Гражданское общество и государство лекция

1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, культурными, право­выми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, соз­дающих совместно с государством развитые правовые отношения. Это определение идеального общества, реальность которого определяется соотношением идеала и достигнутого состояния об­щества, которое провозгласило построение гражданского общества своей целью. Это фактически бесконечный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны жизни.

Идея гражданского общества (термин введен Аристотелем) возникла первоначально как фило­софская концепция. В XVII в. английский философ Т. Гоббс в двух своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, которое возни­кает при переходе от естественного природного состояния всеобщей вражды и страха смерти к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государ­ства, водворяющего в стране мир и порядок. Решающим образом меняется и сам человек, который становится развитой, целостной и активной личностью. Гражданское общество, согласно воззре­ниям виднейших философов Нового времени (Дж. Локка, И. Канта и др.) — это «союз индивиду­альностей», коллектив, в котором его члены обретают высокие человеческие качества.

Три начала формируют гражданское общество — человек, коллектив и власть. В идее граж­данского общества заложено непрерывное движение: постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и более ци­вилизованному. Ж.Ж. Руссо так сформулировал критерии этого развития: движение к гражданст­венности, естественности (разумности) и цивилизованности, что означает формирование все более развитой личности, совершенных гражданских отношений и рациональной цивилизованной вла­сти. Становление гражданского общества предстает как цивилизованный процесс, в котором ци­вилизуются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество как коллективное начало гражданственности, и государство, и отношения между ним, граждани­ном и обществом.

Особой проблемой является взаимоотношение гражданского общества и государства. Граж­данское общество — это социально-организованная структура, в основном складывающаяся за пределами государственных структур, но охватывает и их, так как они образованы гражданами, то есть членами гражданского общества. Такие элементы государственной власти, как разделение властей, наличие легальной оппозиции, многопартийность и т.д. сами по себе не представляют структуру гражданского общества, но порождены им и являются формами закрепления его влия­ния в политической организации общества.

Одной из самых важных проблем, стоящих перед современным российским обществом, явля­ется построение правового государства.

Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной вла­сти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой организации.

В России в конце XIX — начале XX в. проблемами правового государства занимались крупные правоведы, философы и политические деятели — Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский и др. Но после революции сформировав­шаяся советская правовая доктрина отвергла эту теорию, считая ее выражением немарксистских, оппортунистических, буржуазных взглядов. Только в конце 80-х гг. прошлого века проблема пра­вового государства вновь возвращается в общество как тот идеал, к которому следует стремиться при реформировании его политических структур.

Признаки правового государства

1. Господство (верховенство) права. Это означает, что закон должен быть выражением права
как узаконенной справедливости. Не всякий закон может считаться правовым, а лишь тот, кото­
рый отвечает жизненным потребностям человека и гражданского общества в целом. Таким право­
вым законам обязаны подчиняться и индивиды, и организации, и все должностные лица в государ­
стве. Нормы права должны быть обязательными для государственных органов в той же мере, как и
для граждан.

2. Реальность прав и свобод личности. В правовом государстве необходимым является не только конституционное закрепление основных прав и свобод человека и гражданина, но и реальная возможность реализации их на практике. Для этого в государстве должна существовать дейст-венная система гарантий прав и свобод личности. Важна в этом смысле связанность государства и гражданина взаимными правами, обязанностями и ответственностью.

3. Организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей. Этот принцип был впервые сформулирован в классическом труде Ш. Монтескье «О духе законов». Принцип разделения властей предполагает распределение функ­ций государственного управления между тремя ветвями власти: исполнительной, законодательной и судебной. Причем принцип разделения властей вовсе не предполагает их обособления. На прак­тике такое разделение эффективно, если сопровождается системой «сдержек и противовесов», то есть сформированы структуры, не позволяющие, с одной стороны, чрезмерно усиливать какую-либо ветвь власти, а с другой, — вынуждающие законодательную, исполнительную и судебную власти действовать согласованно для достижения целей, поставленных перед государством.

