Договорная теория происхождения государства

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 39

Отдельные элементы данной теории разрабатывались еще философами Древней Греции и Древнего Китая. Эпикур и другие философы считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Одним из первых известных авторов договорной концепции возникновения государства был китайский философ Мо-Цзы (ок. 479–400 гг. до н. э.). Природу государственной власти он выводил из стремления людей к порядку и справедливости. В древности, говорил он, не было управления и наказа­ния, «у каждого было свое понимание справедливости», между людьми царила вражда. «Беспорядок в Поднебесной был такой же, как среди диких зверей. Поняв, что причиной хаоса являет­ся отсутствие управления и старшинства, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека Поднебесной и сделали его сыном неба… Только сын неба может создавать единый об­разец справедливости в Поднебесной, поэтому в Поднебесной воцарился порядок».

Теория договорного происхождения государства рассматривает государственную власть как результат взаимного добровольного соглашения.

В договорной теории выделяют два аспекта: первичный договор объединения; вторичный договор подчинения.

По этой теории до появления государства люди находились в «естественном состоянии». «Естественное состояние» понимается по-разному:

— война всех против всех (Т. Гоббс);

— неограниченная личная свобода и всеобщее благоденствие, так называемый «золотой век» (Ж.-Ж. Руссо).

Согласно договорной теории государство рассматривается как результат договора, как продукт сознательного творчества людей, которые передают часть своей свободы государству. В результате у правителя и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей. Государство берет на себя обязательство по обеспечению безопасности своих подданных и охране их частной собственности.

Общественный договор, порождающий государство, понимается как договор каждого с каждым об образовании государства, как договор, превращающий неорганизованное множество людей в единый народ.

При этом сторонники данной теории понимали, что физически такого рода договор существовать не мог. Под общественным договором понималась «совокупность условий для организации и сохранения общества», а также принципы, обосновывающие правомерность государственной власти.

Составной частью теории общественного договора является теория»естественного права», основное содержание которой заключается в наличии у каждого человека естественных и неотъемлемых прав и свобод, не зависящих от правителей или других властей. Однако в ходе исторического развития интересы одних людей входят в противоречие с правами других. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключили между собой договор о создании государства, передавая ему часть своих прав.

Отдельные авторы приводят в качестве аргумента в поддержку этой теории процесс образования США. Однако этот пример не подтверждает концепции возникновения государства и права на основе общественного договора. Необходимо выделять процесс первоначального возникновения государства и права на общественной арене, т. е. первичное формирование государственно-правовых явлений, институтов и учреждений на основе разложившихся по мере развития общества до государственных институтов и учреждений. Совершенно другого рода процесс зарождения и развития новых государственных и правовых систем на базе ранее существовавших путем объединения, разделения, переселения, присоединения и других реформ.

Договорная теория по своей сути антиисторична и механистична. Многие государственно-правовые аспекты представляются вне времени и пространства. Возникновение государства и права представляется не эволюционным процессом, а разовым, субъективным актом. Данная теория не может считаться научной. Невозможно поверить, что большие массы людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий и при отсутствии реальных властных структур.

Все, что мы знаем о переходе из первобытного общественного состояния в государственное, говорит в пользу того, что государство не учреждено сознательно и обдуманно, а образовалось постепенно, инстинктивно на почве других предшествующих ему форм общественной жизни.

Достоинством данной теории являются её идеи, положения, касающиеся неприемлемости узурпации власти одним лицом или группой, о возможности масс оказать влияние на становление государственно-правовых институтов. Исходя из договорной теории, некоторые авторы (Радищев, Руссо) обосновывали право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает права человека.

С XVII века договорная теория выдвигается против абсолютизма, оторвавшего власть от общественного влияния. Если государство основано волею граждан, то на этой воле держится государственное устройство и управление. Граждане вправе направлять государство в сторону своих интересов.

С точки зрения этих выводов, нельзя не признать, что в договорной теории, при всей ее научной несостоятельности, заключается крупное зерно истины. Выдвинутый договорной теорией демократический идеал…имеет действительно вечное и непреходящее значение.

И в современных условиях теория продолжает играть важную идеологическую и политико-практическую роль. Особенно это актуально для России. Российский философ Э. Ю. Соловьев заметил: «… если общественный договор по-европейски – это согласие подданных и власти об обоюдообязательном законе, то общественный договор по-российски – это молчаливый сговор народа и власти об обоюдной безнаказанности за нарушение закона».

Психологическая теория

Авторами и сторонниками этой теории являются Марк Тулий Цицерон, Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, Г. Тард, З. Фрейд и др. Психологическая теория происхождения государства объясняет появление государства особыми свойствами человеческой психики:

— потребностью людей жить вместе;

— привычкой подчиняться, осознанием зависимости членов первобытного общества от вождей, жрецов;

— справедливости определенных вариантов действий и т. д.

Государство, по мнению представителей данной теории, представляет собой организацию для руководства обществом со стороны выдающихся личностей. Оно есть продукт разрешения психологических противоречий между инициативными личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, исполняющей данные решения.

Цицерон полагал, что государство есть достояние народа. Народ – не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных правом и общностью интересов. Первопричиной для такого соединения людей является не столько их слабость, сколько врожденная потребность жить вместе.

