Гражданский процесс по судебной реформе 1864

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 16

В сфере гражданского судопроизводства стороны получили одинаковые процессуальные права. Гражданский процесс имел исковой характер. Господствовал принцип: суд не может выходить за пределы требований сторон, т.е. стороны могли заключить мировое соглашение. Стадии гражданского процесса:1) исковое заявление — гражданский процесс начинался с подачи иска в суд и вызова судом ответчика. Явиться в суд следовало в месячный срок. Исковое прошение, который истец должен был сопроводить всеми документами, на которых был основан иск, отправлялось судом ответчику, который был обязан дать в фиксированный срок письменный ответ на иск. 2) вызов ответчика в суд 3) судоговорение — вначале один из судей делал доклад, коротко излагая аргументы обеих сторон. После этого истец представлял суду свою позицию, разъясняя, на каких доказательствах основывается иск. Затем вызывались свидетели и эксперты со стороны истца, которые вначале допрашивались истцом, а затем ответчиком. После представления доказательств истцом наступало время для выступления ответчика, действовавшего точно в том же порядке. В случае противоречий в показаниях свидетелей суд мог произвести очную ставку между ними.4) вынесение решения — после окончания судебных прений председательствующий судья составлял вопросы для коллегии судей, судьи удалялись на совещание, голосовали в форме последовательных ответов на список вопросов, после чего выносилось решение. В суде объявлялась резолютивная часть решения, полное решение изготавливалось в двухнедельный срок.5) обжалование — на подачу апелляционной жалобы давалось 4 месяца. Апелляционный суд должен был либо подтвердить решение первой инстанции, либо постановить новое решение, самостоятельно разрешив все вопросы; отмена решения и возвращение его на новое рассмотрение не допускались.6) выдача исполнительного листа и назначение приставаЕсли ответчик не являлся в суд в установленный срок, дело слушалось без него. В таком случае суд выносил заочное решение, на которое истец в течение месяца имел право подать отзыв. Если суд принимал отзыв, заочное решение отменялось и судебные слушания начинались снова.В уголовном судопроизводстве обвинение и защита получили право представлять доказательства, отводить свидетелей и допрашивать стороны в присутствии друг друга, давать объяснения суду и опровергать доводы противной стороны.Поводами для возбуждения уголовного дела являлись:

• жалобы частных лиц;

• сообщения полиции, учреждений и должностных лиц;

• явка с повинной;

• усмотрение следователя или прокурора.

Стадии уголовного процесса:1) дознание;2) предварительное следствие; 3) подготовительные действия к суду (материалы уголовного дела готовили следователи, в компетенцию которых входило предварительное следствие, далее эти материалы должны были быть предъявлены обвиняемому и переданы прокурору, который в свою очередь составлял обвинительный акт и направлял его в судебную палату, и только затем палата выносила определение о предании дела суду);4) судебное следствие (проводилось в момент рассмотрения дела судом и исследования доказательств в судебном заседании, на котором должны были присутствовать 3 члена суда, секретарь суда и 12 присяжных заседателей); 5) вынесение приговора (основывалось на предварительно вынесенном вердикте присяжных о виновности или невиновности подсудимого, который принимался большинством голосов); 6) исполнение приговора;7) пересмотр приговора.

12. Изменения в судебной системе России в 80-х – 90-х гг. XIX в.

