше 50 % собственности принадлежит государству. Соответственно, административно-правовой статус негосударственных предприятий, учреждений имеют те из них, доля собственности государства в которых составляет 50 % или менее.

Гражданские же права представляются предприятию как юридическому лицу, а не его администрации. Однако осуществление гражданской правоспособности является специальной задачей администраций государственных предприятий, тогда как главной – реализация административной правоспособности, принадлежащей ей как органу управления, осуществляющему исполнительно-распорядительную деятельность в пределах данного предприятия (учреждения).

Администрация предприятия – это орган, на который в соответствии с законодательством возложены функции оперативного управления предприятием, учреждением, независимо от формы его собственности. Администрация предприятия представляет собой группу должностных лиц, возглавляет которую единоличный руководитель (начальник, директор и т. д.). Для реализации своих полномочий администрации предприятий наделены государственно-властными полномочиями внутриорганизационного характера.

Администрации государственных предприятий, учреждений входят в систему органов государственного управления (как низовое звено), поскольку для них характерно все то, что характерно для органов государственного управления, так как администрация государственных предприятий, учреждений обеспечивает и их интересы, и интересы государства.

Предприятия и учреждения в отличие от органов исполнительной власти не осуществляют функции государственного управления. Они решают экономические, социально-культурные и другие задачи в целях удовлетворения материальных, духовных и иных потребностей граждан, общества и государства.

Обобщающим для них выступает понятие «организация», под которой понимают коллектив работников, возглавляемый своим органом управления и имеющим в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.

Административно-правовой статус организации закреплен в Гражданском кодексе РФ, в федеральных законах и иных нормативно- правовых актах.

Управленческие функции в организации осуществляет администрация организации в лице директора (генерального директора) и его заместителей, либо директора и коллективного исполнительного органа (совет директоров, правление, дирекция).

Руководителем организации может выступать и другой назначенный орган или орган, которого коллектив уполномочил осуществлять управленческие функции.

Администрация выступает субъектом внешних административных правоотношений, участниками которых могут быть органы исполнительной власти и другие организации. Таким образом, администрация организации является субъектом управления только внутри организации в отличие от органа исполнительной власти, наделенного государственно-властными полномочиями, которые он реализует во внешней по отношению к нему среде.

Предприятие — это хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В зависимости от видов собственности они подразделяются на государственные и негосударственные (муниципальные, находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц, а также образованные на базе смешанных форм собственности).

По масштабу и значению своей деятельности предприятия подразделяются на федеральные, субъектов РФ и местные (районные, городские, поселковые и сельские).

По организационно-правовым формам предприятия подразделяются на полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества, производственный кооператив, государственные и муниципальные унитарные предприятия и др.

Предприятия создаются государственными органами или органами местного самоуправления, учредителями (участниками), собственниками имущества, или органами, уполномоченными на это собственником имущества.

Предприятия подлежат государственной регистрации в органах юстиции. Учредительными документами являются для государственных и муниципальных предприятий устав, для негосударственных – устав либо учредительный договор.

Государственное предприятие является собственностью государства, которое образует предприятие, утверждает устав предприятия (положение о нем), назначает на должность и освобождает от должности руководителей; реорганизует, ликвидирует предприятие. В зависимости от правового режима имущества предприятий их подразделяют на два вида:

— основанные на праве хозяйственного ведения;

— основанные на праве оперативного управления.

Государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, имеют большую степень самостоятельности по сравнению с самостоятельностью предприятий, основанных на праве оперативного управления (казенных заводов, фабрик, хозяйств).

Казенные предприятия стали создаваться в соответствии с Указом Президента РФ «О реформе государственных предприятий” от 28 мая 1994 г.

В соответствии с Указом Президента РФ государственные предприятия преобразуются в казенные в связи с нецелевым использованием федеральных средств, отсутствием в течение двух лет прибыли, неправильным использованием недвижимого имущества, закрепленного за ним. Пользование и распоряжение имуществом казенные предприятия осуществляют под контролем и с согласия федеральных органов исполнительной власти.

Обе указанные разновидности государственных предприятий являются унитарными. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между участниками предприятия.

