Административно правовые отношения виды

Под административно-правовым отношением (административным правоотношением) понимается общественное отношение, возникающее в административно-публичной сфере и урегулированное нормами административного права.

Административное правоотношение характеризуется следующими особенностями:

  • возникает только в административно-публичной сфере по поводу организации и осуществления административно-публичной деятельности, публичного взаимодействия между физическими липами и (или) организациями или по поводу разрешения судами общей юрисдикции и мировыми судьями подведомственных им дел об административных правонарушениях;
  • представляет собой публично-юридическую связь между его участниками, основанную на соответствующих нормах административного права;
  • возникает и реализуется с непосредственным участием в них административных органов либо без их непосредственного участия, но под их контролем (надзором); примером первого вида административных правоотношений является отношение между сотрудником милиции и гражданином, совершившим административное правонарушение, второго вида — отношение между водителем транспортного средства, пропускающим пешехода, переходящего проезжую часть дороги по пешеходному переходу;
  • в случае, когда одним из участников отношения является административный орган, а другим — физическое лицо или организация либо нижестоящий административный орган, между ними возникает основанная на нормах административного права организационная или функциональная подчиненность второго участника первому (например, такая подчиненность существует в отношениях между Правительством РФ и федеральными министерствами, между сотрудником милиции и гражданином, между налоговым органом и проверяемым им предприятием), однако ее наличие не лишает подчиненного участника административного правоотношения имеющихся у него в соответствии с нормами административного права прав, в частности права на обжалование в вышестоящий административный орган или в суд совершенных в отношении него административным органом действий и принятых в отношении него этим органом властных решений);
  • может возникать по инициативе как административного органа, так и иного подчиненного участника отношения, однако право разрешения вопроса, по поводу которого возникло соответствующее правоотношение, всегда принадлежит административному органу, наделенному для этого необходимыми публично-властными полномочиями (например, административное правоотношение по поводу привлечения гражданина к административной ответственности всегда возникает по инициативе уполномоченного административного органа, который и принимает решение о привлечении или об отказе в привлечении гражданина к административной ответственности; административное правоотношение по поводу государственной регистрации транспортного средства возникает по инициативе физического или юридического липа — владельца этого транспортного средства, а решение о регистрации или об отказе в регистрации транспортного средства принимается уполномоченным административным органом — ГИБДД МВД РФ).

Любое административное правоотношение имеет внутреннюю структуру, которая включает в себя следующие элементы, характеризующие соответствующее правоотношение.

1. Объект административного правоотношения — это вопрос (административное дело) или фактическая ситуация, возникающие в административно-публичной сфере, по поводу решения (урегулирования) которых формируется соответствующее административное правоотношение. Например, в качестве объектов административных правоотношений могут выступать вопросы государственной регистрации имущества, выдачи специальных разрешений (лицензий), предоставления иных прав, привлечения к административной ответственности, регулирования дорожной ситуации, возникшей в процессе дорожного движения, и т.п.

2. Субъекты административного правоотношения — это участники данного правоотношения, у которых на основе соответствующих норм административного права возникают определенные субъективные права и обязанности в административно-публичной сфере, которые могут быть названы административными правами и обязанностями.

В качестве субъектов административных правоотношений могут выступать административные органы, иные государственные органы и органы местного самоуправления, не являющиеся административными, иные организации, как обладающие, так и не обладающие статусом юридического лица, индивидуальные субъекты, под которыми понимаются физические лица, т.е. граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

В зависимости от особенностей организационно-правового положения в административных правоотношениях можно выделить два вида субъектов таких правоотношений:

  1. индивидуальные субъекты, т.е. физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством;
  2. организации, т.е. субъекты, состоящие из одного или нескольких (многих) индивидуальных субъектов и имеющие определенную организационно-штатную структуру, например административные органы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные учреждения, хозяйственные общества, политические партии и т.п.