После убийства народовольцами Александра II царское правительство встало на путь открытой реакции. Положение о мерах к охранению гос. порядка и общественного спокойствия предусматривала введение режима усиленной или чрезвычайной охраны, при котором вся власть передавалась генерал-губернатору. Согласно этому положению министру внутренних дел и генерал-губернатору предоставлялось передавать ряд дел на рассмотрение военных судов для решения по закону военного времени. Причем это право не было ограничено территориальными пределами: достаточно, чтобы в одном месте было введено положение чрезвычайной охраны и оно могло распространяться на любую часть страны. Военные суды рассматривали дела в кратчайшие сроки с минимальными гарантиями прав обвиняемого, приговаривая к самым суровым наказаниям. Было также создано особое совещание, состоящее из министра внутренних дел и 4х чиновников от МВД и Мин-ва Юстиции, которое имело право применять административную ссылку.В 1892 г. вышел закон «О военном положении», позволяющий вводить режим военного положения в областях, где вспыхивали революционные волнения. По выше названным законам смертная казнь предусматривалась за вооруженное сопротивление властям, преступления против военных и полицейских чиновников.В 1898 г. было принято Положение о земских участковых начальниках, которые заменили собой мировых судей. На них возлагались полицейско-судебные функции, (что противоречило принципам судебной реформе 1864 г.). Они осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоуправления, надзирали за деятельностью волостных судов. В качестве ценза для должности земского начальника устанавливались: высшее образование или занятие в течение нескольких лет должности мирового посредника, мирового судьи, высокий имущественный ценз и звание потомственного дворянина.Губернатор или министр внутренних дел имели право приостановить или отменить любое решение органов местного самоуправления.В 70 — 80-е гг. было внесено много изменений в систему судопроизводства и судоустройства. В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело «деликатным», «конфиденциальным» или секретным. Уничтожена мировая юстиция, функции мировых судов переданы земским участковым начальникам. Принцип несменяемости судебных следователей.

Date: 2015-08-15; view: 2514; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Для суда по более важным делам создавался окружной суд. Он учреждался, как правило, один на губернию или объединял несколько уездов в крупных губерниях и состоял из председателя и членов. Всего было создано 104 судебных округа. В составе окружного суда действо­вали отделения гражданских и уголовныхдел. В каждом отделении дела рассматривались коллегиально в составе не менее 3 судей. Такой со­став получил название коронного суда. При этом практиковался пе­реход членов суда из одного отделения в другое.

Новым институтом, введенным реформой на уровне уголовного отделения окружных судов, кроме коронного суда, был суд присяжных заседателей. С участием суда присяжных рассматривались дела «о пре­ступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особен­ных прав и преимуществ». Все остальные дела судил коронный суд.

При окружных судах учреждался институт следователей, осуществ­лявших под надзором прокурора предварительное расследование преступ­ления на закрепленных за ними участках. До реформы предварительное следствие осуществляли земский суд и управа благочиния. Реформа от­делила предварительное следствие от судебного расследования.

Следующей инстанцией в судах общей юрисдикции была судебная палата. Судебные палаты создавались одна на несколько губерний. Первоначально их было 11, затем их число увеличилось до 14. В составе судебной палаты образовывались департаменты уголовных и гражданс-кихдел, которые возглавляли председатели. Судебная палата выступа­ла как суд первой инстанции по делам о государственных и должностных преступлениях. Такие дела рассматривались при участии «сословных представителей»: губернского и уездного предводителей дворянства, городского головы губернского города и волостного старшины.

Как суд второй инстанции судебная палата рассматривала в порядке апелляции решения и приговоры окружных судов (по жалобам сторон и протестам прокуроров), рассмотренные безучастия присяжных за­седателей, и могла заново, в полном объеме и по существу, пересмот­реть уже решенное дело. Она осуществляла и общий надзор за дея­тельностью окружных судов.

Возглавлял судебную систему Сенат. В составе Сената были об­разованы департаменты уголовных и гражданских дел. Кассационные департаменты Сената рассматривали жалобы и протесты на наруше­ние «прямого смысла законов», просьбы о пересмотре по вновь от­крывшимся обстоятельствам приговоров, вошедших в законную силу, и дела о служебных преступлениях (в особом порядке судопроизвод­ства). В 1872 г. было учреждено также Особое присутствие Сената, рассматривавшее политические дела особой важности. Сенат был так­же высшим органом судебного надзора для всех вновь созданных су­дебных органов.

