Хартия европейского союза

Хартия основных прав Европейского Союза от 7 декабря 2000 г. – последний по времени в минувшем тысячелетии, но весьма значимый «билль о правах». Он как бы подводит итог всему предшествовавшему развитию идей прав человека в конституционном и международном праве не только в Европе, но и во всем мире. Совет Европы и формируемое на его основе право, регламентирующее права человека, оказали огромное влияние на содержание и дух этого важного документа.

Находящаяся одновременно в сфере действия и конституционного и международного права, Хартия являет собой первый фундаментальный «наднациональный» акт в сфере гуманитарного права. Этот документ впервые ставит своей целью защиту личности не от государства (или не только от государства) и его органов, но от надгосударственной организации и ее органов. За Хартией весьма вероятно может последовать целая серия аналогичных источников права других интеграционных группировок. В этом смысле Хартия может сыграть роль прецедента, обладающего большой убедительной силой.

Для России Хартия – не только важный образовательный материал для повышения общей правовой культуры граждан и будущих юристов, но и образец для сравнения и совершенствования отечественного законодательства в области прав человека и законодательства, формирующего возможные интеграционные союзы России с другими странами.

Хартия Европейского Союза сочетает в себе преемственность и оригинальность. Так, с одной стороны она вобрала в себя основные достижения гуманитарного права, уже выработанного человечеством, с другой – подошла к этим достижениям творчески и по-своему.

Преемственность этому документу обеспечивает в частности принцип недопустимости ограничения прав и свобод, закрепленных в других источниках права. Он прямо зафиксирован в тексте Хартии. Как следует из ст. 53 документа, ни одно из ее положений в своем толковании, а значит в претворении в жизнь, не должно наносить ущерба основным правам и свободам, признанным другими юридическими источниками в рамках права Союза, международного или внутригосударственного права. Следовательно, Хартия может лишь улучшить, усовершенствовать существующее в Европе положение с правами человека, но ни в коем случае не ухудшить его.


Права и свободы в Хартии излагаются по совершенно новой схеме. В отличие от традиционного для западной доктрины прав человека деления прав и свобод на первостепенные, к которым относились прежде всего гражданские и политические права и «второстепенные», к которым обычно причисляли группу социально-экономических прав, Преамбула и Хартия в целом рассматривают правовой статус человека и гражданина Европейского Союза в единстве и равенстве составляющих его прав и свобод, в чем одновременно проявляется также принцип единства и недискриминации прав и свобод в его «европейском варианте».

В Хартии основой классификации избраны не вид или сфера применения прав, а ценности, на которых они базируются, и которые они защищают. В этом проявляется принцип неделимости основных прав и свобод, который отражен в Преамбуле документа.

Хартия Европейского Союза сводит все личные, политические и социально-экономические права воедино, признает все их в качестве основных. Социальные права по своей природе хотя и сохраняют во многом программный характер, но они более не считаются второстепенными.

Хартия Европейского Союза об основных правах состоит из преамбулы, которая сама по себе не содержит юридических норм (указывает причины и цели принятия Хартии, ее источники, основополагающие ценности), и 54 статей, сгруппированных в 7 глав.


Главной идеей Преамбулы и всей Хартии является провозглашение в абзаце 2 того, что Европейский Союз «помещает человеческую личность в центр своей деятельности посредством введения гражданства Союза и создания пространства свободы, безопасности и правосудия».

Преамбула как бы предваряет логику закрепления в тексте Хартии прав и свобод человека вокруг семи основополагающих принципов-ценностей, воплощающих в себе единый комплекс, составляющий правовой статус личности: принцип уважения человеческого достоинства, принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина, принцип равенства, принцип солидарности, принцип демократии и принцип правового государства. Особо подчеркивается, что эти принципы основаны на духовном, нравственном и историческом наследии народов Европы (абз. 2).

Соответственно названы и главы Хартии: I – Достоинство, II – Свободы, III – Равенство, IV – Солидарность, V– Гражданство, VI – Правосудие. Соединенные вместе они и дают то, что мы называем демократией.

