Источники конституционного зарубежного права

Источники конституционного права зарубежных стран

Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

Основным источником конституционного (государственного) права являются конституции, но они часто содержат лишь общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов государственной жизни, тем самым оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации. Именно такой характер носит конституция США 1787 года. Наряду с этим конституции многих стран перегружены рядом мелочей и второстепенных деталей. Достаточно сослаться на ст. 25 конституции Швейцарии, которая запрещает «выпускать кровь у мясного скота, не оглушив его предварительно». Конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов.

К другим источникам относятся:

1) законы:

— конституционные — вносят изменения в конституцию или дополняют ее; они не являются составными частями конституции, но регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы. Это законы об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения. В качестве примера конституционных законов можно привести акт о свободе печати 1949 года в Швеции, акты о гражданских правах 1957, 1960, 1964 и 1969 годов, а также законы об избирательных правах 1965 и 1970 годов в США и ряд других. В некоторых же странах нет особой категории конституционных законов. Конституционными законами в таких странах, по существу, являются акты, которыми вносятся поправки к конституции;

— органические — принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом. Они, как правило, обладают большей юридической силой, чем простые законы, но меньшей, чем конституции. Особенно богата такими бланкетными нормами конституция Франции 1958 года. Например, конституция устанавливает, что органический закон определяет длительность полномочий каждой палаты, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания, режим неизбираемости и недопустимости совмещений (ст. 25) и т.д.;

— обыкновенные — регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента. Важнейшие нормы государственного права содержатся и в обычных парламентских законах, которые иногда вступают в противоречие с конституцией. В качестве примера можно сослаться на законы Смита, Маккарена-Вуда, закон о контроле над коммунистической деятельностью в США, которые представляли собой прямое нарушение конституции (их действие впоследствии было прекращено);

— чрезвычайные — согласно самой конституции, эти законы могут отступать от ее положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок.

Высшие законодательные органы в ряде стран вправе делегировать свои полномочия в данной области другим органам. Так, во многих странах Западной Европы парламенты имеют право передавать законодательные полномочия в определенных сферах правительствам своих стран. Правительства одобряют декреты-законы, приравниваемые по юридической силе к законам.

2) внутригосударственные публично-правовые договоры (например, национальный пакт 1943 г. в Ливане о распределении высших государственных должностей между приверженцами разных религий);

3) регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты (Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай);

4) акты главы государства и исполнительной власти (указы монархов, декреты президентов, постановления правительства, акты министров, некоторых ведомств, например постановления центральной избирательной комиссии о порядке составления списков избирателей);

5) акты органов конституционного контроля (конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции;

6) судебные прецеденты. Значительное место в государственном праве зарубежных стран занимают судебные прецеденты, т.е. ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Судебные прецеденты играют важную роль в регулировании правового положения личности и порядка осуществления и защиты демократических прав и свобод. Наиболее широкое распространение судебные прецеденты получили в Великобритании и ряде других англосаксонских стран;

7) конституционный обычай. Во многих странах, особенно англосаксонских, а также в странах, воспринявших основы англосаксонской правовой системы, важнейшие вопросы государственной жизни регулируются обычаями (в литературе они называются конституционными соглашениями или конвенционными нормами). Обычаями регулируется порядок осуществления прерогатив конституционного монарха и полномочий президента, формирование правительства, роль премьер-министра, многие вопросы законодательной процедуры и т.д. Практическая роль обычаев настолько велика, что игнорировать их при изучении государственного права зарубежных стран невозможно;

8) религиозные источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками, в частности по вопросу о престолонаследии. В единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции;

9) правовая доктрина. Редко и лишь в отдельных странах суды основывают свои решения по конституционным вопросам не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву. Эта концепция особенно широкое распространение получила в Великобритании, где в качестве доктринальных источников права иногда рассматриваются труды Блэкстона, Беджгота, Мэя, Лоу и некоторых других канонизированных авторов;

10) международно-правовые акты, например Европейская конвенция о правах человека 1950 г. Договор ФРГ и ГДР о процедуре объединения Германии и проведении выборов в парламент 1990 г., Маастрихтский договор 1992 г. о Европейском союзе;

На локальном уровне — в субъектах федерации, автономных образованиях — действуют свои источники конституционного права (например, конституции штатов в США, конституция Занзибара в Танзании, конституция Автономной Республики Крым на Украине).