2. Прочтите документ и ответьте на вопросы к нему. Австрийский экономист Ф.А. Хайек
писал: «Поскольку никакой мыслимый центр не в состоянии всегда быть в курсе всех об­стоятельств постоянно меняющихся спроса и предложения на различные товары и опера­тивно доводить эту информацию до сведения заинтересованных сторон, нужен какой то ме­ханизм, автоматически регистрирующий все существенные последствия индивидуальных действий и выражающий их в универсальной форме, которая была бы и результатом про­шлых и ориентиром для будущих индивидуальных решений. Именно таким механизмом яв­ляется в условиях конкуренции система цен, и никакой другой механизм не может его заме­нить. Наблюдая движение сравнительно небольшого количества цен, как наблюдает инженер движение стрелок приборов, предприниматель получает возможность согласовы­вать свои действия с другими. Существенно, что эта функция системы цен реализуется только в случае конкуренции, то есть лишь при условии, что отдельный предприниматель должен учитывать движение цен, но не может его контролировать». Объясните, почему уче­ный называет рыночную цену товара «результатом прошлых и ориентиром для будущих индивидуальных решений» производителей. Используя знания курса «Обществознание» и ав­торский текст, объясните действие механизма рыночных цен как координатора поведения основных участников рынка (потребителя, производителя).

На рынке возможны три ситуации. Во-первых, спрос превышает предложение (в результате этого возрастает цена) — такая ситуация называется дефицитом и была характерна для советской экономики 70-х — 80-х годов прошлого века Во втором случае спрос меньше предложения (цена падает) — здесь наблюдается избыток товаров (перепроизводство). Подобная ситуация возникла в период так называемой «Великой депрессии» 30-х годов XX в. в Соединенных Штатах Америки. В третьей ситуации спрос равен предложению. Такая ситуация называется рыночным равновесием. Цена, по которой совершается сделка в таком случае, признается равновесной. Это состояние яв­ляется оптимальным.

Таким образом, цена, как правило, является индикатором состояния на рынке товаров и услуг и фактически показывает, насколько производители смогли правильно спрогнозировать их востре­бованность. Также она позволяет частным предпринимателям быстро принимать решения о до­полнительном выпуске каких-либо товаров либо приостановке их производства, то есть является ориентиром для планирования дальнейшего производства.

3. Вам поручили сделать в классе сообщение о важнейших событиях за месяц в стране и в мире. Как вы будете готовиться к выступлению? Запланированные действия объясните.

Во-первых, необходимо определить круг источников, на которые следует опираться при под­готовке к выступлению. Поскольку рассказать необходимо не только о событиях недельной давно­сти, но и о случившихся на протяжении довольно длительного времени — месяца, при подготовке целесообразно использовать еженедельные средства массовой информации, такие как «Аргументы и факты», «Российская газета (неделя)» и т.д. Как правило, в таких изданиях дается перечень наи­более важных и интересных событий недели, проводится их аналитический разбор. В библиотеке попросите подшивку необходимых печатных средств массовой информации. Также можно ис­пользовать сайты средств массовой информации.

При подготовке выступления необходимо разработать определенный порядок подачи инфор­мации. Как правило, лучше начинать с политических событий, потом следуют экономические но­вости, новости культуры и спорта. Изложение можно сделать несколько другим — мировые ново­сти, события, произошедшие в России, новости региона.

Нужно помнить, что выступление должно быть небольшим — до 10-15 минут. Нельзя просто читать текст — его надо обязательно рассказывать своими словами.

Лекция по обществознанию на тему «Гражданское общество и правовое государство» (по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для студентов СПО)

Гражданское общество — то совокупность нравственных, ре­лигиозных, национальных, социально-экономических, семейных от­ношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются ин­тересы индивидов и их групп. Гражданское общество основано на уважении к праву, ориентировано на конкретного человека, обес­печивает свободу развития личности, реальность прав и свобод человека, вырабатывает механизмы контроля за деятельностью государства.

Гражданское общество — это сообщество свободных индиви­дов, располагающих комплексом прав в различных сферах обще­ственной жизни. В экономической сфере каждый индивид высту­пает собственником, т.е. реально обладает средствами, необходи­мыми для его нормального существования. В социальной сфере индивид принадлежит к определенной социальной группе, одна­ко он вправе самостоятельно определять эту принадлежность. В политической сфере индивид не зависит от государства, может быть или не быть членом какой-либо политической партии, уча­ствовать или не участвовать в выборах и т.д. В духовной сфере ин­дивид располагает свободой своего культурного развития.

