Государственно правовой режим

Политический режим (государственный режим) — это совокупность методов, приёмов и форм осуществления политической власти в обществе.

Однако понятия «политическая власть» и «государственная власть» не тождественны.

Политическая власть включает в себя государственную власть, т.к. гос. власть является одним из видом политической власти.

Таким образом, элементом формы государства является не политический режим, а государственный режим, который характеризует методы осуществления государственной власти.

Существенные изменения государственного режима могут привести к изменению формы государственного правления и формы государственного устройства.

Стоит помнить, что политический режим и государственный режим нельзя противопоставлять, т.к. характер политического режима определяется характером государственного режима. Это обусловлено тем, что государство является центральным элементом политической системы общества.

В обычных условиях основные характеристики государственного режима и политического режима совпадают.

Виды политических (государственных) режимов:

1. демократический режим:

— наличие оппозиционных власти партий, общественно-политических организаций и объединений; — критическое отношение к существующим структурам и формирование альтернативных политических институтов; — осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, призванного обеспечить свободу и безопасность граждан от произвола тех, в чьих руках находится власть; — требования полного освобождения экономической деятельности от надзора государства, свободы рыночных отношений, частной собственности, личной предпринимательской инициативы; — развитие гражданских прав и свобод, гласности, значительное увеличение независимых источников информации и др.

2. либеральный (полудемократический) режим: Турция, Египет.

— в основном демократические методы формирования гос. органов; — исполнительные, а не законодательные органы, выходят на передний план; — нарушена система сдержек и противовесов; — плохая защита прав и свобод человека; — политическая оппозиция не одобряется; — низкая политическая активность граждан; — плохая связь общества с государством.

3. авторитарный режим: Тайланд, Сирия

— небольшое число носителей власти (диктатор, военная диктатура, олигархическая группа); — неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению; — игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена; — монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелостигражданского общества либо недоверия партиям со стороны населения).

4. тоталитарный режим:

— идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же определяется); — единовластие одной партии (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы); — организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс); — монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие); — централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики); — милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).

Типы государственных режимов

Вопрос о типологии государственных режимов разработан слабо в учебной литературе. Существуют два разных подхода к типологии государственных режимов:

1. Деление понятия «государственный режим» на типы в зависимости от главного принципа построения властных отношений в обществе. Различают государственный режим единоличного (автократического) властвования и государственный режим общенародного (демократического) властвования. Соответственно этому различают автократический и демократический типы государственного режима. Данный подход представляется самым объективным, способным охватить сразу наиболее общие, присущие всем государствам признаки государственного режима.

2. В зависимости от принципа разделения властей и их реального соотношения между собой выделяют следующие типы: Президентский государственный режим, Парламентский дуалистический государственный режим и Парламентский монистический государственный режим. Данный подход, как представляется, имеет слабое место в том, что он опирается на форму правления при делении понятия на типы. При таком подходе возникает смешивание понятий формы правления и формы государственного режима. Отождествлять государственный режим с системой высших органов власти и со способами организации последних недопустимо. В некоторых исследовательских работах по типологии, вообще выделяют только два основных типа государственного режима — монархия и республика. Абсурдность такого подхода очевидна. Государственный режим является самостоятельной государствоведческой категорией, не имеющей аналогов в философии и обладающей собственным содержанием и правовой формой его выражения вовне.

В предлагаемой на защиту работе, автор в предложенном определении указал, что государственный режим — это длящийся непрерывно процесс проявления и осуществления вовне суверенной государственной власти. Следовательно, деление понятия «государственный режим» на типы представляется целесообразным исходя из главного принципа построения властных отношений, определяющего характер взаимоотношений государства и личности.

Автократический государственный режим (греч. бхфьт — сам, ксЬфпт — власть) характеризуется сосредоточением всей полноты суверенной государственной власти в руках одного субъекта — главы государства. Данному властному субъекту принадлежит безраздельно законодательная, исполнительная и судебная власть. Так же он характеризуется нарушением принципа разделения властей, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов, концентрацией огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов и как следствие — незаконным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения политических партийи других организаций Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М.: Юристъ, 2003г., стр. 103.

