Конклюдентные акты управления

Вся электронная библиотека >>>

Основы права >>

Юриспруденция

Основы права

Раздел: Экономика и юриспруденция

Административно-правовой метод управления – внеэкономическое или прямое управляющее воздействие субъектов управленческой деятельности, осуществляемое на основе прямых предписаний (команд или директив), являющихся юридически обязательными для объектов управления.

Административно-правовые формы – это принимаемые в рамках компетенции органа государственного управления (должностного лица) правовые акты нормативного и индивидуального характера и совершаемые на их основе юридически значимые действия (осуществление обязательной государственной регистрации и др.).

Административный надзор – надзор, осуществляемый специально уполномоченными органами и лицами методом непосредственного наблюдения, периодических проверок и др. предусмотренными законом способами, в целях обеспечения выполнения гражданами, должностными лицами и организациями установленных предписаний (государственной дисциплины), предупреждения и пресечения с их стороны правонарушений и иных антиобщественных проявлений.

Конклюдентные акты управления – юридически значимые действия органа государственного управления (должностного лица), не имеющие характера письменного акта (сигнал светофора, дорожный знак и т.п.).

Лицензирование – представление организациям и физическим лицам в предусмотренных законом случаях специальных прав, т.е. разрешения на право осуществления определенного вида деятельности.

Недействительный акт управления – акт, изданный с явным нарушением компетенции исполнительного органа власти (должностного лица).

Отмена акта управления – предусмотренное законом признание акта управления недействительным, в результате чего он утрачивает юридическую силу.

Правовой акт управления – основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм (нормативно-правовой акт) или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений (распорядительный акт).

Приостановление действия (исполнения) акта управления – предусмотренная законом возможность соответствующих органов государственной власти приостанавливать действие акта органов управления временно до установления содержащихся в нем дефектов.

Регистрация – осуществление органами исполнительной власти и должностными лицами проверки соответствия учредительных документов или специальных прав требованиям закона.

Административные правовые акты могут быть выражены в конклюдентной форме, то есть в виде сигналов, знаков и символов171. Так, к конклюдентным административным актам можно отнести, например, дорожные знаки, сигналы светофора либо действия регулировщика по регулированию дорожного движения.

В доктрине, однако, высказывается точка зрения, согласно которой не являются административными актами жесты регулирования дорожного движения и жесты сотрудника полиции, выражающие требование остановки транспортного средства, поскольку данные действия выражаются физически, а не официально-документально. Аргументируется данная позиция тем, что законодатель, в частности, в ст.46 Конституции Российской Федерации, ст. 12 и 13 Гражданского кодекса РФ, ст. 198 — 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ отделяет ненормативные, т.е. правоприменительные, правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления, выраженные в виде официальных документов, от совершаемых ими действий, не оформленных документально. Однако не все ученые не признают жесты регулировщика конклюдентным административным актом. Так, например, Бахрах, Россинский и Старилов выделяют в зависимости от формы выражения словестные (письменные и устные) и конклюдентные административные акты и к числу конклюдентных относят в том числе жесты сотрудника ГИБДД, регулирующего движение транспорта и пешеходов. А кроме того с позицией Кононова и Машарова сложно согласиться по нижеследующим основаниям.

В силу пункта 1.2 Правил дорожного движения регулировщиком является лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Следовательно, каждый сигнал регулировщика является официальным односторонним выражением воли уполномоченного властного субъекта, формой его управленческой деятельности, основанной на нормах права и влекущей юридические последствия для конкретного адресата. Проезд на запрещающий жест регулировщика может повлечь привлечение нарушителя к ответственности, предусмотренной статьей 12.12 КоАП РФ. Таким образом, сигнал регулировщика отвечает всем признакам административного акта.

Аналогично решается вопрос об отнесении к административным актам, выраженным в конклюдентной форме, жестов сотрудника органов внутренних дел, выражающих требование остановки транспортного средства. Ответственность на несоблюдение данного требования предусмотрена статьей 12.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Интерес представляет вопрос об отнесении к конклюдентным административным актам бездействия уполномоченных лиц. Так, действующим законодательством предусмотрена возможность оспаривания не только актов, решений, действий уполномоченных лиц, но и их бездействия (глава 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ; глава 22 Кодекса административного судопроизводства РФ). Так, например, частью

  • 6 статьи 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя в течение определенного срока со дня вынесения постановления об оценке имущества должника вынести постановление о передаче имущества должника на реализацию. В случае нарушения данного срока сторона исполнительного производства вправе обжаловать либо оспорить бездействие по вынесению соответствующего постановления. Между тем, бездействие не обладает присущими административному акту признаками, а именно, бездействие представляет собой отсутствие властной воли субъекта публичного управления и, соответственно, не имеет адресата. В данной связи бездействие
  • — это не определенная форма административного акта, а его отсутствие в принципе. Оспаривание бездействия государственных органов и органов местного самоуправления предусмотрено законодателем именно в связи с отсутствием административного акта при одновременной обязанности соответствующего органа такой акт принять.

