Элементы административно правовых отношений

Административно-правовые нормы, оказывая регулирующее воздействие на общественные отношения в сфере государственного управления, придают им правовой характер.

Следовательно, административно-правовое отношение — есть урегулированное нормой административного права общественное отношение управленческого характера, в котором стороны выступают носителями взаимных юридических обязанностей и прав, установленных и обеспеченных указанной нормой.

Это не означает, что сама данная норма непосредственно создает конкретное правоотношение.

Правоотношение создается (возникает) непосредственно в конкретном случае между конкретными субъектами, как правило, в процессе применения административно-правовых норм, т.е. как следствие издания полномочным органом государственного управления (должностным лицом) индивидуального акта.

Административно-правовая норма является основой возникновения административно-правовых отношений, т.к. она в общей форме предусматривает, что данное общественное отношение при соответствующих условиях и при наличии соответствующих субъектов становится административно-правовым. Например, административно-правовая норма гласит: жалобы граждан на неправильные действия должностных лиц принимаются к рассмотрению органами государственного управления (должностными лицами), в чью компетенцию входит решение затрагиваемых в жалобе вопросов. Что характерно для этой нормы, равно как и для любой другой? Она в общей форме, но не конкретно, предусматривает, что во всех возможных случаях подачи жалобы в соответствующий орган управления возникает на этой основе административно-правовое отношение, т.е. намечает предпосылку возникновения конкретного правоотношения, например, между районным исполкомом и гражданином Петровым.

В административно-правовом отношении, как и во всех других правоотношениях, урегулированных нормами права, одна из сторон обладает правом требовать от другой стороны поведения, предусмотренного административно-правовой нормой (корреспонденция прав и обязанностей).

Нормы устанавливают для одной стороны вид и меру возможного поведения, а для другой — вид и меру должного поведения.

Административно-правовые отношения, естественно, обладают всеми признаками правового отношения.

Однако специфическая область их возникновения — сфера государственного управления определяет ряд присущих им признаков, особенностей.

Особенности административно-правовых отношений:

  • 1. Они складываются непосредственно в связи с осуществлением органами государственного управления задач исполнительно-распорядительной деятельности.
  • 2. Их участниками могут быть разнообразные субъекты: органы государственного управления, предприятия, учреждения, граждане и др., чьи интересы связаны с осуществлением исполнительно-распорядительной деятельности.
  • 3. Обязательным субъектом должен быть орган государственного управления.
  • 4. Невозможность их возникновения без участия органа государственного управления (должностного лица) или в определенных законом случаях общественной организации, наделенной внешневластными полномочиями.
  • 5. Орган государственного управления или должностное лицо действует властно, распоряжаясь, т.е. реализуя принадлежащие ему полномочия государственно-властного характера.
  • 6. Они могут возникнуть по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не является обязательным условием их возникновения; в тех случаях, когда таковое согласие (желание) требуется, оно играет роль фактора, предшествующего возникновению административно-правового отношения, не имеющего, однако, правообразующего значения, т.е. оно превращается тем самым в самостоятельный юридический факт (договор).

Оснванием возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений, так же как и всех других правовых отношений, являются юридические факты, т.е. такие факты, с которыми государство посредством норм права связывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Юридические факты могут возникнуть в результате проявления воли людей. Такие юридические факты именуются юридическими действиями. Юридические факты могут возникнуть также независимо от воли людей. Эти юридические факты обычно именуются юридическими событиями (не волевые юридические факты).

Волевые юридические факты по признаку соответствия или несоответствия порождающей их воли праву делятся на две группы: правомерные юридические факты, например, подача гражданином жалобы на незаконные действия должностного лица, и неправомерные юридические факты или нарушения, например, нарушение гражданином паспортного режима.

Административно-правовые отношения порождаются, изменяются и прекращаются как волевыми (правомерными и неправомерными), так и не волевыми юридическими фактами. К волевым правомерным фактам относятся акты органов государства.

Индивидуальные акты органов государственного управления, в отличие от нормативных актов, порождают административно-правовые отношения непосредственно. Например, постановление Совета Министров Республики Беларусь о назначении гражданина на должность заместителя министра непосредственно порождает административно-правовые отношения между лицом, назначенным на эту должность, и иными работниками министерства: министром начальниками главных управлений министерства и т.д.

К волевым неправомерным фактам, порождающим административно правовые отношения, относятся незаконные действия или бездействие субъектов административного права. Круг этих фактов составляет дисциплинарные и административные проступки (например, опоздание служащего на работу).

