Классификация бюджетных правонарушений

Каждое бюджетное правонарушение имеет свой состав.

Состав бюджетного правонарушения представляет собой совокупность предусмотренных нормами права элементов, при наличии которых деяние признается бюджетным правонарушением, являющимся основанием для применения к виновному мер юридической ответственности.

Элементами бюджетного правонарушения являются:

1) субъект правонарушения;

2) объект правонарушения;

3) субъективная сторона правонарушения;

4) объективная сторона правонарушения.

Субъект бюджетного правонарушения — лицо, его совершившее и подлежащее в силу этого юридической ответственности.

Объектом бюджетного правонарушения является установленный правопорядок в сфере бюджетной деятельности. Применительно к конкретным видам бюджетных правонарушений объектом может выступать: нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; непредставление или несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением и т. д.

Субъективная сторона бюджетного правонарушения — это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям и выражается в виновности правонарушителя. Вина может быть умышленной и неосторожной. Соответственно, бюджетное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности. «Невиновных» бюджетных правонарушений существовать не может. Отсутствие вины в деяниях лица, не выполнившую бюджетную обязанность, свидетельствует об отсутствии самого правонарушения, что исключает юридическую ответственность такого лица.

Объективная сторона бюджетного правонарушения — признаки, характеризующие внешний акт противоправного деяния. Оно может совершиться в форме действия (например, нецелевое использование бюджетных средств) или бездействия (например, неперечисление бюджетных средств их получателям).

Каждый из вышеперечисленных элементов бюджетного правонарушения является обязательным: при отсутствии хотя бы одного из них деяние не может быть признано бюджетным правонарушением, что исключает применение мер юридической ответственности к лицу, совершившему это деяние.

Бюджетное правонарушение (как разновидность финансового правонарушения) — это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), выразившееся в ненадлежащем исполнении участником бюджетного отношения обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного законодательства, за которое установлена финансово-правовая ответственность.

Каждое бюджетное правонарушение имеет свой состав. Состав бюджетного правонарушения – это совокупность предусмотренных нормами права элементов, при наличии которых деяние признается бюджетным правонарушением, являющимся основанием для применения к виновному мер юридической ответственности.

Элементами бюджетное правонарушения являются: 1) субъект правонарушения; 2) объект правонарушения; 3) субъективная сторона правонарушения; 4) объективная сторона правонарушения.

Субъект бюджетного правонарушения – лицо, его совершившее и подлежащее в силу этого юридической ответственности .

Объектом бюджетного правонарушения (то есть то, на что оно посягает) является установленный правопорядок в сфере бюджетной деятельности.

В более конкретном виде (то есть применительно к конкретным видам бюджетных правонарушений) объектом бюджетного правонарушения, например, выступают: нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; непредставление или несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением и т. д.

Субъективная сторона бюджетного правонарушения – это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям и выражается в виновности правонарушителя.

Вина может быть умышленной и неосторожной. Соответственно этому бюджетное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности, о чем уже было сказано выше при рассмотрении признаков этого правонарушения. «Невиновных» бюджетных правонарушений существовать не может.

Отсутствие вины в деяниях лица, не выполнившую бюджетную обязанность, свидетельствует об отсутствии самого правонарушения, что исключает юридическую ответственность такого лица.

Объективная сторона бюджетного правонарушения – признаки, характеризующие внешний акт противоправного деяния. Оно может совершиться в форме действия (например, нецелевое использование бюджетных средств) или бездействия (например, неперечисление бюджетных средств их получателям).

НОВЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНЫХ НАРУШЕНИЙ

Е.Н. Михайлова,
руководитель Департамента методологии внутреннего финансового контроля (Санкт-Петербург)

Продолжаем изучать изменения<*> в бюджетное законодательство, внесенные Федеральными законами от 26.07.2019 № 199-ФЗ, № 247-ФЗ. Рассмотрим Перечень значимых нарушений (рисков), выявляемых Казначейством в ходе осуществления внутреннего госфинконтроля в финансово-бюджетной сфере, с мерами ответственности за их нарушение, актуализированный с учетом изменений законодательства, внесенных в КоАП РФ, которые вступили в силу в 2019 году.

<*> В прошлом номере журнала были рассмотрены изменения в части уточнения полномочий участников бюджетного процесса по его организации и проведению, новые задачи и порядок осуществления внутреннего контроля.

Виды бюджетных нарушений и меры принуждения за их совершение

Бюджетное нарушение: понятие и составы

Напомним, что Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ (далее – Закон № 199-ФЗ) внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ.
Бюджетным нарушением, согласно статье 306.1 БК РФ (в новой ред. Закона № 199-ФЗ), признается совершенное высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком:

1) нарушение положений бюджетного законодательства РФ и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
2) нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы РФ, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;
3) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета;
4) нарушение требований к планированию, обоснованию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, а также требований к изменению, расторжению государственного (муниципального) контракта (абз. 4 п. 1 ст. 306.1 БК РФ вступает в силу с 01.01.2020);
5) нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов (абз. 5 п. 1 ст. 306.1 БК РФ вступает в силу с 01.01.2020);
6) нарушение условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;
7) несоблюдение целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями.

