Формы международного сотрудничества

Воснове глобальных экологических проблем лежат процессы и яв­ления глобального масштаба, затрагивающие основы существования человеческой цивилизации и требующие для своего решения участия всего мирового сообщества. Необходимо также указать на особый международный статус некоторых природных ресурсов — ресурсов Мирового океана (за пределами территориальных вод), атмосферного воздуха, Антарктиды, космоса, что ставит проблему координации уси­лий по их рациональному использованию.

Необходимость общечеловеческих усилий в решении экологиче­ских проблем была отмечена уже в начале XX в. В.И. Вернадским, ука­завшим на это в контексте концепции ноосферы. Впоследствии ре­зультаты моделирования глоб&чьного развития подтвердили вывод о том, что государства, нации и страны должны более ответственно под­ходить к решению экологических проблем на основе международного сотрудничества.

Можно выделить несколько основных направлений международ­ного сотрудничества:

1. Сохранение природных систем, не затронутых хозяйственной деятельностью и способствующих поддержанию планетарного эколо­гического равновесия.

2. Рациональное использование природных ресурсов, в том числе ассимиляционного потенциала природной среды.

3. Создание эффективной системы международной экологической ответственности (в том числе ответственности за разрушение окружа­ющей среды в ходе военных действий).

Реализация данных направлений предусматривает ряд мероприя­тий, среди которых следует назвать:

• финансовое содействие и техническую помощь развитых стран развивающимся государствам, технологические разработки по проб­леме ресурсосбережения;

• экологизацию общественных потребностей;

• структурную перестройку национальных экономик;

• создание системы представительства в международных органи­зациях и на форумах экологического профиля;

• формирование механизмов международной ответственности в области охраны окружающей среды;

• экологическое налогообложение:

• выработку совместных стратегий и концепции:

• регламентацию использования отдельных видов природных ре­сурсов и т.д.

Отметим некоторые формы международного сотрудничества:

1. Парламентское сотрудничество, ориентированное на координа­цию законодательной деятельности и обеспечивающее решение меж­государственных экологических проблем. Оно предполагает разработ­ку модельных (рекомендательных) законов по вопросам экологии.

2. Взаимодействие исполнительных структур отдельных госу­дарств, ориентированное на координацию разработки и реализацию экологических программ под эгидой ООН.

3. Сотрудничество конвенционного типа, предполагающее единый подход к решению конкретных экологических проблем отдельных тер­риторий и объектов.

4. Научно-техническое сотрудничество, ориентированное на вза­имный обмен информацией научного характера, совместное выполне­ние природоохранных разработок, комплексное использование при­боров, осуществление научных проектов, экспертиз и т.д.

Эти основные формы должны сопровождаться сотрудничеством общественных организаций, деловых кругов, проведением междуна­родных экологических форумов и др.

Одной из основных форм международного сотрудничества по проблемам окружающей среды является заключение договоров и дру­гих видов международных соглашений. Двусторонние и многосторонние соглашения и международные конвенции используются для коор­динации природоохранных усилий различных стран. Партнерами в таких соглашениях обычно выступают страны-соседи или государства, объединенные общностью интересов в сохранении природной среды региона и совместного использования некоторых ресурсов.

История международного природоохранного сотрудничества началась с заключения соглашения по регулированию пользования и сохранению ресурсов животного мира. Более 100 лет назад (1875 г.) Австро-Венгрия и Италия приняли Декларацию об охране птиц. В конце XIX в. (1897 г.) Россия, Япония и США заключили соглаше­ние о совместном использовании и охране морских котиков в Тихом океане.

Первая международная конвенция была заключена несколькими европейскими странами в 1882 г. в Париже для охраны птиц, полезных в сельском хозяйстве.

Традиционная область международных соглашений — рыболовст­во, добыча китов и других морских животных. Конвенция о порядке регулирования рыболовства в Северном море была заключена еще в позапрошлом веке (1882 г.). В этой сфере действует сейчас более 70 до­говоров.

Растущая обеспокоенность загрязнением морских вод привела к заключению в Лондоне (1954 г.) 20 странами Конвенции по предотвра­щению загрязнения моря нефтью. Договор запрещал слив нефти и нефтепримесей в пределах 80—250 км от побережий подписавших его стран. Впоследствии в этой сфере были заключены новые конвенции (Лондон. 1972 г., 1973 г.), предусматривающие жесткий режим полного предотвращения каких бы то ни было сбросов и захоронений в Миро­вом океане (в том числе радиоактивных).

Значительное место в истории межгосударственных соглашений занял Московский договор (1963 г.) о запрещении испытаний ядерно­го оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, ко­торый подписали более 100 стран.

Вопрос о защите окружающей среды от разрушения в ходе военных действий нашел отражение в бессрочной Конвенции о запрещении во­енного или любого иною враждебного использования средств воздей­ствия на природную среду, идея которой была выдвинута Советским Союзом.

Современная практика конвенционного регулирования касается возможных последствий для окружающей среды, связанных с опасны­ми видами деятельности: Конвенция о перевозке опасных грузов (Же­нева, 1889 г.); договоренность о компенсации жертвам аварийного за-

грязнения (Париж, 1989 г.); проект Конвенции об ущербе в результате деятельности, опасной для окружающей среды (Брюссель, 1990 г.). а также Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевоз­кой опасных отходов и их удалении.

В 1994 г. вступили в силу конвенции об изменении климата и со­хранении биологических видов, а также по международному морскому праву (они были ратифицированы в достаточном числе стран).

Международным достижением исключительной важности при­знается Монреальский протокол о 50%-ном снижении выбросов в ат­мосферу разрушающих озон хлорированных и фторированных углево­дородов к 2000 г. (1987 г.).