Коронные судьи назначались царем по представлению министра юстиции. Кандидаты на должность должны были соответствовать оп­ределенным требованиям. Судейские должности могли занимать только российские граждане (подданные) не младше 25 лет. Они должны были иметь высшее юридическое образование, стаж работы по судебной части в званиях не ниже секретаря окружного суда в течение 3 лет или присяжного поверенного (адвоката) в течение 10 лет, при отличных характеристиках с места службы («свидетельствах о точном, исправ­ном и безукоризненном исполнении своих обязанностей»). Выпускни­ки университетов могли получать назначение на должность судьи, если в течение 4 лет они служили в судебных местах кандидатами. Служба эта была бесплатной. Кандидатский стаж могли приобретать лишь до­статочно состоятельные люди. Но имущественного ценза на должность судей, получавших за свой труд весьма приличное денежное вознаг­раждение, не существовало.

Закон приравнял судебную деятельность к государственной службе. Судьи продвигались по служебной лестнице (окружной судья, товарищ председателя окружного суда, председатель окружного суда, член депар­тамента судебной палаты, сенатор и др.), награждались орденами, по выходе в отставку получали государственные пенсии. Права и преиму­щества, присвоенные судьям, принадлежали и их семействам.

Однако положение судьи отличалось от положения других чиновни­ков империи. Судебная реформа закрепила действие принципа несме­няемости судей. Судья мог оставить должность по собственной иници­ативе, подав прошение об отставке. Отрешить судью от должности можно было лишь на основании решения уголовного суда. Несменяемость су­дей являлась главным залогом независимости суда от администрации.

Предельный возраст судьи не был ограничен. В случае тяжкой бо­лезни судье давался год для выздоровления. Только по его прошествии могла последовать отставка без прошения.

Вступая в должность, судьи приносили присягу на верность импе­ратору и обязывались свято исполнять закон. Руководствуясь законом, судьи не имели права его толковать, но могли опираться на веления совести. Судьи обязывались действовать беспристрастно, уважать до­стоинство подсудимого.

Судья должен был обладать высокими нравственными каче­ствами. Закон запрещал занимать судейские должности людям, со­стоявшим под следствием или судом, судимым, исключенным из служ­бы по суду, из духовного ведомства за пороки, из обществ или дворян­ских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадле­жали. Не могли стать судьями несостоятельные должники и лица, на­ходившиеся под опекой за расточительность.

За нарушения в деятельности судья мог быть привлечен к ответ­ственности: дисциплинарной (выговор, замечание, предостережение, арест на 7 дней, перемещение на низшую должность), материальной (вычет из жалованья) и уголовной. Вводился и порядок отвода судей сторонами по причинам материальной или иной заинтересованности в деле или по причине родственных связей.

⇐ ПредыдущаяСтр 49 из 168

(схема АНДРОЩУКА)

Структуру дореформенной судебной системы составля­ли разнообразные исторически сложившиеся органы, делавшие ее сложной и запутанной. Существовали особые суды для дворян, горожан, крестьян; специ­альные коммерческие, совестные, межевые и иные суды. Судебные функции отправляли и административные органы — губернские правления, органы полиции и др.

Рассмотрение дел во всех судебных инстанциях происходило при закрытых дверях. На деятельность суда сильное давление оказывали различные административные органы,

В 1864 году в России была проведена судебная реформа, которая ввела основы буржуазного судопроизводства в России. Основной целью этой реформы явилось упразднение многочисленных судов, которые рассматривали дела различных категорий населения, упрощение судоустройства. В ноябре 1864 г. Александром II были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказании налагаемых мировыми судьями. Они предусматривали бессословность суда, равенство всех сословий перед законом, состязательность и гласность судебного процесса.

Создавались две судебные системы: местные и общие суды.

К местным относились: волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей.

К общим — окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные (по гражданским и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей, и кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената.

Новые принципы:

· отделение суда от администрации,

· создание всесословного суда,

· равенство всех перед судом,

· несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор,

· выборность (мировых судей и присяжных заседателей).