Такое объединение прав-ценностей, прав-принципов без разделения их на группы в соответствии с традиционными классификациями, в неразрывной связи с ответственностью и обязанностями (абз. 6), которые мы видим в Преамбуле, подчеркивает растущую универсальность и единство правового статуса человека и гражданина Европейского Союза и одновременно отражает принцип неделимости основных прав, свобод, ответственности и обязанностей, как они зафиксированы в Хартии.

Общую структуру правового статуса гражданина Европейского Союза усиливает принцип недопустимости ограничений прав и свобод, которым пронизаны Преамбула и текст Хартии Европейского Союза об основных правах.

Проявляя первостепенную заботу о людях, как индивидуумах Хартия, однако, не забывает о коллективах людей, политически организованных на местном, региональном, национальном и европейском уровнях. Поэтому развивая общие ценности, Союз уважает «в то же время разнообразие культур и традиций народов Европы, а также национальную индивидуальность государств-членов и организацию их публичной власти…» (абз. 3 Преамбулы).

Приведенные выше положения Преамбулы подчеркивают, что защита прав и свобод человека при помощи права Европейского Союза не вытесняет и не подменяет соответствующие правовые механизмы государств-членов. По сути, защита прав человека на уровне Европейского Союза является еще одним правовым механизмом, который, одновременно, и унифицирует существующие национальные системы защиты прав и свобод, объединяет их с действующими международно-правовыми актами и при этом существует параллельно с ними, не исключая, а логически дополняя их.

Новые концептуальные походы, использовавшиеся при создании Хартии, привели к тому, что в ней отчетливо отразились новейшие тенденции развития современного права, а также проявились и новые тенденции, которым еще предстоит формироваться в третьем тысячелетии.

Сравнительно гладкое развитие интеграционных процессов в XX веке сменило более осторожное, иногда критическое отношение разных слоев населения к интеграции и связанной с ней глобализации. В чем-то глобализация уже рассматривается как опасность для некоторых прав человека и гражданина. Неудивительно, что в момент одобрения Хартии в Ницце, на улицах шли демонстрации с протестами против опасностей, порождаемых глобализацией.

Из буквы и духа Преамбулы и Хартии можно вывести принципиально новую тенденцию развития гуманитарного права в третьем тысячелетии. Она состоит в поиске правовых средств ограничения негативных последствий интеграции, интернационализации и глобализации. Началом этого процесса может стать предпринятая Хартией попытка нового, более гармоничного сочетания прав и свобод с обязанностями и ответственностью друг перед другом, «человеческим обществом и будущими поколениями». Тем более, что эта ответственность касается такого нестандартного единого комплекса субъектов, который в настоящем времени охватывает личность, государства, нации, интеграционные объединения и человечество в целом, а в будущем – обращено к еще не существующим будущим поколениям. Эта неразрывная связь современного права с будущим и признание ответственности перед ним имеет, на наш взгляд, особое значение.

Красной нитью через Преамбулу проходит новое осмысление принципа ненасилия, проявляющегося в стремлении к эволюционному созиданию без разрушения, огульного отрицания и насилия, то есть выбор объединяющейся Европой взвешенного, цивилизационного, а не революционного движения из уважаемого прошлого через толерантное настоящее к достойному будущему.

Хартия основных прав Европейского Союза отразила также тенденцию все большего сближения и взаимопроникновения гуманитарных положений конституционного права и международного права. В этом также отразилась общемировая тенденция унификации гуманитарного права, а также все большего выдвижения его на ведущее место.

С планируемым расширением Европейского Союза дальнейшее развитие получит тенденция территориального расширения «европейского гуманитарного права», а также расширение его влияния как примера или как «мирового гуманитарного стандарта».

С прекращением идеологической конфронтации между «социализмом» и «капитализмом» идеи прав человека превращаются в мировую идеологию, которая, тем не менее, может использоваться как коварное орудие в целях достижения теми или иными кругами своего господства. В этом плане следует особое внимание обратить на формирование «наднационального», в том числе европейского, гуманитарного права.

