Формы финансового контроля

Понятие

Ревизия — это основной метод финансового контроля, она осуществляется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проходят на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии и др.

Виды

Ревизии подразделяются на несколько видов:

По содержанию они делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определять законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии бывают плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере — не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии бывают фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за короткий период времени.

По объему деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

Юридическое значение акта ревизии

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ее, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.

В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в них. Если у руководителя или главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе ее акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контроля, предоставляются Министерству финансов РФ, финансовым органам субъектов РФ и местным органам по их требованию.

Эффективность финансового контроля обеспечивается соответствующей организацией, видами, формами и методами его проведения. Финансовый контроль можно условно классифицировать по различным критериям.

В зависимости от субъектов

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают: государственный, ведомственный, внутрифирменный, контроль со стороны коммерческих банков, общественный, независимый, правовой, гражданский контроль.

Государственный финансовый контроль проводят органы государственной власти. Его главная цель — обеспечить интересы государства и всего общества по поступлению доходов и при расходовании государственных денежных средств. Государственный финансовый контроль осуществляется по линии законодательной власти (парламентский контроль), по линии Президента РФ (президентский контроль), по линии исполнительной власти (правительственный контроль).

Ведомственный контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств, которые осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций, учреждений.

Внутрифирменный (внутрихозяйственный, корпоративный) контроль проводят экономические, в том числе и финансовые службы организаций, предприятий, учреждений. Объект контроля — финансово-хозяйственная деятельность. Цель контроля — обеспечение интересов хозяйствующих субъектов, выявление внутрихозяйственных резервов увеличения доходов и сокращения нерациональных расходов, повышение эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Контроль со стороны коммерческих банков за деятельностью организаций-клиентов. Его проводят коммерческие банки, обслуживающие организации, предприятия, учреждения. Цель контроля — обеспечение соблюдения клиентами банков правил наличных и безналичных денежных расчетов, а также определение кредитоспособности клиентов.

Общественный контроль осуществляют неправительственные организации (профсоюзы, СМИ и др.). Объект контроля зависит от задач общественных организаций (например, профсоюзы призваны контролировать своевременность выплаты заработной платы, а также различных социальных пособий: по временной нетрудоспособности, при рождении ребенка, по уходу за детьми и т.д.).

Независимый контроль проводят аудиторские фирмы или аудиторы, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Цель аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Правовой контроль проводят правоохранительные органы в форме ревизий, судебно-бухгалтерских экспертиз.

Гражданский контроль осуществляют физические лица при получении ими заработной платы, пособий, дивидендов, а также при налогообложении их доходов и имущества.

В зависимости от времени

В зависимости от времени и периодичности проведения различают предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций, на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов различных уровней, целевых программ, балансов финансовых ресурсов, финансовых разделов бизнес-планов хозяйствующих субъектов, финансовых планов и смет некоммерческих организаций и бюджетных учреждений. Он носит предупредительный характер, способствует предотвращению нерационального расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов увеличения доходов и прибыли.

Важное значение предварительный контроль имеет при оценке экономических, правовых и политических последствий финансовых законопроектов; при введении в действие новых финансово-правовых норм, регулирующих финансовую деятельность хозяйствующих субъектов.

Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в процессе производственной и хозяйственной деятельности, исполнения бюджетов, смет доходов и расходов, совершения денежных сделок. Его задачей является предупреждение и выявление нарушений финансовой дисциплины, требований бухгалтерского учета и отчетности.

В процессе текущего финансового контроля особое внимание обращается на целевое и эффективное использование средств, сохранность собственности. На уровне хозяйствующих субъектов текущий финансовый контроль обеспечивает выявление резервов увеличения выручки, снижения себестоимости, получения прибыли.

Текущий финансовый контроль проводится повседневно финансовыми и бухгалтерскими службами с тем, чтобы обнаружить и устранить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Особенностью текущего финансового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т. е. в процессе ежедневной работы финансовых органов. Поэтому иначе его называют оперативным финансовым контролем.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии финансовой и бухгалтерской отчетности по окончании отчетного периода. Его главная цель — оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности, эффективность осуществления финансовой стратегии и политики.

Последующий финансовый контроль позволяет оценить эффективность организации финансовой работы хозяйствующих субъектов, министерств и ведомств, а также самих контрольных органов, выявить недостатки предварительного и текущего финансового контроля.

По сферам деятельности

По сферам финансовой деятельности различают: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный, страховой контроль.