Были созданы новые институты присяжных заседателей и судебных следователей и реорганизована деятельность старых.

МЕСТНЫЕ

Мировые суды образовывались на территории каждого участка, на который делился уезд, следовательно в уезде их было несколько. Учреждался мировой суд с упрощенным судопроизводством для рассмотрения незначительных уголовных и гражданских дел с иском до 500 руб. в уездах и городах. Причем эти суды должны были быть созданы повсеместно Мировые судьи, избравшиеся уездными земскими собраниями и утверждавшиеся Сенатом (должность не была оплачиваемой, т.е занимали ее обеспеченные люди), рассматривали мелкие гражданские иски, дела о малозначительных преступлениях. Наказания также были малозначительными: кратковременный арест (до трех месяцев), заключение в работный дом на срок до года, денежные взыскания на сумму не свыше трехсот рублей.

Деятельность судов строилась на началах коллегиальности. Исключение составляли только мировые суды, которые рассматривали дела единолично. Дела рассматривались не более чем в двух инстанциях. Четко определялось пространство деятельности каждой инстанции. Сокращение числа судебных инстанций и разграничение их компетенции ускорило судопроизводство.

Мировые судьи. Их выбирало не население, а уездные земские собрания, а в столицах — городские думы.. Мировым судьей мог быть избран (или назначен) только «местный житель» в возрасте не моложе 25 лет, «не опороченный по суду или общественному приговору», имевший высшее или среднее образование, «или прослуживший, преимущественно по судебной части, не менее трех лет». Кроме того, он должен был обладать высоким имущественным цензом, который несколько понижался только для отставных офицеров. Вследствие всего этого был практически закрыт доступ на эту должность представителям низших классов. Список кандидатов в мировые судьи предварительно санкционировался губернатором. После выборов мировые судьи утверждались в должности Сенатом.

Так же, как судьи в общих судах, мировые судьи пользовались правом несменяемости в течение трехлетнего срока избрания. Должность мирового судьи состояла в высоком пятом классе по табели о рангах. Им мог стать только местный житель. Он определял постоянное место пребывания в своем участке и должен был находиться в нем безотлучно. Мировые судьи делились на две категории: участковых и почетных. Участковые мировые судьи, в отличие от почетных судей, получали жалованье и определенные суммы на наем письмоводителя, рассыльного и прогоны; не имели права занимать должности в государственных и общественных учреждениях, поскольку обязаны были безотлучно прибывать в участке и постоянно выполнять возложенные на них обязанности.

Мировым судьям были подсудны незначительные уголовные дела о преступлениях, за которые закон предусматривал такие наказания, как выговор, замечание, внушение, денежные взыскания не свыше 300 руб., арест на срок не свыше 3 месяцев и заключение в тюрьму на срок до 1 года. По гражданским делам мировым судьям были подсудны иски на сумму не свыше 500 руб.

Мировые судьи рассматривали дела единолично. Процесс был устным и публичным, допускалось участие поверенных.

Следующей инстанцией мирового суда были съезды мировых судей, избиравшие из своей среды председателя. На нем можно было обжаловать решение мирового судьи. Апелляционный порядок обжалования судебных приговоров и решений предусматривал рассмотрение дела заново, по существу, с привлечением всех доказательств и вынесением решения.

Мировая юстиция была максимально приближена к тяжущимся и потерпевшим, судопроизводство было упрощенным и быстрым, так что у мировой судьи можно было успешно судиться без помощи адвоката. Более того, мировые судьи могли начать рассмотрение дела по устной жалобе потерпевшего или истца, что делало их правосудие доступным для неграмотных и бедных. Теоретически, мировые судьи должны были стремиться к решению максимального количества тяжб мировым соглашением (именно поэтому они и назывались мировыми.

ОБЩИЕ

В число общих судебных органов входили окружные суды и судебные палаты.

