Европейское сообщество по углю

ЕОУС — международная организация, объединявшая каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленности Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга и заложившая основу дальнейшей экономической интеграции в Европе.

Идея создания ЕОУС впервые была предложена 9 мая 1950 года Робером Шуманом, министром иностранных дел Франции, в качестве меры пресечения дальнейших войн между Германией и Францией. Он заявил, что этот шаг «станет гарантией того, что какая-либо война между Францией и Германией не только немыслима, но и невозможна по материальным соображениям». Для достижения цели Парижским договором была учреждена первая европейская наднациональная организация, в которую вошли не только Франция и ФРГ, но также Италия и страны Бенилюкса: Бельгия, Люксембург и Нидерланды. В рамках договора между странами создавался общий рынок угля и стали.

Объединение прекратило существование 23 июня 2002 года в связи с истечением срока действия договора.

Для ведения дел ЕОУС создавались специальные институты, наделяемые соответствующими полномочиями, в том числе по решению ряда вопросов, затрагивающих интересы государств-членов. Такими институтами стали: Высший руководящий орган, Специальный Совет министров, Общая ассамблея и Суд.

Ключевая роль с самого начала отводилась Высшему руководящему органу. Его назначение состоит в том, чтобы «обеспечивать достижение целей, поставленных в настоящем Договоре, в соответствии с его положениями»

В качестве противовеса Высшему руководящему органу был выдвинут Специальный Совет министров. По ряду вопросов, имеющих важное значение, он должен утверждать решения Высшего руководящего органа. Этот Совет кроме общей задачи выполнения Договора имел своей целью согласование действий Высшего руководящего органа и правительств, ответственных за экономическую политику своих стран. Совет состоял из представителей государств-членов, по одному от каждого государства. Пост председателя в Совете поочередно занимался представителями всех государств-членов.

Общая ассамблея была прообразом Европейского парламента. Обращают на себя внимание два положения, определяющие ее роль и место в системе институтов ЕОУС. Во-первых, Общая ассамблея должна была состоять непосредственно из представителей народов государств-членов. Не парламенты, а само население определяло, кто будет депутатом Общей ассамблеи. Во-вторых, ее реальные полномочия были, в сущности, минимальны. Договор говорил лишь о том, что Ассамблея осуществляет функции консультации и контроля. Пожалуй, у Ассамблеи самым серьезным средством выражения своей воли был вотум недоверия Высшему руководящему органу. В случае подачи за вотум недоверия двух третей голосов членов Ассамблеи этот орган обязан был коллективно уйти в отставку.

Принципиальное значение имело создание Суда в ЕОУС. Суд был призван рассматривать вопросы, связанные с применением и толкованием Договора, а также с законностью актов органов ЕОУС. По искам, предъявленным государством-членом или Советом, Суд был наделен правом объявлять не имеющими силы решения или рекомендации Высшего руководящего органа по мотивам отсутствия компетенции, нарушения существенных процедурных требований, нарушения Договора или любых других законодательных норм, касающихся его применения, а также злоупотребления властью. На основании обращения государства-члена или Высшего руководящего органа Суд мог объявить не имеющим силы акт Общей ассамблеи или Совета.

ЕОУС Территория ЕОУС на момент образования флаг

Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) — первое интеграционное объединение в Европе, положившее начало процессу европейской интеграции и созданию ЕС.

История создания первого европейского интеграционного объединения.

Причины интеграции

Послевоенная Западная Европа вынуждена была искать свое собственное место в Ялтинско-Потсдамской системе международных отношений, двумя полюсами которой стали СССР и США. Перед Западной Европой стояли задачи экономической и политической реконструкции, недопущения возрождения прежних антагонизмов на континенте, включение Германии (или ее части) в западный блок, все более важной становилась и задача противодействия сталинскому Советскому Союзу. Объединение Западной Европы неизбежно сталкивалось с серьезными трудностями: перепад в уровне политического и экономического развития различных стран; накопившееся недоверие в отношении Германии, в наибольшей степени со стороны Франции; англо-французское соперничество за лидерство.

Два пути объединения

Создание Совета Европы в 1949г. явилось полезной инициативой, но его решения носили рекомендательный характер, а вся его деятельность была затруднена развернувшейся холодной войной.

Дальнейшее развитие западноевропейской интеграции могло развиваться двумя путями. При первом варианте акцент делался на создание военно-политического объединения с участием ФРГ – в таком случае формировалась бы мощная европейская опора НАТО. Попыткой в этом направлении стал план создания Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) с соответствующими политическими институтами. Как известно, проект создания ЕОС был провален французским парламентом в августе 1954 г. Стало ясно, что Западная Европа не созрела для политической и военной интеграции на наднациональной основе.

Процесс западноевропейской интеграции пошел по второму варианту: с экономической сферы, чтобы затем включить и политические институты. Экономическая интеграция была призвана ускорить процесс реконструкции, способствовать созданию в Западной Европе стабильной социально-экономической ситуации, включить ФРГ в западный блок и вместе с тем обеспечить Франции некоторые гарантии в отношении ее партнера-соперника.