Бюджетный контроль является одним из важнейших видов финансового контроля. Его задачей на стадиях составления, рассмотрения и утверждения бюджетов является проверка полноты использования в доходной части бюджета имеющихся резервов. По расходам бюджета проверяется целесообразность финансирования каждого вида затрат. В процессе исполнения бюджетов контролируется своевременность выделения бюджетных средств, целевое и эффективное их использование.

Налоговый контроль является частью финансового контроля. Его основная цель — мобилизация налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, установленных налоговым законодательством.

Главной задачей таможенного контроля является обеспечение своевременности и полноты уплаты таможенных сборов и пошлин в бюджет.

Целью валютного контроля является обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Россию и обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.

Кредитный контроль проводится при выдаче, проверке обеспеченности и взыскании ссуд.

Страховой контроль и надзор осуществляется за правильным проведением страховых операций. Его задачей является обеспечение стабильного развития конкурентоспособного рынка страховых услуг.

По методам проведения

По методам проведения финансового контроля различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдения, ревизии.

В процессе проведения проверок на основе первичных документов, регистров бухгалтере кого учета, бухгалтерской отчетности и статистического наблюдения рассматриваются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности и намечаются меры по устранению выявленных недостатков. Проверки подразделяются на документальные (выездные) и камеральные. Документальную проверку проводят непосредственно в организациях и учреждениях в присутствии должностных лиц. Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе предоставленных ему документов и имеющихся у субъекта контроля материалов о проверяемых юридических и физических лицах.

Обследование заключается в личном ознакомлении специалистов контролирующего органа непосредственно на месте с отдельными сторонами деятельности предприятий, организаций, учреждений. При этом могут проводиться контрольные замеры выполняемых работ, расхода материалов, топлива, энергии, устанавливаться скрытые объекты финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте.

Надзор проводится контролирующими органами за деятельностью субъектов, получивших лицензию на определенный вид деятельности. Целью надзора является контроль за соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии (например, на право ведения страховой или банковской деятельности, торговли подакцизными товарами).

Экономический анализ имеет целью детальное изучение финансовой и бухгалтерской отчетности для оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния организаций, предприятий и учреждений.

Наблюдение (мониторинг) представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий в целях определения текущих изменений в деятельности хозяйствующих субъектов. Например, кредитные организации осуществляют постоянное наблюдение за использованием выданных ссуд и за финансовым состоянием заемщика. Неэффективное использование полученных ссуд и снижение платежеспособности могут привести к ужесточению условий кредитования и требованию досрочного возврата кредита.

Ревизия — это основной, наиболее глубокий, всеобъемлющий метод финансового контроля. Ревизии направлены на установление обоснованности, целесообразности и эффективности использования финансовых ресурсов, соблюдения финансовой дисциплины, обеспечения достоверности ведения финансового учета и отчетности. Цель ревизии — выявление и предупреждение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта.

По полноте охвата хозяйственной деятельности различают ревизии полные и частичные, комплексные и тематические, сплошные, выборочные и комбинированные. Ревизии могут быть плановые и внеплановые (внезапные), документальные и фактические (с проведением инвентаризации ценностей).

Без него не мыслится ни одно по-настоящему доходное и законопослушное предприятие. Потому что финансовый контроль – это время, когда все тайные умышленные нарушения и нелепые недосмотры становятся явными, а компания получает шанс на второе дыхание.

Что это?

Финансовый контроль – проверка финансовых операций на соответствие нормам законодательства и интересам собственников. Проверяющий буквально разбирает компанию на винтики: ему доступны все документы, физические объекты предприятия и произведенные товары, общение с любым сотрудником.

Если документы были составлены с нарушением «норм законодательства», то ревизор обязательно это фиксирует. Если качество продукции не соответствует «интересам собственников» и ГОСТу, то он не может это игнорировать. Его принципы:

  • законность. Финансовый контроль – регулируемая государством деятельность (Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»; Федеральный закон от 1 августа 2001 г. № П9-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и др.);
  • объективность. Проверка осуществляется научными методами и строго по форме;
  • независимость. Проверяющий не обслуживает интересы конкретного лица, он смотрит за общей законностью и эффективностью финансовой деятельности компании для участников;
  • гласность. К результатам проверки должны получить доступ все заинтересованные лица.

Цель финансового контроля – удостоверится, что та или иная организация функционирует правильно. Для достижения этой цели ставится целый ряд задач, каждая из них отражает какой-то аспект деятельности компании. Например, «проверить, насколько работники следуют уставу и инструкции» или «оценить целесообразность выбора той или иной фирмы в качестве поставщика».