Административно-правовые отношения порождаются также и не волевыми юридическими фактами. Например, смерть человека порождает административно-правовые отношения между органами ЗАГС-а и лицами, на которые государством возложена обязанность заявить о факте рождения, смерти.

Защита административно-правовых отношений состоит в обеспечении государством такого поведения субъектов административных отношений, которое отвечает требованиям административно-правовых норм. В подавляющем большинстве случаев административно-правовые отношения складываются в полном соответствии с этими требованиями в результате добровольного их выполнения субъектами административно-правовых отношений.

Контрольные вопросы по теме 2

  • 1. Каковы характерные черты исполнительной власти как ветви государства?
  • 2. Каков круг общественных отношений, регулируемых нормами административного права?
  • 3. Все ли элементы логической структуры административно-правовой нормы предусмотрены конкретной статьей или пунктом нормативно-правового акта?
  • 4. Какими способами реализуются нормы административного права? Дайте им характеристику.
  • 5. На основе каких критериев можно подразделить нормы административного права?
  • 6. Чем процессуальные нормы административного права отличаются от материальных?
  • 7. В чем заключаются трудности кодификации административного законодательства? Приведите примеры кодифицированных актов административного права.
  • 8. Какие особенности характерны для административно-правовых отношений?
  • 9. По каким критериям можно подразделить юридические факты в административном праве? Приведите примеры.

Источники административного права.

Источники АП– это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юр.силе нормативные правовые акты.

Виды источников:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – включаются в систему источников норм АП в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации – содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.

3. Законы (федеральные, конституционные, основы законодательства, а также законы субъектов Федерации) – регулируют различные вопросы в сфере организации и деятельности федерал.органов исполнит.власти и т. д.

4. Указы Президента РФ и НПА глав субъектов Федерации – определяют правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые находятся под руководством Президента РФ и глав субъектов Федерации (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп.)).

5. Постановление Правительства РФ и НПА правительств (администраций) субъектов Федерации – утверждают различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере управленческой деятельности (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 330).

6. НПА федеральных и региональных органов исполнит.власти и органов местного самоуправления – регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями.

7. Публичные договоры – федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов и т. д.

Формы источников АП:

– правила – чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ;

– положения – делятся на предметные (группируют нормы, призванные регулировать определенную группу отношений, и органические);

– инструкции, порядки, методические указания (рекомендации);

– уставы – в данной форме группируется значительное количество норм;

– кодексы – группируют нормы института админ.ответ-ти.

Административно-правовые отношения: понятие, признаки, структура, классификация.

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами АП, возникающие в сфере исполнит.власти (гос.управления).

Признаки админ.правоотношений:

– являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, гос.интерес;

– носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется гос.управление;

– являются организационными, поскольку гос.управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере админ.правоотношений;

– в случае нарушения административно-правовых отношений наступает админ.ответ-ть как способ их защиты. Админ.правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования админ.правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, админ.правоотношения разрешаются внутри самой системы.

Структура:

– объект– то, на что направлены субъективные права и юр.обязанности участников административно-правовых отношений;

– субъект– это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе гос.орган;

– юр.факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;

– содержание, которое включает в себя субъективные права и юр.обязанности;

– метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов админ.правоотношений;

– способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).

Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

– материальные, основанные на нормах материального права;

– процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

– горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;

– вертикальные – возникают в случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;

– субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);

– координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;

3) по целям:

– регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущ.отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;

– охранительные – направлены на регламентацию мер юр.ответ-ти, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

7.Административно-правовые нормы: понятие, признаки, структура, классификация.

Административно-правовая норма — установленное гос-ом, обеспеченное возможностью применения админ.принуждения и закрепленное в источниках АП правило поведения, регулирующее отношение в сфере гос.управления.

Структура нормы:

– гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;

– диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;

– санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.

Виды административно-правовых норм:

1) по предмету: а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов админ.правоотношений; б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответ-ти, закрепленной в нормах материального права;

2) По предмету воздействия на субъекты административного права:

а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;

б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;

в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;

г) рекомендательные – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;

д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовыхотношений;

3) по юридической силе: а) законодательные; б) подзаконные;

4) по территориальному действию: а) федеральные; б) субъектов РФ; в) муниципальные.

5) по содержанию регулирования:

-общие — регулируют общие для всех отраслей управ­ления общественные отношения;

-особенные — регулируют общественные отношения, складывающиеся в конкретных сферах управления (экономической, административно-политической, со­циально-культурной).

Признаки норм административного права:

1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом АП;

2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юр.силе;

3) большинство норм АП носят императивный (обязывающий) характер;

4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответ-ти: административной и дисциплинарной;

5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.

