Каковы основания прекращения права собственности

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Основания прекращения права собственности

Собственник конкретных материальных ценностей, получает право самостоятельного распоряжения, владения и пользования данным имуществом.

Право собственности является одной из наиболее важных категорий имущественного права. Собственник конкретных материальных ценностей, получает право самостоятельного распоряжения, владения и пользования данным имуществом.

Основываясь на собственных потребностях, владелец может в любой момент совершить самые разнообразные действия относительно своего имущества, но при условии, что они не противоречат действующим принципам законодательства. Как гласят нормы действующей законодательной базы, любое действие с имуществом должно соответствовать законодательно установленным условиям.

Понятие «прекращение права собственности»

Право собственности предусматривает, что владелец конкретного имущества получает все необходимые права, которые ему необходимы для самостоятельного распоряжения, управления и использования данными материальными ресурсами.

В тех ситуациях, когда владелец определенного ресурса считает, что логичнее будет от него избавиться, он может создать такие условия, при которых права на пользование данной имущественной ценностью будут переданы другому лицу, а права первоначального собственника будут прекращены.

Основания прекращения права собственности указаны в гражданском законодательстве. При этом стоит обратить внимание на тот факт, что для того, чтобы право собственности было прекращено, необходимо создание условий, которые не противоречат основам действующих нормативных документов.

Исходя из положений ст.235 ГК РФ прекращение права собственности на участок или помещение может быть разделено на следующие типажи: по собственной воле и в принудительном порядке.

В первом случае владелец ресурса самостоятельно принимает решение об отчуждении конкретного имущества и приводит в действие необходимые инструменты, в результате которых он теряет право владения (купля-продажа имущества, передача ценностей по договору дарения, гибель владельца и т.д.).

В случае с принудительной потерей прав собственности на земельный участок, помещение и прочие виды имущественных ценностей, владелец потеряет свои права в соответствии с действиями положений ст.235 ГК РФ, где указаны основания прекращения права собственности.

Основания добровольного прекращения права собственности

Действительная законодательная база предусматривает, что для того, чтобы на законных основаниях инициировать старт такого процесса, который связан с переходом или лишением прав владения, необходимо наличие серьезных причин, которые обоснованы и документально подтверждены. Основания возникновения и прекращения права собственности регулируются при помощи ст.235 ГК РФ, где указаны случаи, при которых допускается прекращение прав владения на конкретное имущество или ресурс.

Процесс прекращения прав собственности может быть разделен на 2 типа: принудительный и добровольный.

Добровольное прекращение прав на владение заключается в свободном волеизъявлении владельца имущественных ценностей, которые решает отказаться от них, основываясь на собственных потребностях, и принимая во внимание исключительно свою волю.

Кроме того, добровольное прекращение прав собственности включает в себя те случаи, когда собственник имущества погибает, и по закону все ценности материального и нематериального характера переходят под управление его официальных наследников.

Прекращение собственнических прав на добровольном основании может происходить в тех случаях, когда имеет место отчуждение имущественных ценностей в пользу других лиц (к примеру, исходя из условий договоров купли-продажи или дарения) или же из-за добровольного отказа владельца от своих законных прав по собственной воле.

Основания принудительного изъятия имущества

Помимо тех случаев, когда закон создает предпосылки для добровольного прекращения права собственности, учитываются также и моменты, которые могут повлечь за собой такой процесс, как принудительное изъятие имущества.

Прекращение прав на земельный участок, жилое помещение допускается исходя из условий ГК РФ как в добровольном порядке, так и в принудительном. В последнем случае изъятие имущества у собственника будет происходить при наличии следующих оснований:

  • продажа имущества с целью выручения определенных денежных средств, необходимых для обеспечения имущественных обязательств;
  • конфискация в судебном порядке, при условии, что собственник совершил некие преступные деяния, которые могут повлечь за собой данный процесс;
  • выкуп ценностей, которые признаны бесхозными, или содержание которых не соответствует требованиям закона;
  • отчуждение ценностей, которые априори не могут быть переданы в частную собственность.

