Деятельность акционерных обществ общего вида регулируется

Правовое регулирование деятельности акционерного общества

Возрождение акционерных обществ в России, которые существуют вплоть до конца 20-х годов, сделалось объективно необходимым для развития новой хозяйственной практики.

Особая история развития акционерных обществ в России породила противоречия: с одной стороны, объективно существует богатый практический и научный опыт, накопленный в период до конца 20-х годов прошлого столетия, а с другой стороны, к началу 90-х годов пришлось столкнуться с полным отсутствием нормативных документов, регулирующих вопросы создания и деятельности акционерных обществ Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный) / С.С. Алексеев, А.С. Васильев, В.В. Голофаев и др.; под ред. С.А. Степанова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2009.С.34..

Вопросы правового регулирования создания и деятельности акционерных обществ, а также находящиеся в тесной взаимосвязи с ними проблемы приватизации неизменно вызывают пристальный интерес широкого круга специалистов, представляющих различные сферы экономики. Подобное внимание к указанной проблематике вполне объяснимо: сегодня практически во всех отраслях хозяйства России идет активный процесс приватизации и акционирования объектов, находящихся в собственности государства и муниципальных образований.

В связи с этим особое значение приобретает качество действующей нормативной базы, ее способность служить надежной основой происходящих ныне сложных процессов, характерных для экономики переходного периода.

Одним из нормативных актов, направленных на совершенствование упомянутых сфер законодательства, должен был стать Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера» Указ Президента РФ от 18.08.1996 N 1210 (ред. от 09.08.1999) «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера» // Утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 02.02.2005 N 116. // Российская газета, N 162, 27.08.1996.. К сожалению, анализ его содержания, а также появившиеся в печати отклики специалистов свидетельствуют о том, что Указ не смог справиться с указанной задачей и не столько способствовал устранению имевшихся ранее недостатков регулирования, сколько породил дополнительные, порой трудноразрешимые вопросы Коряковцев В.Г. Практический комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2011..

Законодательство на протяжении последних лет активно трудиться над разработкой и принятием нормативных актов, регулирующих все возможные вопросы, связанные с акционерной формой хозяйствования, при этом в течение короткого срока в них неоднократно вносились изменения, а некоторые отменялись совсем.

Первым нормативным документом, регулирующим акционерные отношения, стало Постановление Советов Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 601, которым было утверждено «Положение об акционерных обществах» Постановление Совмина РСФСР от 25.12.1990 N 601 (ред. от 15.04.1992, с изм. от 24.11.1993) «Об утверждении Положения об акционерных обществах» // Утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 06.03.1996 N 262.// СП РСФСР, 1991, N 6, ст. 92.. После введения в действие нового Гражданского кодекса Российской Федерации был принят закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, в связи, с чем названное постановление утратило юридическую силу.

В марте 1999 г. был введен в действие Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // Российская газета, N 46, 11.03.1999., который значительно расширил спектр юридических возможностей акционеров, связанных с защитой их прав. Федеральным законом «О введение в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ (ред. от 26.04.2007) «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета, N 256, 31.12.2001, в названный закон были внесены серьезные изменения. Новый Кодекс РФ об административных правонарушениях Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.10.2010) // Российская газета, N 256, 31.12.2001 значительно изменил правила об административной ответственности за нарушение прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

Акционерные общества являются наиболее крупными субъектами как по численности так и по сумме капиталов. Поэтому не удивительно, что деятельность данных субъектов рынка привлекает пристальное внимание законодателя.

Законодательство, регулирующее деятельность АО, можно разделить на следующие группы.

Безусловно, во главе законодательного регулирования деятельности, находится Конституция РФ «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Именно Конституция закрепила основы рыночной экономики провозгласив равенство всех форм собственности. Также к основам предпринимательской, хозяйственной деятельности можно отнести такие основополагающие моменты, как закрепление единого на территории РФ экономического и таможенного пространства, право граждан свободно распоряжаться своей трудовой деятельностью, правом свободного передвижения и т.д.

Вторым по значимости правовым актом является ГК РФ, который определил основные принципы организации, деятельности, реорганизации и ликвидации АО.