Новое в порядке внутреннего контроля организаций бюджетной сферы

Бюджетное законодательство теперь регулирует часть вопросов бухучета учреждений, а именно:

порядок организации и осуществления внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни при внутреннем финансовом контроле (ч. 3 ст. 19 Закон № 402-ФЗ в ред. Закона № 247-ФЗ);
порядок передачи полномочий по централизованному ведению бухучета и (или) представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 264.1 БК РФ в ред. Закона № 199-ФЗ).

Порядок обеспечения (осуществления) внутреннего контроля во всех организациях, в том числе бюджетной сферы, утверждается руководителем экономического субъекта (далее – руководитель) в составе документов учетной политики (ч. 1 ст. 7 Закона № 402-ФЗ<**>, п. 8, 9 ФСБУ «Учетная политика»<***>).
При централизации учета полномочия по внутреннему контролю не передаются централизованной бухгалтерии (ЦБ). В составе единой учетной политики ЦБ нет Порядка организации и обеспечения внутреннего контроля (п. 14 ФСБУ «Концептуальные основы»<****>).

<**> Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
<***> ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н).
<****> ФСБУ «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н).

Методы осуществления полномочий по внутреннему госфинконтролю

При осуществлении полномочий по внутреннему ГФК органами внутреннего госфинконтроля (Казначейства):

проводятся проверки, ревизии и обследования;
направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;
направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
осуществляется производство по делам об административных правонарушениях;
назначается (организуется) проведение экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований;
предоставляется необходимый для осуществления контроля постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам;
направляются в суд иски о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

При изучении нарушений (рисков) важно обратить внимание на стандарт осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля (утв. приказом Минфина России от 03.10.2018 № 203н), который применяется в части организации и проведения проверок предоставления из бюджета и (или) использования средств бюджета, в том числе:

субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания (далее – госзадание) на оказание государственных услуг (выполнение работ) (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
субсидий на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
грантов в форме субсидий (п. 4 ст. 78.1 БК РФ);
субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства госсобственности или приобретение объектов недвижимого имущества в госсобственность (далее – субсидии на капитальные вложения) (п. 4 ст. 78.2 БК РФ).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

1) Нецелевое использование бюджетных средств — признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

— совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, — влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

— выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

2) Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита

— финансовыми органами влечет бесспорное взыскание суммы непогашенного остатка бюджетного кредита и пеней за его несвоевременный возврат в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка бюджетного кредита.

3) Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом

— влечет бесспорное взыскание суммы платы за пользование бюджетным кредитом и пеней за ее несвоевременное перечисление в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка платы за пользование бюджетным кредитом.

4) Нарушение условий предоставления бюджетного кредита

— влечет бесспорное взыскание суммы бюджетного кредита и (или) платы за пользование им и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

5) Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов

— влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Ответственность за совершение бюджетных правонарушений

Уголовный кодекс РФ предусматривает следующие виды ответственности:

1) Ст. 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

— совершенное в крупном размере (свыше 1,5 млн. рублей), — наказывается штрафом в размере от 100 до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

— то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору и (или) в особо крупном размере (свыше 7,5 млн. рублей), — наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

2) Ст. 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов

Наказание аналогично ст. 285.1.

3) Ст. 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации

— если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

— те же деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

— если деяния:

а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти;

б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) повлекли тяжкие последствия, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

КоАП РФ предусматривает следующие виды ответственности:

1) Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

2) Статья 15.15. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита:

— предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, -наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

— предоставленного юридическому лицу, — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

— возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока возврата — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

— возврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, с нарушением срока возврата — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 12 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

3) Статья 15.15.1. Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом

— неперечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным бюджету, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

— неперечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным юридическому лицу, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов.

— перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

— перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным юридическому лицу, с нарушением срока — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 12 процентов суммы платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

4) Статья 15.15.2. Нарушение условий предоставления бюджетного кредита

— нарушение кредитором — административный штраф на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

— нарушение заемщиком — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от 2 до 12 процентов суммы полученного бюджетного кредита.

5) Статья 15.15.3. Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

6) Статья 15.15.4. Нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций

— нарушение главным распорядителем бюджетных средств — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

— нарушение юридическим лицом — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 12 процентов суммы полученной бюджетной инвестиции.

7) Статья 15.15.5. Нарушение условий предоставления субсидий

— нарушение главным распорядителем бюджетных средств — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

— нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий — наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

8) Статья 15.15.6. Нарушение порядка представления бюджетной отчетности — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

9) Статья 15.15.7. Нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

10) Статья 15.15.8. Нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

11) Статья 15.15.9. Несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

12) Статья 15.15.10. Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств

Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

13) Статья 15.15.11. Нарушение сроков доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

14) Статья 15.15.12. Нарушение запрета на размещение бюджетных средств — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

15) Статья 15.15.13. Нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

16) Статья 15.15.14. Нарушение срока направления информации о результатах рассмотрения дела в суде — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

17) Статья 15.15.15. Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

18) Статья 15.15.16. Нарушение исполнения платежных документов и представления органа Федерального казначейства

— неисполнение или несвоевременное исполнение банком или иной кредитной организацией платежных документов на перечисление средств, либо на перечисление средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1 до 5 процентов суммы средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

— неисполнение банком или иной кредитной организацией представления органа Федерального казначейства о приостановлении операций по счетам — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1 до 5 процентов суммы средств незаконно произведенных операций.

Добавить комментарий