Зародышем экономической интеграции Западной Европы стала Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), учрежденная в 1948 г. участниками плана Маршалла. Однако она получила лишь координационные функции и не могла вывести процессы экономического возрождения Европы на наднациональный уровень.

Идейным отцом европейской интеграции стал французский экономист Жан Монне, генеральный комиссар по вопросам планирования, он подготовил доклад, легший в основу декларации Шумана.

Декларация Шумана

9 мая 1950 г. министр иностранных дел Франции Робер Шуман выступил с декларацией, в которой заявил о решимости Франции предпринять первый шаг для строительства новой Европы и предложил Германии сыграть в этом деле свою роль. Он заявил: «В результате возникнет новая, единая и сильная Европа, где возрастет жизненный уровень населения, поскольку произойдет объединение производства и расширение рынка, что приведет к снижению цен…». Шуман призвал прекратить долговременное соперничество между Францией и Германией; организовать совместное франко-германское производство угля и стали под управлением Высшего руководящего органа; подготовить создание экономического сообщества, решения руководящих органов которого были бы обязательны для государств-членов.

Договор о ЕОУС

В переговорах по плану Шумана приняли участие руководители ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Ведущие роли играли сам Шуман, а также главы правительств ФРГ и Италии, К. Аденауэр и Де Гаспери.

В результате переговоров и дискуссий был подготовлен Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Его участниками стали шесть государств: Франция,ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Он был подписан 18 апреля 1951 г. сроком на 50 лет.

Цели ЕОУС

По договору о создании ЕОУС, государства-участники обязались поставить производство угля и стали под контроль международного верховного органа, решения которого становились для них обязательными; пошлины на товары, производимые угледобывающей и металлургической промышленностью шести стран, должны были быть ликвидированы в целях объединения экономических ресурсов участников ЕОУС.

Договор нацеливал на создание общего рынка товаров и услуг в сфере добычи и производства угля и стали, а также реконструкцию двух базовых отраслей экономики для повышения их рентабельности.

Институты ЕОУС

В рамках ЕОУС и стали впервые в международную жизнь вводились элементы наднациональности через делегирование государствами-участниками части своего суверенитета.

  1. Высший руководящий орган формировался из представителей государств-участников, но действовал независимо от их правительств и получил полномочия принимать решения в общих интересах государств-членов, обязательные для исполнения. Члены руководящих органов назначались по рекомендациям правительств государств-членов и с их согласия. Однако они не должны были следовать инструкциям своих правительств, что и обеспечивало наднациональный элемент в деятельности руководящих органов ЕОУС.
  1. Совет министров состоял из членов правительств соответствующих государств. Именно Высший руководящий орган и Совет министров принимали все решения в рамках ЕОУС.

Создание наряду с Высшим руководящим органом Совета министров обеспечивало необходимый баланс между национальными интересами и элементами наднациональности.

  1. Суд призван был разрешать споры между Высшим руководящим органом и правительствами государств-членов ЕОС.
  1. Ассамблея на первых порах была декоративным представительным органом, ибо она не имела законодательных полномочий и лишь давала свои заключения.

Создание ЕОУС наметило поэтапное развитие западноевропейской интеграции от отдельных отраслей ко всему хозяйству, от экономики к политике. Деятельность ЕОУС была весьма успешной, свидетельством чему стал рост добычи угля в государствах-членах до 250 млн. тонн к 1955 г. и производства стали – до 60 млн. тонн в год.

См. также

  • ЕС
  • Энергетическая политика ЕС
  • Энергодиалог РФ и ЕС

Эта статья — часть серии
«История Европейского союза»

Европейский союз

Хронология истории Европейского союза:

1958—1972

  • ЕЭС
  • Евратом
  • Комиссия Хальштейна
  • Комиссия Рея
  • Комиссия Маншольта
  • Римский договор
  • ЕЕА

1973—1993

  • Комиссия Ортоли
  • Комиссия Дженкинса
  • Комиссия Делора
  • Маастрихтский договор

2004—2019

с 2019 года

См. также

1952-2007: Расширение ЕС

На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Европейским союзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя. В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена. Идея создания Соединённых Штатов Европы впервые возникла после войны за независимость США и приписывается Наполеону I Бонапарту. В то же время, в противоположность установкам Наполеона на насильственно-военное объединение Европы, Александр I в концепции «Священного союза» выдвинул идею консолидации европейских наций и государств на принципах добровольности и приоритета духовно-религиозных ценностей.

Идея объединения Европы получила второе дыхание после Второй мировой войны. Её движущими силами были: 1) ясно осознанная народами Европы потребность в длительном мире, 2) необходимость развития экономических связей между западноевропейскими странами в целях восстановления разрушенного войной хозяйства, 3) формирование биполярной системы мира, где главными силами стали США и СССР, а также распад колониальной системы, в результате чего Западная Европа лишилась прежнего политического веса и многих рынков сбыта. Отправной точкой послевоенного движения за единую Европу принято считать речь британского государственного деятеля Уинстона Черчилля «Трагедия Европы», произнесённую 19 сентября 1946 г. в Цюрихском университете. В ней Черчилль призвал европейцев покончить «с национальными распрями», прежде всего с франко-германским антагонизмом, и образовать на континенте «нечто вроде Соединённых Штатов Европы».

