И свободы других лиц

Это важное условие общественных отношений и стабильности с правопорядком в обществе. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права так и морали — это прямой путь к конфликтам, в том числе и на межнациональной почве и утверждению права на жизнь сильных. Поэтому конституция предлагает наиболее правильный путь избежать этого — это закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной регуляции и разумного баланса собственных и чужих прав (ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации 1993 г.).

Следующая обязанность не менее важная, чем другие — это закрепленная в конституции в ч.2 и 3 ст. 383 Конституции Забота о детях и нетрудоспособных родителях. Этих обязанностей две. Во первых родители обязаны заботиться о детях и их воспитании. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. Конституции).

Равенство прав и обязанностей родителей обеспечивается семейным законодательством. Нормы семейного права устанавливают, что отец и мать имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Каждый из них (до достижения детьми совершеннолетия, т.е. до 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и самое главное нравственном развитии. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Они являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в суде без специальных полномочий.

Расторжение брака родителей или их раздельное проживание не может влиять на объем родительских прав и обязанностей. Отдельно проживающий родитель не только в праве, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой родитель не вправе ему в этом препятствовать. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка (в браке и при его расторжении) решаются отцом и матерью совместно исходя из интересов детей и с учетом их мнения. В случае спора они разрешаются органами опеки и попечительства или судом.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами и интересами детей, не только не могут рассчитывать на защиту этих прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены. В соответствии со ст. 156 УК РФ «Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с не совершеннолетним, —

Наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1-го месяца либо ограничением свободы на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Как видно из данной статьи, наказание за неисполнение данной обязанности в УК предусмотрено достаточно серьезное.

Во втроых совершеннолетние трудоспособные дети в свою очередь, должны заботиться о своих родителях и оказывать им помощь, а если они нетрудоспособны и нуждаются — содержать их. При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности (ст. 157 УК). В соответствии со 2 п. ст.157. злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей, —

наказывается обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев. Размер участия каждого из детей в содержании родителей определяется судом, исходя из семейного и материального положения родителей и детей и других, заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, выплачиваемой помесячно.

В отличие от обязанности содержать родителей, суд не может принудительно заставить взрослых детей проявлять к ним внимание. Правовым последствием пренебрежения детей своим долгом является возможность взыскания с них по суду сверх алиментов дополнительных денежных средств, в том числе для оплаты труда лиц, осуществляющих за ними уход. Но не могут рассчитывать на защиту закона родители, лишенные родительских прав, а также уклонявшиеся в прошлом от выполнения родительских обязанностей. В целом же можно отметить, что эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Является продолжением предыдущей обязанности следующая, это

Соблюдение Конституции РФ и законов РФ

Согласно части 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах. Ее не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить, как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать законы и подзаконные акты субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Уважение прав и свобод других лиц

Согласно части 3 статьи 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях

В частях 2 и 3 статьи 38 Конституции РФ закреплены две конституционные обязанности граждан:
1. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
2. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

Исполнение данных обязанностей регулируется Семейным кодексом РФ (главы 12–17).

Получение основного общего образования

Согласно части 4 статьи 43 Конституции РФ, каждый гражданин обязан получить основное общее образование, а родителей или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования.

Эта конституционная обязанность конкретизирована в статье 63 Семейного кодекса РФ.

Забота о памятниках истории и культуры

Согласно части 3 статьи 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Уплата налогов и сборов

Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными законом (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Охрана природы и окружающей среды

Согласно статье 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Обязанность конкретизирована ФЗ РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Защита Отечества

Согласно статье 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Исполнение этой обязанности регулируется ФЗ РФ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Обязанность не является обязательной для всех граждан РФ

На военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность.

Указом Президента РФ от 25 января 1996 года отдельным представителям талантливой молодежи (до 500 человек ежегодно) предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу.

Граждане, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской.

Порядок прохождения альтернативной службы устанавливается в соответствии с ФЗ РФ от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности.

Тренинговое занятие

«Уважай права других»

1) 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя обязательство заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них. (Дети называют известные им права)

  • Право на жизнь
  • Право на имя при рождении.
  • Право на медицинскую помощь.
  • Право на образование.
  • Право на отдых и досуг.
  • Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
  • Право свободно выражать свои взгляды.
  • Право на свободное перемещение.
  • Право на заботу и воспитание родителями.
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).
  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

2) Назовите сказки, в которых нарушалось права героев — В Конвенции говорится, что каждый ребенок имеет право на имя. У каждого из вас есть имя.

При рождении ребенка родители дают ему имя. Фамилию, имя, отчество записывают в специальный документ — (Как он называется?) свидетельство о рождении. Там же записывают место и дату рождения, сведения о родителях. Это первый документ ребенка. Он говорит не только о факте появления ребенка, но и о том, что этот новый человечек является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии.

— Скажите, гражданами какой страны вы являетесь?

— Следовательно, о вас заботится правительство России.

