Элементы пенсионной системы страховое и государственное обеспечение

Стр 1 из 3

Прежде чем рассматривать пенсионную систему России необходимо дать определение самому термину пенсионная система. Под пенсионной системой подразумевается совокупность создаваемых государством экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система России представляет собой синтез распределительного механизма пенсионного обеспечения и элементов накопительного. С 2002 г. в стране был запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ. Пенсионная реформа направлена на изменение существовавшей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом.

Пенсионная система России в современном виде включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовой пенсии, негосударственной пенсии.

Таким образом, пенсионная система РФ на современном этапе состоит из трех элементов:

1. Обязательное пенсионное страхование — это часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых платежей предоставление гражданам, застрахованным по системе обязательного пенсионного страхования, трудовых пенсий.

2. Государственное пенсионное обеспечение — это часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет средств федерального бюджета предоставление государственных пенсий в целях компенсации утраченного дохода тем категориям граждан, которые не подлежат обязательному пенсионному страхованию и не относятся к категории застрахованных лиц — социальных пенсий нетрудоспособным категориям граждан, не имеющим необходимого страхового стажа для права на трудовую пенсию. Пенсии военнослужащим и приравненным к ним в пенсионном обеспечении лицам, а также федеральным государственным служащим устанавливаются в связи с выполнением ими особо значимой для государства службы. Кроме того, отдельные виды пенсий могут устанавливаться государством за счет собственных средств в целях компенсации гражданам вреда, нанесенного их здоровью радиационными или техногенными катастрофами.


3. Составным элементом пенсионной системы наряду с государственным пенсионным обеспечением и государственным пенсионным страхованием являются негосударственное пенсионное обеспечение и негосударственное пенсионное страхование.

Негосударственное пенсионное страхование подразделяется на следующие виды:

— обязательное пенсионное страхование накопительной части трудовых пенсий на альтернативных основаниях через систему негосударственных пенсионных фондов;

— профессиональное пенсионное страхование на финансирование досрочных трудовых пенсий по старости работников, занятых в особых условиях труда, через профессиональные пенсионные системы;

— добровольное участие застрахованных лиц в обязательном пенсионном страховании на формирование накопительной части трудовой пенсии за счет дополнительных добровольных взносов граждан наряду с государственным софинансированием.

Негосударственное пенсионное обеспечение представляет собой предоставление гражданам негосударственных пенсий за счет накопленных добровольных взносов в негосударственные пенсионные фонды на основании соответствующих договоров.

3.2 Главные направления новой модели реформирования пенсионной системы. Пенсионная реформа 2002 года

3.2.1 Основное содержание Концепции пенсионной реформы 1995 года

В первую половину 1990-х на фоне гиперинфляции пенсии начали стремительно обесцениваться. В этих условиях государство вынуждено было активно индексировать размер пенсии, но индексации не достигали уровня инфляции, и пенсия продолжала терять покупательную способность. Было уже достаточно ясно, что пенсионная система не справляется со своей основной функцией — материальным обеспечением пожилых граждан. В 1995 году постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.1995 № 790 «О мерах по реализации концепции реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» ( Далее Концепция 1995г.) была утверждена новая концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Концепция 1995 года ставила главной целью достижение финансовой стабильности пенсионной системы, а также оптимизацию условий предоставления и размеров пенсий.

Основными целями новой концепции развития пенсионной системы являлись обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и адаптация системы пенсионного обеспечения к развивающимся рыночным отношениям в Российской Федерации. Данная Концепция 1995г. предусматривала формирование многоуровневой пенсионной системы, которая широко применяется во многих зарубежных странах. В соответствии с новой концепцией пенсия, которую будет получать россиянин, должна состоять из нескольких частей: базовой пенсии, трудовой (страховой) и негосударственной.

Первый уровень образует базовая пенсия, размер которой соответствует размеру социальной пенсии. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах с учетом прожиточного минимума пенсионера в зависимости от степени утраты трудоспособности и не могут выплачиваться работающим гражданам.