Как и защита атмосферы, сохранение биологического разнообра­зия представляет собой проблему, в которой заинтересованы все стра­ны. Одним из наиболее существенных достижений Конвенции о со­хранении биологического разнообразия (1992 г.) является признание биологических ресурсов суверенной собственностью отдельных госу­дарств (когда страны могут извлекать выгоду из чего-либо, они получа­ют стимул к его сохранению).

Предметом данной Конвенции является также генетическое раз­нообразие. В частности, в ней говорится о том, что страны, располага­ющие большим разнообразием генофонда, имеют право взимать плату за доступ к этому ценному ресурсу, и их поощряют принимать законо­дательство, устанавливающее условия платы.

Принятые соглашения позволили получить конкретные преиму­щества. Так, в результате реализации конвенции о предотвращении трансграничного загрязнения атмосферы на большие расстояния (1979 г.) удалось значительно понизить уровень загрязнения воздуха в Европе. Резко уменьшилось число убиваемых в Африке слонов в ре­зультате принятой в 1990 г. Конвенции о международной торговле ис­чезающими видами дикой флоры и фауны. В соответствии с соглаше­нием 1991 г. в Антарктиде запрещены разведка и добыча полезных ископаемых сроком на 50 лет.

В целом государства приняли около 200 экологических соглаше­ний, причем более двух третей из них — со времени проведения в 1972 г. Конференции ООН о среде обитания человека.

Другой формой международного сотрудничества является созда­ние и деятельность межправительственных специализированных орга­низаций при ООН. Организация Объединенных Наций (1945 г.) на своих сессиях и специализированных комитетах неоднократно обра­щалась к обсуждению проблемы охраны природы. Резолюция Гене­ральной Ассамблеи ООН (1962 г.) «Экономическое развитие и охрана природы» во многом определила политику ООН и ее специализиро­ванных учреждений в области охраны окружающей среды.

Созданная по решению Стокгольмской конференции (1972 г.) спе­циальная структура ООН — Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) — занимается наиболее острыми проблемами экологическо­го кризиса (опустынивание земли, деградация почв, вырубка лесов, со­кращение запасов пресной воды, загрязнение океана, сокращение биологического разнообразия). Одно из начинаний ЮНЕП — созда­ние всемирной системы слежения (мониторинга) за состоянием и из­менениями биосферы.

Специализированные учреждения ООН, образованные по секто­ральному принципу, также включают вопросы охраны природы в сфе­ру своей деятельности. Таким специализированным отделением ООН по вопросам образования, науки и культуры является ЮНЕСКО (Лон­дон, 1946 г.). Современное направление деятельности ЮНЕСКО — со­хранение и использование природного и культурного наследия — на­шло отражение в Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. В список объектов Всемирного наследия вклю­чены уникальные территории России.

Проблемами обеспечения человечества пищевыми продуктами, сохранения и улучшения плодородия почв, лесными и морскими био­логическими ресурсами занимается организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства — ФАО (Рим, 1945 г.). ФАО публикует ежегодные доклады о состоянии мирового продовольствия.

Состояние здоровья людей на Земле и демографические пробле­мы, борьба со СПИДом — предмет деятельности Всемирной организа­ции здравоохранения — ВОЗ (Женева, 1948 г.).

В решении проблемы охраны окружающей среды непосредствен­ное участие принимает Всемирная метеорологическая организация — ВМО (Женева, 1947 г.).

Одной из базовых программ ЮН ИДО — организации при ООН по промышленному сотрудничеству — с 1986 г. (Вена) является оказание помоши развивающимся странам в области охраны окружающей сре­ды через промышленное сотрудничество.

Международная комиссия ООН по окружающей среде и разви­тию — МКОСР (1983 г.) изучает взаимосвязь экологических и соци­ально-экономических проблем в разных регионах мира, прежде всего в развивающихся странах.

С решением глобальных экологических проблем связана деятель­ность международных общественных партий, организаций, групп, движений так называемых зеленых или экологистов. Самая известная

в настояшее время экологическая организация — «Гринпис» («Зеле­ный мир»), главное направление деятельности которой — радиоактив­ное загрязнение биосферы.

Основной международной неправительственной организацией, основателем мирового природоохранного движения является Между­народный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), со­зданный по инициативе ЮНЕСКО (Фонтенбло, 1948 г.). По инициа­тиве МСОП была создана Красная книга о состоянии популяций редких и исчезающих видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфи­бий, растений и грибов. Составляется Зеленая книга, где представлены сведения об уникальных и редких ландшафтах земного шара.

В мире насчитывается более 300 организаций по охране природы, старейшая из которых — Международный совет по охране птиц (СИПО), созданный в 1922 г. В числе наиболее молодых обществен­ных организаций следует назвать Международный фонд за выживание и развитие человечества, основанный в 1988 г. (Москва), а также Мос­ковский международный энергетический клуб (1990 г.).

Весьма важным является участие в международном сотрудничестве мирового научного сообщества. Международные встречи ученых, про­водившиеся для изучения озонового слоя и изменений климата, сыг­рали конструктивную роль в достижении определенных соглашений в згой области. Согласно условиям договоров по этим проблемам были созданы научные консультативные группы, которые предлагают реко­мендации о целесообразности обновления соглашений исходя из но­вой научной информации. На это направлена деятельность Научного комитета по проблемам окружающей среды Международного совета научных союзов (СКОПЕ). В рамках научно-практических программ по окружающей среде изучается вопрос создания научной аппаратуры для глобального мониторинга.

Необходимо отметить роль деловых кругов в области окружающей среды. Деловой совет во имя стабильного потребления энергии — союз компаний, которые специализируются на создании оборудования для повышения эффективности использования энергии, а также газовых компаний, выступающих в поддержку мер по борьбе с глобальным по­теплением, — начал участвовать в международных переговорах по кли­мату, действуя в качестве противовеса лоббистской деятельности неф­тяных компаний.