Во многих развивающихся странах актами, регулирующими принципиальные вопросы (например, реорганизацию федерации в Нигерии, изменение формы правления в Эфиопии), были акты военных и революционных советов — временных органов власти, создававшихся после очередного военного переворота (декреты, прокламации и т.д.).

Рассмотрим источники конституционного права в зарубежных странах, состав которых имеет различное наполнение.

Источники конституционного права – это внешняя форма для выражения общих правил поведения субъектов, которая регулирует отношения конституционного характера.

К источникам конституционного права в зарубежных странах относят:

– конституцию;

– законы;

– другие нормативные правовые акты (указы главы государства, распоряжения органов исполнительной власти);

– судебно-правовые акты (прежде всего, прецеденты в англосаксонском праве);

– правовые обычаи;

– публично-правовые договоры (международные и внутригосударственные);

– религиозные источники.

В каждом государстве имеется собственная национальная система источников права. По этой причине некорректно говорить об источниках конституционного права зарубежных стран как о едином целостном образовании.

В федеративных государствах источники права характеризуются огромным разнообразием, так как на уровне субъектов имеются свои акты конституционного права (например, все штаты США имеет собственную конституцию). Местные (региональные) законы создаются и представительными органами отдельных автономных образований, которые существуют в пределах унитарной государственности. Подобный подход характерен для Италии, Испании и Португалии.

Высшей юридической силой в большинстве зарубежных стран обладает конституция как основной источник права, который имеет универсальный характер, так как устанавливает важнейшие институты национального права. Все иные действующие источники права должны соответствовать конституции. Она занимает ведущее и основополагающее место в правовой системе страны, а также оказывает предопределяющее воздействие на все остальные правовые источники.

Другим важным источником права является закон как нормативный акт, принимаемый в особом порядке органами законодательной власти. Он отражает волю народа, обладает наибольшей (после конституции) юридической силой и регламентирует значимые, типичные и устойчивые общественные отношения.

Выделяют следующие виды законов:

– конституционные законы (вносят изменения и дополнения в конституцию; либо законы, принятие которых предусмотрено конституцией);

– органические законы (они принимаются в усложненном режиме посредством бланкетных норм, которые содержатся в конституции);

– обычные (ординарные) законы: регулируют менее важные общественные отношения (в сравнении с конституционными или органическими законами) и образуют предмет конституционного права;

– чрезвычайные законы: позволяют приостанавливать действие отдельных положений конституции (принимаются только на определенный срок в установленном порядке).

Нормы конституционного права содержатся и в отдельных постановлениях и регламентах парламента. Регламенты устанавливают внутреннюю структуру и механизм деятельности представительного органа власти.

Источником конституционного права в зарубежных странах являются многочисленные подзаконные акты (указы, декреты главы государства, постановления правительства и т.п.). Между ними имеется определенная субординация: нормативные акты нижестоящих органов должны соответствовать актам вышестоящих органов.

Многие ученые к подзаконным актам причисляют и акты органов местного самоуправления: уставы городов, районов, поселений, уездов, а также регламенты местных представительных органов.

Нормы конституционного права присутствуют и в отдельных нормативных договорах как международных, так и внутригосударственных.

Внутригосударственные договора применяются в зарубежных странах для регламентирования конституционных либо политически значимых отношений.

Ряд международных договоров (например, о защите прав человека) могут регулировать по сути конституционные отношения. В большинстве зарубежных стран после ратификации их парламентом они вступают в действие и обладают приоритетом в сравнении с внутренним законодательством.

В странах англосаксонской правовой системы большое распространение приобрел судебный прецедент. Он представляет собой образцовое правило поведения, которое вырабатывается высшими судебными органами, официально публикуется и является обязательным при рассмотрении схожих дел как для участников конкретного дела, так и для нижестоящих инстанций.

К характерным чертам судебного прецедента следует отнести:

– формируется лишь высшими судебными институтами при соблюдении закона;

– непосредственно увязан с судебной практикой и создается в процессе судопроизводства;

– при его разработке огромна роль свободного усмотрения;

– должен быть официально опубликован;

– является обязательным для участников рассматриваемого спора и для остальных судебных органов.

