Государство правоведение

§ 1. Предмет теории права и государства

Теория права и государства является основополагающей юридической наукой. Именно она выступает ядром, основой, на которой строится все юридическое знание, вся юриспруденция.

Предмет теории права и государства — это закономерности возникновения, функционирования и развития права и государства, их сущность, структура, основные элементы, принципы, институты.

Теория права и государства охватывает все пласты государственно-правовой действительности, раскрывает сущность государства и права, их функции, роль, назначение в обществе, глубинные связи и отношения, определяющие тенденции и направления развития данной сферы жизни общества, и на этой основе формируются главные, основополагающие выводы и положения по вопросам государства и права. Теория права и государства — это наука, имеющая фундаментальный характер. Вместе с другими науками, изучающими ведущие отрасли права, она образует научно-теоретическую базу всего российского правоведения.

Теория права и государства — вводная учебная дисциплина. С нее начинается освоение юриспруденции. Не изучив основных категорий и понятий, процессов правотворчества, правоприменения, толкования норм права, не уяснив сути таких явлений, как законность, правопорядок, правоотношения, не ознакомившись с основными источниками права, нельзя войти в сложный и противоречивый мир юриспруденции, невозможно усвоить и закрепить отраслевые и прикладные юридические знания.

Теория права и государства — абстрактная наука, так как ее категории и понятия в наибольшей степени отвлечены от конкретных явлений и процессов. Тем не менее неверно думать, что теория совершенно оторвана от практических задач, от реалий общественной жизни. Действительно, в теории права изучаются такие широкие категории, как право, правоотношение, правонарушение и ряд других. Но сами эти понятия — результат обобщений и абстрагирования от конкретных фактов и отношений. Так, например, в основу общетеоретического понятия «правонарушение» положены наблюдения о преступлениях, административных, дисциплинарных проступках из различных отраслей права. Понятия теории права и государства отражают общее положение, объединяющее различные области правоведения в единое целое. Теория права и государства на основе анализа конкретных фактов выявляет закономерности государственно-правовых явлений.

Предмет теории права и государства делится на две относительно независимые части: теория права и теория государства. В литературе имеют место различные суждения об их соотношении, первенстве и необходимости в составе данной науки и учебной дисциплины. Известны такие наименования, как «Теория права и государства», «Теория государства и права», «Общая теория права», «Философия права», «Социология права». В дореволюционной юридической науке использовалось наименование «Энциклопедия права».

Вопрос последовательности слов в наименовании данной учебной дисциплины и юридической науки нельзя считать праздным. Проблема первенства государства и права носит глубокий философский характер, затрагивая категории первичного и вторичного, причины и следствия, основания и производного. Кроме того, учитывается степень участия одного явления в возникновении, становлении и функционировании другого.

Рассмотрим аргументы, приводимые в пользу этих вариантов. Наибольшее распространение имеет наименование «теория государства и права». Его широкому признанию способствовал ряд факторов, о содержании которых станет известно из текста данного учебника. Пока лишь обозначим эти факторы: романо-германская правовая семья, господство позитивистских взглядов. Немалую роль сыграла и советская доктрина, основанная на марксистском понимании права. В данной концепции государству отдается первое место во всех смыслах: как содержательных, так и хронологических. Так, возникающее в результате появления частной собственности и разделения общества на классы государство было вынуждено создать особый механизм защиты его прав. Именно такая роль отводится праву. Оно понимается как результат деятельности государства. Целью права является защита государственных интересов.

Подобный, в упрощенной форме описанный подход составляет основу «теории государства и права». Это понимание было и остается традиционным для России, что в немалой степени объясняется его государственной поддержкой.

