История арбитража

Арбитражный суд — государственный орган, относящийся к судебной власти, который имеет право рассматривать и разрешать в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации экономические споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.

Становление и развитие арбитражных судов имеет довольно длительную историю.

Первая попытка создать постоянный, специальный суд для купечества принадлежит царю Алексею Михайловичу (1667), который постановил «ведать дела купецких людей в одном пристойном приказе, дабы волокитою по разным приказам им, купецким людям, промыслов своих не отбывать».

Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре Великом (1721), создавшем Главный магистрат, который судил торговые дела. Торговые дела рассматривались в судах, которые стали называться судами таможенными. Петр Великий ввел сословную организацию купечества по европейскому образцу. Признавая торговые суды чуждыми всему историческому прошлому России, царь не допускал применения в них обычаев и предписывал торговым судам руководствоваться уставами и указами, т. е. нормами права.

Предшественниками арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды. 14 мая 1832 г. опубликовано Общее положение об учреждении коммерческих судов в России, что означало появление системы таких судов. Открылись коммерческие суды в Санкт-Петербурге (1832), Москве (1833), Новочеркасске (1835) и др.

Они просуществовали до 1917 г. и для них были специальные нормы судопроизводства.

Задолго до реформы 1864 г. в России Уставом о судопроизводстве по делам торговым была определена подведомственность коммерческих судов. Их ведомству принадлежали все споры и иски по торговым оборотам, векселям, договорам и обязательствам письменным и словесным, все дела о несостоятельности. Была определена и подсудность: ведомство каждого коммерческого суда простиралось «не далее того города, в котором он учрежден и уезда оного».

Судебная реформа 1864 г. в России коммерческих судов не коснулась. Изменения произошли только в их судопроизводстве: споры должны были рассматриваться на основе Устава гражданского судопроизводства от 20 ноября 1864 г., введенного в действие применительно к общим судам и содержащего правила сбора и оценки доказательств.

Арбитражные суды в Советской России

После революции 1917 г. судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 г. содержал запрет на судебные иски между различными казенными учреждениями. Возникающие разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

Однако с развитием хозяйственных отношений возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями.

В 1922 г. в Российской Федерации были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем арбитражными комиссиями при Совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.

Арбитражные комиссии рассматривали дела в составе трех членов с обязательным участием юриста и хозяйственного руководителя.

Рассматривались дела по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом, за некоторыми исключениями, вытекающими из особенностей арбитражной комиссии.

В 1931 г. в системе органов государственного управления был образован Госарбитраж, разрешающий споры между учреждениями, предприятиями, организациями и предприятиями сельского хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозрасчета.

Это связано было, прежде всего, с принятием в марте 1931 г. Постановления ВЦИК и СНК СССР, в котором указывалось, что все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести установленную законом ответственность за их невыполнение.

Арбитраж существовал в 2-х формах — государственной и ведомственной. В Госарбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — одного подчинения одному ведомству (министерству, комитету).

С самого начала органы Госарбитража выполняли функции суда: разрешали экономические, имущественные споры в соответствии с законодательством, договорами и по существу были правопреемниками дореволюционных коммерческих судов.

До 1974 г. нижестоящие арбитражные суды подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах, т. е. система была несоподчиненной.

17 января 1974 г. Совет Министров СССР принял постановление «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов Госарбитража», которым Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган. Было утверждено новое положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Последний этап развития Госарбитража связан с принятием Конституции СССР 1977 г. Арбитраж был признан конституционным органом.

Организация и деятельность органов Госарбитража регулировалась законом РСФСР «О государственном арбитраже в СССР», принятым Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г.

Арбитражные суды в Российской Федерации

Система арбитражей упразднена с 1 октября 1991 г. В п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР «О введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» записано: «Упразднить с 1 октября 1991 года на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях».

Органы Государственного арбитража в отдельных областях России исполняли свои функции и сохраняли полномочия до избрания арбитражных судов в соответствии с Законом РСФСР «Об арбитражном суде», принятым 4 июля 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 24 июня 1992 г.

Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях плановой системы хозяйствования, стало невозможно. Арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражной процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере всем участникам гражданского оборота.

В связи с принятием Конституции РФ (1993 г.), нового ГК РФ, а также дальнейшим совершенствованием арбитражной судебной системы и ее функционирования возникла необходимость в принятии ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и нового, третьего по счету, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые в настоящее время и определяют систему и состав арбитражных судов, а также процессуальную форму их деятельности.