Россия со своей специфической историей деформации окружаю­щей среды и в то же время сохранившейся слабо деформированной или полностью недеформированной частью территории (60%) занима­ет важное место в контексте глобальных проблем и вопросов международного сотрудничества. Особая роль принадлежит России в решении проблемы ядерной безопасности, что продемонстрировал Москов­ский саммит (1996 г.). В числе документов, подписанных Россией в рамках международного сотрудничества, Конвенция ООН по морско­му праву (1982 г.). Парижская конвенция (1993 г.) о запрещении разра­ботки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.

В настоящее время Россия играет ведущую роль в решении эколо­гических проблем стран Содружества (СНГ) с учетом того, что гло­бальная экологическая ситуация диктует необходимость повышенного внимания со стороны как органов власти ряда государств, так и миро­вого сообщества к вопросам природоохранной деятельности и регули­рованию природопользования именно в этом регионе.

Постоянная комиссия по проблемам окружающей среды иници­ировала принятие Межпарламентской ассамблеей модельного законо­дательного акта «О принципах экологической безопасности в государ­ствах Содружества». Поставлена задача создать целостный правовой механизм экологического сотрудничества, разработать экологический кодекс государств Содружества. Одна из важнейших задач для всех стран СНГ — присоединение к международным конвенциям и согла­шениям: Конвенции об изменении климата, Конвенции о биологиче­ском разнообразии, Конвенции о трансграничном воздействии про­мышленных аварий и др.

В целях выполнения согласованных межгосударственных экологи­ческих программ для координации природоохранной деятельности ис­полнительных органов власти в 1992 г. был создан Межгосударствен­ный экологический совет (МЭС), а при нем Межгосударственный экологический фонд.

Одной из важнейших форм международного сотрудничества явля­ется проведение межгосударственных конференций, на которых фор­мулируются общие цели, определяются направления совместной дея­тельности, ставятся конкретные задачи, анализируются новые тенденции мирового развития, вскрываются проблемы, связанные с практической реализацией принимаемых международными форумами решений. Во второй половине XX в. состоялись две крупные конфе­ренции ООН по окружающей среде и развитию: Стокгольмская (1972 г.) и Рио-де-Жанейрская (1992 г.).

Стокгольмская конференция о среде обитания человека стала пер­вым признанием мировой общественностью факта экологического кри­зиса. На ней впервые было сформулировано понятие экоразвития как экологически ориентированного социально-экономического развития.

при котором рост благосостояния людей не сопровождается ухудшени­ем состояния среды обитания и деградацией природных систем. В связи с этим была принята Декларация ОНН (основной документ), в которой разным странам было предложено реализовать идею экологически ори­ентированного прогресса на основе решения конкретных региональных и национальных задач, связанных с регламентацией использования природных ресурсов и экологизацией производства в целях уменьше­ния антропогенного воздействия на окружающую среду.

На конференции 1972 г. были впервые сформулированы принци­пы развития окружающей среды, в том числе принцип материальной и прочей ответственности за ущерб окружающей среде, а также принято решение о создании специальной структуры — Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) — и разработаны программы исследова­ний по основным направлениям:

• обобщение информации о тенденциях мировой динамики, со­ставление прогнозов развития цивилизации при различных вариантах экономического роста;

• прогнозирование состояния биосферы в ходе естественных про­цессов эволюции и под влиянием антропогенных воздействий;

• изучение возможностей, экологизации производства и рацио­нального использования природных ресурсов;

• организация международного сотрудничества и координация усилий в области управления природопользованием.

День открытия Стокгольмской конференции (5 июня) был объяв­лен Всемирным днем окружающей среды. Отдельные вопросы, под­нятые на конференции в Стокгольме, стали темами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) и Гло­бального форума по проблемам выживания (Москва, 1990 г.).

Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (КОСР-92), проходившая на уровне глав государств и прави­тельств 178 стран, стала ответом на резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН (1989 г.), призвавшую организовать конференцию, посвящен­ную выработке стратегии устойчивого, экологически приемлемого развития цивилизации.

Ко времени открытия Конференции в мире сложилась новая поли­тическая ситуация: распалась социалистическая система, распался СССР, окончилась холодная война. Это нашло отражение в централь­ных идеях Конференции в Рио о месте экологических проблем в соци­ально-экономическом развитии всех стран, о необходимости перехода всего мирового сообщества на путь устойчивого долговременного раз­вития, о реальной заинтересованности общества всех стран осознать безусловную необходимость этого перехода и всячески этому способст­вовать. Знаменательно то, что Конференция указала на необходимость глобального партнерства для осуществления стабильного развития.

На Конференции в Рио-де-Жанейро было принято пять важных документов:

1. Декларация по окружающей среде и развитию. Ее 27 принципов
продолжили принципы Стокгольмской Декларации и определили
права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостоя­
ния людей.

2. Заявление о принципах, касающихся управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов как залога сохранения всех форм жизни и обеспечения экономического развития.

3. Рамочная Конвенция ООН об изменении климата, целью кото­рой является стабилизация концентрации газов, выбывающих парни­ковый эффект в атмосфере.

4. Конвенция о биологическом разнообразии, в которой выдвину­ты требования к странам принять меры для сохранения разнообразия живых существ и обеспечить справедливое распределение выгод от ис­пользования биологического разнообразия.

5. Повестка дня на XXI век — программа подготовки мирового со­общества к решению эколого-экономических и социально-экологиче­ских проблем с точки зрения устойчивого развития. В ней указаны движущие силы перемен в окружающей среде (население, потребле­ние и технология); предусмотрены варианты предотвращения процес­сов деградации воздуха, воды и почвы, сохранения лесов и разнообра­зия жизненных форм; рассмотрена роль различных слоев общества, организаций и движений в решении этих вопросов; подчеркнута осо­бая ответственность правительств в создании системы учета нацио­нальных богатств и оценке состояния окружающей среды.