Трактовка теории с первостепенной ролью в ней права воплощается в наименовании «теория права и государства». Определяющая роль права основывается на том, что оно возникло раньше государства. Действительно, имеется немало доказательств того, что право возникло в догосударственную эпоху, когда человечество находилось в первобытном состоянии. Затем возникшее государство попытается взять право под контроль. Однако в полной мере это сделать оказалось невозможным, так как обычаи, принципы, доктрины, правосознание, религиозные учения и образцы поведения возникают и прекращаются без участия государства. Эта трактовка не разрывает связь между государством и правом, но отводит государству роль одного из других источников и провозглашает его гарантом права. Соединение права и государства очевидно лишь в правотворчестве и правоприменении. Правотворчество понимается как деятельность государства, его должностных лиц по принятию, изменению и отмене нормативных правовых актов. В правоприменении государство демонстрирует свою властную природу, возможность принуждать граждан к исполнению его требований. Действительно, в части наказания и принуждения у государства нет конкурентов. Оно монопольно владеет тюрьмами, армией, милицией, судом и другими властными органами.

Вне государственной сферы остается значительная часть правовых явлений, которые государство может охранять от нарушений. Подобный подход представляется более толерантным, адекватным демократическим ценностям. Более того, в Конституции РФ 1993 года получила закрепление именно концепция «право и государство». Так, в статье 15 указано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, точнее — верхней частью айсберга. Но эти нормы не создаются Российским государством и никаким государством вообще. Это право в высшем смысле слова, как надгосударственный человеческий опыт. Россия не только признала этот опыт, но и взяла на себя обязательство ограничить свободу собственного правотворчества рамками общего человеческого опыта.

Как было указано, имеются попытки полностью отделить право от государства, назвав учебный курс «Общая теория права». Однако опыт издания учебных книг показывает, что авторам все равно не удается обойти традиционные вопросы, в которых соединение права и государства необходимо для обоих явлений. Здесь имеется в виду правотворчество и правоприменение, равно как и официальное толкование норм права. Желание отделить теорию права в отдельную науку объясняется наличием самостоятельной науки о государстве и государственной власти — политологии. Именно эта наука изучает признаки государства, его сущность, форму государства, его аппарат и функции. Нельзя отрицать, что здесь имеется пересечение с предметом теории права и государства, однако неверно видеть в этом недостаток. Затруднительно понять правотворчество и формы права без анализа определяющих государственных категорий. Кроме того, в теории права и государства они рассматриваются через призму права и для целей права.

Таким образом, в данном курсе право и государство будут рассматриваться в их единстве, но при приоритете правовых ценностей.

Теория государства включает в себя возникновение, сущность и основные компоненты государства (формы, механизм (аппарат), политическую систему), правовое и социальное государство, закономерности связи права и государства, политики, экономики, религии, идеологии и другие.

Теория права изучает вопросы возникновения, сущности и закономерности права, его основных компонентов (правосознания, правоотношений, юридической ответственности) и другие вопросы. Здесь же изучаются формы права, включая такую важную категорию, как нормативный правовой акт.

Важнейшими вопросами, рассматриваемыми данной наукой, являются закономерности правообразования и правотворчества. Гармонизация отношений права и государства возможна лишь в правовом, социальном государстве. В связи с этим в теории права рассматриваются признаки правового государства, исторический путь этого феномена, особенности социального государства.

Особенности каждого государства отражаются в таком понятии, как правовая система. В теории права с помощью анализа и синтеза создана типология государств, позволившая объединить их в обширные группы правовых семей. Теория права рассматривает характерные черты каждой группы: романо-германской, англосаксонской, религиозной и другие.

Составными элементами теории права являются философия права и социология права. В силу специфического предмета и наличия особых методов указанные явления претендуют на статус самостоятельной науки.

Философия права имеет своим предметом смысл, сущность и понятие права, его основания и место в мире, его ценность и значимость, его роль в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

Философия права в целом как наука оформилась в середине XVIII века. Это был период расцвета, когда она занимала почетное место в системе юридических наук, преподавалась в университетах, выполняла роль методологического основания юриспруденции. Философия права имеет свой специфический предмет, в котором центральное место занимает человеческая личность, природа человека, его свойства и назначение, так как именно эти явления в совокупности могут стать основанием разумного права. Известны работы по философии права выдающихся ученых разных времен: Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Д.А. Керимова, С.С. Алексеева, М.И. Байтина, М.И. Марченко, В.С. Нерсесянца.

Предмет социологии права — процесс общественного действия права, взятого в системе, в полном его объеме, включая связь права и государства. Социология права рассматривает генезис, функционирование и развитие права как социально обусловленного феномена.