Именно в ходе развития в «европейском праве» его гуманитарной сферы, происходит своеобразное отлаживание и методов «европейского права». Поскольку право Европейского Союза находится где-то между международным и конституционным правом, в нем должны присутствовать собственные своеобразные методы регулирования. Если в международном праве более всего приемлем метод координации, согласования, то в конституционном праве с закономерностью преобладает императивный метод, метод подчинения. Обоснованным становится и то, что в праве Европейского Союза участники этого объединения сначала договариваются и координируют свои позиции, а затем в своей деятельности подчиняются достигнутым договоренностям, то есть все более формируется и отлаживается метод «скоординированной субординации». Этот метод, как представляется, с неизбежностью будет все больше использоваться человечеством в будущем.

В Преамбуле отчетливо зафиксирован расширительный характер закрепления в Хартии прав и свобод человека. Прежде всего, она требует безусловного соблюдения прав и свобод, зафиксированных уже действующим законодательством. Кроме этого, Преамбула предусматривает по возможности постоянное дополнение этого списка правами, возникающими в результате социального прогресса, научного и технологического развития, стремясь при этом закрепить не минимальный уровень, как это обычно принято в международно-правовой практике, а возможно достижимый максимум их числа и уровня осуществления. В абз. 4 Преамбулы ставится цель «усилить защиту основных прав, обеспечив посредством Хартии более ясное их выражение».

Хартия одновременно является инструментом ускорения создания гражданских обществ в странах-участниках Европейского Союза и формирования гражданского общества в рамках всей европейской интеграционной группировки. Демократический глобализм будущего может быть построен только на основе гуманистического регионализма. При этом государства с неизбежностью должны будут отдавать некоторые из своих полномочий наднациональному гражданскому обществу по мере его созревания. Наднациональные гражданские общества, как представляется, будут расширять свои региональные границы в планетарном направлении.

В Хартии отразилась интересная и чрезвычайно гуманная идея, стимулирующая дальнейшее совершенствование правового статуса граждан. Она состоит в стремлении признавать практически равным законодательно закрепленному достигаемый на практике все более превышающий, по сравнению с формально закрепленным, реально достигнутый уровень осуществления прав и свобод человека.

Хартия Европейского Союза об основных правах укрепила и расширила возможности судебной защиты прав и свобод граждан и других лиц, находящихся на территории ЕС. Это важная тенденция, особенно усилившаяся со второй половины XX века.

В завершающей ее части Преамбула (абз. 6) подчеркивает, что «пользование данными правами порождает ответственность и создает обязанности как перед другими лицами, так и по отношению к человеческому обществу и будущим поколениям». Это положение Преамбулы не вполне традиционно для такого рода документов, поскольку обычно Преамбулы рассматриваются лишь как вводные общие положения, не предусматривающие конкретных прав и не порождающие обязанностей.

Хартия обращена как к современному человечеству, так и к будущим поколениям, что делает ее одновременно «программным» документом.

Прогрессивное развитие Хартией гуманитарного права приводит к все большему сближению и взаимопроникновению «Европейского права» и «права Европейского Союза», расширению и обогащению последнего. Это расширение и сближение происходит прежде всего за счет права Совета Европы и авторитета Европейской Конвенции 1950 г.

В Хартии ставится задача полной имплементации прав и свобод, которые вытекают «из Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, социальных хартий, принятых Сообществом и Советом Европы, а также из судебной практики Суда Европейских сообществ и Европейского суда по правам человека» (абз. 5) преамбулы.

Последняя часть приведенной фразы свидетельствует о тенденции к унификации гуманитарного права в целом, и, в частности, права Европейского Союза и права Совета Европы, а также судебной практики по правам человека (особенно Европейского Суда по правам человека, находящегося в Страсбурге) и существующих в Европе механизмов их защиты. Достижения гуманитарного права Европы все более сливаются и переплетаются с наработками других интеграционных группировок и международного права в целом, развивая и обеспечивая все более эффективные формы и средства защиты прав человека и гражданина в самых различных государствах мира.

В Хартии отразилось стремление при посредстве инструментария прав и свобод человека, в значительной степени созданного в результате деятельности Совета Европы, обеспечивать внутреннюю стабильность и безопасность, достигать консенсуса в рамках интеграционной группировки, сводя к минимуму классовые, национальные и иные конфронтации, по возможности избегая грубого наднационального или государственного принуждения, мирно разрешая в интересах граждан возникающие конфликты, балансируя в рамках Союза интересы индивидуумов, мест, регионов и стран, обеспечивая при этом поддержку слабым и перспективы сильным, находя эффективные стимулы и инструменты для прогресса и пользования большинством населения Европейского Союза его плодами.

