Гражданство и международное право

Приобретение и утрата гражданства. Двойное гражданство

Под населением в международном праве понимают совокупность всех физических лиц, находящихся на территории государства и подчиняющихся его юрисдикции. В категорию населения входят граждане данного государства, иностранцы и лица без гражданства. В юридической литературе гражданство рассматривается либо как устойчивая правовая связь человека с государством, правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами (рождение на территории страны, обращение с просьбой о натурализации, приобретение второго гражданства, утрата гражданства), либо как определенное правовое положение лица в конкретной стране.

В основе предоставления гражданства по рождению лежат два принципа – «право крови» (jus sanguinis), т. е. рождение от родителя пли родителей – граждан конкретной страны, и «право почвы» (jus soli), т. е. рождение на территории определенной страны. Предпочтение «праву крови» – общности в силу происхождения – отдают государства, стремящиеся сохранить этнокультурное единство народа, традиционно проживающего па определенной территории (Германия, Швейцария). В государствах иммиграции (США, Канада) полагают, что «право почвы» помогает сформировать новую культурно-государственную общность, т. е. в данном случае гражданство рассматривается как своеобразное территориальное понятие.

В законодательстве большинства государств закрепляются смешанные подходы – сочетание в той или иной форме «права крови» и «права почвы».

Гражданство приобретается несколькими способами, в том числе и в результате натурализации, в порядке восстановления в гражданстве (реинтеграция), пожалования, в результате оптации.

Натурализация (укоренение) – предоставление гражданства лицу, не являющемуся гражданином страны по рождению, на основании решения компетентного органа. Можно выделить, по крайней мере, четыре вида процедур натурализации:

  1. натурализация, осуществляемая высшими органами государственной власти;
  2. натурализация, осуществляемая органами государственного управления: правительством либо (чаще всего) центральными отраслевыми органами государственного управления (ведомствами внутренних дел);
  3. натурализация, осуществляемая местными органами государственной власти (встречается крайне редко);
  4. судебная натурализация (также встречается редко).

Пожалование гражданства, в отличие от натурализации, осуществляется по инициативе компетентных властей государства, а не по просьбе заинтересованного лица. Обычно гражданство в порядке пожалования предоставляют за особые заслуги перед государством.

Оптация – выбор гражданства населением территории, которая переходит от одного государства к другому по соглашению между последними. При оптации каждый гражданин имеет право выбора: остаться на прежней территории, но приобрести гражданство государства-преемника, либо переехать на другую территорию своего государства, сохранив его гражданство.

Трансферт. При трансферте (переходе территории от одного государства к другому) мнение населения о том, хочет ли оно выбрать гражданство, не имеет значения. Население просто «передают» другому государству вместе с территорией.

Утрата гражданства происходит при выходе из него вследствие волеизъявления лица либо по причине лишения гражданства. Выход из гражданства может иметь место как по просьбе заинтересованного лица, так и по решению компетентных органов. В ряде случаев государство может отказать в просьбе о выходе из гражданства или отсрочить ее удовлетворение.

Двойное гражданство – наличие у гражданина гражданства двух или более государств. Двойное гражданство у человека может появиться как в силу рождения, так и в порядке волеизъявления в соответствии с национальными законами государств.

Множественное гражданство. Это – наличие у лица гражданства двух или более государств, поэтому термин «множественное гражданство» является более точным, чем широко распространенный термин «двойное гражданство». Однако чаше всего встречается термин «двойное гражданство». Оно порождается коллизиями законов о гражданстве различных государств (например, основанных на праве почвы и праве крови).

В практике сложилось правило, вытекающее из государственного суверенитета. Согласно этому правилу, государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина независимо от того, положительно или отрицательно относится это государство к приобретению его гражданином иностранного гражданства.

Однако обычно государства стремятся избежать двойного гражданства, хотя есть и противоположные этой общей тенденции примеры: так, Швеция в принятом в 2002 г. законе допускает для своих граждан двойное гражданство.

Европейская конвенция о гражданстве от 6 ноября 1997 г. допускает в некоторых случаях множественное гражданство (в частности, его могут сохранять дети, которые автоматически приобрели его в результате рождения, если это разрешает государство-участник). Статья 62 Конституции РФ предусматривает, что ее гражданин может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором России.

Имеются два вида международных договоров, посвященных вопросам двойного гражданства.

Первый – договоры, направленные на устранение последствий двойного гражданства (в связи с оказанием дипломатической защиты или с военной службой). Такие соглашения само двойное гражданство не устраняют. Среди них – многосторонняя Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, 1930 года, глава II многосторонней Страсбургской конвенции о множественном гражданстве 1963 года и ряд двусторонних договоров. Значительная часть западноевропейских государств охвачена сетью подобных двусторонних договоров. Из них многие посвящены только одному вопросу – военной службе лиц с двойным гражданством.

Второй вид договоров о двойном гражданстве – договоры, направленные на ликвидацию двойного гражданства как такового.

С целью предотвращения возникновения двойного гражданства при натурализации в конвенциях закрепляется правило, согласно которому каждая сторона обязуется не принимать в свое гражданство гражданина другой стороны, пока он не представит разрешения на это властей своего государства.