Первой инстанцией системы общих судов был окружной суд. Их было учреждено 106. Окружные суды создавались в специальных судебных округах, которые обычно совпадали с территорией губернии, и состояли из назначаемых императором по представлению министра юстиции председателя и членов.

Для замещения этих судебных должностей надо было отвечать целому ряду требований: иметь соответствующее образование, стаж работы, соответствовать классово-политическим требованиям; как правило, председателями и членами окружных судов были представители дворянского сословия.

Окружной суд состоял из гражданского и уголовного отделений, а уголовное отделение состояло из двух частей – коронного суда и суда присяжных заседателей. В заседаниях участвовало не менее трех коронных судей (председатель и два члена).

Окружным судам были подсудны все (за некоторыми исключениями) уголовные дела, изъятые из ведомства мировых судов. Дела о преступлениях, за которые в законе были установлены наказания, соединенные с лишением или ограничением прав состояния, рассматривались окружным судом с присяжными заседателями. Окружным судам были подсудны все иски, не подлежащие рассмотрению в мировых судах (т.е. более 500 руб.).

Для проведения предварительного следствия при окружных судах имелись судебные следователи, которые должны были действовать в тесном контакте с полицией. Судебный следователь мог поручить полиции производство дознания, сбор необходимых сведений.

Новым институтом, введенным реформой на уровне первого звена общей судебной системы (окружных судов) были присяжные заседатели (в количестве 12 человек, выбираемых из «местных обывателей всех сословий» — это было новшеством). Присяжные устанавливали виновность или невиновность обвиняемого, а меру наказания определяли председатель, назначаемый императором, и два члена суда. Суд присяжных являлся прогрессивной чертой отправления правосудия того времени.

На суд присяжных предлагались дела «о преступлениях проступках, влекущих за собой наказания, соединенные лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ».

Кандидаты в присяжные заседатели отбирались специальными комиссиями, во главе которых стоял предводитель дворянства, и утверждались губернатором. Они должны были отвечать имущественному цензу, цензу оседлости и другим требованиям. Имущественный ценз был достаточно велик. Надо было владеть землей не менее 100 десятин или другим недвижимым имуществом стоимостью от 500 до 2 тыс. руб. или же получать жалованье либо доход от 200 до 500 руб. в год. Из крестьян в списки кандидатов в присяжные заседатели вносились только члены волостных судов, волостные старшины и сельские старосты. Закон специально оговаривал, что ни учителя народных школ, ни лица, находящиеся в услужении у частных лиц (т.е. рабочие и др.), в списки не вносятся. Участвовало 12 присяжных заседателей.

Роль присяжных заседателей была довольно ограниченной: председатель суда должен был сформулировать и поставить перед ними вопрос о виновности подсудимого, а присяжные должны были ответить на вопросы коронного суда (т.е. вынести так называемый вердикт о виновности или невиновности подсудимого). Вопрос о наказании решался коронным судом.

Приговор окружного суда с участием присяжных заседателей считался окончательным и мог быть обжалован (или опротестован прокурором) только в кассационном порядке в Сенат по признаку формального нарушения процессуального закона.

Закон подробно определял все стадии рассмотрения дел в окружном суде, права сторон (и их равенство в процессе), порядок ознакомления с доказательствами и их оценки (суд должен был оценивать доказательства свободно по внутреннему убеждению, основанному на обстоятельствах дела). Обвинение в суде поддерживал прокурор, защиту осуществлял или сам подсудимый, или защитник (присяжный или частный поверенный).

Следующей судебной инстанцией была судебная палата.

Судебные палаты утверждались по одной на несколько губерний. Всего их было образовано 14, каждая из них направляла деятельность 8-10 окружных судов. Судебные палаты состояли из двух департаментов – гражданского и уголовного. Представители и члены судебных палат назначались императором по представлению министра юстиции.