В зависимости от места и роли субъектов в конкретных административных правоотношениях условно можно выделить два вида субъектов:

  1. властвующие субъекты — они осуществляют административно-публичную деятельность в отношении иных субъектов конкретного административного правоотношения и наделены в отношении их властно-публичными полномочиями, т.е. административные органы (например, федеральные министерства, органы внутренних дел, налоговые органы и т.п.);
  2. невластвующие субъекты — они не осуществляют административно-публичную деятельность в отношении иных субъектов конкретного административного правоотношения и не наделены в отношении них властно-публичными полномочиями, т.е. обычные физические липа, предприятия, общественные объединения, иные организации, в том числе административные органы, вступающие в отношения с другими административными органами, которым они не подчинены организационно или функционально.

Субъектом административного правоотношения может являться только тот индивидуальный субъект или та организапия, которые обладают административной правосубъектностью, т.е. способностью быть участником данного правоотношения. Административная правосубъектность включает в себя три элемента:

  • административную правоспособность — способность субъекта иметь права и нести обязанности в административно-публичной сфере;
  • административную дееспособность — способность субъекта самостоятельно, посредством своих собственных действий осуществлять права и исполнять обязанности в административно-публичной сфере;
  • административную деликтоспособность — способность субъекта нести предусмотренную нормами административного права дисциплинарную, административную и иную публично-правовую ответственность за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения.

Особенности административной правосубъектности отдельных видов субъектов административных правоотношений будут рассмотрены в последующих главах учебника.

3. Содержание административного правоотношения — это совокупность субъективных прав и обязанностей, которые возникают у субъектов данного правоотношения на основе норм административного права и реализуются ими в административно-публичной сфере, т.е. их индивидуальные административные права и обязанности.

Например, содержание административного правоотношения, возникшего по поводу привлечения физического или юридического лица к административной ответственности, образуют субъективные административные права и обязанности административного органа, привлекающего к административной ответственности, и соответствующие права и обязанности лица, привлекаемого к этой ответственности.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений, как и любых других правоотношений, являются юридические факты. Как известно, в общей теории права по волевому признаку выделяют два вида юридических фактов: юридические действия и юридические события.

1. Юридические действия — это такие акты волевого поведения государственных органов и должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, индивидуальных субъектов и организаций, которые направлены на возникновение, изменение или прекращение соответствующих административных правоотношений. Говоря о юридических действиях как об основаниях возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений, мы понимаем под ними любые внешние формы проявления активности субъекта, влекущей названные юридические последствия. При этом указанные юридические действия могут быть как правомерными, т.е. совершаемыми в соответствии с пред-писаниями норм права, так и противоправными, т.е. совершаемыми в нарушение таких предписаний.

Правомерные юридические действия, являющиеся основаниями возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений, могут выражаться, в частности, в таких формах, как подача гражданином или юридическим лицом заявления (ходатайства, жалобы) в административный орган, выдача административным органом заявителю соответствующего правоустанавливающего документа (справки, свидетельства, паспорта, лицензии и т.п.), государственная регистрация права или какого-либо объекта, издание индивидуального административно-правового акта (приказа, распоряжения, постановления и т.п.), заключение служебного контракта о прохождении государственной службы, в том числе военной и правоохранительной. Например, подача гражданином в орган по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявления о государственной регистрации его права собственности на объект недвижимости влечет возникновение соответствующего административного правоотношения по государственной регистрации этого права.

Неправомерные юридические действия, являющиеся основаниями возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений, могут выражаться в таких формах, как совершение административного правонарушения, совершение дисциплинарного проступка, совершение иного публичного правонарушения, в частности неисполнение должником в исполнительном производстве возложенных на него обязанностей, требований судебного пристава-исполнителя. Например, совершение гражданином административного правонарушения влечет возникновение правоотношения по поводу привлечения его соответствующим административным органом к административной ответственности.

2. Юридические события — это такие фактические обстоятельства, которые наступают независимо от воли субъектов административных правоотношений и непосредственно либо через систему обусловленных ими юридических действий влекут возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений.