Финансовый контроль – это такой же этап check из цикла Деминга (plan – do – check – act). Его отличие от остальных видов проверки заключается в степени серьезности и нормированности. Сходство же в том, что оно совершенно необходимо для эффективной работы любой организации.

Виды контроля:

  1. Общегосударственный. Объект контроля: госпредприятия; имущество, которое государство передало в пользование, аренду, залог, ипотеку; приобретенные им акции. Субъект контроля: специально созданные государственные организации.
  2. Внутрихозяйственный. Объект контроля: любой экономический агент. Субъект контроля: он сам, его руководство. То есть вы как владелец компании проводите проверку «у себя дома», назначив ответственных лиц.
  3. Аудиторский. Объект контроля: любой экономический агент. Субъект контроля: внешняя организация, которая оказывает услуги по финансовому контролю. Конечно, за определенную плату. Также эта организация может не только определить проблему, но и помочь решить ее, разработав предложения по оптимизации хозяйственной деятельности. Однако это несколько выходит за рамки финансового контроля.

Теперь мы выделим формы экономического контроля и подробно расскажем об одной из них – ревизии.

Как провести финансовый контроль?

Формы экономического контроля:

  1. Предварительный. Осуществляется до принятия управленческих решений.
  2. Постоянный последующий. Его еще называют оперативным – специальные органы оперативно проверяют все, что происходит в компании.
  3. Периодический последующий. Эту форму контроля называют ревизией (revision – пересмотр с латинского), а того, кто ее осуществляет – ревизор.

Здесь уместно вспомнить гоголевскую комедию – она очень поможет нам при выделении исключительных черт ревизии:

  • внезапность. «К нам едет ревизор…инкогнито» – так начиналась комедия. Действительно, ревизор приезжает неожиданно и не разглашает информацию о том, что и как он собирается проверять;
  • непрерывность. Чиновники города постоянно ходили за Хлестаковым и умасливали его – и успокоились только тогда, когда он уехал. Ревизор не имеет право покидать объект до завершения процедур проверки. Иначе проверяемые могут подтасовать результаты;
  • активность. Ревизия проходит быстро, с четким соблюдением сроков. Иначе очень легко скрыть нарушения;
  • обоснованность. В отчете ревизор обязан полностью обосновать тот или иной вывод. Для этого нужно проверить все факты, а также удовлетворить все запросы заинтересованных сторон касательно тех или иных ревизионных действий.

Если у вас есть отдел, в добросовестности которого вы сомневаетесь – нанимайте аудитора, чтобы он провел ревизию. Хотя проверка не помешает любой организации.

Шаг 1. Определение объема проверки

Ревизор составляет план на основе того, какой объем проверки выбран: полный или частичный. При полной проверке, объектом деятельности ревизора становятся:

  1. Управление организацией. Ревизор берет документы, регулирующие управление организацией (устав, положение о персонале и структуре организации, инструкция) и проверяет, соблюдаются ли в реальности их положения. Он проверяет деятельность соответствие управленческих органов (совета, генерального директора).
  2. Заключенные договоры. Соответствуют ли они законодательству, подписаны ли они с учетом интересов компании (например, на каком основании выбирался поставщик, с которым был заключен договор). Действительны ли сделки, прописанные в договорах.
  3. Средства работы. Сюда относится все, что позволяет изготовлять товар или оказывать услуги: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы. Ревизор следит, откуда они поступают, как используются, как за ними ухаживают. Рассчитываются коэффициент модернизации и изношенности оборудования.
  4. Товарно-материальные ценности. То есть материал для изготовления продукции. Анализируются его поступление, хранение, списание, выбытие.
  5. Готовая продукция. Ревизор проверяет документы, в которых ведется учет продукции. Затем смотрит на нее саму – ее качество, а также операцию по ее отгрузке.
  6. Денежные средства. Ревизии подлежат все кассы или какая-то их часть. Анализируется заложенность, расходы на командировку, прием и обслуживание представителей других организаций.

При частичном – лишь определенные, интересующие заказчика аспекты. Таким образом, вы буквально можете поручить проверку всего отдела, всего предприятия, всей компании.

Шаг 2. Составление плана

Ревизор получит эти данные и начинает составлять программу ревизии:

  1. Цель. Например, «проверить эффективность эксплуатации рабочих средств».
  2. Вопросы, подлежащие проверке. Например, «определить, с какой периодичностью осуществляется ремонт средств», «соответствуют ли условия хранения средств существующим рекомендациям».
  3. Средства и условия.
  4. Сроки и место.
  5. Состав участников.
  6. Документы, в которых должны быть отражены итоги ревизии.