В чью пользу отчуждается имущество

Как гласят основы гражданского права, имущество может быть отчуждено в тех ситуациях, когда для этого имеются необходимые условия.

Причем данная процедура может происходить как в добровольном, так и в принудительном порядке.

В первом случае имущество будет передано тому человеку, который выразит желание приобрести право собственности на ресурс (например, на землю или жилое помещение) за определенное вознаграждение. Кроме того, ценности могут быть переданы в собственность официальных наследников первоначального владельца, если он скоропостижно скончается.

В случае с принудительным изъятием права собственности могут быть переданы в отношении того лица, которого незаконно лишили имущества, и который понес определенные финансовые потери. В некоторых ситуациях материальные ценности могут быть отчуждены в пользу государства.

Основания прекращения права собственности можно разделить на следующие виды (ст. 235 ГК РФ):

1) прекращение права собственности по воле собственника путем передачи этого права другим лицам (по договорам купли-продажи, поставки, дарения и др.) либо путем отказа от права собственности. До приобретения права собственности на вещь, от которой отказался ее прежний владелец, другим лицом права и обязанности первоначального собственника не прекращаются. Это означает возможность не только возврата данной вещи прежнему собственнику (поскольку он и так не утратил на нее своего права), но и возложения на него ответственности, например, за причиненный данной вещью вред (если выброшенная собственником вещь обладала какими-либо вредоносными свойствами, например, старый холодильник, машина);



2) прекращение права собственности в результате событий: смерти собственника, гибели или уничтожения имущества вследствие стихийных бедствий, пожаров, аварий и других непредвиденных обстоятельств;

В случае гибели вещи подразумевается, что это произошло при отсутствии чьей-либо вины, в силу случайных причин или действия непреодолимой силы, за результаты которых никто, как правило, не отвечает. Тогда риск утраты имущества по общему правилу лежит на самом собственнике. Если же вещь уничтожена по вине иных (третьих) лиц, они несут перед собственником имущественную ответственность за причинение вреда;

3) прекращение права собственности вследствие принудительного изъятия у собственника имущества производится по конкретным основаниям, которые предусмотрены законодательством. При этом перечень таких случаев сформулирован исчерпывающим образом, не допускающим его расширения даже иным законом. В этом состоит одна из важных гарантий прав собственника. Конкретные основания изъятия имущества у собственника помимо его воли и в этих случаях должны быть прямо предусмотрены законом.

Изъятие имущества у собственника в названных случаях по общему правилу производится на возмездных основаниях, т. е. с компенсацией собственнику стоимости изымаемой вещи (вещей). Сюда относятся:

– отчуждение имущества, которое не может принадлежать данному лицу в силу запрета, имеющегося в законе;

– отчуждение недвижимости в связи с изъятием земельного участка;

– выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей;

– выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними;

– выплата компенсации участнику долевой собственности взамен причитающейся ему части общего имущества при ее несоразмерности выделяемой доле;

– приобретение права собственности на недвижимость по решению суда в случаях невозможности сноса здания иди сооружения, находящихся на чужом земельном участке;

– выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с решением суда;

– изъятие у собственника земельного участка, используемого им с грубым нарушением им предписаний законодательства;

– продажа с публичных торгов по решению суда бесхозяйственно содержимого жилого помещения;

– национализация имущества собственников в силу принятия специального закона.

Закон допускает безвозмездное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества помимо его воли, при обращении взыскания на имущество собственника по его обязательствам путем конфискации имущества.

Особый случай прекращения права собственности представляет собой приватизация государственного и муниципального имущества. Она распространяется только на имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, т. е. предназначена лишь для публичных, а не частных собственников, и уже в силу этого не может рассматриваться в качестве общего основания прекращения права собственности. Вместе с тем она всегда становится основанием возникновения права частной собственности (граждан и юридических лиц). Наконец, она может производиться только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским законодательством.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

93.88.74.71 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Основания прекращения права собственности на недвижимое имущество

Право собственности является не только наиболее широким по содержанию, но и наиболее устойчивым вещным правом; именно поэтому закон специально регулирует не только основания приобретения права собственности, но и основания его прекращения, что весьма важно в интересах поддержания устойчивости (прочности) права собственности в соответствии с провозглашенным в п.1 ст.1 ГК РФ принципом неприкосновенности собственности.

