Догматичний метод

Сколько утверждений вы приняли на веру? Есть ли у вас убеждения, которые вы ни разу не пытались проверить, проанализировать? Не находитесь ли вы под влиянием общественных догм? Не создают ли они оковы для вас? О том, что такое догматизм, почему от него стоит избавиться и как это сделать – в этой статье.

Что такое догматизм?

Догматизм (в переводе с греческого – «мнение, учение, решение») – способ мышления человека, оперирующий догмами (утверждениями, считающимися неизменной и неопровержимой истиной и не подвергаемыми критике). Проще говоря, догматизм – слепая вера в авторитеты.

Человек с догматическим мышлением не подвергает свои знания, убеждения и установки (иногда кем-то навязанные) сомнению и критическому анализу. Догма предполагает, что вы сразу начнёте принимать её за истину, не проводя никакого анализа. Догматикам свойственен консерватизм, невозможность воспринимать новую информацию, противоречащую догмам.

История одного эксперимента

Лучше всего сущность догматизма описывает следующий эксперимент. Группа учёных поместила в клетку пять обезьян. В середине клетки, на потолке, висела связка бананов. Была приставлена лестница, забравшись по которой, эти аппетитные бананы можно было достать.

Когда одна из обезьян полезла за лакомством, всю клетку окатило душем с очень холодной водой. Потом ещё одна из обезьян полезла за бананами. Когда она попыталась это сделать, её сородичей снова начали поливать ледяной водой. Потом ещё раз и ещё. Так было каждый раз.

Найдя причинно-следственную связь между бананами вверху лестницы и холодным душем, обезьяны стали мешать друг другу в попытках слазить за бананами. Как только одна шла к лестнице, её хватили четыре других, начинали бить и силой заставляли отказаться от затеи забираться по лестнице. Причём обезьяна, которую только что спустили с лестницы её сородичи, была тут же готова напасть на другую обезьяну, полезшую за лакомством.

В конечном счёте, обезьяны поняли, что их ждёт за попытку заполучить связку бананов, и перестали пробовать их достать. Несмотря на соблазн, они больше не лезли за бананами.

Потом учёные заменили одну обезьяну на другую, новую. Естественно, что первым её действием в клетке была попытка достать бананы. Но её за это жестоко избили другие обезьяны. Она ничего не поняла, попробовала ещё раз – её опять спустили с лестницы силой.

После нескольких атак со стороны сородичей новая обезьяна прекратила попытки достать связку бананов. Она не понимала поведения других обезьян, но усвоила, что приближаться к лестнице не стоит.

После этого учёные приняли решение заменить ещё одну обезьяну новой. Как только новая обезьяна оказалась в клетке, она полезла за связкой бананов. Если сбили с лестницы. И отдельно отметим, что в драке участвовала и та обезьяна, которую недавно поменяли. Она вместе со всеми нападала на новую обезьяну всякий раз, когда та пыталась достать бананы. Вскоре новая обезьяна тоже перестала предпринимать попытки.

Потом заменили ещё одну, уже третью обезьяну, на новую. Естественная реакция – нужно достать бананы. Но ей тоже отбили это желание. И да, в драках участвовали и те обезьяны, которых заменили до этого. То же было с четвёртой обезьяной: попытка достать связку – побои – отказ от своего желания.

Потом учёные заменили последнюю обезьяну. Да, ей тоже не позволили забраться на лестницу за бананами. Но вот в чём загвоздка: в клетке не осталось ни одной обезьяны, которую поливали холодным душем.

Через какое-то время последняя обезьяна тоже поняла, что лезть за бананами нельзя. В итоге все пять обезьян знали, что забираться по лестнице за бананами строго запрещено, но ни одна не знала причины этого запрета. Никого из них не поливали холодной водой, но все пять обезьян агрессивно пресекали попытки достать бананы.

«У нас так принято», «Так было всегда», – сказали бы они, если бы умели.

Почему мы становимся догматиками?

Корни догматизма лежат в том, что человеческий мозг инертен. Нам легче принять догму за истину, согласиться с ней, чем пробовать объяснить, проанализировать. Но легче не значит лучше.

Если мы будем принимать на веру любую догму, не будем пытаться найти объективную истину, нас ждёт та же ловушка, что и обезьян из эксперимента.

Как избавиться от слепого подчинения догмам и начать жить полноценно?