Иностранцы, беженцы, вынужденные переселенцы. Право убежища

Иностранцы – лица, которые находятся на территории иностранного государства, не являясь его гражданами. Каждое государство самостоятельно решает вопросы относительно въезда иностранцев на территорию своего государства и условий пребывания на ней. Правовой статус иностранцев можно свести к трем видам:

  • национальный режим – иностранцы уравниваются в правах с собственными гражданами;
  • режим наибольшего благоприятствования – иностранцам предоставляются такие же права, как и гражданам любого третьего государства;
  • специальный режим – для иностранцев устанавливается особый режим, более жесткий по сравнению с двумя вышеназванными.

Общее для всех трех режимов состоит в том, что каждый из них предусматривает: а) соблюдение иностранцами законов и правил государства пребывания; б) привлечение иностранцев к уголовной, гражданской и административной ответственности за нарушение соответствующих законов государства пребывания; в) запрещение занимать определенные должности или заниматься отдельными видами деятельности.

Беженцы и перемещенные лица. Беженцы – это лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали (чаще всего страну своего гражданства), в результате преследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. В международное право понятие «беженцы» проникает после первой мировой войны. Проблема беженцев нашла отражение в ряде международных договоров. В рамках ООН для содействия ее решению создано Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ). А 28 июля 1951 г. была заключена многосторонняя Конвенция о статусе беженцев. 16 декабря 1966 г. Генеральная Ассамблея приняла к сведению Протокол, касающийся статуса беженцев, который предусматривал некоторые изменения конвенции. Он вступил в силу 4 ноября 1967 г.

В Конвенции 1951 года предусмотрены некоторые ограничения понятия «беженцы», связанные со временем наступления событий, послуживших причиной того, что соответствующие лица покинули страну своего гражданства или обычного местожительства (до 1 января 1951 г.).

Конвенция и Устав УВКБ включают в понятие «беженцы» лиц, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвами преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой правительства этой страны или не желают пользоваться такой защитой либо вследствие таких опасений, либо по причинам, не связанным с соображениями личного удобства; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства, не могут или не желают вернуться вследствие таких опасений либо по причинам, не связанным с соображениями личного удобства. Их нередко называют лицами без гражданства de facto, поскольку практически их статус ничем не отличается от статуса лиц без гражданства.

В последние годы в практике УВКБ наблюдается тенденция применять его к некоторым категориям «внутренних» беженцев, то есть лиц, которые недобровольно покинули какую-либо часть своей страны и вынуждены были поселиться в другой ее части. Иногда их именуют «вынужденными переселенцами».

Право убежища – право каждого человека искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем, а также право государства разрешать въезд и проживание на его территории лицу, которое преследуется в другой стране по политическим мотивам. Право убежища закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., а также в Декларации о территориальном убежище, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1967 г. в качестве рекомендации.

Что касается специальных правил относительно предоставления убежища и пользования им, таковых международное право не выработало.

В международной практике встречается два вида предоставления убежища: территориальное и дипломатическое. Первое означает, что государство предоставляет убежище на своей территории, а второе – в стенах своего дипломатического представительства, действующего в иностранном государстве. Предоставление дипломатического убежища практикуется в ряде государств Латинской Америки на основании Гаванской конвенции 1928 г. о дипломатическом убежище.

Восстановление в гражданстве может происходить двумя путями: посредством реинтеграции или репатриации.

Реинтеграция — это восстановление в гражданстве в случае его потери или предыдущего выхода из гражданства.

Если лицо, имея все предусмотренные законодательством этого государства основания для получения такого документа, по независящим от него причинам не может его получить или ему предоставлен статус беженца или убежище, оно предоставляет декларацию об отказе от иностранного гражданства.

Обязательство прекратить иностранное гражданство не требуется от граждан государств, законодательство которых предусматривает автоматическое прекращение лицами гражданства этих государств синхронно с приобретением гражданства иного государства. Датой приобретения гражданства в указанных случаях является дата регистрации приобретения лицом гражданства. Реинтеграция обычно носит индивидуальный характер, в отличие от репатриации, которая характеризуется групповым, коллективным признаком. Таким образом, репатриация это восстановление гражданства путем возвращения в страну своего гражданства (постоянного проживания или происхождения) определенной группы лиц, которые оказались в силу различных обстоятельств на территории других государств. Это более всего касается беженцев, освобожденных военнопленных, перемещенных лиц. Особенность репатриации заключается в том, что она является переселением с правом добровольного выбора гражданства.

Репатриация осуществляется как на договорной основе (например, репатриация военнопленных предусмотрена Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 года), так и на внедоговорной основе, но при условии существования соответствующих законов в заинтересованном государстве или государствах.

Проблема возвращения на родину была актуальной после окончания Второй мировой войны, когда из Германии и стран некоторых ее союзников возвращались на родину сотни тысяч военнопленных, принудительно угнанных на работы, гражданских лиц и т. п. При этом, как известно, часть из них отказывалась возвращаться в свои страны, принимала гражданство или на иных условиях селилась в государствах Европы, Северной или Южной Америки, в Австралии. В настоящее время актуализация проблемы репатриации явилась следствием распада СССР, ухудшения экономического благосостояния в новых государствах — республиках бывшего Союза (репатриация немцев в ФРГ, евреев в Израиль и т.д.)