В историческом плане социология права сформировалась не так давно, но, несмотря на это, приобрела достаточный опыт и оформилась как наука.

Социология права первоначально разрабатывалась как часть социологии и лишь позднее как часть юриспруденции. Известны работы в данной сфере, выполненные социологами, например М. Ковалевским. В рамках юридической науки известна одноименная работа Г.Ф. Шершеневича. В современной юридической науке социологическая юриспруденция развивается В.Н. Лапаевой, С.В. Полениной.

Целью социологических исследований в праве является рассмотрение связи между правом как социальным феноменом и обществом, социальных функций права и комплексных процессов трансформации юридических норм в социальное поведение на всех уровнях — общества, классов, коллектива и личности. Социология права не позволяет праву замыкаться. Право не конечный результат и цель правотворчества. Целью выступает упорядоченное состояние общественных отношений. В этой связи важнейшее понятие социологии права — эффективность норм права, т. е. достижение правом его целей в социальной практике.

Достоинством социологического подхода является то, что общество рассматривается как источник права и одновременно конечный пункт предназначения права. Право выступает оболочкой консолидированного общественного интереса, оно призвано эффективно упорядочить социальные отношения.

1.1.1. Содержание терминов «государство» и «право»

Термины «государство» или «право» имеют различное содержание в зависимости от контекста их употребления.

Например, в Конституции России 1993г. термин «государство» используется в следующих значениях:

  • Конкретная страна: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.» (статья1).
  • Организация политической власти, рассматриваемая как один из субъектов общества и в этом смысле вступающая с другими субъектам общества (например, с гражданами) в определенные отношения: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.» (статья19).
  • Определенная часть организации политической власти, которая по отделяется от других частей по признакам территории и компетенции: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.» (статья5); «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.» (статья12).

В Конституции России 1993г. термин «право» также имеет различное содержание:

  • Возможность определенного поведения или действия (юристы называют это «право в субъективном смысле»): «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.» (статья27).
  • Система правовых норм, в том числе по определенному кругу вопросов (юристы называют это «право в объективном смысле»): «В ведении Российской Федерации находятся:…п) федеральное коллизионное право;» (статья71).
  • Совокупность субъективных прав, связанных с некоторым социальным или экономическим институтом: «Право частной собственности охраняется законом.» (статья35).

Любопытно, что совпадение слов для понятия права в субъективном и в объективном смыслах характерно именно для русского языка, где в одном лексическом ряду находятся слова «право, правда, правильный, справедливый». Древнейшая кодификация русских правовых норм называлась «Русская Правда». В других языках это не так. Например, в английском языке право в объективном смысле будет «law», а в субъективном — «right».

В то же время, удивительно совпадение корней в совершенно разных языках для значений «возможность правомерного поведения» и «находящийся с правой стороны»: в русском — «право, правый», в английском — «right», во французском — «droit». Интересно, как это можно рационально объяснить?

Для целей теории государства и права — науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права — эти термины употребляются в значениях: государство — организация политической власти; право — система правовых норм (подробнее см. разделы 1.1.2 и 1.1.3).

Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.

1.1.2. Общество и государство. Признаки государства

Общество — это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. — в зависимости от контекста).

Понятие «общество» шире понятия «государство» со многих точек зрения. Существовали догосударственные формы организации человеческого общества, например: первобытное стадо, род, племя.

В современных странах, помимо государственных форм организации общества, существуют многочисленные внегосударственные формы организации (или институты) общества, например: семья, общественные организации, церковь, предприятия.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «общество» от более узкого понятия «государство».

Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть — возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.

Власть может носить очень личный характер — например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер — например, власть вождя племени над соплеменниками.

Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы — публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии. При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают — в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.

Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.

Аппарат управления существовал и в догосударственных формах организации общества, однако носил более личный, близкий к членам общества характер. Например, управление вождем племени своими соплеменниками осуществлялось лично, либо через своих ближайших родственников или друзей. Если в результате каких-либо событий (поглощение племени более сильными соседями, гибель вождя) вождем племени становился другой человек, происходила полная замена «аппарата управления» на родственников или друзей нового вождя.