Прекращение права собственности происходит лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Основания прекращения права собственности перечислены в ст. 235 ГК РФ.

Все основания прекращения права собственности могут быть разделены на происходящие по воле собственника и помимо его воли, т.е. принудительно.



Прекращение права собственности по воле собственника происходит в случаях отчуждения права собственности другим лицам (например, по договорам), а также в случае добровольного отказа собственника от своего права (ст.236 ГК РФ, ст.53 ЗК РФ).

Отказ от права собственности — новое для нашего законодательства основание прекращения права собственности. Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Порядок отказа от права собственности на недвижимые вещи установлен Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 №580. Согласно Положению документом, подтверждающим отказ собственника от права собственности на объект недвижимого имущества, является заявление собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества. Заявление об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества представляется собственником (участниками общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта недвижимого имущества. При принятии на учет объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник (участники общей собственности, если объект находится в общей собственности) отказался, вносятся соответствующие записи в ЕГРП.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него органу местного самоуправления и отказавшемуся от права собственности лицу выдается (направляется) выписка из ЕГРП о принятии на учет объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался по установленной форме. Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного собственник этого имущества, от прав на которое он ранее отказался, но право собственности которого не прекращено на законных основаниях, может обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение (п.3 ст.225 ГК РФ).

Прекращение права собственника против его воли. Особый случай прекращения права собственности представляет собой приватизация государственного и муниципального имущества (ст.217 ГК РФ). В результате приватизации всегда взамен публичной собственности возникает собственность частная. Объектом приватизации является имущество, чаще всего недвижимое. Приватизация производится в порядке, предусмотренном специальным законодательством о приватизации. Например, Указ Президента РФ от 14 октября 1992г. №1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду».

Право собственности на вещь прекращается также с ее гибелью или уничтожением, поскольку при этом перестает существовать сам объект права. Право собственности в соответствии со ст.235 ГК РФ прекращается и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Принудительное изъятие у собственника недвижимого имущества производится по следующим основаниям:

1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (ст.237 ГК РФ);

2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст.238);

3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (ст.239 ГК РФ);

4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК РФ);

5) реквизиция (ст.242 ГК РФ);

6) конфискация (ст.243 ГК РФ);

7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных п.4 ст.252, п.2 ст.272, ст.282, 285, 293 ГК РФ.

Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном ст.306 ГК РФ.

Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника также является основанием для принудительного прекращения права собственности, в том числе и на недвижимое имущество. Право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество. В соответствии со ст. 446 ГПК РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:

— жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением (за исключением жилого помещения (его части, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание);

— земельные участки, на которых расположены объекты, предназначенные для жилья;

— земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности, за исключением жилого помещения (его части), если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание.

Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать. Если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

Это касается, например, охотничьего оружия, поступившего в оборот в порядке наследования к лицу, не имеющему соответствующего специального разрешения. При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на оружие подлежит прекращению в соответствии со ст.238 ГК РФ, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.

Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится. Согласно ст.239 ГК РФ в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящееся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном законом.

Требование об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного самоуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество. Статьей 32 ЖК РФ предусматриваются меры по обеспечению жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Следует обратить внимание на то, что в соответствии с п.3 ст.32 ЖК РФ решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Разумеется, речь идет о регистрации обременения. Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме не только о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, но и о дате осуществленной государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

К обременениям в пользу третьих лиц относятся залог, сервитуты, доверительное управление, рента, аренда, безвозмездное пользование чужим имуществом.

Ко второму виду обременения относятся арест, запреты различного рода.

Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению.

Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей. В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов. ФЗ от 25 июня 2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» использует иную терминологию, в нем нет упоминания об особо ценных и охраняемых государством культурных ценностях. В названном Законе все охраняемые объекты определяются как объекты культурного наследия, подразделяются на несколько категорий и подлежат включению в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). В соответствии со ст. 54 вышеназванного Закона, в случае если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, обращаются:

— в отношении объектов культурного наследия федерального значения — федеральный орган охраны объектов культурного наследия;

— в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения — орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия. В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, у собственника, содержащего данный объект либо данный участок ненадлежащим образом, по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия либо органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо органа местного самоуправления соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает данный объект либо данный участок или организует их продажу с публичных торгов.

Реквизиция — предусмотренное законом принудительное изъятие у гражданина или юридического лица принадлежащего ему на праве собственности имущества по решению государственных органов в неотложных общественных интересах и с обязательной компенсацией.

Реквизиция производится в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в порядке и на условиях, установленных законом. В соответствующих чрезвычайных обстоятельствах, например в связи с техногенными катастрофами, реквизировано может быть и недвижимое имущество, например постройки, подвергшиеся радиоактивному заражению. В соответствии со ст. 51 ЗК РФ допускается реквизиция земельного участка в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

Конфискация — санкция, применяемая к частному собственнику в установленном законом порядке за совершенное им правонарушение (ст. 243 ГК РФ).

В случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда, так, ст.169 ГК РФ предусматривает возможность безвозмездного изъятия имущества, в том числе недвижимого, в доход государства в случае умышленного совершения сделки с целью, противной основам правопорядка и нравственности.

В соответствии с ФЗ от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», в случае если объект культурного наследия, включенный в реестр, уничтожен по вине собственника данного объекта или пользователя данным объектом либо по вине владельца земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, земельный участок, расположенный в границах территории объекта культурного наследия, являющийся неотъемлемой частью объекта культурного наследия, либо земельный участок или участок водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, может быть безвозмездно изъят по решению суда в виде применения санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискации) в соответствии с законодательством РФ.

Независимо от основания прекращения права собственности на недвижимое имущество погашается соответствующая запись ЕГРП. Процедуры погашения регистрационных записей устанавливаются в разделе VI Правил ведения ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 №219 . Записи подразд. II и III ЕГРП, права и ограничения по которым прекращены, погашаются на лицевой стороне листа специальным штампом погашения регистрационной записи. В штампе погашения регистрационной записи проставляются дата регистрации прекращения права или ограничения и имя регистратора, заверенные его подписью (п.62 Правил ведения ЕГРП). Если право прекращено без перехода к новому правообладателю или ограничение (обременение) прекращено полностью, то на штампе погашения регистрационной записи ссылка на новую регистрационную запись не проставляется (п.63 Правил ведения ЕГРП). В случае прекращения права или его ограничения (обременения) без перехода к новому правообладателю, при ведении ЕГРП на бумажных носителях, на оборотную сторону листов подразд. II и III в графу «Документы-основания» заносятся сведения о документах, на основании которых было прекращено право или ограничение (обременение) (п.65 Правил ведения ЕГРП). При ведении ЕГРП на магнитных носителях запись о прекращении права или ограничения (обременения) без перехода к новому правообладателю выполняется на отдельном листе, который располагается за листом с записью о прекращаемом праве или ограничении (обременении).

Комментарий к ст. 235 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет перечень оснований прекращения права собственности. Под основаниями прекращения права собственности следует понимать поводы и обстоятельства, при наличии которых собственность не может существовать как вещное право.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает общие основания для прекращения права собственности. Условно эти основания можно разделить на три группы:

1) добровольные основания — основания, возникновение которых зависит от волеизъявления субъекта права собственности;

2) основания, не зависящие от волеизъявления субъекта права собственности;

К первой группе относятся следующие основания:

1) отчуждение собственником своего имущества другим лицам — заключение собственником имущества с другими лицами гражданско-правового договора, предусматривающего передачу данного имущества в собственность другим лицам;