Для этого ревизору также нужно дать результаты предыдущих ревизий, если они были. Необходимо открыть ему доступ в отделения компании и дать в сопровождение опытного работника – так осуществляется предварительный осмотр.

Затем составляется план – то есть последовательность необходимых мероприятий, время и место проведения которых будут зависеть от расписания работы организации. В плане также значатся методы, которые используются для той или иной проверки:

  1. Инвентаризация. Основной метод.
  2. Экономический анализ. Общая оценка деятельности компании/отдела, его расходов.
  3. Технико-экономические расчеты. Позволяют ответить на вопрос: «Насколько целесообразны расходы материалы?»
  4. Нормативная проверка. «Почему отклонились от норм?»
  5. Формальная проверка. «Насколько документы соответствуют нормам оформления?»

Таковы основные методы, однако есть и другие.

Шаг 3. Проведение ревизии

Дальше ревизор уже действует сам. Как помним, у него достаточно широкие права: он может проверять все документы, все материальные объекты и всех лиц, связанных с деятельностью отдела. Но кое-что ему запрещено:

  1. Оказывать давление.
  2. Угрожать наказанием.
  3. Высказывать предположения.
  4. Поддаваться на провокации.
  5. Допускать неделовые отношения.
  6. Привлекать на роль экспертов тех, кто относится к ревизуемой организации.

То есть ревизор не имеет права что-то подсказывать и менять в ходе проверки, он всего лишь суровый наблюдатель. Исправлять и «оказывать давление» уже будем мы, когда ревизор даст бумагу с результатами.

На выходе вы получите акт, который будет состоять из вводной, описательной части и приложений. Вводная часть будет содержать сведения, указанные в плане (цели, сроки, место, участники). Описательная часть самая большая, она будет делиться на разделы. Каждый раздел – ответ на вопрос, поставленный в плане. В приложении будут пространные таблицы с данными.

Если обнаружены нарушения – требуется создать комиссию, которая определит размер причиненного ущерба и ответственные лиц. Если эти лица не согласны с выводами комиссии, дальше дело решается судом. В случае выигрыша можно удержать до 20 % от зарплаты сотрудника.

Ревизия – переходный период для компании или отдела, необходимое испытание. Для руководителя же это – большой опыт. Потому что одна из форм проверок – постоянная последующая, проводится она внутри самой фирмы. Нужно спросить себя: «Правильно ли осуществляется эта проверка? Не нужно ли воспользоваться методами, о которых было рассказано выше?».

В конце концов именно те, кто умеет находить свои ошибки и исправлять их, смогут выжить в мире бизнеса.

⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 42

Как функция финансовой деятельности, финансовый контроль юридическими формами имеет правовые акты, определяющие условия и порядок работы контрольных органов и фиксирующие результаты проводимых действий. В отличие от самой финансовой деятельности юридическая форма контроля не представлена финансово-плановыми актами. Таким образом, речь может идти только о правотворчестве и правоприменении, порождающих некоторые виды юридических актов в сфере финансового контроля.

Юридическими формами, отражающими результаты финансового контроля и составляющими основания для возникновения, изменения или прекращения юридических последствий для подконтрольного объекта, являются акты, справки, протоколы, заключения, отчеты, составляемые на основе или в процессе контрольных действий. По своей природе это правоприменительные акты, фиксирующие результат исполнения норм финансового права, регламентирующих контроль. К ним относятся: акт ревизии или проверки, справка о результатах обследования, заключение по представленным документам и проектам финансовых планов, протокол о выявленных нарушениях, заключение аудитора и другие виды актов, допускаемые законодательством в качестве юридической формы закрепления выявленных результатов.

Другой разновидностью правоприменительных форм в контрольной сфере являются акты должностных лиц об организации финансового контроля того или иного вида, объекта.

Самыми распространенными правоприменительными юридическими формами являются акты ревизий и проверок. Акт ревизии – это официальный документ, оформляемый по результатам контрольных действий финансовых органов, акт налоговой проверки – по результатам налогового контроля. В ряде случаев при проведении налогового контроля составляются протоколы производства действий по осуществлению налогового контроля.

Формы и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливает Министерство РФ по налогам и сборам.

