Кем устанавливается оплата труда работников образовательного учреждения?

2. Педагогическим работникам образовательных учреждений минимальные ставки заработной платы и должностные оклады устанавливаются в размере, превышающем уровень средней заработной платы в Российской Федерации.
3. Размер средней ставки заработной платы и должностного оклада педагогических работников образовательных учреждений устанавливается на уровне:
для педагогических работников из числа профессорско — преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования — в два раза превышающем уровень средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации;
для учителей и других педагогических работников — не ниже средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации;
для иных работников образовательных учреждений — средней заработной платы аналогичных категорий работников промышленности в Российской Федерации.
4. Образовательное учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников данного образовательного учреждения самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработной платы и должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования.
Изыскание средств на эти цели путем превышения максимально допустимых учебных нагрузок на педагогического работника образовательного учреждения запрещается.
Комментарий к статье 54
§ 1. На работников образовательных учреждений распространяется общее законодательство о труде, предусматривающее, что заработная плата и должностной оклад выплачиваются им за выполнение функциональных обязанностей и работ. Должностной оклад принимаемого на работу по контракту максимальными размерами не ограничивается, но в то же время не может быть ниже минимального должностного оклада, установленного по соответствующей должности законодательством РФ. Должностной оклад, установленный контрактом, можно увеличить или уменьшить (до минимального должностного оклада) в зависимости от качества работы преподавателя. Условия увеличения или уменьшения должностного оклада заранее оговариваются в контракте.
Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей, в том числе и педагогической (преподавательской) работы сверх установленных норм, оплачивается по дополнительному договору. В отдельных случаях деятельность подобного рода запрещается. Так, в частности, в бюджетных образовательных учреждениях дополнительные платные образовательные услуги не могут быть оказаны в рамках основной образовательной деятельности. В противном случае средства, заработанные такой деятельностью, изымаются учредителем (см. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденное Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 26 июня 1993 г. N 597 .
———————————
Бюллетень Государственного комитета по высшему образованию. 1993. N 8.
Определение педагогическим работникам бюджетных образовательных учреждений минимальных ставок заработной платы и должностных окладов, превышающих по своему размеру уровень средней заработной платы в Российской Федерации, возможно только с принятием специальных решений Правительства РФ и Министерства труда и социального развития РФ. Внебюджетные образовательные учреждения и организации могут устанавливать подобные минимальные ставки заработной платы и должностные оклады по собственной инициативе.
Исходя из имеющихся средств, внебюджетные образовательные учреждения вправе устанавливать работникам размер средней ставки заработной платы, превышающий уровень средней заработной платы, существующей в Российской Федерации (см. п. 3 ст. 54 Закона).
Средняя заработная плата педагогических работников бюджетных образовательных учреждений повышается до такого же уровня путем: а) принятия правовых решений о вводе денежных доплат и надбавок стимулирующего характера; б) распространения действия правовых решений о тех или иных льготах, преимуществах.
В частности, с 1 июня 1994 г. работникам, занимающим штатные должности в государственных высших учебных заведениях, помимо должностных окладов устанавливаются доплаты за ученые степени доктора наук в размере пяти и кандидата наук в размере трех минимальных размеров оплаты труда. Эти доплаты введены с целью нормализации финансового обеспечения ученых России Постановлением Правительства РФ «Об установлении окладов за звания действительных членов и членов — корреспондентов Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук и доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук» от 6 июля 1994 г. N 807 .
———————————
СЗ РФ. 1994. N 21. Ст. 2392.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О материальной поддержке профессорско — преподавательского персонала образовательных учреждений высшего профессионального образования» от 9 сентября 1994 г. с 1 января 1995 г. в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования выплачиваются надбавки в размере 60 процентов к должностному окладу работникам, занимающим должность профессора, и в размере 40 процентов к должностному окладу работникам, занимающим должность доцента .