Повестка дня на XXI век призывает правительства принять нацио­нальные стратегии устойчивого развития и активно сотрудничать с международными организациями, органами власти различных уров­ней, общественными организациями. Важной темой этого документа является бедность как фактор разрушения окружающей среды. Борьба с бедностью требует от развитых стран помимо финансовой помощи еще и передачи информации и профессиональных навыков. Таким об­разом, была подчеркнута дифференциация ролей стран с различным социально-экономическим уровнем.

Документы, принятые на Конференции ООН 1992 г., приняли за­конодательный характер (в отличие от рекомендательного характера стокгольмских документов). В соответствии с ними каждое государст во — участник Конференции должно было отрегулировать свое нацио­нальное законодательство.

Кроме того, на Конференции в Рио были поставлены вопросы о международном экологическом суде, международном экологическом трибунале, формировании «зеленых беретов» — сил быстрого реагиро­вания на чрезвычайные события экологического характера.

Таким образом, если первая Конференция ООН 1972 г. положила начало интенсивному изучению взаимодействия биосферы и челове­чества, то вторая (1992 г.) подвела довольно неутешительные итоги и приняла грандиозную программу действия.

За время, прошедшее после Конференции в Рио. были проведены международные встречи, на которых рассматривались многие вопросы, входившие в повестку дня Конференции. В частности, на Международ­ной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 1994 г.) было подчеркнуто значение, придаваемое в мире росту населения, ведущему к ухудшению состояния окружающей среды в глобальном масштабе. Решения, принятые на конференциях, свидетельствуют о том, что ха­рактерной особенностью современного природопользования является тесная взаимосвязь национальных и межнациональных интересов, приоритет общечеловеческих ценностей над чисто экономическими целями.

Важнейшими документами в международных природоохранных отношениях являются:

• Всемирная хартия охраны природы (1982 г.), провозгласившая и взявшая под защиту право всех форм жизни на выживание:

• Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.);

• Декларация по окружающей среде и развитию (1992 г.);

• Конвенция об изменении климата (1992 г.);

• Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.):

• Клотский протокол (1977 г.).

В 2002 г. в Йоханесбурге (ЮАР) под эгидой ООН прошел Всемир­ный саммит «Рио + 10», который продолжил анализ современных фак­торов устойчивого мирового развития, обосновал переход к новой ин­вестиционной парадигме. Одним из результатов саммита стало подписание Плана по борьбе с бедностью и защите окружающей сре­ды. В частности, речь идет о сокращении к 2015 г. в 2 раза числа жите­лей, живущих без должных санитарных условий1.

На сегодняшний день их насчитывается около 2 млрд человек.

Документ дал ответы на ряд вопросов, которые ставились десять лет назад в Рио-де-Жанейро, когда мировые лидеры и международные организации выдвинули проблему третьего мира, тем самым заботясь о перспективах развития всего человечества.

«Мы живем на одной планете, связанные гонкой и сложной сетью
экологических, общественных, экономических и культурных отноше-
п IIII. которые формируют нашу жизнь. Для того чтобы добиться устой­
чивого развития, необходимо проявить большую ответственность за
экосистемы, от которых зависит жизнь каждого из нас… и последую­
щих поколений, которые будут жить завтра с решениями, принятыми
нами сегодня». Эти слова Генерального секретаря ООН К. Аннана как
нельзя лучше иллюстрируют мировую озабоченность экологическими
проблемами, которые, как часть проблем земной экосистемы, касают­
ся вопросов экономики природопользования. *

В повестку дня саммита были включены также вопросы обеспече­ния безопасного использования химических веществ к 2020 г., сокра­щения потерь биоразнообразия к 2010 г., восстановления рыбных за­пасов к 2015 г., разработки 10-летней программы по достижению устойчивого производства и потребления. Однако не были достигнуты конкретные договоренности о финансировании программ, а также о конкретных мерах по выполнению намеченных целей.

Развитием данного направления представляется Всемирная кон­ференция по изменению климата в Москве (2003 г.)

Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 2790 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

5 Вопрос о порядке вызова обвиняемого, в отношении которого применен залог, в юридической литературе рассматривался А . Д . Буряковым (Буряков А. Д. Залог как мера пресечения в советском уголовном процессе // Вопросы борьбы с преступностью по советскому законодательству. Иркутск, 1969. С.281-282) .

6 Буряков А. Д. Указ . соч . С . 281.

7 См . , напр .: ст . ст . 53, 73 УК РФ, ст . 107 УПК РФ, ст . 50 УИКРФ .

8 Баранов С. А. Указ . соч . С . 11.

9 Медведева О. В. Указ . соч . С . 114 .

10 Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства : в 2 т . СПб . , 1910 . Т. 2 . С . 326 .

11 Люблинский П. И. Меры пресечения . М . , 1926 . С . 44 .

12 Петрухин И. Л. Неприкосновенность личности и принуждение в уголовном процессе . М . , 1989. С . 242 .

13 Фокин А. С. Указ . соч . С . 15 .

14 Буряков А. Д. Указ . соч . С . 282 .

15 Манаев Ю. В., Посник В. С., Смирнов В. В. Применение мер пресечения следователем . Волгоград, 1976 . С . 51.

16 Громов Н. А., Киева Г. Ф., Лисоволенко В. В. Меры пресечения в уголовном процессе . Саратов, 1997. С . 17.

17 Булатов Б. Б., Николюк В. В., Цоколова О. И. Меры пресечения в уголовном процессе М , 2005 С 37

20 Там же .

21 Из содержания ст . 106 УПК РФ можно сделать вывод о том, что залогодержателем в уголовном судопроизводстве является орган, в производстве которого находится уголовное дело, а на стадии судебного производства — суд .

22 Ханов Т. А. Теория практики применения залога в уголовном судопроизводстве Республики Казахстан . Караганда, 2000. С . 49 .

23 О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним : федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (ред . от 30 декабря 2012 г.) . Доступ из справ . -правовой системы «Консультант-Плюс» .