Таким образом, административные акты могут быть выражены в конклюдентной форме посредством специальных знаков, например знаков дорожного движения, жестов регулировщика либо требований сотрудника полиции по остановке транспортного средства, что признается, однако, не всеми учеными. Не относится к административным актам бездействие уполномоченных лиц и органов.

В России отсутствует унифицированный правовой акт, который бы регулировал порядок административной процедуры и соответственно требования к формам административных актов. Универсальное регулирование административных процедур обеспечивает наиболее надежную защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц — адресатов издаваемых административных актов, поскольку к законодательно урегулированным формам предъявляются определенные универсальные требования, позволяющие унифицировать деятельность администрации и избежать спорных и противоречивых правоприменительных ситуаций, что в конечном итоге отражается на доверии граждан к органам государственной власти. За счет того, что в немецком праве уже многие годы существует единый акт, регулирующий административную процедуру, каждая из рассмотренных форм административного акта урегулирована более детально и четко, чем в российском законодательстве.

Приоритет письменной формы акта перед устной либо конклюдентной заключается в возможности зафиксировать принимаемое уполномоченным лицом решение, обеспечить донесение его до адресата в том числе через определенный временной промежуток и без непосредственного контакта адресанта и адресата, тем более, если на какой-то из сторон наблюдается множественность субъектов, в возможности обеспечить хранение данных актов, в том числе для целей использования в качестве доказательств.

Для оптимизации законодательного регулирования форм административных актов по итогу проведенного исследования можно предложить законодателю:

  • 1). Принять единый правовой акт, содержащий основополагающие предписания, регулирующие административную процедуру.
  • 2). Внести изменения в Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», где наряду с нормами о регистрации граждан по месту жительства можно ввести положения о необходимости присвоения каждому гражданину персонального адреса электронной почты, который мог бы считаться официальным для направления корреспонденции.
  • 3). Внести аналогичные изменения в законодательство о регистрации юридических лиц, где наряду с местом нахождения необходимо указать и официальный адрес электронной почты.

При этом не должна исключаться возможность для граждан и организаций воздержаться от перехода на электронный способ коммуникации с государством и сохранения традиционного «бумажного» взаимодействия.

Слово «конклюдентный» латинского происхождения: concludere означает — заключаю, делаю вывод. Таким образом, конклюдентный акт — это действия лица, выражающие его волю, но не в форме письменного или устного волеизъявления, а в поведении или в иной форме, по которой можйо сделать заключение о таком намерении. Термин «конклюдентный» больше присущ для гражданского права. Его нормами регулируется совершение различных сделок.
В сфере административного права рассматриваемый термин применяется к актам управления (управленческим действиям), в которых выражается властная воля соответствующих государственных органов (лиц) не в устной или письменной форме, а путем жестов, световых и звуковых сигналов, знаков, например, дорожного движения, и т.п.
Конклюдентные акты управления по юридической силе не однородны. Одни из них имеют информационный характер. Они применяются в лесах, в местах использования речного флота, для обеспечения безопасности дорожного движения, безопасности движения воздушных средств передвижения и т.д. Ряд таких актов носит запрещающий и разрешающий характер и в случаях их несоблюдения обеспечивается санкциями.
Image Таким образом, конклюдентные акты в системе правовых актов не столь многочисленны и распространены. Между тем их роль в вышеперечисленных отдельных сферах управленческой деятельности весьма значительна.
В некоторых странах наличествуют так называемые подразумеваемые правовые акты управления. Они вытекают из молчания, сохраняемого органом управления (должностным лицом), администрацией. В Республике Беларусь подобное относится к принятию законов. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 100 Конституции Республики Беларусь Совет Республики должен рассмотреть законопроект, переданный Палатой представителей в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным — десяти дней. В случае нерассмотрения законопроекта в указанные сроки, закон считается одобренным Советом республики. По ч. 6 ст. 100 Конституции Республики Беларусь закон, принятый Палатой представителей и Советом Республики, представляется Президенту Республики Беларусь на подпись. Если Президент не возвращает его на протяжении двух недель, то закон считается подписанным. Думается, что подобный порядок следовало бы распространить и на отдельные случаи принятия правовых актов управления, особенно на сферу рассмотрения обращений граждан. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан» обращения граждан должны быть рассмотрены не позднее одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки — не позднее пятнадцати дней. Здесь же подчеркивается, что может быть обжаловано лишь решение, принятое по обращению. А если решение не принято, если срок рассмотрения нарушен? Таких нарушений Закона предостаточно. Правильным было бы дополнить Закон примерно следующим: «Если обращение не рассмотрено в указанный срок и не поступило сообщения о продлении его рассмотрения, то считается, что в обращении отказано (принято отрицательное решение, просьба отклонена)».

Добавить комментарий