Хартия основных прав Европейского Союза от 7 декабря 2000 г. – последний по времени в минувшем тысячелетии, но весьма значимый «билль о правах». Находящаяся одновременно в сфере действия и конституционного и международного права, Хартия являет собой первый фундаментальный «наднациональный» акт в сфере гуманитарного права. Этот документ впервые ставит своей целью защиту личности не от государства (или не только от государства) и его органов, но от надгосударственной организации и ее органов. В этом смысле Хартия может сыграть роль прецедента, обладающего большой убедительной силой. Права и свободы в Хартии излагаются по совершенно новой схеме. В отличие от традиционного для западной доктрины прав человека деления прав и свобод на первостепенные, к которым относились прежде всего гражданские и политические права и «второстепенные», к которым обычно причисляли группу социально-экономических прав, Преамбула и Хартия в целом рассматривают правовой статус человека и гражданина Европейского Союза в единстве и равенстве составляющих его прав и свобод, в чем одновременно проявляется также принцип единства и недискриминации прав и свобод в его «европейском варианте». В Хартии основой классификации избраны не вид или сфера применения прав, а ценности, на которых они базируются, и которые они защищают. В этом проявляется принцип неделимости основных прав и свобод, который отражен в Преамбуле документа. Хартия сводит все личные, политические и социально-экономические права воедино, признает все их в качестве основных. Социальные права по своей природе хотя и сохраняют во многом программный характер, но они более не считаются второстепенными. Хартия состоит из преамбулы, которая сама по себе не содержит юридических норм (указывает причины и цели принятия Хартии, ее источники, основополагающие ценности), и 54 статей, сгруппированных в 7 глав. Главной идеей Преамбулы и всей Хартии является провозглашение в абзаце 2 того, что ЕС «помещает человеческую личность в центр своей деятельности посредством введения гражданства Союза и создания пространства свободы, безопасности и правосудия». Главы Хартии: I – Достоинство, II – Свободы, III – Равенство, IV – Солидарность, V– Гражданство, VI – Правосудие. Такое объединение прав-ценностей, прав-принципов без разделения их на группы в соответствии с традиционными классификациями, в неразрывной связи с ответственностью и обязанностями, которые мы видим в Преамбуле, подчеркивает растущую универсальность и единство правового статуса человека и гражданина ЕС и одновременно отражает принцип неделимости основных прав, свобод, ответственности и обязанностей, как они зафиксированы в Хартии. Общую структуру правового статуса гражданина ЕС усиливает принцип недопустимости ограничений прав и свобод, которым пронизаны Преамбула и текст Хартии. Приведенные выше положения Преамбулы подчеркивают, что защита прав и свобод человека при помощи права ЕС не вытесняет и не подменяет соответствующие правовые механизмы государств-членов. По сути, защита прав человека на уровне ЕС является еще одним правовым механизмом, который, одновременно, и унифицирует существующие национальные системы защиты прав и свобод, объединяет их с действующими международно-правовыми актами и при этом существует параллельно с ними, не исключая, а логически дополняя их. Новые концептуальные походы, использовавшиеся при создании Хартии, привели к тому, что в ней отчетливо отразились новейшие тенденции развития современного права, а также проявились и новые тенденции, которым еще предстоит формироваться в третьем тысячелетии. Из буквы и духа Преамбулы и Хартии можно вывести принципиально новую тенденцию развития гуманитарного права в третьем тысячелетии. Она состоит в поиске правовых средств ограничения негативных последствий интеграции, интернационализации и глобализации. Началом этого процесса может стать предпринятая Хартией попытка нового, более гармоничного сочетания прав и свобод с обязанностями и ответственностью друг перед другом, «человеческим обществом и будущими поколениями». Поскольку право Европейского Союза находится где-то между международным и конституционным правом, в нем должны присутствовать собственные своеобразные методы регулирования. Если в международном праве более всего приемлем метод координации, согласования, то в конституционном праве с закономерностью преобладает императивный метод, метод подчинения. Обоснованным становится и то, что в праве Европейского Союза участники этого объединения сначала договариваются и координируют свои позиции, а затем в своей деятельности подчиняются достигнутым договоренностям, то есть все более формируется и отлаживается метод «скоординированной субординации». Этот метод, как представляется, с неизбежностью будет все больше использоваться человечеством в будущем. Хартия укрепила и расширила возможности судебной защиты прав и свобод граждан и других лиц, находящихся на территории ЕС. Это важная тенденция, особенно усилившаяся со второй половины XX века. Хартия обращена как к современному человечеству, так и к будущим поколениям, что делает ее одновременно «программным» документом. В Хартии ставится задача полной имплементации прав и свобод, которые вытекают «из ЕКПЧ, социальных хартий, принятых Сообществом и Советом Европы, а также из судебной практики Суда Европейских сообществ и Европейского суда по правам человека».