Откройтесь для нового. Первый шаг, который вы должны сделать, чтобы вырваться из лап догматизма – отказ от излишнего консерватизма. Откройтесь для новых знаний, взглядов, идей и концепций. Общайтесь с людьми, узнавайте их мнения, читайте книги, которые идут вразрез с вашими представлениями. Анализируйте, критикуйте. Не бойтесь знакомиться с тем, что противоречит вашим убеждениям. Сравнивайте и находите слабые места в своей теории и противоположной. Откройтесь для новой информации и жадно начинайте впитывать её. Чем большее количество идей вы знаете, чем большее количество мнений вы выслушали, тем больше у вас шансов вынести верное суждение.

Если вы правы, то ваши взгляды и идеи смогут выдержать любую критику, а если нет, то зачем вы за них так держитесь?

Задавайте вопросы. Вопросы – двигатель развития. Задавайте их, отвечайте на них. Если есть вопросы, которые загоняют вас в тупик, может быть, вы ошибаетесь в чём-то? Возьмите любую догму и начните задавать вопросы к ней. Пять, десять, двадцать, пятьдесят вопросов. Если она даёт разумные и исчерпывающие ответы на все из них – поздравляю. Если нет – задумайтесь, вдруг вы в плену догматизма? Справедливая и истинная теория не боится вопросов, а от всех других нужно избавляться.

Советую почитать о том, зачем задавать вопросы.

Не будьте каменными. Будьте гибкими. Если вы долгое время были убеждены в чём-то, а потом оказалось, что ошибались, не бойтесь менять своё мнение. Не застывайте, не будьте камнем. Если вы долгое время ошибались – это не плохо. Плохо, если вы знаете, что ошибаетесь, но не меняете точку зрения.

Смотрите с разных сторон. Этот совет близок к тому, что нужно быть открытым. Не ограничивайтесь одним источником знания, одним видением. Всегда старайтесь познакомиться с разными взглядами, чтобы получить более полную картину. Критикуйте каждый взгляд, каждое мнение, очищайте зёрна от плевел.

Помните, что мнение может быть правильным лишь частично. Если вы согласны с одной частью, вы не обязаны слепо верить и во вторую. Собирайте своё мнение из множества других, прогоняя их через фильтры критического мышления. Так будет лучше всего.

Не доверяйте стадному инстинкту. Да, стадный инстинкт полезен и необходим в ряде случаев, но формирование мнения к таким случаям не относится. Вы должны научиться выводить собственные суждения, а не соглашаться с тем, что говорит большинство. Оно может ошибаться. В любом случае перепроверить устоявшуюся догму никогда не будет лишним. Ведь если она справедлива, вы просто убедитесь в этом.

И поскольку мы с вами много говорим о критике, приведу одну рекомендацию на этот счет:

Разрежьте на части. Перед тем как приступить непосредственно к критике, разделите мнение на три части:

  1. То, с чем вы согласны. Это то, в чем вы полностью согласны, чему вы можете найти доказательства и подтверждение уже из своего опыта.
  2. То, с чем вы не согласны. Утверждения, которые вы считаете ложными. У вас есть аргументы и факты, которые опровергают эти суждения.
  3. То, в чем вы не уверены. Здесь вы не можете сказать однозначно. Склоняетесь вы к тому, что это ложь, или к тому, что это истина, – не важно. У вас нет доводов, чтобы подтвердить или опровергнуть, вы не можете судить наверно.

Так вам будет легче оценить чью-то позицию. Правда, заблуждение и то, что следует проверить. Не обобщайте и не принимайте или отвергайте мнение целиком, делайте это с его частями.

Итак, подытожим: человек находится во власти общественных догм, многие свои убеждения и взгляды он принимает на веру, не анализирует и не проверяет их. Но он может начать это делать. Следуя рекомендациям из этой статьи, вы можете избавиться от оков догматизма и начать жить более осознанно и полноценно. Уверен, что у вас получится.

Желаю успехов!

Игорь Болтовнин

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова:_D1025, _D1041, _D1044, 1Когнитивистика, 4Когнтивистика

Каждый человек придерживается определённой философии. Его нормы поведения и мышления могут напрямую зависеть от философских взглядов на жизнь, от его отношения ко всему происходящему вокруг.

Философия рассматривает самые разные точки зрения и различные образы мышления. Люди по-разному воспринимают происходящее и по-разному к нему относятся. Позиции людей в определённых ситуациях нередко являются отражением их философских взглядов.