24 По мнению ученых-процессуалистов, возложение данной обязанности на залогодателя, особенно если им является юридическое лицо, представляется оправданным, поскольку позволяет минимизировать риск оспаривания действий последнего по внесению залога (см . , напр .: Азаров В. А., Абдрахманов М. Х., Сафаралеев М. Р. Юридические лица в уголовном процессе России: теоретические основы, законодательство и практика : монография . Омск, 2010 . С . 172) .

УДК 343.1 © Т. Ю. Филиппова, 2014

Понятие и виды международного сотрудничества по уголовным делам

Т. Ю. Филиппова *

В статье рассматриваются аспекты международного сотрудничества по уголовным делам с участием иностранных граждан, касающиеся разграничения понятий выдачи и передачи лиц в государства гражданства, видов взаимной правовой помощи, а также субъектов, взаимодействующих при ее оказании.

Ключевые слова: иностранный гражданин, выдача, передача, правовая помощь, субъекты.

Вопросы международного сотрудничества являются неотъемлемой частью расследования уголовных дел с участием иностранным граждан . Члены Организации Объединенных Наций выступают за проведение комплексных процессуальных реформ и в целом за развитие значительно более мощного

потенциала в области расследования и уголовного преследования на национальном уровне 1 .

Несмотря на то что вопросы сотрудничества по уголовным делам находятся под пристальным вниманием международного сообщества, многие его аспекты не урегулированы должным образом

В нашем журнале публикуется впервые .

*

и нуждаются в детальной проработке . Важным является вопрос о самом понятии «международное сотрудничество». Впервые термин «международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства» был закреплен в уголовно-процессуальном законодательстве России в части пятой УПК РФ. Однако сущность данного понятия в отечественном законодательстве не раскрыта, Уголовно-процессуальный кодекс определяет лишь основные направления сотрудничества .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время нет ни одного международного договора России, в название которого входила бы формулировка «международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства», и ни одного национального правового акта, раскрывающего данное понятие В теории уголовного процесса также нет единого мнения по вопросу содержания термина «международное сотрудничество» . Так, первая группа ученых частично указывает его составляющие, говоря о получении и оказании помощи в досудебном разбирательстве 2 . Другие разграничивают международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства на правовую помощь, выдачу и сотрудничество в сфере оперативно-розыскной деятельности 3 . Третьи широко трактуют данное понятие и включают в него не только сотрудничество в рамках предварительного расследования, но и осуществление уголовного преследования, а также вопросы экстрадиции и передачи для отбывания наказания в государство гражданства

Наиболее полным и точным, по нашему мнению, является определение, которое сформулировали П . А . Смирнов и Е. Е . Феоктистова, представители третьей группы исследователей К международному сотрудничеству в сфере уголовного процесса они относят осуществляемую на основе действующих норм международного и внутригосударственного законодательства или в соответствии с принципом взаимности согласованную деятельность двух или более государств в лице компетентных органов и должностных лиц, а также международных организаций, реализуемую путем получения и оказания правовой помощи, выдачи (экстрадиции) лиц, осуществления уголовного преследования, а также передачи осужденных для исполнения наказаний в целях достижения назначения уголовного судопроизводства 4 . В данном определении учтены и самостоятельные части международного сотрудничества, а именно выдача (экстрадиция) и передача осужденных для исполнения наказаний

Отметим также, что анализ законодательства и юридической литературы позволяет выделить еще один самостоятельный вид правовой помощи — передачу лиц для проведения принудительного лече-

ния в государства их гражданства или постоянного места жительства 5 .

По нашему мнению, в сформулированное П . А . Смирновым и Е . Е . Феоктистовой определение необходимо включить и обозначенный выше самостоятельный вид правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства С учетом этого данное понятие международного сотрудничества целесообразно закрепить в рамках ст. 5 УПК РФ.

Следующим значимым вопросом является определение круга субъектов, осуществляющих международное сотрудничество Некоторые исследователи широко трактуют рассматриваемое понятие и называют в качестве субъектов государства, правоохранительные органы которых сотрудничают между собой 6 . Другие авторы указывают, что к настоящему времени сложилась определенная система международных организаций, а также национальных органов, которые осуществляют международное сотрудничество в области борьбы с преступностью 7.

Представляется, что более аргументированной является вторая точка зрения . Субъектами международного сотрудничества на национальном уровне выступают: Верховный Суд РФ — по вопросам его судебной деятельности; Минюст России — по вопросам, связанным с работой других судов; МВД России, ФСБ России — в отношении не требующих санкции судьи или прокурора поручений, связанных с производством расследования по делам их компетенции; Генеральная прокуратура РФ — в остальных случаях производства расследования На глобальном, универсальном и межгосударственном уровнях круг субъектов шире По нашему мнению, субъектами международного сотрудничества являются компетентные органы государств, так как именно они взаимодействуют при оказании правовой помощи

Анализ российского уголовно-процессуального и международного законодательства показывает, что по уголовным делам существуют три группы видов международного сотрудничества:

1)досудебное сотрудничество, которое включает в себя отдельные виды взаимной правовой помощи: получение показаний и заявлений от отдельных лиц (включая обвиняемых, подозреваемых, свидетелей, потерпевших, экспертов и др ); содействие в предоставлении задержанных или других лиц для дачи свидетельских показаний или оказания помощи в проведении расследований; вручение документов, связанных с производством по уголовному делу, в том числе повесток; осуществление обысков и выемок; производство осмотров, в том числе судебных; предоставление информации, вещественных доказательств, оригиналов или заверенных копий соответствующих документов

и материалов, включая банковские, финансовые, юридические и деловые; установление личности и местонахождения лиц; производство экспертиз; определение или выявление доходов, собственности, средств или других вещей, их передача для доказательственных целей, а также реализация мер, связанных с наложением ареста, конфискацией и передачей полученного преступным путем имущества, реституцией и взысканием штрафов; оказание любой помощи, не противоречащей внутреннему законодательству запрашиваемого государства; использование технологий видеоконференцсвязи при расследовании и рассмотрении уголовных дел; проведение трансграничных обысков и изъятия информации, передаваемой по телекоммуникационным сетям; принятие мер по установлению местонахождения, идентификации, наложению ареста, изъятию и конфискации средств, предназначенных для целей терроризма; и др ;