В гражданском обществе обеспечиваются права и свободы че­ловека. В нем действуют разнообразные общественные институты (партии, профсоюзы, объединения и т.д.), позволяющие реализовывать потребности и интересы индивида. Гражданское обще­ство обладает возможностью к саморазвитию, независимо от го­сударства. Благодаря этому оно способно ограничивать влияние государственной власти.

Гражданское общество развивается вместе с государством, ко­торое впитывает некоторые его черты. Таким образом, государство движется по пути к правовому. В этом смысле правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества.

В состав гражданского общества входят социально-экономиче­ские отношения и институты, общественные объединения, проф­союзы и политические партии, сфера воспитания, образования, науки и культуры, средства массовой информации, семья, цер­ковь и др. Все они составляют структуру гражданского общества, которая представляет собой внутреннее его строение, отражающее многообразие и взаимодействие всех составных частей.

Гражданское общество включает в себя три уровня обществен­ных отношении. Первый из них связан с воспроизводством челове­ка, воспитанием детей, семьей, бытом, образованием, культурой. Второй охватывает сферу экономики с многообразием действу­ющих здесь субъектов. Третий уровень связан с политической жиз­нью общества, субъектами которой выступают граждане, их объ­единения и государство.

Гражданское общество тесно связано с политической систе­мой общества. И там, и там действуют одни и те же субъекты. Тем не менее структура гражданского общества шире, чем структура политической системы. В последнюю не входят семья, воспита­ние, образование, социально-экономические отношения. Через политическую систему гражданское общество тесно связано с го­сударством. Становлению и развитию гражданского общества способствуют культурное состояние общества, правовой характер го­сударства, расширение прав и свобод граждан. Доминирование государства над обществом — основное препятствие развития граж­данского общества. В условиях демократии общество добивается децентрализации государственной власти за счет расширения прав самоуправления, укрепляется представительный принцип в фор­мировании высших органов власти. Все это усиливает контроль за государством со стороны общества и создает условия для полной реализации прав и свобод граждан.

Гармоничное развитие и взаимодействие гражданского обще­ства и государства затруднено рядом объективных причин. Госу­дарство построено как вертикальная система органов, связанных отношениями субординации. Главная функция государства — уп­равление обществом. Нередко она реализуется в ущерб обществен­ным интересам. Гражданское общество построено на горизонталь­ных связях его субъектов, взаимодействующих на началах свободы и равенства. Деятельность государства осуществляется на основе права, тогда как жизнь гражданского общества выходит за рамки правовых норм.

Устранение противоречий между гражданским обществом и государством, установление приоритета прав личности и свобод­ного ее развития в деятельности государства должно привести к формированию правового государства.

Правовое государство — это такая организация государственной власти, при которой наиболее полно обеспечиваются права и свобо­ды человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строится на основе норм права.

Во все времена государство довлело над обществом. Законода­тельство носило ограничительный для человека характер. В право­вом же государстве личность должна стоять на первом месте, а правовые ограничения создаются в основном для государства. Индивид существует в условиях правовой свободы, которая осно­вана на принципе «дозволено все, что не запрещено законом». Право должно раздвинуть рамки ограничений прав личности и гарантировать их реализацию.

Идея правового государства возникла в глубокой древности как реакция на произвол и злоупотребление властью. Средство от все­властия государства нашли в праве, которое, имея преимуществен­но формально-определенный характер и письменную форму, мо­жет регламентировать полномочия государства, определив преде­лы его вмешательства в жизнь общества, и закрепить права и обязанности граждан.

О значении закона говорили философы древности. Пифагор худшим из зол считал беззаконие и произвол, а высшей доброде­телью — соблюдение законов. По мнению Платона, если закон не имеет силы, неизбежна гибель государства. Аристотель подчерки­вал, что там, где отсутствует власть закона, не может быть госу­дарственного строя. Древнеримский политик и оратор Цицерон утверждал, что право должно основываться на справедливости, права человека принадлежат ему от природы, поэтому под дей­ствие закона должны подпадать все граждане и даже рабы, а не только узкий круг избранных лиц, стоящих у власти.