Большое количество нормативных актов, регулирующих создание, деятельность, реорганизацию и ликвидацию акционерных обществ, объединяют под названием акционерного права, куда относят как «внешние» регулирующие документы (законодательство), так и внутренние, корпоративные. Российское акционерное право сформировалось за достаточно недолгий временной период, однако представляет собой значительный пласт актов гражданского права.

К нормативным актам, который непосредственно регулирует деятельность АО от создания до ликвидации является Федеральный закон «Об акционерных обществах». Он также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. Закон распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации.

Специальными законами регулируется выпуск акций и иных ценных бумаг общества: ФЗ от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О рынке ценных бумаг» (принят ГД ФС РФ 20.03.1996); ФЗ от 5 марта 1999 г. №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (принят ГД ФС РФ 12.02.1999).

Другими федеральными законами могут быть определены особенности создания, реорганизации и ликвидации, правового положения акционерного общества в сферах (п.3 ст.1 Закона): банковской деятельности: ФЗ от 2 декабря 1990 г. №95-I «О банках и банковской деятельности» Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 15.11.2010, с изм. 07.02.2011) «О банках и банковской деятельности»; инвестиционной деятельности: ФЗ от 29 ноября 2001 г. №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Об инвестиционных фондах» (принят ГД ФС РФ 11.10.2001); страховой деятельности и др.

ФЗ «Об акционерных обществах» является специальным по отношению к ГК РФ, что обеспечивает ему приоритет перед общим гражданским законом в случае выявления противоречий. Такую позицию поддерживает Конституционный Суд РФ в определении от 18 июня 2004г. №263-О Определение Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 N 263-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Симакова Сергея Ивановича на нарушение его конституционных прав абзацем первым пункта 1 статьи 91 Федерального закона «Об акционерных обществах» «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Симакова Сергея Ивановича на нарушение его конституционных прав абзацем первым пункта 1 статьи 91 Федерального закона «Об акционерных обществах». Практика применения Федерального закона «Об акционерных обществах», действующего с 1 января 1996 г., выявила много пробелов в правовом регулировании акционерных отношений, показала необходимость более серьезной защиты прав акционера в акционерном обществе.

7 августа 2001 г. принят Федеральный закон № 120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» Федеральный закон от 07.08.2001 N 120-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» // Российская газета, N 151-152, 09.08.2001., вступивший в силу с 1 января 2002 г.

В упомянутом законе законодатель стремится усилить правовую защиту акционеров: более четко формулирует их права, вводятся дополнительные гарантии этих прав, повышается роль общего собрания акционеров. Дополнения в закон преследуют и цель усилить защиту интересов кредиторов общества. С учетом нового законодательства и формирующейся судебной практики значительное внимание уделяется юридическим способам защиты прав и законных интересов акционеров. Дается характеристика различных способов защиты прав, излагаются условия их реализации. В свободной форме комментируются действия акционеров, направленные на защиту своих прав Медведев Ю.М., Насонов А.М. Аукционы: проведение, участие, судебные споры: Справочник инвестора. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2010.С.90..

Права акционера, акционерного общества имеют для субъектов реальное значение, если оно может быть защищено, в том числе, действиями судебных органов. Знать правоприменительную практику судебных органов — значит приобрести уверенность в своих действиях по защите нарушенных или оспариваемых прав.

В этой связи сохраняют свою актуальность такие документы, как: совместное постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 1997 г. № 4/8 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2003 N 19, Пленума ВАС РФ от 20.11.2003 N 20 «О признании утратившим силу Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 апреля 1997 г. N 4/8 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» // Российская юстиция, N 1, 2004.; информационные письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 апреля 1998 г. № 33 «Обзор практики разрешения споров, связанных с размещением и обращением акций» Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21.04.1998 N 33 «Обзор практики разрешения споров по сделкам, связанным с размещением и обращением акций» // Вестник ВАС РФ, N 6, 1998.; от 23 апреля 2001 г. № 63 «Обзор практики разрешения споров, связанных с отказом государственной регистрации выпуска акций и признанием выпуска акций недействительным» Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 23.04.2001 N 63 «Обзор практики разрешения споров, связанных с отказом в государственной регистрации выпуска акций и признанием выпуска акций недействительным» // Вестник ВАС РФ, N 7, 2001.; от 30 марта 2001 г. № 62 «Обзор практики разъяснения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30 марта 2001 г. № 62 «Обзор практики разъяснения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» // СПС КонсультантПлюс, 2011.; Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 марта 1999 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с обращением взыскания на акции» Постановление Пленума ВАС РФ от 03.03.1999 N 4 «О некоторых вопросах, связанных с обращением взыскания на акции» // Экономика и жизнь, N 12, 1999. и

Это основные, но далеко не все законодательные акты, регулирующие данную сферу деятельности.