Регулирование прекращения права собственности на земельный участок занимает особое место в земельном праве. Нормы о прекращении права собственности на землю основаны на общих положениях о владении, пользовании, распоряжении, гарантиях и защите права собственности — Правовые отношения в данном случае опираются на общие нормы конституционного и гражданского законодательства. Так, ст. 35 Конституции РФ установила, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Статьей же 209 ГК РФ определено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Земельным кодексом РФ определена правовая специфика прекращения права собственности. Прежде всего, она связана с изъятием (выкупом) земельного участка для государственных и общественных нужд.

Право собственности на земельный участок прекращается на следующих основаниях:

  • 1) при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам;
  • 2) при отказе собственника от права собственности на земельный участок;
  • 3) в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Земельный кодекс следует общим основаниям прекращения права собственности, предусмотренным ст. 235 ГК РФ, согласно которой право собственности прекращается:

  • а) при отчуждении собственником своего имущества другим лицам;
  • б) при отказе собственника от права собственности;
  • в) при гибели или уничтожении имущества;
  • г) при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Отчуждение собственником земельного участка осуществляется на основании сделки, когда собственник земельного участка осуществляет продажу на основании договора купли-продажи (или продажи) или иных договоров. Отчуждение земельного участка может наступить также в связи с исполнением и иных договоров, объектом которых являются земельные участки, например при обращении взыскания на земельный Участок по договору ипотеки, в связи с неисполнением основного обязательства.

Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на земельный участок, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (ст. 236 ГК РФ).

Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. Таким образом, собственник, отказавшийся от земельного участка, отвечает за его содержание, обязан платить земельный налог до момента перехода права собственности иному лицу. Он же, как собственник, несет бремя содержания принадлежащего ему земельного участка (если иное не предусмотрено законом или договором). 1. Поскольку риск случайной гибели или случайного повреждения имущества также несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором, это положение настолько, насколько его можно распространить на земельные участки, также действует и для собственника земельного участка.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, отчуждаются в собственность граждан и юридических лиц по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации. При этом заключение договоров купли-продажи таких земельных участков осуществляется преимущественно на торгах (см. ст. 38 ЗК РФ).

Принудительное изъятие земельного участка у собственника не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:

  • 1) обращение взыскания на земельный участок по обязательствам;
  • 2) отчуждение земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу;
  • 3) реквизиция земельного участка;
  • 4) конфискация земельного участка;
  • 5) невозможность выдела в натуре земельного участка участнику долевой собственности при ее разделе на основании ст. 252 ГК РФ;
  • 6) признание на основании решения суда права собственности на земельный участок за собственником недвижимости, согласно п. 2 ст. 272 ГК РФ, когда снос здания или сооружения, находящегося на чужом земельном участке, запрещен в соответствии с законом и иными правовыми актами;
  • 7) выкуп земельного участка для государственных и общественных нужд. Выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
    • — выполнением международных обязательств Российской Федерации;
    • — размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
    • — иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Список оснований изъятия (выкупа) земельного участка является открытым, однако в качестве основных случаев названы два. При этом под выполнением международных обязательств, следует понимать обязательства, взятые на себя Российской Федерацией подписанием международных договоров (п. б) ч. 1 ст. 49 ЗК РФ). Вторым основным случаем определено размещение объектов государственного или муниципального значения. То, что объекты должны быть государственного или муниципального значения, означает, что они размещаются не в интересах частных лиц (граждан или юридических лиц), а в интересах публичных, но их строительство может быть произведено силами коммерческих организаций. Под данное основание подпадает и выкуп земельных участков под застройку на землях поселений, в соответствии с планом развития поселения, предусмотренным ч. 2 ст. 49 ЗК РФ;

8) изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства.

Установлен особый случай прекращения права собственности в том случае, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

Это положение может распространяться и на прекращение права собственности на земельные участки. В частности, при истребовании участка из чужого незаконного владения и, что может быть частным случаем этого, когда гражданином или юридическим лицом был приобретен земельный участок из земель, изъятых на основании ЗК РФ из оборота.