В государствах с континентальной правовой системой (Франция, Германия, Италия и остальные) его роль менее заметна.

К судебно-правовым актам в зарубежных странах относят и нормативные решения органов конституционной юрисдикции (конституционных и верховных судов, конституционных советов), которые дают официальное толкование конституции и признают оспариваемые нормативные акты конституционными либо неконституционными.

В англосаксонских правовых системах и государствах большое распространение приобрел правовой обычай.

Под правовым обычаем понимается сложившиеся на практике правила поведения субъектов права, которые в официальных изданиях не оформлены в качестве таковых, однако в течение долгого времени применяемые повсеместно, признаваемые и по этой причине молчаливо одобряемые (санкционируемые) государством.

Конституционно-правовой обычай имеет устный характер, а также является обязательным для соблюдения и направлен на урегулирование конституционных отношений. В странах с континентальной системой права значение и роль правового обычая в целом незначительна.

1. Нормативные правовые акты – основная и наиболее совершенная форма современного конституционного права. В сравнении с другими формами (источниками) данная группа имеет довольно большой удельный вес и вместе с тем является свидетельством повышения роли государства в регулировании конституционно-правовых отношений. Кроме того, неустанному росту количества нормативных правовых актов «помогают» такие их качества, как способность быстро реагировать на изменения в общественном развитии, четкость и допустимость предписаний, документально-письменная форма упрочения правовых норм, которая позволяет непосредственно и оперативно ознакомиться с содержанием субъектов конституционно-правовых отношений (схема 3.3).

Схема 3.3. Особенности нормативных правовых актов

Нормативные правовые акты конституционного права принято разделять на законы, нормативные акты исполнительной власти, нормативные акты органов конституционного контроля (надзора), парламентские регламенты, акты органов местного самоуправления.

Законы, как правило, принимаются парламентами, иногда – другими вышестоящими органами власти: монархами в абсолютных монархиях; узкими постоянно действующими коллегиальными органами в некоторых социалистических странах (в КНР, например, Постоянным Комитетом Всекитайского Собрания Народных Представителей; в Швейцарии – народом на референдумах).

Рассмотрим разновидности законов.

