Государство и экономика тгп

1. Соотношение экономики, политики и права

Политика — система отношений между классами, партиями, нациями и др. большими социальными группами, между государством и народом по поводу формирования и реализации государственной власти.

Экономика — это совокупность производственных отношений, способ производства конкретного правоотношения.

Право — юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей

К соотношению понятий имеется два подхода.

1. Из этих понятий нет приоритета. Экономические отношения обладают свойством некоторой саморегуляции даже при высокоразвитой рыночной экономики. Рыночные отношения действуют стихийно противоречиво, порождая кризисные явления и социальные конфликты. Экономические отношения могут благотворно развиваться при поддержке со стороны государства. При определенных экономических условиях может лидировать право. Например в эпоху буржуазной революции сначала принимались законы, а потом на их базе формировались новые экономические отношения. Политика при любом таком соотношении выступает посредником между экономикой и правом и занимает промежуточное положение.

2. Характер устойчивого приоритета экономики перед правом и политикой. Политика определяет право которое выступает более консервативным и менее подверженным изменениям.

На территории Российского государства сравнительно долгое время игнорировалось не только соотношение экономики с политикой и правом, но и связь между политикой и правом (таково было марксистско-ленинское учение). Само функционирование экономики управлялось не столько законом (правом), сколько государственными силами (политикой).

В самом общем виде единство политики и права состоит в наличии следующих характеристик:

1. Политика и право имеют единые причины, истоки формирования. Кроме того, данные категории в общественной жизни имеют сходное назначение, цель — регулирование, обеспечение устойчивости, стабильности существования и развития социальной системы.

2. Содержание политики и права предопределяется единой системой природных и социальных факторов. К числу природных факторов в данном случае можно отнести географическую среду, климатические условия, демографические процессы и др.; социальными факторами, в частности, являются экономические, идеологические, исторические, национально-культурные, религиозные и др.

3. И политика, и право являются нормативными регуляторами общественной жизни. Данные явления устанавливают стабильность в обществе путем определения основных прав и обязанностей его участников.

Следует отметить, что право — это относительно самостоятельное явление общественной жизни. Такая самостоятельность позволяет ему оказывать активное воздействие на политические процессы. Кроме того, право отличается и некоторыми другими особенностями:

1. Политика и право отличаются целевой направленностью действий их участников. Политика направлена на завоевание и использование политической власти. Право в свою очередь ориентируется наравноправное и справедливое обеспечение многообразных интересов различных субъектов и конкретных социальных отношениях.

2. Политика и право различаются также по виду субъектов, формирующих содержание данных явлений. Политика вырабатывается такими целостными субъектами, как классы, нации, народности, партии, движения, союзы и иные политические объединения. Право в свою очередь формируется государством, а именно — законодательными и исполнительными органами государственной власти.

3. Политика и право различаются по фактическому содержанию.

Состав политики более разнообразен, нежели состав права. Политика — это неоднозначное явление, которое объединяет в себе политическую идеологию, политические нормы, а также политические отношения. Содержание же права ограничивается совокупностью правовых норм, в которых фиксируется правовая политика государства.

4. Политика и право имеют различные сферы практического применения. Политика затрагивает почти все сферы общественной жизни, сфера действия права значительно уже. Данные сферы лишь пересекаются. Многие политические отношения вообще осуществляются вне правового поля, а некоторые правовые нормы не имеют политической значимости.

5. Политика и право обладают различной степенью их динамизма, способностью быстро реагировать на изменения в общественных потребностях и интересах. Политика — более подвижное явление, право, в свою очередь отличается некоторым консерватизмом.

6. Политика и право не совпадают по формам своего внешнего выражения. Политика может быть выражена в различных формах — таких, например, как: идеологические концепции, политические действия и др. В правовой системе Российского государства закрепились следующие четыре возможные формы существования права: правовой обычай, правовой прецедент, нормативный договор, нормативно-правовой акт.

7. Политика и право различаются методами, формами и средствами обеспечения реализации соответственно политических и правовых решений. Только право может обеспечиваться мерами государственного принуждения. Политика же в основном обеспечивается силой и возможностями конкретных политических сил, доверием, мерами убеждения и т. п.

Таким образом, исходя из изложенного материала, можно сделать следующий вывод о соотношении экономики, политики и права: политика и право, отражая потребности экономики и социальной системы в целом, тесно взаимодействуют друг с другом и при этом оказывают активное обратное влияние на экономические и социальные процессы.

Слово «экономика» в переводе с греческого языка означает искусство ведения домашнего хозяйства.

В марксистской концепции соотношение права и экономики дается с общих позиций выделения базиса и надстройки. Базисом обозначается экономика и экономическая структура общества (она формируется вне зависимости от воли и сознания человека), а надстройкой выступают идеологические отношения и институты, которые возникают посредством общественного сознания.