18. Контрольная палата ФРГ обратилась в Суд ЕС с иском о признании недействительным решения Европейского Совета об образовании в каждом государстве-члене ЕС специального органа финансового надзора за отчислениями в бюджет ЕС. …

В данном случае подан иск об аннулировании (о законности).

При вчинении такого рода иска может испрашиваться аннулирование любого правового акта ЕС, кроме учредительных договоров или вступивших в силу судебных решений.

Европейский совет не включен учредительными договорами в перечень институтов ЕС. Его решения носят политический, а не правовой характер. Соответственно, они не являются нормативно-правовыми актами и политически обязательны только для государств-членов, но не для частных лиц. Такие решения не подлежат в силу самой своей природы оспариванию в судебном порядке. Решения Европейского совета – это по сути дела директивные указания, коим должны следовать и коими должны руководствоваться в своей практической деятельности правительства государств-членов и институты ЕС. По своей природе такого рода решения ближе к рекомендациям, нежели к обязательным нормативным правовым актам. Это косвенно вытекает из тех постановлений учредительных договоров, которые в той или иной степени характеризуют полномочия Европейского совета. Так, ст.17 Ниццского договора, изменяющая аналогичную статью Договора о ЕС, предусматривающая формирование общей оборонной политики, устанавливает, что она могла бы быть «преобразована в общую оборону, если Европейский совет примет такое решение. В этом случае он будет рекомендовать государствам-членам принять решении согласующееся с их конституционными требованиями»1. Приведенное положение не только определят конкретные полномочия Европейского совета (только он может принять решение об общей обороне), но и природу самого решения (рекомендуют государствам-членам).

Вданном случае не было необходимости обращения с данным иском. Суд не примет данный иск к рассмотрению, так как иски о законности подаются в отношении правовых актов, коим решение Европейского совета не является.

Проект для обсуждения на Первом всероссийском конгрессе пациентов 28 мая 2010 года, до указанной даты предложения, изменения и дополнения принимаются по адресу open@openmed.ru

Настоящая Декларация о правах пациентов в России разработана на основе:

  • Декларации о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (принята Европейским совещанием по правам пациента, Амстердам, Нидерланды, март 1994),
  • Европейской хартии прав пациентов (разработана рабочей группой представителей государств-членов ЕС, проект обсужден в Риме 7 сент. 2002 г. при поддержке Инициативы Active Citizenchip Network и European Charter of Patients Right);
  • Хартии основных прав Европейского Союза ;
  • законодательстве и нормативно-правовых актах Российской Федерации;
  • теории и практики охраны здоровья, медицинской помощи и защиты прав пациентов в России,— и принята Первым всероссийским конгрессом пациентов 28 мая 2010 года в Москве. В декларации под пунктами А дан текст Европейской хартии прав пациентов, а под пунктами Б даны дополнительные замечания, положения, оговорки или условия, которыми Первый всероссийский конгресс пациентов считает необходимым дополнить текст Европейской хартии прав пациентов. В случаях, когда конгресс не имеет замечаний, дается только текст Европейской хартии прав пациентов.

