Государственная система социального обеспечения

Государственная система социального обеспечения

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации, абсолютно каждому гражданину нашей страны гарантируется социальное обеспечение в соответствии с его возрастными особенностями, в случае выявления опасного для жизни и здоровья заболевания, в связи с инвалидностью, по потере кормильца, а также для нужд в воспитании детей или в иных случаях, которые также предусматривают законодательные органы. Любые государственные пенсии, а также назначаемые социальные пособия изначально устанавливаются именно законом.

Государство берет на себя ответственность за создание финансовой базы и социально-организационных структур, которые необходимы для эффективной реализации конституционного права каждого гражданина на социальное обеспечение.

В результате этой деятельности появляется особая специфическая государственная система социального обеспечения, которая включает в себя также несколько основных подсистем:

  1. Обязательное социальное страхование граждан, которое реализуется на бесплатной основе;
  2. Социальное обеспечение, которое реализуется за счет прямых ассигнований государства из общего федерального бюджета;
  3. Государственная социальная помощь, чьи принципы прописаны в российском законодательстве и должны осуществляться именно в соответствии с его основными правилами.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Государственное социальное обеспечение 430 руб.
  • Реферат Государственное социальное обеспечение 230 руб.
  • Контрольная работа Государственное социальное обеспечение 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

В научных кругах эти подсистемы принято называть организационно-правовыми формами социального обеспечения, они отличаются друг от друга не только направлениями деятельности, но также и теми средствами, за счет которых они реализуются (преимущественно, отличия заключаются в основных финансовых источниках).

Также указанные нами формы могут отличаются друг от друга объектами и субъектами социального обеспечения, видами основных социальных выплат (материальные и денежные выплаты и услуги), органами управления, которые берут на себя ответственность за осуществление данных социальных действий.

Говоря об одной из ключевых форм социального обеспечения – о социальном страховании, следует обязательно акцентировать внимание на том, что оно носит обязательный характер и распространяется на тех лиц, которые осуществляют свою трудовую деятельность согласно договору, то есть на наемных работников. Также сюда относятся лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юрлица, и иные лица, круг которых определен в рамках российского законодательства. Что касается страховых случаев, то это болезни, инвалидность, старость или смерть кормильца, срочная потребность в получении медицинской помощи. Страховые случаи, как мы уже отметили, устанавливаются законодательством или договором, если мы ведем речь о государственном социальном страховании на обязательных основаниях.

Государственная социальная помощь

Определение 1

Государственная социальная помощь – одно из направлений, которое в последние годы играет очень важную роль во всей системе социального обеспечения Российской Федерации. Право на получение социальной помощи со стороны государства имеют малоимущие лица, которые по независящим от них причинам не в состоянии самостоятельно удовлетворить свои первичные потребности и ввиду этого нуждаются в адресной помощи со стороны государства, которое берет на себя такие полномочия.

Финансирование социальной помощи производится за счет бюджетных средств субъектов Российской Федерации, а также за счет бюджетов ряда муниципальных образований. Такая помощь предоставляется гражданам в виде некоторых социально значимых услуг, к которым относятся такие, как:

  • дополнительное медицинское обслуживание и помощь,
  • путевки на санаторное или курортное лечение,
  • предоставление права на получение бесплатного проезда в транспорте.

Также социальная помощь может предоставляться в виде денежных выплат (пенсионные выплаты, социальные пособия или субсидии, которые носят единовременный или многократный характер) или же в виде натуральной помощи (топливо, продукты питания первой необходимости, одежда и обувь, необходимые для поддержания жизнедеятельности человеческого организма медикаменты).

Наряду с созданием государственной системы социального обеспечения, государство берет на себя и иные обязательства. Например, оно поощряет формы добровольного социального страхования, а также некоторые формы и виды дополнительного социального обеспечения, организацию благотворительных фондов, которые также оказывают посильную помощь и поддержку некоторым категориям граждан (волонтерами в них могут стать все желающие помочь).

Это значит, что защита современного населения от множества социальных рисков может финансироваться за счет нескольких источников:

  • Во-первых, финансирование производится за счет государственных средств и не выходить за рамки чисто государственной системы, что позволяет правительству легче контролировать и распределять ресурсы.
  • Во-вторых, финансирование производится за счет частных источников в качестве индивидуального самообеспечения или коллективного взаимообеспечения граждан товарами и услугами первой необходимости.