Экономика как базис играет определяющую роль по отношению к праву как к элементу надстройки. Базис выполняет по отношению к праву ряд функций:

– делает необходимым существование права как такового;

– определяет тип права;

– выявляет конкретные черты права определенной страны в данный период истории.

По мнению Маркса, право не может быть выше экономики. Однако он не рассматривал определяющее значение экономики для права прямолинейно, учитывая влияние на право иных факторов и частей надстройки.

В марксизме отмечена относительная самостоятельность права по отношению к базису, что находит выражение в возможности обратного влияния права на экономику.

Для корректной оценки взаимосвязей права и экономики следует учитывать необходимость государственно-правового регулирования экономики и соблюдения прав человека в экономической сфере.

Постоянный поиск оптимального соотношения между экономической свободой и экономическим равенством людей создавал благоприятные условия для появления новых теоретические моделей, в которых отражались различные подходы к установлению наиболее рациональных отношений между правом и экономикой.

Ученые Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Джон Локк считали, что экономическая и личная свобода индивида является главным и определяющим приоритетом, хотя и отмечали неизбежное возникновение неравенства.

Исследователь Жан-Жак Руссо полагал, что приоритет должен отдаваться равенству, а не индивидуальной свободе.

В настоящее время идеи невмешательства государства и права в экономику отстаивают представители либеральной школы (например, Хайек). При этом они подчеркивают, что государство не должно полностью самоустранять из плоскости экономику. Оно должно создавать благоприятные условия для инициативной деятельности людей и активизации их индивидуальных способностей.

В современном мире реализация идеи социального государства формирует баланс между развитием экономики и соблюдением права через осуществление государственно-правового регулирования.

В условиях смешанного типа экономических систем реализуются преимущественно следующие направления применения правовой формы:

– выяснение целей развития экономики;

– установление и обеспечение равноправия всех форм собственности;

– определение субъектов рыночных отношений;

– устранение негативных и вредных способов ведения хозяйства и предпринимательства;

– выработка и реализация эффективной налоговой политики;

– создание правовых механизмов и процедур для разрешения конфликтов в области экономики;

– введение и применение юридических санкций за совершение правонарушений в сфере экономики.

Таким образом, целесообразность построения эффективной системы взаимосвязей права и экономики характеризуется необходимостью:

– обеспечения правовыми способами условий для нормального и прогрессивного развития национальной экономики;

– обеспечения справедливого распределения и перераспределения доходов между разными слоями общества и группами людей посредством использования права, налоговой системы, государственного бюджета, социальных программ и т.п.

На реализацию вышеуказанных идей направлено и законодательство России. Так, в соответствии со статьей 8 Конституции в России гарантируются:

– единство экономического пространства;

– свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

– поддержка конкуренции и конкурентной среды;

– свобода экономической деятельности;

– равенство всех форм собственности.

Таким образом, право и экономику пронизывает огромное число связей. Обеспечение их позитивного взаимодействия оказывает большое влияние на эффективность функционирования государства, степень реализации принципа справедливости, улучшение благосостояния населения.

Право взаимодействует с различными общественными явлениями: экономикой, политикой, моралью, культурой, религией.

Наиболее существенны взаимосвязи права и экономики, права и политики, права и государства.

Право и экономика

Взаимодействие права и экономики подчиняется общим закономерностям общественного развития.

С одной стороны, экономические потребности общества объективно порождают необходимость правовой формы регулирования определенных экономических отношений, юридического закрепления и охраны различных форм собственности, обеспечения самостоятельности производителей. С другой стороны, правовая форма политических отношений является не просто необходимостью, она выполняет активную организующую роль, функцию и поэтому глубоко проникает в экономическую жизнь общества в качестве важного компонента механизма экономических процессов.

Если право адекватно отражает потребности развития экономических отношений (то есть закрепляет существующие общественные отношения и прогрессивные тенденции их развития), то оно способствует прогрессивному развитию общества.

Если право неправильно отражает потребности экономического развития, консервирует старые экономические отношения, то оно тормозит развитие экономики и общества в целом.

Взаимосвязь права и экономики проявляется в том, что всякая экономическая политика опосредуется нормами права, она должна быть в них закреплена.

Право и политика

Взаимодействие права и политики определяется тем, что правовые нормы исходят от государства, которое является политической организацией общества. Поэтому любые интересы и потребности людей, прежде чем стать правом, должны быть опосредованы государственной политикой (деятельностью законотворческих и др. правотворческих органов государства).

Политические требования становятся правом лишь в той мере, в какой они закреплены в системе общеобязательных норм, охраняемых государством.