———————————
Там же.
С 1 сентября 1994 г. осуществляется доплата за ученые степени доктора и кандидата наук (соответственно в размере пяти и трех минимальных окладов) работникам образовательных учреждений федерального подчинения в системе повышения квалификации. Эти правовые предписания исполняются на практике в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об установлении доплат работникам бюджетных образовательных учреждений повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов за ученые степени доктора наук и кандидата наук» от 26 сентября 1994 г. .
———————————
СЗ РФ. 1994. N 23. Ст. 2572.
Образовательные учреждения (как бюджетные, так и внебюджетные) самостоятельно утверждают форму и систему оплаты труда, точнее, обладают правом выбора одного из следующих двух вариантов определения заработной платы: установление должностных окладов или ввод почасовой оплаты труда. Должностные оклады выплачиваются штатным сотрудникам. Привлекаемые для преподавания в учреждениях, организациях, на предприятиях работники трудятся, как правило, на условиях почасовой оплаты. Должностные оклады являются фиксированной величиной, соответствующей тому или иному разряду. В свою очередь, разряды находятся в определенной зависимости от категории или должности работника, закрепленной законодательным путем, в частности, в приложении N 3 к Постановлению Правительства РФ от 14 октября 1992 г. N 785.
В этом приложении речь идет об основных должностях служащих отраслей бюджетной сферы, разряды оплаты труда которых образуют так называемую Единую тарифную сетку.
Раздел, посвященный образованию, условно подразделяется на две части.
В одной из них установлены разряды оплаты труда в зависимости от категории работников различных видов образовательных учреждений, например, внешкольных, детских дошкольных учреждений, школ, интернатов, детских домов, лицеев, гимназий, колледжей и др.
Другую часть образуют категории работников и соответствующие им разряды оплаты труда только высших учебных заведений.
При всем сходстве принципов оплаты труда педагогических работников разного рода между ними есть и существенное различие.
Диапазон разрядов оплаты труда профессорско — преподавательского состава высших учебных заведений, как правило, выше диапазона разрядов, присваиваемых работникам остальных образовательных учреждений.
Как в той, так и в другой группе образовательных учреждений выделяются их руководители: директор, ректор, заведующий, руководитель структурного подразделения. Чаще всего им присваиваются предельно допустимые для работников того или иного вида образовательных учреждений разряды оплаты труда.
В общей сложности диапазон разрядов оплаты труда в области образования колеблется от одного до восемнадцати .
———————————
Подробнее см.: «Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по основным должностям служащих отраслей бюджетной сферы» в приложении к данному Комментарию (приложение не приводится).
Тарифная ставка (оклад) первого разряда устанавливается в официальном порядке и может периодически (как правило, один раз в квартал) повышаться с принятием правительственного решения. Тарифные ставки (оклады) других разрядов (2 — 18) рассчитываются посредством умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент.
Соотношение разрядов и тарифных коэффициентов установлено в приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы» от 24 августа 1995 г. . Для него характерен рост коэффициентов по мере увеличения соответствующих разрядов. Иными словами, чем выше разряд, присвоенный работнику образовательного учреждения, тем больше его тарифный коэффициент. Соблюдение данной пропорции при определении конкретного должностного оклада является важной правовой гарантией для работника. Она не допускает установления промежуточного оклада, поскольку основная заработная плата рассчитывается только исходя из рассматриваемых параметров.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 2524.
Разряды оплаты труда работников устанавливаются по результатам аттестации в соответствии с квалификационными требованиями. В сфере образования существуют свои квалификационные требования по каждой категории работников, разработанные тем или иным министерством или ведомством Российской Федерации и утвержденные по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ.
Аттестация работников высших учебных заведений производится с учетом требований, закрепленных в приложении N 2 к Постановлению Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ «О повышении уровня оплаты труда работников высшей школы» от 14 ноября 1992 г. N 108.
Смысл принятия данного нормативного правового акта состоит в том, чтобы показать специфику складывающихся в области высшего образования отношений, продемонстрировать необходимость наличия у соответствующих работников специальной подготовки.
Основным квалификационным требованием по должностям работников высших учебных заведений является высшее образование. Оно обязательно для всех без исключения работников данной категории, начиная с преподавателя — стажера и заканчивая руководителем студенческого исследовательского бюро.