Акт ревизии, как и сама ревизия, до настоящего времени еще не получила законодательного определения. Однако на практике сложились основные требования к этому акту и его содержанию. Акт ревизии отражает достоверные, документально подтвержденные, данные о недостатках, упущениях или нарушениях и связанных с ними обстоятельствах. В нем показываются причины и условия, вызвавшие нарушения, виновные лица, сумма ущерба, какие нормативно-правовые акты, а также правила и нормы учета и отчетности нарушены.

Акт ревизии является юридическим основанием для принятия решения компетентными органами по устранению нарушений, возмещению ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц. На его основе разрабатываются мероприятия по ликвидации причин и условий, способствующих правонарушениям, предложения по укреплению финансовой дисциплины, повторные виды контрольных действий, в том числе за выполнением принятых решений по первичной ревизии.

Акты, как результат контрольных действий, подписываются участниками проверок и ревизий, а также главными (старшими) бухгалтерами организаций. В случае несогласия с результатами ревизии последние обязаны подписать акт, но при этом вправе сделать запись о своем несогласии, приложить письменные возражения, объяснения и документы, подтверждающие их доводы.

Правотворческая форма контрольных действий выражается в принятии самими контрольными органами, их руководителями и иными компетентными должностными лицами правил (стандартов), положений, инструкций и иных нормативных актов, определяющих организацию контроля, аудита, а также учета и отчетности. Эти акты носят, как правило, ведомственный или функциональный, но всегда подзаконный характер. Они распространяются на различные стороны организации финансового контроля подведомственными структурами и порядка его практического проведения.

Нормативно-правовыми актами устанавливаются формы налоговых расчетов, бухгалтерского учета и отчетности, правила применения плана счетов в финансово-хозяйственной деятельности, порядок изъятия документов должностными лицами. Ими определяются порядок и последовательность проводимых контрольных действий, применение технических средств и новых технологий контрольной работы.

Организационно-правовые методы осуществления финансового контроля есть приемы и способы (либо их совокупность) по достижению результата контрольных действий и реагирования на выявленные недостатки. Многообразие методов финансового контроля зависит от разноплановости видов финансового контроля их осуществляющих их организационных структур. Как виды контроля, так и их отдельные контрольные структуры несут различную целевую направленность, имеют свои задачи и функциональное назначение, а это порождает различие подходов, способов и приемов контрольной работы. Однако, учитывая, что контроль по его целевому назначению не завершается только выявлением нарушений, а призван еще и реагировать на установленные факты правонарушения, раскрытие методов было бы неполно без показа приемов и способов реагирования на выявленные недостатки.

К методам контрольной работы по выявлению результатов финансовой деятельности в общем виде следует отнести наблюдение, проверку, ревизию, обследование, анализ, инспектирование, инвентаризацию. Методами реагирования на выявленные результаты будет восстановление нарушенных прав путем возбуждения финансово-правового, дисциплинарного или административного преследования виновных лиц, возмещение вреда, распространение передового опыта работы, предложения о поощрении и др.

Методы финансового контроля обусловлены не только видом контрольного органа и характером проводимых действий, но также определенными для них задачами и целевыми установками на системность или конкретный вид контрольной работы.

При контрольной работе может быть использована информация, получена в результате работы с жалобами, заявлениями и иными обращениями граждан, сигналов средств массовой информации, анализа судебной практики и др. И это также является способами выявления первичных сведений финансового состояния подконтрольного объекта, за которыми могут последовать другие виды контроля, в том числе комплексные, тематические, счетно-аналитические, документальные проверки.

Ревизия как один из ведущих методов финансового контроля имеет самое широкое распространение, и хотя до настоящего времени она не получила своего законодательного оформления, предписана разными нормативными актами практически для всех органов финансового контроля как обязательный и регулярный метод.

Попытки в финансово-правовой литературе разграничить понятие «проверка» и «ревизия» как отдельных методов финансового контроля по объему и детальности исследования финансово-хозяйственной деятельности заслуживают внимания, но не всегда позволяют выделить объективные признаки различия. Ревизия есть ни что иное, как специализированная проверка.

Скорее всего, эти методы относятся как общее и частное, и важно получить законодательно обоснованное определение ревизии, чтобы отличать и классифицировать все остальные виды проверок. Думается, что объектом ревизии следовало бы закрепить бухгалтерский учет, финансовое планирование и отчетность, платежно-расчетную документацию, исполнение кассовых правил и финансовых обязательств подконтрольных субъектов. И такие специализированные проверки могут проводить только контрольно-ревизионные службы. Для всех других органов финансового контроля было бы целесообразным определить конкретный вариант проверок: налоговая проверка, аудиторская проверка, счетная проверка, счетно-аналитическая проверка и т.д.

