Этапы английской буржуазной революции

Уход за полостью рта

Достаточно часто при восхождениях и особенно в длительных альпинистских экспедициях возникает стоматологическая патология, связанная с зубным кариесом и дистрофическими изменениями мягких тканей (пародонтозом). Риск ее возникновения в горах возрастает в связи с переохлаждением, недостаточным поступлением в организм минеральных веществ и витаминов, общим снижением иммунитета в условиях гипоксии.

Лучшая профилактика заболеваний полости рта в горах – своевременное и регулярное посещение стоматолога «на равнине» – не реже 2 раз в год и обязательно – перед выездом в горы. Во время экспедиций и восхождений, особенно высотных и длительных, рацион спортсмена-альпиниста должен включать весь комплекс витаминных и полиминеральных добавок (в первую очередь с достаточным содержанием кальция!). При воспалительных процессах полости рта кроме применения обезболивающих средств показано проведение полноценного курса (в течение 4–5 дней) одного или двух антибиотиков широкого спектра действия.

Революция в Англии, которую англичане называют Гражданской войной (Civil war), длилась 20 лет (1640—1660) и прошла в своем развитии несколько этапов:

I этап (1641 – 1642). Попытка совершить революцию парламентским путем. Окончательный разрыв между королем и парламентом.

В январе 1642 г. произошел разрыв между королем и парламентом. Король отверг «Великую ремонстрацию» 1641 г., содержавшую перечень злоупотреблений королевской власти. «Великая ремонстрация» («Grand Remonstrance») подразумевала:

· отмену всех незаконных налогов;

· запрет на сбор налогов без согласия парламента;

· сосредоточение финансов в руках парламента;

· упразднение судов по политическим и религиозным делам;

· принятие «Трехгодичного билля» (Three Years’ Bill), обязавшего короля собирать парламент каждые 3 года.

Ремонстрация была утверждена большинством членов парламента против воли короля. Парламент раскололся на сторонников короля (роялистов или кавалеров) и противников (круглоголовых). Карл I уехал в Шотландию с целью собрать войско. Началась гражданская война.

II этап (1642 – 1646). Первая гражданская война.

Первая гражданская война (1642 – 1646) между революционной армией парламента и армией короля. Закончилась победой армии короля. Армия парламента состояла из добровольцев и не могла противостоять королю.

III этап (1645 – 1649). Реформы армии парламента. Поражение короля.

В январе 1645 г. Палата общин принят план реорганизации армии, к тому же в парламенте и его армии большое влияние приобрел Оливер Кромвель (1599 – 1658), выходец из среды «нового дворянства». Основными изменениями в армии парламента были:

· введение единоначалия и дисциплины;

· привлечение для участия в освободительной борьбе широких народных слоев,

· появление железных лат (солдаты парламента получили прозвище «железнобокие»);

· привлечение в армию пресвитериан (наиболее умеренная религиозная группировка пуритан. Выступали за независимую от государства церковь).

С.П. АЛЕКСАНДРОВА S.P. ALEXANDROVA

«ДЕВЯТНАДЦАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»

И ТРЕБОВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА О КОНТРОЛЕ НАД ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ

(ИЮНЬ 1642 Г.)

Ключевые слова:

английская революция XVII в., парламент, Карл I, «Девятнадцать предложений», дуалистическая монархия, исполнительная власть

Статья посвящена анализу положений документа, который получил название «Девятнадцать предложений» или «Протеста-ции» от 2 июня 1642 г. Положения данного документа направлены на ограничение исполнительной власти, принадлежащей короне, а дата его принятия характеризует начало становления в Англии дуалистической монархии в период английской буржуазной революции XVII в.

В период мирного развития английской буржуазной революции XVII в., продолжавшегося с 3 ноября 1640 г. по август 1642 г., парламент до принятия «Девятнадцати предложений», дважды пытался ограничить полномочия короны в сфере исполнительной власти. Первой попыткой было принятие парламентом в июне 1641 г. документа, который получил название «Десять предложений» , второй — принятие в ноябре

1641 г. «Великой Ремонстрации» .

«Девятнадцать предложений», или, как еще называют этот документ, «Протестация», от 2 июня

1642 г. является документом, суммирующим все требования, предъявленные парламентом королю с января по июнь 1642 г.

В преамбуле этого правового акта лорды и общины называют

Александрова С.П. «Девятнадцать предложений» и требования английского парламента о контроле…

История и культура

себя «покорными и верными подданными Его Величества». В документе говорилось о том, что, ссылаясь, как обычно, на те несчастья и опасности, которым подвергается народ и король, члены парламента «после серьезного обсуждения причин этих бед, со всем смирением и искренностью представляют Вашему Величеству преисполненную сознанием долга петицию и совет». При этом парламент выражает надежду на «королевскую мудрость для установления собственной чести и безопасности, и милостивую заботу о благополучии и безопасности Ваших подданных и доминионов». Парламент также надеется, что принятые им меры «с Божьего благословения устранят подозрительность и разногласия» между королем и народом, так «несчастливо порожденные законом, и обеспечат как Вашему Величеству, так и им постоянный курс чести, мира и счастья» .

Каждое из девятнадцати предложений было направлено в той или иной степени на ограничение исполнительной власти, принадлежащей только королю. Эти предложения можно сгруппировать, основываясь на том, в чем они ограничивали исполнительную власть.

При этом следует выделить предложения, устанавливающие контроль парламента над назначением тайных советников, министров короны и воспитателей детей

короля (1, 3, 4, 11 и 12 предложения).

В первом предложении парламент предлагает королю, чтобы члены Тайного совета короля были удалены из него, а «другие высшие должностные лица и министры государства, как внутри королевства, так и за границей», были «отстранены от должностей и службы, если не получат одобрения обеих палат парламента. Лица, которые будут назначены на освободившиеся должности и службы, должны быть одобрены обеими палатами парламента. А члены Тайного совета должны приносить клятву, в том, что они будут добросовестно выполнять свои обязанности, в такой форме, как будет одобрено обеими палата парламента» .

Следовательно, в данном предложении содержаться три положения. Во-первых, если члены Тайного совета короля, а также другие высшие должностные лица и министры государства, как внутри королевства, так и за границей, не получат одобрения обеих палат парламента, то они должны быть удалены из Тайного совета короля и отстранены от должностей и службы. Во-вторых, лица, которые будут назначены на освободившиеся должности и службы, должны быть одобрены обеими палатами парламента. В-третьих, «члены Тайного совета должны приносить клятву в том, что они будут добросовестно

выполнять свои обязанности, в такой форме, как будет одобрено обеими палата парламента».

Требование о назначении должностных лиц короны только с одобрения обеих палат парламента не впервые выдвигалось парламентом. Такое требование появилось уже летом 1641 г. в «Десяти предложениях». Причем парламент в третьем и четвертом предложениях требовал своего согласия не только на назначение высших должностных лиц короны, но и назначение лиц, входящих в окружение королевы .

В ст. 197 «Великой Ремонстрации» также содержится требование парламента о назначении должностных лиц короны с согласия обеих палат парламента, которое сопровождается угрозой отказать королю в парламентских ассигнованиях .