Н. М. Коркунов связывал возникновение государства с потребностью к «психологическому единению людей», «коллективному сознанию», к необходимости разграничения интересов. По его мнению, государство возникает в результате осознания массой своей зависимости от власти.

Л. И. Петражицкий считал, что в основе возникновения государства и права лежат правовые переживания людей, психологические закономерности развития человека: «государство есть следствие психологических закономерностей развития человека».

Источник возникновения власти и государства, по мнению М. М. Ковалевского, следует искать в психическом воздействии отдельных личностей, способных к инициативе, к творчеству. Широкие массы не способны ни к чему иному, как к подчинению своей деятельности чужому примеру и руководству.

Безусловно, свойства психики оказывают определенное влияние на возникновение, развитие и функционирование государства. Социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, через деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают влияние на реализацию этих закономерностей. Но утверждения об их решающей роли в вопросе происхождения государства и права явно преувеличены. К тому же сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и других внешних условий.

Теологическая теория

Одним из самых старых объяснений происхождения государства является теократическая теория. Теория божественного происхождения принимала различные образы. Они основывались на том, что:

1) государство – это форма общения, предписана человеку Богом;

2) государство возникло непосредственно волей Бога.

В сущности, такое непосредственное участие Бога в установлении государства встречается только у евреев. Если государство вообще, или данное государство в частности есть творение Высшего Существа, то отсюда практический вывод — неприкосновенность государства для человека и недопустимость его критики.

Вопрос может быть поставлен несколько иначе. Государство имеет божественное происхождение, потому что все в мире происходит по воле Бога. В такой форме теория, хотя бы имеет более твердую почву, так как не требует исторических подтверждений, но менее достигает своих политических целей. Получается, что если государство основывается на воле Бога, как и все дела человеческих рук, то, следовательно, языческое государство имеет такое же происхождение, как и христианское.

Еще более абсурдный вывод получится, если признать, что и революционные силы, враждебные государству, проявляются и действуют по той же воле. Поэтому в такой форме теория божественного происхождения государства не имела значительного применение.

Чаще всего теократическая точка зрения относилась не к самому государству, а к одному из элементов его, — к власти, притом не в отвлечении, а в конкретном ее проявлении. Божественное происхождение имеет власть монарха, потому что ему самому приписывалось такое божественное происхождение. В таком виде эта теория имела наибольшее применение в древнем Востоке, но значительно ослабленные отголоски ее доносятся, через всю западноевропейскую историю, вплоть до наших дней.

Несмотря на то, что божественное обоснование государства и права имело место ещё в глубокой древности, в целостном виде теологическая теория была сформулирована вначале новой эры. Наиболее известные её представители Августин Аврелий, Фома Аквинский. В XX в. современную интерпретацию теологической теории предложили Жак Маритен и другие богословы и правоведы, попытавшиеся небезуспешно соединить достижения науки с религиозными догмами.

Согласно данной теории, государство и право являются божественными установлениями, воплощением воли бога. Представители данной теории отстаивают идею вечности государства, зависимости государства от божественной воли. Ещё в Древнем Египте, Вавилоне, Иудее существовала широко распространенная версия о том, что боги являются источником власти земного правителя, оставаясь одновременно верховными правителями всех земных дел.

Особенно активное возрождение данные идеи получили в период развития феодальных отношений. На рубеже XII–XIII вв. в Западной Европе распространяется теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви получили от бога два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе. Второй меч они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации над светской. Всевластие церкви приводило к искажению религиозных учений и церковному мракобесию, против которого выступали выдающиеся просветители – Вольтер, Л. Н. Толстой и др.

К середине XIII в. появляется учение известного богослова Фомы Аквинского. Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира. Божественный разум управляет всем миром. Он лежит в основе природы, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства.

Теория Аквинского содержала определенные противоречия. Но он использовал и их в своих целях. Например, ло­гическое толкование тезиса «всякая власть от Бога» допускало возможность абсолютного права светских феодалов (королей, князей и др.) на управление государством, т. е. позволяло обра­щать этот тезис против политических амбиций римско-католи­ческой церкви. Стремясь подвести базу под вмешательство церкви в дела государства и доказать превосходство духовной власти над светской, Фома Аквинский ввел различение трех следующих характеристик государственной власти: сущности, происхождения и использования.

Сущность власти — это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху чело­веческой иерархии, движет низшими слоями населения. Дан­ный порядок заведен Богом. Таким образом, по своей искон­ной сути власть есть установление божественное. Потому она неизменно добро, всегда нечто хорошее, благое. Конкретные же способы ее приобретения могут яв­ляться несправедливыми. Возможны так же ситуации, при которых пользование государственной властью вырождается в злоупотребление ею. Таким образом, происхождение и использование государственной власти подчас оказываются лишен­ными печати божественности. Это случается тогда, когда пра­витель либо приходит к кормилу власти при помощи неправед­ных средств, либо властвует несправедливо. И то и другое — результат нарушения заветов Бога, велений римско-католиче­ской церкви как единственной власти на земле, представляю­щей волю Христа. Насколько действия правителя противоречат интересам церкви, настолько подданные вправе оказывать этим действиям сопротивление. Правитель, который властвует во­преки законам Бога и основоположениям морали, который превышает свою компетенцию, вторгаясь, например, в область духовной жизни людей или облагая их чрезмерно тяжелыми на­логами, — тот правитель превращается в тирана. Так как тиран печется только о своей выгоде и не хочет знать общей пользы, попирает законы и справедливость, народ, по мнению Фомы Аквинского, может восстать и свергнуть его. Однако оконча­тельное решение вопроса о допустимости крайних методов борьбы с тиранией принадлежит по общему правилу церкви.

