Классификация конституционных прав и свобод

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

12345

Субъекты конституционного права подразделяются на три боль­шие группы:

Физические лица — граждане РФ; иностранцы; лица с двойным гражданством (бипатриды); лица без гражданства (апатриды); избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты как лица со специальной правоспособностью. Конституционная правоспособность физических лиц определяет­ся нормами Конституции, устанавливающими основные права и сво­боды (например, право избирать и быть избранными).

Государственные образования — государство в целом (РФ); субъекты РФ — республики, края, области, го­рода федерального значения, автономные округа и автономная область; органы государства — как на федеральном уровне, так и на уров­не субъектов Федерации.

Него­сударственные объединения.- общности людей — народ РФ, народы субъ­ектов Федерации, население административно-территориальных еди­ниц и муниципальных образований; органы местного самоуправления; ассоциации граждан — политические партии, массовые обще­ственные организации, религиозные объединения, общественно-по­литические движения и др.; группы граждан — собрания избирателей, сходы граждан и др.

7.Источники конституционного права РФ.

Источник права – это форма, в которой существуют, выражаются правовые нормы. Термин «источник» права содержит в себе два взаимосвязанных аспекта.

Во-первых- внешнюю форму, форму выражения правовых норм (другими словами — «вместилище» правовых норм);

во-вторых- форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права.

Особенностью системы источников российского конституционного права — является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации.

Источниками конституционного права России являются следующие правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного. Специфика Конституции как основного источника конституционного права выражается в следующем:

1) Конституция принимается народом или от имени народа, она является высшей формой воплощения государственной воли народа.

2) конституционные нормы имеют учредительный характер, устанавливая основные принципы существования государства (основы конституционного строя), основы организации государственной власти, устанавливают порядок создания иных правовых норм. Конституционные нормы первичны, нет другого правового акта, которому Конституция должна бы была соответствовать;

3) Конституция определяет некоторые виды иных источников права;

4) Конституция РФ обладает высшей юридической силой/

5) Конституция РФ имеет не только правовое, но и большое общественно-политическое и идеологическое значение, а также идеалы, к которым стремится общество индивидов, объединенных совместным существованием в рамках Российской Федерации. Конституция РФ выступает одним из фундаментальных, основополагающих факторов существования российского общества:

6) большинство конституционных положений имеют общий характер, направлены на регулирование широкого круга вопросов жизни общества, затрагивая главные аспекты регламентирования общественных отношений.

2. Законы. В Российской федерации законы принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти на федеральном и региональном уровне. К источникам конституционного права относятся законы, содержащие конституционно-правовые нормы.

виды законов,

принимаемых федеральным Собранием — федеральным представительным органом государственной власти:

1) федеральный конституционный закон. Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Конституцией РФ предусмотрена возможность принятия федеральных конституционных законов о чрезвычайном положении (ст. 56), о принятии в Российскую Федерации и образовании в ее составе нового субъекта (ст. 65), об изменении статуса субъекта Российской Федерации (ст. 66), В настоящее время приняты федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах».

2) федеральный закон. Источниками конституционного права являются, например. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» и др.;

3) закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. В форме такого закона в соответствии со ст. 135 Конституции РФ и Федеральным законом от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» вносятся поправки к гл. 3-8 Конституции РФ. Закон о поправке к Конституции РФ принимается по процедуре принятия федерального конституционного закона. Предмет регулирования такого закона ограничен только внесением поправки к Конституции.

Законы, принимаемые законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской федерации. Право принимать законы предоставлено им ст. 5 и 76 Конституции РФ.

3. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к их ведению, вправе в соответствии со ст. 102 и 103 Конституции РФ принимать постановления, большинство из которых носит правоприменительный характер, но некоторые могут иметь и нормативный характер. Наиболее значительными из них являются Регламент Государственной Думы от 22 января 1998 г. и Регламент Совета Федерации от 6 февраля 1996 г.

4. Указы Президента РФ. К источникам конституционного права относятся только нормативные указы Президента РФ. В качестве примера можно привести Указ Президента от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

5. Постановления Правительства РФ — издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. «О концепции государственной политики по отношению к казачеству».