В развернутом виде данное требование парламента было зафиксировано в решении Палаты общин от 15 февраля 1642 г. Палата общин решила:

— «что все тайные советники и другие высшие должностные лица могут быть отстранены от тех должностей, которые они занимают, за исключением тех, которые они занимают в силу рождения;

— чтобы Ваше Величество изволил признавать только таких советников и высших должностных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лиц государства, которые будут рекомендованы по скромному совету обеих палат парламента;

— что такие из упомянутых советников и высших должностных лиц, чьи имена будут названы обеими палатами парламента, не должны иметь доступа к личности или двору короля и королевы;

— что полезно удалить камергера мр. У. Муррея от личности и двора короля и королевы, как одного из тех, кто давал опасные советы» .

В отличие от решения палаты общин от 15 февраля 1642 г., в «Девятнадцати предложениях» не упоминается о том, что не требуется одобрения парламента при назначении на должности, передаваемые по наследству.

Если в первом предложении содержалось общее требование об одобрении парламентом кандидатур, как тайных советников, так и других высших должностных лиц, то в третьем предложении парламент конкретно называет должно-сти1, назначение на которые требует

1 Это должности: лорда председателя суда пэров Англии, лорда коннетабля, лорда хранителя государственной печати, лорда хранителя малой печати, графа церемониймейстера, лорда адмирал-губернатора группы портовых городов в юго-восточной части Англии,наместника Ирландии, канцлера казначейства, председателя Суда опеки, государственного секретаря, двух председателей суда и главного судьи Суда казначейства. .

Александрова С.П. «Девятнадцать предложений» и требования английского парламента о контроле…

История и культура

согласия парламента. А в интервале между заседаниями парламента назначение на эти должности требовало согласия большей части Совета, так же, как это было предусмотрено при выборе советников .

В четвертом предложении парламент предлагал Карлу I поручить воспитание и образование детей короля, лицам, которые «должны быть одобрены обеими палатами парламента», а в перерыве между заседаниями парламента «они должны получить согласие большей части Совета, так же, как это предусмотрено при выборе советников».

Кроме того, парламент потребовал, чтобы «все слуги, которые сейчас находятся при них, и в отношении которых обе палаты будут иметь любое справедливое возражение», были бы удалены .

В одиннадцатом предложении парламент обязывал всех членов Тайного совета и судей «приносить клятву, форма которой будет согласована и установлена актом парламента, для поддержания положений «Петиции о праве” и некоторых статутов парламента, которые будут определены обеими палатами парламента».

После этого нарушение «указанных законов может служить основанием для обвинения лица. Данное обвинение может быть представлено в любое время судьям Суда королевской скамьи, судьям Ассиз (вы-

ездной сессии суда присяжных) в период их объезда и мировым судьям в период сессии, на основании чего лицо может быть наказано в соответствии с законом» .

В двенадцатом предложении было повторено и, тем самым, вновь подтверждено положение о том, что «все судьи и все другие должностные лица, занимающие свои должности с одобрения парламента, должны их занимать до тех пор, пока ведут себя хорошо» .

Впервые данное положение было закреплено в Резолюции парламента в январе 1641 г. .

Кроме того, можно выделить предложения, связанные с принятием решений исполнительной властью (2, 5, 14, 17 предложения).

Второе предложение содержит несколько требований парламента относительно того, как и с кем король должен решать вопросы управления государством.

Во-первых, как требовал парламент, «важнейшие дела королевства не могут быть решены и совершены по совету частных лиц или никому не известных лиц, или советников, не принесших присягу. Но такие дела, которые касаются народа и присущи Высокому Суду парламента, являющемуся великим и высшим советником короля, должны обсуждаться, решаться и совершаться только в парламенте и ни где-нибудь еще. И тот, кто осмелится сделать что-либо вопре-

ки этому, должен быть осужден и наказан парламентом» .

Во-вторых, те государственные дела, которые входят в компетенцию Тайного совета короля, «должны обсуждаться и решаться такими знатными титулованными особами и другими лицами, которые будут избираться в Тайный совет с одобрения обеих палат парламента» . Таким образом, парламент пожелал влиять и на состав Тайного совета короля.

В-третьих, «ни один публичный акт, касающийся дел королевства и входящий в компетенцию Тайного совета, не мог рассматриваться как исходящий от короля, если он не совершался по совету и с согласия короля или части его Совета, подтвержденного собственноручно» .

В этом случае можно говорить о первом упоминании принципа контрассигнации, когда принятое решение подписывалось не только королем, но и теми, кто участвовал в его принятии.

В-четвертых, Совет короля, по мнению парламента, «должен быть ограничен в количестве. Количество участников не могло быть более 25 и менее 15. И, если кто-либо из советников покинет свое место в период между заседаниями парламента, оно не должно быть занято без согласия большей части Совета, чей выбор должен быть утвержден на следующем заседании парламента или отменен» .

Пятое предложение требовало согласия парламента на «брак или подготовку договора о заключении брака любого из детей короля с любым иностранным принцем, или с каким-либо другим лицом, за границей или дома». Нарушение этого требования влекло за собой наказание «за посягательство на власть короля и его правительство. И лицо могло быть помиловано или освобождено от такого наказания только с согласия обеих палат парламента» .

На основании четырнадцатого предложения «амнистия, предлагаемая Его Величеством, могла быть дарована с такими изъятиями, как посоветуют обе палаты парламента» .

В семнадцатом предложении парламент советовал королю «войти в более тесный альянс с Объединенными провинциями и другими соседними государствами протестантской религии для ее поддержания и защиты, против всех замыслов и попыток Папы Римского и его приверженцев подавить и покорить ее». И это, как полагал парламент, будет содействовать как укреплению позиций короля в мире, так и его репутации. Кроме того, за проведение внешней политики, угодной парламенту, королю была обещана помощь в поддержании достоинства и восстановлении владений, принадлежащих сестре короля и ее потомка, «и освобождения

Александрова С.П. «Девятнадцать предложений» и требования английского парламента о контроле…

История и культура

других протестантских принцев, которые страдают от того же» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-третьих, 10, 13, 18 и 19 предложения касались непосредственно парламента.

Парламент также потребовал от Карла I:

— в десятом предложении, чтобы члены парламента, лишенные в течение действия парламента 1640 г. должности или службы, «были бы восстановлены на этой должности и службе или другим образом получили удовлетворение за это на основании петиции той из палат парламента, чьими членами они являются» ;

— в восемнадцатом предложении, чтобы король выразил готовность «на основании Акта парламента оправдать лорда Ким-больтона и пятерых членов палаты общин таким образом, чтобы будущие парламенты были ограждены от последствий этого вредного прецедента» ;

— в тринадцатом предложении, чтобы правосудие парламента «было распространено на всех преступников, независимо от того, находятся ли они в королевстве или бежали из него. И чтобы все лица, вызванные любой из палат парламента, должны явиться и ждать осуждения парламента» .

В девятнадцатом предложении парламент пожелал, чтобы король «изъявил желание дать согласие на билль, подготовленный впоследствии, которым пэры будут лишены права заседать и голосовать в парламенте, если они не будут допущены до этого с согласия обеих палат парламента» .

В предложениях 9, 15 и 16 парламент выразил намерение поставить под свой контроль вооруженные силы страны.

Прежде всего, в девятом предложении парламент потребовал, чтобы король согласился «с порядком, который лорды и общины избрали для распоряжения ополчением, до тех пор, пока это не будет в будущем закреплено биллем». При этом королю предлагалось отозвать его «декларации и прокламации против ордонанса лордов и общин» .