Это учение преследовало две основные цели: доказательство божественного происхождения государственной власти; подчинение светской власти церкви. Религия, по мнению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства. В свою очередь государство обязано защищать религию.

Религиозные учения о происхождении государства и права имеют сторонников и в современном мире. Виднейший представитель неотомизма Жак Маритен пытался соединить традиционные для религиозной философии представления о божественном происхождении государства и права с положениями современной науки. Учение Маритена представляет один из вариантов модернизации социальной теории католицизма применительно к условиям высокоразвитого индустриального общества. В этом учении явно проступают «уши клерикализма». Однако заслуживают внимания положения учения Маритена о неисчерпаемости естественных прав человека. «Декларация прав человека никогда не будет исчерпывающей и окончательной. Она всегда будет зависеть от уровня морального сознания и от уровня цивилизации в данный период истории». Согласно взглядам Маритена реализация этих прав с помощью церкви приведет к установлению христианской демократии, т. е. «по-христиански устроенного светского государства».

Признание социальных прав личности наряду с правом частной собственности позволяет избежать пороков как капитализма, так и социализма – считал Маритен. Он отстаивал идеи третьего пути развития общества.

Продолжают существовать идеи, высказанные ещё в Древнем Риме о том, что в процессе возникновения, развития и упадка государства решающую роль играют общественные нравы.

Римский историк I в. до н. э. Гай Саллюстий Крисп в своей работе «Заговор Катилины» утверждает, что главной причиной падения римского государства явились «упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству, обжорству и прочим излишествам».

Хотя, в принципе отрицать влияние общественных нравов на судьбу государства, наверное, нельзя. Об этом свидетельствует падение таких крупнейших государственных образований, как Вавилон, Римская и Российская империи, СССР, где были подорваны моральные основы общества, широкое распространение получили ханжество и лицемерие, и другие проявления нравственной деградации.

Но эти факторы нельзя в полном смысле назвать первопричиной. Они хотя и играют определенную роль в процессе государственного упадка, но являются скорее следствием рецидивов экономического и социального развития общества.

Главная особенность теологической теории состоит в том, что её представители никогда не ставили перед собой задачу объяснить процесс происхождения государства. Их основная задача – обоснование государственной власти. Официальные религиозные доктрины исходят из того, что бог, создавая государство и право, не указал непосредственно лиц, осуществляющих власть, конкретные формы правления, государственного устройства, политический режим и т. д. Вопрос о достоверности данной теории связан с вопросом веры.

Патриархальная теория

Онатакже имеет древнюю историю. Представители данной теории Конфуций, Аристотель, Платон, Р. Фильмер, Н. К. Михайловский исходили из того, что государство возникает от разрастающейся большой семьи. Глава этой семьи (отец) становится главой государства – монархом. Так, опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Госу­дарство трактуется им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правя­щих и подданных — семейным отношениям, где младшие зави­сят от старших.

Смысл этой теории заключался в обосновании власти монарха, какой бы суровой она ни была, является священной, так же как власть отца.

Англичанин Р. Фильмер в книге «Патриарх» утверждает, что власть передается от бога своему сыну – патриарху, а затем уже его потомкам – королям. Этим он как бы обосновывал законность власти абсолютной монархии.

В дальнейшем положения этой теории использовались на западе Г. Мэном, Э. Вестермарком, Д. Мэрдоком.

В России последователем патриархальной теории был русский социолог Н. Михайловский (1842 — 1904 гг.). Данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации — болезни, инвалидности, безработицы и др. Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.

Рассматриваемая теория вряд ли может быть названа научной. Дж. Локк, критикуя теологически-патриархальную теорию Фильмера, отмечал, что либо монархов должно быть столько, сколько отцов, либо в мире должна быть только одна монархия.

Ирригационная теория

В основе этой теории лежит концепция Карла Августа Виттфогеля (1896 -1988), в соответствии с которой обосновывается происхождение государства в странах Древнего Востока: Древнем Египте, Шумере, Древнем Китае и др. По мнению Виттфогеля, основной причиной возникновения государства в странах этого региона являлась объективно существовавшая потребность организовать огромные массы людей для строительства и обслуживания впоследствии ирригационных сооружений. Строительство в этих регионах ирригационных сооружений являлось необходимым условием развития цивилизаций. Поэтому данная теория может претендовать на научность и достоверность в отношении ряда стран. Более того, именно на основании данной теории можно проследить процесс зарождения и развития государств в двух основных формах – западной и восточной. Исходя из положений теории, можно объяснить целый ряд современных проблем, обусловленных восточным, либо западным типом государства.

Но эта причина не должна рассматриваться в качестве единственной и всеобщей. Положения данной теории не всегда применимы к возникновению и образованию других государств, прежде всего Европейских.

Органическая теория

Наиболее известными представителями данной теории являются Г. Спенсер, И. Блюнчли. Суть данной теории заключается в том, что государство есть не сознательное произведение свободной деятельности человека, а естественное произведение сил природы.

