Бюджетные права

Бюджетные полномочия РФ (ст.7 БК РФ; перечень полномочий является открытым):

1) установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

2) Установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов РФ, утверждение и исполнение бюджетов РФ, а также контроля за их исполнением.

3) Составление и рассмотрение проектов бюджетов, их утверждение и исполнение, контроль за их исполнением.

4) Определение порядка установления и исполнения расходных обязательств РФ, их установление и исполнение.

5) Определять общие принципы предоставления и предоставлять межбюджетные трансферты.

6) Осуществление государственных заимствований РФ, предоставление бюджетных кредитов,

7) Установление и определение порядка применения бюджетной классификации (двадцатизначные коды, которые присваиваются тем или иным доходами расходам), бюджетной отчетности.

Бюджетные полномочия субъектов РФ (ст.7 БК РФ):

1) устанавливать порядок составления и рассмотрения проектов бюджетов субъекта РФ, их утверждение и исполнение, а также контроля за исполнением.

2) составление и рассмотрение проекта бюджета РФ, их утверждение и исполнение, контроль за исполнением (остальное см. выше).

3) установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;

4) установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;

5) определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации;

Бюджетные полномочия муниципальных образований:

1) установление порядка составления и рассмотрения местного бюджета

2) составление и рассмотрение проектов местного бюджета и т.д.

3) установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

4) определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

5) осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;

6) установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;

7) в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

8) иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

Понятие Бюджетного права РФ. Бюджетное устройство РФ

Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категории финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах.

В ст. 6 БК РФ установлено: «Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечении задач и функций государства и местного самоуправления»

Субъектами бюджетных правоотношений являются:

государство, национально-государственные и административно-территориальные образования (РФ и ее субъекты, которые участвуют в бюджетных правоотношениях через свои представительные и исполнительные органы в интересах РФ или субъектов РФ в целом);

представительные и исполнительные органы государственной и местной власти;

организации — получатели бюджетных средств.

К бюджетным правоотношениям относятся:

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.

Бюджет выполняет ряд функций. Основными являются:

1) перераспределение национального дохода и ВВП;

2) государственное регулирование и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение социальной политики;

4) контроль за образованием и использованием денежных средств.

Инструментом обеспечения соблюдения принципов бюджетной системы является бюджетная классификация — установленная группировка доходов и расходов бюджета, источников покрытия его дефицита, видов внутреннего и внешнего долга, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней и обеспечивающая сопоставимость их показателей. Бюджетная классификация позволяет систематизировать информацию о состоянии бюджетной системы, она утверждается федеральным законом и является единой для всех уровней бюджетной системы.

Бюджет как система экономических отношений имеет две взаимосвязанные составляющие: отношения по поводу образования бюджетного фонда за счет различных видов доходов и по поводу его использования в форме бюджетных расходов. Структура доходов и расходов бюджета на очередной год является основным содержанием бюджетного плана, она определяет перспективные направления социально-экономической политики государства и ресурсы для их осуществления.

Доходы бюджета формируются за счет налогов и неналоговых доходов (например, от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.). Структура доходной части бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики.

Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций — распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетным профицитом (профицитом бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетным дефицитом (дефицитом бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов.

При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам.

Основным источником бюджетного права является Конституция РФ, устанавливающая форму государственного устройства РФ и принципы взаимодействия федерального центра и субъектов федерации (ст. 5). Гл. 3 Конституции РФ, посвященная федеративному устройству России, определяет предметы ведения Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения.

Совокупность правовых норм, регулирующих бюджетные отношения, составляет бюджетное законодательство. В соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих соответствующие бюджетные отношения.

Указы Президента Российской Федерации, регулирующие бюджетные отношения, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения в пределах общей компетенции, не входят в понятие «бюджетное законодательство» и, являясь источником бюджетного права, не должны противоречить нормам, содержащимся в бюджетном законодательстве.

Бюджетное право

Бюджетное устройство страны, функционирование бюджетной системы, компетенции органов власти всех уровней в области бюджета регламентируются законодательством о бюджетных правах.