Преамбула

А. Системы здравоохранения государств-членов ЕС очень различны, но везде права пациентов, потребителей, пользователей, незащищенных групп пациентов и простых граждан нарушаются. Несмотря на торжественную декларацию «европейской социальной модели» (право на всеобщую доступность медицинской помощи) различные ограничения заставляют усомниться в ее реальности. Как граждане Европы мы не принимаем положения, когда теоретически заявленные права на деле не обеспечиваются по причинам финансового характера. Финансово-политические причины не могут служить оправданием пренебрежения правами пациентов. Мы не принимаем ситуации, когда эти права, установленные законами, не соблюдаются, когда они пропагандируются во время выборных кампаний и канут в Лету после вступления в должность новых правительств.

Принятая в Ницце Хартия основных гражданских прав скоро станет частью новой Конституции ЕС. Она образует основу провозглашения четырнадцати конкретных прав пациентов, некоторые из которых в настоящее время нарушаются. Это права на профилактику болезней, доступность медицинской помощи, информацию, информированное согласие, свободу выбора, частную жизнь и конфиденциальность, уважение времени пациента, выполнение стандартов качества медицинской помощи, безопасность, инновации, избежание не необходимой боли и страданий, индивидуальное лечение, жалобы и компенсации. Эти права соответствуют также различным международным рекомендациям, в частности, ВОЗ и Совета Европы. Они касаются организационных стандартов, технических параметров, а также профессиональной деятельности и поведения.

В системах здравоохранения отдельных государств-членов ЕС ситуация с правами пациентов сильно различается. В одних системах действуют хартии прав пациентов, особые правовые и административные нормы. Они реализуются через учреждения, такие как, например, омбутсмены, конфликтные разбирательства, как альтернативные досудебные разбирательства и т.д. В других странах ничего этого нет. Во всяком случае, настоящая Хартия будет содействовать защите прав пациентов/граждан при различных национальных условиях, она может стать инструментов гармонизации национальных систем здравоохранения, что, в частности, содействует обеспечению гражданских прав пациентов. Это имеет особое значение для свободы передвижения внутри ЕС и процесса расширения Евросоюза.

Хартия обращается к гражданскому обществу, институтам государства членов и всего ЕС и ко всем тем, кто может своими действиями содействовать защите или реализации этих прав. Поскольку Хартия отражает сегодняшнюю европейскую действительность и касается современного развития медицинского обеспечения (по состоянию на 2002 г.), возможно, в будущем она будет перерабатываться и развиваться.

Реализация положений Хартии должны стать приоритетной задачей любых объединений активных граждан, которые занимаются вопросами прав пациентов на национальном уровне. Но она обращается также к специалистам здравоохранения, к администраторам, правительствам, законодателям и правоохранительным органам.

Б. Система охраны здоровья и оказания медицинской помощи в России в значительной степени отличается от европейских стран, однако большая часть положений европейских документов в сфере прав пациентов, обеспечения их политики, соблюдения и защиты применима для России порой с еще большей степенью озабоченности, нежели высказывается европейским сообществом.

Так к проблемам, отмеченным в указанных выше европейских документах, следует добавить следующие:

  • декларированное статьей 41 Конституции РФ право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения нарушается повсеместно даже и на нормативно-правовом уровне;
  • за жизненно необходимые лекарства пациентам приходится платить полную цену, хотя их подлинной ценой является жизнь пациентов;
  • для получения амбулаторно-поликлинической помощи приходится стоять в очереди несколько месяцев;
  • необходимость предъявлять полис ОМС для оказания помощи стала препятствием ее оказания и нарушением упомянутого конституционного права, в котором о полисе ничего не сказано;
  • система стандартизации медицинской помощи разрабатывается долго, без учета мнения медицинской общественности, не обновляется, ее обязательность в медицинской практике не достаточно определена;
  • разработка и принятие новых решений в сфере здравоохранения, касающихся огромного числа людей, принимается без учета их мнения, без общественности, врачей, ученых, пациентов;
  • при нарушении прав пациентов, которые декларированы законодательством, не существует эффективных механизмов и органов защиты прав, и пострадавший пациент, больной человек или его родственники оказываются перед необходимостью судиться с государственной системой, что увеличивает социальное напряжение;
  • общественные организации пациентов не обладают достаточным набором прав, которые необходимы для эффективной защиты прав пациентов, и которыми обладают, например, общества по защите прав потребителей России, они так же не имеют постоянной и сколько-нибудь полноценной поддержки государства;
  • система ответственности врачей сосредоточена в уголовном праве без возможности административного и скорого гражданско-правового преследования, судебные разбирательства тянутся годами, размеры судебных выплат причиняют еще больший моральный вред истцам;
  • государство не способствует развитию самоуправления врачебного сообщества.