Некоторые люди придерживаются в жизненных ситуациях определённого догматизма. Это также некоторая философская позиция к жизни, но в то же время имеет свои определённые минусы. Что такое догматизм, его положение в философическом смысле, суть понятия — об этом будет рассказано в этой статье.

Что такое догматизм?

Для начала стоит рассмотреть определения догматизма. Слово «догма» является по своему происхождению древнегреческим и обозначает «мнение, решение, учение». Отсюда можно выделить следующее определение догматического учения: следование истинам, прописанным определённым учением или мнением.

Это упрощённое определение этого понятия. Если дать более развёрнутое определение, то оно будет выглядеть следующим образом: догматизм — способ мышления, который оперирует определёнными догмами (положения, считающиеся вечными и неизменными, которые не могут быть подвергнуты какой-либо критике), а также опирается на них.

Догматизм имеет свои характерные черты, которые можно обозначить так:

  • некритичность по отношению к догмам, то есть отрицание любой критики, звучащей в адрес догм;
  • консерватизм мышления — отсутствие способности воспринимать информацию, которая в какой-то мере противоречит существующим догмам;
  • слепая вера в авторитеты — индивид неукоснительно доверяет и придерживается только истинам, которые предоставляются основателями и проповедниками догм.

Термин может быть использован в разных сферах — религии, политике и философии.

Религия и политика

В религии догматизм встречается довольно часто. Вера обычно предполагает, что её последователи обязательно должны слепо верить в религиозные догмы, не пытаясь их оспорить. В принципе, догматическое учение является чуть ли не основой для возникновения фанатических убеждений и радикальных взглядов. Чаще всего догматическая точка зрения является одним из признаков сект, где их последователи не должны никаким образом даже задумываться о неправильности сектантских религиозных догм и являются рьяными догматиками.

Если рассматривать использование термина «догматизм» в политической сфере, то можно выделить его применение теоретиками коммунистической идеологии. Данный термин является своего рода особым политическим клише. Коммунисты использовали понятие «догматизм» вместе с другим термином — «ревизионизм». Первое означало недопустимую неизменность марксистского учения, а второе — недопустимую степень изменения марксизма.

В философии термином «догматизм» обозначают разновидность философских учений, или же характеристику философских учений. Философское учение признаётся догматичным в том случае, если оно принимает определённые основоположения в качестве абсолютных истин без предварительной проверки, а также возможности их изменения. Догматическое учение является несовместимым с другими учениями: критицизмом и скептицизмом.

Скептицизм

Происхождения термина «догматизм» и его существование его в философии связано с философией античности. Древнегреческие скептики Зенон и Пиррон в своё время утверждали, что достижение истинного знания просто невозможно. Именно поэтому они называли «догматиками» всех тех философов, которые выдвигали, а затем и защищали, различные утверждения и истины, называемые догмами, о различных вещах. Скептики предписывали утверждать о познаваемом, используя выражение «мне так кажется», а также сомневаться во всём, что есть.

Скептики эпохи Возрождения и Нового времени, точнее, ранних его периодов, использовали скептические аргументы для критики различных учений, обвиняя их последователей и идеологов в догматической точке зрения. Прежде всего критике подвергались перипатетики, то есть схоласты, которые были последователями идей Аристотеля.

Критическая философия

В Новое время термин «догматизм» был использован Эммануилом Кантом, который назвал догматической все философские учения от Декарта до Кристиана Вольфа. Эти философские учения относились к так называемой рациональной философии. Критика Канта была причиной того, что учения рациональной философии создавались без исследования возможностей, а также предпосылок знания, что должно было осуществлять предварительно. В его работе «Критика чистого разума» использованная им критическая философия стала фундаментом для философского критицизма.

Кант вначале утверждает о том, что познавательные способности человека должны предварительно быть исследованы, а затем подвергнуты критике. Из этого следует, что индивид не может познать вещи сами по себе, но при этом способен познавать определённые явления, которые по закономерностям своей организации принадлежат познающему индивиду. Именно по этой причине, метафизика становилась невозможна как догматическое положительное знание о вещах.

Марксизм и гегельянство

Известный философ Гегель также критиковал догматиков и метафизику, приравнивая термины «метафизика» и «догматизм» к синонимам. Гегель считал, что догматизмом называют одностороннее рассудочное мышление, которое само по себе принимает лишь одну часть диалектического противоречия. Данное положение, по мнению Гегеля, противостояло диалектике.