К числу таких юридических событий следует отнести стихийные бедствия, пожары, техногенные катастрофы и аварии, смерть (гибель) людей, фактическое истечение предусмотренного нормами административного права срока, с которым связывается наступление определенных последствий. Например, возникновение пожара, техногенной катастрофы является основанием для совершения компетентными административными органами определенных действий, направленных на установление и расследование причин и обстоятельств указанных событий, устранение их последствий и предотвращение в будущем, истечение установленного законом срока давности привлечения лица к административной ответственности, влечет прекращение соответствующего правоотношения, возникшего по поводу привлечения данного лица к административной ответственности.

Рассмотрим далее виды административных правоотношений, которые можно классифицировать на основе следующих наиболее важных критериев.

1. Внешние границы осуществления административно-публичной деятельности, в пределах которых возникают административные правоотношения. В зависимости от этого можно выделить:

  • внутриорганизационные административные правоотношения, возникающие в процессе организации и осуществления управления внутри отдельно взятых государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений (например, управленческие отношения, возникающие внутри Правительства РФ, федерального министерства, суда, администрации района и т.п.);
  • внутрисистемные административные правоотношения, возникающие в процессе организации и осуществления управления внутри системы государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений (например, управленческие отношения, возникающие в системе органов и учреждений внутренних дел, юстиции, налоговых органов и т.п.);
  • надведомственные (внешневластные) административные правоотношения, возникающие в процессе осуществления административными органами по вопросам своей компетенции внешней административно-публичной деятельности, направленной в отношении не подчиненных этим органам иных административных органов, физических лиц и организаций (например, отношения между сотрудником милиции и гражданином, совершившим административное правонарушение, между налоговым органом и проверяемым им юридическим лицом, между федеральным антимонопольным органом и органом местного самоуправления и т.п.).

2. Характер организационно-правовой связи между участниками. По этому критерию выделяют:

  • вертикальные административные правоотношения, в которых один субъект организационно или функционально подчинен другому субъекту, что имеет место между вышестоящими и нижестоящими административными органами, между их структурными подразделениями, между этими органами и подчиненными им учреждениями; в то же время «вертикальными» являются и отношения, возникающие между властвующими субъектами — административными органами, с одной стороны, и гражданами, организациями — с другой, основанные на функциональном подчинении последних первым, например, отношения между сотрудником милиции и гражданином, между налоговым органом и предприятием и т.п.;
  • горизонтальные административные правоотношения, складывающиеся между несоподчиненными субъектами, один из которых организационно не подчинен другому; их участники равноправны, т.е. между ними существует организационно-правовая связь, основанная на координации совместных действий в административно-публичной сфере (примерами являются отношения между федеральными министерствами по поводу издания совместных нормативных правовых актов, между различными контрольно-надзорными органами по поводу проведения совместных проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, между участниками дорожного движения по поводу обеспечения безопасности этого движения и т.п.).

3. Целевое назначение. По данному критерию выделяют:

  • административные правоотношения в связи с решением положительных задач в административно-публичной сфере — административно-регулятивные правоотношения, например, отношения, возникающие при предоставлении физическим лицам и организациям субъективных административных прав, при исполнении ими возложенных на них субъективных административных обязанностей;
  • административные правоотношения в связи с решением задач обеспечения безопасности и правопорядка, охраны и защиты прав физических лиц и организаций в административно-публичной сфере — административно-охранительные правоотношения, например, отношения, возникающие в процессе осуществления административного контроля (надзора), привлечения правонарушителей к административной ответственности и т.п.

Административно-правовые отношения — один из видов правовых отношений, т.е. общественных отношений, урегулированных правом и являющихся результатом воздействия на общественное отношение правовой нормы. Норма права придает конкретному общественному отношению юридическую форму и регламентирует действия (поведение) сторон этого отношения, их взаимные обязанности и права, а также юридическую ответственность за несоответствующее требованиям правовой нормы поведение. Субъекты правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными (субъектными). Эта связь и образует правоотношение, в рамках которого праву одной стороны (субъекта правоотношения) соответствует (корреспондирует) обязанность другой стороны, и наоборот.