На основании пятнадцатого предложения форты и замки королевства должны были перейти «под командование и попечение лиц, которые будут назначены Его Величеством с одобрения обеих палат парламента». А в интервале между заседаниями парламента такие лица должны были назначаться «с одобрения части Совета так же, как это предусмотрено при выборе советников» .

Шестнадцатое предложение лишало короля его чрезвычайной охраны и военных сил, которые со-

провождали его, т. к. они «должны быть устранены и демобилизованы». Кроме того, в будущем король располагал правом иметь такую чрезвычайную охрану и силы «только в соответствии с законом и в случае действительной угрозы восстания или нашествия» .

Предложения 6, 7 и 8 касались религиозных вопросов.

Шестое предложение определяло меры борьбы с католиками. Парламент потребовал, чтобы «действующие законы против иезуитов, католических священников и католических нонконформистов строго выполнялись без какой-либо терпимости и снисхождения». Парламент также закрепил за собой возможность определения более эффективных направлений борьбы с католиками, «чтобы лишить их возможности устраивать беспорядки в государстве или затемнять законы посредством веры или другим образом» .

Седьмое предложение дополняет те меры, на которые готов пойти парламент в целях борьбы с католическим влиянием в стране. В седьмом предложении парламент, во-первых, потребовал от короля «согласиться с таким биллем, который будет разработан для воспитания детей католиков в духе протестантской религии» . Во-вторых, по мнению парламента, «лорды-католики могут быть лишены права голоса в Палате пэров до тех пор,

пока они будут оставаться католиками» .

Восьмое предложение касается реформы церкви и содержит два пожелания парламента. Прежде всего, парламент предлагает королю согласиться с теми реформами в церковном управлении и ритуалах церковной службы, которые посоветуют обе палаты парламента, проведя консультации с богословами. И, кроме того, надеется на то, что содействие короля «будет наилучшей помощью для получения достаточной поддержки для проверки священников во всем королевстве» .

Кроме того, парламент также предлагает королю «согласиться с законами, направленными на устранение нововведений и религиозных предрассудков, возможности священников обслуживать несколько приходов и против скандальных священников» .

Заканчиваются «Девятнадцать предложений» тем, что парламент в обмен на то, что король согласится утвердить данный документ, обещает Карлу I следующее. Прежде всего, «направить свое внимание на урегулирование дохода короля наилучшим для него образом и, более того, установить резерв и возможность для его увеличения выше того размера, который предусматривался ранее, с тем чтобы он был достаточным для поддержания королевского достоинства и чести» .

Александрова С.П. «Девятнадцать предложений» и требования английского парламента о контроле…

История и культура

Кроме того, парламент обещал передать город Гуль, где находятся склады вооружения, «в руки тех лиц, которые будут назначены Его Величеством с согласия парламента» .

Парламент также выразил намерение оправдать свои действия, поскольку он превысил свои полномочия, и приложить все усилия, чтобы раскрыть «их исполненную долгом и преданностью привязанность к сохранению и поддержанию королевской чести, величия и безопасности Его Величества и его процветания» .

21 июня 1642 г. парламент получил ответ короля на «Девятнадцать предложений» . Король назвал требования парламента неблагоразумными и произнес формулу отказа в утверждении акта («Nolumens leges Anglia mutari»), но при этом король напомнил парламенту о своем обещании пунктуально и строго соблюдать установленные законы .

По сути дела, если бы Карл I утвердил «Девятнадцать предложений», то за ним, как справедливо указывали Е.А. Косминский и А.Я. Левицкий, осталась бы весьма призрачная «конституционная власть первого сановника в государстве, напоминавшая власть голландского штатгальтера или венецианского дожа» .

В связи с этим, оценивая значение этого документа с точки зрения

борьбы парламента с короной, Е.А. Косминский и А.Я. Левицкий писали: «По-существу это был ультиматум парламента к королю, непринятие которого королем вело непосредственно к взрыву гражданской войны» .

Совершенно иная, даже противоположная оценка «Девятнадцати предложений» дана известными советскими историками В.М. Лавровским и М.А. Баргом. Указанные авторы рассматривают положения данного документа как серьезные уступки Карлу I. Они писали, что «пресвитерианские лидеры стремились предотвратить гражданскую войну, хотя бы ценой больших уступок. Таков был смысл посланных Карлу I парламентом «Девятнадцати предложений”» . Аналогичной точки зрения придерживается и советский историк Т.А. Павлова .

Развернутая оценка «Девятнадцати предложений» дана С.Р. Гардинером. Он писал, что «они содержали все конституционные изменения, требуемые превалирующей партией в Вестминстере. Они просто устанавливали правление лиц, назначенных парламентом, вместо правления короля, и могли поэтому четко указать на одобрение большинством палаты общин идеи о том, что королевская власть должна быть не просто ослаблена, но практически оставлена без внимания (аннулирована). Против пред-

ложенной системы выступил не только Карл I, но и те лица, которые испытывали отвращение к церковной и гражданской политике палат. Другими словами, возник вопрос о том, будет ли неограниченная власть палат таким же деспотическим раздражителем, каким была неограниченная власть короля, и связано ли решение вопроса об уменьшении сферы деятельности правительства с расширением сферы индивидуальных прав» .

Г. Галлам полагал, что «Девятнадцать предложений» «уничтожали дух существующей конституции и, по правде говоря, влекли за собой такие последствия, что не стоило и предполагать, что король даст на них согласие» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, С.Р. Гардинер и Г. Галлам сходятся в том, что «Девятнадцать предложений» содержат столь обширные конституционные изменения, что получить на них согласие Карла І не представлялось возможным. Мнение данных авторов относительно этого документа совпадает с позицией Е.А. Космин-ского и А.Я. Левицкого и находится в противоречии с выводами, сделанными по данному вопросу М.А. Баргом и В.М. Лавровским.

Следует обратить внимание на мнение С.Р. Гардинера и относительно того, что «Девятнадцать предложений» вели не просто к ослаблению королевской власти,

а к тому, что она утрачивала политическое влияние и могла быть «практически оставлена без внимания».

С точки зрения перспектив развития английской государственности «Девятнадцать предложений» зарубежными исследователями оцениваются как основа последующей конституции.

Так, С.Р. Гардинер писал: «Невозможно отрицать, что эти предложения вели к отмене существующей конституции, однако за исключением статей, направленных против нонконформистов, и тех, которые касались дел временного значения, в них нет слова, которое бы не соответствовало духу конституции настоящего дня. Что мы делаем не прямо в отношении кабинета, то есть в отношении того, что дает ему власть только в случае, если он находит поддержку палаты общин, наши предки предложили делать путем немедленного голосования обеих палат» .

Г.Б. Адамс полагал, что если «Девятнадцать предложений» «и не могут быть полной конституцией, то являются основанием, на котором она легко может быть построена» .

Исходя из смысла каждой статьи «Девятнадцать предложений», можно сказать, что положения данного акта были направлены на ограничение исполнительной власти, полностью принадлежащей короне.

Александрова С.П. «Девятнадцать предложений» и требования английского парламента о контроле…

История и культура

Утверждение Карлом І «Девятнадцати предложений» поставило бы исполнительную власть под контроль парламента, и именно это обусловило отрицательное отношение короля к данному документу. В связи с этим точка зрения Е.А. Косминского и А.Я. Левицкого на данный документ как на политический ультиматум парламента королю представляется более справедливой, чем точка зрения М.А. Барга и В.М. Лавровского.