2)судебное взаимодействие Российской Федерации с иностранными государствами: исполнение запросов о правовой помощи (вручение судебных документов, производство отдельных процессуальных действий); оформление поручений о вручении документов и производстве отдельных процессуальных действий на территории иностранного государства; исполнение решений (приговоров) судов Российской Федерации на территории иностранных государств; исполнение решений (приговоров) судов иностранных государств на территории Российской Федерации; информирование компетентных органов о вступивших в законную силу приговорах в отношении иностранных граждан (через территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации); оформление и направление запросов компетентным органам иностранных государств; подготовка и направление запросов о разъяснении законодательства иностранного государства 8;

3) международное сотрудничество по вопросам экстрадиции и передачи иностранных граждан, которое включает следующие виды: выдачу лица для уголовного преследования или исполнения приговора, передачу лиц для отбывания наказания, передачу лиц для проведения принудительного лечения в государства их гражданства или постоянного места жительства

Не все виды правовой помощи по уголовным делам входят в круг следственных и иных процессуальных действий, определяемых УПК РФ, хотя большинство из них признается законодательством значительного числа стран мира Ограничение в УПК РФ пределов правового регулирования международного сотрудничества по уголовным делам не соответствует общемировым тенденциям . В свя-

зи с этим перспективным является предложение Д. В. Шинкевича о включении в главу 53 УПК РФ ст. 4531 «Виды правовой помощи по уголовным делам», которая будет содержать выделенные нами виды, учитывая не только отечественное, но и международное законодательство 9 .

Наиболее проблемным и обширным представляется последнее направление международного сотрудничества по уголовным делам, связанное с экстрадицией и передачей иностранных граждан в государство гражданства

В первую очередь здесь возникает вопрос о том, что охватывает собой понятие экстрадиции: включается ли в него как выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора, так и передача лиц для отбывания наказания, либо в нем указывается лишь выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора

В целом выдача лиц (экстрадиция) — это акт правовой помощи, состоящий в передаче обвиняемого (осужденного) государством, на территории которого он находится, государству, требующему его передачи . Отметим, что иногда экстрадиция трактуется широко: по мнению Д Н Шарухновой, это акт правовой помощи, состоящий в передаче обвиняемого (осужденного) государством, на территории которого он находится, требующему его передачи государству 10 .

Другие авторы более конкретно выделяют отдельные элементы экстрадиции Так, Т В Решетнева под экстрадицией понимает выдачу лиц для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора, передачу лиц, осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государстве их гражданства, и связанных с ними экстрадиционных мероприятий 11.

Под передачей лица, осужденного к лишению свободы, следует понимать передачу осужденного, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является (ст. 469 УПК РФ) . Передача осужденного — это акт международного сотрудничества, осуществляемый в установленных целях в отношении лишь определенной категории осужденных (осужденных к лишению свободы), что отличает ее от экстрадиции

Таким образом, экстрадиция — это выдача, но не передача иностранных граждан в государство гражданства Данные действия отличаются порядком производства Представляется, что экстрадиция включает два похожих института — выдачу лица для уголовного преследования и для исполнения приговора, а передача лиц для отбывания наказания — отдельный институт, не охватываемый экстрадицией . Это подтверждается также тем, что

вопросы регулирования экстрадиции и передачи осужденных для отбывания наказания регулируются отдельными международными актами, в которых две указанные процедуры не объединяются одним понятием

Основные сложности, связанные с исследуемыми понятиями, возникают при подмене терминов «выдача» (в ситуациях для приведения приговора в исполнение) и «передача» (для отбывания наказания в государстве гражданства) В специальной литературе они нередко рассматриваются как синонимы Однако это самостоятельные, различающиеся по юридическому содержанию понятия, самостоятельные правовые институты, что и подтверждается характером нормативной регламентации

В обоих случаях межгосударственной процедуре выдачи либо передачи предшествуют завершение судебного разбирательства и вынесение обвинительного приговора Однако при выдаче имеется в виду приговор, вынесенный судом запрашивающего (требующего выдачи) государства в отношении лица, оказавшегося на территории запрашиваемого государства, но не имеющего его гражданства, а являющегося гражданином запрашивающего государства либо гражданином третьего государства, либо лицом без гражданства При передаче предполагается приговор, вынесенный судом в отношении лица, совершившего преступление, подпадающее под юрисдикцию этого государства, но являющегося гражданином другого государства Последнее выражает согласие или намерение принять осужденного гражданина в целях отбывания им наказания в виде лишения свободы

Анализ существующего регулирования вопросов сотрудничества по уголовным делам показывает, что многие вопросы, касающиеся данного института, для своего решения требуют внесения изменений и дополнений в действующее отечественное законодательство в части определений понятий «международное сотрудничество», «экстрадиция», а также разработки перечня видов взаимной правовой помощи

1 Международное сотрудничество . Общие вопросы : пособие по оценке систем уголовного правосудия . Н . -Йорк, 2010. С. 1 .

3 См . , напр. : Михайлов В. И. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности: Правовое регулирование, уголовная ответственность, оперативно-розыскные мероприятия и международное сотрудничество . СПб . , 2002. С. 286.