3) Обсуждение истории:

Есть такая история, как один царь учил своего сына уважать право: «Сын мой, когда ты будешь разбивать парк, то сначала в парке не делай никаких дорожек, а позволь людям ходить там, где им удобно. Постепенно в наиболее естественных и удобных для людей местах образуются тропинки — и лишь после этого, мой сын, по этим тропинкам и прокладывай дорожки из камня. И точно также, когда ты станешь государем и захочешь издать какой-то закон, сначала найди эти «тропинки», по которым людям естественно ходить в нормальной жизни, стремясь к взаимопониманию, миру, сотрудничеству и любви. И когда ты изучишь эти естественные, одобряемые всем обществом правила поведения людей, только тогда записывай правила в свои законы!»

Вопросы: Чему учил царь-отец своего сына?

— Что он подразумевал под «тропинками»?

— Всегда ли правители издавали свои законы на основе «естественных правил поведения людей»?

4) Упражнение «Правила общения»

Ведущий предлагает сформулировать правила, помогающие общению:

-интерес к человеку;

-уступчивость, тактичность;

-уважение другого человека, его взглядов, чувств, вкусов;

-доверие, вера в хорошее в человеке и другие.

5) Обсуждение ситуаций

Ведущий предлагает ребятам ситуацию и варианты поведения в ней.

— Когда вы видите (или предположите, что увидели, встретили) человека в инвалидной коляске, вы:

1. Заводите разговор с ним как ни в чем не бывало.

2. Не знаете, о чем говорить, не поднимаете глаз, стараетесь поскорее уйти.

(Вероятно, ответов № 2 будет больше, так как дети не знают, как вести себя в подобных ситуациях).

6) Игра «Слепой — немой — глухой»

Предлагается передать определенную информацию в разном порядке: немой — глухому и слепому; слепой — глухому и немому, глухой — слепому и немому.

Обсуждение: какие средства, общения могут использовать люди?

(можно сыграть в игру «Два телефона» — передача информации с помощью мимики и жестов, при этом последний должен назвать слово, которое передавалось невербальным способом).

7) Ведущий предлагает одному ученику зажмурить глаза и рисовать на доске мелом рисунок, с помощью второго ученика, который командует что и как рисовать (рисунок – солнышко). Если второй ученик не справляется с объяснением, по очереди вызываются другие желающие. Потом проводится обсуждение, почему не получился рисунок, какие ошибки в объяснениях допускали помощники «слепого» ученика, каково было чувствовать себя «слепым».

8) Обсуждение притчи.

В один холодный зимний день стадо дикобразов легло тесной кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод.

Обсуждение:

— В чем смысл этой притчи? Чему она учит?

— Какими должны быть взаимоотношения между людьми?

— Можно ли построить такие отношения в наши дни? Что этому помогает?

— Всегда ли удавалось людям найти такое «умеренное расстояние друг от друга», чтобы учитывались интересы каждого?

9) Обсуждение сценки 1

Мама: Сколько раз тебе говорила — после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы!

Сын: Но мама! Ты же все равно в 10 еще не спишь. (В данном случае поведение сына ущемляет права родителей и соседей на отдых и является нарушением общественного порядка.)

10) Обсуждение сценки 2

Мама: Сынок, я ухожу, прибери в квартире, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын: Мама, у меня завтра контрольная. К тому же Конвенцией я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования. (Самообслуживание не может быть препятствием в самообразовании. В Конвенции же в статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.)

11) Упражнение «Чем мы похожи»

Участники сидят в кругу, ведущий находится в середине круга.

Ведущий предлагает участникам поменяться местами тем, у кого есть называемый ведущим признак. Ведущий, пока участники меняются местами, занимает чье-нибудь место, кто остался без места, становится в центр круга на место ведущего и называет свой признак и т. д.

12) Упражнение «Браво»

Ведущий предлагает встать в круг тем, кто обладает определенными умениями, качествами, положительными чертами (например, встаньте все те, кто уважает мнение другого, кто любит спорт, умеет играть на музыкальном инструменте и т. д.). Другие аплодируют и кричат «Браво».

13) Подведение итогов

Конвенция о правах ребенка явилась наиболее полным документом, в котором права ребенка приобрели силу норм международного права. В ней провозглашены неотъемлемые права ребенка на жизнь, на имя, на приобретение гражданства и др. Согласно этому документу, государства призваны обеспечить осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий, содействовать реализации интересов детей учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения. Дети имеют право свободно выражать свое мнение. Государства уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии, признают право детей на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.

Государства должны обеспечить защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба, включая сексуальные злоупотребления или эксплуатацию.

Государства обеспечивают заботу, уход за детьми без родителей. Процесс усыновления должен тщательным образом регулироваться в каждой стране. Предполагается, что будут подписаны международные соглашения в целях обеспечения прав детей, приемные родители которых предполагают вывезти их из страны, где они родились.

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государства уделяют при этом первоочередное внимание профилактическим мерам, пропаганде медицинских знаний и снижению детской смертности.

Пожелания ученикам. Выполняйте следующие правила общения:

— не делать вид, что вы «выше других»;

— прислушиваться к мнению человека;

— быть внимательнее и терпеливее к окружающим, дорожить друзьями;

— найти доброе начало в каждом;

— воспринимать каждого человека как целостную личность, так как все люди со своими причудами;

— не смеяться над внешностью, пока не узнаешь внутренний мир;

Добавить комментарий