Таким образом, государственная система социального обеспечения по-прежнему занимает лидирующие позиции. Любое правительство любого государства заинтересовано в том, чтобы его население имело все необходимые ресурсы, товары и услуги первой необходимости, чтобы не испытывать нужду и не оказаться за чертой бедности.

Но реальность такова, что в России в данной сфере по-прежнему есть некоторые проблемы, которые в основном заключаются в противоречивом характере отношений: государство преимущественно не вдается в подробности и не слышит, что именно нужно гражданам, поэтому сами граждане так и остаются в нужде, не дожидаясь действительно важной и необходимой помощи. Происходит жесткое разделение на богатые и бедные слои населения, между которыми прослеживается заметная «пропасть», которую достаточно проблематично разрешить теми мерами социального обеспечения, которые сегодня действуют.

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском, служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

С учетом объективной природы и влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (Приложение. Рис.1.):

  • экономического характера (безработица);
  • физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  • производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  • демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека. Но длительное отсутствие работы, безусловно, приводит к общему снижению уровня жизни безработного и членов его семьи, а также к утрате им профессиональных навыков. В свою очередь, дополнительные расходы в связи с многодетностью могут привести к падению среднедушевого дохода семьи ниже величины прожиточного минимума, ухудшить качество питания, отдыха и других условий жизни семьи и повлиять на здоровье.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Студенты должны усвоить сущность социального риска, понимать, в чем заключаются его отличительные особенности, поскольку понятие социального риска является базовой категорией для социального обеспечения. Оно предопределяет круг лиц, подлежащих обеспечению, источники финансирования и другие характерные признаки социального обеспечения.

Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Рыночная экономика не порождает автоматически механизмов защиты населения от социальных рисков, поскольку они требуют значительных материальных затрат и не приносят прибыли. Эту задачу выполняет государство, достигшее определенной ступени социально-экономического развития и осознавшее ее значение для нормального функционирования общества. Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Студентам необходимо хорошо изучить концепцию «социального государства», знать основные социально-экономические права человека, закрепленные в Конституции РФ и международных актах, усвоить их содержание.

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других. Экономическая функция заключается: 1) в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца; 2) в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей); 3) в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям; 4) в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения. Так, по данным официальной статистики, доходы самых богатых превышают доходы бедных более чем в 20 раз.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Знание функций социального обеспечения поможет студентам осознать сущность социального обеспечения, понять, что создание государственной системы социального обеспечения вызвано объективной необходимостью и самым непосредственным образом влияет на дальнейшее развитие государства.

Государственная система социального обеспечения

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Государство руководит созданием финансовой базы и организационных структур, необходимых для реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение. В результате указанной деятельности возникает государственная система социального обеспечения, которая включает несколько подсистем: обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственную социальную помощь. В науке их принято называть организацонно-правовыми формами социального обеспечения. Указанные формы отличаются друг от друга по субъектам, источникам финансирования, видам выплат, органам управления.

Обязательному социальному страхованию подлежат лица, работающие по трудовому договору (наемные работники), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и другие лица, круг которых определен законом.

Страховыми случаями могут быть: болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца, потребность в медицинской помощи и другие. Они устанавливаются законом или договором, если речь идет о государственном (обязательном) социальном страховании, исключительно договором, когда дело касается добровольного (негосударственного) страхования.

Право на получение выплат за счет средств государственного социального страхования определяется в зависимости от уплаты ЕСН и страховых взносов. Ставки ЕСН установлены ст.241 Налогового кодекса РФ, а страховых взносов ст.22 ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Назначение и выплата трудовых пенсий находится в ведении Пенсионного фонда РФ (ПФР).

Предоставление пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и других видов страховых пособий производится работодателями за счет части ЕСН, перечисляемой в виде страховых взносов в территориальные отделения ФСС, или самими территориальными отделениями ФСС – индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и другим категориям застрахованных лиц, применяющих особые налоговые режимы.

Фонды обязательного медицинского страхования оплачивают счета страховых медицинских компаний в рамках Федеральной и территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

Обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета охватывает особых субъектов, выполняющих важные государственные функции: государственных гражданских служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории граждан с учетом специфического характера их деятельности. Назначение выплат входит в компетенцию соответствующих министерств (Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и других).

Студентам следует обратить внимание на то, что федеральный бюджет является источником финансирования пенсий, пособий и услуг не только для особых субъектов, но и для других лиц в случаях, установленных законом. Так, после ликвидации в 2001 г. Государственного фонда занятости населения РФ пособия по безработице выплачиваются из федерального бюджета.