Ревизии, как и другие виды проверок, по характеру содержания делятся на документальные, — когда исследуется финансовая документация, и фактические, — когда проверяется денежная наличность, ценные бумаги, материальные ценности и иные объекты. По объему охвата проверяемой деятельности они подразделяются на комплексные – при которых проверке подвергаются различные сферы финансовой деятельности, и тематические – при выборе конкретной сферы (темы, вопросы). По характеру организации проверок они могут быть плановые, — предусмотренные планом в соответствии с действующим законодательством, и внеплановые, — организованные в случае возникшей необходимости. По периоду временного охвата проверяемой деятельности выделяются фронтальные проверки – за весь проверяемые период и выборочные – за короткие отдельные временные промежутки.

Каждый из названных методов контроля реализуется своим набором приемов и способов достижения результата. Так, например, при документальном контроле различными способами достигаются формальными и арифметическая проверка, юридическая оценка документов и логика оформления денежных операций, оценка законности и оценка обоснованности операций. Известны такие методико-технические приемы, как способ обратного счета, встречная проверка, сравнение и т.п. Фактические контроль имеет характерные приемы и способы, зависящие от проводимых проверок, ревизий, инвентаризаций, обследований, наблюдений. Различными могут быть способы фиксации выявленных результатов и реагирования на них.

Бюджетное право в системе финансового права РФ

В связи с функционированием государственных и местных бюджетов возникает широкий круг общественных отношений, которые регулируются особым подразделением (подотраслью) фи­нансового права — бюджетным правом.

Бюджетное право — центральный раздел особенной части фи­нансового права, связанный с другими разделами и институтами последнего, что обусловлено положением бюджета в финансовой системе РФ, его координирующей ролью.

Бюджетное право отличается от других подразделений и ин­ститутов финансового права своим предметом, т.е. содержанием отношений, которые оно регулирует. Специфика состоит в том, что бюджетное право регулирует:

а) отношения Российской Федерации, ее субъектов, муници­пальных образований и соответствующих органов представитель­ной и исполнительной власти;

б) эти отношения возникают в связи с образованием, распреде­лением и использованием денежных фондов государства (в том числе субъектов Федерации) и муниципальных образований, имеющих общее значение для соответствующей территории.

Такая общая характеристика бюджетного права и его пред­мета нуждается в конкретизации, поскольку бюджетное право тесно связано с другими подразделениями и институтами фи­нансового права. С этой целью в бюджетном праве можно вы­делить следующие блоки норм, которые закрепляют и регули­руют:

а) бюджетную систему и бюджетное устройство в РФ, т.е. виды бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ, принципы их взаимной связи, роль каждого из видов бюджетов;

б) состав доходов и расходов бюджетной системы в целом и входящих в нее бюджетов, порядок распределения их между бюджетами;

в) компетенцию (права) Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований в области бюджета;

г) бюджетный процесс, т.е. порядок формирования и реализа­ции бюджета, а также порядок отчетности об исполнении бюджета.

Соответственно сказанному и понятие бюджетного права можно определить, исходя либо из общей, либо конкретной ха­рактеристики предмета бюджетного права.

Итак, бюджетное право — это подотрасль финансового права, совокупность юридических норм, регулирующих общест­венные отношения, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов, сосредото­ченных в государственных и местных бюджетах.

Однако такое понятие не определяет с достаточной четкостью пределы регулирования бюджетного права. Оно позволяет трак­товать его очень широко и отнести к бюджетному праву не только собственно бюджетные, но и другие, связанные с бюджетом, отно­шения (например, касающиеся налоговых платежей в бюджет, расходования бюджетных ассигнований учреждениями и органи­зациями и др.). Избежать этого можно путем введения в опреде­ление понятия бюджетного права уточняющих признаков, осно­ванных на конкретизации его предмета. При таком подходе бюджетное право РФ — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетную систему и бюджетное устрой­ство в РФ, состав и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, бюджетную компетенцию государства и муниципальных образований, а также бюджетный процесс.

Центральное место бюджетной системы в составе финансов РФ обусловливает и место бюджетного права в системе финансового права: именно с него начинается особенная часть этой отрасли права.

Важнейшими принципами бюджетного права являются прин­ципы федерализма и развития местного самоуправления, свойст­венные финансовому праву в целом. В бюджетном праве они на­ходят специфическое проявление. Хотя они впрямую не названы и не сформулированы в бюджетном законодательстве, его содер­жание пронизано этими принципами, и регулирование бюджет­ных отношений осуществляется с учетом этих основополагающих начал, вытекающих из норм Конституции РФ.