В рассматриваемом правовом акте проводится также распределение по должностям. Различаются должности, на которые зачисление производится независимо от стажа научно — педагогической или практической деятельности (ассистент, преподаватель и др.) или с его учетом в обязательном порядке. Например, должность старшего преподавателя без ученой степени предполагает стаж научно — педагогической деятельности не менее 3 лет.
По самым высоким разрядам (14 — 17), как правило, принимаются на работу лица, имеющие ученые звания доцента (старшего научного сотрудника) и профессора, а также ученые степени доктора и кандидата наук.
В порядке исключения высокие разряды могут быть присвоены высококвалифицированным специалистам, не имеющим ученого звания и не обладающим ученой степенью.
Повышенные требования предъявляются к руководящему составу вузов и их структурных подразделений. Так, должность ректора 17 разряда предполагает наличие ученого звания или ученой степени. Ректору устанавливается 18 разряд только в том случае, если ему присвоены и ученое звание, и ученая степень.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в отличие от должностей профессорско — преподавательского состава на руководящие должности вуза в порядке исключения работники не принимаются. Это требование относится не только к руководителям учебных и хозяйственных структур, но и к главным специалистам: главному бухгалтеру, главному инженеру, юрисконсульту, главному энергетику (механику).
В примечании к Квалификационным требованиям уточняется порядок дополнительной оплаты труда ректора вуза. Это сводится к тому, что доплаты и надбавки к его должностному окладу (до заключения контракта) определяются органом управления, в ведении которого находится учебное заведение.
В остальном в примечании кратко излагаются некоторые условия оплаты труда, общие для работников всех образовательных учреждений. В частности, говорится о самостоятельном выборе форм и оснований дополнительной заработной платы (надбавок и доплат), определяются условия заключения контрактов и введения почасовой оплаты труда, еще раз уточняется порядок принятия на работу сотрудников в порядке исключения .
———————————
Квалификационные требования (требования к квалификации по разрядам оплаты) по должностям работников высших и приравненных к ним по оплате труда учебных заведений см. в приложении к данному Комментарию (приложение не приводится).
Аттестация работников образовательных учреждений, за исключением работников высших учебных заведений, производится в соответствии с требованиями, установленными Приказом Минобразования РФ и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. N 463/1268 и Приказом Минобразования РФ и Госкомвуза России от 14 декабря 1995 г. N 622/1646 .
———————————
Тарифно — квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации см. в приложении к данному Комментарию (приложение не приводится).
Тарифно — квалификационные характеристики (требования) по указанным должностям в совокупности представляют собой многоцелевой правовой документ. Они используются при составлении положений о структурных подразделениях образовательного учреждения.
Ими детализируется порядок приема и оформления на работу соответствующих лиц.
Большое значение данные тарифно — квалификационные характеристики имеют для организации трудового процесса в образовательном учреждении. В них приводятся наименования должностей работников образования, которые могут быть обозначены в штатном расписании. Права и обязанности работников составлены по каждой должности в отдельности. Такой же порядок должен соблюдаться и при разработке образовательным учреждением должностных инструкций.
При аттестации работников особое значение имеют требования, предъявляемые к конкретным должностям. Каждая группа такого рода требований состоит из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Требования к квалификации по разрядам оплаты труда».
В разделе «Должностные обязанности» указаны основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему ту или иную должность.
Раздел «Должен знать» содержит требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний.
Раздел «Требования к квалификации по разрядам оплаты» содержит сведения о необходимом уровне образования и стаже работы (по специальности или педагогическом).
Рассматриваемые тарифно — квалификационные характеристики допускают принятие на педагогическую работу лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, в порядке исключения.
По должностям главных специалистов образовательных учреждений (главного бухгалтера, главного инженера и др.) тарифно — квалификационные характеристики не приведены. Их должностные обязанности и требования к знаниям определяются на основе общеотраслевых тарифно — квалификационных характеристик, утвержденных Постановлением Минтруда России от 10 ноября 1992 г. N 30.