В зависимости от объёма функций управления общественной жизнью (в том числе ее экономической сферой), принятых на себя государственными органами, автократический государственный режим подразделятся, в свою очередь, на:

Деспотический режим (от др.-греч. деурпфЯб— неограниченная власть). Этот режим характерен для абсолютной монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотизм возник в древности и характеризовался крайним произволом в правлении, полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствия правовых и моральных начал в управлении. При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подданных.

Деспотический режим встречался в основном в странах Среди-земноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах «азиатского способа производства» , рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима и т.д. Венгеров, Анатолий Борисович.Теория государства и права: Учебник/А.Б. Венгеров. — 2-е изд. —

М.: Омега-Л, 2005 г., стр 152.

Тиранический режим ( от греч. фхсбннЯт — произвол) также основан на единоличном правлении. Однако в отличии от деспотии, власть тирана устанавливается насильно, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Она лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде.

Режим диктатуры (лат. dictatura) характеризуется тем, что вся полнота государственной власти принадлежит только одной политической позиции — правителю (диктатору), правящей партии, правящей группе лиц, правящему союзу или правящему социальному классу.

Демократический государственный режим ( от др.-греч. слова дзмпксбфЯб — «власть народа», от д?мпт — «народ» и ксЬфпт — «власть») характеризуется провозглашением народа, как единственного источника государственной власти, осуществляемой по его воле и в его интересах.

Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду государственного режима.

Первая группа — это формальные признаки: а) народ — основной источник власти; б) юридическое равенство всех граждан; в) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений; г) выборность основных государственных органов.

Вторая группа — это реальные признаки: а) развитые институты представительной и непосредственной демократии; б) гарантирование гражданам политических прав и свобод; в) свобода информации и независимость СМИ; г) партийный и политический плюрализм; д) разделение властей; е) независимость профсоюзов; ж) местное самоуправление; з) сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия; и) признание этнических и других социальных меньшинств.

Как историческое явление демократия имеет свои весьма отдаленные прообразы, существовавшие в первобытнообщинном обществе — догосударственные, неразвитые, зачаточные формы отдельных демократических общественных институтов (неполитические демократические формы родового и племенного самоуправления). По мере эволюции древних обществ, возникали и развивались государства, изменялось их устройство, демократические институты видоизменялись, отмирали и возрождались в новых формах, в зависимости от конкретных исторических условий.

Первым демократическим государством, в античном понимании демократии, являлся город-государство Афины (V век до н.э.). Афинская демократия имела сословный характер, полноправные граждане не составляли большинства жителей. Содержание понятия демократия пересматривалось и расширялось в ходе исторического развития государства и общественных наук. Наибольший импульс развитию демократического политического режима придал созыв первого английского парламента (1265 г.) и дальнейшая парламентская практика в Англии, Великая французская революция (1789 г.) и рождение американского конституционализма (1787 г.)

Как видно из предпринятой типологии государственно-правовых режимов, обнаруживается прямая взаимосвязь между главным принципом построения властных отношений в обществе и характером взаимоотношений государства и личности, который выражается в степени реальной юридической свободы, гарантированности основных прав и свобод.

Представляется интересным вопрос о таких видах государственно-правового режима, которые крайне редко освещаются в учебных пособиях. Речь идет об исключительных государственно-правовых режимах — режиме чрезвычайного положения и режиме военного положения. В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона » О военном положении» под таким государственно-правовым режимом понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении». Издательство «Парламентская газета», N 24, 02.02.2002г., ст. 1.. Такой государственно-правовой режим характеризуется значительным ограничением основных конституционных прав и свобод человека и гражданина: запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации, невозможность проведения выборов и референдумов и др.

Государственно — правовой режим чрезвычайного положения означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Издательство «Российская газета», N 105, 02.06.2001г., ст. 1..

БИЛЕТЫ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

составитель неизвестен (кто-то с кафедры ИТГП), сканирование — С.Т.; обработка — А.М.

22. Государственно-правовой (политический) режим.