Принцип федерализма1 в бюджетном праве означает гарантированность самостоятельности бюджетной деятельности и бюджетов субъектов Федерации как необходимой финансовой основы их компетенции, сочетающейся с единой бюджетной политикой, об­щими задачами и целями Федерации, реализовать которые при­зван федеральный бюджет.

Принцип развития местного самоуправления выражается в закреплении права муниципальных образований на местный бюджет и полномочий органов местного самоуправления по его самостоятельному формированию и исполнению в целях решения задач местного значения в соответствии с законодательством Фе­дерации и субъектов РФ.

В бюджетном праве выделяются, причем более четко, чем в других разделах финансового права, материальные и процессу­альные нормы. Первые закрепляют материальное содержание бюджета (бюджетное устройство, виды доходов и расходов бюд­жетов и т.п.) и регулируют соответствующие отношения. К предмету вторых относится регулирование порядка (процеду­ры) прохождения каждой из стадий бюджетного процесса, т.е. составления, рассмотрения, утверждения бюджета и т.д., фор­мы взаимоотношений органов государственной власти, мест­ного самоуправления, представительных и исполнительных органов власти в этом процессе. Значение бюджетно-процессуальных норм состоит в том, что они устанавливают организаци­онно-правовые формы реализации материальных бюджетных прав субъектов бюджетного права, механизм их осущест­вления.

Разграничение материальных и процессуальных норм бюд­жетного права было проведено уже в Законе РСФСР от 10 октяб­ря 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного про­цесса в РСФСР», в котором выделен раздел «Основы бюджетного процесса». Эта концепция получила дальнейшее развитие в БК РФ 1998 г., который наряду с материальными нормами, со­средоточенными в части второй, содержит часть третью — «Бюд­жетный процесс в Российской Федерации», в которой закреплены процессуальные нормы бюджетного права.

Носители юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и использованию бюджетов всех уровней именуются субъектами бюджетного права.

В круг субъектов бюджетного права РФ входят:

1) государство и его территориальные подразделения — РФ в целом; субъекты Российской Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные ок­руга, города Москва и Санкт-Петербург; муниципальные образования; закрытые административно-территориальные образо­вания;

2) органы государственной власти и местного самоуправления — представительные (законодательные) органы государст­венной власти и местного самоуправления; исполнительные орга­ны государственной власти и местного самоуправления.

Право на соответствующий бюджет — это основное из ма­териальных бюджетных прав. Оно принадлежит соответственно государству, государственному или муниципальному образова­нию, определяет именно их правосубъектность, а не правосубъектность тех или иных государственных (местных) органов. В этом находит свое проявление конституционное положение о том, что носителем суверенитета в Российской Федерации явля­ется ее народ (см. преамбулу Конституции РФ). Из права на бюд­жет вытекает комплекс различных материальных бюджетных прав, принадлежащих названным субъектам. Это права на полу­чение и включение в бюджет определенных доходов, на использо­вание их на экономические, социальные и другие потребности территории. С ними связаны соответствующие обязанности дан­ных субъектов.

Конкретными процессуальными правами и обязанностями наделены представительные (законодательные) и исполнитель­ные органы государственной власти и местного самоуправления. Это, например, полномочия по составлению и утверждению бюд­жета в определенные сроки при соблюдении установленных форм и т.д.

Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права становят­ся участниками (субъектами) бюджетных правоотношений.

Бюджетные правоотношения — это урегулированные норма­ми бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов.

Этим правоотношениям свойственны особенности, касающие­ся их содержания и субъектного состава:

а) они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муни­ципального денежного фонда соответствующей территории;

б) права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены Формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства, государственного или муниципаль­ного образования;

в) в бюджетных правоотношениях обязательно участвуют го­сударство, государственные или муниципальные образования или соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, представляющие их интересы. Бюджетные пра­воотношения, как и нормы бюджетного права, могут быть мате­риальными и процессуальными.

БК РФ 1998 г. для характеристики обязанностей органов власти в области расходов бюджетных средств вводит новое в рос­сийском законодательстве понятие — бюджетное обязательст­во. Согласно Кодексу (ст. 222) это признанная органом, исполня­ющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возни­кающая в соответствии с законом о бюджете и сводной бюджет­ной росписью. Термин «обязательство», свойственный граждан­скому праву, в данном случае усиливает ориентированность на соблюдение взаимных прав и обязанностей в бюджетных отноше­ниях.