Унитарными могут быть и муниципальные предприятия, административно-правовой статус которых аналогичен статусу государственных предприятий. При этом органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия, решают вопросы их реорганизации и ликвидации, определяют цели, условия и порядок деятельности этих предприятий, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей этих предприятий и т.д.

Административно-правовой статус негосударственных предприятий отличается от статуса государственных тем, что влияние на первые со стороны государства ограничено. Создание, реорганизацию, ликвидацию таких предприятий, управление ими осуществляет не государство, а их собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властной компетенцией.

Особенностью административно-правового статуса негосударственных предприятий и учреждений является то, что влияние на них со стороны государства ограничено. Государство не управляет ими.

Управление негосударственными предприятиями, учреждениями и иными некоммерческими организациями осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями.

Порядок управления негосударственным предприятием определяется законодательством и уставом предприятия. Законодательство содержит лишь самые общие указания на этот счет. Государство не решает конкретных вопросов их учреждения, определения профиля, организации управления. По этим и многим другим вопросам решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органами, предпринимателями, которые имеют значение для государственных органов как правомерные или неправомерные юридические факты.

Собственник осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно либо через назначенные им органы. Собственник или уполномоченный им орган может полностью или частично делегировать свои права высшему органу управления предприятием (совету, правлению), предусмотренному его уставом .

Руководитель предприятия нанимается собственником. При найме с ним заключается договор (контракт), в котором предусматриваются права, обязанности и ответственность руководителя предприятия перед собственником и трудовым коллективом, условия оплаты труда, срок контракта, условия освобождения от занимаемой должности.

Руководитель предприятия действует от имени собственника без доверенности, представляет интересы предприятия, распоряжается его имуществом, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банке расчетные и другие счета, утверждает штат, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия.

В соответствии с законодательством ликвидация предприятия производится по решению его учредителей либо органа, уполномоченного на то учредительными документами. Основанием для такого решения могут быть: истечение срока, на который создано предприятие; достижение цели, ради которой оно создано; признание в судебном порядке его регистрации недействительной; осуществление деятельности без лицензии; грубое нарушение закона; признание предприятия несостоятельным (банкротом).

В органах управления негосударственных предприятий и учреждений, например акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, имеются представители государства. В соответствии с ФЗ «О приватизации» , Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, либо принятии решений о продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности акций таких обществ, могут принимать решения об использовании в отношении них специального права на участие соответственно РФ, ее субъектов и муниципальных образований в управлении ими. В этом случае они назначают своих представителей в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию открытого акционерного общества.

Представители наделены существенными правами:

  • o право вето при принятии общим собранием открытого акционерного общества решения о внесении изменений и дополнений в устав или об утверждении его в новой редакции;
  • o о ликвидации общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении ликвидационных балансов;
  • o об изменении уставного капитала;
  • o о заключении определенных сделок.

Кроме того, они назначают своих представителей в органы управления открытых акционерных обществ, акции которых закреплены в государственной или муниципальной собственности. Представителями могут назначаться государственные или муниципальные служащие, а также иные лица, которые осуществляют свою деятельность на основании положения, утвержденного Правительством РФ.

Таким образом, влияние государства на негосударственные предприятия является специфическим и не носит характер государственного руководства их основной деятельностью.

Негосударственные предприятия и учреждения свободны в организации своей деятельности и реализации продукции, то есть законом запрещено какое-либо вмешательство государственных органов власти и органов местного самоуправления в их хозяйственную деятельность. Им гарантирована государством защита со стороны правоохранительных органов.

Однако негосударственные предприятия и учреждения в случаях нарушения законодательства несут административную ответственность как юридические лица. Роль государства по отношению к ним заключается в установлении административно-правового режима, общего для всех, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и в контроле (надзоре) за соблюдением ими установленного режима.

Служащие негосударственных предприятий и учреждений являются субъектами административного права. За совершение административных правонарушений они несут административную ответственность на общих основаниях. Должностные лица в соответствии с административным законодательством за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, влекущих нарушение административных норм и правил, привлекаются к специальной административной ответственности.