4 Смирнов П. А. Понятие и содержание международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства как одно из направлений международной борьбы с преступностью // Международное уголовное право и международная юстиция . 2011 . № 1 . С. 21-25 ; Феоктистова Е. Е. Международное сотрудничество органов предварительного расследования по уголовным делам: процессуально-правовые и криминалистические аспекты : дис . канд юрид наук М , 2006 С 85

5 Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения (Заключена в г. Москве 28 марта 1997 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации . 2002. № 5, ст. 383. С. 10671095 ; Фролова М. А. Правовые и гуманитарные проблемы передачи лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения в странах СНГ : автореф дис . канд юрид наук М , 2010 С 8-9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Османов Т. С. Практические вопросы применения судами Российской Федерации международных соглашений : справ -метод пособие 2-е изд , доп и перераб М , 2011 С 10

9 Шинкевич Д. В. Особенности доказывания по уголовным делам при оказании правовой помощи иностранными государствами : автореф . дис . … канд . юрид . наук . Омск, 2006 С 8

10 Шарухнова Д. Н. Выдача, передача и выдворение лиц в отношениях государств: Права, законные интересы и их гарантии : дис . канд юрид наук М , 2001 С 173

В основе глобальных экологических проблем лежат процессы и явления глобального масштаба, затрагивающие основы существования человеческой цивилизации и требующие для своего решения участия всего мирового сообщества. Необходимо также указать на особый международный статус некоторых природных ресурсов — ресурсов Мирового океана (за пределами территориальных вод), атмосферного воздуха, Антарктиды, космоса, что ставит проблему координации усилий по их рациональному использованию.

Необходимость общечеловеческих усилий в решении экологических проблем была отмечена уже в начале XX века В.И. Вернадским, указавшим это в контексте концепции ноосферы. Впоследствии результаты моделирования глобального развития подтвердили вывод о том, что государства, нации и страны должны более ответственно подходить к решению экологических проблем на основе международного сотрудничества.

Можно выделить несколько основных направлений международного сотрудничества:

1. Сохранение природных систем, незатронутых хозяйственной деятельностью и способствующих поддержанию планетарного экологического равновесия.

2. Рациональное использование природных ресурсов, в том числе ассимиляционного потенциала природной среды.

3. Создание эффективной системы международной экологической ответственности (в том числе ответственность за разрушение окружающей среды в ходе военных действий).

Реализация данных направлений предусматривает ряд мероприятий, среди которых следует назвать финансовое содействие и техническую помощь развитых стран развивающимся государствам, технологические разработки по проблеме ресурсосбережения, экологизацию общественных потребностей, структурную перестройку национальных экономик, систему представительства в международных организациях и на форумах экологического профиля, создание механизмов международной ответственности в области охраны окружающей среды, экологическое налогообложение, выработку совместных стратегий и концепций, регламентацию использования отдельных видов природных ресурсов и т.д.

Выделим следующие формы международного сотрудничества.

1. Парламентское сотрудничество, ориентированное на координацию законодательной деятельности и обеспечивающее решение межгосударственных экологических проблем. Оно предполагает разработку модельных (рекомендательных) законов по вопросам экологии.

2. Взаимодействие исполнительных структур отдельных государств, ориентированное на координацию разработки и реализацию экологических программ под эгидой ООН.

3. Сотрудничество конвенционного типа, предполагающее единый подход к решению конкретных экологических проблем отдельных территорий и объектов.

4. Научно-техническое сотрудничество, ориентированное на взаимный обмен информацией научного характера, совместное выполнение природоохранных разработок, комплексное использование приборов, осуществление научных проектов, экспертиз и т.д.

Эти основные формы сопровождаются сотрудничеством общественных организаций, деловых кругов, проведением международных экологических форумов и др.

Одной из основных форм международного сотрудничества по проблемам окружающей середы является заключение договоров и других видов международных соглашений. Двухсторонние и многосторонние соглашения и международные конвенции используются для координации природоохранных усилий различных стран.

Партнерами в таких соглашениях обычно выступают страны-соседи или государства, объединенные общностью интересов в сохранении природной среды региона и совместного использования некоторых ресурсов.

История международного природоохранного сотрудничества началась с заключения соглашения по регулированию пользования и сохранения ресурсов животного мира.

Более 100 лет назад (1875) Австро-Венгрия и Италия приняли Декларацию об охране птиц. В конце XIX века (1897 г.) Россия, Япония и США заключили соглашение о совместном использовании и охране морских котиков в Тихом океане.

Первая международная конвенция была заключена несколькими европейскими странами в 1882 г. в Париже для охраны птиц, полезных в сельском хозяйстве.

Традиционная область международных соглашений — рыболовство, добыча китов и других морских животных. Конвенция о порядке регулирования рыболовства в Северном море была заключена еще в прошлом веке (1882). В этой сфере действует сейчас более 70 договоров.

Растущая обеспокоенность загрязнением морских вод привела к заключению в Лондоне (1954) 20 странами Конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью.

Договор запрещал слив нефти и нефтепримесей в пределах 80—250 км от побережий подписавших его стран.

Впоследствии в этой сфере были заключены новые конвенции (Лондон, 1972, 1973), предусматривающие жесткий режим по полному предотвращению каких бы то ни было сбросов и захоронений в Мировом океане (в том числе радиоактивных).

Значительное место в истории межгосударственных соглашений занял Московский Договор (1963) о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, в котором приняло участие более 100 стран.

Вопрос о защите окружающей среды от разрушения в ходе военных действий нашел отражение в бессрочной Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, идея которой была выдвинута СССР.

Современная практика конвенционного регулирования касается вопросов, связанных с возможными последствиями для окружающей среды от опасных видов деятельности: Конвенция о перевозке опасных грузов (Женева, 1889), договоренность о компенсации жертвам аварийного загрязнения (Париж, 1989), проект Конвенции об ущербе в результате деятельности, опасной для окружающей среды (Брюссель, 1990), а также Базельская Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении.

В 1994 г. вступили в силу договоров конвенции об изменении климата и сохранении биологических видов, а также Конвенция по международному морскому праву (они были ратифицированы в достаточном числе стран).

Международным достижением исключительной важности признается Монреальский протокол о снижении выбросов в атмосферу разрушающих озон хлорированных и фторированных углеводородов на 50% к 2000 г. (1987).