На основе сходства, существующего между явлениями органической и общественной жизни, сторонники органической теории происхождения государства предпринимали попытки перенесения законов развития биологических организмов на развитие общественной жизни. Как организм животного состоит из клеток, так и государство представляет собой общественный организм, состоящий из отдельных людей, считал Герберт Спенсер.

С точки зрения понимания сущности государства в этой теории есть рациональное зерно. Эта теория:

— сопоставляет естественные и социальные законы развития, исходя из того, что человек – существо не только социальное, но и биологическое;

— обосновывает дифференциацию и интеграцию природы и общества;

— рассматривает общество и природу как системные объекты.

Неправомерность полных аналогий обосновывал русский правовед Е. Н. Трубецкой. Он отмечал, что живая клеточка сама по себе не составляет самостоятельного целого, может быть элементом только одного организма, выполняет одну строго определенную функцию. Человек может отделиться от общества, быть членом нескольких социальных структур, выполнять множество разнообразных функций, в том числе и одновременно «…между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, между людьми – частями социального организма – связь психическая».

Данная теория есть попытка перенесения законов естественных наук в область государственной жизни.

Эта теория имела бы научную ценность лишь в том случае, если бы возможно было, действительно, перенести на политическую жизнь известные нам физиологические и биологические законы и действиями их объяснить государственные явления.

Биологические законы при изучении общества нужно учитывать. Но строить на них целую теорию возникновения государства и права неправомерно. Эта теория сформировалась под влиянием величайших открытий в сфере естественных наук, на волне царившей в обществе по этому поводу эйфории. Самое главное – эта теория даже не пытается объяснить суть процесса возникновения государства.

Теория «инцеста”

Французский этнограф и социолог Клод Леви-Стросс выдвинул положение, согласно которому потребности правильного воспроизводства рода, а именно запрет кровосмешения, явились исходным социальным фактом для выделения человека из мира природы, а в дальнейшем и формирования государства. По его мнению, для обеспечения запрета инцеста и для обеспечения обмена женскими особями для продолжения рода понадобился специальный аппарат принуждения. Из этого аппарата сформировались государственные органы.

Вряд ли в качестве первопричины возникновения государства можно называть запрет кровосмешения и необходимость обеспечения этого запрета. Исторически данный запрет возник задолго до возникновения первых государств. И вряд ли он оказал существенное влияние на процесс становления государственности. Для обеспечения такого запрета вполне могло хватить власти и социальных норм первобытного общества.

Патримониальная теория

Патримониальная теория получила свое название от слова «патримониум», что означает право собственности на землю. Наиболее видным представителем этой теории считается немецкий политолог Людвиг фон Галлер (1768-1854).

В центре теории находится идея, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на людей, проживающих на этой земле, по такой, примерно, логике: власть ограничена территорией; кто находится на этой территории, должен подчиняться власти; кто владеет территорией, тот осуществляет власть.
Очевидно, что идеологическая задача этой теории — обосновать феодальный сюзеренитет (т.е. систему «сюзерен, сеньор — вассалы»), закрепить феодальную систему, в которой верховным сюзереном был король. Государственная власть не идет от народа, как это полагала, например, договорная теория. Она вытекает из собственного права властвующего. Это не что иное, как медленно, в течение продолжительных и незаметных изменений, преобразованная власть собственника над живущими на его земле. Право собственности на землю является первоосновою господства над территорией.

Патримониальная теория была призвана обосновать полуфеодальные монархии, сохранить феодальные порядки и доказать, что феодал был собственником не только земли, но и властелином всех подданных.

Эта точка зрения основывалась на тех отношениях, которые складывались в средневековье и долгое время сохранялись в Германии, Франции, Англии и России. Государственная территория выходит из государевой земли. Государственное хозяйство, финансы постепенно преобразуются из частного хозяйства государя. Налоговое обложение рассматривалось не как государственная обязанность, а как выражение личной подчиненности подданных своему государю. Органы подчиненного управления вышли из частных слуг и т. п.

Мы рассмотрели целый ряд теорий о происхождении государства и об основаниях государственной власти. Изучая патриархальную и теократическую теорию, мы выяснили, что эти две теории, указывая на некоторые существенные факты, которые играли роль при образовании государственной власти не в состоянии однако дать общего объяснения ее происхождения. Мы рассмотрели теорию договорную и органическую, из которых первая предполагает сознательное учреждение государства, а вторая бессознательный его рост, подобный росту растений и животных, и выяснили односторонность обеих. Мы познакомились, наконец, с группой теорий, пытающихся объяснить существование государственной власти непосредственным действием экономических условий, и не могли признать и этого объяснения удовлетворительным.

Особенности рассмотренных теорий возникновения государства и права заключаются в том, что их представители пытались объяснить возникновение всех государств одной или узкой группой причин. Они пытались на основе этой группы причин создать универсальную теорию, способную объяснить причины и процесс происхождения любого государства. Подобные попытки бесперспективны. Различные государства возникали в силу самых разных причин, и унифицировать их исходя из одной группы факторов невозможно.

Сторонники: Г. Гроций , Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж. Руссо, П.Гольбах, А.Родищев, Б.Спиноза, Ш.Л.Монтескье

«Самая губительная ошибка, которая когда-либо была сделана в мире, — это отделение политической науки от нравственной».

П. Шелли

После секуляризации политики, проведенной Н.Макиавелли в XVI веке, можно отметить появление плюрализма относительно проблематики генезиса государства. Влияние религии на науку значительно ослабевает и появляется множество новых идей, воззрений, трудов, свидетельствующих о переменах в области политической мысли.