Государственно-правовой (политический) режим — это совокупность приемов и методов, с помощью которых органами государства осуществляется власть в обществе. Государственно-правовой (политический) режим бывает двух видов — демократический и авторитарный.

Демократический режим — это режим, основанный на полновластии народа, т.е. на его реальном участии в делах государства, общества, на признании прав и свобод человека.

Авторитарный режим — абсолютномонархический, тоталитарный, фашистский и т.д. — проявляется в отрыве государства от народа, подменой его (народа) как источника государственной власти властью императора, вождя, генерального секретаря и пр.

Уясняя понятие государственного режима, нужно иметь в виду, что демократические и авторитарные режимы не существуют в чистом виде. В реальных государствах демократические и авторитарные режимы могут на некоторое время переплетаться (особенно в государствах переходного типа), дополняться различными факторами, обусловленными конкретными историческими условиями жизни того или иного государствообразующего народа.

16. Понятие механизма государства

Механизм государства — это система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.Механизм государства состоит из государственных учреждений, государственного аппарата и государственных предприятий.

3. Объекты права и правоотношений.

Объект права — это материальные и нематериальные блага, на которые направлены правоотношения.

Объект правоотношения — это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. Объектами правоотношений выступают предметы духовного творчества (например, объект авторского права — созданное автором произведение), различные нематериальные блага (право на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т.д.).

28. Понятие и сущность права. Объективная потребность в праве.

Право — это система установленных и гарантированных государством формально определенных правил поведения общего характера, обусловленных, в конечном счете, материальными и духовно-культурными условиями жизни общества. Сущность права заключается в том, что оно направлено на установление справедливости в обществе. Как общественный институт оно как раз и было найдено для того, чтобы противостоять насилию, произволу, хаосу с позиции справедливости и нравственности. Поэтому право всегда выступает в обществе стабилизирующим, усмиряющим фактором. Его главное предназначение — обеспечить согласие, гражданский мир в обществе с позиций прав человека.

История человечества располагает достаточными доказательствами того положения, что любое общество может процветать и оптимально развиваться, лишь опираясь на идеи правовой (справедливой) организации своей жизни, на признании верховенства права. Оттого человечество и осознало необходимость строительства правового государства, что все остальные известные истории типы государства и права (классовые, расовые, этнократические, религиозные и др.) не могли и не могут обеспечить гражданский мир и согласие.

17. Понятие государственного органа.

Государственный орган:

• осуществляет от имени государства его функции;

• имеет определенную компетенцию;

• обладает властными полномочиями;

• характеризуется определенной структурой;

• имеет территориальный масштаб деятельности;

• образуется в порядке, установленном законом;

• устанавливает правовые связи личного состава.

Виды государственных органов:

1) по способу возникновения: первичные (они никакими органами не создаются, они возникают либо в порядке наследования, либо и порядке избрания путем выборов) и производные (создаются первичными органами, которые наделяют их властными полномочиями. Это исполнительно- распорядительные органы, органы прокуратуры и др.)

2) по объему властных полномочий: высшие и местные (не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления не являются государственными). Высшие распространяют свое влияние на всю территорию, местные — только на территорию административно-территориальной единицы) 3) по широте компетенции: общей (Правительство) и специальной (отраслевой) компетенции (Минфин, Минюст).

4) коллегиальные и единоличные.

5) по принципу разделения властей; законодательные, исполнительные, судебные, контрольные, правоохранительные, распорядительные.

52-53. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Все нормативные акты имеют определенные временные, территориальные ограничения

существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц.

По общем правилу нормативные акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

Действие нормативного акта во времени — это момент вступления нормативного акта в законную силу:

— в результате указания в тексте нормативного акта на конкретную дату, с которой документ вступает в силу;

— в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа («с момента подписания”, «с момента опубликования”);

— в результате применения общих правил:

• законы РБ, другие нормативные акты высших представительных органов гос. власти вступают в силу на всей территории РБ одновременно;

• нормативно-правовые акты Президента РБ со дня их официального опубликования;

• акты министерств и ведомств со дня их официального опубликования подлежат государственной регистрации в Минюсте.