За счет средств федерального бюджета предоставляются пенсии военнослужащим по призыву, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, а также социальные пенсии в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Государственная социальная помощь в последние годы играет все более важную роль в системе социального обеспечения. Право на нее имеют малоимущие лица, которые по уважительным, не зависящим от них причинам не приобрели права на трудовую пенсию и не имеют средств существования в объеме прожиточного минимума (например, инвалиды с детства). Финансирование социальной помощи, как правило, производится за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

Социальная помощь предоставляется в виде набора социальных услуг (дополнительная бесплатная медицинская помощь, путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно), денежных выплат (социальных пособий, субсидий и др.), натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).

Наряду с созданием государственной системы социального обеспечения, государство поощряет добровольное социальное страхование, дополнительные формы социального обеспечения и благотворительность. Это означает, что защита населения от социальных рисков может финансироваться как за счет государственных средств в рамках государственной системы, так и за счет частных источников в качестве индивидуального самообеспечения или коллективного взаимообеспечения.

Студенты должны знать, в каких формах в нашей стране реализуется конституционное право на социальное обеспечение, четко усвоить основные признаки организационно-правовых форм социального обеспечения, различать их по указанным признакам.

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Государство руководит созданием финансовой базы и организационных структур, необходимых для реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение. В результате указанной деятельности возникает государственная система социального обеспечения, которая включает несколько подсистем: обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственную социальную помощь. В науке их принято называть организационно-правовыми формами социального обеспечения. Указанные формы отличаются друг от друга по субъектам, источникам финансирования, видам выплат, органам управления.

Обязательному социальному страхованию подлежат лица, работающие по трудовому договору (наемные работники), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и другие лица, круг которых определен законом. Страховыми случаями могут быть: болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца, потребность в медицинской помощи и другие. Они устанавливаются законом или договором, если речь идет о государственном (обязательном) социальном страховании, исключительно договором, когда дело касается добровольного (негосударственного) страхования. Право на получение выплат за счет средств государственного социального страхования определяется в зависимости от уплаты страховых взносов. Предоставление пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и других видов страховых пособий производится работодателями за счет страховых взносов перечисляемых в территориальные отделения ФСС, или самими территориальными отделениями ФСС — индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и другим категориям застрахованных лиц, применяющих особые налоговые режимы. Фонды обязательного медицинского страхования оплачивают счета страховых медицинских компаний в рамках Федеральной и территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

Обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджетаохватывает особых субъектов, выполняющих важные государственные функции: государственных гражданских служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории граждан с учетом специфического характера их деятельности. Назначение выплат входит в компетенцию соответствующих министерств (Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и других), следует обратить внимание на то, что федеральный бюджет является источником финансирования пенсий, пособий и услуг не только для особых субъектов, но и для других лиц в случаях, установленных законом. Так, после ликвидации в 2001 г. Государственного фонда занятости населения РФ пособия по безработице выплачиваются из федерального бюджета.

За счет средств федерального бюджета предоставляются пенсии военнослужащим по призыву, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, а также социальные пенсии в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Государственная социальная помощьв последние годы играет все более важную роль в системе социального обеспечения. Право на нее имеют малоимущие лица, которые по уважительным, не зависящим от них причинам не приобрели права на трудовую пенсию и не имеют средств существования в объеме прожиточного минимума (например, инвалиды с детства). Финансирование социальной помощи, как правило, производится за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Социальная помощь предоставляется в виде набора социальных услуг (дополнительная бесплатная медицинская помощь, путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно), денежных выплат (социальных пособий, субсидий и др.), натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).

Наряду с созданием государственной системы социального обеспечения, государство поощряет добровольное социальное страхование, дополнительные формы социального обеспечения и благотворительность. Это означает, что защита населения от социальных рисков может финансироваться как за счет государственных средств в рамках государственной системы, так и за счет частных источников в качестве индивидуального самообеспечения или коллективного взаимообеспечения.

Система права социального обеспечения. Современной наукой системность рассматривается в качестве одного их фундаментальных свойств объективного мира. Как метод научного познания, системный подход включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов изучения объекта (компонентный, структурный, функциональный), которые позволяют в совокупности дать более глубокое представление о системе в целом.
Центральное место в системном подходе занимает компонентный аспект исследования, отвечающий на вопрос, из каких частей состоит системное целое.