Регистрацию АО регулирует ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001).

Деятельность АО в различных сферах экономике также регулируются и Указами президента и Постановлениями правительства РФ.

Кроме этого, следует отметить, что законодательство, регулирующее деятельность АО можно классифицировать и по направлению деятельности. Так, вышеперечисленные акты относятся к внешнему регулированию. Кроме этого деятельность АО регулируется внутренними корпоративными актами.

Следует отметить, что в настоящее время еще не сложилась единая правоприменительная практика в области акционерных отношений. Но идет активный процесс ее формирования, в котором важную роль играют органы правосудия. До сих пор нет полной ясности в вопросах формирования и распределения имущества акционерного общества. В практической деятельности необходимо также учитывать специфику акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, особенности правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий), специальные правила обращения акций организации — собственника единой система газоснабжения. Гришаев С.П. Некоммерческие организации // СПС КонсультантПлюс, 2011.

На сегодняшний день правовое регулирование акционерного общества, как механизма для увеличения капитала посредством успешной хозяйственной деятельности является очень актуальным.

Нормативно-правовое регулирование деятельности акционерных обществ

Мирасова Ирина Пашина

Статья посвящена характеристике норм акционерного законодательства об акционерных обществах с государственным участием. Даны конкретные предложения по совершенствованию правового регулирования акционерных обществ в Российской Федерации.

Ключевые слова: Государственное регулирование, акционерное общество, государственное и муниципальное имущество, приватизация.

Keywords: State regulation, joint stock company, state and municipal property privatization.

Переход Российской Федерации к рыночной экономике потребовал возрождения организационно-правовых форм, способных обеспечить беспрепятственное движение товаров, работ и услуг, рациональную организацию производства, торговли, банковского дела и т.д.

В российском законодательстве, нормы корпоративного права, рассматривают в качестве объекта предпринимательские структуры и механизмы их функционирования, в частности акционерные общества. Основную законодательную базу нормативно-правового регулирования составляют нормы Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «Об акционерных обществах» и смежного с ними законодательства (трудового, налогового, финансового, таможенного и др.). Данная правовая основа формирует правовое положение и задает основные принципы регулирования внутренних и внешних отношений, нормативы поведения субъектов акционерных прав, органов управления и контроля, а также разграничивает предмет и объем ведения централизованных и локальных правовых норм, устанавливает пределы самостоятельного усмотрения и общие правила возникновения правоспособности. Порядок же реализации централизованного (конституционного, отраслевого) законодательства определяется самим акционерным обществом в соответствии с общими принципами, правилами, установками и с учетом собственного понимания путей и способов достижения легитимных целей своей деятельности.

Принятие части нормативных актов локального регулирования прямо предусмотрено централизованным законодательством и содержащимися в нем правовыми нормами. Другая часть создается по усмотрению самого акционерного общества в зависимости от условий его организации, состава учредителей, специфики и масштаба хозяйственной, производственной, социальной деятельности, обычаев делового оборота и просто опыта, психологического климата, традиций взаимоотношений акционеров и персонала компании.