Трудовая (страховая) пенсия — второй уровень — предполагает соответствие условий предоставления и размеров пенсии объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица. Данное участие выражается в продолжительности страхования и величине взносов.

Трудовые (страховые) пенсии должны предоставляться всем лицам, которые работали по

найму, и другим категориям населения, охваченным обязательным пенсионным страхованием. Какие-либо исключения или льготы в такой системе не допускаются. В связи с этим из пенсионной системы должны быть исключены все виды льготных пенсий. Размер трудовой пенсии по старости должен определяться с учетом трудового стажа и заработка.

Третий уровень в пенсионном обеспечении должны составлять негосударственные пенсии как в форме дополнительных профессиональных программотдельных предприятий, отраслей экономики или территории, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Для положительного решения данной проблемы был принят Федеральный закон Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ от 07.05.1998.

Индексацию базовых и трудовых (страховых) пенсий предусматривалось осуществлять путем регулярного повышения пенсии в соответствии с ростом цен. Для этого был обоснован порядок, при котором для каждого пенсионера определяется индивидуальный коэффициент, равный соотношению между заработком работника и заработной платой в стране в год его получения. Основные положения данной программы были реализованы в течение последующих пяти лет. Во исполнение данной программы реформирования российской пенсионной системы в 1996 году был принят Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». Данный закон устанавливал правовую основу и принципы организации индивидуального учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства о государственном пенсионном обеспечении в части трудовых пенсий.

В 1997 году был принят Федеральный закон от 21.07.1997 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», который ввел новый порядок начисления пенсии на основе расчета индивидуального коэффициента пенсионера,который зависит от величины стажа, размера среднемесячного заработка пенсионера и размера среднемесячной заработной платы в стране за определенный период.Однако, несмотря на наличие позитивных сдвигов, в целом данный период характеризуется усугублением финансового кризиса в системе пенсионного обеспечения и в первую очередь несоответствием уровня пенсионного обеспечения прожиточному минимуму, а также задержки в выплате пенсий. Кроме того, значительно ухудшилось соотношение численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами, что вызвало к жизни предложение о поэтапном повышении пенсионного возраста с одновременной отменой всех имеющихся льгот.

См. также Постановление ПФ РФ от 23.01.2019 N 16п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению» Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2019 N 53775

Понятие страховой пенсии по старости

Страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Страховая пенсия по старости — один из видов страховой (еще закон выделяет: по инвалидности и по случаю потери кормильца). Она назначается пожизненно.

Виды страховой пенсии (ст. 6 ФЗ):

  1. по старости;
  2. по инвалидности;
  3. по случаю потери кормильца.

Условия назначения страховой пенсии по старости

К юридическим фактам, определяющим право на получение трудовой пенсии по старости, относятся (ст. 8 ФЗ):

1) достижение общеустановленного пенсионного возраста (65/60 с исключениями);

  • для мужчин – возраста 65 лет;
  • для женщин – возраста 60 лет;

(с учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

(исключение — лица, замещающие должности государственной гражданской службы РФ, субъектов РФ и должности муниципальной службы — см. в приложении 5 к ФЗ).

2) наличие страхового стажа (15 лет);

Не менее 15 лет (повышение требований к стажу происходит постепенно: в 2015 году он составляет 6 лет и в течение 10 лет поэтапно, по 1 году, увеличится к 2024 году до 15 лет.).

3) наличие 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов).

Требование по наличию 30 баллов вводится постепенно: в 2015 году – 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения указанной величины к 2025 году).

Замечание

Замечание: Некоторые граждане могут выйти на пенсию раньше. Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости, утверждены Правительством РФ.

Получение гражданином страховой пенсии по старости осуществляется по заявлению об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства (по соглашению).

Работодатель вправе обращаться за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии застрахованным лицам, состоящим в трудовых отношениях с ним, с их письменного согласия.

Размеры страховых пенсий по старости

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по формуле:

СПСТ = ИПК x СПК,

где СПст — размер страховой пенсии по старости; ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент (об увеличении стоимости одного пенсионного коэффициента см. Справочную информацию); СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

О порядке расчета величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года лицам, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или доля страховой пенсии по старости (по инвалидности) см. части первую и вторую статьи 34 ФЗ.