В сложившихся условиях Первый всероссийских конгресс пациентов и обществ пациентов считает необходимым принять настоящую Декларацию о правах пациентов в России для принятия государством изложенных в декларации норм и мероприятий, приведения политики и законодательства в соответствие с ними.

Часть I. Основные права

А.

1. Хартия основных гражданских прав Европейского Союза

Хартия основных гражданских прав, которая образует краеугольный камень Европейской Конституции, является важнейшей исходной платформой настоящей Хартии прав пациентов. В ней провозглашается ряд неотъемлемых основных прав, которые не могут быть ограничены органами ЕС и государств-членов и от которых ни один гражданин не может отказаться. Эти права выходят за рамки общих гражданских прав, они относятся к человеку как таковому. Они имеют силу даже тогда, когда их защита не предусмотрена нормативно-правовыми актами отдельных государств. Общей формулировки этих прав достаточно, чтобы гражданин как частное лицо смог потребовать их обеспечения в конкретном случае определенным образом. Согласно статье 51 Хартии основных прав (ст. 51 Хартии-2010), национальные правовые акты должны ей соответствовать. Это не отменяет национальные Конституции, они применяются, если они обеспечивают более высокий уровень защиты (статья 53, ст. 53 Хартии-2010).

И, наконец, провозглашенные Хартией основных прав отдельные права должны быть раскрыты более полно, так чтобы возможные пробелы отдельных положений были восполнены.

Статья 35 Хартии (ст.35 Хартии-2010) основных прав устанавливает право на медицинскую помощь, которое определяется как «право на доступность медицинской помощи и врачебной помощи в соответствии с правовыми нормами отдельных государств и их традициями».

В статье 35 говорится, что Евросоюз должен обеспечить «высокий уровень охраны здоровья», причем под «здоровьем» следует понимать как индивидуальное, так и общественное благо, которое включает медицинскую помощь (ст. 35 Х-2010 уточняет: «При установлении и осуществлении политики и мероприятий ЕС во всех областях/отраслях должен быть гарантирован высокий уровень охраны здоровья»). Эта формулировка задает эталонный стандарт правительствам отдельных государств: они не должны останавливаться на «гарантированном минимальном стандарте», но должны стремиться к высокому уровню медицинского обеспечения, несмотря на различия в ресурсах разных систем.

2. Другие международные соглашения

Сформулированные далее 14 прав пациентов соотносятся также с другими международными документами и декларациями, в частности, ВОЗ и Евросовета. Важнейшими в этом плане документами ВОЗ являются: – заявление (декларация) о содействии правам пациента в Европе, принятое в 1994 г. в Амстердаме; – Люблянская хартия о реформе здравоохранения, принятая в 1996 г.; – Джакартская декларация о развитии здравоохранения в 21-м веке, принятая в 1997 г.

Из документов Европейского совета следует указать на Соглашение о правах человека и биомедицины 1997 г., а также на рекомендации R(2000)5 по развитию организаций содействия участию граждан и пациентов в процессе принятия решений, которые касаются медицинской помощи. Во всех этих документах гражданские права в области здравоохранения базируются на основных правах человека, таким образом, они являются частью того же процесса, что и настоящая Хартия прав пациентов.

Б. В Уставе Всемирной организации здравоохранения дано следующее определение: «здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Данное определение следует признать подлежащим пересмотру, поскольку понятие «благополучия» в особенности социального и душевного, невозможно оценить объективно. Кроме того, определение «здоровья» невозможно дать через понятие отсутствие болезни или дефектов, поскольку и у трупа болезней нет. Таким образом, данное определение неприменимо в правовой практике.

Поскольку термин здоровье я

Добавить комментарий