Административную ответственность за экологические правонарушения могут нести

Право природопользования представляет собой совокупность установленных законодательством норм и правил, обуславливающих деятельность физических и юридических лиц по использованию земли, ее недр и других природных объектов для удовлетворения текущих и перспективных экономических, экологических и других жизненно важных интересов и потребностей граждан, общества и государства.

Субъекты природопользования обладают определенными правами и обязанностями, объем и состав которых определяются, в первую очередь, видом природных объектов и различным статусом субъектов права природопользования.

Хозяйствующие субъекты наряду с иными субъектами гражданских прав и обязанностей должны соблюдать законодательно установленные правила и вести свою деятельность, не нарушая прав и законных интересов других предпринимателей, граждан, общества и государства.

К основным обязанностям природопользователя можно отнести обязанность рационально использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением, применять экологически совместимые технологии, осуществлять природоохранные мероприятия, своевременно и правильно производить плату за пользование природными объектами и загрязнение окружающей природной среды и т. д.

За экологические правонарушения должностные лица несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность.

Административная ответственность

За экологические правонарушения установлена статьями, включенными в главу 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В их числе:

— Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (статья 8.1);
— Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами (статья 8.2);
— Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (статья 8.3);
— Нарушение законодательства об экологической экспертизе (статья 8.4);
— Сокрытие или искажение экологической информации (статья 8.5);
— Порча земель (статья 8.6);
— Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (статья 8.7);
— Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (статья 8.8);
— Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (статья 8.9);
— Нарушение требований по рациональному использованию недр (статья 8.10);
— Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (статья 8.11);
— Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (статья 8.12);
— Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе (статья 8.12.1);
— Нарушение правил охраны водных объектов (статья 8.13);
— Нарушение правил водопользования (статья 8.14);
— Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (статья 8.15);
— Нарушение правил охраны атмосферного воздуха (статья 8.21);
— Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (статья 8.22);
— Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (статья 8.23);
— Нарушение правил использования лесов (статья 8.25);
— Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (статья 8.26);
— Нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (статья 8.27);
— Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (статья 8.28);
— Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней (статья 8.28.1);
— Уничтожение мест обитания животных (статья 8.29);
— Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (статья 8.30);
— Нарушение правил санитарной безопасности в лесах (статья 8.31);
— Нарушение правил пожарной безопасности в лесах (статья 8.32);
— Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов (статья 8.33);
— Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (статья 8.35);
— Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов (статья 8.36);
— Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира (статья 8.37);
— Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (статья 8.38);
— Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (статья 8.39);
— Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (статья 8.41);
— Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (статья 8.42);
— Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления (статья 8.44);
— Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод (статья 8.45);
— Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений (статья 8.46).

Конкретные требования, за нарушение которых наступает административная ответственность, установлены отраслевыми законами и подзаконными актами.

К правонарушителям в области административного производства применяются следующие виды административных наказаний: штраф, предупреждение, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права; административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда и устранения последствий административного правонарушения.

Деяния, представляющие собой повышенную общественную опасность, входят в составы экологических преступлений, за которые установлена уголовная ответственность уголовным законодательством Российской Федерации.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность может наступить не только за оконченное преступление, но и за попытку его совершения, за приготовление и покушение на преступление.

Экологические преступления указаны в специальной главе Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) «Экологические преступления», в которой содержится 18 статей, в числе которых:

Статья 246 УК РФ — нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ.
Преступность данного деяния заключается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.

Статья 247 УК РФ — нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов.
Сущность данного деяния — производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния: создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде; повлекли загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных; были совершены в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации; повлекли по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

Статья 248 УК РФ — нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами.
Для применения данной статьи обязательным условием является наличие следующих негативных последствий: причинение вреда здоровью человека; распространение эпидемий или эпизоотий; иные тяжкие последствия, в том числе наступление по неосторожности смерти человека.

Статья 249 УК РФ — нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений.
Названная статья признает уголовно наказуемыми деяния, выразившиеся в нарушении ветеринарных правил, повлекшие по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия; нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия.

Статья 250 УК РФ — загрязнение вод.
Статья предусматривает наступление уголовной ответственности за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния: повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству; причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных; были совершены в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации; повлекли по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

Статья 251 УК РФ — загрязнение атмосферы.
Данная статья признает преступлением нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха; по неосторожности причинение вреда здоровью человека; по неосторожности смерть человека. Критерии экстремального высокого загрязнения атмосферы воздуха определены в Инструкции о порядке предоставления информации о загрязнении окружающей среды на территории РФ, утвержденной Приказом Росгидромета от 31.10.2000 № 156.