Одновременно со страховой пенсией может назначаться и пенсия за выслугу лет в соответствии с п. 2 ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Подробнее о расчете пенсии — на сайте ПФР РФ.

Пенсионное обеспечение — одна из важнейших социально-экономических проблем современной России.

Эта тема всегда будет актуальна, ведь далеко не секрет, что все люди пекутся о своей старости и пытаются каким-то образом себя обеспечить, чтобы не остаться без средств к существованию в нетрудоспособном возрасте. На протяжении многих лет единственным гарантированным источником дохода после ухода на заслуженный отдых по достижении пенсионного возраста, либо вследствие потери трудоспособности были государственные пенсионные выплаты. Таким образом, все средства аккумулировались на государственных счетах и затем перераспределялись. В настоящий момент на финансовом рынке появляются новые участники — пенсионные фонды, которые далеко не обязательно являются государственными учреждениями. Их цель — накопление капитала посредством пенсионных отчислений тех людей, которые заинтересованы в своем благосостоянии после активной занятости. Статистические данные необходимы при регулировании пенсионного обеспечения в стране.

Перед статистикой пенсионного обеспечения стоят следующие задачи:

· сбор данных о численности получателей пенсии;

· формирование бюджетной политики ПФР и контроль за ее проведением;

· Прогнозирование и анализ финансовых ресурсов ПФР;

· Ведение бухгалтерского учета и отчетности;

· Актуальное прогнозирование долгосрочного развития пенсионной системы.

Выполнение этих задач необходимо для успешного функционирования всей пенсионной системы. Их решение основывается на сочетании ряда источников информации.

Общая характеристика органов пенсионного обеспечения

В настоящее время в России, как отмечалось ранее, отсутствует единая пенсионная система. Причин такого положения дел несколько, главные из них: разные источники финансирования, за счет средств которых осуществляется пенсионное обеспечение, — средства Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и средства, выделяемые из государственного бюджета; различные категории лиц — получателей пенсий — застрахованные граждане и лица, занятые в системе государственной службы, некоторые иные категории граждан; законодательно установленные неодинаковые условия и нормы предоставления данных денежных выплат, а соответственно — уровень материального обеспечения их получателей, например, более высокие размеры пенсий у государственных служащих и др.

В итоге это привело к тому, что ряд федеральных министерств и ведомств — МВД России, Минобороны России, Минюст России, ФСБ России, ФНС России, Генпрокуратура России, Верховный Суд Российской Федерации — имеют самостоятельные пенсионные службы.

Наибольший объем работы по пенсионному обеспечению граждан падает на ПФР и его органы. Это вызвано тем, что он «обслуживает» самую распространенную категорию лиц — застрахованных граждан по системе обязательного пенсионного страхования и в отдельных установленных законом случаях — членов их семей, лиц, добровольно вступивших в систему обязательного пенсионного страхования, и некоторых иных категорий. Поэтому в дальнейшем речь будет идти об организации работы только «массовой» пенсионной службы, каковой является ПФР.

ПФР и система подведомственных ему органов составляют единую, централизованную многоуровневую систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в России, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим органам.

Структурно она может быть представлена так:

федеральный уровень — Пенсионный фонд Российской Федерации (правление, исполнительная дирекция);

федеральные округа Российской Федерации — управления

ПФР в федеральных округах (структурные подразделения ПФР);

уровень субъектов Российской Федерации — территориальные отделения ПФР (в соответствующих регионах);

местный — городской (районный) уровень — управления

(отделения) ПФР в районах (городах).

На федеральном уровне управление пенсионной системой осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией.

* В субъектах Российской Федерации действуют региональные отделения ПФР,

Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и городах. Они в основном выполняют функции по назначению и выплате пенсий.