  • Как утверждал Гегель, догматизм принимает лишь однорассудочное определение, которое в силу своей односторонности исключает противоположные определения. Диалектическое мышление не содержит в себе односторонних определений и не разделяет их, а является целостностью, что предполагает содержание в нём тех определений, которые в раздельности будут восприниматься догматиками незыблемыми и истинно верными.

УДК 342 ББК Х340.113

DOI: 10.14529/law190114

ФОРМАЛЬНО-ДОГМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

А. В. Петров, А. В. Зырянов

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Настоящая статья посвящена вопросу роли и места формально-догматического подхода в юридической науке в условиях современности. Осуществлен исторический транснациональный дискурс становления формально-догматического подхода к праву, его методологической направленности и обусловленности. Акцентировано внимание на понятии и сущности правовой догмы, ее научной интерпретации, связи с юридической техникой. Произведен сравнительный анализ указанного подхода с иными подходами юридических исследований. Определена теоретическая и практическая значимость формально-догматического подхода в современной юридической науке и практике. Установлено, что юриспруденция может достигать своих целей и использоваться по собственному назначению в том случае, когда она выдвигает исходные положения в рамках правовой системы, то есть доктрины. Доктрина может являться предметом усвоения юриспруденции, изучающей законы существования права как языка, на котором происходит общение субъектов перед лицом публичного порядка. В то же время преобладание формально-догматического подхода теоретически может повлечь сущностные ограничения в процессе познания, так как юридическая наука имеет в качестве основы юридический позитивизм.

Ключевые слова: формально-догматический подход, юридическая наука, метод, догма, юридическая техника.

Формально-догматический подход в юриспруденции применяется при изучении нормативного правового материала. Данный метод состоит в уяснении смысла и значимости нормы права, исходя из ее собственного содержания. В юридической науке этот метод носит различные определения: формальнологический; формально-юридический и специально-юридический. Формально-догматическим его называют, поскольку он направлен на раскрытие догмы права.

Определения «формально-догматический» (или технико-юридический) придерживался в своих научных трудах С. С. Алексеев. По его мнению, данный подход выявляет логические связи независимо от разных социальных, экономических, политических, культурных и иных явлений.

Формально-догматический метод юридической науки отличается ограниченной сферой применения. Несмотря на то, что формально-догматический метод ограничен сферой применения, он имеет огромное значение для разработки и реализации права как целостного явления, находящегося под контролем общества и государства.

В данной статье рассмотрено, что представляет собой формально-догматический подход в юридической науке в условиях современности; проанализированы основные категории, исследуемые в рамках данного подхода: его принципы, структура, источники, понятие догмы права, правовая модель, юридическая техника, доктрина права и т.д.

Формально-догматический подход изучает право как таковое, не соединяя его с экономикой, политикой, этикой и другими общественными науками. Предметом исследования формально-догматического подхода в юридической науке является право в чистом виде, его понятийный аппарат, структура, модели, юридическая техника .

Приступая к рассмотрению формально-догматического подхода, необходимо выяснить, что же понимается под догмой? Под догмой в юридических науках понимается отношение людей, взаимодействующих с правом, к жизненным ситуациям, на основании которых рассматриваются юридические дела.

В разработке формально-догматического подхода огромная роль принадлежит римскому праву и процессу его рецепции. Также

догма права получила широкое развитие в юриспруденции Нового и Новейшего времени. Представители исторической школы права (Гуго, Пухта, Савиньи) в процессе разработки формально-догматического подхода, с одной стороны, подчеркивали системность, а с другой — действенность права . Один из основоположников исторической школы права Г. Гуго рассматривал юридическую догматику как одну из трех составных частей юриспруденции наряду с философией и историей права. Юридическая догматика есть сочетание доктрины и догмы права. Гуго трактовал юридическую догматику как «юридическое ремесло», для которого достаточно обладать знаниями об источниках права.

По мнению Г. Ф. Пухты, юридическая методология есть открытая система, способная к развитию в различных условиях. К. Ф. фон Савиньи в своих работах анализировал системную сторону права с учетом специфики его сущности и истории.