Идея правового государства получила свое дальнейшее разви­тие в трудах философов Нового времени. Так. К.Ясперс считал, что государство является правовым, если в нем действует свобо­да, основанная на законах, и приводил в пример Англию, где существует реальное уважение к праву и суду. По мнению Д.Локка в правовом государстве должен действовать закон, обеспечива­ющий естественные права человека. Государство должно устанав­ливать такие законы и охранять их от нарушений.

Ш. Монтескье связывал господство гражданской и политичес­кой свободы с установлением режима законности и безопасности граждан. В развитие этого утверждения он разработал теорию раз­деления властей, взаимно уравновешивающих друг друга. И.Кант поддерживал идею разделения властей, подчеркивая принцип вер­ховенства народа, который проявляется в праве народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия кон­ституции. Государство, действующее на основе конституционного права, выражает волю народа и не может ограничить личную сво­боду граждан. Если государство уклоняется от этого правила, то оно может потерять доверие граждан.

Ж-Ж.Руссо развил идею народного суверенитета, основанную на том, что государство в форме республики является результа­том общественного договора. Государственная власть, таким об­разом, понимается как выражение общественного интереса, а человек приобретает гражданскую свободу, основанную на есте­ственном праве. Государственная власть зависит от права. Если она перестает выражать интересы народа, то государство перестает существовать как политический организм.

Д.Дидро считал, что государство возникает в результате обще­ственного договора, по которому люди передают государству часть своих прав ради обеспечения остальных и объединения обшей вали и интересов. Таким образом, государственная власть основана на воле народа. Именно он является носителем суверенитета. Глав­ная же цель государства состоит в обеспечении и защите прав граждан.

Г. Гегель видел в государстве наиболее совершенную организа­цию общественной жизни, построенной на правовой основе. Он приравнивал государство к праву, только более развитому и со­держательному, включающему в себя весь комплекс прав личности, семьи и общества. Государство в таком его понимании высту­пает, по словам Гегеля, царством реализованной свободы.

Понятие «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых Х.Ф. фон Аретина, Р. Фон Моля (первая половина XIX в.). С этого времени идея правового государства непрерывно развивается немецкими философами.

В российской политической мысли идея государства, подчинен­ного праву, нашла отражение в трудах А.Н.Радищева, П.И.Пес­теля, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского и др. На рубеже XIX — XX вв. концепцию правового государства разрабатывали Н. М. Коркунов, П.И.Новгородцев, С.А.Муромцев и др. В советской правовой науке идея правового государства отри­цалась как буржуазная. Лишь в последние годы, особенно после принятия Конституция 1993 г., рассмотрению основ правовой го­сударственности стало уделяться пристальное внимание.

В настоящее время в Коснтитуциях многих государств (ФРГ, США, Российской Федерации, Франции, Австрии и др.) есть положения, определяющие эти государства как правовые. В дей­ствительности правовое государство скорее идеал, который пока не достигнут, но к которому надо стремиться. В первую очередь это касается России, которая делает только первые шаги на пути к правовой государственности.

Идея правового государства стала востребованной и получила основополагающее свое развитие в период буржуазных револю­ций в Европе, покончивших с периодом феодализма. С того вре­мени идет длительный процесс становления правовой государ­ственности во многих странах. В ряде государств он имел поступа­тельное движение, в некоторых — был прерван установлением тоталитарных режимов (например, фашистский режим в Герма­нии). Все это доказывает, что для формирования правового госу­дарства требуется создание ряда объективных предпосылок.

В современной науке выделяют так называемые основы право­вого государства — предпосылки его формирования. Экономической основой выступает многоукладная экономика, в рамках которой существуют различные формы собственности. Государство уста­навливает правовые основы цивилизованной конкуренции, не до­пуская монополизации в экономике, ущемляющей интересы по­требителей. Социальную основу составляют сформированные ин­ституты гражданского общества, создающие условия для всестороннего развитая личности. В социальной структуре обще­ства доминирует средний класс, служащий залогом политиче­ской стабильности. Гражданское общество выступает в качестве противовеса государству, наблюдает за его действиями, следит, чтобы они не выходили за рамки закона. Политическая основа проявляется в суверенитете государства, гармонично сочетаю­щем суверенитет народа и национальный суверенитет. Нравственная основа состоит в утверждении в обществе принципов гума­низма, приоритета прав и свобод личности, уважения к правам других людей.