Судебные палаты были апелляционной инстанцией для окружных судов по делам, рассмотренным без присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам, прежде всего по делам о государственных и должностных преступлениях против порядка управления. Для рассмотрений указанных дел судебной палатой в качестве первой инстанции к членам уголовного департамента присоединялись губернский предводитель дворянства той губернии, где была учреждена палата, один из уездных предводителей дворянства, одни из городских голов и один из волостных старшин, т.е. сословные представители. Это являлось существенным пережитком феодально-сословной судебной системы.

Решения, принятые окружным судом с участием присяжных заседателей, считались окончательными, а без их участия могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, могли быть обжалованы только при нарушении порядка судопроизводства, установленного законом. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат, который являлся высшей кассационной инстанцией, имевший право кассации судебных решений. Однако Сенат не исследовал дела по сущему, а передавал их на повторное рассмотрение в другой суд, или в тот же суд, но уже с другим составом членов суда и присяжных заседателей. Председатели и члены судебных палат и окружных судов утверждались императором, а мировые судьи — Сенатом. В соответствии с Судебными уставами их не могли уволить в административном порядке, или временно отстранить от должности. Они подлежали отстранению от должности только в том случае, когда их привлекали к суду за совершение уголовного преступления. Причем суд при этом должен был вынести решение об освобождении их от занимаемой должности.

Над всеми судебными органами России стоял Сенат – орган, формируемый по указу императора.

Сенат являлся верховным кассационным судом для всех судебных органов государства, но мог быть и судом первой инстанции по делам особой важности (например, по должностным преступлениям, совершенным высокопоставленными сановниками).

Для рассмотрения дел, поступающих из новых судебных учреждений, в 1866 году были созданы Гражданский и Уголовный кассационные департаменты. Основной функцией Кассационных департаментов по Судебным уставам 1864 года было рассмотрение дел в качестве кассационной инстанции.

Сенат был последней инстанцией, и его решения нельзя было обжаловать.

Решения кассационных департаментов Сената по существу получали правообразующее значение, хотя прецедентная судебная практика формально не предусматривалась российским правом.

Суды всех инстанций, как правило, ориентировались при решении дел на сложившуюся практику Сената. Сенат не был возглавляем никем (по выражению закона «единое лицо Императорского Величества председательствует в Сенате»), все сенаторы назначались непосредственно императором и, по обычаю, занимали свои должности пожизненно.

С 1877 года Сенат являлся и высшей дисциплинарной инстанцией, в связи с чем в его составе образовали дисциплинарное присутствие в составе 6 сенаторов — они решали вопрос о предании суду судей, прокуроров и даже присяжных, если они превышали свои полномочия.

Кассационные департаменты Сената рассматривали жалобы и протесты на нарушение «прямого смысла законов», просьбы о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам приговоров, вошедших в законную силу, и дела о служебных преступлениях (и особом порядке судопроизводства). В 1872 г. было учреждено также Особое присутствие Сената, рассматривающее политические дела особой важности.

Верховный Суд занимал особое место в системе общих судебных учреждений. Он образовывался каждый раз для рассмотрения конкретных уголовных дел чрезвычайной важности — если преступления совершались министрами или соответствующими должностными лицами, членами Государственного Совета. Приговоры этого суда обжалованию не подлежали, а могли быть отменены или изменены только царскими актами помилования.

Надзор за законностью действий судебных учреждений возлагался на обер-прокурора Сената, прокуроров судебных палат и окружных судов, подчинявшихся министру юстиции и имевших свой штат помощников – товарищей прокурора.

Кроме местных и общих судов в России существовали духовные, коммерческие и военные суды со специальной подсудностью.

Император не имел судебной власти и сохранял за собой только право на помилование (но не принимал на себя обязанности рассматривать все прошения о помиловании), при этом на его утверждение в обязательном порядке представлялись все приговоры к лишению прав состояния по отношению к дворянам, чиновникам и офицерам.

Судебные приговоры выносились от лица императора, начинаясь с формулы «По указу Его Императорского Величества…».

Date: 2016-07-22; view: 3357; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Добавить комментарий