4 июля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «Об арбитражном суде», введенный в действие с 1 октября 1991 г. В соответствии с этим Законом 3 марта 1992 г. был принят, а с 15 апреля 1992 г. введен в действие Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Арбитражные суды осуществляли судебную власть при разрешении споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, вытекающих из гражданских (экономических) правоотношений, либо из правоотношений в сфере управления. При этом арбитражный суд разрешал указанные споры, если они вытекали из отношений организаций и граждан-предпринимателей, обращающихся за защитой своих охраняемых законом прав и интересов; государственных и иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, в защиту охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан-предпринимателей, государственных и общественных интересов; а также прокурора в защиту государственных и общественных интересов. В случаях, когда в таких спорах участвовали иностранные предприятия, предприятия с иностранным участием или иностранные граждане, спор мог быть передан на разрешение арбитражного суда при наличии соглашения сторон либо если это было специально предусмотрено законодательным актом.

Арбитражные суды России по Закону 1991 г. составляли единую систему, в которую входили: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ), Высшие арбитражные суды в составе РСФСР, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражные суды автономных областей, арбитражные суды автономных округов. Кроме того, устанавливалось, что Президиумом Верховного Совета РСФСР по предложению ВАС РСФСР могли быть образованы арбитражные суды безотносительно к национально-государственному и административно-территориальному устройству РСФСР.

По Закону 1991 г. в состав арбитражного суда входили председатель, заместители председателя, председатели коллегий и судьи — члены арбитражного суда.

Следует отметить, что по Закону 1991 г. арбитражные суды образовывались на началах выборности. Было установлено, что судьями арбитражных судов могли быть избраны граждане РСФСР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. А для избрания судьей ВАС РСФСР необходим был стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.

Срок полномочий арбитражного судьи не ограничен.

Второй этап становления системы арбитражных судов — принятие Государственной Думой 5 апреля 1995 г. Федерального Конституционного Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», одобрен Советом Федерации 12 апреля 1995 г. и подписан Президентом Российской Федерации 28 апреля 1995 г.

В соответствии с этим Законом систему арбитражных судов Российской Федерации составляют: ВАС Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов — арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Этим же законом предусмотрено, что на территории нескольких субъектов Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, и в то же время судебная власть на территории одного субъекта Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

С вступлением в действие указанного Закона изменился порядок обжалования судебных решений.

Если по Закону 1991 г. существовала трехуровневая система: суд первой инстанции, кассационной и надзорной инстанции, то с апреля 1995 г. образовывалась четырехуровневая система: суд первой инстанции, апелляционной инстанции, кассационной инстанции и надзорной инстанции. Причем кассационная инстанция выделилась в самостоятельные суды.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона Российской Федерации в Российской Федерации действуют следующие Федеральные арбитражные суды округов:

  1. Московского округа,
  2. Центрального округа,
  3. Северо-Западного округа,
  4. Волго-Вятского округа.
  5. Северо-Кавказского округа,
  6. Западно-Сибирского округа,
  7. Уральского округа,
  8. Дальневосточного округа,
  9. Восточно-Сибирского округа.

С 1 июля 1995 г. вступил в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, за исключением главы 21 «Производство в кассационной инстанции», которая вводилась в действие по мере создания федеральных арбитражных судов. Следующим этапом формирования судебной системы явилось принятие в июле 2002 г. нового Арбитражного кодекса Российской Федерации, который вступил в действие с 01.09.2002, кроме главы 4, параграф 1 «Подведомственность» и главы 36 «Производство в порядке надзора». Глава 4 вступила в действие через 10 дней со дня официального опубликования, а глава 36 — с 1 января 2003 г.

Одним из важных обстоятельств, побудивших к реформированию арбитражного процессуального законодательства, явилось вступление России в феврале 1996 г. в Совет Европы. 30 марта 1998 г. состоялась ратификация Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, она вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г., с этого момента юрисдикция Европейского суда по правам человека распространилась и на Россию. Главной задачей, стоящей перед арбитражной системой, необходимо признать обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, повышение эффективности судебной защиты предпринимательства.

Арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении экономических споров или споров в сфере управления.

Первое упоминание о торговых судах на Руси датировано еще 1135 г. Возникновению системы арбитражных судов в России до 1917 г. предшествовали коммерческие суды, появившиеся в начале XIX в. по инициативе представителей купеческого сословия и созданные по аналогии с коммерческими судами Франции. В то время коммерческий суд состоял из председателя суда, товарища (заместителя) председателя и некоторого числа заседателей, назначавшихся правительством и избираемых купечеством.