В мае 1948 года в Гааге состоялся Конгресс Европы, на котором представители 16 европейских стран, а также наблюдатели из США и Канады обсуждали разнообразные интеграционные планы — вплоть до немедленного создания федеративного государства. Реальным итогом Конгресса стало образование Совета Европы, начавшего действовать в мае 1949 года. Первоначально он занимался сотрудничеством в сфере экономики, социального развития, культуры, законодательства, науки и техники. Теперь деятельность Совета Европы сосредоточена на вопросах обеспечения и защиты прав человека.

Энциклопедичный YouTube

Международное региональное объединение 12 западноевропейских государств, часто называемое «Общим рынком». Инициаторами создания ЕЭС были Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, образовавшие в 1951 г. Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в 1957 г. — Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). В 1967 г. произошло объединение трех сообществ в одну интеграционную организацию. В 1973 г. членами ЕЭС стали Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия.

Образование ЕЭС было вызвано глубокими экономическими предпосылками, к числу которых следует отнести всестороннее развертывание научно-технического прогресса, углубление общественного разделения труда, развитие международной специализации и кооперации, а также стремление европейского монополистического капитала к более конкурентоспособному противодействию экономической экспансии США и Японии в Европе. Кроме того, в создании ЕЭС проявилось и вполне естественное желание европейских народов к взаимному сближению и сотрудничеству, общая ответственность за настоящее и будущее Европейского континента.

В странах ЕЭС проживает 323 млн. человек, их совокупный валовой внутренний продукт близок к американскому и почти в 2 раза превосходит японский (по состоянию на 1989 г.). На их долю приходится третья часть мировой торговли и золотовалютных резервов капиталистического мира (см. Капитализм).

Политическое руководство Европейским экономическим сообществом осуществляет Европейский совет, состоящий из глав государств и правительств. Функции законодательного органа выполняет Совет министров ЕЭС, а исполнительного — Комиссия европейских сообществ (КЕС). В качестве основных консультативных органов выступают Европейский парламент, Экономический и социальный совет. Главный орган правосудия — Суд ЕЭС — следит за неукоснительным исполнением взаимных обязательств и разрешает возникающие конфликты сторон. Комитет постоянных представителей при Совете министров ЕЭС обеспечивает предварительное согласование позиций входящих в сообщество стран в тех случаях, когда единогласное принятие решений невозможно либо маловероятно.

Внешнеполитическое сотрудничество стран ЕЭС осуществляется в различных формах и на разных уровнях. С 1986 г. существует Секретариат по вопросам европейского политического сотрудничества, созданный с целью оптимизации принятия внешнеполитических решений.

За истекшие годы ЕЭС превратилось в тесное экономическое и политическое объединение государств, один из ведущих центров современного мира. При штаб-квартире ЕЭС в Брюсселе (Бельгия) аккредитованы послы более 130 стран мира. Из них 100 государств имеют торговые и экономические соглашения с сообществом.

Развитие интеграционных процессов в ЕЭС идет не только вширь за счет принятия новых членов, но и вглубь, распространяясь на новые области взаимодействия и вторгаясь в сферу национального суверенитета стран-участниц. Одним из последних событий подобного рода явилось подписание странами ЕЭС в 1986 г. Единого европейского акта (ЕЕА), в соответствии с которым к концу 1992 г. предполагается завершить создание единого внутреннего рынка, обеспечить беспрепятственное перемещение товаров, услуг и рабочей силы на их территориях.

Результаты деятельности ЕЭС за все годы его существования далеко не однозначны. Наиболее впечатляющие успехи достигнуты в области взаимной торговли — она увеличилась почти в 30 раз, намного превысив темпы роста мировой торговли. Однако многие из первоначальных целей ЕЭС остались нереализованными. Так, например, оказалось трудноосуществимым достижение гармонии классовых отношений. Рано говорить и о всестороннем процветании западноевропейских народов. Экономические потрясения, с которыми столкнулось мировое капиталистическое хозяйство в 70—80-е гг., не только не обошли стороной страны ЕЭС, но в ряде случаев проявились даже сильнее, чем в других странах, о чем свидетельствуют такие факты, как массовая безработица (около 16 млн. человек), появление нового поколения людей, живущих за чертой бедности (30 млн. человек), и т. д.

В целом при всех трудностях и противоречиях в ЕЭС достигнута более высокая степень интеграции и взаимодействия, чем в любом другом регионе мира. Особое значение имел опыт западноевропейской интеграции для стран Восточной Европы, где в конце 80-х гг. произошли важные общественно-политические перемены. Советский Союз объявил приоритетным европейское направление своей внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности, в связи с чем в 1985 г. Западной Европе была предложена концепция «общеевропейского дома». Эта идея включала в себя понимание общности судеб стран и народов, связанных географией, культурой, историей, экономикой и надежной системой общеевропейской безопасности (см. Международные отношения, Хельсинкский процесс).

Добавить комментарий