Свой вклад в процесс разработки формально-догматического подхода внесли представители направления «аналитической юриспруденции» (Д. Остин, Ш. Амос, Г. Харт, Г. Кельзен и др.) . Например, Г. Кельзен, разъясняя свою концепцию, указывал на то, что чистое учение является теорией позитивного права в целом, а не конкретного правопорядка. Он утверждал, что учение о праве называется чистым, поскольку оно исследует только право и освобождает его от всего, что не является нормативным материалом. «Чистое учение» стремится к освобождению института от элементов, чуждых ему .

В целом позитивистские концепции формально-догматического подхода оказали существенное влияние на комплексное развитие и совершенствование права в соответствии с его основными положениями об источниках, системе и структуре, способах толкования, унификации и систематизации, формах правотворчества и правоприменительной деятельности.

Между тем представители естественно-правовых воззрений иначе истолковывают формально-догматический метод. По мнению С. С. Алексеева, «догма права» — это специфический предмет юридических знаний -правовые нормы, прецеденты, обычаи, используемые в качестве основы для решения юридических дел. Правовые нормы, дейст-

вующие в обществе в конкретный период времени, являются строго определенной реальностью, и их необходимо применять в первозданном виде, независимо от отношения к ним общества .

При рассмотрении формально-догматического подхода как одного из направлений юридической науки выделяют в качестве его самостоятельных элементов догматику, технику, философию и социологию права. Таким образом, в рамках данного подхода юридическая догматика является относительно самостоятельным элементом общей теории права.

В России формально-догматический подход стал изучаться в рамках философии права. Отечественные ученые конца XIX века (П. И. Новгородцев, С. Н. Муромцев) в первую очередь уделяли внимание уяснению сущности права как социального явления, регулятора общественных отношений. Право, как утверждал П. И. Новгородцев, должно быть понято не только как факт общественной жизни, но и как принцип личности. С. Н. Муромцев отмечал, что догма, являясь основой, есть часть искусства, предназначенного для изучения какого-либо действующего права для его последующего применения на практике. Формально-догматический подход не стремится к проникновению в суть явлений. Он лишь описывает, классифицирует, обобщает определения различных юридических фактов на основе системы права, чтобы создать правила, необходимые для руководства судебной практикой.

В настоящее время формально-догматический подход является основанием юридической техники, которая отождествляется с догмой в целом. Она изучается как структурная часть общей теории права вместе с социологией и философией. В узком смысле юридическая техника представляет собой совокупность средств, приемов, инструментов одной из сфер нормативной деятельности: законотворческой, правоприменительной, контрактной и т.д. .

Для формально-догматического подхода в юридической науке характерны следующие особенности: условный характер правовых моделей; соразмерность формальной логике; последовательность смысла и содержания; практическая проверка научных утверждений; прикладной характер; цельность смысла и содержания; многосторонний характер; системность и взаимосвязанность категорий и т.д.

Формально-догматический подход используется потому, что государственно-правовые явления отличаются двусторонней структурой. С одной стороны, каждое из них имеет свое внутреннее строение. С другой, каждый объект выступает как часть единого механизма, в котором государство — элемент политической системы общества; право -элемент нормативного регулирования; отрасль — элемент правовой системы.

Особое место отводится функциональной характеристике элементов структуры, разграничению и взаимосвязи их функций. Так, при анализе аппарата государства и системы права определяются иерархические связи (связи субординации, подчиненности), различного рода функциональные связи (координации, взаимодействия) между органами государства, элементами системы права. Тем самым формально-догматический подход направлен на выявление юридических принципов, характеризующих систему права, его институты и отрасли. В процессе создания системы нормативно-правовых актов они могут подвергаться корректировкам. Имеет место корреляция принципов в соответствии с волей законодателя, которая не всегда совпадает с интересами общества. При использовании данного подхода, важно выявить связи элементов, придающие системе целостность и единство. В частности, в процессе анализа государства и правовой системы устанавливается последовательное взаимодействие (субординация, подчиненность, координация и т.д.). Формально-догматический подход обеспечивает целостность изучаемого явления, его элементов, определенный порядок и связи между компонентами.

Сторонники формально-догматического подхода, основываясь на позитивистской гносеологии, ограничивались анализом нормативного материала, исследуя правовые модели. В этом плане юридическая догматика, исследуемая в рамках данного подхода, является средством формализации права путем построения правовых моделей. Правовая модель в общем виде — это способ изучения, направленный на превращение права в иерархическую систему точных терминов и понятий. Правовая модель является своего рода конструкцией прав и обязанностей, ответственности, в которые облекается нормативный материал. Вместе с этим правовая модель может использоваться только при усвоении принци-

пов, лежащих в основе действующих правовых норм и периодической проверке ее обобщений. Правовая модель как средство формализации правовых норм и закрепления нормативного материала является частью юридической догматики, так как разъясняет суть догмы и структурирует правовые нормы.