При этом в случаях, когда имущество не отчуждено собственником в установленные данной статьей сроки, земельный участок, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже, с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом.

Обращение в государственную собственность земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании положений о выкупе земельных участков для государственных или муниципальных нужд с возмещением его стоимости и других убытков в порядке, установленном Земельным кодексом и ст. 306 Гражданского кодекса РФ.

Требование об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного самоуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество.

Указанное правило соответственно применяется при прекращении права собственности на недвижимое имущество в связи с изъятием горных отводов, участков акватории и других участков, на которых находится имущество.

Согласно общим, установленным правилам в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно ст. 279—282 и 284-286 ГК РФ.

Отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством. При этом учитываются положения ст. 27 ЗК РФ об ограничении оборотоспособности земельных участков. Отчуждение земельного участка его собственником может осуществляться в порядке исполнения договора, предусмотренном гражданским законодательством, а именно на основании договоров купли-продажи, мены, дарения земельного участка, договора пожизненной ренты. Данные сделки следует отличать от передачи прав на земельный участок по завещанию, поскольку право на земельный участок переходит на этих основаниях иному лицу после смерти собственника.

При отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством.

Поскольку бесхозяйной по смыслу ст. 225 ГК РФ является вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался, то право собственности на земельный участок, от которого собственник отказывается, может быть сохранено за ним только с момента подачи заявления и до постановки земельного участка на учет как бесхозяйной вещи. После постановки на учет право прежнего собственника на земельный участок прекращается.

Согласно той же статье ГК РФ земельные участки, как бесхозяйные недвижимые вещи, принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки земельного участка на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на участок.

Бесхозяйный земельный участок, не признанный по решению суда поступившим в муниципальную собственность, может быть вновь принят во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретен в собственность в силу приобретательной давности.

Отказ собственника от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права. При отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством.

К реализации перечисленных выше оснований прекращения права собственности на земельный участок, осуществленные, если прекращение это наступает не по воле собственника.

Так, изъятие земельного участка путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором. Право собственности на земельный участок, на который обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество.

Земельным кодексом РФ, как уже говорилось, признается и такое основание принудительного прекращения права собственности на земельный участок, как реквизиция.

Следует заметить, что эта категория первоначально была установлена гражданским законодательством. Реквизиция производится, согласно ГК РФ, в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества. Это, собственно, и составляет содержание реквизиции.

Реквизиция — процедура не безвозмездная, собственнику возмещается стоимость имущества. Оценка реквизируемого имущества производится органом, осуществляющим реквизицию, на основании законодательства об оценочной деятельности. Если же собственник не согласен с проведенной оценкой, он может оспорить ее в суде.

Гражданский кодекс также определяет, что лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.

Следует обратить внимание на то, что Земельный кодекс, в целом следуя основаниям проведения реквизиции, определенным ГК РФ, вносит в ее содержание новые элементы, которые действуют только для земельных участков. Так, устанавливается, что земельный участок может быть изъят уполномоченными исполнительными органами государственной власти у его собственника временно в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз.

Есть и еще одно отличие: поскольку реквизиция представлена ЗК Рф как временное изъятие земельного участка, собственнику возмещается не его стоимость, а убытки и выдается документ о реквизиции. Предполагается, что земельный участок будет возвращен собственнику после прекращения оснований реквизиции. И только в случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со ст. 66 ЗК РФ, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок. При этом устанавливается, что оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

В то же время у собственника реквизируемого земельного участка остается право при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

Такие существенные отличия реквизиции по Земельному кодексу и реквизиции по Гражданскому кодексу дают основание сделать вывод о том, что Земельный кодекс урегулировал в этом случае одноименный, но иной круг отношений. Во-первых, при реквизиции земельного участка речь идет скорее не о прекращении права собственности (что можно безоговорочно сказать о реквизиции по ГК), а об особом виде временного изъятия участка. Право собственности может быть прекращено только при невозможности возврата участка. Это подтверждается и тем, что только в этом случае выплачивается стоимость земельного имущества, т. е. производится его выкуп. Во-вторых, реквизиция предусматривается Земельным кодексом не только для изъятия земельных участков у собственников, но и у пользователей, в том числе арендаторов и у лиц, обладающих правом пожизненного наследуемого владения. Гражданский же кодекс предусматривает реквизицию только имущества, находящегося в собственности.