Если бы «Девятнадцать предложений» получили королевское утверждение, то вместе с теми ограничениями власти короля, которые были достигнуты в предшествующий период английской буржуазной революции, можно было бы говорить не только о переходе в этот период времени от абсолютной монархии к дуалистической монархии, но и о начале установления парламентской монархии.

1. Барг М.А.,Лавровский В.М. Английская буржуазная революция XVII века. М., 1958.

2. Косминский Е.А.,Левицкий А.Я. Английская буржуазная революция XVII века. М., 1954. Т. 1.

3. Павлова Т.А. «Королевское звание в этой земле бесполезно…» // Вопросы истории. 1980. № 8.

4. Adams G.B. The Constitutional History of England. N.Y., 1927.

5. Cobbett’s Parliamentary History of England from the Norman Conquest in 1066 to the year 1803. Vol. 2. L., 1807.

6. Gardiner S.R. History of England from the accession of James I to the outbreak of the civil war. Vol. 10. L., 1904.

7. Hallam H. Constitutional History of England. Henry VII to George II. Vol. 2. L., 1828.

8. The Constitutional Documents of the Puritan Revolution / Ed. by S.R. Gardiner. Oxford, 1968

9. The Debates on the Grand Remonstrance, Nov. and Dec. 1641 / Ed. by J. Forster. L., 1860.

1. Barg M.A., Lavrovskiy V.M. Angliyskaya burzhuaznaya revolyutsiya XVII veka. M., 1958.

2. Kosminskiy E.A., LevitskiyA.Ya. Angliyskaya burzhuaznaya revolyutsiya XVII veka. M., 1954. T. 1.

3. Pavlova T.A. «Korolevskoe zvanie v etoy zemle bespolezno…» // Voprosy istorii. 1980. № 8.

4. Adams G.B. The Constitutional History of England. N.Y., 1927.

5. Cobbett’s Parliamentary History of England from the Norman Conquest in 1066 to the year 1803. Vol. 2. L., 1807.

6. Gardiner S.R. History of England from the accession of James I to the outbreak of the civil war.

39. Особенности и основные этапы буржуазной революции в Англии.

1. Этапы революции Королевская власть в Англии уже к началу XVII в. стала оплотом отживавших феодально-абсолютистских порядков, а экономически и социально усилившиеся буржуазия и новое дворянство стремились самостоятельно направлять политику правительства в своих интересах. В нижней палате парламента они нашли готовое политическое орудие для осуществления своих целей. Борьба между короной и парламентом, начавшаяся еще при Елизавете I, привела при Карле I к роспуску парламента (1629 г.), а в 1640 г. — к буржуазной революции, получившей название «Великий мятеж».

Историю английской буржуазной революции принято делить на четыре этапа:

2. Политические течения Идеологическим оружием оппозиции абсолютизму явилось широкое общественное религиозно-политическое движение — пуританизм. Сложность социально-политического состава и религиозных воззрений пуританского движения привела к тому, что внутри их лагеря в преддверии и ходе революции сложились три главных политических течения:

  • пресвитериан, к которым относились крупная буржуазия и земельная аристократия. Их требованием было ограничение королевского произвола и установление конституционной монархии с сильной властью короля;

  • индепендентов — представителей среднего и мелкого дворянства, средних слоев городской буржуазии. Они добивались установления ограниченной конституционной монархии, признания и провозглашения неотъемлемых прав и свобод подданных;

  • левеллеров, выделившихся из индепендентского течения и пользовавшихся наибольшей поддержкой среди ремесленников и крестьян. Левеллеры выдвинули идеи народного суверенитета, всеобщего равенства, требовали провозглашения республики, установления всеобщего избирательного права (для мужчин), возврата огороженных земель в руки общин, реформы системы общего права.

3. Характеристика конституционного этапа революции Начало революции ускорилось поражением Англии в англо-шотландской войне 1639 г. Вспыхнувшие крестьянские и городские восстания, отсутствие денег, недовольство не только в народных низах, но и среди финансистов и купечества сделали положение монархии безвыходным и заставили Карла I созвать новый парламент. С момента созыва этого парламента, названного Долгим и работавшего с 3 ноября 1640 года до 20 апреля 1653 года, начинается конституционный этап революции. Долгий парламент в 1641 г. принял три важных акта:

  • «трехгодичный акт», предусматривавший созыв парламента каждые три года независимо от воли короля;

  • билль о нераспускаемости существующего парламента без его согласия;

  • Великая Ремонстрация, содержавшая обширный (204 статьи) перечень злоупотреблений короны и отражавшая интересы буржуазии и нового дворянства. Ее основу составляли вопросы об обеспечении собственности на землю и защите движимого имущества от притязаний короны, о свободе торговли и предпринимательской деятельности, о прекращении религиозных преследований и финансового произвола, о политической ответственности должностных лиц перед парламентом; выдвигались также требования произвести реформацию церкви.

Долгий парламент разрушил основные орудия абсолютизма:

  • ликвидировал чрезвычайные королевские суды — «Звездную палату» и «Высокую комиссию»;

  • уничтожил все монопольные патенты и привилегии, а их обладателей удалил из парламента;

  • привлек к суду и казнил ближайших советников короля.

Принятые Долгим парламентом документы ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии. Однако пресвитериане (лендлорды и крупная буржуазия), занявшие господствующее положение в парламенте, опасались углубления революции, и к осени 1642 г. политический конфликт перерос в вооруженный.

4. Первая гражданская война В конце лета 1642 г. король объявил войну парламенту. Началась первая гражданская война — между роялистами («кавалерами») и сторонниками парламента («круглоголовыми»). Были созданы регулярные армии. Нерешительная политика пресвитериан привела к тому, что парламентская армия потерпела поражение в первом же сражении. После этого военное руководство перешло в руки индепендентов во главе с Кромвелем. Зимой 1645 г. в соответствии с «Ордонансом о новой модели», принятым парламентом, была создана новая парламентская армия, которая должна была содержаться за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников. Офицерские должности замещались по способностям вне зависимости от происхождения. Летом 1645 г. реорганизованная парламентская армия разгромила королевские войска. К концу 1646 г. первая гражданская война завершилась победой парламента.

5. Вторая гражданская война Для пресвитерианского парламента революция была завершена. Их устраивала идея политического строя по типу конституционной монархии — верховенство парламента, осуществляющего власть в стране вместе с королем. Джентри и буржуазия после победы над королевскими войсками сочли революцию в основном законченной. Их главные цели были достигнуты Ордонансом от 24 февраля 1646 года:

  • уничтожено рыцарское держание и все вытекавшие из него повинности в пользу короны;

  • с уничтожением монопольных прав в торговле и промышленности частично возобладал принцип свободной конкуренции;

  • было приостановлено действие законодательства против огораживаний.

Индепенденты и выделившиеся из их партии левеллеры («уравнители») стремились к более радикальным реформам. Борьба между индепенден-тами и пресвитерианами привела в 1648 г. ко второй гражданской войне, развязанной королем и пресвитерианским парламентом. Поддержка левеллеров обеспечила победу индепендентской армии. В конце 1648 г. армия снова заняла Лондон и окончательно очистила Долгий парламент от пресвитерианского большинства.

6. Индепендентская республика После казни короля в 1649 г. Англия была объявлена республикой, верховная власть в которой принадлежала однопалатному парламенту (палата лордов была упразднена).

Конституционное закрепление республиканской формы правления было завершено актом 19 мая 1649 года.