Государственное руководство государственными предприятиями является преимущественно общим, но функционально более ориентированным, чем негосударственными. Оно осуществляется в условиях производственно-хозяйственной и финансовой самостоятельности, пределы которой могут зависеть от отраслевой специфики. Свою деятельность они осуществляют под руководством вышестоящего органа, который, однако, лишен права осуществлять непосредственное управление их деятельностью. Лишь в ограниченных случаях государственные органы решают конкретные вопросы относительно государственных и негосударственных предприятий.

Онлайн-тестыТестыЮриспруденция, государство и правоАдминистративное правовопросы

1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 451-456
1. Административная дееспособность гражданина РФ наступает в полном объеме в возрасте:
• 18 лет
2. Административная деликтность — это:
• административная ответственность
3. Административная деликтоспособность гражданина РФ наступает с:
• 16 лет
4. Административная ответственность выражается в применении к лицу, совершившему административное правонарушение, мер административного …
• наказания
5. Административная правоспособность гражданина РФ — это его способность …
• иметь права и обязанности в сфере государственного управления
6. Административная правоспособность гражданина РФ наступает с:
• рождения
7. Административная правоспособность предприятий и организаций, общественных и религиозных объединений как юридических лиц возникает, как правило, с момента:
• государственной регистрации
8. Административно-правовые статусы иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов):
• существенно не различаются
9. Административное наказание, которое может быть применено только в отношении иностранного гражданина-нарушителя государственной границы РФ, привлеченного к административной ответственности:
• выдворение за пределы РФ
10. Административное право сформировалось в России в конце ХIХ — начале ХХ века:
• в результате перехода от полицейского права
11. Административное правоотношение, в котором один из субъектов (участников) подчинен другому, называется:
• вертикальное
12. Административное правоотношение, участники (субъекты) которого не находятся в подчинении друг у друга, называется:
• горизонтальное
13. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста:
• 16 лет
14. Административные правоотношения делятся на вертикальные и горизонтальные в зависимости от:
• соотношения прав и обязанностей участников
15. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок:
• до 15 суток
• до 30 суток за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции

Если рассматривать термин «организация», то его можно соотнести с социальным образованием структурированного типа, которое создано в определенной форме организационно-правового характера для осуществления коммерческой и некоммерческой деятельности.

Определение 1

Группа людей, которая объединена решением одних задач и достижением конкретных целей, обеспеченная ресурсной базой, основанная на разделении труда, имеющая права, обязанности, ответственность называется организацией.

В организации в обязательном порядке должен существовать:

  • коллектив;
  • управленческий орган;
  • обособленное имущество.

Замечание 1

Именно орган управления выступает от имени организации, через него организация приобретает права и обязанности, реализует их, вступает в правоотношения. Обособленное имущество может находиться в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде и других формах.

Организационно-правовые формы организаций регулирует Гражданский Кодекс Российской Федерации, а именно Гл. 4.

Особенности административно-правового статуса организаций

Если говорить об особенностях административно-правового статуса организаций, управления, регулирования с их участием, то важно:

  • разделить организации на два типа: коммерческие и некоммерческие;
  • разделить организационно-правовые формы учреждений на обладающие статусом юридических лиц и не обладающие таким статусом;
  • учитывать основы организационно-правового взаимодействия с учредителями и субъектами государственной администрации.

Определение 2

Коммерческие организации главной целью своей деятельности считают получение прибыли. Некоммерческие организации не ставят такой задачи, и не распределяют полученную прибыль между участниками. Основным отличительным признаком является признак прибыли.

Классификация организационно-правовых форм в развернутом виде имеется в Общероссийском классификаторе организационно-правовых форм (ОК ОПФ). На основе классификатора осуществляется государственная регистрация организаций.

Определение 3

Организационно-правовая форма – это вид организации, который имеет ряд определенных устойчивых признаков организационно-правового характера. Эти признаки характеризуют способ учреждения предприятия, закрепление и использование имущества, взаимодействие между учредителем и коллективом, отношение к прибыли, формы и методы управления. Организация может быть юридическим лицом и не быть им.

В связи с этим классификатор делит организации на три вида:

  • организации коммерческого типа с правами юридического лица;
  • организации некоммерческого типа с правами юридического лица;
  • организации, не имеющие статуса юрлица.