Другой важный аспект системного подхода связан с изучением внутренней организации содержания системы, т.е. ее структуры. Применительно к праву структурный анализ означает выявление отраслевого состава, установление места конкретных отраслей в общей системе права, изучение взаимодействия отраслей друг с другом и системой в целом. А на уровне отрасли права его применение позволяет определить состав ее институтов, их соотношение и характер воздействия друг на друга.
Функциональный аспект заключается в установлении способов проявления активности системы и ее компонентов. Право занимает ведущее место в механизме социального регулирования.

Компонентами системы права являются: отрасли, институты, нормы права и иные образования, занимающие промежуточное положение (подотрасли, подинституты). Они проявляют свое регулятивное свойство лишь в определенных пределах и формах. В частности, отрасль обеспечивает регламентацию в пределах конкретной группы общественных отношений, а правовая норма затрагивает лишь отдельные стороны определенного общественного отношения.

Норма может выражать общие, принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли. Руководствуясь этим критерием, нормы отрасли можно группировать на общую и особенную части.

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений, в которой можно выделить общую и особенную части.

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся нормы, выражающие цели и задачи правового регулирования, основные права человека в области социального обеспечения, принципы правового регулирования, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере социального обеспечения, виды социальных рисков.

Особенную часть составляют нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права. В качестве примера можно назвать следующие институты: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пособий по безработице, по временной нетрудоспособности и пр.

Внутри институтов нормы права также располагаются по определенной системе с учетом дифференциации условий обеспечения. В частности, внутри института трудовых пенсий по старости можно выделить:1) общие нормы, определяющие субъектов и содержание пенсионных правоотношений, юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие действие данных правоотношений, перерасчет и индексацию трудовых пенсий, процедуру их назначения и выплаты. Действие указанных норм распространяется на все группы лиц, если они не имеют права на получение трудовых пенсий по старости на основании специальных норм; 2) специальные нормы, закрепляющие право на досрочное обеспечение трудовыми пенсиями по старости с учетом вредности, тяжести, природно-климатических условий труда.

Комплексными институтами в праве социального обеспечения можно назвать институты пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями, бесплатной и частично-платной медицинской помощи, бесплатного и частично-платного социального обслуживания. Указанные комплексные институты охватывают несколько блоков самостоятельных институтов (например, трудовых пенсий и социальных пенсий). В 70-х годах прошлого века В.С. Андреев обратил внимание на то, что совокупность норм, регулирующих пенсионные отношения, представляет собой более мощное, чем институт структурное образование, и назвал его подотраслью права социального обеспечения.

Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и при наступлении других социальных рисков. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.

Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства. Система законодательства с разной степенью обобщения оформляет и закрепляет систему отрасли. Систему законодательства можно определить как совокупность нормативных актов о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, отражающей структуру отрасли права.

Государственное казённое образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал

Российской таможенной академии

ПРАКТИКУМ

по дисциплине

«Право социального обеспечения»

для самостоятельной работы студентов всех форм обучения

специальность: 030501 «Юриспруденция»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Практикум по праву социального обеспечения имеет цель на семинарских (практических) занятиях проверить и закрепить знания студентов в области теории права социального обеспечения, а также научить применять нормы права социального обеспечения к конкретным жизненным ситуациям.

Практикум охватывает основные темы учебного курса и полностью соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция».

К каждому разделу Практикума приводится перечень нормативных актов и литературы.

Предполагается, что на семинарском занятии обсуждаются теоретические вопросы изучаемой темы, ответы по которым готовятся студентами по учебникам, конспектам лекций, рекомендованной литературе и нормативным источникам, однако основное внимание всё-таки уделяется решению юридических задач.

Планирование практических занятий и выбор задач при изучении курса осуществляется преподавателем, ведущим занятие.

При решении задач студентам можно рекомендовать такую основную схему: 1) правильно понять приведенную в задаче ситуацию и поставленный вопрос (или задание) для разрешения; 2) найти в законе или в другом правовом акте необходимые для применения к обстоятельствам, изложенным в условии задачи, нормы права и дать толкование этих норм; 3) привести своё заключение по условиям задачи (заданию) в соответствии с результатами толкования подобранных правовых норм; 4) составить проект решения по задаче (заданию) в требуемой форме.

Иными словами, для решения задачи необходимо уяснить изложенную в ней ситуацию, дать ей правовую оценку и на основании всестороннего толкования соответствующих нормативно-правовых актов (правовых норм) сформулировать аргументированное правильное решение. Ответы могут быть представлены в письменной или устной форме.