6. Акты органов местного самоуправления. Система местного самоуправления. согласно Конституции РФ, не входит в систему государственной власти. Поэтому акты органов местного самоуправления не являются в чистом виде нормативно-правовыми актами, а являются источниками конституционного права в смысле внешней формы выражения норм. Юридическая сила. общеобязательность придается им так называемой «генеральной отсылкой», санкционированием со стороны государства * положений, содержащихся в актах органов местного самоуправления и законодательстве Российской Федерации.

7. Конституционно-правовые договоры и соглашения. Под конституционно-правовым договором (соглашением) понимается соглашение, заключаемое субъектами конституционного права. Возможность заключения некоторых из таких соглашений предусмотрена Конституцией РФ. Договор является выражением диспозитивного метода конституционно-правового регулирования, так как предусматривает равенство сторон.

Российскому конституционному праву известны следующие виды договоров:

1) Федеративный договор от 31 марта1992 г., закрепивший основы взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами и положенный в основу конституционного регулирования федеративного устройства Российской Федерации по Конституции РФ 1993 г.;

2) договоры между Российской Федерацией и субъектом Федерации о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации. Такие договоры заключены, например, с Республиками Татарстан (15 февраля 1994 г.), Башкортостан (3 августа 1994 г.).

3) договоры между органами государственной власти автономного округа и органами государственной области края (области), предметом регулирования которых являются отношения между ними, связанные с вхождением автономного округа в состав края или области. Возможность их заключения прямо предусмотрена ст. 66 Конституции РФ.

4) соглашение об изменении статуса субъекта Российской Федерацию. Конституция РФ в ч. 5 ст. 66 предусматривает, что статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

8. Общепризнанные принципы к нормы международного права, международные договоры.(ст. 15. Ч.4)

9. Решения Конституционного Суда Российской Федерации — их признание на сегодняшний день в качестве источника права является спорным.

10.Естественное право – ст. 2 КРФ Таким образом, Конституция РФ признает, а не устанавливает права человека.

8.Закон — основной источник российского конституционного права (понятие, признаки, виды).

Закон — НПА высшей юр.силы, принимаемый в особом порядке законодательным органом или народом на референдуме, и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Классификация законов:1.По юр.силе: Конст РФ (закон высшей юр.силы); ФКЗ РФ — существуют с 1994 года, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и считается принятым при одобрении большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. ФЗ РФ- основной вид закона РФ — принимается Госдумой и советом Федерации — не могут противоречить ФКЗ; ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение СФ. ФЗ считается одобренным СФ, если за него проголосовало более 1/2 от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен СФ. В случае отклонения фед.закона СФ палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего фед.закон подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением СФ ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Президент РФ имеет право вето на ФЗ. 2.По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться:ФКЗ — по вопросам, предусмотренным Конституцией, Закон РФ о поправке к Конституции РФ; ФЗ (о выборах президента 10.01.2003, о гражданстве 31.05.2002, о СМИ 27.12.1991, о политпартиях 11.07.2001).

3.по территориальному признаку: ФЗ; законы субъектов РФ — принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ.

4.По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ: ФКЗ — президент не обладает отлагательным вето; ФЗ — президент обладает отлагательным вето.

Конституция РФ предусматривает принятие ФКЗ и ФЗ. Они различаются:по юр.силе; по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться; по порядку принятии; по возможности применения президентом РФ в отношении них отлагательного вето.

9.Конституционная ответственность (понятие, субъекты, основания).

Конституционная ответственность – это закрепленная нормами конституционного права обязанность субъекта конституционно-правового отношения отвечать за свое юридически значимое поведение в установленном порядке, а в случае отклонения претерпевать меры государственного воздействия.

Структура

Субьекты – Государство, Органы государственной власти, Органы местного самоуправления, Депутаты , Должностные лица, Общественные объединения, Физические лица (граждане, иностранцы, апатриды)

Основания – возникают вследствие нарушения (Конституции РФ, Конституций ( уставов) субъектов РФ, Других источников конституционного прав

Санкции – 1)Правовосстановительные – принуждение к выполнению конституционной обязанности, отмена незаконного правового акта, обязанность возместить причиненный ущерб и т.д.