Разумеется, элементы такой ситуации имеют место и в государствах. Однако степень смены аппарата при смене «вождей» гораздо меньше. Например, даже при таких глобальных сменах верховной власти в России, как в результате революции 1917 года или в результате распада СССР в 1991 году, непосредственно сразу сменился относительно небольшой слой высших руководителей — всего порядка нескольких тысяч человек. Однако миллионы чиновников так или иначе продолжали выполнять свои функции. Политика государства при этом радикально менялась, но инструмент ее осуществления — государственный аппарат — продолжал выполнять примерно те же по форме действия, что и раньше: армия воевала, милиция следила за порядком, суды выносили приговоры, фискальные органы собирали налоги и пр. Именно это означает отделение аппарата управления от общества: общество меняется, аппарат остается.

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом:

  • Публичный характер власти.
  • Наличие специального аппарата управления, отделенного от общества.
  • Издание общеобязательных правил поведения — правовых норм (подробнее см. раздел 1.1.3).
  • Осуществление власти в рамках определенной территории.
  • Суверенитет, т.е. полновластие внутри страны и независимость от всякой иной власти внутри страны и на международной арене.
  • Общеобязательные материальные поборы для выполнения своих задач, например: дань, пошлины, налоги.

Отметим, что в конкретном государстве (в смысле — конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.

Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией.

Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:

Государство — это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

1.1.3. Правила поведения и правовые нормы. Признаки права

Перейдем теперь к обсуждению соотношения понятий «правила поведения» и «правовые нормы».

Правило поведения — это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.

По критерию универсальности применения все правила поведения можно разделить на индивидуальные и общие.

Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.

Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.

Норма — это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Не всякая норма является правовой.

Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных — например, инстинкты самосохранения или размножения.

В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «правовые нормы» от более широкого понятия «общие правила поведения».

Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.

Например, в России правовые нормы содержатся в принимаемых Государственной Думой федеральных законах, в издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства — в частности, прокуратуры, милиции, суда.

Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества — например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы.

Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков. Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.

Например, обязанность уплатить земельный налог возникает у каждого, кто имеет в собственности земельный участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя — при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.

Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии — государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль — см. раздел 1.2.7).

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.

Общеобязательность для всех лиц.

Особый, установленный государством порядок создания правовых норм.

Право охраняется принудительной силой государства.

Право носит формально-определенный и структурированный характер. Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):

Право — это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.

1.1.4. О «сущности» государства и права

Вышеприведенные определения государства и права являются, так сказать, «технологическими», то есть построенными на некоторых формальных признаках, отличающих явления государства и права от других общественных явлений. Такого типа определения адекватны для основных целей классической теории государства и права — построения системы юридических понятий, анализа взаимодействия и развития государственно-правовых явлений.

В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.

Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей — та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.

Отсюда, в частности, интерес философов и политиков к «сущности» государства и права — то есть к тому, что, по их мнению, стоит за внешней стороной этих явлений.

Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:

И.Кант: Государство — «Соединение некоего множества людей под господством права». Г.Гегель: Право — «Мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа». К.Маркс: Право — «Возведенная в закон воля господствующего класса». В.Ленин: Государство — «Машина для угнетения одного класса другим». М.Вебер: Государство — «Организация внутри общества, владеющая монополией на законное насилие». В.Соловьев: Право — «Некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный».

Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований — государстве и праве — у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований — одних интересовала политическая сторона, других — этическая, третьих — общефилософская.

По этой причине весьма отвлеченными и вообще малопонятными — во всяком случае, для юриста — являются вопросы типа «какова сущность государства и права?» или «кто из философов или политиков верно раскрыл суть государства и права, а кто нет?». Это примерно то же самое, что выяснять, чье понимание понятия «кошка» более верно: хозяина кошки, соседского кота или мыши?

К сожалению, в трудах юристов советского периода (в том числе и действительно выдающихся юристов) всякого рода рассуждениям о «сущности» или о «единственно верном подходе» по понятным причинам отводилось много места. Поэтому при чтении этих трудов надо всегда понимать, где обсуждается чисто юридическая проблематика, а где автор вынужден уходить в политические или философские рассуждения.

В то же время, в силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.