Закрепленное в законодательстве многих государств положение касательно пожалования гражданства является прежде всего формальным выражением признательности и уважения лица за какие-либо заслуги общезначимого характера. В свое время такое пожалование весьма часто применялось к первым покорителям космоса — летчикам-космонавтам. Но известны и более ранние случаи пожалования гражданства. Так, например, в 1792 году французское гражданство было пожаловано 18 видным государственным и общественным деятелям-иностранцам: американскому президенту Дж. Вашингтону, английскому философу, социологу и юристу И. Бентаму, немецкому поэту и драматургу Ф. Шиллеру и др.

Следует отметить, что в то время пожалование гражданства не влекло за собой утраты и не требовало отказа от собственного (первичного) гражданства. Оно носило символический характер и не имело каких-либо юридических последствий, в частности, не создавало прав и обязанностей между таким гражданином и государством. Вместе с тем, такому лицу не требовалось визы для пересечения границы государства, почетным гражданином которого он являлся. В настоящее время пожалование гражданства может иметь место и по другим, чаще всего политическим, причинам, когда оно становится фактически единственным гражданством, которым обладает индивид.

Основу правового статуса индивида образует правоотношения гражданства. Гражданство — устойчивая правовая связь лица с определенным государством, которая характеризует основы правового статуса личности и выражается в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Согласно международно-правовым нормам, каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Никто не может быть выслан в индивидуальном порядке или в результате коллективного мероприятия с территории государства, гражданином которого он является. Никто не может быть лишен права на въезд на территории. Государства, гражданином которого он является.

Правоотношение гражданства устойчиво в пространстве и во времени. Пребывание лица за границей не прерывает правоотношений гражданства, так же как и заключение/расторжение брака с иностранным гражданином.

Способы приобретения, изменения, утраты гражданства устанавливаются национальным законодательством в соответствии с общепризнанными нормами МП.

Международно-правовые нормы о гражданстве регулируют как общие вопросы гражданства (о праве каждого на гражданство, о сохранении гражданство при вступлении в брак, о гражданстве детей), так и специальные (проблемы двойного гражданства и без гражданства). Пакт о гражданских и политических правах 1966, Конвенция о гражданства замужней женщины 1957, Конвенция о правах ребенка 1989. Ко второй группе — двухсторонние соглашения о предотвращении, возникновении двойного гражданства, Конвенция о статусе апатридов, Конвенция о сокращении безгражданства, Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников СНГ. В России — Конституция, Закон о гражданстве РФ.

Гражданство приобретается 2 способами: по рождения и в результате приема в гражданство.

Приобретение гражданства по рождению возможно по принципам «права крови» или «права почвы». «Право крови» — ребенок, родители которого на момент рождения состоят в гражданстве одного государства, является гражданином этого государства независимо от места рождения — действует во многих странах, в т.ч. в России. «Право почвы» — ребенок, родившийся на территории государства, является его гражданином независимо от гражданства родителей — латиноамериканские государства.

В результате приема в гражданство они приобретается по основаниям и в порядке предусмотренным национальным законодательством. Решение о приеме в гражданство принимают, как правило, высшее должностной лицо государства, либо исполнительные органы власти.

Законодательством некоторых стран устанавливаются ограничения для приема в гражданство. В РФ отклоняются ходатайство о приеме в гражданство РФ лиц:

  • 1. Выступают за насильственное изменении конституционного стров РФ.
  • 2. состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ.
  • 3. осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы.

Дополнительные способы приобретения гражданства:

  • 1. в результате признания (так, гражданами России были признаны граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу закона о гражданстве, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ).
  • 2. в порядке его регистрации (например, при усыновлении).
  • 3. в результате восстановления в гражданстве лиц, ранее состоявшие в гражданстве.
  • 4. в результате оптации — выбора гражданства при территориальных изменениях.

Упрощенный порядок приобретения гражданства

Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников СНГ.

Государства-участники предоставляют своим гражданам, отбывающим на постоянное жительство на территорию договаривающего государства, упрощенный порядок выхода из гражанства, а также предоставит прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам право приобрести ее гражданство в упрощенном порядке при наличии одного из следующих условий:

  • 1. если заявитель в прошлом состоял в гражданстве одной из договаривающихся сторон и одновременно в гражданстве СССР, проживал на их территориях на 21 декабря 1991 г. и проживает постоянно до вступления в силу Конвенции.
  • 2. при наличии у заявителя близкого родственника — супруга, одного из родителей (усыновителей), ребенка (в том числе усыновленного), сестры, брата, деда или бабушки, внучки или внука, — постоянно проживающего на территории государства приобретаемого гражданства и являющегося ее гражданином.

Приобретение гражданства и выход из гражданства производится на основе свободного волеизъявления граждан. Лицо, подавшее ходатайство о приобретении гражданства, сохраняет прежнее гражданство до принятия положительного решения по его ходатайству.