Статья 254 УК РФ — порча земли.
Преступность этого деяния заключается в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, если они: повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде; совершены в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации; повлекли по неосторожности смерть человека. Отравление почвы есть насыщение ее ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, в результате чего земля становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых, растений и иных организмов и использование ее может вызвать их гибель.

Статья 255 УК РФ — нарушение правил охраны и использования недр.
Данный состав преступления образуют нарушения правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горно-добывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, при обязательном присутствии и наступлении неблагоприятных последствий.

Статья 256 УК РФ — незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов.
Уголовная ответственность наступает только в случае наличия одного из квалифицирующих признаков: причинение крупного ущерба; применение самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений; совершение в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов понимаются действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства: без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением; в запрещенных местах; в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов; в запрещенное время; с использованием запрещенных орудий лова.

Статья 257 УК РФ — нарушение правил охраны рыбных запасов.
Преступность этого деяния заключается в производстве сплава древесины, строительстве мостов, дамб, транспортировке древесины и других лесных ресурсов, осуществлении взрывных и иных работ, а равно эксплуатации водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия. К иным тяжким последствиям относятся уничтожение мест нереста; нарушение экологического равновесия биосистемы; крупные убытки, связанные с восстановлением качества природной среды и численности водных животных.

Статья 258 УК РФ — незаконная охота.
Деяния могут образовывать состав преступления как при наличии причиненного ущерба, так и по формальным признакам, к которым относятся применение запрещенных средств охоты, охота на запрещенные виды, охота в не предназначенных для этого местах. Преступлением является незаконная охота, если она совершена: с причинением крупного ущерба; с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Статья 258.1 УК РФ — незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации. Под незаконной добычей понимаются действия, направленные на изъятие из естественной среды обитания особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (незаконная охота, браконьерство). Содержание – действия по уходу за особо ценными дикими животными и водными биологическими ресурсами, основанные на признаках полномочий, присущих праву собственности (содержание в питомнике, садке и т.п.). Приобретение – получение предмета преступления как возмездным, так и безвозмездным способом (покупка, обмен, подарок и т.п.). Хранение – временное удержание предмета преступления для последующего распоряжения им (продажа, дарение, употребление в пищу и т.п.). Перевозка – перемещение предмета преступления из одного пункта в другой. Пересылка – перемещение предмета преступления из одного пункта в другой с использованием транспортных организаций, почты, посыльных. Продажа – возмездная передача предмета преступления третьим лицам. Преступление считается оконченным с момента совершения хотя бы одного из перечисленных выше действий.
Статья 259 УК РФ — уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ.
Критическим местообитанием является территория в определенных границах (водоема, леса, урочища, болота и т.п.), на которой обитают популяции каких-либо занесенных в Красную книгу животных или растений и которая находится в состоянии, близком к невозможному для обитания на ней этих организмов.

Статья 260 УК РФ — незаконная рубка лесных насаждений.
Преступный характер заключается в незаконной рубке, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере; незаконной рубке, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены: группой лиц; лицом с использованием своего служебного положения; в крупном размере; в особо крупном размере; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Статья 261 УК РФ — уничтожение или повреждение лесных насаждений.
Согласно данной статье преступлением является уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности; уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, если они причинили крупный ущерб.

Статья 262 УК РФ — нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.
Главное отличие данного состава от состава административного правонарушения — причинение значительного ущерба. При этом значительность ущерба зависит от конкретных обстоятельств и определяется при рассмотрении дела с учетом: категорий особо охраняемых природных территорий и объектов; их экономической и социальной значимости; тяжести причиненного вреда; способности природного ресурса к самовосстановлению; стоимости истребленных, поврежденных компонентов природной среды, исчисленной по соответствующим методикам и таксам; их количества и других обстоятельств, повлекших вредные последствия.

Статья 358 УК РФ Экоцид — массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, —
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

Санкции вышеуказанных статей предусматривают штрафы в различных размерах, ограничение свободы, исправительные работы, арест на различные сроки, лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного причинения вреда.Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не предполагает ограничения размера ответственности по обязательствам, возникающим из договоров в сфере природопользования.

Вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.