Административно-правовое отношение имеет внутреннюю структуру и содержит в себе определенные элементы, которыми являются субъекты (участники отношений), объекты (то, по поводу чего возникло отношение) и юридические факты.

Субъекты – участники правоотношения, выступающие носителями субъективных прав и юридических обязанностей. В административном правоотношении субъектами являются лица, наделенные государственно-властными полномочиями и на которых административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций. К ним относятся:

· государственные органы и их структурные подразделения;

· государственные и негосударственные предприятия, учреждения, организации;

· общественные объединения;

· граждане России;

· иностранные граждане и лица без гражданства.

Объекты административно-правовых отношений – по поводу чего возникают, изменяются или прекращаются отношения. В административном праве различают два вида объектов:

· Общий объект – собственно общественные отношения, возникающие в процессе осуществления управленческих действий со стороны исполнительной власти;

· Непосредственный объект – поведение субъектов отношений.

Юридические факты – фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. В качестве юридических фактов выступают, как правило, дейст­вия, а в некоторых случаях — события.

Действия — активное волевое поведение субъекта, направленное на достижение какой-либо цели, удовлетворение своих интересов, результат активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомер­ные действия.

1. Правомерные – влекущие за собой возникновение юридических прав и обязанностей, предусмотренных и не запрещенных административно-правовыми нормами. Это могут быть:

= юридические акты – факты, в которых зафиксирована воля лица на достижение результата, предусмотренного правом;

= юридические поступки – действия, которые вызывают правовые последствия вне зависимости от того, намеренно ли лицо добивалось юридически значимых результатов или нет.

2.Неправомерныедействияне соответствуют требованиям адми­нистративно-правовых норм, нарушают правила поведения, установленные административным правом. Неправомерные действия характеризуются как правонарушение – виновные противоправные деяние правосубъектного лица, влекущее за собой юридическую ответственность. Видами неправомерных действий – правонарушений, — являются:

= преступление – правонарушение, имеющее высокую степень общественной опасности;

= к правонарушениям относятся дисциплинар­ные и административныепроступки как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие(например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

События— явления окружающей действительности, независящие от воли людей (например, пожар, наводнение, обвал, смерть и т.п.).

Юридические факты могут быть:

= по порождаемым последствиям: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;

= по форме своего проявления:

— положительные – их наличие влияет на возникновение правоотношения;

— отрицательные – их отсутствие необходимо для возникновения правоотношения и др.

Содержанием административно-правовых отношений является совокупность субъективных прав и юридических обязанностей субъектов.

6. Субъекты административного права: понятия и виды.

Субъект – это физические или юридические лица, способные вступать в правоотношения.

Субъект административного права –это физические или юридические лица, которые в соответствии с административно – правовыми нормами обладают правами и выполняют обязанности в сфере гос. управления.

Признаки субъектов:

1. вступают в правоотношенияв сфере гос. управления

2. отношения между ними урегулированы нормами административного права

3. субъектами могут быть как физические, так и юридические лица

4. не все физические и юридические лица могут быть субъектами административного права

Административная правоспособность –это закрепленная в административно – правовых актах возможность иметь юридические права и выполнять юридические обязанности.

Административная дееспособность -это закрепленная в административно – правовых актах способность субъекта самостоятельно приобретать и осуществлять права и обязанности в сфере гос. управления.

Правовой статус субъекта административного права определяется прежде всего объемом их административной дееспособности. Различие в административной дееспособности и является критерием деления субъектов.

Субъекты административного права:

I.Индивидуальные

1. Граждане

· Граждане РФ

· Иностранцы

· Лица без гражданства

2. Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусом

· должностные лица

· военнослужащие

· беженцы

· вынужденные переселенцы

· инвалиды

II.Коллективные

1. Организации

· Предприятия

· Учреждение

2. Структурные подразделения этих организаций

3. Трудовые коллективы

Коллективные:
1) государственные организации
а) органы исполнительной власти
б) государственные предприятия, учреждения, организации и их объединения
в) структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией
2) негосударственные организации
а) общественные объединения
б) трудовые коллективы
в) коммерческие структуры
г) органы местного самоуправления

7. Индивидуальные субъекты административного права: общая характеристика.

Физические лица участвуют в политической, государственной деятельности после приобретения статуса личности, а затем гражданства.

Для того, чтобы заняться трудовой, профессиональной деятельностью, учиться в образовательном учреждении, служить в Вооруженных силах и т.д., необходимы дополнительные права и обязанности, кроме правового статуса личности и гражданина. Здесь гражданин вступает в профессиональную деятельность, где отношения регулируются другими нормами права. На сегодняшний день в трудовой деятельности насчитывается несколько тысяч профессий и специальностей, каждая имеет свой правовой статус (рабочие, служащие, учащиеся, пенсионеры, из числа служащих можно выделить государственных служащих, муниципальных, военнослужащих и т.д.).