  • 1. Конституция. Конституция в любом государстве – это основной закон, который имеет особую форму, содержание, это основной источник конституционного права и в силу этого заслуживает отдельного изучения.
  • 2. Конституционные законы. Как источник права они имеют разное значение в различных странах. Прежде всего, под конституционными понимают те законы, которые вносят изменения в текст конституции или существенно дополняют его, изменяют некоторые упроченные отношения. Классическим примером конституционных законов являются «поправки» к Конституции США. Их, как известно, 27, и каждая из них – существенное дополнение текста американской конституции, общественного отношения, урегулированного ею, или упрочение необходимых изменений в сфере особенно важных общественных отношений (например, права и свободы граждан, закрепленные в первых десяти дополнениях, которые получили название «Билль о правах»).
  • 3. Органические законы. Это особый источник конституционного права, который имеет ряд специфических черт. Прежде всего, принятие органических законов прямо предусмотрено в конституции на основе бланкетных норм. Такие нормы лишь определяют круг вопросов, которые должны быть урегулированы органическими законами. В отличие от конституционных законов суть органических законов состоит в том, что они дополняют конституцию, не изменяя ее основных принципов. Так, ст. 63 Конституции Франции устанавливает: «Органический закон определяет порядок организации и функционирование Конституционного совета и его процедуру». Интересно, что в Конституции этой страны еще 12 статей определяют органические законы по вопросам, отнесенным к сфере организации и деятельности исполнительной и судебной власти. Еще конкретнее выглядят соответствующие положения Конституции Испании. Так, в ст. 81 сказано, что «органические законы – это законы, которые касаются основных прав и свобод, одобряют уставы об автономии, устанавливают порядок общих выборов, а также другие специально предусмотренные Конституцией законы». Органические законы являются характерными для конституционного права таких государств, как Грузия, Эстония, Испания, Молдова, Португалия, США и др.
  • 4. Обычные законы. Они регулируют отдельные вопросы государственной или общественной жизни. От других обычных законов законы, отнесенные к формам (источникам) конституционного права, отличаются лишь своим предметом. К числу таких законов можно отнести, например, закон ФРГ 1965 г. о порядке изменения территории земель или закон Франции о предоставлении избирательного права гражданам, достигшим возраста 18 лет (1974 г.).
  • 5. Нормативные акты, которые имеют силу закона. Иногда эти акты называют делегированным законодательством. Формально они не именуются законами, а всегда имеют какое-то особое название, по которому их можно отличить от других актов (например, во Франции – это ордонансы; в Великобритании – приказы королевы в Тайном совете; на Кубе – декреты (законы Государственного совета); во Вьетнаме – часть указов Государственного совета; в Испании – законодательные декреты и декреты – законы правительства и т.п.). Зачастую такие акты подлежат утверждению парламентом и являются источниками конституционного права, если содержат соответствующие нормы. Будучи актами исполнительной власти, они вместе с тем регулируют очень важные вопросы, которые относятся, как правило, к сфере законодательного регулирования. Примерами могут служить Указ Президента Индии о национализации ряда банков или акт Правительства Нигерии, который отменил федеративное устройство государства (1966 г.), а потом тот же орган восстановил и реорганизовал федерацию (1970-1976 гг.).
  • 2. Решения органов конституционной юстиции (Конституционного совета – во Франции, конституционных судов в Италии, ФРГ, Болгарии, Венгрии, конституционных трибуналов – в Польше, Испании, Верховных судов – в США, Японии, Индии и т.п.). Конечно, нормативно-правовой характер имеют такие решения этих органов, которые содержат конституционноправовые нормы – о конституционности законов, компетенции государственных органов, толковании конституции и др.
  • 3. Судебные прецеденты, т.е. решения авторитетных судов (высших судебных органов в конкретных делах), обязательны при решении аналогичных дел в дальнейшем для этих же судов (судебных органов, низших или равных по рангу судебных учреждений). Таким образом, данное решение становится своеобразным образцом для последующих решений, т.е. играет роль нормы права. В переводе с латыни «прецедент» означает «предшествующий». Он предполагает, что решению суда, вынесенному в соответствии с установленными фактами, обязаны следовать нижестоящие суды при рассмотрении аналогичных дел. Следовательно, судебный прецедент обладает общеобязательной юридической силой. Судебные прецеденты в качестве формы (источника) конституционного права наиболее характерны для права Великобритании, США, Австралии, Канады, Северной Ирландии, Новой Зеландии, а также 36 бывших колоний Британской империи – ныне членов Содружества.

Конституционно-правовые положения, установленные судебными прецедентами, в большинстве своем определяют правовое положение граждан и общественных объединений, а также взаимоотношения между органами государства. Так, в Великобритании нет законодательного закрепления права на проведение митингов, походов и демонстраций. Но еще в начале XIX в. решение одного из судов по конкретному делу послужило нормой для закрепления такого права.

Судебные прецеденты имеют свои источники: а) собственное общее право – совокупность всех действующих судебных прецедентов, начиная с XIV столетия, т.е. норм и обычаев, которые получили судебное признание; б) толкование норм статутного права, при этом задача судьи теоретически ограничивается раскрытием содержания нормы закона. В юридической литературе в связи с этим справедливо подчеркивается мысль, что судьи с помощью толкования создают новые нормы права. В США и Индии, например, особое значение имеют решение Верховных судов относительно толкования конституции. Но в большинстве стран общие суды не имеют права давать любые обязательные толкования конституции или законов. Поэтому формами (источниками) конституционного права могут быть только решения специальных, конституционных судов или органов, которые выполняют функции конституционного суда.

  • 4. Конституционные правовые обычаи – это правила и предписания, которые регулируют поведение основных субъектов конституционного права. Они не имеют официальной писаной формы, но на протяжении продолжительного времени применяются и санкционируются государством. Так, многие положения британской Конституции существуют и до сих пор благодаря «конституционным соглашениям»: «Король должен согласиться с биллем, который прошел через обе палаты Парламента»; «Лидер партии большинства – Премьер-министр»; «Палате лордов не принадлежит инициатива финансовых биллей» и др. Таким образом, конституционные обычаи обязаны своим существованием потребности в нормах, которые дополняют правовую основу конституции.
  • 5. Общепризнанные принципы международного права – это основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

Принципы права выступают источником права практически во всех правовых системах. В романо-германской правовой семье допускается обоснование судебного решения в случае пробелов в праве общими правовыми принципами.