К субъектам бюджетного права применяются установленные в нормах бюджетного права меры ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Они предусмотрены в БК РФ, ко­торый привел вопросы ответственности за нарушения бюджетно­го законодательства в определенную систему, посвятив им особую (четвертую) часть.

Согласно БК РФ (ст. 281) нарушением бюджетного законода­тельства признается неисполнение или ненадлежащее исполне­ние установленного Кодексом порядка составления и рассмотре­ния проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной сис­темы.

БК РФ определяет перечень мер принуждения, которые применяются к нарушителям бюджетного законодательства (ст. 282). В него входят «предупреждение о ненадлежащем испол­нении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств приостановление операций по счетам в кредит­ных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры в соответствии с Кодексом и федеральными законами. На­пример, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2002 год» (ст. 80) установлено, что за использование не по целе­вому назначению бюджетных кредитов на юридических лиц на­лагается штраф в размере двойной учетной ставки Центрального банка РФ.

Основаниями применения мер принуждения БК РФ называет следующие правонарушения:

— неисполнение закона (решения) о бюджете;

— нецелевое использование бюджетных средств;

— неперечисление бюджетных средств их получателям;

— финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

— несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов и др. указанные в Кодексе (ст. 283) или федеральных законах.

Следует заметить, что нормы БК РФ, касающиеся содержания нарушений бюджетного законодательства и применяемых мер от­ветственности, нуждаются еще в уточнении.

Помимо упомянутых положений БК РФ, нормы об ответствен­ности в данной области включены в новый Кодекс РФ об админи­стративных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. (введен в действие с 1 июля 2002 г.). В нем предусматривается наложение административного штрафа (в разных размерах) на должностных лиц и на юридических лиц за следующие административные пра­вонарушения: нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14); нарушение срока возврата бюджетных средств, полу­ченных на возвратной основе (ст. 15.15) и нарушение сроков пере­числения платы за пользование бюджетными средствами (ст. 15.16)

Вместе с тем в данной области в соответствующих случаях применяются и меры уголовной ответственности, предусмотрен­ных УК РФ.

Значение бюджетного права обусловлено важной ролью госу­дарственного и местного бюджетов в решении экономических и социальных задач страны. Для федеративного государства, како­вым является Россия, оно особенно велико. С помощью бюджет­ного права регулируются внутрифедеративные отношения по распределению финансовых ресурсов, необходимых для осущест­вления полномочий федерального уровня и уровня субъектов фе­дерации. В силу своей важности часть отношений в области бюд­жета регулируется конституционными нормами.

Начиная с 90-х гг. XX в. бюджетное право России, как и финансовое право, существенно изменилось, что обусловлено проис­шедшими экономическими и политическими переменами. Фор­мирующееся бюджетное законодательство отразило новые черты России как федеративного государства, свидетельствует о по-Ь1Шении уровня самостоятельности субъектов РФ в области бюд­жета; оно исходит из принципа разделения властей при определении бюджетной компетенции представительных и исполнитель­ных органов власти. В нем проявляются и новые черты, связан­ные с нацеленностью на переход к рыночным отношениям (изме­нение состава бюджетных доходов и расходов, взаимодействия между выше- и нижестоящими бюджетами, широкое использова­ние заемных средств для формирования бюджетных ресурсов и др.). Законодательство отразило и негативные явления в бюд­жете, свойственные современному периоду. Например, появление бюджетного дефицита потребовало урегулировать порядок его преодоления.

Перспективы развития бюджетного права определяют Феде­ральный закон от 29 декабря 1998 г. «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики»; бюджетные посла­ния Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике на 2002 год», правительственные программы социаль­но-экономического развития на среднесрочную перспективу (2002—2004 гг.) и развития бюджетного федерализма на период до 2005 г.3 с учетом результатов выполнения Концепции рефор­мирования межбюджетных отношений в 1999—2001 гг. Целью этих программ является повышение устойчивости бюджетной системы РФ; обеспечение прозрачности процедур выработки и ре­ализации бюджетной политики; повышение качества планирова­ния и исполнения бюджетов, уточнение разграничения расход­ных полномочий на всех уровнях бюджетной системы, повыше­ние взаимной ответственности органов власти разных уровней при проведении бюджетной политики. Все намеченные меры ис­ходят из общей задачи: обеспечение условий для устойчивого эко­номического роста на основе повышения эффективности участия государства в распределении и перераспределении финансовых ресурсов страны посредством механизма бюджетной системы, что требует совершенствования бюджетного законодательства.

Добавить комментарий