Теория общественного договора становится краеугольным камнем в политологии на несколько веков. Ее невольным идеологом становится Гуго Гроций. Мыслитель в своей работе «О праве войны и мира» не рассматривал непосредственно вопрос появления государства, но тем не менее высказал идею, которую развивали множество философов. Он определяет государство как «совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы». «Фундаментом соглашения людей между собой является разум и природа, в их совпадении между собой». Впервые в теории образования государства упоминается личностная воля человека, а не чье-либо вмешательство или стечение обстоятельств. Но в идее Г. Гроция нет важного фактора: он пишет о цели объединения людей, но не пишет о мотивах этого действия. Этот вопрос рассматривают другие идеологи данной теории.

Т.Гоббс в своей работе «Левиафан» пишет, что люди объединяются для того, чтобы выйти из состояния «войны всех против всех». Он рассматривает несколько вариантов заключения договора, но останавливается на том, что люди идут на соглашение от страха, боясь дальше участвовать в войне. «…Такого рода соглашение есть договор, при котором один получает благо жизни, другой должен получить взамен деньги или службу, и, следовательно, там, где нет другого закона (как это бывает в естественном состоянии), запрещающего выполнение подобного обязательства, такое соглашение имеет силу».

Джон Локк писал о диаметрально другой причине объединения людей. В работе «Два трактата о правлении» он описывает ситуацию, при которой люди добры, не конфликтуют друг с другом и вступают в соглашение с сувереном для сохранения своих прав и свобод. В обмен на обещание править мудро, люди дают суверену права и подчиняются ему. Такая система, по мнению Дж. Локка, способствует соблюдению прав индивидов, охране их собственности и жизни.

Так же во взглядах английского мыслителя можно увидеть склонность к патриархальной теории. Дж. Локк поощряет избрание в качестве суверена отца семейства, так как на начальной стадии образования государства сложно выбрать более мудрого и справедливого правителя. «Ему более чем кому-либо можно было доверять; отцовская любовь охраняла их собственность и их интересы, которые находились на его попечении; а привычка повиноваться ему с детства облегчала повиновение скорее именно ему, чем кому-нибудь другому».

В XVIII веке французским ученым Жан –Жаком Руссо была выдвинута критика в адрес Т.Гоббса и Дж.Локка. В трактате «Об общественном договоре» он пишет, что «естественное состояние» — идеализированный и надуманный аспект, который напоминает прототип гражданского общества. По мнению Ж.Ж.Руссо естественного состояния не существует, общество проходит несколько стадий развития – от дикости до общественного состояния. Далее общество начинает расслаиваться, появляется неравенство, сначала имущественное, потом, как следствие, политическое. Желая защитить свои корыстные интересы, элиты предлагают обществу принять соглашение, по которому якобы будет обеспечиваться правовое регулирование. Далее, по Ж.Ж.Руссо, ситуация в государстве оборачивается тиранией, которую в зачатке легитимизировало общество. «Самая счастливая эпоха» для французского мыслителя – это догосударственное состояние, период личной свободы каждого. Государство же рассматривается через рационально-критическую парадигму, как аппарат неэффективного управления. Ученый отмечает, что деспотия – главный атрибут любого молодого государства, так как пока не сформируется ответственное гражданское общество и талантливый магистрат, аппарат управления должен функционировать. «…Не опасность дурного употребления, а опасность вырождения высшей магистратуры заставляет меня осуждать неумеренное пользование ею в первые времена Республики». Пока все ветви власти не пройдут проверки временем, государство не сможет называться полноценным и не сможет стать свободным, управляемым народом – источником суверенной власти.

В идеях Дж.Локка и Ж.Ж.Руссо можно увидеть зачатки экономических теорий происхождения государства, где люди объединяются в целях защиты собственности. Можно заметить, что Бог в новых концепциях не играет ни главной, ни даже второстепенной роли. Достоинствами данной теории можно считать появление в концепции волеизъявления человека, его поступков и процесса принятия решений. Теория свободна от каких либо главенствующих идей, будь то божественная воля или традиция поколений. Общественный договор объясняет не только причины консолидации общества, но и освещает дальнейший процесс его развития. Критика общественного договора относится в первую очередь ко взглядам Т. Гоббса, который обусловил возникновение государства сознательным выбором бессознательного общества, ранее находившемся в состоянии войны. «Фихте считает, что перейти к правовому состоянию от чистого бесправия и эгоизма невозможно: разум не может возникнуть из неразумия».

Помимо этого А. И. Денисовым, Н.С. Трубецким, Н.М. Коркуновым критикуется положение теории, взятое за основу. Идеологами договора рассматривается ситуация вне объективной действительности, где человек определяет ход событий, при этом не находясь под влиянием природных, исторических и естественных условий.

Таким образом, разобрав недостатки данной теории можно перейти к той, что следует за общественным договором не только по хронологии, но и по логике, объясняющей все минусы обозначенных выше теорий.

Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть… — Директ-Медиа — М., 2002. Глава XIV

Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3.— М.: Мысль, 1988. — С.322

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты – М.: КАНОН-Пресс, 1998. Книга 4. Глава VI, — С.188.