Здесь же содержится перечень условий оплаты труда руководителей и специалистов образовательного учреждения, имеющих почетные звания «Народный учитель», «Заслуженный учитель», «Заслуженный преподаватель».
Некоторые квалификационные требования включены в указанный правовой документ в интересах охраны прав обучающихся (воспитанников). В нем, в частности, говорится о том, что оформлению лица на должность руководителя учреждения (структурного подразделения) или приему на работу специалиста (учителя, преподавателя и т.д.) должна предшествовать проверка его знаний Конституции РФ, законов РФ, решений Правительства РФ и органов управления образованием, Конвенции о правах ребенка.
Тарифно — квалификационные требования особо подчеркивают творческий характер педагогической деятельности, составляющей предмет трудового договора (контракта) работников образования с образовательным учреждением. В большинстве своем этим работникам полагается знать не только педагогику, но и достижения современной психолого — педагогической науки и практики; психологию личности; основы физиологии; теорию и методы управления образовательными системами, а также основы других наук. Подобные знания необходимы при создании благоприятных условий усвоения обучающимися (воспитанниками) учебных дисциплин. Они важны также при проведении культурно — просветительских и оздоровительных мероприятий, оснащении мастерских, учебных лабораторий, кабинетов наглядными пособиями, техническими средствами обучения и прочее.
Однако решающее значение в процессе присвоения работнику образования соответствующего разряда имеют все же такие квалификационные признаки, как специальная подготовка (высшее профессиональное или среднее профессиональное образование) и стаж педагогической деятельности.
В общей сложности диапазон разрядов работников образования колеблется от 7 до 16.
Ставки почасовой оплаты труда образовательные учреждения устанавливают, как правило, самостоятельно. При этом ставки почасовой оплаты труда определяются исходя из должностного оклада штатного преподавателя и коэффициентов, утвержденных Постановлением Министерства труда РФ от 21 января 1993 г. N 7.
Коэффициенты ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании, выглядят следующим образом:
——————————T————————————¬
¦ Контингент обучающихся ¦ Размеры коэффициентов ¦
¦ +———-T————T————+
¦ ¦профессор,¦ доцент, ¦ лица, ¦
¦ ¦ доктор ¦ кандидат ¦не имеющие ¦
¦ ¦ наук ¦ наук ¦ ученой ¦
¦ ¦ ¦ ¦ степени ¦
+—————————-+———-+————+————+
¦Обучающиеся в общеобразо- ¦ ¦ ¦ ¦
¦вательных учреждениях, уч- ¦ ¦ ¦ ¦
¦реждениях начального и сред-¦ ¦ ¦ ¦
¦него профессионального обра-¦ ¦ ¦ ¦
¦зования, другие аналогичные ¦ ¦ ¦ ¦
¦категории обучающихся, рабо-¦ ¦ ¦ ¦
¦чие, работники, занимающие ¦ ¦ ¦ ¦
¦должности, требующие сред- ¦ ¦ ¦ ¦
¦него профессионального обра-¦ ¦ ¦ ¦
¦зования, слушатели курсов ¦ 0,20 ¦ 0,15 ¦ 0,10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Студенты ¦ 0,25 ¦ 0,20 ¦ 0,10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Аспиранты, слушатели учеб- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ных заведений по повышению ¦ ¦ ¦ ¦
¦квалификации руководящих ¦ ¦ ¦ ¦
¦работников ¦ 0,30 ¦ 0,25 ¦ 0,15 ¦
L—————————-+———-+————+————
Ставки почасовой оплаты определяются исходя из размера ставки первого разряда Единой тарифной сетки, устанавливаемого Правительством РФ, и данных коэффициентов ставок почасовой оплаты труда.
В ставки почасовой оплаты включена оплата за отпуск.
Ставки почасовой оплаты труда лиц, имеющих почетные звания типа «Народный учитель», устанавливаются в размерах, предусмотренных для профессоров, докторов наук.
Ставки почасовой оплаты, рассчитанные с применением данных коэффициентов, вводятся в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании, за исключением учреждений, организаций и предприятий, где предусмотрен иной порядок почасовой оплаты труда работников.
Оплата труда членов жюри конкурсов и смотра, а также рецензентов конкурсных работ производится по ставкам почасовой оплаты труда, предусмотренным для лиц, проводящих учебные занятия со студентами .
———————————
Бюллетень Министерства труда РФ. 1993. N 4. С. 9 — 10.
Коэффициенты ставок почасовой оплаты труда демонстраторов пластических поз, участвующих в проведении учебных занятий, в зависимости от сложности пластической позы устанавливаются в размере 0,03 — 0,04 .
———————————
Там же. С. 20.
§ 2. В рассматриваемой статье говорится также о праве образовательных учреждений применять меры материального стимулирования по своему выбору. Одной из таких мер является выдвижение работников или подготовленных ими научно — практических работ на соискание премий, учрежденных Президентом РФ и Правительством РФ.
На данный момент существуют:
15 премий Президента РФ работникам образования — лауреатам конкурса «Учитель года России» ;
———————————
См.: Указ Президента РФ «О премиях работникам образования — лауреатам конкурса «Учитель года России» и обучающимся в общеобразовательных учреждениях — победителям международных олимпиад по учебным предметам» от 6 мая 1994 г. N 1144 (СЗ РФ. 1994. N 7. Ст. 686).