Высшим органом исполнительной власти стал Государственный совет, который нес ответственность перед парламентом. В его задачи входило:

  • противодействие восстановлению монархии;

  • управление вооруженными силами страны;

  • установление налогов;

  • управление торговлей и внешней политикой страны.

Распродав за бесценок конфискованные земли короля, епископов и «кавалеров», новая республика, оказавшаяся индепендентской олигархией, обогатила буржуазию и новое дворянство.

После учреждения республики социальная борьба не ослабела, так как для левеллеров это было лишь начальным этапом борьбы за углубление преобразований.

В этих условиях лидеры индепендентов, опираясь на армейскую верхушку, установили режим военной диктатуры — протекторат Кромвеля (1653 — 1658 гг.). Вожди левеллеров были брошены в тюрьмы, а левел-лерские восстания в армии подавлены.

7. «Славная революция» Режим диктатуры потерпел крушение после смерти Кромвеля. В 1659 г. в Аглиии была формально восстановлена республика, однако напуганные усилением демократического движения буржуазия и джентри стали склоняться к «традиционной монархии». В 1660 г. совершилась реставрация Стюартов, которые санкционировали основные экономические завоевания буржуазной революции. «Славная революция» (переворот 1688 — 1689 гг.) оформила компромисс между буржуазией, получившей с этих пор доступ к государственной власти, и земельной аристократией.

Уже к началу XVII в. королевская власть в Англии стала оплотом отживавших феодально-абсолютистских порядков. Экономически и соци­ально усилившиеся буржуазия и новое дворянство стремились само­стоятельно направлять политику правительства в своих интересах. В нижней палате парламента они нашли готовое политическое орудие для осуществления своих целей. Борьба между Короной и парламентом, начавшаяся еще при Елизавете I, привела при Карле I к роспуску пар­ламента (1629 г.), а в 1640 г. — — к буржуазной революции,получившей название «Великий мятеж» (сх. 1, табл. 1).

Схема 1.

Таблица 1.

Причины Английской буржуазной революции 1. Противоречия между нарождающимся капиталистическим и старым феодальным укладами. 2. Недовольство политикой Стюартов, обострение отношений и откры­тый разрыв между парламентом и королем в правление Карла I. 3. Противоречия между англиканской церковью и идеологией пурита­низма. Главные движущие силы революции: городские низы и крестьянство во главе с буржуазией и новым обуржуазившимся дворянством — — джентри. Повод — — роспуск королем Карлом I Стюартом «Короткого Парламента» (апрель-май 1640г.), созванного им после 11-летнего перерыва с целью получения субсидий для ведения войны против Шотландии.

Именно в это время набирает силу общественное религиозно-политическое движение — пуританизм, ставшее идеологическим оружием оппозиции абсолютизму (сх. 2).

Схема 2.

Кроме того, начало революции ускорилось еще поражением Англии в англо-шотландс­кой войне 1637- -1639 гг. Непрерывные крестьянские и городские восстания, отсутствие денег, недовольство не только в народных низах, но и среди финансистов и купечества сделали положение монархии безвыходным и заставили Карла I Стюарта созвать новый парламент (табл. 2).

Таблица 2.

I. Конституционный этап революции ( 1640- -1642 гг. ) Ноябрь 1640 г. — — созыв нового парламента, получившего название «Долгий Парламент» (1640-20.04.1653 гг.). Парламент принял ряд законов по ограничению королевской власти и демократизации общественной жизни. Обсуждение «Великой ре­монстрации» — — декларации, содержавшей обвинение абсолютизму и программу действий: завершение реформации, свобода торговли и предпринимательства, установление буржуазно-конституционной монархии, — — раскололо парламент на две партии:

Этот состав Парламента, вошедший в историю под названием «Долгтй», с момента созыва и работавшего с 3 ноября 1640 года до 20 апреля 1653 года, начинается конституционный этап революции.Долгий парламент в 1641 г. принял три важнейших акта:

1. «Трехгодичный акт», предусматривавший созыв парламента каждые три года независимо от воли короля;

2. Билль о самороспуске парламента (о недопустимости роспуска существующего парламента без его согла­сия);

3. Великая Ремонстрация — — политический памфлет,содержавший обширный (204 статьи) перечень злоупотреблений Короны и отражавший интересы буржуазии и нового дворянства. Ее основу составляли вопросы об обеспечении собственно­сти на землю и защите движимого имущества от притязаний короны, о свободе торговли и предпринимательской деятельности, о прекраще­нии религиозных преследований и финансового произвола, о полити­ческой ответственности должностных лиц перед парламентом; выдви­гались также требования произвести реформацию церкви.

Долгим парламентом были разрушены основы абсолютизма. В 1641 г. Были ликвидированы чрезвычайные королевские суды — — «Звездная палата» и «Высокая комиссия»; ограничено юрисдикция и состав Тайного совета; уничтожены все монопольные патенты и привилегии, а их обладателей удалены из парламента; привлечены к суду и казнены ближайшие советники короля — — лорд-канцлер Страффорда и архиепископ Лода.

Документы, принятые Долгим парламентом значительно ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии. Од­нако пресвитериане (лендлорды и крупная буржуазия), занявшие гос­подствующее положение в парламенте, опасались углубления револю­ции, и к осени 1642 г. политический конфликт перерос в вооруженный (табл. 3).

Таблица 3

II. Первая гражданская война. Господство пресвитериан в Парламенте (1642-1646гг.) Авг. 1642 г. — — Карл I объявил войну Парламенту (северные графства поддерживали короля). Парламент организовал Комитет обороны и принял постановление о наборе 10-тысячной армии под командованием графа Эссекса. Военные неудачи парламентской армии (поражение при Эджхилле 23 октября 1642 г. и др.) требовали ее реорганизации.

Оливер Кромвель. Рис. 1.

В августе 1642 г. королем была объявлена война парламенту. Т.е. началась первая гражданская война. С обеих сторон были созданы регулярные армии. Нерешительная политика пресвитериан привела к тому, что парламен­тская армия потерпела поражение в первом же сражении. После этого военное руководство перешло в руки индепендентов во главе с Кром­велем (рис. 1). Зимой 1645 г. в соответствии с «Ордонансом о новой модели», принятым парламентом, была создана новая парламентская армия, которая должна была содержаться за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников. Офицерские должности замещались по способностям вне зависимости от происхож­дения. Летом 1645 г. реорганизованная парламентская армия разгромила королевские войска. К концу 1646 г. первая гражданская война заверши­лась победой парламента (табл. 4).

Таблица 4.

III. Вторая гражданская война (1648- -1649 гг.). Провозглашение республики
февр. 1648 г. — — Карл 1 вступил в сговор с шотландцами и вновь раз­вязал войну. авг. 1648 г. — — победа революционных сил у Престона; разгром роя­листов и шотландцев
Левеллеры (уравнители) Диггеры (истинные уравнители)
Идеологи Джон Лильберн Джерард Уинстенли
Программный документ «Народное соглаше­ние» — — конституция мелкобуржуазной де­мократии. Памфлеты: «Новый закон справед­ливости», «Закон свобо­ды»
Политическое переустройство Республика; однопа­латный парламент, из­биравшийся каждые два года; всеобщее избирательное право (мужч. с 21 года) Народная, «свободная республика», основан­ная на принципах закона справедливости, без эксплуатации и наем­ного труда; без классо­вых различий и государ­ства
Социально-экономические преобразования Уничтожение десяти­ны; запрет огоражива­ний; ликвидация моно­полий Ликвидация власти лор­дов над землей; переда­ча крестьянам земель­ных держаний путем от­мены копигольда; рав­ное право всех тружени­ков на землю
Религиозный вопрос Принцип веротерпи­мости и отделение цер­кви от государства
Социальная база Зажиточные ремеслен­ники, мелкие торговцы, богатые крестьяне Беднейшее крестьян­ство, батраки, городские пауперы

Поэтому для пресвитерианского парламента революция была завершена. Их вполне уст­раивала идея политического строя по типу конституционной монархии. Было установлено верховенство парламента, осуществляющего власть в стране вместе с королем. Джентри и буржуазия после победы над королевскими войска­ми сочли революцию в основном законченной.