Теологическая теория происхождения Г и П – широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта кон­цепция явл. офиц. доктрина Ватикана, авт. кот. явл. Фома Аквинский (XII-XIII вв). Последователями этой теории явл. также Маритэн, Мерсье, Лебюфф, Эйве.

1) Согласно Ттеории, гос-во – это продукт божеств. воли и вечного божеств. разума, практическое воплоще­ние власти бога на земле.

2) По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций.

3) Народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям гос. воли как продолжению воли божественной. Правитель – наместник бога на земле, все его указы, распоряжения и т.п. – обязательны для подчиненных.

4) Естественное право имеет божеств. происхожд. Всевышний дает также нормы права. правила поведения в форме заповедей своим пророкам на земле. Об этом указыв. в Библии: «… Бог дал народу устав и закон, и там испытвал его», «Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедовал отцам нашим возвещать детям их»… А в Коране от имени Аллаха говорится, что «мы ниспослали его как арабский судебник».

5) Концепцией утверждается сведение отдельного человека до «винтика” в гос. машине, утверждается неспособность человека что-либо изменить.

Положительная сторона теории – теологи рассматривают естеств. право как неотчуждаемое и неизменное право человека. Большинство представителей данной теории ратуют за согласие и порядок, утверждение справедливости в общ-ве и гос-ве, за уважение гос. власти и юр. институтов.

Недостаток теории – объективно-идеалистический хар-р, так как ставит Г и П в зависимость от воли Бога. Умаляются эконом, соц, военные факторы. Каждое религиозное направление (христианство, ислам, буддизм и т.д.) отдает предпочетние в создании Г и П своему божеству и его пророком. Так, христиане считают, что Г и П созданы Господом Богом, мусульмане – волей Аллаха, буддисты считают Г и П воплощением мировой души (Брахмы). Та или иная религия, как правило, не признает догматов иного вероучения по этому вопросу.


Теологическая теория имеет и другие аспекты, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств Древнего Востока и Древнего Запада. Основная идея теологической теории – божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога.

Так по древнекитайскому мифу о происхождении и характере земной власти именно персона верховного правителя Поднебесной (т.е. императора Китая) является единственной точкой связи с высшими, небесными сферами.

В Египте, Вавилоне, Индии существовала другая версия. Боги, являясь источниками власти правителя, сами вместе с тем продолжают оставаться вершителями земных и прочих дел.

По религиозно-мифологическим представлениям древних евреев единый бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, являясь его главой и царем, законы еврейского народа получены прямо от бога (законодательство Моисея).

6. Основные положения договорной теории происхождения государства.
Значительной теорией происхождения государства является договорная теория, получившая прочное распространение в XVII –ХУШ веках. В Голландии в XVII веке сторонниками этой теории бы­ли Гуго Гроций и Спиноза, в Англии – Дж.Локк и Г.Гоббс, во Франции в XVIII веке – Ж .-Ж.Руссо. В России представителем договорной теории был революци­онный демократ А. Н. Радищев (1749-1802), который утверждал, что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в госу­дарство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и рево­люционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупот­ребление властью и произвол. Александр Радищев считал, что Г возникает не как рез-т некого божественного провидения, а как следствие молчаливого договора членов общ-ва в целях защиты слабых и угнетенных.

Джон Локк – всякое мирное образование гос-в имело в своей основе согласие народа. Локк обосновывал конституционную монархию, т. к. обще­ственный договор, по его мнению, представлял собой определен­ный компромисс между народом и правителем, определенное ограничение свободы и народа, и монарха.

По мнению Руссо – основная задача, кот. призван решать Общественный договор – это найти такую форму ассоциации, кот. защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоц., и благодаря кот. каждый, соединяясь со всеми, подчиняется только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде. Руссо исходил из того, что каждый человек передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы. Гос-во рассматривается им как «условная личность», жизнь кот. заключ. в союзе ее членов. Главная его забота – самосохранение, забота об общем благе, о благе общ-ва, народа. Огромную роль при этом играют издаваемые законы, право. Причем законами явл. лишь такие акты, кот. непосредств. принимаются или утвержд. путем проведения референдума самим народом. Руссо считал, что у народа имеется неотчуждаемое право на сопротивление тиранам.

Согласно е-п теории, чел-ку от рожд. присуще естественное право, кот. включ. в себя право на жизнь, свободу, достоинство, неприкосн. и чсобс-ть. Гос-во создает позитивное право в форме законов. Естеств. П явл. по отнош. к позитивному высшим, поскольку воплощает справедливость, а принципом позитивного права явл. целесообразность.

Таким образом, согласно договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который всту­пают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство — это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.

Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами на объ­единение, на образование государства, превращая неорганизован­ное множество людей в единый народ. Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общество и государственное образование — политическую организацию: госу­дарство.

В договорной теории в связи с этим различали первичный до­говор объединения и вторичный договор подчинения, договор наро­да с князем или иным государственным органом.

Следует подчеркнуть, что при этом общественный договор мыслился не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, который лег в основу появления госу­дарства, а как состояние общества, когда люди добровольно объ­единились в его государственно-организационную форму, как прин­цип, обосновывающий правомерность государственной власти.