Контрольные вопросы к Главе 1.1.

  • Опишите предмет теории государства и права.
  • Дайте свое определение понятия «государство».
  • Приведите примеры этических или религиозных норм: а) являющихся также правовыми нормами; б) не являющихся правовыми нормами.
  • В каком значении (объективном или субъективном) слово «право» употребляется в следующих цитатах: Ф.Достоевский: «Тварь я дрожащая или право имею?». Н.Кудрявцев: «Назначить Б.Б.Надеждина заведующим Кафедрой права МФТИ».
  • Обсудите, какими признаками государства обладала организация политической власти во главе с А.Масхадовым в Чеченской республике Ичкерия образца 1998 года.
  • Обсудите разницу между наличием признаков государства у этой организации и признанием статуса Ичкерии как независимого государства.

Дополнительная литература к Главе 1.1.

Ваш комментарий о книге

Лазарев В. Общая теория права и государства

ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ 2
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ 2
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА 3
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА 3
1.1. Теория права и государства в системе общественных наук 3
1.2. Теория права и государства в системе юридических наук 5
1.3. Определение предмета вузовского курса теории права и государства 7
1.4. Функции теоретической науки о праве и государстве и ее развитие 9
ТЕМА 2. МЕТОД ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА 11
2.1. Значение методологии в познании права и государства. Связь предмета и метода науки 11
2.2. Основные подходы в изучении права и государства 12
2.3. Деидеологизация научного знания 15
2.4. Частные и специальные методы познания права и государства 16
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА 19
ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПРАВЕ И ПРАВОВЫХ ЯВЛЕНИЯХ 19
3.1. Определение права 19
3.2. Источник (форма) права 19
3.3. Определение закона и подзаконных актов 19
3.4. Законность 20
3.5. Правопорядок 20
3.6. Правоотношение 20
3.7. Юридический факт 21
3.8. Субъективное право и юридическая обязанность 21
3.9. Правосознание 21
3.10. Действие права 21
3.11. Реализация права 21
3.12. Применение права 22
3.13. Правонарушение 22
3.14. Юридическая ответственность 22
3.15. Санкции 23
3.16. Система права 23
ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ГОСУДАРСТВЕ 23
4.1. Определение государства 23
4.2. Механизм государства 23
4.3. Функции государства 24
4.4. Форма государства 24
4.5. Государственная власть 24
4.6. Механизм функционирования государства 25
4.7. Государственный строй 25
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО, ПРАВО 25
ТЕМА 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 25
5.1. Общая характеристика теорий происхождения государства и права 25
5.2. Характеристика первобытного общества 28
5.3. Восточный (азиатский) путь возникновения государства 30
5.4. Западный путь возникновения государства 32
5.5. Возникновение права 35
5.6. Общие закономерности возникновения государства и права 37
ТЕМА 6. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 40
6.1. Гражданское общество и политическая организация общества 40
6.2. Государство в правовой надстройке 41
ТЕМА 7. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА 43
7.1. Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства 43
7.2. Воздействие государства на право. Юридическая (правовая) политика государства 45
7.3. Воздействие права на государство. Принцип связанности государства правом (верховенство права) 48
ТЕМА 8. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 50
8.1. Понятие относительной самостоятельности государства 50
8.2. Относительная самостоятельность государства по отношению к экономике 51
8.3. Относительная самостоятельность государства по отношению к господствующему классу и классовой борьбе 53
8.4. Относительная самостоятельность отдельных органов государства 55
8.5. Относительная самостоятельность права 56
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ТЕОРИЯ ПРАВА 56
ТЕМА 9. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРАВА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 57
9.1. Общие вопросы понимания права и их значение для практической деятельности 57
9.2. Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности 58
9.3. Социологический подход к праву как средству обеспечения динамизма общественной жизни 59
9.4. Психологическая теория права и возможности ее использования в юридической практике 60
9.5. Теория естественного права (философский подход к праву) как утверждение свободы и справедливости в практике правового государства 61
9.6. Интегративный подход к пониманию права 62
ТЕМА 10. ПРАВО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 64
10.1. Право в системе социальных норм 64
10.2. Сущность права. Признаки права 68
10.3. Принципы права 72
10.4. Ценность права 74
10.5. Действие права. Правовое регулирование 75
10.6. Эффективность действия права и правового регулирования. Среда действия права 81
ТЕМА 11. ФУНКЦИИ ПРАВА 83
11.1. Понятие функций права 83
11.2. Система функций права 85
11.3. Характеристика собственно юридических и социальных функций права 86
ТЕМА 12. ИСТОЧНИКИ ПРАВА 92
12.1. Правообразование. Объективное и субъективное в праве 92
12.2. Понятие источников (форм) права и их виды 94
12.3. Нормотворчество. Юридическая техника 98
12.4. Действие нормативных правовых актов 100
12.5. Акты судебной власти 104
12.6. Систематизация нормативных правовых актов 106
ТЕМА 13. НОРМЫ ПРАВА 108
13.1. Понятие нормы права и ее структура 108
13.2. Виды правовых норм 109
13.3. Функции правовых норм 110
ТЕМА 14. СИСТЕМА ПРАВА 112
14.1. Понятие системы права и ее значение 112