Правовые отношения, в том числе и административные, охраняются государством от нарушений. За нарушение прав и обязанностей, составляющих правоотношения, устанавливается юридическая ответственность. Этим правовые отношения отличаются от других видов общественных отношений, в частности моральных.

Административно-правовое отношение можно определить как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, складывающееся в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления). Можно выделить их следующие основные черты.

  • 1. Административно-правовые отношения возникают, изменяются или прекращаются только на основе административно-правовых норм, которые порождают эти отношения и реализуются через них. Эти правовые отношения отличаются строгой регламентацией нормами административного права поведения сторон, их взаимных прав и обязанностей.
  • 2. Административно-правовые отношения складываются в специфической сфере, а именно в области осуществления исполнительно-распорядительной, т.е. властно-организационной, деятельности субъектов государственного управления.
  • 3. Для административно-правовых отношений характерно то, что в качестве обязательного субъекта в них выступает соответствующий орган исполнительной власти (должностное лицо). Данная особенность административно-правовых отношений объясняется прежде всего тем, что исполнительно-распорядительную деятельность призваны осуществлять от имени государства органы исполнительной власти и их должностные лица.
  • 4. Споры, которые могут возникать между участниками административно-правовых отношений, разрешаются обычно в административном (внесудебном) порядке, т.е. путем непосредственного юридически-властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа государственного управления (должностного лица). Вместе с тем действующее законодательство предусматривает судебное рассмотрение таких споров.
  • 5. Ответственность субъектов административно-правовых отношений наступает перед государством в отличие от гражданско-правовых отношений.

Элементами административно-правовых отношений являются: субъекты, объекты и юридические факты.

Субъекты административно-правовых отношений, т.е. органы исполнительной власти, предприятия, учреждения, организации, государственные служащие, граждане, иностранцы, лица без гражданства, наделены административными правами и обязанностями. Участие данных субъектов в административно-правовых отношениях определяется их административной правоспособностью.

Так, сущность административной правоспособности органов исполнительной власти состоит в способности этих органов осуществлять в том или ином объеме задачи государственного управления, вступать в связанные с реализацией этих задач правовые отношения. Ей соответствует объем государственно-властных полномочий, которыми наделяется данный орган исполнительной власти, т.е. его компетенция .

Компетенция органов исполнительной власти находит свое закрепление в соответствующих положениях, утверждаемых в установленном порядке, а также в других нормативных актах. В них предусматриваются важнейшие виды правовых отношений, в которых данный орган исполнительной власти правомочен участвовать, а также круг государственно-властных полномочий, предоставленных ему и используемых им в процессе реализации административно-правовых отношении. Административная правоспособность органов исполнительной власти наступает с момента их образования и определения их компетенции; одновременно наступает административная дееспособность этих органов, т.е. способность практически реализовать свою правоспособность.

Административная правоспособность государственных служащих определяется тем, что они фактически осуществляют повседневную исполнительно-распорядительную деятельность, являясь служебным аппаратом органов государственного управления. Естественно, что речь в данном случае идет о тех служащих, которые входят в состав административно-управленческого персонала. Административная правосубъектность служащего обусловлена занимаемой им должностью в аппарате управления. Объем административной правоспособности служащего зависит от того, к какой категории служащих он относится (руководящий состав, вспомогательный персонал).

Административная правоспособность общественных объединений определяется актами государственных органов, а не уставными нормами. В этих актах предусматриваются правомочия органов общественных организаций в сфере государственного управления, виды административно-правовых отношений, участниками которых они могут быть. С момента издания подобных актов и возникает их административная правосубъектность.

Административная правоспособность граждан возникает с момента их рождения. Дееспособность же их в сфере государственного управления наступает, как правило, с 14 лет. Объем административной правоспособности граждан определяется Конституцией, законами, а также административно-правовыми нормами. Конкретный объем их прав и обязанностей находится в зависимости от ряда обстоятельств: возраста, образования, пола, состояния здоровья и т.п. Наиболее характерным для административной правоспособности граждан является наличие их субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления.