Договорная теория использовалась в разных целях. Руссо, Радищев обосновывали начала народовластия, народного суверените­та, поскольку первично власть принадлежала объединившемуся в государство народу и могла им быть отобрана от недобросовестно­го, некомпетентного правителя, у которого, таким образом, была лишь производная от народа власть. Гоббс, наоборот, доказывал, что коль скоро власть добровольно передана правителю, например князю, то он — князь — отныне обладает неограниченными полномо­чиями. Локк обосновывал конституционную монархию, т. к. обще­ственный договор, по его мнению, представлял собой определен­ный компромисс между народом и правителем, определенное ограничение свободы и народа, и монарха.

Отражала эта теория и договорную практику многих фео­дальных городов, заключавших договор с князем о его материаль­ном обеспечении в обмен на управление городом, на защиту города.

Имела эта теория и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти не­годного монарха, вплоть до революционного восстания.

Теория насилия.

Эта теория является одной из распространенных на Западе теорий происхождения государства и права. Наиболее видные ее представители – немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л.Гумплович (1838-1909) и К. Каутский (1854-1938).

Основой этой теории является утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одним племенем другими. «История не предъявляет нам ни одного примера,- рассуждал в связи с этим Л.Гумплович в своей фундаментальной работе «Общее учение о государстве»,- где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения».

По Е. Дюрингу, насилие необходимо для удержания в повиновении покоренных народов. С этой целью создается спец. аппарат принуждения – гос-во, и его инструмент – право. Он считал, что основой обществ. развития явл. формы полит. отнош., а эконом. отнош. – это следствие полит. актов.

Таким образом, согласно этой теории, государство – это естественно (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена превращаются в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов, обращая их в живые орудия.

С целью закрепл. своих завоеваний и неравного положения людей в общ-ве, взимания налогов и сборов, регулир. повед. людей в сфере хоз. деят-ти, распред, торговли, разреш. юрспоров гос. органы приспосабливают к своим интересам и потребностям существ. в общ-ве обычаи и издают законы. Таким образом и возникает право.

Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации порабощения одних народов другими. Была воспринята нацистской Гер­манией в качестве официальной идеологии.

Отвергать полностью ТН нельзя не только из формальных соображ., но и на основании историч. опыта, кот. подтв., что завоевание одних народов другими явл. реальным фактом существования государственности длительное время (напр. Золотая Орда). Элементы насилия, как внутр, так и внешнего объективно. присутствовали и спровождали процесс возникновения любого гос-ва.

Положительным в этой т. явл. то, что она обстоятельно раскрыла роль насилия в образов. и разв. г и п у многих народов мира.

Однако, здесь слишком упрощенно и прямолинейно представлен естеств.-историч. процесс образ. г и п. Сторонники теории насилия не способны объяснить, почему только на определенной стадии завоевания появляется частная собственность, классы и государство. Общеизвестно, что насилие лишь влияет на процесс образования государств (древние германцы), но само оно как таковое без соответствующих экономических предпосылок не может быть причиной его возникновения.

Таким образом, данная т. преувеличивает роль насилия и ставит на первое место военно-политические факторы, недооцениваются роль причин соц.-эконом.

8. Понятие и структура государственного аппарата.

Аппарат государства — система государственно- властных органов с помощью которых решаются задачи и функции гос-ва. Структура: гос.органы, гос.учрежд.и организации, гос.служащие, оргпнизационные финансовые и иные ср-ва.

По конституции РФ- президент-глава государства-гарант конституции, прав и свобод человека и гражданина.Он определяет основные направления внеш.и внут.политики гос-ва. Представляет страну внутри и на международной арене. Явл. Верховным главнокамандующим ВС РФ. Избирается на 5 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Органы представительной и законадательной власти. Федеральное собрание- Совет федерации и Гос.Дума. В СФ по 2 представителя от субъекта. ГД=450 депутатов.(принятие законов). ФС-постоянно действующий орган. ФС образуют счётную палату для осуществления контроля за исполнением фед.бюджета. СФ- рассматривает и утверждает законы, принятые ГД, изменяет границы между субъектами, утвержает указы президента о введении ЧП,назначает выборы президента, назначает на должность судей Конституционного, аерховного и высшего арбитражного., назначает глав.прокурора и т.д.

ГД- даёт согласие президенту на назначение председателя правительства, объявляет амнистии ит.д.

Органы исполнительной власти- Правительство. Состоит из председателя, заместителей и фед.министров. Обеспечивает проведение единой политики в области фнансов, культуры, здравоохранения безопасности и т.д. Органы исполнительной власти: фед.министерства(внутренних дел, ЧС…), гос.комитеты(кинематогрофии, строительства…), фед.службы России(безопасности, архивная и т.д.), фед.надзоры России(горный, промышленный…), и т.д.

Судебная власть- самостоятельна. Конституционный суд является суд.органом конституционного контроля.Рассматривает дела, связанные с охраной Конституции и даёт её толкование.

Верховный суд- явл.высшим суд.органом по гр.уг.адм. делам, подсудным судам общей юрисдикции , осуществляет надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший арбитражный- высший суд.орган по экономическим вопросам.

Прокуратура- состовляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору.Прокуратура осуществляет разносторонний контроль за соблюдением конституции и исполнением законов, также осуществляет уголовное преследование.

ВС,воинские формирования и органы. ВС РФ- гос.военная организация, состовляющая оборону страны. Управление осуществляет министр обороны.