2)Предупредительные – предупреждение Президента РФ законодательному органу или высшему должностному лицу субъекта Федерации о необходимости отмены признанного судом незаконным правового акта, приостановление деятельности общественного объединения и т. Д.

3)Карательные –роспуск Государственной Думы, отставка Правительства РФ, признание выборов недействительными

4)Санкции пресечения – ведение военного или чрезвычайного положения, «вето» Президента РФ и т. Д.

10.Понятие и сущность Конституции РФ.

Конституция РФ — основной закон Российского гос-ва, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, общ-вом и гос-вом, закрепляющий основы конст.строя, организацию гос.власти.

Конституция РФ — это закон, имеющий высшую юр.силу, прямое действие и применяемый на всей терр РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конст РФ. Отличительные черты Конституции:1. особый субъект, который устанавливает Конституцию (народ) или от имени которого она принимается; 2.учредительный, первичный характер конст.установлений; 3.всеохватывающий характер конст.регламентации, т.е.тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет (полит.сфера, эк-кая, социальная, духовная и другие); 4.особые юр.свойства: верховенство, высшая юр.сила, особый порядок принятия, внесения поправок и изменения Конституции, специфические формы охраны и т.д.

Сущность Конституции — баланс основных соц.интересов, представленных в общ-ве; проявление плюрализма, политического компромисса. Одним из распространенных представлений является трактовка сущности Конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в Конституции, о том на каких основах учреждается данное общ-во, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям Конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли. Теологические теории видят сущность Конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в Конституции выражаются идею высшей справедливости, разума. В сущности Конституции 1993 года заложены общедемократические начала. По своему источнику она является народной Конституцией, поскольку была принята народом на референдуме, а не установлена гос-вом.

11.Конституция РФ 1993 г. Общая характеристика.

Конституция РФ 1993 года — была Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, содержит два раздела, 9 глав и 137 статей.

Глава 1- основы конституционного строя, Глава. 2- права и свободы человека и гражданина, Глава 3- федеративное устройство, Глава 4- президент РФ, Глава 5- федеральное собрание ,Глава 6- правительство РФ, Глава 7- судебная власть, Глава 8 – местное самоуправление, Глава 9- конституционные поправки и пересмотр конституции.

Конст.РФ отражает переходный хар-р российского общ-ва,в ней нашли отражение многообразие форм собственности, конкуренция, свобода эк-кой деят-ти,полит.и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гр-на, федеративное устройство.

Это находит свое воплощение в ее осн.чертах,таких как: 1.прямое действие(нормы конст.не нуждаются в ином подтверждении. Прямое действие конст.норм означает право гр-н непосредственно опираться на них при осуществлении своих прав). 2.верховенство(ни один акт не м.б.принят если он противоречит положениям конституции-ч.2 ст.4 и ч.1 ст.15). 3.высшая юр.сила(при столкновении нормы конст.РФ и иных правовых норм всегда должна применятся норма конституции(ч.1 ст.15).4.особый порядок охраны (все гос.органы призваны обеспечивать действенность конст.РФ. В стране учрежден и действует специализированный орган конст.контроля-Конст.суд РФ. 5.Содержательные особенности( к их числу относятся сжатое, но комплексное закрепление в конст.РФ устройства гос-ва и негос.институтов, приоритетное регулирование прав и свобод людей по сравнению с их обязанностями,учреждение федерализма, республиканской формы правления, демократического правового режима. Также конст.РФ отличают такие черты, как особый субъект, которым явл.народ, учредительный, первичный хар-р конст.установлений,кот.проявляется в том что ее установления явл.первичными и выступают в кач-ве первоосновы для текущего законодат-ва,особый порядок ее принятия и пересмотра.

12.Юридические свойства Конституции РФ.

Конституции как нормативному правовому акту присущи следующие юр.свойства:

1.Верховенство Конституции означает, что гос-во, гос.власть в лице гос.органов, а также орг-ции, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конст имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конст РФ органы гос.власти, органы МСУ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конст РФ и законы.