Правовое государство может возникнуть только там, где обще­ство имеет стойкие демократические, политические, культурные традиции. Ценности гуманизма и справедливости должны разде­ляться всеми членами общества. Государство развивается вместе с обществом, поэтому становление гражданского общества служит необходимой предпосылкой формирования правового государства. Становление правового государства требует высокого уровня пра­вовой культуры и правосознания. Только в этих условиях будут полностью исполняться предписания правовых норм. Напротив, построение правового государства затруднено в том обществе, где существуют проявления правового нигилизма.

В правовом плане предпосылкой формирования правового го­сударства должно стать создание правовых законов, провозглаша­ющих принципы равенства и справедливости и отвергающих про­извол государственной власти. На основе этих законов утвержда­ется правовой характер взаимоотношений государства и граждан, основанный на установлении их взаимных прав и обязанностей. При этом права и свободы граждан рассматриваются как объек­тивные и неотчуждаемые, а их зашита составляет одну из основ­ных обязанностей государства. Наконец, должны быть созданы такие механизмы, которые исключили бы возможность монополизации власти каким-либо одним лицом, политической партией или государственным органом. Эти механизмы состоят в разделе­нии властей на законодательную, исполнительную и судебную, конституционной регламентации их полномочий и контроле за их деятельностью со стороны общества.

Созданное на таких основах правовое государство должно об­ладать следующими основными признаками:

  • верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни. Законы (и основной среди них — конституция) обладают высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Верховенство закона означает так же, что он обязателен для исполнения не только гражданами и их объединениями, но и государством, его органами и должностными лицами. При этом действует принцип «все, что не дозволено власти, ей запрещено»;

  • взаимная ответственность государства и личности. В правовом государстве не только граждане несут ответственность перед государством, но и государство несет ответственность перед гражданами. Ответственность личности перед государством строится на правовых началах. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер и соответствовать тяжести правонарушения. Ответственность государства проявляется в ответ­ственности отдельных его органов и должностных лиц. Это, на­пример, ответственность правительства перед парламентом, де­путатов — перед избирателями, юридическая (дисциплинарная, уголовная и др.) ответственность должностных лиц и т.д.;

-реальные гарантии прав и свобод граждан. В правовом государ­стве права граждан не только провозглашаются, но и гарантиру­ются. Под гарантиями прав понимается реальная возможность их реализации и зашиты. Это обеспечивается как законодательным закреплением гарантий, в первую очередь, в Конституции, так и созданием механизма всесторонней защиты прав и свобод и уста­новлением юридической ответственности за их нарушение. При этом право становится мерой свободы человека по принципу «все, что не запрещено индивиду, ему дозволено»;

  • разделение властей. Разграничение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предотвращает возможность злоупотреблений со стороны любой из них. Каждая из властей занимает определенное место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей функции. При этом признак разделения властей станет жизнеспособным, если он будет обеспечиваться системой сдержек и противовесов. Равновесие властей поддерживается специальными организационно- правовыми мерами, которые гарантируют их не зависимость и взаимоограничение. В федеративном государстве рассматриваемый признак дополняется вертикальным разделением властей между федеральным центром и субъектами федерации;

  • идеологический и политический плюрализм. В правовом государстве существует реальная возможность излагать и пропагандироватъ свои политические взгляды. В обществе на равных функционируют различные политические организации, ведущие борьбу за власть цивилизованными демократическими способами. Каждый гражданин самостоятельно решает, каких взглядов ему придерживаться, какой партии принадлежать.

Первая статья Конституции РФ гласит, что «Россия есть де­мократическое федеративное правовое государство с республи­канской формой правления». Таким образом, в основном законе намечена цель построения правового государства в нашей стране. Однако путь достижения этой цели не является простым и ско­рым. Гражданское общество в России только формируется. Госу­дарство пока не может обеспечить достойный уровень жизни всех граждан. Экономика далека от совершенства, средний класс соб­ственников немногочислен. Важной проблемой остается создание единого и непротиворечивого законодательства. Налицо коллизии (противоречия) между нормативно-правовыми актами, причем законы часто фактически растворяются в многочисленных подза­конных актах. Наконец, для создания правового государства в Рос­сии необходимо достижение высокого уровня политического и правового сознания граждан. Все эти проблемы являются заботой государства, которое должно разработать и реализовать комплекс мер по их решению.