Их главные цели были достигнуты Ордонансом от 24 февраля 1646 года, в соответствии с которым было:

1. уничтожено рыцарское держание и все вытекавшие из него повинности в пользу короны;

2. час­тично возобладал принцип свободной конкуренции — — с уничтожением монопольных прав в торговле и промышленности;

3. было приостановлено действие законодательства против огораживаний.

Однако, индепенденты и левеллеры («уравнители»), выделившиеся из их партии стремились к радикальным реформам. Борьба между индепендентами и пресвитерианами привела в 1648 г. ко второй гражданской войне,развязанной королем и пресвитерианским парламентом. Поддержка левеллеров обеспечила победу индепендентской армии. В конце 1648 г. армия снова заняла Лондон. Декабрьская «Прайдова чистка» парламента окончательно очистила Долгий парла­мент от пресвитерианского большинства (табл. 5, рис. 2).

Таблица 5.

6 дек. 1648 г. — армейская верхушка провела т.н. «Прайдову чистку» Парламента от пресветериан. 30 янв. 1649 г. — казнь короля Карла I. 19 мая 1649 г. — провозглашение Английской республики. К власти пришли индепенденты.

Основные этапы английской буржуазной революции
Þ Конституционный этап (1628-1641 гг.) Гражданские войны. (1642-1649 гг.)
Þ Республиканское правление (1649-1653 гг.)
Þ Военная диктатура — протекторат Оливера Кромвеля (1653-1658 гг.)

Казнь короля Карла I Стюарта. Гравюра того времени. Рис. 2.

Англия была первый и единственный раз в своей истории объявлена республикой после казни короля в 1649 г. Вер­ховная власть в ней принадлежала однопалатномуПарламенту, т.к. па­лата лордов была упразднена Актом об отмене палаты лордов в марте 1649 г. Конституционное закрепление республиканской формы правления было завершено Актом 19 мая 1649 года.

Государственный совет стал высшим органом исполнительной власти, который нес ответственность перед парламентом. В его задачи входило:

· противодействие восстановлению монархии;

· управление вооруженными силами страны;

· установление налогов;

· управление торговлей и внешней политикой страны.

Новая республика, на деле оказавшаяся индепендентской олигар­хией, обогатила буржуазию и новое дворянство, распродав за бесценок конфискованные земли короля, епископов и «кавалеров».

После учреждения республики социальная борьба не ослабела, так как для левеллеров это было лишь начальным этапом борьбы за углубле­ние преобразований (сх. 3).

Схема 3.

В этих условиях лидеры индепендентов, опираясь на армейскую вер­хушку, установили режим военной диктатуры — — протекторат Кромвеля (1653 — 1658 гг.). Основным нормативным актом этого периода стала «кромвелевская конституция» — — Орудие управления 1653 г., закрепившая конституционные основы режима.

Вожди левеллеров были брошены в тюрьмы, а левеллерские восстания в армии подавлены.

После смерти Кромвеля режим диктатуры потерпел крушение. В 1659 г. в Англии были формально восстановлены республиканские нововведения, однако напуган­ные усилением демократического движения буржуазия и джентри ста­ли склоняться к «традиционной монархии» (табл. 6). В 1660 г. совершилась рестав­рация Стюартов, которые в Бредской декларации санкционировали основные экономические завоевания буржуазной революции.

Таблица 6.

Восстановление монархии в Англии 1660 г. «Славная революция»1688 г. 1660 г. — — Реставрация (восстановление) династии Стюартов. 1688 г. — — Парламент передал английскую корону «послушному» принцу Вильгельму Оранскому. 1689 г. — — Парламент принял «Билль о правах», который закрепил режим ограниченной (конституционной) монархии и господство Парламента. Согласно Биллю о правах: 1. Король лишался власти над армией и судом, под­чинялся законам. 2. Финансы переходили во владение Парламента. 3. Свобода слова и право подачи петиций. 4. Свобода религии для лиц и сект

В последующей истории Англии, именуемой обычно «Славная революция»(верхушечный государственный переворот 1688- -1689 гг.) был оформлен компромисс между буржуазией и земельной аристократией. С этих пор буржуазия получила доступ к государственной власти (сх. 4).

Схема 4.

Утверждение конституционной монархии в Англии XVII- -XVIII в. происходило не сразу и получило закрепление в следующих актах парламента:

1. Хабеас корпус акт («Акт о лучшем обеспечении свободы подданных и о предупреждении заточений за морем») — — 1679 г.;

2. Билль о правах — — 1689 г.;

3. Акт об устроении — — 1701 г.

Принятый в 1679 г. Хабеас корпус акт(«Акт о лучшем обеспечении сво­боды подданных и о предупреждении заточений за морем») приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии. Он устанавливал правила ареста и привлечения обвиняемого к суду, пре­доставлял суду право контроля за законностью задержания и ареста граждан и содержал ряд принципов справедливого и демократического правосудия: презумпцию невиновности; соблюдение законности при задержании личности; принцип быстрого и оперативного суда, совершаемого с надлежа­щей судебной процедурой и по месту совершения проступка. Название этого документа происходит от латинской начальной строки приказа суда о доставке арестованного (буквально — — акт о перемещении тела).

Билль о правах1689 г. резко ограничил прерогативы Короны и гаранти­ровал права парламента. Он устанавливал, в частности, свободу слова и прений в парла­менте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Срок полномочий парламента был определен в 3 года, а впоследствии был увеличен до 7 лет. Утверждалось верховенство парламента в области законодательной вла­сти и финансовой политики. Отныне без согласия парламента король не имел права на сколько-нибудь значимые действия.

Король продолжал участвовать в законодательной деятельности, также ему предоставлялось право абсолютного вето (сх. 5).

Схема 5.

Акт об устроении, или «Закон о престолонаследии», принятый в 1701 г., устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения компетенции законодательной и исполнительной власти. Для развития современного конституционного строя Англии он имел очень важное значение. В нем содержались:

· установление принципа контрассигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, были действительны только при наличии подпи­си соответствующего министра;

· установление принципа несменяемости судей — -отстранить их от должно­сти отныне можно было только по решению парламента. Это правило провозг­лашало отделение судебной власти от исполнительной.

Ученые отмечают, что важную часть неписаной английской конституции составляют некоторые правила, установление которых определяет дальнейшее развитие английского конституционного права. Эти правила начали утверждаться в XVIII в. и получили название кон­ституционных прецедентов.К основным из них относятся, например: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование правительства из членов партии, победившей на выбо­рах в палату общин; коллегиальная ответственность кабинета министров; отказ короля от права вето (не применяется в Англии с 1707 г.) (сх. 6).