Конвенция устанавливает перечень документов, необходимых для приобретения гражданства и выхода из гражданства.

Полномочные органы государств осуществляют регистрацию приобретения гражданства и выхода из гражданства в упрощенном порядке в срок не более 3 месяцев.

Конвенция устанавливает правила определения гражданства детей при изменении гражданства родителей.

Государства сохраняют за собой право отказать лицу, ходатайствующему о приобретении гражданства и о выходе из гражданства, в случаях, предусмотренных ее внутренним законодательством.

Гражданство прекращается:

  • 1. вследствие выхода из гражданства. Выход из гражданства РФ, в частности, не допускается: после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания; привлечения в качестве обвиняемого по уголовному делу либо если в отношении него имеется вступивший в силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
  • 2. вследствие отмены решения о приеме в гражданство (например, когда решение о приеме в гражданство было принято на основании подложных документов).
  • 3. путем выбора иного гражданства при оптации.
  • 4. по иным основаниям, предусмотренными международного договорами.
  • 45. Международно-правовые вопросы двойного гражданства (бипатризма) и безгражданства (апатризма)

Двойное гражданства — наличие у лица гражданства 2 или более государств.

Государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина независимо от того, положительно или отрицательно относится это государство к приобретению его гражданином иностранного гражданства.

Согласно закону от 1991 года гражданину России может быть разрешено иметь гражданство другого государства, с которым Россией заключен договор. Но граждане России, имеющие также иностранное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающей из гражданства России.

Отрицательные последствия бипатризма

  • 1. Последствия, связанные с оказанием дипломатической защиты лицам с двойным гражданством.
  • 2. Последствия, связанные с военной службой. Решается на основании договоров.

Имеются 2 вида международных договоров, посвященных вопросам двойного гражданства. Первый — договоры, направленные на устранение последствий двойного гражданства (в связи с оказанием дипломатической защиты или с военной службой). Такие соглашения само двойное гражданство не устраняют. К ним относятся — многосторонняя Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930, глава II многосторонней Страсбургской конвенции о множественном гражданства 1963. Указанные договоры ликвидируют не причину, а следствия.

Второй — договоры, направленные на ликвидацию двойного гражданства. Соглашение с Монголией 1937 — устраняло возможность возникновения двойного гражданства в результате натурализации. С Югославией в 1956 — лицо с двойным гражданством могло выбрать в течение определенного срока гражданство одно из своих гражданств. Если в течение этого срока выбор не был сделан, то на территории лицо сохраняло гражданство государства, на территории которого постоянно проживало. СССР с другими странами подобные соглашения. В конвенциях с участием СССР имелась одна особенность — они действовали в течение 1 года. По истечении срока действия конвенций продолжали заключаться смешанные браки, от которых рождались дети с двойным гражданством.

С целью предотвращения возникновения двойного гражданства при натурализации в конвенциях закреплялось правило, согласно которому каждая сторона обязуется не принимать в свое гражданство гражданина другой страны, пока он не представит разрешения на это властей своего государства.

Безгражданство — правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства.

Абсолютное — безгражданство с момента рождения. Относительное — наступившее в результате гражданства.

Государства борются с ним, стремясь его ограничить.

Правовое положение лиц без гражданства определяется внутренним законодательством государства, на территории которого они проживают. Все государств обязаны уважать основные права человека и в соответствии с этим обеспечить для лиц без гражданства соответствующий режим. В России статус лиц без гражданства приравнивается к статусу иностранцев, за исключением одного момента: иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защиту. Как и иностранцы, они не несут воинской обязанности и не обладают избирательными правами, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев.

Ни в одном международном договоре, касающемся лиц без гражданства, Россия не принимает участия, ограничиваясь внутренними мерами. Так, в законе о гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, является гражданином России.

Имеются две многосторонние конвенции, посвященные лицам без гражданства: Конвенция о статусе апатридов 1954 года и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года. Целью Конвенции 1954 является не ликвидация самого безгражданства, а установление на территории государств-участников определенного режима для лиц без гражданства. Она защищает их личный статус, имущественные права, предусматривает свободу предпринимательства для лиц без гражданства, некоторые льготы в области получения образования, трудоустройства.

При разработке Конвенции о сокращении безгражданства 1961 года разногласия между заинтересованными государствами были довольно велики, поэтому сфера ее применения оказалась сравнительно узкой. Особенностью конвенции является то, что она содержит положения, предусматривающие создание международного органа, в который могут обращаться непосредственно лица без гражданства с жалобами на невыполнение участниками конвенции ее постановлений. По решению Генеральной Ассамблеи ООН функции упомянутого органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ И ПРИНЦИПОВ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСТВА В ЗАКОНЕ «О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ КАЛИНИН,

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история государства и права;

история правовых и политических учений Рецензент: доктор юридических наук, профессор А.С. Прудников

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация: Распад Советского Союза и образование на его территории независимых суверенных государств остро поставили вопрос о соблюдении прав личности, включая право на свободу передвижения и выбор места жительства, право человека на гражданство. Повысить гарантии прав личности, ликвидировать или минимизировать противоречия в законах о гражданстве стран-участников СНГ возможно посредством соблюдения международно-правовых принципов и норм международного права в области прав человека, их интеграции во внутринациональное законодательство. Анализируя законодательное регулирование гражданства в Российской Федерации автор делает вывод о том, что оно полностью соответствует существующим международным стандартам в области гражданства и прав человека.