15 ежегодных премий Президента РФ в области образования ;
———————————
См.: Указ Президента РФ «Об учреждении премий Президента РФ в области образования» от 30 ноября 1995 г. N 1200 (СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4772).
15 ежегодных премий Правительства РФ в области образования .
———————————
См.: Постановление Правительства РФ «Об учреждении премий Правительства РФ в области образования» от 12 декабря 1995 г. N 1221, в ред. Пост. N 51, ст. 5068 (СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2305). Постановление Правительства РФ «О присуждении премий Правительства Российской Федерации в области образования за 1996 год» (РГ. 1997. 4 нояб.).
Указанные премии объединяет прежде всего то, что деятельность конкурсантов или выполненные ими работы должны быть направлены на достижение определенных общественно полезных целей.
Предметом конкурса могут быть авторские программы, учебные пособия, научные труды и т.д., опубликованные в печати и использованные в педагогической деятельности.
Непременным условием возникновения отношений между организаторами и участниками конкурса является соблюдение порядка представления работников образования или их работ на соискание премий.
При этом важно иметь в виду, что порядок выдвижения работников или работ на соискание различных премий неодинаков.
Работы и другие необходимые материалы на соискание премий Президента РФ в области образования направляются в Правительство РФ ежегодно не позднее 31 марта. Помимо работ в Правительство РФ направляются: письмо о выдвижении работы на соискание премии; коллегиальное решение образовательного учреждения о выдвижении работника на соискание премии, справка о творческом вкладе авторов выдвигаемой работы, анкетные сведения о каждом из авторов. Указанные документы заверяются выдвигающей стороной.
Работы, материалы и документы кандидатов на соискание премии Правительства РФ в области образования направляются ежегодно в Совет по присуждению премий Президента РФ и премий Правительства РФ в области образования не позднее 1 мая. Выдвижение работ и кандидатов на соискание данных премий предусматривает их предварительное и всестороннее общественное обсуждение. Причем выдвижение на соискание правительственных премий работ и кандидатов, удостоенных или выдвинутых на соискание других премий государственного значения в области образования, не допускается. Коллектив, представляемый на соискание премии, должен состоять лишь из основных авторов, чей творческий вклад был решающим, и не должен превышать 10 человек.
Необходимо также отметить, что включение в состав коллектива соискателей премий как Президента РФ, так и Правительства РФ в области образования лиц по признаку административной, консультативной или организационной работы не допускается.
Выполнение всех перечисленных выше указаний создает предпосылки для рассмотрения деятельности участников конкурса или представленных на конкурс работ компетентными органами. В случае признания лица победителем, а также при вынесении другого положительного решения, у кандидатов на соискание премий Президента РФ и Правительства РФ возникает право требовать выплаты награды. Размер существующих в области образования денежных наград различен.
Для лауреатов конкурса «Учитель года России» на основе месячной тарифной ставки (оклада) 14 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы устанавливаются 15 премий, распределяемых в следующем порядке: победителю — одна премия в размере шести тарифных ставок; финалистам — четыре премии в размере пяти тарифных ставок каждая; лауреатам — десять премий в размере четырех тарифных ставок каждая.
Лицам, которым присуждена премия Президента РФ в области образования, выдается денежная награда в сумме 600-кратного минимального размера оплаты труда.
Лицам, получившим премию Правительства РФ в области образования, выдается денежная награда в сумме 400-кратного минимального размера оплаты труда.
Организационная работа по присуждению премий Президента РФ и Правительства РФ в области образования координируется специально созданным Советом. Совет по присуждению премий Президента РФ и премий Правительства РФ в области образования объявляет о проведении конкурсов, определяет требования по оформлению представленных работ и материалов, осуществляет их прием и рассмотрение, подготавливает предложения по присуждению премий и т.д. .
———————————
См.: Положение о Совете по присуждению премий Президента РФ и премий Правительства РФ в области образования, утв. Пост. Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 543 (СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2305).
Присуждение премий в области образования производится:
лауреатам конкурса «Учитель года России» — распоряжениями Президента РФ;
лицам, удостоенным премии Президента РФ в области образования, — указами Президента РФ;
лицам, удостоенным премии Правительства РФ в области образования, — решениями Правительства РФ.