После 1917 г. споров между предприятиями и организациями не возникало, поскольку разногласия разрешались вышестоящими административными органами. В ходе развития хозяйственных отношений назрела необходимость создания специального органа, разрешающего споры между госучреждениями и организациями. В 1922 г. в России были созданы арбитражные комиссии для разрешения хозяйственных споров между госучреждениями и предприятиями разных ведомств.

В 1931 г. был образован Государственный арбитраж СССР (далее — Госарбитраж СССР); в его задачу входило разрешение имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета. Государственный арбитраж не только разрешал возникающие в данной сфере споры между предприятиями, но и был органом госуправления, наделенным для этого рядом полномочий в сфере хозяйственных отношений.

В связи с изменяющимися экономическими условиями государство на протяжении 70 лет существования Госарбитража СССР предпринимало попытки приблизить его деятельность к требованиям хозяйственной жизни.

До 1974 г. система Госарбитража СССР оставалась несоподчиненной (нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах). В 1974 г. Госарбитраж СССР преобразовали в союзно-республиканский орган, т.е. решение арбитража нижестоящей инстанции можно было оспорить в вышестоящей инстанции.

В результате перехода страны на рельсы рыночной экономики арбитраж был преобразован в арбитражный суд, поскольку арбитражно-процессуальная форма обеспечивает устойчивые гарантии защиты прав предпринимателя, приватизированного предприятия, государственного предприятия, другой организации и учреждения.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г. «О введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде”» система арбитражей была упразднена. До апреля 1992 г. государственный и ведомственные арбитражи фактически осуществляли деятельность по разрешению экономических конфликтов. В апреле 1992 г. в России государственный арбитраж был преобразован в систему арбитражных судов, поскольку в условиях рыночной экономики необходимо существование независимой судебной системы для решения экономических споров между хозяйствующими субъектами. По структуре арбитражный суд был двухуровневым, включавшим в себя суд субъекта и Высший Арбитражный Суд РФ. Подобная (двухуровневая) структура арбитражного суда не позволяла правосудию выйти за пределы юрисдикции арбитражных судов субъектов РФ, тогда как экономическое пространство России требовало одинаковой практики при решении арбитражными судами дел независимо от мест нахождения субъектов спора.

С 1 июля 1995 г. вступили в силу Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса РФ».

Тогда же в рамках второго этапа судебной реформы создается система кассационных судов, осуществляющих полномочия в пределах судебного округа. Таким образом, структура арбитражного суда стала трехуровневой.

Новое законодательство наделило арбитражный суд правом применять единое законодательство при рассмотрении дел между субъектами права, расположенными в различных регионах России, и даже споров с участием зарубежных фирм и компаний, т.е арбитражный суд применяет единое материальное и процессуальное законодательство при равной для всех возможности обжалования судебных решений.

Главное значение принятого 28 апреля 1995 г. Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»заключается в том, что все арбитражные суды РФ: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов РФ — являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ.

В июле 2002 г. был принят третий по счету Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее — АПК РФ), действующий и сегодня.

Страница 1 из 3

Литература:

Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988;

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М.: Международные отношения, 1998;

Уолкер Р. Английская судебная система. М.: Юридическая литература, 1980;

Цвайгер К., Кетц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 1995;

Решетникова И.В. Доказательственное право Англии и США. М.: Городец, 1999;

Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. М., 1993;

Крылова И. Судебная система Франции // ВВС СССР. 1991. N 7; Морщакова Т.12 дней в Германии // ВВС СССР. 1991. N 4;

Предтеченский А. Налоговый суд США и его место в судебной системе государства // Хозяйство и право. 2000. N 3;

Еремов А. Порядок судебного разрешения налоговых споров в США //Хозяйство и право. 1998. N 4;

Фурсов Д.А. Из истории арбитражного судоустройства и судопроизводства // ВВАС РФ. 1996. N 1; Burnham W. Introduction to the law and legal system of the United States. St/Paul. 1995.

§ 1. Основные формы разрешения экономических споров за рубежом

Существование судов специальной юрисдикции имеет длительную историю. Торговые суды действовали еще в Древнем Риме. Организованную форму торговое судопроизводство приняло позже, когда в Италии были созданы специальные морские торговые суды. Затем торговые суды появились во Франции, позже в Австрии, Англии, Германии, Голландии, Испании, Италии, России, США, Швеции и т.д. Первый постоянный коммерческий суд, образованный в Париже, существует более 400 лет (создан в 1563г.УЧ505).