Может возникнуть вопрос о том, возможна ли реквизиция земельного участка в порядке, определенном ГК РФ? На наш взгляд, нет. Такой порядок не предусмотрен Земельным кодексом РФ, который является основным актом, регулирующим особенности перехода права собственности на землю от одного лица к другому, т. е. оборота земельных участков.

Право собственности на земельный участок может быть прекращено и на основании его выкупа для государственных и муниципальных нужд. Однако основания и порядок прекращения права собственности (как и то, что при выкупе для государственных и муниципальных нужд право собственности действительно прекращается), отличают этот институт от реквизиции земельных участков.

Земельным законодательством установлена в какой-то степени с реквизицией земельного участка процедура временного занятия земельного участка, которое происходит по тем же основаниям, что и реквизиция, но не требует изъятия земли. В принципе, это должно означать, что собственник участка вправе (по возможности) им владеть. И пользоваться, что естественным образом влияет и на размер возмещаемых убытков. Действия по временному занятию участка влекут за собой, как это утверждено ЗК РФ, временное ограничение прав на земельный участок.

Земельным кодексом не определено, имеет ли собственник право на отчуждение права собственности при реквизиции участка или его временном занятии. Нормативного запрета о заключении сделок подобного рода нет, поэтому мы считаем, что собственник вправе передать право собственности другому лицу вместе со всеми установленными обременениями участка.

В порядке конфискации земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления.

Характер преступлений, за которые может наступить конфискация, установлен Уголовным кодексом РФ. Конфискация имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

Общие основания и порядок конфискации имущества установлены Гражданским кодексом РФ, согласно которому имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения в случаях, предусмотренных законом. В данном случае Земельным кодексом (в качестве закона, о котором упоминает Гражданский кодекс РФ) предусматривается, что конфискация — безвозмездное изъятие участка — возможно только за совершение преступлений. В административном порядке, как это допускает ГК РФ, конфискация земельных участков не предусматривается выкуп земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд осуществляется только путем выкупа. Обязательность выкупа (оплаты изымаемого земельного участка) следует из Ст. 35 Конституции РФ, определяющей права собственника имущества. Часть 3 данной

статьи гласит, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Кроме того, Земельным кодексом установлены и дополнительные ограничения изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков.

Так, изъятие, в том числе путем выкупа, в целях предоставления для сельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает свой среднерайонный уровень, допускается только в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны и безопасности государства, разработкой месторождений полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия Российской Федерации, строительством и содержанием объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, связи и других подобных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Земельные участки в городских и сельских поселениях могут быть изъяты, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений, «правилами землепользования и застройки».

Выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд урегулирован и Гражданским кодексом РФ. Так, согласно ст. 219 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

При этом в соответствии с той же статьей решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственные органы, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

Собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Решение государственного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Выкуп для государственных или муниципальных нужд части земельного участка допускается не иначе как с согласия собственника.

На основании ст. 280 ГК РФ собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (ст. 281) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.

Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка (ст. 281 ГК РФ). Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, государственный орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.

Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в п. 3 ст. 279 Гражданского кодекса.

Условиями изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусматривается, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Так, Гражданским кодексом установлено, что в зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Изъятие у собственников земельных участков ввиду их использования с нарушением законодательства, в том числе при неиспользовании его по целевому назначению, осуществляется только на основе гражданского законодательства. Согласно ст. 284 ГК земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Земельный участок может быть также изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. 284 и 285 ГК, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством. Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Основаниями (способами) прекращения права собственности являются юридические факты, с которыми закон связывает утрату права собственности (правопрекращающие факты). Способы прекращения права собственности можно разделить не те, которые происходят по воле собственника, и на те, которые имеют место помимо его воли.