1. Выберите правильный ответ.

Правовой акт. регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем называется:

  • трудовым договором,
  • коллективным договором,
  • двусторонним договором,
  • трудовым соглашением.

2. Выберите правильный ответ.

Согласно Закону РФ «Об образовании» организация питания в образовательных учреждениях возлагается:

  • на организации общественного питания,
  • на образовательное учреждение
  • на органы местного самоуправления.
  • на все вышеперечисленные организации.

3. Выберите правильный ответ.

Создание условий для получения детьми среднего (полного) общего образования согласно Закону РФ «Об образовании» возлагается на:

  • органы управления образованием,
  • родителей (законных представителей),
  • общеобразовательное учреждение,
  • учредителя.

4. Выберите правильный ответ.

Для включения в трудовой договор с педагогическими работниками обязательным является:

  • условие об обязательном социальном страховании работника,
  • условие об испытании.
  • условие о неразглашении тайны усыновления (удочерения) обучающихся,
  • условие о систематическом повышении квалификации работника.

5. Выберите правильный ответ.

За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • перевод на нижеоплачиваемую должность,
  • увольнение по соответствующим основаниям,
  • лишение доплат, надбавок и других поощрительных выплат,
  • строгий выговор.

6. Выберите правильный ответ.

Гарантии и компенсации педагогическим работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при соблюдении следующих условий:

  • при получении образования соответствующего уровня впервые,
  • при получении образования в соответствии с занимаемой должностью,
  • при согласии руководителя образовательного учреждения.
  • если это регламентируется положениями коллективного договора образовательного учреждения.

7. Выберите правильный ответ.

При приеме в образовательное учреждение администрация обязана познакомить ребенка и его родителей с:

  • должностными инструкциями учителей, которые будут вести занятия с ребенком.
  • Уставом образовательного учреждения,
  • коллективным трудовым договором.
  • правилами внутреннего трудового распорядка.

8. Выберите правильный ответ.

Согласно действующему законодательству, срочный трудовой договор в обязательном порядке заключается:

  • с поступающим на работу лицом, являющимся пенсионером по возрасту,
  • с заместителями руководителя образовательного учреждения.
  • на время исполнения обязанностей временно отсутствующего сотрудника, за которым сохраняется место работы.
  • с лицами, поступающими на работу по совместительству.

9. Выберите правильный ответ.

Система оплаты труда работников образовательного учреждения устанавливается:

  • Учредителем.
  • Коллективным договором, соглашением и (или) локальными нормативными актами образовательного
  • учреждения.
  • исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
  • постановлением Правительства РФ.

10. Выберите правильный ответ.

Ответственность за нарушение законодательства в области образования несут:

  • только физические лица.
  • только должностные лица, нарушившие или допустившие нарушение законодательства
  • только юридические лица, нарушившие законодательство.
  • все юридические или физические лица, нарушившие законодательство

11. Выберите правильный ответ.

Режим рабочего времени всех работников образовательного учреждения в каникулярный период устанавливается:

  • решением муниципального органа управления образованием,
  • локальными актами учреждения.
  • решением педагогического совета образовательного учреждения,
  • решением общественных органов управления образовательным учреждением.

12. Выберите правильный ответ.

Мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций — это социальная …

  • реабилитация
  • компенсация
  • депривация
  • адаптация

13. Выберите правильный ответ.

Соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма, позволяющий работнику решать задачи определенной степени сложности. — это…

  • квалификационная категория.
  • компетентность.
  • мастерство.
  • творчество.

14. Выберите правильный ответ.

Одна ив главных задач общеобразовательного учреждения:

  • создание благоприятных условии для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития
  • личности.
  • обучение и воспитание сообразно уровням и формам получения образования.
  • сохранение школьных традиций.
  • получение образования на родном языке.

15. Выберите правильный ответ.

У образовательного учреждения возникает право на образовательную деятельность с момента:

  • выдачи лицензии
  • регистрации
  • государственной аккредитации
  • уплаты налогов

16. Выберите правильный ответ.

Комплекс международно-правовых стандартов в отношении защиты и обеспечения благополучия детей закреплен:

  • Конвенцией ООН о правах ребенка.
  • Всеобщей декларацией прав человека.
  • Конституцией Российской Федерации.
  • Декларацией «Мир. пригодный для жизни детей».

17. Выберите правильный ответ.