В праве получает выражение и народная политика. В тех случаях, когда сам народ путем референдумов принимает законодательные акты, его волеизъявления приобретают правовой характер, становятся общеобязательной функцией нормативного регулирования общественных отношений.

Таким образом, право является одной из важных форм выражения политики. Политика, закрепляемая законодательно, должна отражать идеи свободы и справедливости.

Взаимодействие Экономики и Права

В экономике существует ряд своих законов, которым она подчиняется (Закон производства и сбыта, закон денежного обращения, закон предложения, закон спроса и другие), и все эти законы отражаются, или по другому можно сказать, выражаются в государственно-правовых актах. Так и в разных конституциях различных стран фиксируют принципы экономического базиса государства и задачи экономического развития. В гражданском кодексе имеют свое место законы определяющие форму собственности и дают гарантии её защиты, устанавливается налоговая политика и финансово денежная политика, координируется бюджет и кредитная система — все это можно назвать своеобразной экономической конституцией.

Благодаря различным взаимоотношениям права и экономики, появляется возможность регулировать и управлять экономикой и в наше время общество уже изобрело три таких способа:

1. Командный, административный, характеризирующийся тотальным государственно-правовым регулированием экономики. Закон регламентирует все процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Все объективные закономерности развития экономики игнорируются.

2. стихийный, рыночный, основанный на стихийном саморегулировании экономики, когда правовой и государственный механизмы самоустраняются от всякого вмешательства в экономику. В абсолютном виде в настоящее время нигде не наблюдается.

3. смешанный, сочетающий рыночные законы с разумным юридическим регулированием экономики, налогов, рынка сбыта, рабочей силы и т.д. Этот способ государственно-правового управления экономикой способствует ее поступательному развитию, поскольку государство защищает свободное предпринимательство от кризисов, предпринимает меры по предотвращению спада производства, кризиса хозяйственной жизни используя при этом юридические формы таких экономических рычагов как налоги, кредит, инвестиции и другие. Политика приватизации собственности, либерализации экономимики, бюджетная политика, плата за производственные фонды и природные ресурсы, кредитная политика, совершенствование финансовой системы — реальные правовые средства в оптимальной хозяйственной жизни.

Говоря о соотношении экономических и правовых норм важно определить пределы государственно-правового вмешательства в экономику. Юридические нормы должны определить цели, задачи, принципы рыночных отношений, законодательным путем, зафиксировать рамки и пределы вмешательства государства в экономику, закрепить и гарантировать все формы собственности, запретить монополию и недобросовестную конкуренцию, определить порядок разрешения хозяйственных, гражданско-правовых и иных споров. Право и экономика не просто соотносятся, а взаимодействуют. До известной степени право представляет собой продолжение экономики. В свою очередь, и экономика может существовать и развиваться в той или иной степени как регулируемая и направляемая с помощью государственно-правовых установлений. Прежде чем приступить к анализу соотношения права и экономики в различных социальных системах, необходимо установить основание классификации социальных систем. Длительное время в качестве единственно верного подхода к типологии социальных систем рассматривался марксистский подход (Марксистско-ленинское учение, в соответствии с которым пытались построить коммунистическое общество в России, неизменно подчеркивало доминирующее значение экономики для всех надстроечных явлений), который выделял последовательно сменяющиеся общественно-экономические формации:

1. первобытнообщинную.

2. рабовладельческую.

3. феодальную.

4. капиталистическую.

5. коммунистическую.

Если же пытаться систематизировать, слитые в единое целое, право и экономику, то можно получиться различные социальные системы, которые потом можно будет подразделить на три следующие группы:

1. социальные системы с рыночной экономикой.

2. системы с плановой, административно-командной экономикой.

3. социальные системы со смешанной экономикой.

Воздействие права на экономику происходит тремя основными способами:

1. право закрепляет сложившиеся экономические отношения, гарантирует их стабильность (право как закрепитель);!

2. право стимулирует создание и развитие новых экономичес- J ких отношений, если для этого имеются соответствующие условия (право как стимулятор);

3. право поддерживает и охраняет существующие экономические отношения, в особенности вновь возникшие (право как охранитель).

Рассмотрим каждый из указанных способов.

1. Необходимость правовой формы регулирования определенных экономических отношений объективно порождается экономическими потребностями общества. Выступая как закрепитель сложившихся реальных отношений в экономике (напр., определение участников рыночных отношений с помощью регистрационной деятельности компетентных органов государства), право обеспечивает их стабильность. Право соответствует материальным условиям жизни, обусловлено ими, фиксирует их. Оно не может быть выше уровня экономического развития общества. Например, нельзя требовать, чтобы в Украине были установлены такие же нормы права, как в США, об обеспечении старости, о пособиях по безработице и т.п., поскольку, не имея под собой реальной экономической почвы, они не будут выполнены.