Правовая модель находит свое выражение в источниках права. Источники права в общем смысле — это документальные способы выражения и закрепления норм права, официально санкционированные государством и имеющие общеобязательное значение. Источник права выражается в нормативном юридическом тексте, из которого происходит информация о правовой норме. Между тем официальный текст, который не содержит норму, а лишь перечисляет права и обязанности конкретных субъектов, источником права не является. Это правоприменительный документ и он будет считаться происходящим непосредственно от самого источника права (например, судебное решение). Но и ненормативный документ может являться источником в том случае, если в нем отсутствует конкретная правовая норма, но установлены права и обязанности субъектов правоотношения. Такие случаи имели место в Древнем Риме и Византийской Империи на начальных этапах развития римской правовой системы. Это приговоры суда, предназначенные для конкретного случая, и договоры частных лиц с одинаковыми последствиями для субъектов, которые не основаны на действующих правовых нормах .

Прибавление к этому естественно-правовых концепций не меняет главного. Например, при отсутствии единого начала у методологической и мировоззренческих позиций в теории государства и права существуют в корне противостоящие друг другу теории -естественно-правовые и позитивистские. Наиболее отчетливо это проявляется в толковании понятия права. Провозглашены теория естественного права, неотчуждаемые права человека, наличие законодательной базы и др., но в то же время право все также определяется в духе юридического нормативизма, рассматривающего его только как объективную логическую форму .

Известный голландский ученый XVII века Г. Гроций, говоря о взаимосвязи естественно-правовой и позитивной правовых концепций, утверждал, что естественное право выражается через категорию справедливости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Его источником является не выражение воли субъекта, а осознанное стремление человека к общению с себе подобными . Источником же позитивного права является воля человека или Бога. Само позитивное право подразделяется на публичное (государственное, международное) и божественное право (Библия). Как государственное, так и международное право основано в итоге на естественном праве . В учениях Гроция именно естественное право и его свойства разумности и справедливости определяют нормативный характер позитивного (положительного) права и утверждают единство предмета юриспруденции как науки о праве.

Долгое время доктрина права была в различных правовых системах мира одним из основных, а в отдельных случаях и основным источником права. На сегодняшний день она имеет большое значение во всем правоприменительном процессе, а в некоторых правовых системах она официально считается источником права. Особенности доктрины права в том, что она является не результатом повседневной деятельности государственных органов или гражданского общества, а выражается в сформулированных ведущими учеными-юристами принципах, суждениях, моделях, договорах, правовых обычаях. Обладая юридической силой, эти элементы приобретают фактор социального регулятора общественных отношений. В Древнем Риме называли в качестве доктрины права суждения и мнения лучших ученых-юристов, которые впоследствии сформировали римское право .

Считаясь основным источником права ведущих правовых систем мира, доктрина права соединяет их в соответствующие правовые семьи. Этим отличается традиционная (система обычного права) и романо-германская правовая семья. Догмой они признают направления доктрины права той или иной юридической школы; базовые положения о положительном праве и его действии в данный момент. При этом доктрина считается главным элементом догмы права.

Ведущее значение догмы права и ее составных элементов (правовых норм, прав и обязанностей субъектов, правоотношений, источников права, нормативного материала, доктрины права) придает формально-догматическому подходу основную роль в наборе общенаучных методов. Формально-догматический метод связан с применением

правил логики и языка, поскольку существование права неотъемлемо от нормативного материала: правовых актов, договоров, распоряжений, судебных решений и т.п., их трактовки в связи с конкретными событиями. Например, здесь выделяется соотношение теоретического применения формально-догматического подхода (доктрина права) и практического применения (официальное толкование).

С помощью формально-догматического подхода осуществляются исследования, направленные на формирование научных определений; выделение направлений юридической деятельности и т.д. Для юридической науки имеет значение разграничение языка и метаязыка права. Правовой язык — язык, который находит свое отражение в нормативно-правовых актах и юридической практике. Метаязык права — язык юриспруденции и ее основных дисциплин, например, теории государства и права, конституционного права и т. д.