Примерный образец решения задачи.

Условие.

Студентка 4 курса дневной формы обучения медицинской академии 20 марта 2007 г. устроилась на работу медицинской сестрой в ЗАО «Медико-сервис». С 10 октября 2007 г. она предъявила к оплате листок нетрудоспособности с отметкой «дородовый и послеродовый отпуск».

▪ Имеет ли она право на оплату листка нетрудоспособности и всех видов пособий, связанных с рождением ребёнка?

▪ Где она должна получать пособие: в академии или по месту работы?

Решение.

1. Федеральный закон от 22.08.1996 г. (с изм. и доп.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» не запрещает студентам дневной формы обучения совмещать работу с обучением, однако в соответствии с п. 9 ст. 16 этого закона, за нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения.

2. Согласно ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса РФ, с лицами, обучающимися по очной форме обучения, по соглашению сторон может заключаться как срочный, так и бессрочный трудовой договор. В соответствии со ст. 258 ТК РФ, женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам.

3. В соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ от 29.12.2006 г. «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособн6ости, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», а также Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным пост. Правительства РФ от 15 июня 2007 г., назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. В случае если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему каждым работодателем. Размер пособия – 100 % среднего заработка.

Таким образом, студентка имеет право на оплату листка нетрудоспособности и всех видов пособий, связанных с рождением ребёнка по месту своей работы.

Тема 1. Предмет, метод, система, принципы и источники права социального обеспечения.

Задания и задачи

  1. Перечислите основные причины создания государственной системы социального обеспечения.
  2. Назовите статьи Конституции РФ закреплено право человека на социальное обеспечение.
  3. Постройте концепцию «социального государства», как Вы её понимаете.
  4. Раскройте содержание основных функций социального обеспечения.
  5. Перечислите категории населения, получающие все виды социального обеспечения за счёт средств федерального бюджета.
  6. Сформулируйте понятие предмета права социального обеспечения.
  7. Укажите отличительные признаки метода права социального обеспечения.
  8. Укажите институты, составляющие Общую часть и Особенную часть права социального обеспечения.
  9. Дайте определение понятию принципов права социального обеспечения, приведите их классификации.
  10. Раскройте содержание принципа всеобщности права на социальное обеспечение.
  11. Что означает дифференциация условий, определяющих право на социальное обеспечение?
  12. Как Вы понимаете гарантированность социального обеспечения при наступлении социального риска?
  13. Сформулируйте понятие источника права социального обеспечения.
  14. Можно ли считать источниками права социального обеспечения общепризнанные принципы и нормы международного права?
  15. Определите значение постановлений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам социального обеспечения.

Задача № 1

Васильева работает по трудовому договору в ОАО «Красная Заря». 1 июля 2005 г. она заболела.

• Является ли временная нетрудоспособность социальным риском и страховым случаем?

• Каким видам обязательного социального страхования подлежит Васильева?

Задача № 2

Петров служил по контракту в органах МВД. При задержании преступника он был ранен и стал инвалидом.

• Имеет ли Петров право на пенсию по инвалидности?

• Из каких источников она будет финансироваться?

Задача № 3

Свиридова 13 лет проработала на кондитерской фабрике по трудовому договору. 28 мая 2005 г. она была уволена по сокращению штатов. Она обратилась в службу занятости в целях трудоустройства и была зарегистрирована в качестве безработной.

• Имеет ли она право на пособие по безработице?

• Из каких источников финансируется его выплата и как устанавливается размер пособия?

Задача № 4

Грачев (35 лет) является вынужденным переселенцем из Чечни. Его семья состоит из трудоспособной неработающей жены, 5-летней дочери и матери (57 лет).

• Кто из членов семьи имеет право на социальное обеспечение и на какие виды?

Задача № 5

Миша Аганов (7 лет) является инвалидом с детства.

• На какие виды социального обеспечения он имеет право?

Задача № 6

Гражданин Германии Шмидт в период туристической поездки в Санкт-Петербург сломал ногу.

• Имеет ли он право на получение бесплатной медицинской помощи в России?

• Если да, то из каких источников она должна финансироваться?

Задача № 7

Грачева 35 лет проработала в Государственной библиотеке им.М.В. Ленина. 21 июля 2006 г. ей исполнилось 55 лет.

• Входят ли отношения по выплате трудовых пенсий по старости в предмет права социального обеспечения?

• В какой орган ей следует обратиться за назначением трудовой пенсии по старости?