Схема 6.

В начале XVIII в. в Англии был создан новый орган исполнительной власти- — кабинет министров, возглавляемый премьер-министром. К середине XVIII в. кабинет министров стал обособленным от короля высшим органом управления государственными делами, состоящим из представителей партии большинства в парламенте и коллективно от­ветственным перед палатой общин.

Самостоятельность кабинета министров обеспечивалась таким неписа­ным правилом (конституционным прецедентом), как непосещение королем заседаний кабинета министров. Ответственность членов кабинета перед парламентом выражалась в отставке члена кабинета, политика которого не получала поддержки палаты общин (сх. 7).

Схема 7.

Формирование правовой системы Англии. Становление юстиции

«общего права»

После нормандского завоевания середины XI в. в Англии сохранились судебные порядки и обычаи англосаксонских времен. Влияние новой монархии было еще слабым, чтобы подчинить себе и переустроить юстицию разных областей страны. Вильгельм Завоеватель предписал придерживаться для единообразия » хороших и испытанных законов Эдуарда Исповедника». Суд вершился в собраниях сотен и графств под председательством шерифов и графов на основании местных обычаев. Судьями выступали исключительно свободные землевладельцы. Сохранились и вотчинные (манориальные) суды в отношении вассалов и зависимого населения.

Основные судебные обычаи остались от англосаксонских времен:

· вызов на суд, личное обвинение;

· соприсяжничество;

· испытание в виде ордалий, поручительство соседей или клана;

· объявление преступника изгоем и » вне закона» (сх. 8).

Схема 8.

Правовым новшеством норманнов стал обычай решать дела судебным поединком — — своеобразной, полуспортивной схваткой тяжущихся с использованием примитивного вооружения (щита, палки и т.п.). В отношении движимых имуществ также полностью были сохранены правила англосаксонского права. Дела о землях регулировались впредь по нормандским обычаям (с именем Вильгельма, еще в бытность его герцогом Нормандским, связывается одна из самых ранних записей феодального права). Дела семейные подлежали праву и юрисдикции церкви.

На протяжении второй половины XI — — первой половины XII в. сложилась новая королевская юстиция.

Первоначально ее деятельность ограничивалась узким кругом дел, непосредственно касавшихся короны или споров между крупными вассалами. Со временем королевская юстиция усилила вмешательство и в другие категории дел, в особенности связанные с земельными спорами и со статусом держателей земельных прав — — сначала в виде единичных приказов о защите права, потом и о других категориях дел. Параллельно сокращались судебные полномочия шерифов и значение земских судов. Преобладание королевской юстиции было установлено судебной реформой Генриха II (1154- -1189), тесно связанной со всей его централизаторской политикой.

Централизация суда была достигнута:

· возможностью рассмотрения дела по выбору истца не только земскими, но и королевскими странствующими судьями;

· учреждением центральных официальных судов под властью короля.

Странствующие судьи появились еще до реформы (с 1130-х гг. известны разъездные судебные комиссары). Но лишь с 1166 г. институт таких судей стал постоянным. Первоначально они представляли комиссии из баронов и прелатов, которым поручалось расследовать обвинения против шерифов. С конца XII в. в их компетенцию были включены уголовные дела, дела, связанные с созывом ополчения. Постоянным судебным ведомством стал королевский суд в Вестминстере (curia regis). Для обсуждения запросов судебных комиссаров было назначено 5 постоянных судей. Со временем при суде сложился свой персонал, установилась коллегиальная практика обсуждений. В конце XII в. обособилось гражданское отделение суда.

Согласно Вестминстерскому статуту, принятому в интересах сословий в период кризиса XIII в., было установлено, чтобы королевские судьи являлись для слушания дел непосредственно в графства. Там они разбирали дела с участием местных присяжных. Суд присяжных также получил официальное признание с реформами Генриха II. Уголовные обвинения в рядовых преступлениях должны были выдвигаться особым собранием жителей графств — — в числе 24 (с XIV в.) (Большое жюри); Дальнейший разбор дела велся судьями. Они выносили приговор с привлечением 4- -6 представителей сотен (Малое жюри). Впоследствии участие присяжных было признано необходимым и при решении земельных споров королевскими судьями. Присяжные играли важную роль особенно в уголовных делах: они определяли событие преступления и человека, подлежащего ответственности.

На протяжении XIII- -XIV вв. королевская юстиция в рамках общего совета — — сипа- — специализировалась, выделилось несколько особых учреждений со своей компетенцией. Одним из первых оформился Суд королевской скамьи (в середине XIII в., вместе с упразднением должности главного юстициария Англии). В нем заседали 4- -5 советников-юристов и председатель. Суд решал уголовные дела, обладал полицейской властью, правом рассматривать апелляции на земские решения. С конца XIII в. обособился Суд общих тяжб. Он состоял из профессиональных юристов (позднее — — докторов права) и имел монопольное право на рассмотрение некоторых категорий исков между подданными, если те не затрагивали интересов короны. Компетенция его была обширной и неопределенной: иски о защите земельных владений, нарушении соглашения и др. Особой инстанцией был Суд казначейства. В нем разбирались дела о финансовых спорах главным образом между подданными и короной (суд и образовался первоначально в XII в., как особое присутствие в казначействе). Затем в нем стали вообще разбирать дела, которые можно было представить как «нарушение долга».

Помимо основных, в разное время существовало не менее 4 особых судов королевской юстиции, носивших наименование Казначейской палаты. Самый древний был учрежден в 1357 г. для разбора апелляций на Суд казначейства; другие образовались в XV- -XVI вв. Все они были апелляционными: здесь рассматривались жалобы на судебные ошибки, допущенные при рассмотрении исков высшими судами короны. Компетенция их была формализованной и основывалась только на традиции.

Проводить большинство судебных слушаний только в Лондоне, а точнее в Вестминстере было невозможно. Также невозможным было и регулярное присутствие присяжных от земств в центре (хотя шерифам и предписывалось обеспечивать их явку). Поэтому система странствующих судов, совмещенная с централизованным контролем и апелляцией, постепенно вытеснила остатки старой юстиции.

С конца XII — — начала XIV в. суды (получившие название ассизов) стали проводить регулярные, в год 3- -4 раза. сессии — — объезды судебных округов, каждый из которых включал несколько графств. В 1285 г. такой порядок, поначалу только уголовного суда, был распространен и на большинство гражданских дел.

В XIV — XV вв. уже все виды и гражданских дел разбирались в судах ассизов. Однако ассизы выясняли только вопросы факта. Окончательные решения выносились в Вестминстере, куда направлялись специальные документы и протокол о решении присяжных. Со временем, когда судьями ассизов могли стать только юристы и когда их стали сопровождать адвокаты, решение по делам могло быть вынесено полностью и на месте.

Позволим себе остановиться на основных принципах «общего права» — — дело в том, что в результате деятельности сложной системы королевских судов XII- -XV вв. сложилось общее право новой монархии (общее — — в сравнении с прежними разрозненными земскими обычаями и судебной практикой). Это право опиралось на королевскую санкцию защиты тех или других прав, которая предоставлялась от имени короны в каждом единичном случае заново: либо опираясь на предшествующее аналогичное разрешение (приказ о праве), либо основываясь на новом разрешении, полученном от высших юридических инстанций короны.