14.2. Традиционный подход к построению системы права (предмет и метод правового регулирования как основания построения системы права) 115
14.3. Публичное и частное право 117
14.4. Система права и система законодательства 120
14.5. Соотношение международного и национального права 121
ТЕМА 15. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 122
15.1. Понятие, признаки и виды правовых отношений 122
15.2. Субъективные права и юридические обязанности как содержание правовых отношений 125
15.3. Субъекты правоотношений 126
15.4. Объекты правоотношений 128
15.5. Юридические факты 130
ТЕМА 16. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 132
16.1. Общая характеристика правосознания и правовой культуры в государственно организованном обществе 132
16.2. Правовая идеология и правовая психология 136
16.3. Правовая культура 137
16.4. Истоки правового нигилизма и возможности его профилактики 137
ТЕМА 17. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВОЛИ 139
17.1. Реализация закона, ее формы и методы обеспечения 139
17.2. Применение закона и подзаконных актов 141
17.3. Толкование закона и подзаконных актов 144
ТЕМА 18. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК 146
18.1. Соотношение законности и правопорядка 146
18.2. Принципы и требования законности 149
18.3. Роль законности и правопорядка в жизни общества 150
18.4. Проблемы укрепления законности и правопорядка 151
ТЕМА 19. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 154
19.1. Сущность правонарушения, его социальная природа и состав 154
19.2. Виды правонарушений 157
19.3. Юридическая ответственность: понятие, признаки, принципы и виды 159
ТЕМА 20. ПРОБЕЛЫ ПОЗИТИВНОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ, УСТАНОВЛЕНИЕ И УСТРАНЕНИЕ 164
20.1. Понятие и виды пробелов в позитивном праве 164
20.2. Установление пробелов в позитивном праве 166
20.3. Устранение пробелов 167
ТЕМА 21. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО 169
21.1. Типология правовых систем 169
21.2. Романо-германская правовая семья 170
21.3. Англо-американская правовая семья, или семья «общего права» 172
21.4. Семья социалистического права 174
21.5. Семья религиозно-традиционного права 175
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА 177
ТЕМА 22. ГОСУДАРСТВО: НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СУЩНОСТИ, ФУНКЦИЯМ, ТИПОЛОГИИ 177
22.1. Основные теории государства 177
22.2. Сущность государства 179
22.3. Функции государства 182
22.4. Типология государства 184
22.5. Основные типы государства 187
ТЕМА 23. ФОРМА ГОСУДАРСТВА 193
23.1. Понятие формы государства 193
23.2. Форма правления 194
23.3. Форма государственного устройства 197
23.4. Политический режим 200
ТЕМА 24. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ 201
24.1. Механизм государства и государственной власти 201
24.2. Теория разделения властей в государстве 202
24.3. Законодательная власть 207
24.4. Исполнительная власть 208
24.5. Судебная власть 210
24.6. Легитимность государственной власти 210
ТЕМА 25. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА 212
25.1. Правовые формы осуществления государственной власти 212
25.2. Организационная деятельность государства 214
25.3. Государственная служба 214
ТЕМА 26. ТЕОРИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВА 218
26.1. Целостность — признак и ценностное свойство государства 218
26.2. Целостность государства, государственный и национальный суверенитет 220
ТЕМА 27. ТЕОРИЯ ПОЛИЦЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 223
27.1. Признаки полицейского государства 223
27.2. Формирование полицейского государства 227
ТЕМА 28. ТЕОРИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 230
28.1. Признаки правового государства 231
28.2. Формирование правового государства 234
РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ. ДЕЙСТВИЕ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА 238
ТЕМА 29. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 238
29.1. Правомерное поведение как цель государства и результат действия права 238
29.2. Содержание механизма государственно-правового регулирования 240
ТЕМА 30. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ЛИЧНОСТЬ 242
30.1. Закрепление прав и свобод человека в законодательстве 242
30.2. Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина 244
ТЕМА 31. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО МИРА И СОГЛАСИЯ 249
31.1. Государственно-правовое регулирование классово-политической борьбы 249
31.2. Правовое регулирование и государственный контроль деятельности общественных формирований 250
31.3. Обеспечение партнерских отношений граждан, их организаций и государства 252
31.4. Правовое регулирование межнациональных отношений 255
ТЕМА 32. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 256
32.1. Гражданское общество, государство и социальная безопасность 256
32.2. Содержание государственно-правовых мер по обеспечению государственной и общественной безопасности 258
ТЕМА 33. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЭКОНОМИКА 260
33.1. Модель экономической свободы, либерального регулирования экономики и роль права 260
33.2. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью и правовое регулирование рыночных отношений 262
ТЕМА 34. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И КУЛЬТУРА 264
34.1. Регулирующая роль законодательства в сфере культуры 264
34.2. Роль закона в формировании правовой культуры 265
ТЕМА 35. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 267
35.1. Общая характеристика глобальных проблем современности 267
35.2. Государство, право и экология 269
35.3. Государство, право и народонаселение 273
35.4. Государство и право в решении проблемы международного общения 276
35.5. Эволюция права и государства 278