• Какие приемы используются при регулировании материальных и процедурных отношений, возникающих в связи с предоставлением трудовой пенсии по старости?

• Какое место в системе права социального обеспечения занимают нормы, регулирующие указанные отношения?

Задача № 8

Полковник Кораблев (50 лет) прослужил 30 лет в войсках противовоздушной обороны. 9 августа 2006 г. он ушел в отставку.

• Имеет ли он право на пенсию за выслугу лет?

• Входят ли отношения по выплате указанной пенсии в предмет права социального обеспечения?

• В какой орган ему следует обратиться за назначением пенсии?

• Императивными или диапозитивными нормами регулируются данные отношения?

• Определите место этих норм в системе права социального обеспечения.

Задача № 9

Варнава обратился в редакцию журнала «Социальная защита» со следующим вопросом. Федеральным законом от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлен разный пенсионный возраст для приобретения права на трудовую пенсию по старости: для мужчин – 60 лет, а для женщин – 55 лет. Он считает, что данная норма является ярким примером дискриминации мужчин по признаку пола.

• Дайте разъяснение от имени редакции журнала.

Задача № 10

Одинокая пенсионерка Аксенова, получающая пенсию в размере 2903руб. в месяц, обратилась за предоставлением субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

• При каких условиях и какие категории населения имеют право и на получение указанной субсидии?

Задача № 11

12-летний Алёша Петухов сбежал из дома из-за постоянных побоев матери.

• На какие виды социальных услуг он имеет право?

Задача № 12

52-летний Садыков 11 сентября 1997 г. переехал из Казахстана в Курск дочери на постоянное местожительство. 20 декабря 2005 г. в связи с достижением 60 лет он обратился в ПФР за назначением трудовой пенсии по старости. К заявлению он приложил копию трудовой книжки, подтверждающую общий трудовой стаж 35 лет, и справку о заработке.

• Имеет ли он право на получение пенсии на территории РФ?

• Какими источниками права регулируется решение данного вопроса?

Задача № 13

Пенсионерка Кошелева, переехавшая на постоянное местожительство в Минск из Ярославля, при получении первой пенсионной выплаты обнаружила, что пенсия переведена в белорусские рубли. Кошелева считала, что пенсию должны платить в российских рублях, т.к. она всю жизнь проработала на территории России.

• Какой источник права следует применить в данном случае? Дайте разъяснение.

Задача № 14

Васильева проработала 20 лет на ткацкой фабрике. В октябре 2004 г. ей исполнилось 50 лет.

• Имеет ли она право на досрочное назначение трудовой пенсии?

• Каким источником права это установлено?

Рекомендуемые нормативные правовые акты и литература:

Тема 2. Правоотношения в сфере социального обеспечения.

Задания и задачи

  1. Определите понятие правоотношения в сфере соцобеспечения, назовите элементы и виды правоотношений.
  2. Укажите субъектов и объекты правоотношений.
  3. Раскройте содержание правоотношения. Дайте общую характеристику каждому из элементов правоотношений: субъектов правоотношения, их праводееспособности; содержания и объекта; оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношения.
  4. Охарактеризуйте процедурные и процессуальные правоотношения в праве социального обеспечения.

Задача № 1

Грачев (участник Великой Отечественной войны) получает трудовую пенсию по старости.

• Субъектом каких правоотношений по социальному обеспечению он является?

• Определите их объект и содержание.

Задача № 2

Жданова находится в отпуске по беременности и родам.

• В каких правоотношениях по социальному обеспечению она состоит?

• Определите их объект и содержание.

Задача № 3

Вольжанский, имеющий II степень ограничения способности к трудовой деятельности, обратился в органы социальной защиты за заменой протеза в связи с истечением срока годности старого. Его положили в стационар протезно-ортопедического предприятия.

• В каких правоотношениях по социальному обеспечению он состоит?

• Определите их объект и содержание.

Задача № 4

11-летнего Сережу сняли с поезда, следовавшего по маршруту Москва-Самара. Из детского приёмника-распределителя его направили в детский приют временного содержания.

• В каких правоотношениях по социальному обеспечению он состоит?

• Определите их объект и содержание.

• Обладает ли он правосубъектностью?

Задача № 5

После окончания школы 17-летний Андреев обратился в государственную службу занятости с целью трудоустройства и представил паспорт, аттестат о среднем образовании.

• В какие правоотношения со службой занятости он вступил?

• Определите их объект и содержание.

Добавить комментарий