Как и защита атмосферы, сохранение биологического разнообразия представляет собой проблему, в которой заинтересованы все страны.

Одним из наиболее существенных достижений Конвенции 1992 г. о сохранении биологического разнообразия является признание биологических ресурсов суверенной собственностью отдельных государств (когда страны могут извлекать выгоду из чего-либо, они получают стимул к его сохранению).

Предметом данной Конвенции является также генетическое разнообразие.

В частности, в конвенции говорится о том, что страны, располагающие большим разнообразием генофонда, имеют право взимать плату за доступ к этому ценному ресурсу, и их поощряют принимать законодательство, устанавливающее условия платы.

Принятые соглашения позволили получить конкретные преимущества.

Так, в результате реализации Конвенции о предотвращении трансграничного загрязнения атмосферы на большие расстояния (1979) удалось значительно понизить уровень загрязнения воздуха в Европе.

Резко уменьшилось количество убиваемых в Африке слонов в результате принятой в 1990 г. Конвенции о международной торговле исчезающими видами дикой флоры и фауны. В соответствии с соглашением 1991 г. в Антарктиде запрещены разведка и добыча полезных ископаемых сроком на 50 лет.

В целом государства приняли более 178 экологических соглашений, причем более двух третей из них — со времени проведения в 1972 г. Конференции ООН о среде обитания человека.

Другой формой международного сотрудничества является создание и деятельность межправительственных специализированных организаций при ООН.

Организация Объединенных Наций (1945) на своих сессиях и в специализированных комитетах неоднократно обращалась к обсуждению проблемы охраны природы. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН (1962) «Экономическое развитие и охрана природы” во многом определила политику ООН и ее специализированных учреждений в области охраны окружающей среды.

Созданная по решению Стокгольмской конференции (1972) специальная структура ООН — Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) — занимается наиболее острыми проблемами экологического кризиса (опустынивание земли, деградация почв, вырубка лесов, сокращение запасов пресной воды, загрязнение океана, сокращение биологического разнообразия).

Одно из начинаний ЮНЕП — создание всемирной системы слежения (мониторинга) за состоянием и изменениями биосферы.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-де-Жанейро (КОСР-92), проходившая на уровне глав государств и правительств 178 стран, стала ответом на резолюцию Генеральной, Ассамблеи ООН (1989), призвавшую организовать конференцию, посвященную выработке стратегии устойчивого, экологически приемлемого развития цивилизации.

Документы, принятые на Конференции ООН 1992 г. приняли законодательный характер (в отличие от рекомендательного характера Стокгольмских документов). В соответствии с ними каждое государство — участник Конференции должно было отрегулировать свое национальное законодательство.

Кроме того, на Конференции в Рио были поставлены вопросы о международном экологическом суде, международном экологическом трибунале, формировании «зеленых беретов” — как сил быстрого реагирования на чрезвычайные события экологического характера.

Таким образом, если первая Конференция ООН 1972 г. положила начало интенсивному изучению взаимодействия биосферы и человечества, то вторая — 1992 г. — подвела первые итоги и приняла программу действий — «Повестка дня на XXI век”.

Решения, принятые на конференциях, свидетельствуют о том, что характерной особенностью современного природопользования является тесная взаимосвязь национальных и межнациональных интересов, приоритет общечеловеческих ценностей над чисто экономическими целями.

Специализированные учреждения ООН, образованные по секторальному принципу, также включают вопросы охраны природы в сферу своей деятельности.

Таким специализированным отделением ООН по вопросам образования, науки и культуры является ЮНЕСКО (Лондон, 1946).

Современное направление деятельности ЮНЕСКО — сохранение и использование природного и культурного наследия — нашло отражение в Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия. В список объектов Всемирного наследия включены уникальные территории России.

Международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию (МКОСР, 1983) изучает взаимосвязь экологических и социально-экономических проблем в разных регионах мира, прежде всего в развивающихся странах.

С решением глобальных экологических проблем связана деятельность международных общественных партий, организаций, групп, движений так называемых «зеленых” или экологистов. Самой известной в настоящее время является экологическая организация «Гринпис” — «Зеленый мир”, главное направление деятельности которой — радиоактивное загрязнение биосферы.

Основной международной неправительственной организацией, основателем мирового природоохранного движения является Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), созданный по инициативе ЮНЕСКО (Фонтенбло, 1948).

По инициативе МСОП была создана Красная книга о состоянии популяций редких и исчезающих видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий; составляется Зеленая книга, где представлены сведения об уникальных и редких ландшафтах земного шара.

В мире сейчас насчитывается более 300 организаций по охране природы, старейшая из которых — Международный совет по охране птиц — СИПО, созданный в 1922 г.

В числе наиболее молодых общественных организаций следует назвать международный фонд за выживание и развитие человечества, основанный в 1988 г. (Москва), а также Московский международный энергетический клуб (1990).

Весьма важным является участие в международном сотрудничестве мирового научного сообщества.

Россия со своей специфической историей деформации окружающей среды и в то же время сохранившейся слабо или полностью недеформированной частью своей территории (60%) занимает важное место в контексте глобальных проблем и вопросов международного сотрудничества.

В настоящее время Россия играет ведущую роль в решении экологических проблем стран Содружества с учетом того, что глобальная экологическая ситуация продиктовала повышенное внимание со стороны как органов власти ряда государств, так и мирового сообщества к вопросам природоохранной деятельности и регулированию природопользования именно в этом регионе.

В числе документов, подписанных Россией в последнее время в рамках международного сотрудничества — Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года, а также Конвенция о запрещении разработки, производства, накоплении и применения химического оружия и о его уничтожении. Соглашение, подписанное 4 декабря 1995 г., сейчас ратифицировано 13 государствами. Документ вступит в силу при ратификации его 30 государствами.

Дата добавления: 2016-09-26; просмотров: 10818;

Добавить комментарий