Бюджетное право — это совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, то есть порядок формирования и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.

Процесс формирования и исполнения бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетными правоотношениями, т. е. урегулированными нормами права общественными отношениями, к которым относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, контроля за их исполнением, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.

Конституция страны — основополагающий акт бюджетного права.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. заложены основы бюджетных прав федеральных, региональных и местных органов власти, которые сформулированы с учетом федеративного устройства государства.

В соответствии со cm. 5 Конституции РФ федеративное устройство Российской Федерации основано на государственной целостности и разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Предметы ведения в области бюджета очерчены в cm. 71 Конституции РФ, где зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

В cm. 72 Конституции РФ записано, что установление общих принципов налогооблажения в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В cm. 1 «Протокола к Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» зафиксировано, что к совместному ведению относится и установление общих принципов бюджетной системы Российской Федерации.

В cm. 75 Конституции РФ отмечено, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения в Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

В развитие основных положений в области бюджетного права, зафиксированных в Конституции РФ, издаются специальные законодательные акты. В их числе следует отметить:

  • * Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. № 1734-1;
  • * Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г. №4807;
  • * Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ;
  • * Бюджетный кодекс РФ от 31 июня 1998 г. № 145-ФЗ.

В этих актах определены бюджетные права представительных и исполнительных органов власти всех уровней, обеспечивающие им создание финансовой базы для выполнения возложенных на них функций по управлению страной и соответствующими территориями, проведению внутренней и внешней политики, управлению экономическими и социальными процессами.

Наиболее важным и емким из законодательных актов, изданных в 90-е годы в области бюджетного права, является Бюджетный кодекс РФ, в котором установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовые положения субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, а также определены основы бюджетного процесса в Российской Федерации. Бюджетный кодекс законодательно зафиксировал компетенцию и полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере.

Центральным звеном финансовой системы и одной из основополагающих финансово-правовых категорий является бюджет как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджет субъекта РФ – в форме закона субъекта РФ, местный бюджет – в форме правового акта представительного органа местного самоуправления.

Федеральный закон о федеральном бюджете существенно отличается от других федеральных законов:

  • – проект федерального закона о федеральном бюджете разрабатывает и представляет Государственной Думе исключительно Правительство РФ, тогда как проекты остальных федеральных законов могут вносить все субъекты права законодательной инициативы;
  • – проект федерального закона о федеральном бюджете подлежит внеочередному рассмотрению Государственной Думой и обязательному рассмотрению в Совете Федерации. При том, что данное требование не распространяется на большинство федеральных законов;
  • – Федеральный закон о федеральном бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания Президентом РФ и вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года.

Бюджет как финансово-правовая категория имеет следующие признаки:

  • – бюджет – это форма формирования денежных фондов, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, с учетом принимаемых на себя расходных обязательств;
  • – бюджет – это финансовый план государства или муниципального образования, где указаны все его доходы и расходы;
  • – бюджет принимается на определенный срок и именно на этот срок определяет доходы и расходы государства или муниципального образования – суммы, поступающие из определенных источников, и суммы, подлежащие расходованию на определенные цели. Федеральный бюджет – на один финансовый год и плановый период в два года;
  • – бюджет – это основной финансовый план государства или муниципального образования, характеризующийся универсальностью, поскольку в нем предусматриваются все доходы и расходы по всем сферам экономического и социального развития.

Под доходами бюджета понимаются поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы (основной вид доходов), неналоговые доходы (доходы от использования и продажи государственного имущества) и безвозмездные поступления (различные дотации, субсидии, субвенции, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц).

Под расходами бюджета понимаются выплачиваемые из бюджета денежные средства. Формирование расходов бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами соответствующего публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования).

Расходные обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средств из соответствующего бюджета.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ существуют как самостоятельные денежные фонды, но для управления делами каждого публично-правового образования, прогнозирования его развития важно знать, какие средства сосредоточиваются в бюджетах. Поэтому законодательством предусмотрено составление консолидированных бюджетов.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов. Так, консолидированный бюджет РФ образуют федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ. Консолидированные бюджеты используются для расчетов и анализа.