Нормативные критерии профессионального уровня педагогического работника устанавливаются:

  • трудовым договором.
  • квалификационными характеристиками должностей работников образования.
  • правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения,
  • должностной инструкцией работника.

18. Основной обязанностью работника в области охраны труда является

  • обеспечение сохранности закрепленного за ним оборудования,
  • соблюдение режим труда и отдыха.
  • извещение своего непосредственного руководителя о ситуации, угрожающей жизни, здоровью или законным интересам участников образовательного процесса.
  • разработка инструкции по технике безопасности на рабочем месте.

19. Выберите правильный ответ.

Процедура применения дисциплинарных взысканий к педагогическому работнику, допустившему нарушение Устава образовательного учреждения или норм профессионального поведения регламентируется:

  • правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.
  • Законом РФ «Об образовании».
  • Трудовым кодексом РФ.
  • всеми перечисленными документами.

20. Выберите правильный ответ.

Работодатель обязан известить работника о предстоящих изменениях в условиях трудового договора, вызванных организационными или технологическими причинами, не позднее, чем за:

  • 14 дней.
  • 1 месяц.
  • 2 месяца.
  • 3 месяца.

21. Выберите два правильных ответа.

Споры, возникающие между работником и работодателем, рассматриваются:

  • прокуратурой.
  • Судом.
  • комиссией по трудовым спорам,
  • органами местного самоуправления.

22. Установите соответствие (дано уже решение):

Приказ

локальный нормативный или индивидкальный правовой акт, издаваемый исключительно руководителем образовательного учреждения для решения основных и оперативных задач, стоящих перед общеобразовательным учреждением

Решение

локальный правовой акт, принимаемый общим собранием работников (обучающихся, родителей) для реализации права на участие в управлении
общеобразовательным учреждением

Инструкция

локальный нормативный правовой акт,устанавливающий порядок и способ осуществления работником образовательного учреждения должностных обязанностей

23. Установите правильную последовательность.

Пронумеруйте указанные нормативные правовые акты по иерархии, начиная с акта наибольшей юридической силы (выполнено):

(3) Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

(1) Конвенция о правах ребенка.

(4) Приказ Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».

(2) Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Заработная плата работников образовательных учреждений? Этот вопрос я постараюсь раскрыть в данной статье.

Система оплаты труда

Система оплаты труда педагогическим работникам формируется на основе двух методов:

государственно-правового

договорного.

Выплачивается должностной оклад (ставка) за выполнение работником своих должностных обязанностей, которые предусмотрены трудовым договором. Государственные высшие учебные заведения самостоятельно формируют фонд оплаты труда сотрудников за счет средств бюджетов, направленных на их содержание, и прочих источников, которые не запрещены законодательством РФ.

ТК РФ Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 333 ТК РФДля педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

)
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в отношении иных педагогических работников.

Данная норма устанавливается Правительством РФ. Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» установлена продолжительность рабочего времени для работников образовательных учреждений, в которую входит:

-преподавательская работа;

-воспитательная работа;

-педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и режимом рабочего времени.

Ставка заработной платы педагогов устанавливается, учитывая рабочее время в астрономических часах. Перерывы (перемены) между занятиями также входят в рабочее время работника образовательного учреждения.

Учебная нагрузка в течение учебного года для преподавателя образовательного учреждения среднего профессионального образования установлена в размере 1440 ч, для преподавателей высшего профессионального образования — до 900 ч, для учителей — 720 ч в учебном году.

Объем нагрузки, который больше или меньше установленной нормы часов, устанавливается только с письменного заявления педагога.

Формы, порядок, условия оплаты труда работников образовательных учреждений установлены в письме Министерства образования и науки РФ № АФ-947, Профсоюза работников образования и науки России от 26.10.2004 № 96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений».

Преподавателям образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной преподавательской работой, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 № 850 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя» педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений с 1 января 2006 г. был установлен размер ежемесячного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя — 1000 руб.

Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216 н были утверждены ПКГ работников образовательных учреждений

За выполнение функций классного руководителя педагогам ежемесячно выплачивается вознаграждение в размере 1000 руб. Причем по решению региональных властей его размер может быть увеличен. Но учтите: за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником функций классного руководителя работодатель имеет право прекратить выплату вознаграждения.