Для систематизации состоявшихся уже рассмотрений и решений Вестминстерские суды стали составлять (с конца XIII в.) свитки общих тяжб. В них подводились итоги разбора дел и возникших при рассмотрении процессуальных осложнений. Позднее такие свитки стали регулярно обнародоваться частными правоведами, а с конца XV в. — — в печатном виде. С появлением свитков (или ежегодников) сложилась практика ссылаться на предыдущие судебные решения по сходному делу — — на основании полного совпадения или по аналогии. Защита прав в системе общих судов приобрела во многом прецедентный (т.е. основанный на предыдущем решении) характер. Вначале прецедент был только ссылкой на традицию, на наличие права, но позднее он стал обязательным: суд не мог игнорировать содержание сходных решений, особенно если речь шла о решениях вышестоящих инстанций.

В общих судах любая защита гражданских прав начиналась с того, что за определенную плату истец получал в королевской канцелярии приказ(writ) о его праве. Приказ этот рассматривался как привилегия конкретной личности и выдавался далеко не просто — — только тем, кто, по усмотрению короны, имел право на особую защиту, в которой ему было отказано земскими судами. Содержание приказов также было ограниченным и охватывало лишь те случаи, которые, как тогда представлялось, заключали в себе нарушение не столько частных прав в узком смысле, но и «королевского мира» или могли быть признаны посягательством на «общественное спокойствие». Количество приказов не превышало нескольких десятков в XIII в. и росло очень медленно.

С конца XIII в. начали составлять официальный Регистр приказов (Register of Writs), который представлял по сути изложение основных прав, защищавшихся короной. Вестминстерским статутом 1285 г. лорд-канцлеру было разрешено выдавать новые приказы, руководствуясь аналогией права. К XV в. количество приказов перестало расти, а Регистр стал публиковаться как еще один источник судебных прецедентов.

В результате такой процессуальной практики средневековья сложилась одна из важнейших традиций всей системы английского «общего права», а именно: судебная защита предшествует прав. Каким будет решение по содержанию, предугадать было невозможно, так как отдельных норм материального права не существовало. Самыми древними были иски об истребовании земли, они назывались реальными (т. е. были связаны с вещью, безотносительно к тому, кто нарушил право истца). Иски о возмещении ущерба считались персональными. Ранние персональные иски мало чем отличались от реальных, так как предписывали возвратить объект персональной собственности — — деньги или движимое имущество, а шерифу — — доставить ответчика в суд (обычно Суд общих тяжб).

Были и смешанные иски, с помощью которых можно было вернуть землю и возместить причиненный нарушением права ущерб. Из этих исков сформировалось английское право собственности на землю — особенностью его было то, что охранялось не вообще право собственности, а конкретные владельческие права. И охранялись они по-разному в зависимости от того, к какой категории владельцев (рыцарей, свободных держателей и т. д.) относился истец. Права эти были весьма ограничены: лишь с 1290 г. было признано право свободно отчуждать владения, с 1540 г. — — завещать земли, подпадающие под регулирование «общего права».

Большое значение в расширении охраны имущественных прав имели иски о нарушении владения. Под таковыми вскоре стали понимать любые противоправные действия против личности, движимого или недвижимого имущества. Строго формальные причины, по которым предоставлялась защита в этих случаях, не позволяли в рамках общего права компенсировать, например, косвенный ущерб или нарушение неосязаемых прав (вред репутации и т.п.).

Такие пробелы были частично восполнены исками «применительно к данному случаю», которые вошли в практику с начала XIV в. Как объяснил много позднее один из верховных судей, «эти иски были введены по той причине, что право никогда не потерпит, чтобы причинение вреда и ущерба осталось безнаказанным». Однако судьи очень неохотно признавали все новые и новые основания для исков. Так, лишь в середине XVII в. в рамках общего права стало возможным взыскать ущерб, причиненный злонамеренным обманом. Форма судебного разбирательства не была единой и зависела от иска. Большое значение имело подготовительное производство по делу: до XV в. оно было устным и велось на французском языке. Предмет спора должен быть определен жестко и опираться только на один довод — — юридический или фактический (так было до XVIII в.). Затем иски по приказам о праве разбирались путем судебного поединка (последний поединок в Суде общих тяжб зафиксирован в 1571 г.), персональные — — в основном путем очистительной присяги. Большинство других решали судья и присяжные. Апелляционного разбора по существу решения дел в судах общего права не допускалось. Для подданного возможно было обжалование на основе допущенной ошибки в протоколе или нарушения процедуры. Только в XVII в. тяжущийся получил возможность просить о рассмотрении его дела заново.

Уголовные обвинения могли быть выдвинуты тремя способами:

· в порядке частного обвинения,

· судебным преследованием по обвинительному акту;

· суммарным производством.

Характер обвинения и сопутствующие обстоятельства определялись тем, в чем и кем кто-нибудь обвинялся. Преступления по общему праву подразделялись на 2 вида: фелония и мисдиминор. В XIV в. из общей категории фелоний выделилась измена. Измена (treason) трактовалась как преступление, непосредственно затрагивающее интересы короны или церкви. Фелония (felony) обнимала собой самый разный круг действий, в которых традиция усматривала нарушение вассальных обязанностей, а затем и <королевского мира> (убийство, проникновение в жилище, разбой, кража и др.). Прочие преступления были отнесены к категории мисдиминор (misdimeanour). Обвинение в фелоний означало, что для преступника можно потребовать конфискации имущества и смертной казни. За менее значимые преступления полагались штраф и тюрьма. На практике, однако, реально применялись и другие разные наказания, которые как бы заменяли собой те или иные, полагающиеся по общему праву. В особенности это касалось наиболее тяжких преступлений.

Частное обвинение в фелонии продолжало древнюю традицию частного уголовного преследования. До XV в. такие обвинения были частным делом, но потом стали затрудняться разными формальностями. Основным способом опровержения обвинения был судебный поединок. Судебное преследование по обвинительному акту было самым важным способом защиты «общественного спокойствия»; здесь выдвижение обвинения и решение дела проходило при участии присяжных. Арестованного по подозрению предавали суду по решению Большого жюри графства. Разбор дела первоначально шел с применением ордалий — — испытания железом или кипящей водой. Самым простым способом оправдания была очистительная присяга.

Заключенному иногда разрешалось вызвать в оправдание 12 соприсяжников, которые поклялись бы в его невиновности. Отказ от этих способов или формальные ошибки в присяге означали немедленное и полное осуждение при обвинении в измене или мисдиминоре. Молчание также расценивалось как полное признание вины.

В 1215 г. церковь запретила применение ордалий и участие в них священников. После этого уголовные дела стали решаться исключительно по вердикту присяжных — — Малого жюри. Вначале на решение дела с участием присяжных требовалось согласие обвиняемого. Если он молчал или отказывался, то обвинение в фелонии снималось (и можно было спасти если не свою жизнь, то имущество семьи). Поэтому вошло в практику заставлять соглашаться на суд присяжных: обвиняемому клали на грудь железные бруски — — все больше и больше, пока не умрет или не согласится (процедуру отменили только в 1772 г.). При тяжких обвинениях положение обвиняемого было незавидным — — он был лишен возможности свидетельствовать по своему делу, почти не пользовался помощью адвоката. Присяжные могли быть привлечены к ответственности, если королевский судья сочтет их вердикт «неправильным». В порядке суммарного производства разбирались малозначительные обвинения и в основном в земских судах, а также мировыми судьями. С XVI в. такой единоличный процесс стал преобладающим.

Добавить комментарий