Ключевые слова: гражданство, Закон о гражданстве, принципы гражданства, безгражданство, двойное гражданство.

Keywords: citizenship, the Citizenship Act, the principles grazh-nationality, statelessness, dual citizenship.

Международное право активно регулирует вопросы гражданства как важнейшей проблемы, касающейся правового положения населения. Совокупность норм международного права, регулирующих эти отношения, образуют международно-правовой институт гражданства. Международный и внутринациональные институты гражданства активно взаимодействуют между собой, поскольку имеют ряд общих исходных норм. Граница между ними непостоянна и в целом имеет тенденцию к расширению в сторону сферы международно-правового регулирования отношений гражданства.

Правовой институт и соответствующая идея национального гражданства способна стать фактором, цементирующим гражданскую и этническую идентичность, делающим государственность привлекательной для всего населения страны. Гражданство способствует формированию гражданского сознания, солидаризации с ценностями человеческого достоинства, свободы

и ответственности, уважения к правам и свободам индивида.

Распад Советского Союза и образование на его территории независимых суверенных государств остро поставили вопрос о соблюдении прав личности, включая право на свободу передвижения и выбор места жительства, право человека на гражданство. Принятие на базе национальных конституций различающихся между собой законов о гражданстве государств — бывших республик СССР порождает коллизионные ситуации в сфере гражданства. Указанные коллизии возможно ликвидировать или минимизировать посредством соблюдения международно-правовых принципов и норм международного права в области прав человека, их интеграции во внутринациональное законодательство.

Так, урегулирование коллизий международного и российского права потребовалось в связи со вступлением Российской Федерации в Совет Европы. В частности, это стимулировало принятие Федерального

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», приведенного в соответствие с требованиями международно-правовых актов в сфере гражданства и прав человека, в том числе, с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Европейской конвенцией о гражданстве от 6 ноября 1997 г.1.

Актуальность международно-правовых стандартов в сфере прав личности, в числе которых право на гражданство, подтверждена конституционным закреплением приоритета общепризнанных принципов международного права. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Решение вопросов гражданства в международном праве непосредственно связано с подходами к определению степени международно-правовой правосубъектности индивидов. С позиций классических подходов к определению субъектов международного права последний не должен быть носителем власти, вступать в международные отношения, участвовать в процессе создания норм международного права. Однако, по мнению ряда ученых, в настоящее время индивиды могут признаваться субъектами международного права, когда они вступают в прямые юридические отношения с другими субъектами международного права (например, в случае рассмотрения международным судебным органом спора между лицом и правительством)2.

Международные нормативно-правовые акты, регулирующие институт гражданства можно разделить на три группы. Первую группу образуют международные нормативно-правовые акты универсального характера, касающиеся прав человека в целом, и гражданства в их числе. Вторую группу образуют международные правовые акты, непосредственно посвященные вопросам гражданства. В третью группу следует включить международные акты, регулирующие статусы отдельных категорий лиц, нуждающихся в дополнительной правовой защите (женщин, беженцев, апатридов, иностранных граждан и др.).

Международно-правовой институт гражданства находит свое выражение в ряде заключенных международных соглашений, как прямо, так и косвенно регулирующих отношения гражданства.

В их числе следует назвать:

• Всеобщую Декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (ст.15);

• Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.;

• Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 г.;

• Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.;

• Европейскую конвенцию о гражданстве от 6 ноября 1997 г.;

• Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г.;

• Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Конвенцию о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 г.;

• Декларацию о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г.;

• Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают от 13 декабря 1985 г.;

• Конвенцию о сокращении безгражданства от 4 декабря 1954 г.;

• Конвенцию о статусе апатридов от 26 апреля 1954 г.;

• Конвенцию о некоторых вопросах, касающихся коллизий между законами о гражданстве 1930 г.;

• Конвенцию о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. и др.

Особо в числе международно-правовых актов, касающихся гражданства, следует выделить Всеобщую Декларацию прав человека, в ст. 15 которой закреплено, что каждый имеет право на гражданство; никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Статья 13 Всеобщей Декларации, кроме того, запрещает изгнание человека из своей страны, закрепляет право каждого покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Право ребенка на приобретение гражданства, обязанность государства обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам без какого бы то ни было различия закреплено в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. В Международном пакте о гражданских и политических правах гарантировано право каждого человека, где бы он ни находился, на признание его правосубъектности, важнейшим элементом которой выступает гражданство по рождению, свободному выбору или приобретению.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. закреплено право народов на самоопределение (ст. 1). Последнее непосредственно связано с понятиями суверенитета и национального гражданства.

Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. признала за каждым ребенком право на приобретение, сохранение и восстановление гражданства и обеспечение осуществления этого права.