Общие принципы права применяются в международном праве. Например, согласно Всеобщей декларации прав человека осуществление прав и свобод человека, закрепленных в Декларации, не должно противоречить целям и принципам ООН (ст. 29).

Принципы права имеют прямое регулирующее значение, что относится прежде всего к принципам, закрепленным в конституциях зарубежных стран.

В юридической науке принято разграничивать общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым относятся принципы, которые присущи всем отраслям права, например принципы справедливости, гуманизма, равноправия граждан, законности и др.

Межотраслевые принципы присущи нескольким отраслям права; например, процессуальные отрасли закрепляют принципы независимости судей, состязательности и равноправия сторон, гласности.

Отраслевые принципы отражают специфику той или иной отрасли права. Так, в конституционном праве действует принцип равноправия женщины и мужчины, принципы свободы труда, охраны труда и здоровья работников, гарантированности трудовых прав работников и т.д.

6. Международные и внутригосударственные договоры, т.е. соглашения субъектов конституционного права. Международные договоры служат источниками конституционного права только в случаях, когда регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их непосредственное применение. Так, в Конституции Австрии есть специальный подраздел «В» – «Европейский Союз», который содержит нормы (ст. 23а – 23е), определяющие порядок проведения выборов в Европарламент, правовой статус депутатов Австрии, участие страны в руководящих органах Европейского Союза, обязанности уполномоченного члена федерального правительства в этом учреждении, участие страны в общей внешней политике и политике относительно обеспечения безопасности Евросоюза согласно разд. V Договора о Евросоюзе.

Такая тенденция характерна и для других стран. В Конституции Ирландии есть, например, соответствующая ст. 29 «Международные отношения», в Конституции Испании этой проблеме посвящены ст. 93–96 («О международных договорах») и др. Что касается внутригосударственных договоров, то они являются источниками конституционного права только в том случае, если регулируют конституционные проблемы. Примером могут быть договоры, которые заключаются территориальными сообществами между собой или с центральной властью (ч. 2 ст. 14 Конституции Испании).

7. Доктринальные источники, т.е. доктрины известных ученых- юристов. По этому поводу французский правовед Р. Давид заявляет: «Доктрина в наши дни, так же как и в прошлом, составляет очень важный и довольно жизненный источник права». Речь, конечно, идет об извлечениях из работ ученых, которые используются в тех случаях, когда не хватает норм права, существует какой-то пробел. Так, в судах Великобритании для усиления аргументации используются труды английских государствоведов У. Блекстона, А. Дайси, В. Беджгота и др. В США в некоторых случаях используют работы «родителей-основателей», авторов Конституции США Дж. Медисона, Т. Джефферсона, А. Гамильтона, Д. Джея.

Правовая доктрина (теории, учения) признается источником права во многих правовых системах. В Древнем Риме суды были обязаны ссылаться при вынесении решений на работы пяти наиболее известных римских юристов – Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана и Модестина (II–III вв. н.э.). В английских судах при создании судебного прецедента возможны ссылки на труды известных юристов. В мусульманских странах труды выдающихся ученых-юристов считаются важнейшим источником права.

Отечественная наука и практика нс признают юридическую доктрину официальным источником права. Это означает, что судья при рассмотрении конкретного дела не вправе в обоснование своего решения ссылаться на труды ученых или их комментарии. Но исследования ученых и научных учреждений принимаются во внимание правотворческими органами при создании новых законов. Вместе с тем судьи нередко используют при оформлении судебных решений комментарии к кодексам или отдельным законам, но на них нельзя ссылаться в обоснование принимаемых решений. Эти работы могут служить только справочным, вспомогательным материалом.