Одна из проблем современного использования формально-догматического подхода в правовой системе связана с увеличивающейся подвижностью (непостоянностью) догмы права. В этой связи необходимо дополнить формально-догматический подход элементами герменевтического подхода, для которого характерно распространение на предмет понимания, осознания субъекта. Это позволит преодолеть непостоянность догмы права и выйти к принятию верного решения.

В заключении отметим, что юриспруденция может достигать своих целей и использоваться по собственному назначению в том случае, когда она выдвигает исходные положения в рамках правовой системы, то есть доктрины. Доктрина может являться предметом усвоения юриспруденции, изучающей законы существования права как языка, на котором происходит общение субъектов перед лицом публичного порядка. В то же время преобладание формально-догматического подхода теоретически может повлечь сущностные ограничения в процессе познания, так как юридическая наука имеет в качестве основы юридический позитивизм.

Догма права настолько же различна, насколько подвижно естественное право. На основе формально-догматического подхода право формализуется, структурируется, а затем систематизируется. В то же время догма права есть продукт неодушевленной социальной

реальности, последовательно порождающей юридическую практику. С. С. Алексеев прав в своем утверждении, называя догму конкретной правовой реальностью, независимой от мышления субъектов правоотношения. Овеществление права состоит непосредственно в правоотношении, деятельности его участников, реализации их прав и обязанностей, где непосредственно проявляется весь смысл существования и ценность догмы права.

Литература

1. Алексеев, С. С. Собрание сочинений: в 7 т. / С. С. Алексеев — М.: Статут, 2010. — Т. 7. — 495 с.

2. Бабаев, В. К. Теория государства и права: учебник / В. К. Бабаев. — М.: Юристъ, 2003. — 592 с.

3. Байниязов, Р. С. Философия правосознания. Постановка проблемы / Р. С. Байниязов // Правоведение. — 2001. -№ 5.- С. 31-40.

5. Гроций, Г. О праве войны и мира / Г. Гроций. — М.: Ладомир, 1994. — 868 с.

6. Дождев, Д. В. Римское право / Д. В. Дождев. — М.: Инфра-М, Норма, 2003. -784 с.

7. Иванников, И. А. Теория государства и права / И. А. Иванников. — М.: РИОР; ИНФРА-М: Академцентр, 2012. — 352 с.

8. Нерсесянц, В. С. История политических и правовых учений / В. С. Нерсесянц. — М.: Норма, 2004. — 944 с.

9. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства: учебник / В. С. Нерсесянц. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. — 560 с.

Петров Александр Васильевич — доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории государства и права, конституционного и административного права, ЮжноУральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: petrov_av2012@mail.ru.

Зырянов Алексей Викторович — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории государства и права, конституционного и административного права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: lotos495@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 30 марта 2018 г.

DOI: 10.14529/law190114

FORMAL-DOGMATIC APPROACH TO THE LEGAL SCIENCE IN THE MODERN CONDITIONS

A. V. Petrov, А. V. Zyryanov

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: formal-dogmatic approach, legal science, method, dogma, legal technique.

1. Alekseev S. S. Sobranie sochineniy . Moscow, 2010, Vol. 7, 495 p.

2. Babaev V. K. Teoriya gosudarstva i prava . Moscow, 2003, 592 p.

5. Grotius G. Oprave voynyi i mira . Moscow, 1994, 868 p.

6. Dozhdev D. V. Rimskoe pravo . Moscow, 2003, 784 p.

7. Ivannikov I. A. Teoriya gosudarstva iprava . Moscow, 2012, 352 p.

9. Nersesyants V. S. Obschaya teoriya prava i gosudarstva . Moscow, 2012, 560 p.

Received 30 March 2018.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Догматизм (греч. мнение, учение, решение) — способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новым данных практики и науки, конкретные условий места и времени, т. е. игнорирующий принцип творческого развития и конкретности истины. Возникновение догматизма исторически связано о развитием религиозных представлений, требований веры в догматы религии, утверждаемые в качестве непреложных истин, не подлежащих критике и обязательных для всех верующих. Сторонники античного скептицизма причисляли к догматизму всякое положительное учение о мире. В новое время Кант назвал «догматической» рационалистическую философию от Декарта до Вольфа и противопоставил ей свой критицизм.