Порядок вступления в силу актов субъектов РБ, муниципальных образований определяются ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:

• истечения срока, на который был принят документ;

• объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену которое может содержаться в специальном акте);

• принятие управомоченным органом нового нормативного акта равной или больше) юридической силы, регулируемых этот круг общественных отношений;

• устаревания документа в связи с истечением обстоятельств, которые подлежали регулировании (нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов).

Нормативный акт не имеет обратной силы — нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Исключение – уголовное законодательство, в котором правило: уголовный закон имеет обратную силу, если им смягчается или устраняется наказуемость деяния.

Нормативный акт может утратить силу, но его отдельные положения могут применяться к фактах имеющим место во времени его действия (регулирование длящихся отношений).

Действие нормативного акта в пространстве — территориальное ограничение его действия — когда нормативный акт применяется на той территории, на которой распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующего органа. Акты федеральных органов государственной власти распространяются на всю территорию РБ, акты субъектов РБ — на территории субъектов РБ, акты муниципальных образований — на территорию административных единиц.

Действие нормативных актов по кругу лиц.

Все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают.

46. Понятие нормативно-правового акта.

Нормативно-правовой акт — это официальный документ, созданный компетентным органам государства (субъектом правотворчества), устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Это внешнее выражение нормы права. Нормативно-правовой акт может быть издан оперативно, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные изменения в обществе.

Они систематизированы определенным образом, что позволяет легко осуществлять поиск нужной нормы права. Позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает избежать произвольного толкования. Нормативно-правовые акты

охраняются государством.

Признаки нормативно-правового акта:

1) Издается компетентным органов, уполномоченным (наделенным правотворческой компетенцией на это государством. Нормативно-правовые акты принимаются не всеми государственными органами, строго определенными в рамках компетенции. Т.е. министр может принять только приказ, и не уполномочен принимать постановление.

2) Содержит нормы права. Именно это делает его нормативным и общеобязательным.

3) Обладает юридической силой.

4) Имеют определенную форму и реквизиты.

5) Имеют пределы действия: временные, пространственные, субъектные.

6) Принимаются с соблюдением определенной процедуры

7) Находятся в определенной иерархии, построенной на юридической силе.

5. Методы теории государства и права.

Методы теории государства и права — это приемы, способы, подходы, которые используются теорией государства и права для познания своего предмета и получения научных результатов.

Выделяются следующие методы:общенаучные — общие методы, выработанные общественными и естественными науками:

— материалистический подход — позволяет проследить связь государства и права с реальными процессами, выявить и исследовать их возможности для упрочнения материальных основ и увеличения экономического потенциала общества;

— диалектический метод — учение об общих закономерных связях развития бытия и сознания;

Политический режим — наиболее важный элемент формы государства, поскольку определяет характер и способы взаимодействия власти, общества и личности. Следовательно, в понятии «политический режим» достаточно полно выражается сущность государства. По этой причине политический режим является относительно автономным элементом формы государства, способным изменить и форму правления, и форму государственного устройства. Чем же обусловлена подобная способность? Для этого сначала следует выявить содержание понятия «политический режим», его соотношение с государственным режимом.

Соотношение понятий «политический режим» и «государственный режим»

Сущность социальной власти заключается в ее способности придавать взаимодействию индивидов целесообразность, упорядоченность, предсказуемость, разновидность. Политическая власть, как разновидность социальной власти, призвана согласовывать взаимодействие классов, социальных групп, политических партий, движений по поводу наиболее значимых интересов, реализация которых не может быть осуществлена без вмешательства государства. Государство осуществляет упорядочение социальных отношений с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения, интереса, страха и т.д. Совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности, называется политическим режимом.

Политическая власть многообразна по способам своего воздействия на общество, поведение людей, классов, партий. Это обстоятельство и стало основанием для неоднозначного понимания термина «политический режим», использования в юридической науке наряду с ним понятий «государственный режим», «политико-правовой режим», «государственно-правовой режим».