Особый правовой статус – это полномочия граждан, которые они приобретают по доброй воле, в своих интересах, в целях достижения своих потребностей (любители-охотники, любители-рыбаки, спортсмены-непрофессионалы, туристы и др.).

В правотворческой, в правоприменительной деятельности государства, его органов и должностных лиц разделение правового статуса личности, гражданина и т.д. очень важно. Например, трудовое законодательство отдает преимущество рабочим и служащим, законодательство об административной ответственности имеет перед собой гражданина, должностных лиц. В таких видах деятельности нужно уметь разграничить все правовые статусы между собой, гражданина например в деятельности внутренних дел при привлечении к административной ответственности за нарушение общественного порядка.

Административная правоспособность – это проявление общей правоспособности, то есть установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это способность приобретать соответствующий комплекс обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию.

Административная дееспособность – это способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

Часто административные правоспособность и дееспособность неразделимы, так как являются по существу двумя элементами административно-правового статуса. Это относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, то есть с момента образования и юридического закрепления их компетенции.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в первую очередь охарактеризован в КРФ, а также в ФЗ (о правовом положении иностранных граждан в РФ), и законодательных актах. В Конституции и законодательстве говорится о том, что они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не оговорено законодательством. Поэтому можно сделать вывод, что иностранные граждане и лица без гражданства не могут избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ, участвовать в референдумах; не несут обязанностей по военной службе; не имеют права находиться на государственной и муниципальной службе, занимать иные служебные должности, если в соответствующем федеральном законе содержится подобный запрет; временно проживающие иностранные граждане не в праве по собственному желанию изменять разрешенное им место проживания. Конституция позволяет иметь иностранным гражданам двойное гражданство и предоставляет политическое убежище в соответствии с общепринятыми нормами международного права. Мерой административной ответственности является выдворение за пределы РФ (ст. 34 закона и ст. 3.10 КоАП РФ).

Существует три вида административно-правовых режимов пребывания иностранных граждан в РФ:

· временное пребывание (на срок действия выданной визы; на срок не более 90 суток при прибытии в Россию в порядке, не требующем визы; на срок действия заключенного);

· временно проживающие (сроком на 3 года в соответствии с разрешением на временное проживание). Возможен отказ в выдаче или аннулировании разрешений на временное проживание и вида на жительство в соответствии со ст.ст. 7 и 9 закона; соблюдение правил оформления приглашений на въезд в страну ст.ст. 16-19;

· регистрации иностранных граждан в РФ. Их учет, а также контроль за их пребыванием и проживанием в стране

Гражданские правоотношения — это урегулированные нормами ГП общественные отношения, которые возникают из волевых действий субъектов, не зависящих от воли этих субъектов, но в силу гражданско-правовых норм возлагающих на одних субъектов правоотношений определенные обязанности, предоставляющих другим соответствующие права.

Структура гражданских правоотношения (взаимосвязь элементов):

· субъекты — это участники гражданских правоотношений. Ими м.б.:

а) физические лица:

36) граждане РБ;

37) иностранные граждане;

38) апатриды — лица без гражданства;

б) юр. лица;

в) административно-территориальные образования;

г) государства (РБ и иностранные);

Субъект гражданского правоотношения, обладающий правомочием, именуется управомоченным, лицо, которое несет обязанность, называется обязанным. В обязательственном правоотношении управомоченное лицо называется кредитором, а обязанное — должником.

3. объекты — все то, на что направлены права и обязанности субъектов. Это:

а) вещи отражают правоотношения собственности;

б) действия, предусмотренные нормами обязательственного права;

в) результаты интеллектуального творчества охраняются нормами авторского и изобретательского права;

г) личные неимущественные блага (имя, честь, достоинство, деловая репутация) обеспечивают удовлетворение нематериальных благ управомоченных лиц.

2. (права и обязанности сторон) — наличие субъективных прав и обязанностей, в соответствии с которыми осуществляются правоотношения. Эти права и обязанности называются субъективными потому, что принадлежат субъекту правоотношения.

а) субъективное право — это предоставленная и обеспеченная законом возможность самому субъекту совершать определенные действия и требовать определенного поведения от другого лица.

б) субъективная обязанность — особое состояние субъекта, когда он должен что-то совершить или не совершить в интересах управомоченного лица.