Запрет дискриминации пользования правами и свободами по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

положения, рождения или любым иным обстоятельствам закреплен и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Запрет дискриминации охватывает и право на гражданство.

Отношения гражданства затронуты в Протоколе № 4 от 16 сентября 1963 г. к указанной Конвенции, запрещающем высылку граждан с территории государства, гражданами которых они являются.

В декабре 1992 г. Комитет экспертов по множественному гражданству, впоследствии переименованный в Комитет экспертов по гражданству, предложил провести исследование возможности подготовки новой, всеобъемлющей конвенции, которая решала бы на современном уровне вопросы, касающиеся гражданства, приемлемым для всех европейских государств образом. В результате проделанной работы европейский комитет по правовому сотрудничеству подготовил окончательный текст проекта конвенции, который был принят комитетом министров 14 мая 1997 г. Конвенция была открыта для подписания 7 ноября 1997 г.

Необходимость принятия всеобъемлющей Конвенции о гражданстве была вызвана рядом обстоятельств:

1) с момента заключения в 1930 г. Гаагской конвенции по некоторым вопросам, касающимся коллизии законов о гражданстве, число международных документов, содержащих положения о гражданстве, значительно возросло. Отсюда возникла необходимость свести в единый текст новые идеи, возникшие в результате изменений во внутреннем законодательстве и в международном праве;

2) ряд положений, включенных в Конвенцию, имеет целью содействовать прогрессивному развитию международного права, например, в области правопреемства государств;

3) новая геополитическая карта Центральной и Восточной Европы, обусловленная распадом Югославии, Чехословакии, СССР, объединением Германии, настоятельно подчеркивают необходимость принятия новой конвенции о гражданстве. Практически всем недавно образовавшимся новым государствам Европы пришлось разрабатывать новые законы о гражданстве. Всеобъемлющая конвенция Совета Европы служит важным стандартом в области гражданства, что особенно актуально для государств бывшего СССР, переживших процесс его распада3.

Конвенция 1997 г. касается всех основных вопросов гражданства: принципов гражданства, его приобретения, сохранения, утраты, восстановления, процессуальных прав, множественного гражданства, гражданства в контексте правопреемства государств, воинской обязанности и сотрудничества между государствами-участниками. В Конвенции регулируются также вопросы избежания безгражданства и защиты прав лиц, постоянно проживающих на соответствующих территориях.

Поскольку Россия как член Совета Европы с 1996 г. подписала 6 ноября 1997 г. Европейскую Конвенцию

о гражданстве, новый Закон о гражданстве изначально строился на условиях соответствия ее положениям. Не вдаваясь в дискуссию относительно целесообразности членства России в организации, созданной Европой для своих нужд и, в связи с этим, необходимости унификации собственной правовой системы, отметим, что положения Конвенции, имеющие приоритет по отношению к внутринациональному законодательству, представляют интерес.

Как указано в преамбуле, цели Европейской Конвенции о гражданстве заключаются в достижении большего единства между государствами-членами Совета Европы и другими государствами, ее подписавшими, желании содействовать прогрессивному развитию правовых принципов, касающихся гражданства, а также их закреплению во внутреннем законодательстве и желании максимально сократить число случаев безгражданства.

Государства-члены Совета Европы, сознавая право на уважение семейной жизни, отмечая различные подходы государств к вопросу о множественном гражданстве и признавая, что каждое государство вправе решать в рамках своего внутреннего законодательства, какими будут последствия того, что его гражданин приобретает или имеет другое гражданство, признавая, что желательно найти надлежащие пути преодоления последствий множественного гражданства, в частности в том, что касается прав и обязанностей лиц с множественным гражданством, учитывая желательность того, чтобы лица, имеющие гражданство двух или более государств-участников, выполняли свою воинскую обязанность только в одном из этих участников, учитывая необходимость содействия международному сотрудничеству между национальными органами, отвечающими за вопросы гражданства, заключили настоящую Конвенцию.

Конвенция устанавливает принципы и правила, касающиеся гражданства физических лиц, и правила, регулирующие воинскую обязанность в случаях множественного гражданства, которым должно соответствовать внутреннее законодательство государств-участников.

Отмечено, что каждое государство определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданами. Это законодательство должно признаваться другими государствами при условии его соответствия применимым международным конвенциям, международному обычному праву и общепризнанным правовым принципам в отношении гражданства.

В Конвенции закреплены следующие принципы, регулирующие гражданство:

а) каждый человек имеет право на гражданство;

б) следует избегать безгражданства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) никто не может быть произвольно лишен своего гражданства;

г) ни вступление в брак, ни расторжение брака между гражданином государства-участника и иностранцем, ни изменение гражданства одним из супругов во время

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

пребывания в браке не влекут за собой автоматически последствий для гражданства другого супруга.

Запрещена дискриминация по признаку пола, религии, расы, цвета кожи или национального или этнического происхождения. Каждое государство-участник руководствуется принципом недискриминации между своими гражданами, будь то граждане по рождению или лица, приобретшие свое гражданство в последующий период.

Конвенция определяет правила, касающиеся приобретения, утраты, восстановления гражданства.