В англо-американской юридической науке понятие «политический режим» интерпретируется широко и отождествляется с понятием «политическая система». Понятие «политический режим» включает в себя все способы взаимодействия между государством и негосударственными организациями по поводу желательного для них распределения ресурсов, ценностей, материальных и социальных благ.

В евроконтинентальной юридической науке понятие «политический режим» трактуется функционально, выражает характер взаимосвязи государства и индивида и складывается из политического курса, который выбирает держатель верховной власти и политической деятельности для его осуществления, включая в первую очередь средства и методы реализации власти.

В российских политологической и юридической науках при схожести в функциональной интерпретации содержания политического режима происходит отождествление понятий «политический режим» и «государственный режим». Известная сложность в разграничении указанных понятий привела к введению в научный оборот таких понятий, как «государственно-правовой», «политико-правовой», «государственно-политический режим».

Например, одни рассматривают государственно-правовой режим как совокупность средств и методов реализации власти, закрепленных в нормативных правовых актах государства. Однако заметим, что государство использует не только правовые методы. Другие отождествляют политический режим с формой правления. В этом случае классификация политических режимов осуществляется на основе соотношения законодательной и исполнительной функций государства. Исходя из этого, выделяют режим слияния власти (абсолютная монархия), режим разделения власти (президентская республика) и режим сотрудничества (парламентская республика и парламентская монархия). Однако подобное толкование политического режима является узким и не учитывает влияния таких политических институтов, как партийная система, группы давления и т.д. С этой точки зрения форму правления было бы точнее рассматривать как один из компонентов политического режима.

На наш взгляд, политический и государственный режимы — явления не тождественные, как и связанные с ними понятия «политика» и «государство». Понятие политический режим шире по своему объему, чем государственный, поскольку включает в себя средства и методы как государственного принуждения, так и негосударственного воздействия на общество. Если следовать мнению французского политолога М. Дюверже, то политический режим представляет собой определенное сочетание системы партий, способа голосования, одного или нескольких типов решений, одной или нескольких групп давления. В качестве элементов политического режима западноевропейские ученые рассматривают:

  • — партийную систему, которая определяет сущность режима;
  • — избирательную систему;
  • — структуру институтов верховной власти;
  • — принцип легитимности органов государственной власти;
  • — способы принятия политических решений;
  • — заинтересованные группы (лобби, группы давления, профсоюзы и иные организации, созданные по профессиональному, этическому, религиозному интересам).

В отличие от политического государственный режим представляет собой совокупность форм, методов и приемов реализации публичной власти посредством государственного механизма. Среди них можно выделить как правовые методы (экономическую поддержку предпринимательства, выбор избирательной системы, обеспечивающей преимущество правящему классу, идеологическую поддержку проводимого политического курса), так и неправовые (насилие, политический террор против оппозиции, расстрел массовых манифестаций трудящихся). Их выбор зависит от соотношения политических сил в стране. Если государственная власть попеременно находится у различных политических сил, то режим будет постоянно изменяться. Причем изменение государственного режима существенно отражается на форме правления и форме государственного устройства.

Понятие «государственный режим» выражает характер существующей власти, ее содержание. Обычно в понятии «государственный режим» заключено соотношение диктатуры и демократии как принципов организации общественной жизни. Однако понятие «государственный режим» не исчерпывает всех средств осуществления политической власти. Кроме государства в любом обществе есть политические силы, которые прямо не связаны с государственной властью, однако оказывают на нее очень существенное влияние, например промышленно-финансовые группы, военно-промышленный комплекс, профсоюзы, политические партии, творческие союзы, средства массовой информации, Церковь.

Исторически понятие «государственный режим» невозможно корректно использовать для характеристики способа правления до XVIII в., т.е. до времени появления политических партий. Тогда государство было единственным субъектом политической власти, ее обладателем. После появления партий, движений, общественных организаций монополия государства на власть исчезает. Эти организации тоже становятся участниками политической жизни, борются за власть, влияют на нее. Поэтому понятие «государственный режим» уже, чем понятие «политический режим».

  • См.: Матузов II. И., Мальков А. В. Теория государства и права. М., 1997.С. 92.

Добавить комментарий