2.Высшая юр.сила Конституции. Согласно ст 15 Конституция РФ имеет высшую юр.силу, прямое действие и применяется на всей терр РФ. Высшая юр.сила Конст означает, что все законы и иные НПА должны соответствовать Конст, в противном случае действуют нормы Конституции.

3.Центральное место во всей правовой системе. Конституция является «ядром» правовой системы, основным законом гос-ва. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.

4.Особая охрана Конституции. В охране Конст задействована практически вся система органов гос.власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конст.Суд РФ проверяет конституционность ряда НПА, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу.

5.Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 — 137), характеризует её как «жёсткую» (в отличие от «гибких» конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность. Конституция, как основной закон — акт долговременного действия, юр.свойством которого является устойчивость его содержания. В силу самой природы конституции ей присуще качество стабильности. Принятие новой конституции должно быть спровоцировано либо серьезным, неисправимым недостатком предыдущей редакции, либо какими-либо глобальными изменениями в общ-ве, общественном и гос.устройстве. Отдельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования и происходить в особом, присущем только Конституции порядке. Поэтому в большинстве стран мира установлен усложненный порядок изменения Конституции.

Особенности Конституции:1.принимается народом или от имени народа; 2.носит учредительный (первичный) характер; 3.особый предмет конст.регулирования (Конст носит всеохватывающий характер — политическая, эк-кая, социальная, духовная сферы жизни общ-ва).

13.Реализация конституционных норм (понятие, формы). Прямое действие норм Конституции РФ 1993 г.

Реализация Конституции – это соц-правовой процесс кот. обеспечивает проведение действующей конституции в жизнь.

Формы реализации конституции:1. Соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) — пассивное воздержание от действий, запрещенных юр.нормами. 2. Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы). Это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юр.норм. 3. Использование (через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права.

4. Применение права — властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

Прямое действие конст.норм означает, что независимо от наличия законодательных актов текущего законодательства, в которых конкретизируются конст.нормы, все правоприменяющие субъекты обязаны эти нормы осуществлять. Суд и иные органы при решении тех или иных положений могут прямо ссылаться на

конкретную статью Конституции.

По содержанию прав и свобод человека (тех сфер жизнедеятельности, которых они касаются) конституционные права и свободы человека и гражданина делятся на:

1. Личные (гражданские) — составляют основу правового статуса и закреплены в наибольшем количестве статей конституций:

Согласно главе 2 Конституции РФ, к этой группе прав относятся: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрана частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, защита частной жизни лица, право определения национальности, право на пользование родным языком, свобода передвижения и места жительства, свобода совести.

Особенности личных прав и свобод человека и гражданина:

— являются по своей сущности неотчуждаемыми, естественными правами каждого человека, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства;

— включают право на охрану достоинства личности, что возлагает соответствующие обязанности на государство и других граждан.

2. Политические — связаны с обладанием гражданством государства и принадлежат только «гражданам». Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а гражданин, как индивид, участвует в осуществлении государственной политической власти. Применительно к политическим правам правосубъектность в полном объеме наступает с 18 лет.

3. Социально-экономические — являются основой всех иных прав. В их число входят культурные права, права собственности, трудовые отношения, здоровье, право на отдых, на образование. Они служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие.

В действующей Конституции сначала приведены личные, потом политические, потом социально-экономические права и свободы. Именно такова последовательность во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.

58.Личные права и свободы человека и гражданина в рф

К группе личных (гражданских) прав Конституция РФ относит (статьи 22, 25, 27, 28, 35, 36, 37, 39, 40, 42, 43, 47, 48):

1.право на частную собственность, включая землю;

2.право на владение, пользование и распоряжение имуществом, как единолично, так и совместно с другими лицами;

3.право на благоприятную окружающую среду;

4.право на свободный труд;

5.право на охрану здоровья, мед. помощь, отдых, жилище;

6.право на образование;

7.право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;

8.право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

9.право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения;

10.право на неприкосновенность жилища;

11.право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства;

12.право на пользование родным языком;

13.право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти;

14.право на получение квалифицированной юридической помощи, пользование помощью адвоката;

15.свобода совести, свобода вероисповедания; свобода мысли.