Исключение составляют случаи, когда вред причинен юридическими лицами и гражданами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (статья 1079 ГК РФ). В этих случаях ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

С учетом положений пункта 3 статьи 1064 ГК РФ Федеральный закон «Об охране окружающей среды» допускает ответственность за вред, причиненный правомерными действиями. Так, например, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещению вреда окружающей среде (статья 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»); осуществление заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, предполагает обязанность этих лиц возместить вред окружающей среде, в том числе когда на проект такой деятельности имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы (статья 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда.

При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.

В случае отсутствия такс и методик определение размера вреда окружающей среде осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.

По смыслу пункта 2 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, причиняющей вред или угрожающей новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ).

Основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации может являться эксплуатация объекта без разрешений и лицензий либо с нарушением условий выданных эксплуатирующей организацией разрешений, лицензий, в том числе с превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на размещение отходов, отнесенных к I — IV классу опасности, несоблюдение требований промышленной безопасности и другие нарушения.

Опасность причинения вреда окружающей среде в будущем может являться основанием к запрещению деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 ГК РФ).

Юридическая ответственность в широком понимании — это правовой институт, который представляет собой совокупность юридических правил (норм) о разрешенных и поддерживаемых государством способах и мерах принудительного и неблагоприятного воздействия на лиц, которые уклоняются от добровольного исполнения возложенных на них законом обязанностей или договорных обязательств либо нарушают установленный правопорядок.

Концепция о возможности отраслевых видов юридической ответственности (уголовно-правовой, гражданско-правовой и др.) привлекательна своей логичностью и последовательностью. Но ее воплощение в праве далеко от реальности, поскольку во многих отраслях права, как правило, отсутствуют собственные, присущие только одной отрасли, санкции либо меры воздействия на правонарушителя. Эти меры, санкции носят обычно унифицированный характер и успешно применяются при нарушениях правопорядка, определенного нормами различных отраслей права.

Виды юридической ответственности можно классифицировать по разным основаниям: по субъектам, органам правоприменения, видам правонарушений. Последнее основание мы берем для классификации видов ответственности по аграрному праву. В связи с этим выделяем имущественную, материальную, дисциплинарную, административную ответственность.

Имущественная ответственность в аграрном праве проявляется в виде юридической обязанности субъекта, виновного в причинении вреда, либо убытков производителями сельскохозяйственного производства (субъектам аграрного производства), возместить ущерб, нанесенный его неправомерными действиями. В этой связи по законодательству возможно наступление имущественной ответственности за нарушение земельных прав, либо неиспользование земельных обязанностей, за ущерб, причиненный сельскохозяйственному производству, производственным или иным фондам и материальным ресурсам сельскохозяйственных предпринимателей. Имущественная ответственность возможна в виде взыскания убытков за неиспользование договорных обязательств, либо незаконное вмешательство в хозяйственную деятельность сельскохозяйственных предпринимателей.

Субъектами материальной ответственности выступают лица, состоящие в трудовых, либо членских отношениях с потерпевшей стороной (предприятием, хозяйством, кооперативом, работодателем). Эти лица возмещают только действительный реальный ущерб, причиненный их виновниками во время работы, и в размерах, предписанных законом^

Трудовая и производственная дисциплина должны соблюдаться в интересах совместной результативной работы всех участников производства. Нарушение внутреннего трудового распорядка, недобросовестное исполнение трудовых обязанностей участником общей работы признается дисциплинарным проступком. К нарушителям трудовой и производственной дисциплины разрешается применение мер воздействия, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка либо законодательством. Субъектами дисциплинарной ответственности всегда являются только физические лица, состоящие с работодателями в трудовых, либо членских отношениях.

Административная ответственность возлагается за правонарушения, посягающие на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления. Административные проступки многообразны и имеют место в различных областях производственной социальной жизни работников агропромышленного комплекса.

Отличительной особенностью отраслей АПК является активное использование земли как важнейшего средства производства. Сохранение плодородия сельскохозяйственных угодий — обязанность всех обладателей земельных участков. Выполнение этой обязанности поддерживается мерами административной ответственности, предусмотренными в Земельном кодексе Республики Башкортостан (ст. 137). К нарушителям экологических требований при использовании земли применяются меры юридического воздействия. Согласно ст. 139 ЗК РБ на граждан и юридических лиц должны нала! аться в административном порядке крупные штрафы за такие земельно-экономические правонарушения, как загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы и т. д. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства, причем гражданско-правовая ответственность в этом случае наступает независимо от применения к виновным других видов ответственности. Этот вид ответственности базируется на исчислении ущерба по таксам, заранее установленным специальными нормативными актами.