Само понятие арбитражного судопроизводства в различных странах понимается по-разному. В российском процессе арбитражное судопроизводство — это рассмотрение дел системой арбитражных судов. В Англии арбитраж — упрощенное судопроизводство, в США арбитражный суд — это третейский суд. Однако во всех трех случаях речь может идти о рассмотрении экономических споров. Терминологическое разночтение само определяет границы рассматриваемых вопросов в данной главе. Во-первых, это разрешение экономических споров судебными органами, во-вторых, третейское судопроизводство как альтернативный вариант рассмотрения экономических дел.

Современное зарубежное законодательство по-разному решает вопрос о том, какие суды должны рассматривать экономические споры. Как правило, эта дилемма решается одним из двух способов: либо создаются суды специальной юрисдикции, уполномоченные рассматривать экономические споры, либо такие дела подведомственны судам общей юрисдикции. Россия выбрала первый вариант, а США и Великобритания, например, предпочли второй. Одной из причин выбора судов общей юрисдикции для рассмотрения экономических споров в США и Великобритании, возможно, явилась принадлежность этих стран к состязательному типу правосудия. Согласно основной черте состязательного судопроизводства суд остается пассивным в судебном заседании, активно участвуют в исследовании доказательств стороны в лице своих представителей. Именно сторонам принадлежит инициатива и контроль за ведением дела: они подготавливают дело к слушанию, ищут возможности заключения мирового соглашения, представляют доказательства в суд, исследуют их, выступают со вступительными и заключительными речами. Суд же разрешает спор. Такое распределение ролей предполагает, что адвокаты раскроют и проанализируют все доказательства перед судом, последнему останется только разрешить спор. При подобной постановке вопроса от судьи не требуется специализации в определенной области права. Кроме того, в США, если экономический спор сопряжен с установлением фактов, такое дело слушается с участием присяжных. Если спор касается лишь вопросов права, то в рассмотрении дела участвует профессиональный судья. В Великобритании в настоящее время экономические споры рассматриваются без участия присяжных. Однако изначальное участие присяжных при решении любого, даже сложного экономического дела не могло способствовать специализации судей, наоборот, от адвокатов требовалось так построить исследование доказательств в суде, чтобы простой гражданин, коим является присяжный, мог понять все хитросплетения экономического спора.

Возможно, именно состязательные начала англо-американского судопроизводства, участие присяжных требовали от адвокатов такого исследования в суде доказательств, которое делало бы его понятным и непрофессионалам, поэтому не было необходимости в создании судов специальной юрисдикции типа российских арбитражных судов.

Интерес к англо-американским судам возрастает в последнее время отчасти потому, что российский процесс (арбитражный, гражданский, уголовный) стремится развиваться по пути укрепления состязательности. И именно арбитражный процесс более других подготовлен к развитию и расширению состязательности, так как стороны, как правило, пользуются услугами представителей. Это обстоятельство делает возможным опережающее развитие состязательности в арбитражном процессе по сравнению с гражданским и уголовным судопроизводством.