Понятие «бюджет» является основной правовой категорией бюджетного права.

Бюджетное право – основной раздел (подотрасль) финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок их формирования и распределения между различными видами бюджетов, регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Предмет бюджетного права – бюджетные правоотношения, являющиеся видом финансовых правоотношений. К ним относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений:

  • – в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
  • – в процессе осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
  • – в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ;
  • – в процессе утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
  • – в процессе контроля над их исполнением;
  • – в процессе осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности;
  • – по установлению правового статуса участников бюджетного процесса;
  • – по установлению правовых основ порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Одним из видов бюджетных отношений являются межбюджетные отношения, в основе которых заложен принцип бюджетного федерализма.

Межбюджетные правоотношения – это урегулированные нормами бюджетного законодательства взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса, в том числе межбюджетные отношения охватывают вопросы перераспределения средств между бюджетами разных уровней путем предоставления межбюджетных трансфертов в форме:

  • – дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
  • – субсидий бюджетам субъектов РФ, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств;
  • – субвенций бюджетам субъектов РФ, предоставляемых в целях финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для исполнения субъектам РФ.

Среди источников бюджетного нрава, помимо названных источников финансового права, следует назвать принятые в соответствии с БК РФ федеральные законы о федеральном бюджете, федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законы субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах и иные федеральные законы, законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующие бюджетные правоотношения.

Совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов представляет собой бюджетную систему РФ.

Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Бюджетное устройство РФ – это виды бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, принципы их взаимной связи, функции каждого из видов бюджетов.

Структуру бюджетной системы РФ как федеративного государства составляют бюджеты трех уровней:

  • – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;
  • – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • – местные бюджеты.

Бюджетная система РФ основана на принципах:

  • – единства бюджетной системы РФ;
  • – разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
  • – самостоятельности бюджетов;
  • – равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
  • – полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • – сбалансированности бюджета;
  • – результативности и эффективности использования бюджетных средств;
  • – общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов и т.д.

Распределение доходов федерального бюджета между различными его уровнями в целях их сбалансированности, реализации принципа бюджетного федерализма, достижения минимальной бюджетной обеспеченности каждого бюджета и выравнивания уровня доходов всех бюджетов называется бюджетным регулированием.

Важной составляющей бюджетного регулирования доходов является установление нормативов поступления налоговых доходов в бюджеты всех уровней бюджетной системы, что позволяет повысить предсказуемость и стабильность налоговых доходов каждого уровня бюджетной системы, создать стимулы для экономического развития территорий, повышения эффективности использования бюджетных средств.

Субъектами бюджетных правоотношений являются следующие органы.

  • 1. Главный администратор (администратор) доходов бюджета – орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ. Главный администратор определяется законом (решением) о бюджете. На администратора доходов возлагаются обязанности по осуществлению в соответствии с законодательством РФ контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.
  • 2. Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств – это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Главный распорядитель указывается в ведомственной структуре расходов бюджета.

Орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета называются получателями бюджетных средств.

3. Главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита бюджета – орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета, имеющие право осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета. Главный администратор источников финансирования дефицита определяется законом (решением) о бюджете.

В целях финансирования дефицитов бюджетов и для погашения долговых обязательств осуществляются государственные заимствования путем государственных займов (выпуск государственных ценных бумаг от имени РФ или субъекта РФ), и кредитов, привлекаемых от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства РФ (субъекта РФ).

Субъектами бюджетных правоотношений, которые участвуют в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, являются:

  • – законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, исполнительные органы государственной власти и исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований в виде соответствующего главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета;
  • – Президент РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования.

Субъектами бюджетных правоотношений, которые участвуют в процессе контроля над их исполнением, являются органы, осуществляющие государственный и муниципальный контроль.

Субъектами бюджетных правоотношений, которые участвуют в процессе осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, являются все субъекты, которые участвуют в бюджетном процессе.