Под редакцией доктора юридических наук, профессора В.В. Лазарева

Издание третье, переработанное и дополненное

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция»

УДК 340 (075.8)
ББК 67.0 0-28

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. 0-28 В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 520с.

ISBN 5-7357-0123-1 (в пер.)

Учебник написан с учетом современных научных позиции и требовании подготовки специалистов юридического профиля высшей квалификации. Он охватывает как традиционные, так и новые проблемы теории права и государства. К числу новых можно отнести темы, посвященные основным понятиям о праве и государстве, соотношению права и государства, относительной самостоятельности государства и права, роли права и государства в обеспечении социального мира и согласия, социальной безопасности, экономического развития и т.д. Настоящее — третье — издание переработано с учетом высказанных читателями пожеланий, существенно дополнено новейшим учебным материалом и схемами, иллюстрирующими основные проблемы курса. Учебник отличается оригинальной подачей материала.
Для студентов юридических факультетов университетов, правовых академий и других юридических учебных заведений.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ

То новое, что свойственно настоящему изданию учебника, будет замечено сразу — учебный материал сопровождается схемами. Студентам это импонирует. Они не думают о привычке к схематизму в мышлении, хотя опасность такового есть. Авторы тем не менее надеются, что дело не ограничится просмотром схем и беглым ознакомлением с материалом перед экзаменом. А нормальное изучение курса в течение двух семестров, когда лекции и семинары существенно углубляют содержание любого учебника, позволяет рассчитывать и на запоминание, и на понимание основных теоретических положений.
Учебники по теории права и государства разных авторов продолжают выходить под разными названиями и, разумеется, разного содержания. Название этого учебника объяснено в предисловии к предшествующему изданию. Можно только добавить, что выбор названия чаще субъективен. Наука, научная специальность именуется «Теория права и государства». Юристы защищают кандидатские и докторские диссертации именно по этой специальности. Авторы Госстандарта высшего образования назвали учебную дисциплину «Теория государства и права». Издатели же ориентируются больше на читательский спрос: чего недостает, что больше пользуется спросом. Авторам остается ожидать, что умные студенты сами разберутся, что к чему и что за чем. Главное все-таки в том, что государство и право неразрывны и в возникновении, и в воздействии на общественные отношения.
Было бы нескромно безоговорочно расхваливать свой учебник. Авторам льстит оценка, которая дается ему в обзорной рецензии доцента Воронежского университета А.П. Глебова (см. «Государство и право». 1997. №4). Многим учебникам досталось от острого рецензента. Нашему же он не отказывает в оригинальности и в наличии в нем своей системы. В рецензии приводится притча про творца, который, создав человека, отошел в сторону, осмотрел свое творение и не без самодовольства заметил: «А неплохо получилось!». После этого он вдохнул в него жизнь: «Пусть живет!». И хотя у творения, возможно, оказалось мало пальцев, не с той стороны были приделаны глаза и уши — живет же! Обращаю внимание читателей, что в сравнении с первым и вторым изданием творцы учебника многое усовершенствовали — теперь и пальцев стало больше, и глаза пошире прорезались. Устаревший материал опущен, а новый органично подверстан к отдельным темам. Несмотря на новизну в постановке ряда вопросов и своеобразие в решении некоторых методических проблем, учебник тяготеет к классическому стилю и тем самым обеспечивает связь времен.