Рассмотрим организации коммерческого характера, обладающие статусом юрлица. Среди них выделяются хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия.

Замечание 2

Хозяйственные товарищества и общества могут быть полными, товариществами на вере, обществами с ограниченной ответственностью, обществами с дополнительной ответственностью, акционерными обществами открытого и закрытого типа. Унитарные предприятия могут быть основанными на праве хозяйственного ведения, оперативного управления (казенные предприятия).

Если говорить о видах некоммерческих организаций юрлиц, то они делятся на:

  • потребительские кооперативы;
  • общественные организации или объединения;
  • религиозные организации или объединения;
  • общественные движения;
  • фонды;
  • частные, бюджетные, автономные учреждения;
  • государственные корпорации и компании;
  • органы общественной самодеятельности;
  • некоммерческие организации автономного типа;
  • ассоциации и союзы некоммерческих юридических лиц;
  • объединения фермерских хозяйств;
  • территориальные общественные самоуправления;
  • товарищества собственников жилья;
  • садоводческие, огороднические, дачные товарищества.

Если останавливаться на организациях без прав юрлица, то можно выделить паевые инвестиционные фонды, простые товарищества, представительства, филиалы, крестьянские хозяйства и др.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Государственная регистрация организаций

Все организации должны быть зарегистрированы, регистрацию осуществляют исполнительные органы государственной власти.

Определение 4

Юридические лица осуществляют регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти. Юрлицо вносится в единый государственный реестр, где имеются сведения о создании, реорганизации, ликвидации юридического лица и иные сведения. Регистрация осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Только после внесения соответствующей записи в государственный реестр юридическое лицо считается созданным.

Государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц как индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств осуществляет Федеральная налоговая служба РФ.

Пять рабочих дней отведено для регистрации после подачи документов в орган регистрации. Предоставленными документы считаются со дня получения их регистрирующим органом. Заявителю должен быть направлен документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, не позднее одного рабочего дня с момента регистрации. В каком виде должен быть составлен документ установлено Правительством РФ.

Специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц предусмотрен Федеральным законом. К отдельным видам юридических лиц закон относит некоммерческие, кредитные, религиозные организации, общественные объединения, политические партии и др.

Замечание 3

Если нарушено законодательство о государственной регистрации, или предпринимательская деятельность ведется без регистрации, организация, индивидуальный предприниматель несут административную ответственность. Если в государственной регистрации отказано, юридическую ответственность несет орган регистрации.

Регистрирующий орган может решить вопрос о ликвидации юрлица в судебном порядке, если допущены нарушения закона при его образовании, и устранить данные нарушения невозможно.

Внутреннее устройство организаций

Все вопросы внутреннего устройства организаций, включая структуру, управление и другие моменты регулируются федеральными законами, уставными документами организаций, нормативно-правовыми актами локального характера.

Пример 1

Например, федеральные законы регулируют создание и управление кредитных организаций, жилищных накопительных кооперативов, акционерных обществ и т.д.

Если к организации применяется процедура банкротства, ее регулирует ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Определение 5

В любой организации существует администрация – это организационно-управленческий орган, который может быть представлен только руководителем или руководителем и коллегиальным органом. Орган может быть назначенным или избранным. Порядок назначения и избрания определяется документами федерального или локального порядка.

Замечание 4

Единоличного руководителя, как правило, назначают, а коллегиальный орган избирают.

Администрация осуществляет управление организацией внутри, является представителем в отношениях с другими субъектами права. Все отношения с другими субъектами права являются внешними. Исключением является деятельность от имени государства, тогда она считается внутренней.

Администрация организации имеет разносторонние отношения с другими правовыми субъектами, они имеют разную правовую природу, объем и содержание.

Пример 2

Например, государственное и административно-правовое регулирование находится в компетенции органов исполнительной власти. Но, они не имеют права управлять негосударственными организациями.

Это является главным отличительным признаком государственных организаций. Административное управление государственными организациями в установленных законом пределах осуществляют исполнительные органы государственной власти, которым они подведомственны, а также органы таких организаций по полномочию государства.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Добавить комментарий