В России из 2,9 миллиона юридических лиц более половины имеют форму акционерного общества. Некоторые из них учреждены по решению Правительства, значительное число преобразовано путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, многие созданы как дочерние компании или, напротив, холдинги, объединяющие несколько самостоятельных структур, и даже крупные финансово-промышленные группы, контролирующие целые сектора рынка. Наконец, часть акционерных обществ образована путем объединения частных капиталов физических лиц. Во многих акционерных обществах соучредителями выступают иностранные участники — корпорации, компании, фирмы, банки, фонды. Более трех тысяч акционерных обществ имеют закрепленные в федеральной собственности акции.
Ясно, что для всех этих случаев соотношение нормотворческой инициативы и законодательного регулирования будет различным не только по объему свободы усмотрения, но и по правовой нагрузке, которую несет каждый нормативный акт. Однако, и это следует особо подчеркнуть, юридическая значимость этих двух составляющих правового обеспечения деятельности акционерного общества одинаково велика.
Строго говоря, до тех пор, пока акционерным обществом не разработана собственная локальная нормативная система, правомерность и защищенность его деятельности находятся под вопросом, в особенности по отношению к третьим лицам. Факт государственной регистрации акционерного общества служит лишь стартовым моментом в создании целостной нормативной системы, определяющей и закрепляющей правовой статус общества. И всякая неполнота, непроработанность деталей, процедурная неряшливость прямо и отрицательно сказываются на продуктивности деятельности акционерного общества, ставят под сомнение юридическую силу принимаемых в ходе этой деятельности решений, создают угрозу ничтожности совершаемых им сделок, договоров и соглашений, делают его беззащитным перед любым иском.
К сожалению, понимание этого концептуального положения приходит, как правило, только в критических обстоятельствах и в конфликтных ситуациях. Несмотря на то, что работа конкретного акционерного общества над созданием собственной правовой базы и ее совершенствованием является длительным процессом, не заканчивающимся, по существу, никогда (особенно в переходной экономике) и требующим творческого подхода, тем не менее рекомендации, основанные на научных исследованиях и практическом опыте, а также образцы (но не стандарты) наиболее важных документов, на наш взгляд, имеют право на существование. Они, подобно прецеденту, позволят уберечься от ошибок и выстроить обобщенную модель каждого нормативного акта. Не случайно даже законодательная практика все чаще идет по пути принятия модельных законов, чтобы охватить ими по возможности более широкий круг однородных отношений и обеспечить единообразный подход к их регламентации.
Переход от директивно-централизованной экономики к рыночной начался с того, с чего начинается любая экономика — институциональных преобразований собственности и систем отношений, с ней связанных. И если становление советской экономики связано с национализацией частной собственности, то ее обратная трансформация — с приватизацией тотально о государственной собственности .

Система правового обеспечения предпринимательской деятельности вообще и акционерной формы в частности, на мой взгляд, состоит из двух подсистем: централизованного и локального правового регулирования. Соотношение этих двух подсистем определяется уровнем демократизации централизованного законодательства и степенью развития локального нормотворчества конкретного акционерного общества.
Проблема углубленной разработки корпоративного правового регулирования требовательно и остро поставлена предпринимательской практикой. Разработка методологии и методики нормотворчества субъектов предпринимательской деятельности является во многом «чистым листом» отечественной правовой науки.
Локальное нормотворчество акционерных компаний является одним из действенных способов решения проблемы корпоративного управления. Создание локальных нормативных актов, регулирующих самоуправление акционерной компании, особенно важно для российских условий, когда акционерное законодательство еще несовершенно и не содержит механизма реализации целого ряда предусмотренных в нем правовых норм. Создание собственной корпоративной культуры — задача для большинства российских акционерных обществ.

Использованные источники:

1) Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об акционерных обществах»

3) Ханнанова Т.Р. Управление трудом как мотивация деятельности человека – 2014 г. – № 22.

4) Гуреев В. А. Проблемы защиты прав и интересов акционеров в Российской Федерации. М., 2013. С. 60.

5) http://www.center-bereg.ru/b4990.html

6) НАСТОЯЩИЙ НАЧАЛЬНИК. ОПЫТ ОЦЕНКИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН Ханнанова Т.Р. Российское предпринимательство. 2007. № 10-2. С. 72-76.

7) ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Ханнанова Т.Р. Человек и труд. 2009. № 4. С. 45-46.

8) РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2010. № 2 (68). С. 79-82.

9) АГРАРНОЕ ПРАВО: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2008. № 4. С. 933-940.

11) КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Евразийский юридический журнал. 2012. № 12 (55). С. 129-135.

12) ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.

14) ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Мухаметшин А.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты) Материалы Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: В.И. Долгий (ответственный редактор), А.Е. Махметова, М.А. Еремеев. 2011. С. 52-53.

15) ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ Тукаева И.О., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 165-166.

16) СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ ВЛАСТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Валиева А.Р. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Уфа, 2007

17) ВЛАСТЬ, БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО: РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Валиева А.Р. Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2010.

18) ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Абрарова А.Ф., Галимьянова Л.Ф., Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 17-22.

19) ПРОБЛЕМА МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ Старикова А.С., Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 122-125.

20) АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМАХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Рафикова Н.Т., Валишина Н.Р. В сборнике: Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры «Статистики и информационных систем в экономике». МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2011. С. 36-38.

Право/9. Гражданское право

К.пол.н., доцент Баширина Е.Н.

Башкирский государственный университет, Россия

Особенности правового регулирования акционерных обществ

В настоящее время общей классификации юридических лиц нет. Можно сказать, что наиболее распространенным является деление юридических лиц в зависимости от характера деятельности на коммерческие и некоммерческие (ст. 50 ГК РФ) . Хотя существуют и другие критерии, например права учредителей (участников) юридического лица на его имущество.

В европейских странах (система континентального права) юридические лица в зависимости от членства их участников делятся на корпорации (юридические лица, организованные на началах членства их участников) и учреждения (организации, создаваемые одним или несколькими лицами и не имеющие членства).

01.09.2014 г. вступил в силу Федеральный закон № 99-ФЗ, в соответствии с которым вводится новая классификация юридических лиц .

Согласно ст. 48 ГК РФ к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (ст. 65.1 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 65.1 ГК РФ корпорациями являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, а также общины коренных малочисленных народов РФ.

Унитарными юридическими лицами являются юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них право членства (государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании).

Деление юридических лиц на корпоративные и унитарные организации позволяет закрепить общие нормы, касающиеся коммерческих корпораций (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ и производственных кооперативов) и некоммерческих корпораций — потребительских кооперативов (включая садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения граждан и общества взаимного кредитования и взаимного страхования), общественных организаций граждан (включая политические партии, профсоюзы и созданные гражданами объединения по интересам), ассоциаций или союзов (включая торгово-промышленные, адвокатские и нотариальные палаты, объединения (союзы) работодателей, некоммерческие партнерства), а также коммерческих унитарных организаций (государственных и муниципальных унитарных предприятий) и некоммерческих унитарных организаций (фондов, учреждений и религиозных организаций).

Отметим также, что из п. 1 ст. 48 ГК РФ изъято положение о том, что юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету. Вместе с тем появилась норма, что юридическое лицо должно быть зарегистрировано в ЕГРЮЛ в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ.

С 01.09.2014 г. обязанность лиц, выступающих от имени юридического лица, действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно будет распространена на членов коллегиальных органов (наблюдательного или иного совета, правления и т.п.) юридического лица (п. 3 ст. 53 ГК РФ). Это закрепление уже существующей позиции Пленума ВАС РФ, которая изложена в п. п. 1 и 4 Постановления от 30.07.2013 № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» .

Важным изменением является норма, установленная в новой редакции ст. 54 ГК РФ, в соответствии с которой юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по этому адресу. Следует отметить, что данное положение дублирует п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» .

Юридически значимыми сообщениями в силу ст. 165.1 ГК РФ являются заявления, уведомления, извещения, требования или иные сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица.

Уже сейчас неполучение корреспонденции по указанному в договоре адресу, ненадлежащая организация деятельности по получению почтовой корреспонденции признаются судами исключительно рисками адресата (Постановления ФАС ВВО от 23.05.2014 по делу № А11-6243/2013, Первого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2013 по делу № А43-6341/2013, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013 по делу № А56-14363/2013) .

Данное положение выгодно прежде всего государственным органам (налоговые инспекции, суды, пенсионные фонды), так как зачастую юридические лица избегают ответственности, ссылаясь на нарушение порядка их извещения.

Представительства и филиалы должны быть указаны в ЕГРЮЛ, а не в уставе, как это предусмотрено сейчас (ст. 55 ГК РФ). Данная норма упростит положение крупных компаний, которые были вынуждены вносить изменения в устав каждый раз, когда создавались новые филиалы или представительства, и, следовательно, уплачивать государственную пошлину и оплачивать услуги нотариуса.