Основным личным правом человека является право на жизнь (Статья 20 Конституции РФ). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1991.

Право на жизнь — естественное право человека — комплекс действия по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни — сюда относится политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и проч.

Важное значение также имеют мероприятия медицинского характера — надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т.д.

Обеспечение права на жизнь напрямую связано с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.

Подход к человеческой жизни как высшей социальной ценности, пронизывает все законодательство, содержащее нормы: об ответственности за преступления против жизни; о необходимой обороне; о правилах использования оружия; о запрещении эвтаназии и другие.

Статья 20 Конституции РФ — смертная казнь вплоть до ее отмены может применяться в качестве исключительной меры наказания.

Конституционные права и свободы — это закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому человеку и гражданину свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения.

Отечественные юристы единодушны в том, что основные права, свободы и обязанности составляют общественно-правовой институт, но они расходятся относительно его содержания. Если большинство считают, что в этот институт следует включать все записанные в конституции права, свободы и обязанности граждан, то некоторые, напротив, полагают, что к нему относятся не все, а лишь те права, свободы и обязанности, которые непосредственно связаны с функционированием государственной власти’.

Существует мнение, что конституционные права, свободы и обязанности в совокупности составляют государственно-правовой институт, ибо они все закрепляют место человека, его положение в обществе и государстве. Конституционные права, свободы и обязанности фиксируют правовое положение граждан не в целом, а лишь его основы .

Для этих прав, свобод и обязанностей характерен ряд признаков. Конституционные права, свободы и обязанности:

  • — являются основными;
  • — составляют юридическую базу для всей системы прав, свобод и обязанностей;
  • — обладают наивысшей юридической силой;
  • — подлежат повышенной защите.

Основными они являются потому, что опосредуют наиболее существенные, коренные отношения между государством и его гражданами в связи с их местом в важнейших областях жизни и деятельности. Но, будучи основными по содержанию, соответствующис юридические возможности могут стать таковыми по форме, если они будут закреплены в Основном законе государства.

Конституционные права, свободы и обязанности являются юридической базой для всех прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, записанных в текущем законодательстве, ибо они содержат исходные, принципиальные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений.

Свойство наивысшей юридической силы означает, что все другие права, свободы и обязанности должны соответствовать конституционным. Обеспечение конституционным правам, свободам и обязанностям высшей юридической силы является гарантией незыблемости всего правового статуса человека и гражданина.

Классификация прав и свобод может осуществляться по различным основаниям, однако надо иметь в виду, что она зачастую весьма условна, ибо оказывается, что одно и то же право, одна и та же свобода или обязанность может одновременно принадлежать к двум или более классификационным группам.

Следует обратить внимание на проводимое в Конституции РФ разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Устанавливая различия между статусом человека и гражданина, Конституция РФ восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые нашли воплощение в Декларации независимости 1776 года, Билле о правах 1789 года (США), Декларации прав человека и гражданина 1789 года (Франция). Разграничение вытекает из различения гражданского общества и государства.

Итак, в зависимости от субъекта обладания правом выделяют права человека и права гражданина. Эти две категории обычно упоминаются в одной «связке», однако их содержание нс тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина — из позитивного, хотя те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения, независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом в силу его принадлежности к государству (гражданство).

Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных интересов), в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством — института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).

Другое основание классификации также связано с характером субъектов прав, свобод и обязанностей. Речь идет о разделении прав, свобод и обязанностей по форме осуществления на индивидуальные и коллективные. Индивидуальное право часто может осуществляться коллективно, но отличие его от коллективного права в том, что оно вполне может осуществляться и защищаться индивидуально, тогда как коллективные права по своей природе не могут осуществляться индивидуально. Например, право на забастовку коллективное потому, что индивидуальная забастовка не забастовка, а прогул.

Классифицировать права и свободы, а равно и обязанности, можно на основные и дополнительные. Последние производны от первых и конкретизируют их. Например, право участвовать в управлении государством — основное право, а избирательные права производны от него, суть одно из его проявлений.