<< Первая < Предыдущая 1 2 3 Следующая > Последняя >>

Издревле в Российском государстве существовали суды для рассмотрения споров, связанных с коммерческой деятельностью. Первое упоминание о торговом суде на территории Руси в уставной грамоте новгородского князя Всеволода Мстиславовича встречается в 1135 году. Особые таможенные суды, состоявшие «из лучших торговых людей», были учреждены в 1667 году. Первый коммерческий суд был основан в Одессе в 1808 году. А спустя 24 года указом императора Николая 1 были утверждены учреждения коммерческих судов и Устав торгового судопроизводства, которые действовали вплоть до 1917 года. Советская власть упразднила коммерческие суды декретом №1 и с этого момента все споры между государственными организациями решались в административном порядке. После октябрьской революции, разногласия, возникающие между предприятиями и организациями, решались в административном порядке вышестоящими органами управления. Однако с развитием хозяйственных отношений, возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. Создание органов государственного арбитража датируется 1922 годом. 21 сентября 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР было издано «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями» (Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского Правительства, 1922 г., № 60, ст. 769). Этим Положением предусматривалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны РСФСР, а на местах — арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях. Создание специальных органов для разрешения имущественных споров между государственными организациями было связано с проведением мероприятий по укреплению социалистической законности, внедрению хозяйственного расчета в деятельности этих организаций в период осуществления новой экономической политики. В связи с образованием Союза ССР ЦИК и СНК СССР б мая 1924 г. утвердили Положение об Арбитражной комиссии при СТО СССР (Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского Правительства, 1924 г., № 62, ст. 618), которым была определена ее компетенция и важнейшие принципы арбитражного процесса. В Основах судоустройства Союза ССР и союзных республик (СЗ СССР, 1924 г. № 23, ст. 203) указывалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями рассматриваются: Высшей арбитражной комиссией при СТО СССР; Высшими арбитражными комиссиями при ЭКОСО союзных республик, арбитражными комиссиями при СНК АССР, местными (областными, губернскими) арбитражными комиссиями, организуемыми при исполнительных комитетах областей и губерний. Постановлением Совнаркома СССР от 20 марта 1931 г. № 229 «Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозяйственного расчета во всех хозяйственных органах» было установлено, что все споры, возникающие между хозорганами по заключенным договорам и связанные с материальной ответственностью одного из них перед другим, разрешаются органами Госарбитража (СЗ СССР, 1931, № 18, ст. 166). Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. № 5/298 (СЗ СССР, 1931, №26, ст. 203) было утверждено Положение о государственном арбитраже. Оно определило организационное построение органов государственного арбитража в СССР; регламентировало важнейшие вопросы деятельности органов арбитража по разрешению споров, осуществлению надзора за законностью и обоснованностью их решений, исполнению решений и предупреждению хозяйственных правонарушений. СНК СССР принял постановление от 6 декабря 1931 г. (СЗ СССР, 1931г., №70, ст. 470), которым расширил компетенцию Государственного арбитража при Совете народных комиссаров СССР, возложив на него инструктирование арбитражей, состоящих при Советах народных комиссаров союзных республик и ведомствах СССР, а также поручил Советам народных комиссаров союзных республик возложить на соответствующие государствен­ные арбитражи инструктирование местных и ведомственных арбитражей союзных республик.

Арбитраж развивался с введением хозрасчета, договора, как формы оформления хозяйственных связей. В мае 1931 года был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями. С развитием народного хозяйства и договорных связей между предприятиями и организациями компетенция органов государственного арбитража продолжала расширяться. В частности, постановлением Совнаркома СССР от 19 декабря 1933 г. «О заключении договоров на 1934 год» (СЗ СССР, 1933 г., № 73, ст. 445) на органы государственного арбитража, кроме рассмотрения имущественных споров, было возложено рассмотрение споров, возникающих при заключении договоров между органами различных ведомств и кооперативных систем; постановлением СНК СССР от 5 декабря 1939 г. «О заключении договоров на 1940 год» (СП СССР, 1939 г., № 58, ст. 618) на Госарбитраж было возложено рассмотрение споров, возникающих при согласовании Основных условий поставки товаров.

Новая история арбитража начинается в 1991 году, когда был принят Закон «Об арбитражном суде», создавший систему государственных арбитражных судов, которые действовали как самостоятельная ветвь судебной власти. Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, легализации существования нескольких форм собственности. Временем начала деятельности Высшего арбитражного суда Российской Федерации и нынешней системы арбитражных судов можно считать февраль 1992 года. В рамках судебной реформы, в частности в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», в стране создана единая судебная система.

Арбитражные суды создают гарантии защиты права в равной мере гражданам-предпринимателям и предприятиям, организациям и учреждениям. Принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ, 1 части Гражданского кодекса и других основополагающих нормативных актов выявило потребность в разработке и принятии нового Закона «Об арбитражных судах в РФ» и нового Арбитражного процессуального кодекса РФ. Данные нормативные акты в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

Правовое регулирование арбитражной системы:

Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом о судебной системе, настоящим федеральным конституционным законом и другими федеральными конституционными законами.

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., (с изм. 1 марта 2008 г.)

2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1- ФКЗ (с изм. от 5 апреля 2005) «О судебной системе Российской Федерации»

3. Федеральный конституционный закон от 5 апреля 1995 г. №1-ФКЗ (с изм. от 12 июля 2006г.) «Об арбитражных судах в Российской Федерации»

4. Федеральный конституционный закон от 30 апреля 2001 г. (с изм. от 30 июня 2003 г.) «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»

5. Арбитражный процессуальный кодекс от 24 июля 2002 г. №96-ФЗ М., 2005

6. Регламент арбитражных судов Российской Федерации

7. Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»

Добавить комментарий