2. В условиях трансформации экономической системы общества право может выступать в качестве определенного стимулятора развития этих отношений. Право не может насаждать рыночные отношения, но может способствовать их развитию. Оно способно снять преграды на пути к рынку, создать дополнительные экономические стимулы, закрепить экономические основы рыночной динамики, определить круг субъектов рыночных отношений и др. В Украине право стимулировало обеспечение экономической свободы, развитие права частной собственности, утверждение равноправия форм собственности, защиту бизнеса от чрезмерного регулирующего воздействия государства, предупреждение загрязнения окружающей среды и др. Однако новые, более развитые по своему содержанию производственные отношения, не могут появиться раньше, чем будут подготовлены необходимые материальные предпосылки.

Право влияет на экономику, выступая в качестве охранителя существующих экономических отношений. Это выражается в запрещении законом порочных средств ведения хозяйства и коммерции; применение санкций при злоупотреблении рекламой, товарными знаками и т.п. (антимонопольное законодательство). Это проявляется в регламентации порядка разрешения рыночных дел и споров о праве; восстановлении нарушенного состояния, возмещении вреда; установлении юридической ответственности, прежде всего материальной — по воле потерпевшей стороны (а не по указанию сверху).

Таким образом, определяясь экономикой, право оказывает обратное воздействие на экономику-либо способствует развитию экономики, ускоряет ее, либо тормозит поступательное движение вперед. Торможение происходит в том случае, когда экономические требования в праве отражаются в искаженном виде.

То есть вывод можно сделать такой, что право — это неотъемлемая составляющая экономики. Именно благодаря праву экономика приобретает свой вид, свою структуры и подразделяется на системы. Право в свою очередь регулирует экономику, и придает ей новые сферы воздействия. Имеющиеся в государстве и взятое за основу право, выбирает и конструирует пути развития экономики этого государства. Вот к примеру рыночная экономика, право создало такие субъекты как производитель и покупатель (хотя это весьма спорный вопрос). Кредитно-денежная система позволяет потребителю (это может быть государство, предприятие, группа людей, или же один гражданин) взять определенную сумму на определенное время со своей процентной ставкой, и вся эта система существует благодаря различным нормативным актам, которые и позволяют её осуществлять.

Международный научный журнал «Общество: политика, экономика, право» выходит с 2007 г., публикуя работы научных сотрудников исследовательских институтов и профессорско-преподавательского состава университетов.

Все номера журнала выходят одновременно в двух видах: традиционном печатном и новационном электронном.

Выход номера на сайте в сети Интернет на сайте www.dom-hors.ru позволяет моментально ознакомить всех заинтересованных читателей с изданными статьями, обеспечить ученым публикации результатов своих диссертационных и грантовых исследований, организовать живую дискуссию и получить отклик.

Это является наиболее важным элементом в публикации научной работы, ведь апробация полученных результатов и ознакомление научного сообщества с достижениями являются основными задачами, стоящими перед каждым ученым-исследователем – практиком и теоретиком.

Все статьи принимаются без внешних рецензий, обязательно проходят проверку на недобросовестные заимствования, рецензирование специалистами в соответствующей отрасли науки по принципу инкогнито (double-blind peer review), двухуровневую корректорско-редакторскую правку, осуществляются перевод информации об авторе, заголовков, аннотации и ключевых слов, примечаний, приведение библиографических ссылок в соответствие с ГОСТом (русских) и Гарвардской системой (переведенных на английский язык).

Миссия журнала – публикация результатов оригинальных исследований по политическим, экономическим и правовым аспектам развития современного общества.

Цель журнала состоит в создании комплексного подхода к теоретическим и практическим вопросам развития современного общества посредством достижений в социально-политическим, экономическим и правовым наукам.

Редакционная политика журнала – привлечение внимания к наиболее актуальным, перспективным и интересным направлениям развития политических, экономических и юридических дисциплин.

Редакционная этика журнала опирается на требования законодательства РФ в отношении авторского права и положения «Кодекса поведения и передового опыта для редакторов журналов» (Комитет по публикационной этике, 2011).

Входит в Перечень ВАК Минобрнауки РФ от 1 декабря 2015 г.

ISSN 2071-9701 (print), 2223-6392 (online)

подписной индекс 13095 – Пресса России

Выходит с 2007 года.
Периодичность – 12 раз в год

Рубрики: политика, экономика, право

Главный редактор: Чарахчян Константин Каренович, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г. Армавире.

Журнал входит в следующие международные базы данных: UlrichsWeb, EBSCO.

Добавить комментарий