Международное право старается уравнять права мужчины и женщины как при вступлении, так и в состоянии в браке, а также при его расторжении. Согласно Конвенции о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 г. (вступила в силу 13 декабря 1975 г.), ни заключение брака между кем-либо из его граждан и иностранцем, ни перемена гражданства мужем во время существования брачного союза не будут отражаться автоматически на гражданстве жены. Равным образом ни добровольное приобретение кем-либо из его граждан гражданства какого-либо другого государства, ни отказ кого-либо из его граждан от своего гражданства не будут препятствовать сохранению своего гражданства женой этого гражданина. Иностранка, состоящая замужем за кем-либо из граждан государства, может приобрести по своей просьбе гражданство своего мужа в специальном упрощенном порядке натурализации. Этот порядок может быть ограничен в интересах государственной безопасности или публичного порядка.

Конвенция о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 г. изменила сложившиеся в мире стереотипы, согласно которым женщина всегда должна следовать гражданству мужа4.

Равноправие мужчины и женщины в отношении брака, реализующееся, в частности, в равных правах на сохранение или изменение гражданства было в дальнейшем закреплено в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. (ст. 16). Указанная Конвенция обязывает государства-участники обеспечивать всем женщинам равные по отношению к мужчине права по приобретению, сохранению или изменению гражданства супруга, а также их детей (ст. 9).

Европейская Конвенция о гражданстве от 6 ноября 1997 г. устанавливает, что «ни вступление в брак, ни расторжение брака между гражданином государства-участника и иностранцем, ни изменение гражданства одним из супругов во время пребывания в браке не влекут за собой автоматически последствий для гражданства другого супруга».

В этой связи следует отметить, что заключение или расторжение брака между российским гражданином и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц (ч. 1 ст. 8 Закона о гражданстве РФ). Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга (ч. 2 ст. 8).

Российский Закон о гражданстве, кроме того, учитывает предпочтительность для супругов единого гражданства, устанавливая процедуру упрощенного порядка вступления в гражданство России для супруга, имеющего иностранное гражданство, по истечении 3 лет состояния в браке.

Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. прямо указывает на необходимость защиты таких прав ребенка, как право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство.

Такой подход получил закрепление в российском Законе о гражданстве, препятствующим получение ребенком статуса лица без гражданства.

Так, в ст. 9 Закона закреплено, что гражданство ребенка при приобретении или прекращении российского гражданства одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется в порядке, предусмотренном Законом о гражданстве РФ. Для приобретения или прекращения гражданства России ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо получение его согласия. Российское гражданство не может быть прекращено, если в результате прекращения российского гражданства ребенок станет лицом без гражданства. Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. Расторжение брака не влечет за собой автоматического изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей (ч. 3 ст. 8 Закона о гражданстве РФ).

Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. устанавливает упрощенный порядок приобретения гражданства по рождению, в силу закона и по ходатайству лицами, рискующими остаться в положении апатрида (лица без гражданства).

Такое гражданство предоставляется:

а) при рождении, в силу закона, или

б) по ходатайству перед соответствующими властями заинтересованным лицом или от его имени в соответствии с законом государства.

Договаривающееся государство, которое предусматривает предоставление своего гражданства по ходатайству, может также предусматривать предоставление своего гражданства в силу закона в таком возрасте и с учетом таких условий, которые могут быть определены законом государства.

Договаривающееся государство может поставить предоставление своего гражданства по ходатайству в зависимость от одного или нескольких следующих условий:

а) ходатайство подается в течение периода, установленного договаривающимся государством, начиная не позднее восемнадцатилетнего возраста и кончая не ранее возраста в двадцать один год, однако таким образом, чтобы заинтересованное лицо имело, по крайней мере, один год, в течение которого оно само может подать ходатайство без необходимости получения на это законного разрешения;

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

б) заинтересованное лицо обычно проживает на территории договаривающегося государства в течение такого периода, который может быть установлен этим государством, при условии, что этот период не превышает пяти лет непосредственно до подачи ходатайства или в целом десяти лет;

в) заинтересованное лицо не было осуждено в совершении правонарушения против государственной безопасности и не приговорено к тюремному заключению на срок пять лет или более по уголовному обвинению;

г) заинтересованное лицо всегда было апатридом.

Несмотря на вышеуказанные случаи, ребенок,

рожденный в браке на территории договаривающегося государства, мать которого имеет гражданство этого государства, приобретает при рождении это гражданство, иначе он не имел бы гражданства.

Конвенция о статусе апатридов от 26 апреля 1954 г., наряду с защитой прав апатрида (как лиц менее защищенных в правом отношении чем граждане), призывает государства-участников облегчать их ассимиляцию и натурализацию. Данный подход учтен в ст. 14 российского Закона о гражданстве, устанавливающей для иностранных граждан и лиц без гражданства упрощенный порядок приема в российское гражданство при определенных условиях.