Все субъекты бюджетных отношений действуют в рамках предоставленных им бюджетных полномочий, т.е. установленных бюджетным законодательством прав и обязанностей органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Бюджетный процесс – регламентируемая нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также контроль за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Стадия бюджетного процесса – обособленный, самостоятельный и законченный этап деятельности государственных органов или органов местного самоуправления, в результате прохождения которого бюджет переходит из одного качественного состояния в другое. Бюджетный процесс проходит в четыре стадии.

На первой стадии бюджетного процесса (составление проектов бюджетов) определяются нормативные правовые акты, из содержания которых вытекают расходные обязательства РФ (субъекта РФ или муниципального образования). Затем составляется проект бюджета. Проект федерального бюджета составляется на основании:

  • – Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию;
  • – прогноза социально-экономического развития соответствующей территории;
  • – основных направлений бюджетной и налоговой политики.

Вторая стадия (рассмотрение и утверждение федерального бюджета) происходит в Федеральном Собрании РФ, где проект бюджета проходит три чтения в Государственной Думе и одобряется Советом Федерации, а затем в виде федерального закона передается Президенту РФ для подписания и обнародования (опубликования).

На этой стадии расходные обязательства превращаются в бюджетные обязательства, т.е. подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, поскольку в бюджете соответствующего публично-правового образования на их исполнение предусмотрены соответствующие бюджетные ассигнования, т.е. предельные объемы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Третья стадия (исполнение бюджета) – процесс реализации утвержденного бюджета по доходам и расходам, т.е. обеспечение полного и своевременного поступления доходов в бюджет в виде денежных средств и их использование по целевому назначению. На этой стадии бюджетные ассигнования превращаются в денежные обязательства – обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями договора (соглашения) либо в соответствии с положениями закона, иного правового акта.

При исполнении бюджета следует учитывать иммунитет бюджетов. Иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется, как правило, на основании судебного акта. Обращение взыскания па средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится.

Четвертая стадия (составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности) – Правительством РФ (исполнительно-распорядительными органами субъектов РФ и муниципальных образований) подготавливается проект соответствующего нормативного правового акта законодательного (представительного) органа об исполнении бюджета и вносится на утверждение в Государственную Думу (законодательный (представительный) орган субъекта РФ или муниципального образования).

Бюджетные права органов местного самоуправления

Рассмотрим бюджетные права органов местного самоуправления.

Правовыми актами, регулирующими функционирование местных бюджетов, являются:

— Конституция РФ;

— Бюджетный кодекс РФ;

— Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 04.10.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

— Налоговый кодекс РФ.

В ст. 132 Конституции РФ определено, что «органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы».

Местные власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты без вмешательства вышестоящих органов власти. Причем в целях социальной защищенности населения законом гарантировано, что за местными органами власти закреплено право на установление минимального размера местного бюджета в части текущих расходов.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что:

• федеральные органы власти и органы власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты;

• минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законом субъекта РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

• доходная часть минимальных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом и законами субъекта РФ доходных источников;

• для решения отдельных мероприятий государственной программы органами местного управления в бюджет местного самоуправления ежегодно предусматривается перечисление финансовых средств из федерального бюджета и бюджетов субъекта РФ;

• увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникших в результате принятых федеральными органами власти или органами власти субъекта РФ компенсируются органами власти, принявшими решение.

Компетенция органов местного самоуправления в бюджетном праве определена ст. 9 БК РФ.

К компетенции органов местного самоуправления отнесены:

• установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением;

• утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

• определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов, сборов и иных поступлений;

• определение порядка и условий предоставления финансовой помощи, кредитов и ссуд из местных бюджетов;

• предоставление финансовой помощи, кредитов и ссуд из местных бюджетов;

• определение порядка осуществления муниципальных заимствований и управления муниципальным долгом;

• введение местных налогов и сборов, установление размеров налоговых ставок и льгот по уплате налогов в пределах прав, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;

• предоставление налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, бюджетные права органов местного самоуправления отличаются многообразием и предоставляют муниципальным органам власти большой набор инструментов.

Добавить комментарий