К первой из названных групп относятся:

1) сделки по отчуждению имущества или расходованию денежных средств (купля-продажа, мена, дарение и др.);

2) отказ собственника от права собственности (публичное объявление об отказе, выброс имущества и т.д.);

3) уничтожение собственником ненужных ему вещей.

Основаниями (способами) прекращения права собственности помимо воли собственника являются:

1) обращение взыскания на имущество собственника по его долгам;

2) отчуждение имущества у собственника, которое в силу закона не может ему принадлежать;

3) отчуждение недвижимости в связи с изъятием земельного участка;

4) гибель имущества в следствие стихийного бедствия или в результате неправомерного поведения субъектов, уничтожающих чужое имущество;

5) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей или домашних животных в случае ненадлежащего обращения с ними;

6) реквизиция – изъятие имущества в силу обстоятельств, носящих чрезвычайный характер;

7) конфискация имущества как санкция за совершение правонарушения;

8) национализация, осуществляемая на основании специального федерального закона и с возмещением собственнику стоимости имущества и всех причиненных убытков;

Независимо от того, как определяется право собственности и как оно представляется, отечественный законодатель выделяет и закрепляет на конституционном и гражданско-правовом уровнях частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.

Из смысла и содержания действующего гражданского законодательства следует, что каждая из форм права собственности, в свою очередь, подразделяется на те или иные их виды и подвиды – разновидности. Так, форма права частной собственности подразделяется на право собственности граждан и юридических лиц. В соответствии со ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных его видов, которые согласно закону не могут принадлежать гражданам и юридическим лицам.

Право государственной собственности, как сама государственная собственность, подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов Федерации. Пункт 1 ст. 214 Гражданского кодекса РФ закрепляет такое деление путем прямого указания на то, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, «принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, края, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) «.

В качестве основания принудительного прекращения права собственности на возмездных основаниях законодательство также рассматривает и национализацию. Под национализацией понимается обращение в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц (п. 2 ст. 235, ст. 306 ГК РФ).

Важно заметить, что в действующем ГК РФ не указаны причины национализации. Исходя из этого можно предположить, что причины национализации вытекают из государственных интересов независимо от воли собственника имущества. Национализация возможна только на основании специального закона при условии обязательного возмещения стоимости имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК РФ.

Одной из практических проблем, связанных с институтом национализации, является отсутствие в законодательстве Российской Федерации ряда законодательных актов, регулирующих данные вопросы. Так, Конституция РФ специально не регламентирует случаи и основания национализации имущества, принадлежащего на праве личной собственности. В настоящее время подготовлено несколько законопроектов о национализации˸

Проект федерального закона №294272-3 ʼʼО национализации имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизацииʼʼ (внесен депутатом ГД Н.В.Арефьевым);

Проект федерального закона №311559-3 ʼʼОб обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)ʼʼ (внесен Правительством РФ);

Проект федерального закона №340689-3 ʼʼОб обращении имущества, находящегося в собственности юридических и физических лиц, в государственную собственность (национализации)ʼʼ (внесен депутатом ГД В.И.Шандыбиным);

Проект федерального закона №341804-3 ʼʼОб обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерацииʼʼ (внесен депутатом ГД И.Д.Грачевым);

Проект федерального закона №342362-3 ʼʼОб обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)ʼʼ (внесен депутатом ГД Г.А.Томчиным).

Следует полагать, что основными задачами федерального закона ʼʼОб обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)ʼʼ станет определение ряда принципов и оснований национализации и обеспечение гарантий защиты прав физических и юридических лиц при проведении национализации.

Вопрос Национализация как основание прекращения права частной собственности — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Вопрос Национализация как основание прекращения права частной собственности» 2015, 2017-2018.

Добавить комментарий