Общим объектом административно-правовых отношений являются отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления). В каждом конкретном административно-правовом отношении объектом является то, на что направлены права и обязанности его участников, т.е. то, ради чего возникает правоотношение. В административно-правовых отношениях объектами конкретных правоотношений выступает поведение, действия, поступки субъектов в сфере управления и их результаты.

Основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты. Юридические факты могут возникать как в результате действий физических и юридических лиц, а также органов исполнительной власти, так и в результате тех или иных событий. Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие — возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения.

Административно-правовые отношения можно классифицировать по следующим критериям: но содержанию, по соотношению прав и обязанностей их участников, а также по характеру порождающих их юридических фактов.

По содержанию административно-правовые отношения делятся па материальные и процессуальные. К материальным административно-правовым отношениям относятся возникающие в сфере управления и регулируемые материальными нормами административного права общественные отношения. Административно-процессуальные отношения — это отношения, которые складываются в сфере управления в связи с порядком разрешения индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.

По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы: отношения, в которых один из участников подчинен другому (вертикальные правоотношения), и отношения, участники которых не находятся в подчинении друг у друга (горизонтальные правоотношения). Вертикальные административно-правовые отношения складываются в рамках подчиненности одного субъекта отношения другому — между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти, между органами исполнительной власти и подведомственными организациями, между соподчиненными структурами органов исполнительной власти; между соподчиненными государственными служащими и др. При этом правоотношения между органами исполнительной власти и гражданами по реализации обязанностей граждан в сфере управления (соблюдение общественного порядка, исполнение воинской обязанности и т.п.), как правило, являются вертикальными отношениями, поскольку на гражданина в части исполнения его обязанностей распространяются властные полномочия органа исполнительной власти. Горизонтальные административно-правовые отношения возникают между субъектами, которые не связаны соподчиненностью. Такие отношения складываются между несоподчиненными органами исполнительной власти, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, в связи с реализацией ими прав в сфере управления (например, при обращении гражданина с жалобой в орган исполнительной власти, регистрации общественной организации и т.п.). Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны.

По характеру порождающих административно-правовые отношения юридических фактов данные отношения можно классифицировать как возникающие в результате действий лиц и органов или в результате тех или иных событий. Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Такие юридические факты называются волевыми юридическими фактами. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия. Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это — дисциплинарные проступки и административные правонарушения как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. События — это юридические факты, не зависящие от воли людей, влекущие правовые последствия (неволевые юридические факты). Например, достижение гражданином 14-летнего возраста является юридическим фактом, порождающим у гражданина право и обязанность получить паспорт, а у государственных органов — право и обязанность выдать гражданину паспорт.

Структура административно-правового отношения состоит из трех взаимосвязанных элементов: субъект — объект — юридические факты. Субъект административно-правового отношения — это индивиды (физические лица) и организации (юридические лица, и/или общественные организации, объединения), выступающие в качестве носителей, предусмотренных административным законодательством прав и обязанностей. Субъектами административных правоотношений могут являться:

1) граждане РФ;

2) иностранные граждане и лица без гражданства;

3) государственные органы, их структурные подразделения, предприятия и учреждения, представляющие их должностные лица;

4) общественные объединения;

5) служащие органов государственной власти;

6) предприятия и учреждения различных форм собственности, а также служащие общественных объединений, коммерческих организаций;

7) представители общественных формирований;

8) Президент РФ, как Глава государства.

Для того чтобы лицо рассматривалось в качестве субъекта административно-правового отношения, оно должно обладать административной правосубъектностью. Здесь следует иметь в виду, что между субъектами административного права и субъектами административно-правового отношения, в отношении физических лиц, существуют определенные различия. Субъектами административного права физические лица являются с момента рождения, т.к. их административные права (регистрацию в органах ЗАГСа, установление гражданства, получение на них пособий и т.п.) обеспечивают их законные представители. Участниками же административно-правовых отношений физические лица становятся с момента правового дозволения им самостоятельно вступать во взаимоотношения с органами исполнительной власти (например, получение паспорта). В этой связи, административная правосубъектность у граждан России наступает по разному, в зависимости от их возраста: с 14 лет — частичная правоспособность, с 16 лет – неполная правосубъектность (связана с наступлением административной ответственности), с 18 лет – полная правосубъектность (наступление полной административной ответственности, возможность поступления на государственную службу и др.). У государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений правосубъектность наступает с момента их регистрации, а у государственных служащих — с момента зачисления на государственную должность по государственной службе.