Кроме того, реализация приказов Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216 н «Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» и № 217 н «Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного образования» обусловила ряд проблем для работодателя. Они связаны не только с изменениями условий оплаты труда, но и с изменениями в некоторых случаях трудовой функции работника, так как ее необходимо привести в соответствие с вводимыми профессиональными квалификационными группами. (Согласно ст. 60 ТК РФ запрещено требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.)

В данном случае возможно изменение трудовой функции лишь в соответствии со ст. 72 ТК РФ, т.е. по письменному соглашению сторон трудового договора, в частности заключив дополнительное к нему соглашение.

Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере: 40% — за должность доцента; 60% — за должность профессора; а с 1 ноября 2006 г. за ученую степень кандидата наук — 3000 руб., за ученую степень доктора наук — 7000 руб.

Для должностей профессорско-преподавательского персонала предусмотрены повышающие коэффициенты к должности, образующей новый оклад. Так, приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 217 и введена должность заведующего кафедрой, отнесенная к пятому квалификационному уровню, с соответствующим должностным окладом.

В настоящее время в централизованном порядке установлено, что повышающий коэффициент по должности заведующего кафедрой должен быть одинаковым для всех лиц, занимающих эту должность. Это не исключает увеличения повышающего коэффициента либо введения дополнительно к нему надбавки заведующему кафедрой в локальном нормативном акте вуза.

Вместе с тем, если проанализировать Перечень примерных показателей стимулирования основного персонала федеральных государственных образовательных учреждений, реализующих основные программы общего образования, можно сделать вывод, что в него включены не только стимулирующие выплаты, но и компенсационные выплаты.

В Перечне указан вид стимулирующих выплат: за интенсивность и высокие результаты. Однако предусмотренные в нем показатели свидетельствуют, очевидно, о другом. Так, стимулирующие выплаты установлены за условия труда, отклоняющиеся от нормальных:

— за заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, интернатами при школе;

— за выполнение обязанностей классного руководителя;

— за проверку письменных работ;

— за каждый час работы в ночное время (оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях);

— в случае привлечения к работе в установленный ему графиком выходной день или нерабочий праздничный день (работа оплачивается не менее чем в двойном размере);

— за работу в детских оздоровительных лагерях и т.д.

Другой вид стимулирующих выплат — выплаты за качество выполняемых работ: за подготовку победителей и призеров олимпиад, творческих конкурсов, спортивных соревнований, проводимых на школьном, муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях.

Естествен вопрос: «Почему стимулирующие выплаты установлены не за исполнение «основной” трудовой функции, например учителя, который блестяще проводит учебные занятия?»

Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет при наличии таких показателей увеличивают размер заработной платы:

— при педагогическом стаже от 3 до 5 лет — на 10%;

— при педагогическом стаже от 6 до 10 лет — на 15%;

— при педагогическом стаже от 11 до 15 лет — на 20%;

— при педагогическом стаже от 16 до 20 лет — на 25%;

— при педагогическом стаже свыше 20 лет — на 30%.

Оценка эффективности работы должна исходить из следующих принципов:

— объективности (вознаграждение должно соответствовать результату труда);

— предсказуемости (специалист должен точно знать, какая выплата его ждет за конкретный положительный результат труда);

— адекватности (вознаграждение обязано соответствовать вкладу работника);

— своевременности;

— прозрачности (доступность и понятность правил).

Таким образом, при формировании размера стимулирующих выплат педагогу учитываются специфика отдельного образовательного заведения и принципы оценки эффективности труда.

Условия изменения заработной платы могут трансформироваться в зависимости от показателя непрерывного педагогического стажа (со дня достижения или со дня подачи документов), квалификации (с момента решения аттестационной комиссии), наличия государственных наград (со дня получения) и ученой степени (с числа принятия решения о выдаче диплома). Если в этот период педагог находился в отпуске или на больничном (при условии сохранения средней заработной платы), то новые начисления будут производиться уже после возвращения сотрудника образовательной организации на работу.

В реорганизованных образовательных учреждениях снижать размер должностного оклада (но не всей заработной платы) нельзя.

Важно запомнить!

Формирование заработной платы — актуальный вопрос для педагогических работников всех уровней. Указанные выше Рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений содержат базовые принципы и условия расчета заработной платы. Но для большей ясности каждый сайт образовательного учреждения должен разместить локальные акты, касающиеся формирования заработной платы, дополнительных выплат в зависимости от ставки, стажа и других факторов, влияющих на величину заработной платы.

Добавить комментарий