По степени абсолютизации выделяют абсолютные права, нс подлежащие ограничению ни в коем случае, и относительные.

Права можно различать по времени возникновения. Отсюда появление понятия «поколение» прав человека. В современных теориях прав человека наблюдается тенденция относить к новому поколению такие права, которые конкретизируют индивидуальные права первых двух поколений (право на отличие, право на тишину и покой и др.), а также ряд коллективных прав (право на солидарность и право на международное общение).

Но наибольшее значение имеет традиционная классификация соответствующих прав, свобод и обязанностей по содержанию:

Личные права, свободы составляют первооснову правового статуса личности. Они охватывают фундаментальные аспекты личности, выражают гуманистические основы жизни общества, защищают пространство личной жизни человека, индивидуальную свободу от вмешательства извне. Большинство из них носят абсолютный характер, т.е. являются не только неотъемлемыми, но и нс подлежащими ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охраны этих прав и свобод.

Большинство конституционных прав, свобод являются личными, да и коллективные права, например, право на объединение, осуществляются в результате личных усилий индивидов, поэтому выделение группы личных прав и свобод имеет особое значение. Они личные в том смысле, что направлены на защиту людей как физических существ, на обеспечение неприкосновенности способов их личного бытия и возможности активно защищать собственные интересы в разных инстанциях. Среди личных прав и свобод — право на жизнь, достоинство личности, личная свобода и неприкосновенность, в т.ч. неприкосновенность частной жизни, право на личную и семейную тайну, право на защиту чести и доброго имени человека, право на неприкосновенность жилища, право самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлежность, право на свободный выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, право на свободный выезд за пределы РФ и на беспрепятственное возвращение обратно, свобода совести, свобода вероисповедания.

Политические права, свободы связаны с обладанием гражданства государства в отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку. Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, что они вторичны, производны от воли государства. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы (ст. 2 Конституции РФ).

Естественный характер этих прав вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя реализуется через политические права и свободы каждого гражданина.

К политическим правам, свободам относятся: право на народное представительство; право избирать и быть избранным; право голоса на референдумах; право иным образом принимать участие в выборах и референдумах; право нормотворческих инициатив; право на осуществление местного самоуправления; свобода мысли и слова; право на поиск, получение, передачу, производство, распространение информации; свобода массовой информации; право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования; право на участие в управлении делами государства, в т.ч. право на доступ к государственной службе и на участие в отправлении правосудия; право на личные и коллективного обращения в государственные органы, органы местного самоуправления; право на защиту Отечества и др.

Социально-экономические нрава и свободы призваны дать возможность людям свободно искать, находить источники дохода и поддержки жизнедеятельности собственной и своих близких. Советская концепция прав человека исходила из первичности этой группы прав. Современное конституционное законодательство выдвигает на первое место личные права, что следует хотя бы из порядка расположения прав, обязанностей в главе 2 Конституции РФ. Вначале личные права, затем публичные, только потом — социально-экономические права.

Первостепенное значение в числе социально-экономических прав принадлежит праву частной собственности, включая право на объекты интеллектуальной собственности, орудия, средства производства. Вместе с правом собственности в центре социально-экономических прав находится право на свободный труд, означающее, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Конституция запрещает принудительный труд. Советские конституции говорили о запрете эксплуатации человека человеком. Следовательно, сегодня эксплуатация как присвоение продуктов чужого труда частными собственниками допускается, однако если только она носит добровольный, а не подневольный характер и осуществляется в рамках закона.

Ориентир на развитие свободной гражданской экономики тесно увязан в Конституции РФ с той частью прав, что направленны на обеспечение социально-экономических гарантий малоимущим, полностью или частично нетрудоспособным.

Социально-культурные права и свободы нацелены на обеспечение людям возможности творческого развития, приобщения к потребностям своего и других народов, цивилизаций, приумножения и совершенствования культурной среды. В их числе право пользования родным языком, право на свободный выбор языка, свободы воспитания, обучения и творчества, право на свободный выбор и распространение религиозных и иных убеждений, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

  • См.: Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. М., 1951. Т. 1. С. 21.
  • См.: Воеводин Л. Д. Указ. соч. С. 142.