Права и обязанности субъектов административно-правовых отношений являются объектом правового регулирования. Объект правоотношения это то, в отношении чего применяются административно-правовые нормы, на что направлено волевое воздействие управляющих субъектов.

В юридической литературе различают общий объект и непосредственный. Под общим объектом понимают правовой статус определенной категории участников государственных управленческих отношений, в определенной мере он имеет сходство с предметом правового регулирования, различие заключается в том, что предмет правового регулирования несколько шире – это сами общественные отношения, возникающие в различный сферах жизнедеятельности государства (например, в социально-культурной сфере).

Непосредственным объектом выступают:

— поведение, деятельность субъектов, разного рода услуги и их результаты;

— материальные блага (вещи, ценности);

— нематериальные личные блага (жизнь, честь, здоровье, достоинство);

— продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, живописи, музыки, изобретения);

— ценные бумаги, официальные документы (облигации, векселя и т.п.).

Под юридическим фактом в правоотношениях выступает определенное событие, действие участников правоотношений, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение, прекращение этих административных правоотношений (например, совершение административного проступка физическим лицом). Юридические факты, как правило, возникают в результате активно выраженного действия, но могут выступать и в виде пассивного бездействия, невыполнения установленных законом обязанностей (например, уклонение от страхования, от регистрации, или прохождения диагностического осмотра транспортного средства). В любом случае юридические факты связываются с действиями или бездействием физических или юридических лиц, с их волевой направленностью. Такие факты и называются волевыми. Большинство административных правонарушений – юридических фактов, является результатом активных волевых действий, но и в виде волевого бездействия так же имеется значительное число правонарушений.

По характеру юридические факты подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. Например, приказ о назначении на должность, о повышении должности, о присвоении звания, подача жалобы гражданином, поощрение государственного служащего и т.п.. Неправомерными юридическими фактами являются действия (бездействия) субъектов (участников) административных правоотношений, направленные против воли управляющих субъектов, против воли государства – это все административные правонарушения. Неправомерные юридические факты всегда носят общественно вредный характер, т.к. посягают на охраняемые государством общественные отношения и ценности.

Административно-правовые отношения могут возникать и при наступлении определенных юридических фактах, являющихся событиями, о не зависящими от воли людей, но влекущими правовые последствия (например, возникновение опасных природных, или техногенных ситуаций, рождение или смерть человека).

В юридической литературе выделяют еще и юридический (фактический) состав. Состав — это сложные, комплексные факты (жизненные обстоятельства), влекущие возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Для возникновения административного правоотношения требуется не одно, а несколько обстоятельств. Так, ст. 3.9. определяет, что административное взыскание в виде административного ареста установлено только за проступки, которые по своей опасности граничат с преступлениями. При принятии решения о применении в качестве взыскания административного ареста должны быть установлены следующие обстоятельства: не является ли женщина беременной, не имеет ли она детей в возрасте до 14 лет; достиг ли гражданин, совершивший правонарушение, 18 летнего возраста; не является ли лицо, привлекаемое к административной ответственности, инвалидом 1 или 2 группы. Поэтому сам факт правонарушения, хотя и содержащий все признаки состава административного проступка, не может служить основанием наложения административного ареста в силу обстоятельств, указанных в ч.2 ст.3.9. .

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления). Признаки административных правоотношений:

являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;

носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление;

являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;

в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты.

Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.

Структура административно-правовых отношений:

объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений;

субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган;

юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;

содержание, которое включает в себя субъективные права и юридические обязанности;

метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;

способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).

Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.

Основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которым норма правасвязывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Юридический факт может возникать:

в результате действий лиц и органов;

в результате тех или иных событий.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Такие юридические факты называются волевыми юридическими фактами. Например, подача жалобы гражданином в орган исполнительной власти порождает правоотношения, связанные с ее рассмотрением должностными лицами.

По характеру различаются действия:

правомерные;

неправомерные.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это дисциплинарные проступки и административные правонарушениякак наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие органом внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие — возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения.

События — это юридические факты, не зависящие от воли людей, влекущие правовые последствия (неволевые юридические факты). Например, достижение гражданином 14-летнего возраста является юридическим фактом, порождающим у гражданина право и обязанность получить паспорт, а у государственных органов — право и обязанность выдать гражданину паспорт.

Таким образом, различие между волевыми и неволевыми юридическими фактами заключается в том, что возникновение волевых юридических фактов зависит от воли людей, а неволевых — от воли людей не зависит.

Структура административно-правового отношения представляет собой единство следующих элементов: субъект, объект и юридические факты.

Субъектами административно-правовых отношений являются два и более участника, один из которых выражает публичный (государственный) интерес, т.е. наделен специальной компетенцией в области государственного управления.

В юридической литературе субъекты административно-правовых отношений принято делить на индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным субъектам относятся физические лица, дееспособные и обладающие различными административно-правовыми статусами. К ним относятся, например: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; в зависимости от особенностей социального статуса: должностные лица; государственные служащие, военнослужащие, учащиеся, пенсионеры, инвалиды.

К коллективным субъектам относятся наделенные административно-правовым статусом юридические лица в числе которых органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, коммерческие и некоммерческие организации различных организационно-правовых форм, общественные объединения.

Объектом административно-правовых отношений является то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений.

В юридической литературе различают общий объект и непосредственный.

Под общим объектом понимают общественные отношения, регулируемые административно-правовыми нормами и возникающие в политической, экономической, социально-культурной и межотраслевой сферах.

Непосредственным объектом выступают:

— поведение, деятельность субъектов, разного рода услуги и их результаты;

— материальные блага (вещи, ценности);

— нематериальные личные блага (честь, здоровье, достоинство, личная неприкосновенность);

— продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, живописи, музыки, изобретения);

— ценные бумаги, официальные документы (облигации, векселя, паспорт гражданина и т.п.).

Субъективные права это меры возможного поведения, установленные административно-правовыми нормами и охраняемые государством.

Юридические обязанности – это предусмотренные законодательством и обеспеченные государством меры должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, государства в целом).

Административно-правовые отношения возникают при наличии жизненных обстоятельств, условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это юридические факты, влекущие возникновение конкретных правоотношений. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия (бездействия), а в некоторых случаях — события.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъ­екта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.

Правомерные – основанына положениях норм административного права. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. (Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется; в связи с наступлением 14-летнего возраста у конкретного лица возникает право получения паспорта гражданина Российской Федерации. Получая паспорт, это лицо вступает в конкретные административно-правовые отношения с соответствующим государственным органом.

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие — возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм и нарушают их. Неправомерные действия влекут за собой возникновение ряда процессуальных правоотношений по привлечению к административной (дисциплинарной) ответственности (нарушение ПДД является основанием для возникновения административного правоотношения между нарушителем и уполномоченным государственным органом).

К числу неправомерных юридических фактов относится также бездействие – волевое несовершение предписываемых законом действий(например, непринятие органом внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка; бездействие должностного лица, обязанного рассмотреть обращение гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрировать транспортное средство в органах внутренних дел, невыполнение требования о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств).

События – явления (жизненные обстоятельства), независимые от воли людей и имеющие юридическое значение (например, рождение и смерть человека, достижение возраста административной ответственности – 16 лет, , стихийное бедствие и пр.).

В административном праве встречаются и сложные составы под которыми понимаются совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений. Так, например, для возникновения правоотношений, связанных с государственной службой, необходимо соблюдение целого комплекса требований и ограничений, предъявляемых к претендентам на государственную службу.

Добавить комментарий