Для правовой доктрины характерны следующие признаки:

  • 1) это результат профессиональной научной деятельности;
  • 2) она выражает позиции ученых по различным проблемам правового содержания;
  • 3) имеет особую форму выражения – научное исследование;
  • 4) обладает общезначимостью, так как отражает потребности развития общества и государства на конкретно-историческом этапе.

В нашей стране правовая доктрина служит источником в двух сферах: правотворчестве и правоприменении.

В правотворческой деятельности юридическая доктрина находит воплощение, во-первых, при разработке законопроектов и проектов других нормативных правовых актов; во-вторых, при проведении юридической экспертизы проектов актов; в-третьих, во влиянии на правосознание законодателя.

В правоприменении правовая доктрина используется как источник при обнаружении пробелов в праве, коллизионности норм, при толковании юридических актов. Однако надо иметь в виду, что правоприменительные органы в этих случаях не создают новых норм права, а воспроизводят содержание нормы, исходя из общепринятой доктрины права.

  • 8. Парламентские регламенты (уставы), которые содержат нормы, определяющие порядок деятельности палат и их внутреннюю структуру. Как правило, они имеют вид единого акта, который вводится решением одной палаты и не нуждается в промульгации. Нередко такое же значение имеют парламентские прецеденты – поведение в конкретных ситуациях, которое считается обязательным на случай повторения таких ситуаций.
  • 9. Религиозные источники канонического и мусульманского права. Каноническое право – это не только совокупность религиозно-правовых предписаний, регулирующих отношения внутри церковной организации. В феодальном государстве это еще отношения между церковью и светскими лицами, семейные отношения. Источником канонического права является Библия. Этот вид права реально применяется лишь в одном государстве – Ватикане.

Большую роль в распространении канонического права сыграл церковный суд, где регламентированный порядок инстанций и высокоразвитая процессуальная техника уже в XIII в. обеспечивала бо́льшую правовую защищенность, чем светские суды. Канонический гражданский процесс исходным пунктом для открытия дела признавал только письменный документ: «того, чего нет в документах, не существует вообще». Право сторон быть представленными на церковном суде доверенными лицами обусловило высокую оценку канонического права со стороны торговцев, которые часто не имели возможности лично явиться в суд. Кроме того, канонические процессы оказались дешевле, так как судебные издержки покрывала, как правило, проигравшая сторона.

Одной из мер наказания, часто применяемой церковным судом, был так называемый интердикт. Это наказание могло выноситься церковной общине как таковой и означало запрещение богослужения или лишение священника права осуществления таинств или похорон в наказанном приходе. Интердикт мог также быть направлен против отдельного человека, который вследствие этого терял значительную часть своих юридических прав, в том числе право носить оружие, что было особенно тяжелым наказанием. Болес суровая мера заключалась в отлучении от церкви, что представляло собой своего рода религиозное изгнание. Отлученный оказывался за пределами церковной общины. Если он умирал в таком состоянии, то оставался вечно осужденным. Отлучение от церкви стало весьма эффективным политическим оружием, которое церковь с большим успехом использовала в своих конфликтах со светской властью.

Благодаря высокому в целом техническому уровню канонического права и интеллектуальному уровню церковной среды, а также возможностям церкви как законодательной и судебной власти, во многих центральных областях права развивались новые юридические конструкции канонического права, имевшие большое значение для последующей истории права в целом. В качестве примера можно назвать понятие вины в уголовном праве и каноническом процессе, которое в обычной обвинительной форме и в форме процесса инквизиции произвело революцию, в то время когда мирской правопорядок в большинстве европейских стран был очень примитивным и с точки зрения судебного процесса, и с точки зрения уголовного права. При этом церковь в определенной мере опиралась на образцы римского права.

Одним из трех крупнейших направлений христианства (наряду с католицизмом и православием) является протестантизм (от лат. protestaris, родительный падеж protestantis – публично доказывающий). Он объединяет ряд самостоятельных церквей и сект, несколько отличающихся друг от друга правилами отправления культа и организацией, но связанных общностью происхождения и догматики.

Источником вероучения протестанты считают Священное писание (Библию, которая переведена на живые национальные языки), отвергнув католическое Священное предание как людское измышление.