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменский юридический институт

Министерство внутренних дел Российской Федерации»

Факультет заочного обучения

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Курсовая работа

по теории государства и права

Тема: «Договорная теория происхождения государства»

Вариант № 4

Выполнил:

слушатель 18 учебной группы,

1 курса заочной формы обучения,

Мингалева В. А.

Место работы: группа связи

ОВД по Упоровскому району,

Тюменской области, с. Упорово

Тел. (раб.): (34541)31202

Должность: младший специалист по

связи и специальной техники

Зачетная книжка № 254

рег. № _______

Дата защиты: ____________________

Оценка: _________________________

рег. № _______

Тюмень 2010

ПЛАН:

Введение.

1. Договорная теория возникновения государства и права.

2. Теория общественного договора Ж.Ж. Руссо.

3. Теория общественного договора Т. Гоббса.

4. Теория общественного договора Дж. Локка.

5. Теория общественного договора А.Н. Радищева.

6. Г. Гегель и критика теории общественного договора.

7. Место договорной теории в современном обществоведении.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

Договорная теория существует уже более двух тысячелетий и основывается на двух основных постулатах. Первый состоит в том, что до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния. Этот факт признается всеми представителями теории. Второй постулат гласит, что люди должны объединиться в государство. Для чего и на каких правах? Здесь мнения представителей договорной теории сильно расходятся.

Уже в Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Философ Эпикур писал, что «государство покоится на взаимном договоре людей…».

Основная мысль договорной теории: государству предшествует естественное состояние, после которого люди заключают так называемый «общественный договор», создающий государство. Под понятием «общественный договор» понимается согласие между изолированными до того индивидами на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ.

Следует подчеркнуть, что при этом общественный договор мыслился не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа с будущим носителем власти (воевода, князь, царь), а как состояние общества, когда люди добровольно объединились в его государственно-организационную форму, как принцип, обосновывающий правомерность государственной власти. В договорной теории основная фигура — это абстрактный, можно даже говорить «идеальный» человек, (ведь употребляют же физики понятие «идеальный газ»), который вступает в соглашение и образует государство. Но такого идеального человека как субъекта исторического процесса никогда не существовало. Человек всегда выступал в различных социальных объединениях: общинах, кланах, больших семьях, классах, в обществе, которые и были реальными субъектами процесса создания государства.

Общественный договор в том понимании, в котором его рассматривали сторонники договорной теории следует рассматривать как логическую предпосылку, без которой невозможно объяснить отличие государства от первобытного общества. Поэтому не случайно непосредственных и достоверных фактов возникновения государства в результате договора история не предъявляет. Хотя иногда в качестве примера приводят норманнскую теорию происхождения российского государства. Так, согласно летописной легенде начальник варяжского военного отряда Рюрик, был призван ильменскими славянами вместе с братьями Синеусом и Трувором княжить в Новгород. Был устный договор, и этот момент многие считают моментом возникновения российского государства. Следует отметить, что норманнская теория подвергалась резкой критике со стороны выдающегося русского ученого М.В. Ломоносова. Вместе с тем, данную теорию практически безоговорочно принимали Н.М. Карамзин, С.М.Соловьев.

Другим примером может служить договорная практика многих феодальных городов, заключавших договор с князем о его материальном обеспечении в обмен на управление городом, на защиту города от внешних посягательств и внутренних раздоров.

Данная теория получила отдельное подтверждение даже в XX веке, например, когда было заключено соглашение («поразумение») в кризисный период 80-х годов между польской «Солидарностью» и властью.

В своём реферате я проанализирую основные теории происхождения государства, выдвинутые представителями различных эпох, государств и политических течений, а также попытаюсь сравнить, насколько по-разному сторонники данной теории обосновывают необходимость заключения общественного договора.

1. Договорная теория возникновения государства и права.

Теория договорного происхождения государства возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура «впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей…». Но если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в тру-дах блестящей плеяды мыслителей 17-18 вв. Г.Гроция, Б. Спинозы, А. Радищева, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др. она получила полное свое развитие.

Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчинятся ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Руссо, — основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле, но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители — это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Тем не менее, это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющим условиям. Если к сказанному добавить, что договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно властных структур, их сменяемости, то станет ясно, что она и сегодня актуальна.

2. Теория общественного договора Ж.Ж. Руссо.

Руссо считал, что люди в естественном («догосударственном») состоянии обладают прирожденными правами и свободами. Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. Люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, (право собственности, свободу, безопасность). Соглашение людей, по мысли Руссо,— основа законной власти. В результате каждый договаривающийся становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители — это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле. Руссо полагал, что деятельность правителей (государства) не может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этой нравственной опоры власти Руссо возлагал на так называемую «гражданскую религию», призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели. Данные идеи Руссо изложил в самой известной своей работе — «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762).

Следуя теории Руссо, государство – это субъект, образованный волей людей, то есть воля людей – первична, государство, – производное от этой воли, вторично. Таким образом, государство это создание людей и оно (государство) могло бы быть таким, каким его хотели бы видеть люди (граждане). Однако этот вывод не объясняет, почему все без исключения государства, возникшие как в древности (например, античные полисы), или самые современные (Косово, Черногория), не отвечают тем требованиям, которые предъявлялись к государству как к обществу «всеобщего благоденствия». Напрашивается единственный вывод: люди никогда не смогут договориться, а вернее, поделить власть и материальные блага так, чтобы все остались довольны.

Добавить комментарий