В современной философии догматизм связан о антидиалектическими концепциями, отрицающими идею изменяемости и развития мира, а также с непониманием того, что сами Диалектические законы развития проявляются по-разному в разных исторических условиях, в разных объектах и процессах. В политике догматизм ведет к сектантству, отказу от творческого марксизма, к субъективизму, отрыву от практики. В современных условиях догматизм наряду о ревизионизмом представляет большую опасность для международного рабочего движения. Догматики не учитывают изменившихся условий мирового развития, настаивая на старых формулах, соответствующих иной обстановке.

Для догматизма характерно бравирование «левой» фразеологией и «ультрареволюционными» лозунгами, оборачивающимися на практике далеко не революционной политикой. Ленин призывал вести беспощадную борьбу против всех видов догматизма.

Догмати́зм (др.-греч. δόγμα — мнение, учение, решение) — способ мышления, оперирующий догмами (считающимися неизменными вечными положениями, не подвергаемыми критике) и опирающийся на них.

Для догматизма характерны некритичность по отношению к догмам (отсутствие критики и сомнений) и консерватизм мышления (неспособность воспринимать информацию, противоречащую догмам), слепая вера в авторитеты.

Термин «догматизм» применяется в сфере политики, религии и философии.

Религия

Религиозный догматизм характерен для религий, требующих веры в догматы, утверждаемые в качестве непреложных истин и обязательных для всех верующих.

Философия

В философии догматизмом называется характеристика философского учения или разновидность философских учений. Философское учение догматично, если оно принимает какие-либо основоположения в качестве абсолютно достоверных и соответствующих действительности без какой-либо предварительной проверки и возможности изменения. Несовместимыми с догматизмом учениями являются скептицизм, критицизм и диалектика.

Скептицизм

Происхождение самого философского термина «догматизм» связано с античной философией. Древнегреческие скептики Пиррон и Зенон, отрицая возможность достижения истинного знания, называли «догматиками» всех философов, выдвигавших и защищавщих какие бы то ни было утверждения (догмы) о вещах как таковых (субстанциях) . Быть может обо всём познаваемом желательно говорить «мне так кажется».Быть может стоит сомневаться в том, что есть на самом деле.

Пирронисты (скептики) эпохи Возрождения и раннего Нового времени критиковали с помощью скептических аргументов и обвиняли в догматизме разные учения, прежде всего перипатетиков (то есть схоластов, которые считались последователями Аристотеля).

Критическая философия

В Новое время Иммануил Кант назвал «догматической» всю рационалистическую философию от Декарта до Христиана Вольфа за создание философских учений без предварительного исследования возможностей и предпосылок знания, исследования пределов познавательных способностей человека, то есть без решения вопроса о том, насколько человек способен познать истину. Изложенная им в «Критике чистого разума» критическая философия положила начало философскому критицизму.

Начиная с утверждения, что прежде построения философской системы необходимо подвергнуть критике наши познавательные способности, Кант приходит к выводу, что познающий субъект не может познать вещи сами по себе, а познаёт только явления, закономерности организации которых принадлежат самому познающему субъекту. Поэтому метафизика как догматическое положительное знание о вещах самих по себе невозможна.

Вопрос догматического мышления и его устранения детально разобран также тут

Гегельянство и марксизм

Г. В. Ф. Гегель также критиковал догматическую метафизику, собственно в его философии термины «догматизм» и «метафизика» являются синонимами. В понимании Гегеля догматизм — это односторонне рассудочное мышление, которое догматически принимает только одну сторону диалектического противоречия и, как таковое, противостоит диалектике.

Догматизм в более узком смысле состоит в том, что удерживаются односторонние рассудочные определения и исключаются противоположные определения <…> диалектическое мышление <…> не имеет в себе таких односторонних определений и не исчерпывается ими, а как целостность, содержит внутри себя совместно те определения, которые догматизм признает в их раздельности незыблемыми и истинными.

Эта критика догматизма была воспринята от Гегеля и диалектическим материализмом.

Политика

В политической сфере «догматизм» является расхожим политическим клише. В частности, коммунисты использовали ярлык догматизма в паре с ярлыком ревизионизма: «ревизионизм» означал недопустимую степень изменения марксистского учения, а «догматизм» — недопустимую неизменность.

Примечания

См. также

В Викисловаре есть статья «догматизм»В Викицитатнике есть страница по теме
Догматизм

  • Догматика
  • Догмат
  • Догма
  • Фанатизм
  • Экстремизм

Литература

Добавить комментарий