Земельное законодательство предусмотрело и такую меру воздействия, как прекращение права собственности, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования или аренды полностью или частично в случае использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почвы, ухудшению экологической обстановки. Чтобы данное требование закона реально работало, необходима хорошо налаженная система госконтроля за использованием и охраной земель и учета изменений качественных характеристик земельных угодий. Есть надежда что с принятием Положения о порядке осуществления госконтроля за использованием и охраной земель (утверждено постановлением правительства РФ от 17 августа 1992 г.), Положения о мониторинге земель в Российской Федерации (утверждено постановлением правительства РФ от 15 июля 1992 г.), Государственной программы мониторинга земель Российской Федерации на 1993-1995 гг. (утверждено постановлением правительства от РФ от 5 февраля 1993 г.), ситуация в этой области изменится к лучшему. (Государство и право. 1993. № 9).

Административная ответственность применяется при защите посевов от потравы, порче или уничтожении находящегося в поле собранного урожая сельскохозяйственных культур, при повреждении насаждений колхозов, совхозов и других государственных и общественных хозяйств. Она возможна в ряде случаев: за нарушение правил ведения сельскохозяйственного производства, непринятие мер борьбы с сорняками, посев наркосодержащих культур, нарушение правил по карантину животных и других ветеринарно-санитарных правил технической эксплуатации; виновные в грубом нарушении правил технической эксплуатации тракторов, комбайнов, других самоходных сельскохозяйственных машин также могут быть субъектами этой ответственности.

Это вид юридической ответственности, наиболее часто имеющий место в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РФ и экологическим законодательством. Административным правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и ответственности за их совершение посвящена специальная глава (гл. 7) Кодекса об административных правонарушениях.

Административная ответственность, в отличие от дисциплинарной, наступает не только для должностных лиц и граждан, но и для юридических лиц.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает за совершение административных правонарушений следующие виды административных взысканий:

1. Предупреждение;

2. Штраф;

3. Возмездное изъятие предмета, явившего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

5. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);

6. Исправительные работы;

7. Административный арест.

При этом предусмотрено (ст. 25 Кодекса), что возмездное изъятие и конфискация предметов, имеющих важное значение в сфере охраны окружающей природной среды, особенно дикой фауны, могут применяться в качестве основных и дополнительных административных взысканий, тогда как другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных.

За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. При наложении административного взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

В Законе «Об охране окружающей среды» предусмотрены следующие виды экологических правонарушений, влекущих административную ответственность:

1. Несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды;

2. Невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, а также в предоставлении заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений;

3. Нарушение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений, технологических линий и иных объектов;

4. Загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;

5. Порча, повреждение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;

6. Нарушение установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза и вывоза за границу объектов растительного и животного мира, их продуктов, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций;

7. Невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;

8. Неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;

9. Нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;

10. Несоблюдение экологических требований при использовании в народном хозяйстве и захоронении радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;

11. Превышение установленных уровней радиационного воздействия и др.

Одной из наиболее распространенных мер административной ответственности за экологические правонарушения является штраф. Конкретный размер полагаемого штрафа зависит не только от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, но определяется также полномочиями, предоставленными соответствующему органу, налагающему штраф.

Штрафы за административные экологические правонарушения налагаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, регулирования использования природных ресурсов в соответствии с их компетенцией. Правом применения этих мер наделены специальные комиссии при исполнительных органах власти, органы внутренних дел, должностные лица контрольно- надзорных органов. Меры административной ответственности применяются без обращения в суд и по упрещенной процедуре. Штрафные санкции наиболее четко и активно применяются за нарушение водного законодательства

Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов. Как обычно, постановление о наложении штрафа в административном порядке может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Уплата штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного правонарушением вреда.

Привлечение к ответственности в виде штрафа, независимо от его суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещения вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с Законом на специальные счета внебюджетных экологических фондов.

Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

объектом экологического правонарушения следует признать общественные отношения по поводу окружа­ющей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируе­мые нормами права. Такие отношения по содержанию могут быть связаны с отношениями собственности на компоненты природной среды, природопользования, защиты экологиче­ских прав граждан и др. Следует отметить, что компоненты природной среды и природные объекты (земля, недра, воды, леса и др.) выступают в качестве предмета посягательства.