Аналогичный регистрационный порядок приобретения белорусского гражданства установлен в ст. 15 Закона о гражданстве Республики Беларусь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важнейшие положения о гражданстве закреплены в Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Конституции Российской Федерации, содержащейся в гл. 1 «Основы конституционного строя», гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Согласно ст. 61 Конституции Российской Федерации Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Согласно ст. 62 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное

не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Следует отметить, что международное право весьма осторожно относится к двойному гражданству, не запрещая его, но и не навязывая его признание государствам. Несмотря на конституционное допущение двойного гражданства, сфера его легального распространения сужена, поскольку для этого необходимо наличие федерального закона или (и) принятого международного договора.

При этом можно отметить одну важную черту в Законе о гражданстве Российской Федерации: если при приеме в свое гражданство необходим отказ от иностранного гражданства (ст. 13 Закона о гражданстве РФ), то при получении иностранного гражданства российским гражданином законодательство не требует в качестве условия обязательного выхода из национального гражданства (ст. 19 Закона о гражданстве РФ).

Таким образом, российский гражданин может получить иностранное гражданство, оставаясь при этом гражданином России, но приобрести гражданство России иностранному гражданину, по общему правилу, возможно только путем отказа от иногражданства5.

В Законе о гражданстве Российской Федерации нашли закрепление следующие принципы российского гражданства: 1) гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения; 2) проживание гражданина РФ за пределами Российской Федерации не прекращает российского гражданства; 3) гражданин РФ не может быть лишен российского гражданства или права изменить его; 4) гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству; 5) Российская Федерация поощряет приобретение российского гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории России.

Таким образом, можно отметить, что законодательное регулирование гражданства Российской Федерации по наиболее принципиальным моментам полностью соответствует существующим международным стандартам в области гражданства и прав человека.

Гражданство — это устойчивая правовая связь лица с определенным государством, которая характеризует основы право­вого статуса личности и выражается в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Согласно международно-правовым нормам, каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Гражданство означает юридическую принадлежность индивида к государству. В республиках для обозначения этой связи применяется термин «гражданство», в странах с монархической формой правле­ния используется понятие «подданство», причем в смысле, равно­значном гражданству.

Правоотношение гражданства устойчиво в пространстве и во времени. Пребывание лица за границей само по себе не прерывает правоотношений гражданства, так же как и заключение или растор­жение брака с иностранным гражданином.

Способы приобретения, изменения и утраты гражданства уста­навливаются национальным законодательством соответствующего государства в соответствии с общепризнанными нормами междуна­родного права.

Международно-правовые нормы о гражданстве регулируют как общие вопросы гражданства (о праве каждого на гражданство, о сохранении гражданства при вступлении в брак, о гражданстве детей и т.д.), так и специальные (проблемы двойного гражданства и безгражданства).

Гражданство приобретается двумя основными способами: по рождению и в результате приема в гражданство.

Приобретение гражданства по рождению возможно по принци­пам «права крови» или «права почвы».

В соответствии с принципом права крови ребенок, родители ко­торого на момент рождения состоят в гражданстве одного государст­ва, является гражданином этого государства независимо от места рождения. Этого принципа придерживается большинство госу­дарств, в том числе Россия.

Согласно принципу права почвы ребенок, родившийся на терри­тории государства, является его гражданином независимо от граж­данства его родителей. Принципу права почвы следуют в основном латиноамериканские государства.

В результате приема в гражданство оно приобретается по основа­ниям и в порядке, предусмотренным национальным законодательст­вом государств. Решение о приеме в гражданство принимают, как правило, высшее должностное лицо государства (например, прези­дент) либо исполнительные органы власти (правительство, министер­ство внутренних дел и т.п.).*

Законодательством некоторых стран устанавливаются ограниче­ния для приема в гражданство.

Помимо двух основных способов, можно выделить дополнитель­ные способы приобретения гражданства. Гражданство, в частности, может приобретаться:

в результате признания;

в порядке его регистрации (например, при усыновлении);

в результате восстановления в гражданстве лиц, ранее состояв­шие в гражданстве;

в результате оптации — выбора гражданства при территориаль­ных изменениях (лица, проживающие на территории, меняющей го­сударственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства в порядке и сроки, установленные международным договором).

Приобретение гражданства и выход из гражданства производится на основе свободного волеизъявления граждан. Лицо, подавшее хо­датайство о приобретении гражданства, сохраняет прежнее граждан­ство до принятия положительного решения по его ходатайству.

Государства сохраняют за собой право отказать лицу, ходатайст­вующему о приобретении гражданства и о выходе из гражданства, в случаях, предусмотренных ее внутренним законодательством. Реше­ние об отказе в приобретении и выходе из гражданства в упрощенном порядке может быть обжаловано в суд.

Утрата гражданства (экспатриация) может иметь место: при выходе из гражданства по добровольному заявлению; при натурализации; при лишении гражданства.

Гражданство прекращается:

-вследствие выхода из гражданства. Выход из гражданства РФ, в частности, не допускается: после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания;

-привлечения в качестве обвиняемого по уголовному делу либо если в отношении него имеется вступивший в силу и подлежащий исполне­нию обвинительный приговор суда;

-вследствие отмены решения о приеме в гражданство (например, когда решение о приеме в гражданство было принято на основании подложных документов);

-путем выбора иного гражданства при оптации;

-по иным основаниям, предусмотренными международного дого­ворами.

Добавить комментарий