Вводится норма о прекращении недействующего юридического лица (ст. 64.2 ГК РФ). Видимо, в ЕГРЮЛ скопилось достаточно юридических лиц, которые фактически прекратили свою деятельность. Предусмотрено, что юридическое лицо будет считаться фактически прекратившим свою деятельность и подлежащим исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, если оно:

— в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из ЕГРЮЛ, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах;

— не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Участникам хозяйственного общества дано право заключить корпоративный договор (ст. 67.2 ГК РФ), который представляет собой договор об осуществлении корпоративных (членских) прав (корпоративный договор), в соответствии с которым они обязуются осуществлять эти права определенным образом или воздерживаться (отказаться) от их осуществления, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласованно совершать иные действия по управлению обществом, приобретать или отчуждать доли в его уставном капитале (акции) по определенной цене или при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения долей (акций) до наступления определенных обстоятельств.

Во-первых, следует отметить, что акционерные общества вместо деления на открытые и закрытые будут разделены на публичные и непубличные. Скорее всего, отказ от ЗАО вызван тем, что по сегодняшнему законодательству их статус практически полностью дублируется статусом ООО.

В соответствии с п. 1 ст. 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Соответственно, непубличными признаются общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, которые не отвечают указанным признакам.

Публичное акционерное общество (ПАО) обязано представить для внесения в ЕГРЮЛ сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ) и имеет право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, со дня внесения таких сведений в ЕГРЮЛ.

В ПАО образуется коллегиальный орган управления общества (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов ПАО и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации, число членов которого не может быть менее пяти (п. 3 ст. 97 ГК РФ).

Обязанности по ведению реестра акционеров ПАО и исполнение функций счетной комиссии осуществляются независимой организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.

На ПАО распространяются определенные запреты:

— количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру, не могут быть ограничены;

— уставом не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества;

— по общему правилу никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций;

— нельзя размещать привилегированные акции, номинальная стоимость которых ниже номинальной стоимости обыкновенных акций (п. 1 ст. 102 ГК РФ);

— уставом не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней согласно законодательству.

Публичное акционерное общество обязано публично раскрывать информацию, предусмотренную законом.

В непубличных акционерных обществах могут быть установлены ограничения по числу, суммарной номинальной стоимости акций или максимальному числу голосов, принадлежащих одному акционеру (п. 5 ст. 99 ГК РФ).

Во-вторых, в соответствии с п. 5 ст. 67.1 ГК РФ АО для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, уставом общества, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности АО должен быть проведен по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале акционерного общества составляет 10% и более . Аналогичное право акционеров предусмотрено п. 5 ст. 103 ГК РФ.

В-третьих, Минфином России принят Приказ от 05.06.201 г. № 45н, которым отменен Приказ Минфина России от 28.11.1996 № 101, обязывающий ОАО публиковать бухгалтерскую отчетность в газетах и журналах не позднее 1 июня следующего за отчетным года. Целью издания данного Приказа является приведение в соответствие законодательства с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» , который не содержит такой обязанности.

В настоящее время в соответствии со ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» ОАО обязано раскрывать:

— годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность;

— проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ;

— сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

— иные сведения, определяемые Банком России.

Также следует отметить, что изменения в профильном Законе об акционерных обществах пока не приняты. В Государственной Думе находится немало законопроектов об акционерных обществах (касаются они порядка выдачи дивидендов, срока действия преимущественного права приобретения акций общества, размера крупной сделки, уточнения компетенции органов управления), однако, скорее всего, в ближайшем времени следует ждать принятия отдельного федерального закона, существенно изменяющего правовое регулирование указанных юридических лиц.

В заключение сформулируем выводы:

Юридическое лицо будет считаться фактически прекратившим свою деятельность и подлежащим исключению из ЕГРЮЛ, если в течение года оно не представляло документы отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Акционерные общества делятся не на закрытые и открытые, а на публичные и непубличные.

Для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерное общество обязано ежегодно привлекать аудитора.

Литература:

2. ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 05 мая 2014 № 99-ФЗ // Российская газета. — 2014. — № 101.

7. ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 12.12.2011. -№ 50. — Ст. 7344.

Добавить комментарий