Исходя из этих принципов, средства обязательного пенсионного страхования, а соответственно и ПФР не являются государственной собственностью. Они должны рассматриваться как собственность самих застрахованных по этой системе страхования лиц и работодателей, уплачивающих страховые взносы в ПФР. Следовательно, все средства, уплачиваемые за счет работающих граждан в виде страховых пенсионных взносов, должны распределяться между пенсионерами с учетом их трудового вклада. (Под ним обычно понимают продолжительность трудовой деятельности, то есть длительность уплаты страховых взносов, и уровни оплаты труда, с которых взимались такие взносы.)

С 01.01.2002г. в России произведена пенсионная реформа. Вступают в силу новые законы о пенсионном обеспечении.

Это означает, что к базовой части трудовой пенсии добавляются пенсионные выплаты, которые рассчитываются исходя из общей суммы уплаченных конкретным человеком (или за него) страховых взносов, которая фиксируется в его лицевом счете, — сколько зачислено, столько и будет выплачено после назначения ему пенсии в так называемый период дожития.

Помимо этого, в структуру пенсионных выплат наряду с базовой частью трудовой пенсии и ее страховой частью введена накопительная часть.

В Российской Федерации действуют три вида пенсионного обеспечения:

Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается государственным служащим (в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей), участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на страховую пенсию, – нетрудоспособным гражданам.

Обязательное пенсионное страхование, включающее в себя страховую пенсию и финансируемое за счет страховых взносов работодателя. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц, в случае потери кормильца. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами России, если иное не предусмотрено международным договором.
Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – негосударствен­ные пенсии, выплачиваемые в рамках догово­ров с негосударственными пенсионными фон­дами, финансируемые за счет взносов работо­дателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Страховой стаж — учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Индивидуальный пенсионный коэффициент — параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Стоимость пенсионного коэффициента — стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий.

Фиксированная выплата к страховой пенсии — обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.

Корректировка размера страховой пенсии — повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента.

Накопительная пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Средства пенсионных накоплений — совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования.

Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии — показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, и используемый для определения размера накопительной пенсии.

Перерасчет размера страховой пенсии – это изменение размера страховой пенсии, происходящее без подачи письменного заявления в территориальные органы Пенсионного фонда, связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды после 01.01.2015. На беззаявительный перерасчет размера страховой пенсии имеют право получатели страховой пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Перерасчет страховой пенсии по старости и по инвалидности производится с 1 августа каждого года исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, которые не были учтены при определении размера пенсии при ее назначении или перерасчете Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца подлежит пересчету с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена эта пенсия. Заявительный перерасчет размера пенсии — изменение размера пенсии по документам, представленным заявителем.

Валоризация – денежная переоценка пенсионных прав всех россиян, имеющих трудовой стаж до 2002 года. С 1 января 2010 года расчетный пенсионный капитал , сформированный до 2002 года, увеличивается на 10% и дополнительно по 1% за каждый год трудового стажа гражданина до 1991 года. Для определения процента увеличения пенсионного капитала за периоды до 1 января 1991 года учитывается трудовой стаж, имевшийся у гражданина на указанную дату, принятый во внимание при оценке пенсионных прав. При этом никаких ограничений в данном случае нет, учитывается весь стаж, в том числе сверх максимальных показателей (40 лет у женщин и 45 лет у мужчин).

Выплата пенсии – ежемесячное перечисление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации начисленных к доставке сумм пенсии на счет организаций, осуществляющих доставку пенсии пенсионерам. Выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц. Выплата пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания пенсионера в установленном размере без каких-либо ограничений. Пенсионеру, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения.

Группы инвалидности – в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, возникшей в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид». Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп – на один год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на один или два года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

Доставка пенсии – передача начисленной суммы пенсии получателю путем ее вручения в кассе организации, осуществляющей доставку, или на дому, или путем зачисления суммы пенсии на счет пенсионера в кредитной организации. Доставка пенсии производится по желанию пенсионера организацией почтовой связи, кредитной либо иной организацией, занимающейся доставкой пенсии, с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации заключены соответствующие договоры. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку пенсии, и письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Инвалид – человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений, что влечет за собой признание инвалидности.

Корректировка – увеличение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента. Стоимость пенсионного коэффициента определяется Правительством Российской Федерации.

Индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии – ежегодное увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год и с 1 апреля дополнительное увеличение указанной выплаты с учетом роста доходов ПФР.

Конвертация пенсионных прав – это преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами по состоянию на 1 января 2002 года (на начало пенсионной реформы), в сумму расчетного пенсионного капитала. Его величина – это эквивалент суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации до 1 января 2002 года. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Для пенсионеров по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена не условная, а реальная пенсия в наиболее выгодном для них размере по действующему до начала реформы пенсионному законодательству.

Нестраховые периоды, учитываемые в стаж – наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, когда за гражданина уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в страховой стаж засчитываются и некоторые нестраховые периоды. К ним относятся:

  • период прохождения военной службы и иной приравненной к ней службы (например служба в органах внутренних дел и других силовых ведомствах, служба в прокуратуре и т.д.)
  • период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
  • период получения пособия по безработице;
  • период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
  • участие в оплачиваемых общественных работах и переезд по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
  • период осуществления судьей полномочий в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Все перечисленные нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали или следовали за ними периоды работы, за которые начислялись (уплачивались) страховые взносы в ПФР. В случае совпадения по времени нескольких периодов, включаемых в страховой стаж, при назначении пенсии будет учитываться только один из них по выбору гражданина, обратившегося за установлением пенсии. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Ожидаемый период выплаты пенсии – показатель, используемый для определения размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца) по нормам Федерального закона № 173-ФЗ. При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2013 года ожидаемый период выплаты страховой части трудовой пенсии по старости на общих основаниях (трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца) устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев).

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданина из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается за счет средств Федерального бюджета и бывает следующих видов:

  • за выслугу лет – назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава;
  • по старости – назначается пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • по инвалидности – назначается военнослужащим, участникам ВОВ, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтам;
  • по случаю потери кормильца – назначается членам семьи военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.
  • социальная пенсия по инвалидности (назначается инвалидам I, II, III групп, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам);социальная пенсия по случаю потери кормильца (назначается детям до 18 лет и старше, но не более 23 лет, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери); социальная пенсия по старости (назначается гражданам из числа малочисленных народов Севера, постоянно проживающим в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии,достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а также гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины), и иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины);
  • социальная пенсия детям. Оба родителя которых неизвестны (назначается детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, оба родителя которых неизвестны.

Расчетный пенсионный капитал (РПК) – это расчетная величина, с учетом которой определяется размер страховой части трудовой пенсии, включающая в себя пенсионные права в денежном выражении, приобретенные застрахованным лицом по состоянию на 1 января 2002 года, а также сумму страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо после указанной даты до 01.01.2015. При этом исходя из страховой части трудовой пенсии определяется величина ИПК за период до 01.01.2015.

Стаж – один из важнейших факторов, влияющих на право и размер пенсионного обеспечения граждан. Различают страховой и общий трудовой стаж.

Страховой стаж – учитываемая при определении права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых начислялись (уплачивались) страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Общий трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая при оценке пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года. В общий трудовой стаж включаются:

  • работа в качестве рабочего, служащего (в том числе за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник подлежал обязательному пенсионному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части; периоды индивидуальной трудовой деятельности (в том числе в сельском хозяйстве);
  • творческая деятельность членов творческих союзов – писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
  • временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и пребывание на инвалидности I и II группы из-за увечья на производстве или профессионального заболевания;
  • пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
  • воинская служба;
  • получение пособия по безработице, участие в оплачиваемых общественных работах, переезд по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства.

В случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в общий трудовой стаж включаются также:

  • периоды подготовки к профессиональной деятельности — обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;
  • периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
  • периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;
  • периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • периоды проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
  • периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным;
  • гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, — время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;
  • гражданам, проживавшим в городе Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), а также гражданам — узникам фашистских концлагерей — время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.

Исчисление продолжительности указанных периодов трудовой и общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, в случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ некоторые периоды учитываются в льготном порядке, например, военная служба по призыву – в двойном размере.

Добавить комментарий