Протестантизм распространен главным образом в Скандинавских странах, Германии, Швейцарии, Великобритании и ее бывших доминионах (Австралия, Канада, Новая Зеландия), Нидерландах, США. В XX в. развернулось экуменическое движение, ставящее целью объединение христианских (первоначально только протестантских) церквей (с 1948 г. руководящий орган – Всемирный совет церквей).

  • Давид Р. Е. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 173.

Тезисы лекций

Цель: уяснить предмет и метод конституционного права, а также источники и систему конституционного права зарубежных стран.

План:

1 Понятие, предмет и метод конституционного права зарубежных стран

2 Источники конституционного права зарубежных стран, их виды и особенности

3 Конституционное право как наука и учебная дисциплина

1Конституционное право – это система правовых норм конкретной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов, а также органов местного самоуправления.

Термин «конституционное право” рассматривается в трёх аспектах (значениях):

1) как отрасль позитивного права;

2) как правовая наука;

3) как учебная юридическая дисциплина.

Как отрасль позитивного права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным принуждением), которые содержатся в различных правовых актах – конституциях, законах, декретах президента и т.д. и регулируют определённую группу общественных отношений (прежде всего основы устройства общества и государства, правового положения личности).

Как наука – это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.

Как учебная дисциплина – это предмет преподавания в учебных заведениях.

Предмет конституционного права. Существует три точки зрения по поводу предмета конституционного права.

Первая точка зрения состоит в том, что предметом конституционно-правового регулирования является осуществление публичной власти.

Вторая точка зрения образует концепции, определяющие предмет конституционного права в зависимости от ответа на вопрос о том, что должны регулировать, гарантировать и защищать нормы этого права.

Третий подход заключается в определении предмета конституционного права путём соотнесения и согласования двух предыдущих точек зрения – обеспечить взаимодействие двух главных слагаемых – публичной власти и свободы человека.

Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что предметом конституционного права выступают прежде всего общественно-политические отношения.

Объект конституционного права. Под объектом конституционного права понимается обычно та сфера или те аспекты общественного бытия, правовое существование и регулирование которых находит отражение в нормах конституционного права.

2Под источниками права в юридическом смысле понимаются те формы, в которых находят своё выражение правовые нормы.

Источниками позитивного конституционного права выступают следующие правовые акты:

1. Конституции как основные законы.

2. Законы. В свою очередь законы подразделяются на конституционные, органические и обыкновенные (текущие).

3.Нормативно-правовые акты исполнительной власти (главы государства, правительства, министерств и т.д.).

4. Нормативные правовые акты органов конституционного контроля (надзора) (конституционных судов, конституционных советов, судов общей юрисдикции).

5. Решения избирательных комиссий.

6. Решения органов местного самоуправления.

7. Судебные прецеденты (страны англосаксонской правовой системы).

8. Конституционно-правовые обычаи (страны англосаксонской правовой системы, хотя конституционные обычаи имели место в бывшем СССР).

9.Нормы международного права, международные и внутригосударственные договоры.

10. Мнения авторитетных учёных-юристов разных лет (страны англосаксонской правовой системы).

Система конституционного права. Основные части и элементы системы конституционного права – это его общие принципы, его институты и нормы.

Общие принципы конституционного права – это основные начала, в соответствии с которыми осуществляется конституционно-правовое регулирование общественных отношений.

Конституционно-правовые институты представляют собой определённую систему норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определённых общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

По структуре конституционно-правовые нормы обычно содержат гипотезу и диспозицию, и лишь в редких случаях – санкцию.

Контрольные вопросы:

1. В каких смыслах (значениях) рассматривается дефиниция «конституционное право»?

2. Что из себя представляет конституционное право как отрасль позитивного права?

3. Что является предметом регулирования конституционного права?

4. Назовите источники конституционного права зарубежных стран.

5. Что из себя представляют следующие источники конституционного права зарубежных стран:

— конституционные законы;

— органические законы;

— юридические прецеденты;

— конституционно-правовые обычаи;

— мнения авторитетных ученых-юристов?

6. Что из себя представляет система конституционного права и из каких элементов она состоит?

7. Из каких структурных элементов состоят конституционно-правовые нормы?

8. Что из себя представляет конституционное право как правовая наука?

9. Что из себя представляет конституционное право как учебная юридическая дисциплина?

Добавить комментарий