Конституционные права и свободы – это наиболее значимые меры возможного поведения, получившие отражение в Конституции.

Классификация прав и свобод:

1. По субъектному составу того или иного права:

1) Права человека – являются исходными и присущи всем от рождения независимо от гражданства (личные, экономические, социальные, культурные, экологические);

2) Права гражданина – принадлежат только гражданам РФ (политические).

2. По способу осуществления прав и свобод:

1) Коллективные – могут быть реализованы только группой людей (право на забастовку);

2) Индивидуальные – могут быть реализованы как совместно, так и в индивидуальном порядке (большинство конституционных прав и свобод).

3. По степени ограничения государством:

1) Не подлежащие ограничению (личные права и свободы, экологические права, культурные права только в рамках свободы слова);

2) Ограничиваются со стороны государства (экономические, социальные, максимально ограничены политические права и свободы).

4. По сферам общественных отношений:

1) Личные права и свободы (9) – дают человеку относительную независимость от общества:

— право на жизнь (ст.20)

— право на достоинство личности (ст. 21)

— право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)

— право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23-24)

— право на неприкосновенность жилища (ст. 25)

— право определять и указывать свою национальную принадлежность (ст. 26)

— свобода передвижения и выбора места жительства (ст. 27)

— свобода совести и вероисповедания (ст. 28)

— свобода мысли и слова (ст. 29).

2) Политические права граждан (6) – дают возможность гражданам РФ участвовать в управлении делами общества и государства:

— свобода слова (ст. 29)

— свобода печати и информации (чч.4-5 ст. 29)

— право на объединение (свобода союзов) (ст. 30)

— право на мирные собрания и публичные манифестации (ст. 31)

— право участвовать в управлении делами государства (ст. 32)

— право обращений (ст. 33).

3) Экономические права (4) – связаны с производством, перераспределением, обменом и потреблением материальных благ:

— свобода экономической деятельности (ст. 34)

— право на частную собственность (ст. 35)

— право наследования (ч. 4 ст. 35)

— трудовые права (ст. 37)

4) Социальные права (4) – связаны с материальным вложением из государственного бюджета в пользу социально незащищенных лиц:

— право на защиту материнства, отцовства, детства и семьи (ст. 38)

— право на социальное обеспечение (ст. 39)

— право на жилище (ст. 40)

— право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)

5) Культурные права (3) – человек может обращаться к культурным ценностям, созданным самим человеком, а также способ самовыражения:

— право на образование (ст. 43)

— свобода творчества и преподавания (ст. 44)

— право на участие в культурной жизни (ч. 2 ст. 44)

6) Экологические права (3) –

— право на благоприятную окружающую среду (ст. 42)

— право на достоверную информацию об окружающей среде (ст. 42)

— право на возмещение вреда, причиненного в ходе экологических правонарушений (ст. 42).

Закрепленный в Конституции РФ перечень прав и свобод является основным и составляет основу (базу) конституционно-правового статуса личности в России, но не является исчерпывающим. В нормах иного законодательства положения главы 2 Конституции РФ находят свое продолжение и конкретизацию.

Социальные основы конституционного строя.

Экономические основы конституционного строя.

Экономические и социальные основы конституционного строя РФ

В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право частной собственности охраняется законом.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Направления деятельности государства в социальной сфере: 1) охрана труд и здоровья людей; 2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда; 3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; 4) развитие системы социальных служб; 5) установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Политика социального государства направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Условиями этого выступают: достойный человека прожиточный минимум, материальная обеспеченность, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами, включая жилище и медицинское обслуживание, личную безопасность и социальное обеспечение, доступ к ценностям культуры. Достойная жизнь включает и свободное развитие человека, его физическое, умственное и нравственное совершенствование.

Конституционные права и свободы — это закрепленные в Конституции РФ неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, составляющие основу его правового статуса, принадлежащие ему от рождения и защищаемые государством.

Виды прав и свобод: личные (гражданские), политические, социальные, экономические, культурные.

Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, при этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству. РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Чрезвычайное положение на всей территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

Добавить комментарий