Права и обязанности в правоотношениях, являясь противоположными по содержанию, направлены на достижение одной и той же цели. Субъективное право существует до тех пор, пока сохраняется соответствующая обязанность другого лица, т.к. нет субъективного гражданского права без противостоящей ему обязанности.

Классификация гражданских правоотношений:

1. в зависимости от особенности тех общественных благ, по поводу которых возникают эти отношения:

а) имущественные — правоотношения, которые поддаются денежной оценке и могут выступать в качестве товаров, возникать по поводу денег. Они передаваемы, т.е. они м.б. уступлены другому лицу. В случае нарушения имущественных прав они защищаются посредством возмещения убытков;

б) личные неимущественные — правоотношения которые являются личными и регулируют неимущественные права. Они непередаваемые. Их защита осуществляется посредством опровержения ложных сведений, которые были распространены;

1. в зависимости от характера взаимосвязи участников гражданского правоотношения:

а) абсолютные — правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанных субъектов. Роль обязанных лиц заключается в не совершении действий, которые могут нарушить субъективное право управомоченного лица;

б) относительные — правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит одно ли несколько строго определенных лиц. Круг субъектов строго определен, известны заранее и задачи обязанной стороны, определена мера должного поведения и управомоченного лица;

2. в зависимости от способа удовлетворения интересов управомоченного лица:

а) вещные правоотношения, в которых способ удовлетворения носителя права всегда связан с конкретной вещью и ограничивается его собственными действиями в отношении этой вещи, а все другие

лица обязаны лишь воздерживаться от совершения действий, препятствующих осуществлению его субъективного права;

б) обязательственные — правоотношения, характеризуются тем, что для удовлетворения интереса управомоченного лица необходимо совершение положительных действий обязанным лицом.

Юридические факты лежат в основе гражданских правоотношений и влекут их возникновение, изменение или прекращение. Т.к. юридические факты необходимы для возникновения, изменения, прекращения гражданских правоотношений, их называют основаниями для возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений.

Основания возникновения гражданских прав и обязанностей:

1. договоры и иные сделки, предусмотренные законодательством, а также договоры и сделки, хотя и не предусмотренные законодательством, но не противоречащие ему;

2. акты государственных органов и органов местного управления и самоуправления;

3. судебные решения;

4. создание и приобретение имущества по основаниям, не запрещенным законом;

5. создание произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

6. причинение вреда другому лицу;

7. неосновательное обогащение;

8. иные действия граждан и юридических лиц;

9. события, с которыми законодательство связывает наступление гражданско-правовых последствий;

Юридический факт — это такой факт реальной действительности, с которым нормы действующего права связывают возникновение, изменение и прекращение гражданских правоотношений.

Юридические последствия — возникновение, изменение и прекращение гражданского правоотношения и образующих его субъективных прав и обязанностей.

Классификация юридических фактов по юридическим последствиям:

10. правообразующий — это факт, с наличием которого нормы действующего права связывают возникновение гражданского правоотношения;

11. правооизменяющий — это факт, с наличием которого нормы действующего права связывают изменение гражданского правоотношения;

12. правопрекращающий — это факт, с наличием которого нормы действующего права связывают прекращение гражданского правоотношения.

Классификация юридических фактов по содержанию:

1. юридические события — это такие явления, развитие которых происходит независимо от воли человека. В зависимости от того, обусловлено ли их возникновение волей человека или нет, их подразделяют:

а) абсолютные — это такие события, которые как в своем возникновении, так и в последующем развитии не имеют непосредственной связи с волевой деятельностью человека;

б) относительные — это такие события, которые возникают в результате действий человека, но протекают (развиваются) независимо от этих действий и, м.б., даже вопреки воле человека;

1. юридические действия — это волевые действия лиц, с которыми (действиями) закон связывает определенные правовые последствия. В зависимости от того, насколько соответствует то или иное юридическое действие требованиям закона различают:

а) неправомерные — действия, нарушающие предписания действующего права. Их отличительной особенностью является то. Что они влекут за собой нежелательные для сторон правовые последствия;

б) правомерные — действия, соответствующие требованиям закона, во всяком случае, не противоречащие ему.

Таким образом, гражданское правоотношение представляет собой особую разновидность общественных отношений, основанную на нормах гражданского законодательства. Складываются эти отношения в процессе деятельности граждан и организаций по поводу имущественных и неимущественных отношений. Основанием возникновения такого рода правоотношения являются определенные факты, направленные на правовой результат (возникновение или прекращение гражданского правоотношения). Участники складывающихся отношений независимы и самостоятельны в выборе контрагента, вступают в качестве юридически равных носителей прав и обязанностей.

Тема 5.ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ.

Добавить комментарий