Объективная сторона экологического правонарушения вы­ражается в действиях, нарушающих экологические предписа­ния, причиняющих вред природной среде, либо в бездействии, которое заключается в невыполнении обязательных предписа­ний. Противоправное поведение посягает на установленный в стране экологический правопорядок, т.е. систему правил, обе­спечивающих научно обоснованное взаимодействие общества и природы. Противоправность поведения имеет место, когда нарушается конкретная норма экологического законодатель­ства. К числу основополагающих признаков объективной сто­роны экологического правонарушения относится причинение вреда окружающей среде, здоровью человека или реальная угроза такого причинения. При этом между нарушением за­кона и наступившими последствиями должна существовать причинно-следственная связь.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется наличием вины правонарушителя. Экологиче­ское законодательство воспринимает обе формы вины: умысел и неосторожность.

По неосторожности могут быть совершены такие право­нарушения, как уничтожение либо повреждение леса по неосто­рожности, нарушение правил охраны рыбных ресурсов и водных животных и др. Признаком субъективной стороны экологическо­го правонарушения также является его мотив и цель.

В юридической литературе предлагаются различные клас­сификации экологических правонарушений. Так, С.А. Балашенко и Д.М. Демичев подразделяют все экологические право­нарушения на два вида: нарушения права собственности на землю и другие природные объекты и ресурсы (совершение сделок с недрами, водами, лесами и иными природными ре­сурсами: купля-продажа, дарение, залог, самовольный обмен, самовольное занятие земельного, водного, лесного участка и другие противоправные сделки); правонарушения, оказываю­щие отрицательные воздействия на окружающую среду и ее компоненты, т.е. действия, вызывающие загрязнение, засоре­ние, истощение. В соответствии с видами экологических отно­шений выделяют следующие экологические правонарушения: земельные, горные, водные, лесные, нарушения законодатель­ства об охране и использовании растительного мира, об охра­не и использовании животного мира, об охране атмосферного воздуха. Данные виды правонарушений определены в соответ­ствующих кодексах и законах1.

Следует отметить, что в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» не определено понятие экологи­ческого правонарушения. При этом в ст. 98-99 названного за­кона приведен перечень основных деяний, нарушающих эко­логическое законодательство, и установлено, что нарушение законодательства об охране окружающей среды влечет дисци­плинарную, административную и уголовную ответственность, привлечение лиц к ответственности за нарушение законода­тельства об охране окружающей среды не освобождает их от возмещения вреда, причиненного в результате вредного воз­действия на окружающую среду. Таким образом, в зависимости от вида применяемых санкций экологические правонарушения могут быть: дисциплинарными, административными, уголов­ными, гражданско-правовыми. Указанные виды экологических правонарушений установлены соответственно в трудовом, ад­министративном, уголовном и гражданском законодательстве.

В соответствии с КоАП административная ответствен­ность за нарушение экологического законодательства вы­ражается в применении административного взыскания к фи­зическому лицу, совершившему административное правонару­шение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности.

Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения, т.е. проти­воправного виновного деяния (действия или бездействия), за которое установлена административная ответственность.

Кодекс Республики Беларусь об административных правона­рушениях от 21 апреля 2003 г. (с изменениями и дополнениями) определяет составы административных правонарушений в обла­сти использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, при совершении которых наступает административная ответственность, виды административных взысканий, налагае­мых в случае совершения таких правонарушений, а также осо­бенности применения административной ответственности при нарушении экологического законодательства.

Составы правонарушений в области природопользования и охраны окружающей среды перечислены в гл. 15 КоАП «Административные правонарушения против экологической безо­пасности, окружающей среды и порядка природопользования» (ст. 15.1-15.37, 15.48-15.63). Ряд составов правонарушений в области окружающей среды находится в иных главах (напри­мер, в гл. 10 КоАП установлена административная ответствен­ность за нарушение права государственной собственности на недра, воды, леса, животный мир — ст. 10.1-10.4; в гл. 23 — за самовольное занятие земельного участка — ст. 23.41).

Субъектами административной ответственности могут быть физические лица, в том числе индивидуальные предпринима­тели, а также юридические лица. По общему правилу возраст наступления административной ответственности для физиче­ских лиц — 16 лет. Однако за ряд правонарушений, в том чис­ле в сфере окружающей среды, физическое лицо может нести ответственность за административное правонарушение в воз­расте от 14 до 16 лет (например, за нарушение требований по­жарной безопасности в лесах или на торфяниках — ст. 15.29; за разжигание костров в запрещенных местах — ст. 15.58). Физи­ческое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное адми­нистративное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. Юридическое лицо может нести ответственность только за административные правона­рушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП. Например, административная ответственность индиви­дуальных предпринимателей и юридических лиц установле­на за нарушение законодательства об охране озонового слоя (ст. 15.62), законодательства об отходах (ст. 15.63) и др.