Профессор В.В. ЛАЗАРЕВ

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

В юридических учебных заведениях в качестве вводных и основополагающих изучаются основной и специальные курсы по теории государства и права. Эти дисциплины в российских академиях и университетах выполняют одновременно роль энциклопедии права, социологии права, философии права. Без них невозможно усвоить специальные юридические дисциплины. Но дело не только в этом. Сами по себе такие социальные явления, как право и государство, представляют собой объект повышенного интереса с практической точки зрения. Они играют столь существенную роль в жизни отдельного индивида и общества в целом, что изучение закономерностей их возникновения, построения и функционирования становится объективной потребностью.
Инструментальная роль государства и права особенно заметна в переломные периоды развития общества, в условиях реформирования общественных связей и политических институтов, в обстановке обострения конфликтов в сфере государственно-правовой жизни. Ведь правовые отношения в государственно организованном обществе опосредуют едва ли не всю деятельность людей, а государство является довольно активным их участником.
Настоящий учебник, с точки зрения авторов, выгодно отличается от всех подобных изданий. Во-первых, он содержит наиболее полный набор тем, включая все традиционно изучаемые в юридических вузах и новые. Во-вторых, он объединяет теорию государства и теорию права, поскольку право и государство взаимно связаны, имеют общие закономерности возникновения и развития, поскольку невозможно по отдельности проследить их действие на общественные отношения. Разумеется, в учебных целях оправдано введение спецкурсов по теории государства или по теории права в отдельности, но наука по большому счету все-таки остается единой. В-третьих, отличительной особенностью учебника является отвлечение его от особенностей отдельных государств или правовых систем (такой материал уходит в предмет истории государства и права России или зарубежных стран, конституционного права России и т.д.). Это выход именно на общую теорию права и государства.
Появление первого издания учебника оживило дискуссию относительно его названия: чему быть на первом месте — государству или праву? Спор не схоластический. За ним стоит решение ряда принципиальных и весьма сложных вопросов. Представляется, что по условиям современности, принимая во внимание все причины возрождения в Европе идей естественного права, ориентируясь на формирование правового государства, правильно оттенить первостепенную роль права (по отношению к государству в том числе). Право может формироваться до и вне государственной деятельности. Государство отыскивает (устанавливает) право, возводит его в закон, т.е. придает правовым нормам общеобязательное, поддерживаемое силой государства значение. В этом смысле только догматический марксизм (без ссылки на Маркса) может отрицать различение права и закона. Да и по Энгельсу право появилось на весьма ранней ступени развития общества, когда потребовалось охватить общим правилом изо дня в день повторяющиеся акты производства. Разумеется, затем потребовалась и сила, которая могла бы придавать такого рода правилам общеобязательное значение.
В новое издание учебника включены отдельные темы, навеянные последними научными исследованиями авторов. Использование новейших научных достижений — одно из достоинств учебника в целом.

Профессор В.В. ЛАЗАРЕ

Добавить комментарий