Вопросы и задания

1. Объясните понятие «гражданское общество». Какие элементы входят в состав гражданского общества?

2 Что такое правовое государство? Какие этапы прошло развитие идеи правового государства?

  1. Какие предпосылки необходимы для создания правового государства?

  2. Назовите признаки правового государства.

  3. Какие проблемы формирования правового государства существуют в современной России?

  4. Прочитайте высказывания философов и правоведов прошлого и объясните, как их взгляды повлияли на развитие идеи правового госу­дарства.

Аристотель: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя».

Локк: «Свобода людей состоит «в незыблемом для всех правиле, уста­новленном законодательной властью, суть которого выражается в свобо­де следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запре­щает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, не­известной самовластной вата другого человека».

Монтескье: «Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане».

Дидро: «Лишь нации есть истинный суверен: истинным законодате­лем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти».

Кант: государство — это «объединение множества людей, подчинен­ных правовым законам».

Маркс: «Свобода состоит в том. чтобы превратить государство из орга­на, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществу подчи­ненный».

Г. Ф. Шершеневич: гарантии правовой государственности — «…а) неотъемлемые права личности; б) принцип разделения властей; в) пра­вовое самоограничение власти; г) подчиненность государства стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является только сдер­живающая сила общественного мнения».

Гессен: «Правовым называется государство, которое признает обяза­тельным для себя как правительства создаваемые им же как законодате­лем юридические нормы. Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении своих правительственных и судебных функции связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним».

Государство и гражданское общество

О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить лишь недавно. И не случайно: гражданское общество — это. спутник правового государства. Точнее, право вое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество. Это понятие можно определить следующим образом.

Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (стремление к свободе, уважение права, морали, чувство долга, наличие собственности и др.)

Признаками (особенностями) гражданского общества являются следующие:

  • высокое сознание людей;
  • высокая материальная обеспеченность их на основе владения собственностью;
  • широкие связи между членами общества;
  • наличие подконтрольной государственной власти, преодолевшей отчуждение от общества. Носители такой власти — всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;
  • децентрализация власти;
  • передача части власти органам самоуправления;
  • использование компромисса, согласования позиций в качестве основных способов решения конфликтов;
  • развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;
  • личность гражданского общества — это человек, ориентированный на созидание, духовность.

Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой — в основном различные общественные образования и общественные институты. Они обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов коллективов. Именно им под силу «давить» на государственную власть, с тем чтобы заставить ее служить обществу. В перечень подсистем гражданского общества могут быть включены:

  • нации, национальные движения;
  • классы, коалиции классов;
  • общественные слои (женщины, студенты, пенсионеры и т. п.);
  • политические партии; политические движения;
  • массовые общественные движения (защитников окружающей среды, противников размещения ядерного оружия и т. п.); профсоюзы;
  • религиозные организации;
  • общественные организации (общество любителей пива, общество спасения на водах и т.п.);
  • союзы или ассоциации (предпринимателей, банкиров, промышленников);
  • общества потребителей;
  • трудовые (научные, учебные, школьные и др.) коллективы; семья.

Функции элемента гражданского общества может выполнять и отдельная личность (например, А. Солженицын, А. Сахаров, Д. Лихачев и др.).

Становление гражданского общества — это непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно цивилизуются и гражданин, и государство, и общество в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения.

Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структуры гражданского общества способны оказать воздействие прежде всего на правотворческую деятельность государства, критикуя законопроекты, внося в них дополнения, изменения или предлагая новые. Правоисполнительная деятельность государства также является полем активного влияния структур гражданского общества. Оценивая те или иные эконо-мические мероприятия, проводимые правительством, партии или союзы предпринимателей или общества потребителей способны донести до сведения правительства интересы той или иной части электората и заставить правительство действовать в интересах граждан. Правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине ее меньшей гласности. И, тем не менее, судебные дела, например, получившие огласку с помощью средств массовой информации, рассматриваются судебными органами более пристально и взвешенно.

Одним словом, гражданское общество — питательная среда правового государства — заставляет государственную власть умерить свои желания, подчиниться законам, ею принятым, и служить населению всей страны.

Добавить комментарий