За правонарушения в области использования природных ре­сурсов и охраны окружающей среды применяются следующие виды административных взысканий: предупреждение, штраф, конфискация предмета, явившегося орудием совершения пра­вонарушения или непосредственным объектом правонаруше­ния, лишение специального права, например права охоты.

В КоАП определены следующие виды:

· Нарушение нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды

· Нарушение требований экологической безопасности

· Нарушение порядка реализации проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе

· Нарушение правил безопасности при обращении с генно-инженерными организмами, экологически опасными веществами и отходами

· Нарушение порядка захоронения радиоактивных отходов

· Нарушение порядка использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению

· Нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений

· Нарушение требований по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений или мест их обитания и произрастания

· Нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий

· Нарушение порядка использования земли и требований по ее охране

· Порча земель

· Самовольное отступление от схем или проектов землеустройства

· Уничтожение либо повреждение межевых знаков

· Самовольное производство изыскательских работ

· Невыполнение требований по эксплуатации мелиоративных систем и гидротехнических сооружений

· Нарушение установленного порядка производства топографо-геодезических и картографических работ

· Уничтожение либо повреждение геодезических пунктов и маркшейдерских знаков или наблюдательных режимных скважин

· Нарушение требований по использованию недр и гидроминеральных ресурсов

· Невыполнение требований по обеспечению безопасности консервируемых или ликвидируемых горных выработок и буровых скважин

· Нарушение правил охраны недр

· Нарушение порядка использования лесосечного фонда

· Незаконное уничтожение или повреждение древесно-кустарниковой или иной растительности

· Нарушение правил лесных пользований

· Нарушение правил использования участков земель государственного лесного фонда

· Повреждение сенокосов или пастбищных угодий

· Нарушение правил заготовки, сбора или закупки грибов, других дикорастущих растений или их частей

· Самовольный сбор или уничтожение грибов, других дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, и их частей либо совершение иных действий, которые могут привести к их гибели, сокращению численности или нарушению среды произрастания

· Самовольный сбор в промысловых целях, уничтожение или повреждение лесной подстилки или живого напочвенного покрова

· Нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках

· Загрязнение леса и иной древесно-кустарниковой растительности

· Нарушение требований законодательства Республики Беларусь об охране диких животных и среды их обитания

· Незаконные вывоз из Республики Беларусь или ввоз в нее диких животных и дикорастущих растений

· Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных или совершение иных действий, которые могут привести к их гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания

· Нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства

· Незаконные изготовление, приобретение, хранение или сбыт орудий добычи рыбы и других водных животных

· Нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты

· Нарушение ветеринарных правил

· Нарушение правил воспроизводства животных

· Нарушение правил учета племенных животных

· Нарушение правил производства, реализации или использования кормов, кормовых добавок и ветеринарных препаратов

· Нарушение требований по перевозке, хранению и использованию ветеринарных средств

· Несоблюдение зоогигиенических и ветеринарно-санитарных требований при размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию или эксплуатации объектов

· Выпас домашних животных в неустановленных местах

· Жестокое обращение с животными

· Уклонение от проведения мероприятий по предупреждению болезней животных

· Нарушение правил содержания домашних и (или) хищных животных

· Загрязнение атмосферы

· Нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование оборудования для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

· Производство, выпуск в эксплуатацию или эксплуатация передвижных источников с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ

· Загрязнение либо засорение вод

· Нарушение правил водопользования

· Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств

· . Повреждение водохозяйственных сооружений и устройств либо самовольное подключение к ним

· Ввоз в Республику Беларусь и вывоз из нее семян, растений, продукции растительного происхождения и иных материалов, не прошедших фитосанитарный контроль

· Нарушение законодательства о семенах

· Выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов

· Разжигание костров в запрещенных местах

· Нарушение режима охраны и использования охранных зон вокруг стационарных пунктов гидрометеорологических наблюдений государственной сети гидрометеорологических наблюдений

· Сокрытие, умышленное искажение и (или) несвоевременная передача сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране

· Нарушение законодательства Республики Беларусь об охране озонового слоя

· Нарушение законодательства Республики Беларусь об отходах

· Нарушение требований законодательства о гидрометеорологической деятельности при производстве гидрометеорологической информации или выполнении отдельных работ и оказании услуг

Добавить комментарий